Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Контроль знаний, навыков и умений учащихся. Тестовая система контроля в обучении иностранным языкам

  • 👀 370 просмотров
  • 📌 297 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Контроль знаний, навыков и умений учащихся. Тестовая система контроля в обучении иностранным языкам
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Контроль знаний, навыков и умений учащихся. Тестовая система контроля в обучении иностранным языкам» docx
ТЕМА 10. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ. ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. Обучение иностранным языкам сегодня рассматривается как управляемый процесс. Контроль – один из многих инструментов управления процессом обучения. Термин «контроль» может использоваться в широком и узком смысле. Контроль в широком смысле слова – это компонент учебно – воспитательного процесса, направленного на определение уровня знаний, навыков и умений обучаемого. Контроль в узком смысле слова – это этап урока, во время которого проводится проверка домашнего задания или упражнений, выполняемых в классе. Функции контроля в обучении иностранным языкам: 1) Обучающая способствует повторению и закреплению пройденного материала, следовательно, контроль является одним из способов обучения языку; 2) Диагностическая определяет уровень владения языком в соответствии с программными требованиями. Объектами контроля здесь являются средства общения и деятельность общения при ведущей роли последней; 3) Корректировочная проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения языку на основе полученных в ходе контроля данных; 4) Управленческая обеспечивает управление процессом овладения языком благодаря использованию специальных учебных материалов и разработанной методике их применения в ходе контроля; 5) Оценочная позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего. Эффективности самого процесса обучения. 6) Стимулирующая создает положительные мотивы учения. Проведение или ожидание контроля стимулирует учебные действия учащихся. Является дополнительным фактором их учебной деятельности; 7) Собственно контролирующая (проверочная) Учитель в ходе контроля получает информацию о ходе учебного процесса, анализируя высказывания учащихся, он выявляет успешность выполнения поставленной учебной задачи. Учащиеся в ходе контроля находят мотивы для дальнейшей учебной деятельности. Информацию об обратной связи учащиеся получают 3 путями: 1) Из указаний учителя: он сообщает об успешности выполнения задачи, корректирует речевые действия, дает им оценку. 2) Путем внешнего самоконтроля с помощью ключей или приемов программированного обучения. 3) Путем внутреннего самоконтроля. Объекты контроля должны совпадать с объектами обучения: 1) Знание слов, грамматических правил, правил чтения и письма. 2) Навыки: лексический, грамматический, произносительный. 3) Речевые умения в аудировании, говорении, чтении, письме. Контроль речевых умений занимает ведущее место на уроке, так как целью обучения является развитие речевых умений. Долгие годы основным объектом контроля считалось владение учащимися системой языка, а не приобретаемая в ходе обучения способность к речевой деятельности. Выдвижение коммуникативной компетенции в качестве основной практической цели обучения иностранному языку способствовало определению в качестве главного итогового объекта контроля речевых умений, а владение языковым материалом рассматривать преимущественно в качестве объекта текущего контроля. Контроль на занятиях должен отражать специфику иностранного языка как учебного предмета. Усвоение иностранного языка, причисляемого к группе практических дисциплин, предусматривает в первую очередь овладение способами пользования языком в различных видах деятельности и сферах общения. Поэтому контроль знаний системы языка не дает представления о практическом владении языком, т.е. об уровне коммуникативной компетентности. Следовательно, ведущим объектом контроля на занятиях по языку являются речевые умения. Контроль же навыков выполнения действий и операций с языковым материалом при коммуникативном обучении должен быть направлен не столько на проверку знания лексических единиц и умение образовывать с их помощью грамматические формы, сколько на умение выполнять действия с ними при оформлении своих мыслей и понимании мыслей других людей, говорящих на изучаемом языке. В современной литературе даже утверждается, что владение речевыми навыками представляет собой объект контроля «более низкого ранга» в сравнении с контролем речевых умений, поскольку при этом «контролируется только подготовка учащихся к речевой деятельности, но не сама деятельность, свидетельствующая об обученности иностранному языку». Требования к контролю: 1) Объектами контроля на уроке иностранного языка должны быть главным образом навыки и умения различных видов речевой деятельности. Контроль должен способствовать их развитию. 2) Контроль знаний лексики и грамматики проводится косвенно. 3) Контроль должен осуществляться по намеченному учителем плану. 4) Исправление ошибок должно носить различный характер в зависимости от видов речевой деятельности. 5) Во время опроса важно заботиться о том, чтобы работал весь класс. 6) Контроль должен быть объективным, систематичным, всесторонней. 7) Контроль должен носить дифференцированный характер. 8) Оценка должна оказывать воспитательное воздействие на учащихся. Виды контроля в обучении иностранным языкам: 1) Текущий. 2) Тематический. 3) Периодический. 