Формы текущего контроля. Тесты.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Формы текущего контроля. Тесты.
В основу государственных образовательных стандартов последнего, третьего, поколения, положен компетентностный подход, суть которого определяется понятием компетенция. Существует множество определений данного понятия, однако мнения учёных сходятся в том, что компетенция – это не просто сумма знаний, умений и навыков отдельной личности, а её способность творчески использовать их, создавая новую информацию, новые объекты действительности, изменяя окружающие условия в соответствии с планами самосовершенствования, самореализации личности.
В качестве рабочего мы выбрали определение, данное в статье Т.Е. Исаевой «Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя»: «компетенция – это уникальная система профессионально-личностных знаний, умений и качеств человека, объединённых гуманно-ценностным отношением к окружающим, творческим подходом к труду, постоянная нацеленность на личностное и профессиональное совершенствование, используемые для освоения педагогических ситуаций, в процессе чего создаются новые смыслы деятельности, явления, объекты культуры, способствующие достижению нового качества человеческих отношений» (3, 57).
Языковая компетенция, традиционно понимаемая как владение системой языковых правил, норм и умение пользоваться ими для создания высказывания в соответствии с ситуацией, является для будущих учителей начальных классов чрезвычайно актуальной. Во-первых, языковая компетенция признаётся учёными, вне зависимости от предлагаемых ими компетентностных классификаций, одной из основных, базовых компетенций любой личности (как составная часть коммуникативной компетенции (3, 59) и взятая сама по себе (4, 82). Во-вторых, учитывая обязательное изучение в начальной школе предметов «Русский язык» и «Чтение», можно утверждать, что языковая компетенция является для учителя начальных классов неотъемлемой частью профессиональной компетенции. Сформированность любых компетенций (в том числе языковой) проверяется с помощью различных форм контроля. Рассмотрение одной из таких форм – тестовых заданий и, в частности, их видов, является содержанием данной статьи.
Систему контроля традиционно составляют входной (диагностический), текущий, промежуточный и итоговый контроль; систематичность определяется преподавателем в зависимости от особенностей группы обучаемых (уровня их успеваемости, прилежания и т.п.), а также от стиля работы самого преподавателя.
Очевидно, что и составление заданий для контроля, и проверка работ обучаемых требует определённых интеллектуальных усилий, а самое главное – больших затрат времени, что на сегодняшний день, к сожалению, наиболее важно для преподавателей. Стремление в какой-то степени рационализировать контроль языковой компетенции будущих учителей начальных классов и обусловило разработку нами системы тестовых заданий для всех видов контроля в ходе изучения дисциплины «Русский язык с основами языкознания» (раздел «Морфология»).
Сразу оговоримся, что мы не ограничиваем формы контроля только тестовыми заданиями, признавая объективные достоинства и недостатки тестов; кроме того, как будет показано ниже, на сегодняшний день учёными-тестологами под тестами понимается достаточно широкий круг заданий.
Несмотря на уже довольно высокую степень разработанности в нашей стране вопросов тестологии (которая десятилетия находилась под негласным запретом), единого, принимаемого всеми исследователями определения теста классификации его видов и типологизации тестовых заданий нет. Однако для настоящей статьи будет достаточно наиболее общих представлений и классификаций, в целом признаваемых всеми исследователями, и в том объёме, который использован в предлагаемой вашему вниманию разработке.
Тест определяется как система заданий возрастающей трудности, позволяющая эффективно измерить уровень и качественно оценить структуру подготовленности учащихся (1). Ведущая идея традиционного теста - минимумом числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа учащихся.
(Здесь считаем нужным отметить, что традиционно выделяют тесты стандартизованные (прошедшие сертификацию) и прочие (дилетантские, любительские, преподавательские и т.п.). В практике тестологии научно обоснованными принято считать только стандартизованные тесты, в реальности же составление педагогических тестовых материалов, соответствующих сертификации, не только крайне трудоёмко, но и фактически невозможно, т.к. методические рекомендации по данной тематике «выдаются заказчикам после заключения договора на сертификацию» (2, 10). Поэтому созданные самими преподавателями тесты также, безусловно, имеют право на существование, учитывая их всё возрастающую роль в образовательном пространстве нашей страны, а также широкую распространённость за рубежом).
По форме заданий тесты делятся на закрытые и открытые.
К тестовым заданиям закрытого типа относятся задания, предполагающие выбор верного ответа (верных ответов) из предложенных. Вопреки расхожему представлению, они достаточно разнообразны и отнюдь не примитивны. Так, к закрытым тестовым заданиям (далее – ТЗ) относятся:
1) ТЗ на идентификацию/ опознание. Задание. Является ли одушевлённость – неодушевленность грамматической категорией?
