Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
РАЗДЕЛ 4. ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Лекция №4.
Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную
форму предпринимательства — рисковый (венчурный) бизнес.
Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами,
специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции.
Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США,
Западной Европе, Японии.
Небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать и генерировать новые
идеи.
Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской
активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.
Венчурные фирмы, как правило, неприбыльны, так как не занимаются организацией
производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам-эксплерентам,
патиентам, коммутантам.
Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм. Количество
сотрудников небольшое.
Функции инновационного менеджмента выполняются либо традиционным менеджером,
либо специалистом, приглашенным со стороны, например, из консалтинговой фирмы.
Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:
идеи инновации — нового изделия, технологии;
общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложений
идеи организовать новую фирму;
рискового капитала для финансирования подобных фирм.
Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах — путем
приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида,
обычно с правом конверсии в акции.
Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных
компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с
повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие
изменения бизнес.
В отличие от других фирм инвестирования, данная форма обладает рядом
специфических черт, а именно:
1. Долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной
форме.
2. Предоставление средств на длительный срок.
3. Активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.
В США, стране с высоким уровнем развития рискового капитала, его основными
сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и
стартовый периоды), на которые приходится 39,2% венчурных инвестиций.
Рассмотрим виды венчурных предприятий:
1. Собственно рисковый бизнес.
2. Внутренние рисковые проекты крупных корпораций.
В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида
хозяйствующих субъектов:
Первый вид — независимые малые инновационные фирмы.
Второй вид — предоставляющие им капитал финансовые учреждения.
Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели,
стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения
науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения
основателя, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях
приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний,
готовых предоставить рисковый капитал. Подобных компаний в середине 80-х годов, например,
в США существовало более 500.
Специфика рискового предпринимательства заключается прежде всего в том, что
средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного
при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не
подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и
реализация прибыли происходят в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок.
Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью
принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-новатора и суммой вложенных им в
проект средств. Эта доля оговаривается в заключительном контракте и может доходить до 80%.
По существу, финансовое учреждение становится совладельцем фирмы-новатора, а
предоставленные средства — взносом в уставный фонд предприятия, частью собственных
средств последнего.
Для российской экономики привлекательно венчурное предпринимательство. Успехи
рискового предпринимательства в разработке научно-технических новшеств заставили
отдельные крупные промышленные предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК)
Российской Федерации, как и за рубежом, пойти на внутренние рисковые проекты, или
внутренние венчуры. Они представляют собой небольшое подразделение, организуемое для
разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемое значительной
автономией в рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений,
поступающих от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся
специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет
внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административнохозяйственном вмешательстве со стороны руководства.
В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку
новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как
правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.
Внутренний рисковый проект должен служить и изысканию новых рынков. Если проект
окажется успешным, подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска
данного изделия в рамках той же фирмы, продано другой или передано другим
подразделениям.
Своеобразной промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и внутренними
рисковыми проектами является организация совместных предприятий нового типа,
представляющих собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках
такого объединения мелкая фирма ведет разработку нового изделия, а крупная компания
оказывает финансовую поддержку, предоставляет исследовательское оборудование,
обеспечивает каналы сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.
Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае
удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20% в
год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.
Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования. За этот срок
фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Например,
финансирование рассчитано на 48 месяцев. Капиталовложения делятся на пять временных
отрезков, исходя из двух правил:
1. Каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя
оправдало. Это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или
коммерсализации продукта.
2. Каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более выгодных
для эксплерента условиях.
Эксплеренты — фирмы, специализирующиеся на создании новых или
радикальных преобразований старых сегментов рынка. Они занимаются продвижением
новшеств на рынок.
Научно-технические разработки имеют приоритетное значение. Однако инновационный
бизнес не является занятием чистой наукой или изобретательством.
На Западе инновационные фирмы возглавляют инженер, являющийся автором
технической стороны проекта, и менеджер, имеющий организационный и коммерческий опыт.
Механизм такого союза формируется из-за скептического отношения крупных компаний к
рискованным проектам. Не получив возможности реализовать новшество на своем
предприятии, менеджер увлекается новой идеей, оставляет прежнее место работы. После этого
он пытается реализовать эти идеи как независимый предприниматель.
Фирмы-эксплеренты получили название «пионерских». Они работают в «окрестностях»
этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции.
Венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты создали условия для научнотехнических сдвигов в современной западной экономике.
Фирмы-эксплеренты, как и венчурные, невелики по размерам.
Малое научно-техническое предпринимательство получает развитие и в России.
Инновационные процессы в России требуют всесторонней поддержки, так как главной
особенностью современного этапа развития науки, экономики, производства является
инновационная направленность.
Высшая школа имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки.
Целью
технопарков
является
стимулирование
малого
инновационного
предпринимательства.
Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, имеющие целью реализацию
любого, сулящего прибыль проекта. Бизнес-инкубаторы обычно патронирует банк, готовый
инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал.
Перед фирмой-эксплерентом (пионером) возникает проблема объема производства,
когда привлекательная для рынка новинка уже создана. Для этого эксплеренты заключают
альянс с крупной фирмой. Эксплерент не может самостоятельно тиражировать
зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с тиражированием грозит появлением
копий или аналогов. Союз же с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения)
позволяет добиться выгодных условий и даже сохранения известной автономии. Выбор такого
партнера зависит от специфики потребителя.
При ориентации на узкий сегмент рынка — это будут фирмы-патиенты.
Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности,
сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах
роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности.
Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания
рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении
разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т. п. Эти фирмы прибыльны. В
то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких
фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призванного
обезопасить их деятельность.
Главная цель инновационного менеджера — снизить риск в жизнедеятельности фирмы и
создать комфортные условия работы для сотрудников.
В сфере традиционного бизнеса действуют фирмы-виоленты.
Фирмы-виоленты — фирмы с «силовой» стратегией. Они обладают крупным
капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей,
предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяются средним уровнем цен.
Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Их научно- техническая
политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на производство (в том
числе, о приобретении лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и
расширении производства; о замене парка машин и оборудования.
Как и фирмы-патиенты, виоленты прибыльны. Прибыльность — непременное условие
деятельности фирм. Они должны иметь должность инновационного менеджера и быть очень
осторожны в изменении своей политики.
Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местнонациональных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты.
Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их
научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке
продукции на производство, о степени технологической особенности изделий,
выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям
специфических потребителей.
Инновационный менеджер такой фирмы должен хорошо разбираться в специфике
покупателя товара, сложившейся ситуации на рынке, точно, оперативно и достоверно
предвосхищать возможные кризисы. Организационная схема управления фирмами зависит от
их особенностей.