4) Итоговый. Различают предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. Цель предварительного контроля (или контроля готовности к овладению деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень владения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические качества, которые способствуют успешности обучения (память, внимание, интересы, общее развитие, склонности). Такой контроль обеспечивает дифференцированный подход к обучению и позволяет, во-первых, наметить стратегии обучения языку и, во-вторых, сформировать учебные группы с учетом подготовки и психологических развития учащихся. Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Этот контроль должен быть регулярным и направленным на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала. ▪ Лексический диктант; ▪ Диктант в картинках; ▪ Краткая самостоятельная работа; ▪ Письменная контрольная работа; ▪ Тест; ▪ Метод проектов; ▪ Устный зачет по изученной теме; ▪ Классический устный опрос у доски; ▪ Самоконтроль ▪ Игровые виды и формы проверки знаний Промежуточный контроль проводится по завершении изучения темы. Он позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала. Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года). Особенность такого контроля заключается в его направленности на определение прежде всего уровня коммуникативной компетенции. Для этого используются специальные тесты, позволяющие с достаточной степенью объективности оценить результаты обученности каждого учащегося. Итоговый 1. Лексический диктант 2. Письменная контрольная работа 3. Устный зачет по изученной теме 4. Классический устный опрос у доски 5. Мини-проекты 6. Тест Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным. Каждая из перечисленных форм может осуществляться устно или письменно. Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки (аспект языка – вид речевой деятельности) и вида контроля (итоговый, текущий). Так, для проверки уровня диалогической речи используется парная форма контроля: проверяющий подает реплику, а испытуемый на неё реагирует. Контроль протекает в форме двустороннего общения, в ходе которого устанавливаются темп и точность реакции на предъявляемые стимулы. Соблюдение норм общения, чистота речи. Для установления уровня владения монологической речью больше подходит индивидуальный контроль, так как свидетельствует о достижениях каждого ученика. Поэтому он больше всего подходит для проверки уровня владения языком в ходе итогового контроля.Достоинство индивидуального контроля – возможность с достаточной глубиной оценить уровень подготовки учащегося. Недостатки связаны со следующими обстоятельствами: а) малый охват обучающихся в ходе урока; б) снижение активности остальных учащихся во время беседы с одним из учеников. Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия. Достоинства фронтального контроля: 1. возможность охвата проверяющим одновременно всех учащихся группы; 2. высокая активность учащихся; 3. высокий темп работы, который может варьироваться в зависимости от трудности задания и готовности учащихся. К недостаткам относят его поверхностный характер из-за рассредоточенности внимания учителя между учащимися и невозможности уделять больше внимания каждому. Таким образом, при фронтальном контроле трудности связаны со сложностью фиксации внимания на работе всех учащихся и, следовательно, возможной недостаточной объективностью оценки их ответов. По этой причине фронтальный контроль больше всего подходит для текущей проверки, но не для итоговой, поскольку в этом случае нет возможности определить умения учащихся с достаточной глубиной и полнотой. Для повышения эффективности фронтального контроля рекомендуется: 1. планировать заранее место фронтального контроля в системе урока и время, которое будет ему уделено; 2. продумывать формулировки вопросов и заданий. Их нечеткость может вызвать затруднения при ответе и дать необъективное представление о подготовке учащихся; 3. не допускать переключения на индивидуальный контроль. Это может привести к изменению ритма урока и снижению эффективности в работе; 4. Задавать вопросы всему классу, затем называть фамилию ученика, которому предстоит отвечать. Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, обеспечивает быстроту реакции. Если учащийся испытывает затруднения с ответом, следует обратиться за помощью к другому ученику, а не переходить на индивидуальную форму работы с учащимся. Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы. Вариантом группового контроля является парный контроль, получивший распространение за последние годы. Учащиеся работают в паре, выполняя предложенное задание. Самоконтроль – это способность человека регулировать производимые им действия. Учащиеся должны быть способными сознательно оценивать и регулировать производимые им речевые и неречевые действия. Самоисправление ошибочных действий предполагает наличие внешних и внутренних образов – эталонов, с которыми сравниваются производимые действия. Самоконтроль включает в себя такие действия как самонаблюдение, самоанализ, сличение речевых действий с эталонами, самокоррекция, самооценка. Уровень самоконтроля – показатель степени совершенства речевых навыков и умений. Для формирования самоконтроля необходимо переходить от развернутого внешнего со стороны учителя к свернутому, носящему пусковой характер, приводящему в действие самоконтроль. Современная методика разграничивает понятия «отметка» и «оценка». Оценка (оценочное суждение) характеризует степень успешности овладения данным видом речевой деятельности. Она осуществляет корректировочную, а также мотивационно – стимулирующую функцию. Отметка в виде баллов отражает количественную характеристику хода учебной деятельности. Оценивание учащихся в начальной школе В начальной школе есть период без отметок, но оценка должна присутствовать всегда, вербальная или невербальная. Оценка – качественная характеристика, оценка – количественная характеристика. Оценка рассматривается с 2-х позиций: 1) Имеет воздействующую функцию на умственную работу школьника, содействует осознанию учеником процесса работы и понимание им собственных знаний. 