2) ТЗ альтернативной формы. Задание. В словосочетании слушаться взрослых выделенное слово является: а) существительным; б) прилагательным.
3) ТЗ с выбором одного ответа. Задание. Существительные, обозначающие совокупность предметов как неделимое целое, не сочетающиеся с количественными числительными и не изменяющиеся по числам, но способные соотноситься с сингулятивом, называются: а) вещественными, б) отвлечёнными, в) собирательными.
4) ТЗ со множественным выбором верных ответов. Задание. В грамматику включают следующие разделы науки о языке: а) словообразование; б) морфологию; в) синтаксис; г) орфографию и пунктуацию.
5) ТЗ на установление соответствия. Задание. Укажите значение, соответствующее служебным частям речи:
а) частицы
1) выражают субъективное отношение говорящего к тому, что и как он говорит (к предмету речи и способу оформления мыслей)
б) модальные слова
2) выражают различные смысловые оттенки слов и предложений
в) междометия
3) выражают чувства и эмоции, не называя их
Тестовые задания открытого типа требуют конструирования ответов и бывают: 1) с кратким ответом; 2) с развернутым ответом.
1) ТЗ с кратким ответом. Задания: назовите основания (критерии) выделения частей речи: 1)…, 2)…, 3)… Или: заполните в приведённой таблице графу «Грамматическое значение»:
Лексическое значение
Грамматическое значение
1. Конкретно, характеризует лишь какое-то определённое слово
2. Выражается основой слова.
3. Носитель – слово (лексема)
1.
2.
3.
Приведенные выше тестовые задания (тесты) относятся к тестам-подстановкам.
2) ТЗ с развернутым ответом. Задания: продолжите, если это необходимо, тезис: отличие одушевлённых существительных от неодушевлённых заключается в следующем: одушевлённые обозначают живых существ, а неодушевлённые - предметы неживой природы; … Или: закончите определение: синтаксическая роль существительного –…
К тестам с развернутым ответом относятся типовые задачи, различные письменные работы, требующие развернутого ответа. От обычных письменных работ они отличаются наличием эталона ответа.
Очевидно, что обе формы тестовых заданий имеют как достоинства, так и недостатки: ТЗ закрытого типа занимают меньше времени при выполнении и удобны в обработке преподавателю, однако имеют достаточно большую вероятность угадывания правильного ответа и требуют введения неверных ответов. Первого недостатка можно избежать путём комбинирования в одном тесте заданий закрытого и открытого типа (что, правда, усложнит этап оценивания). Иллюстрацией такого подхода может служить один из тестов, приведённых в работе В.К. Радзиховской «Морфология современного русского языка, Вводный курс»: в тесте на выбор предлагаются три ответа: лучший (наиболее правильный в свете современных знаний); положительный (средний возможный допустимый ответ); худший (в котором нарушены какие-либо принципиальные моменты). Например: Определите часть речи, докажите свой выбор определения: а) часть речи — это наиболее широкая грамматическая категория, обусловливающая все другие грамматические категории; б) часть речи — это наиболее широкий класс слов, выделяемый на основании категориального значения, совокупности грамматических категорий, синтаксических и словообразовательных признаков; в) часть речи — это класс слов, ориентированный на выполнение определенной синтаксической функции. Автор отмечает, что выбор правильного ответа — то только ориентация в предмете; принципиально же важна аргументация выбора, которая также оценивается как лучшая, средняя и слабая.
Что касается введения неправильных ответов (несущих нередко ложное знание), то, как отмечают специалисты (1, 2, 5), это не только методически неверно (часто испытуемый запоминает ложное знание), но и нерационально, так как увеличивает затраты сил и времени на их «выдумывание». В качестве неверных ответов рекомендуется вводить типичные ошибки учащихся (только не нелепые) или – «не знаю», «не имеет места», «не имеет решения» и т.д.
ТЗ открытого типа напротив, требуют меньшего времени на составление, дают более полное представление об уровне знаний обучаемых, однако проверка и оценка таких тестов представляют большие трудности и вызывают много нареканий из-за возможной субъективности проверяющих преподавателей. В какой-то степени нейтрализовать данные недостатки возможно путем тщательного продумывания эталона ответа (что будет считаться полным, правильным и т.д. ответом, и индексации оценки). Иллюстрацией такого подхода может служить один из тестов, приведённых в работе В.К. Радзиховской «Морфология современного русского языка, Вводный курс»: в тесте на выбор предлагаются три ответа: лучший (наиболее правильный в свете современных знаний); положительный (средний возможный допустимый ответ); худший (в котором нарушены какие-либо принципиальные моменты). Например: Определите часть речи, докажите свой выбор определения: а) часть речи — это наиболее широкая грамматическая категория, обусловливающая все другие грамматические категории; б) часть речи — это наиболее широкий класс слов, выделяемый на основании категориального значения, совокупности грамматических категорий, синтаксических и словообразовательных признаков; в) часть речи — это класс слов, ориентированный на выполнение определенной синтаксической функции. Автор отмечает, что выбор правильного ответа — это только ориентация в предмете; принципиально же важна аргументация выбора, которая также оценивается как лучшая, средняя и слабая.
Кроме того, ТЗ открытого и закрытого типов позволяют проверять совершенно различные уровни сформированности языковой компетенции. Так, если принять предлагаемые в кредитно-рейтинговой (кредитно-зачётной, кредитно-модульной (6, 38) системе уровни требований к знаниям/ компетенциям специалистов (1 уровень: знакомство – репродуктивная деятельность (различение, узнавание); 2 уровень: воспроизведение – реконструктивная деятельность, (запоминание + понимание); 3 уровень: умение – преобразующая деятельность, (умения и навыки по образцу), 4 уровень: творчество – продуктивная деятельность, (перенос)), то будет совершенно очевидно, что ТЗ закрытого типа позволяют проверять знания первого (частично второго) уровня – уровня знакомства и воспроизведения; задания же открытого типа - уровне 2 – 4 - уровней воспроизведения, элементарных умений и навыков и творчества (ср.: при проведении ЕГЭ задания по сложности также разбиваются на три уровня: уровень А - тестовые задания закрытого типа; уровень В - тестовые задания открытого типа с кратким ответом; уровень С — тестовые задания открытого типа с развернутым ответом).
В зависимости от характера деятельности обучаемого различают устные тесты, письменные и тесты действия (2, 37).
Для предмета русский язык актуальны первые два вида, причём письменные тесты понятны и вопросов не вызывают. Устные же тесты, судя по видам заданий, предлагаемых в работах исследователей, – это, фактически, традиционный устный опрос. Так, например, в работе Гулидова И.Н. и Шатуна А.Н. предлагаются следующие устные тесты: преподаватель задаёт вопросы по изображенной на доске таблице, обучаемые устно отвечают и записывают заполненную таблицу в тетради; или: преподаватель читает вопросы с вариантами ответов, обучаемые «голосуют» поднятием руки и т.п.
Мы на практике используем такую форму устной работы: после письменного выполнения обучаемыми заданий и сдачи бланков с ответами мы ещё раз проводим устный опрос по тем же заданиям. Это не пустая трата времени, т.к. цель письменного теста, помимо контроля знаний, умений и навыков, - мотивировать постоянную, системную подготовку обучаемых к каждому занятию; проведение же устного теста «по горячим следам» позволяет и преподавателю (по реакции обучаемых), и обучаемым (по только что выполненным или невыполненным заданиям) определить степень усвоения изученной темы, обеспечить оперативную обратную связь, дифференцировать обучение (сильные обучаемые дают ответы, слабые ещё раз слушают). Кроме того, выполнение обоих тестов занимает 20-25 мин. (в зависимости от сложности материала), и оправдывает себя.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1) контроль должен осуществляться в системе, включающей диагностический (входной), текущий, промежуточный и выходной контроли; 2) система контроля в целом должна охватывать все уровни знаний, умений и навыков; 3) форма тестовых заданий – одна из наиболее эффективных, т.к. благодаря различным видам заданий позволяет ранжировать задания по степени сложности, контролировать различные уровни сформированности знаний, умений и навыков, обеспечивать регулярную обратную связь с обучаемыми, а также дифференцировать обучение.
Библиография:
1. Аванесов В. Тесты: теория и методика их разработки./ на сайте: www.mirrabot.com.
2. Гулидов И.Н., Шатун А.Н. Методика конструирования тестов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2003. – 112 с.
3. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя.// Педагогика, 2006, № 9, С. 55-60.
4. Меськов В., Татур Ю. О возможностях приобретения гуманитарных компетенций в вузе. //Высшее образование, 2006, № 8, С. 73-83.
5. Сеногноева Н.А. Технология тестов учебной деятельности как средства оценивания результатов обучения. дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Киров, 2006./ на сайте: psiac.permcnti.ru.
6. Чучалин А., Боев О. Кредитно-рейтинговая система. //Высшее образование, 2004, №3, С. 34-39.