2) Имеет стимулирующую функцию, воздействует на аффективно – волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирует притязания и намерения, поступки и отношения. Глоссарий Контроль - определение уровня знаний, навыков и умений обучаемого и формулирование на этой основе оценки за определенный раздел программы, курса или периода обучения Текущий контроль - вид контроля, обеспечивающий своевременную обратную связь и способствующий улучшению учебного процесса. Текущий контроль обеспечивает принятие оперативного решения по коррекции программы освоения языкового материала и овладения различными видами речевой деятельности. Итоговый контроль - контроль, призванный объективно подтвердить достигнутый уровень обученности, определить уровень сформированности навыков и умений по завершении определенного этапа обучения. Приемы контроля - конкретные действия учителя, направленные на контроль сформированности речевых навыков и умений учащихся, на определение уровня их обученности. Оценка - качественная характеристика, с помощью которой фиксируются результаты контроля, направленного на проверку знаний, уровня сформированности речевых навыков и умений Объект контроля - составляют речевые навыки и умения и лишь в незначительной мере - теоретические знания учащихся (в соответствии с особенностями целей и задач обучения иностранному языку) Отметка - количественная характеристика, с помощью которой фиксируются результаты контроля, направленного на проверку усвоения знаний, уровня сформированности речевых навыков и умений. Самоконтроль - способность человека сознательно оценивать и регулировать производимые им речевые действия. Самокоррекция - исправление ошибочных действий на основе внешних и внутренних образцов-эталонов, с которыми сравниваются производимые действия. Краткая характеристика видов контроля Тест - кратковременное испытание, рассчитанное на большее количество испытуемых, результаты которого подвергаются математической обработке. Методический тест – это «контрольное задание, проводимое в равных для всех учащихся условиях, длительность и характер которого строго соотнесены с объективными факторами: цели обучения и конкретного теста, возрастные особенности учащихся. Характер изучаемого материала, результаты выполнения которых поддаются количественной оценке» (Э.А.Штульман). Тесты дополняют традиционные формы контроля, так как они экономичны и объективны; процедура проверки предельно упрощена. Роль тестового контроля в нашей стране повышается в связи с введением ЕГЭ и ГИА. Тесты - это система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень владения языком с помощью специальной шкалы результатов. Основное различие между традиционными контрольными заданиями и тестовыми заданиями заключается в том, что последние всегда предполагают измерение с использованием специальной шкалы (матрицы). Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма преподавателя. В методической литературе получили распространение два виде тестов: нормативно-ориентированные (сравнение учебных достижений отдельных испытуемых) и критериально-ориентированный (оценка степени владения испытуемым пройденным материалом). Лексический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся, в которой учитель проверяет активный лексический минимум учащихся. Этот вид проверочной работы создает у учащихся установку на запоминание орфографии слова, его графической формы. 2. Диктант в картинках. Учитель показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Ученики молча записывают слова, обозначающих названия предметов, которые нарисованы на картинках. 3. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний усвоенных учащимися, задания на проверку умения пользоваться теоретическими знаниями на практике. Количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания. 4.Письменная контрольная работа – наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять теоретические знания на практике. Из просмотренных мною дидактических разработок контрольных работ приведу несколько конкретных принципов их составления, которые можно считать наиболее интересными: •  задания могут быть разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно учащиеся усвоили знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом информации по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы; •  задания также могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их выполнение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель - возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы. Количество вариантов контрольной работы является спорным вопросом. В школе применяется 2, 4, 6 и даже 8 вариантов, поскольку учителя стараются как можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым учеником. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени, требуемого для проверки контрольной работы учителем, а также к появлению трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой сложности. С другой стороны, такое недоверие к ученикам представляется необоснованным, ведь списывать их заставляет отнюдь не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому повышать самостоятельность при выполнении контрольной работы следует не увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней. 5. Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированное мировоззрение, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет же ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Поэтому, по нашему мнению, зачет надо проводить в его традиционной форме, как беседу учителя и ученика. Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме: •  на зачет отводится не более 2 уроков; •  подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты; •  теоретических вопросов должно быть не более 20; •  принимая во внимание сложность такой формы контроля, рекомендуется проведение зачетов только в старших, 10-11 классах. 6. Классический устный опрос у доски организуется по-разному, в зависимости от его цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания он проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса. Методика устной проверки включает в себя две основные части: а) составление проверочных вопросов и их задавание; б) ответы учащихся на поставленные вопросы. Составление проверочных вопросов и заданий — важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой. При составлении вопросов всегда исходят из того, что проверять следует те знания, которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваются учащимися, или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курса. На подбор вопросов оказывает влияние вид проверки: для уточнения содержания вопросов для текущей проверки необходим анализ связей изучаемого материала с ранее пройденным, а для тематической и итоговой проверки - выделение ведущих знаний и способов оперирования ими. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяют вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во-первых, каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершенным, а во-вторых, должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным. Второй составной частью устной проверки является ответ учащегося на вопросы. В дидактической литературе выделяются два условия качественного выявления знаний ученика: •  ученику никто не мешает (учитель и класс комментируют ответ потом); •  создается обстановка, которая обеспечивает наилучшую работу его интеллектуальных сил. Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону. При оценке ответа ученика обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи. Приемы устной проверки используются на различных этапах урока. Выбор тех или иных приемов во многом предопределяется целью и логикой урока. 7.  8. Метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов развивает интерес к предмету, а следовательно учащиеся глубже овладевают языковыми навыками, социокультурными знаниями и умениями. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определенного времени. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическую направленность на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. 9. Самоконтроль позволяет учащимся самостоятельно оценить степень понимания пройденного материала. Метод призван указать на пробелы в полученных знаниях. Эту форму использую в 5-х классах при работе с аудиодисками к учебнику. Многие записи дают возможность прослушать правильные ответы на задания учебника, поработать над произношением 10. Игровые виды и формы проверки знаний. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Одни и те же игры могут выполняться по-разному, принимать разные формы, но в основе всех их лежит импровизация. Игровая форма работы, проводимая в кабинете, также может вызвать интерес учащихся к иностранному языку, способствовать активизации их мыслительной деятельности, а также развитию речевой деятельности. Например, для работы с учащимися младших классов наряду с обычным алфавитом можно поместить на передвижном стенде таблицу с буквами, расположенными не в алфавитном порядке, а вразброс, и предложить ребятам произносить их в правильной последовательности. Игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью, речевого воздействия. Контроль может проводиться в форме опроса фронтального, индивидуального, комбинированного, взаимного. Он может быть организован в виде наблюдения, собеседования, анкетирования, тестирования, контрольной работы (устной, письменной), оценочных суждений, экзаменов. Особое место отводится итоговому контролю. Он призван объективно подтвердить достигнутый уровень обученности, определить степень сформированности умений по завершению определенного этапа обучения. При итоговом контроле доминирует оценочная функция. Объекты итогового контроля – умения в 4 видах речевой деятельности, а именно в аудировании, говорении, чтении, письме. Для их оценки используются количественные и качественные показатели. Текущий контроль призван обеспечивать своевременную обратную связь, способствовать улучшению учебного процесса. Объекты текущего контроля – фонетические, грамматические и лексические навыки. В обучении иностранным языкам используются как одноязычные, так и двуязычные формы контроля. В условиях школы важным является фактор экономичности проводимых контрольных работ, поэтому велик интерес к тестовой методике контроля.
«Контроль знаний, навыков и умений учащихся. Тестовая система контроля в обучении иностранным языкам» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Степанова-Быкова А. С.
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot