Формы бюджетных расходов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №7
Формы бюджетных расходов
Бюджетный кодекс РФ (ст. 69) устанавливает, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме бюджетных ассигнований.
Бюджетные ассигнования — это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Они могут предоставляться на следующие цели:
1) оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
2) социальное обеспечение населения;
3) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
4) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
5) предоставление межбюджетных трансфертов;
6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
7) обслуживание государственного (муниципального) долга;
8) исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям за возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (ст. 69.1) относятся ассигнования на следующие цели:
• обеспечение деятельности бюджетных учреждений;
• предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
• предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
• закупки товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:
а) оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;
б) осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
в) разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;
г) закупки товаров в государственный материальный резерв.
Как показывает бюджетная практика, объем и структура значительной части расходных обязательств предопределены ранее принятыми нормативными правовыми актами, заключенными договорами и соглашениями, действующими бюджетными программами и т. д. Ассигнования на исполнение этих обязательств, как правило, подлежат обязательному включению в ежегодный бюджет с использованием достаточно простых правил определения или корректировки их объема (индексация, прямой счет, уже заложенные плановые параметры). Для их существенного изменения в ту или иную сторону или отмены требуется внесение соответствующих изменений в ранее принятые нормативные правовые акты.
В то же время существуют и иные по своему типу расходные обязательства (новые программы, решения об увеличении заработной платы в бюджетной сфере, пособий и т. д.), включение которых в бюджет в том или ином объеме зависит от решений, принимаемых непосредственно в ходе формирования бюджета на очередной финансовый год (или трехлетний период). Указанные обязательства и ассигнования на их исполнение требуют в рамках бюджетного процесса более детального обоснования, в том числе с учетом имеющихся бюджетных ограничений в рамках среднесрочного финансового плана.
Исходя из этого, при формировании бюджета расходные обязательства разделены на действующие (текущие) и принимаемые. Это позволяет:
– существенно упростить и ускорить процедуру составления и рассмотрения бюджета в части, касающейся исполнения действующих обязательств, поскольку они должны быть профинансированы в полной сумме;
– поддерживать более жесткие бюджетные ограничения, поскольку выделение ассигнований на принятие новых обязательств возможно лишь после выделения бюджетных ассигнований на выполнение действующих обязательств либо заблаговременного их сокращения (отмены);
– вести контроль за суммами переходящих обязательств.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
Наряду с выделением действующих и принимаемых обязательств в бюджетном процессе следует различать обязательства, вытекающие из нормативных правовых актов (публичные обязательства) и из договоров (соглашений), одной из сторон которых является государственное (муниципальное) учреждение (гражданско-правовые обязательства). Если по гражданско-правовым обязательствам должны быть установлены жесткие ограничения на их принятие (лимиты бюджетных обязательств), то для публичных обязательств предполагается разработать и ввести бюджетные процедуры, обеспечивающие безусловное их исполнение.
Как при действующей сегодня системе исполнения бюджетов, так и с полным переходом на БОР сохраняется подразделение расходов на текущие и инвестиционные (или капитальные).
Текущие расходы бюджетов соответствующего уровня власти обеспечивают покрытие ежедневных потребностей государства и местного самоуправления. Это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Все более важную роль в структуре бюджета должны играть капитальные расходы. Возведение многих объектов не ограничивается рамками одного года, и адресная программа капитальных вложений как составная часть бюджета не может формироваться в расчете только на очередной год. Экономическая эффективность и доходность введенных в эксплуатацию объектов могут быть отражены и учтены в среднесрочном финансовом плане.
Это расширяет горизонт планирования от выделения средств окупаемости) и позволяет, соответственно, учесть появляющиеся средства в доходах бюджетов будущих периодов.
Согласно принципу экономической целесообразности, для финансирования текущих расходов должны привлекаться собственные средства; заемные средства (в том числе источники финансирования дефицита) могут привлекаться под расходы, которые принесут добавленную стоимость, т. е. в бюджетные инвестиции.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами, соответственно, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке — решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
Бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества, в том числе:
– средства, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица;
– средства на предоставление бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта;
– иные расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, т. е. направленные на решение задач расширенного воспроизводства и предполагающие достижение ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе.
В составе данного вида расходов может быть сформирован бюджет развития. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную или региональную целевую программу, а также в соответствии с решением соответствующего органа власти. Бюджет развития предполагает инвестиции в развитие экономики и инфраструктуры (например строительство новых дорог), что в перспективе позволит за счет улучшения экономической ситуации на соответствующей территории получить дополнительные доходы.
Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации сметной стоимостью более 600 млн руб. и в объекты капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются Правительством РФ.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 8 млрд руб., включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются федеральным законом о федеральном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 100 млн руб., включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 100 млн руб., включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Федерации и объекты капитального строительства муниципальной собственности в соответствии с инвестиционными проектами, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, подлежат утверждению, соответственно, законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации, решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.
Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию влечет соответствующее увеличение уставного фонда государственного (муниципального) предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) предприятиях.
При управлении бюджетными расходами следует также учитывать подразделение расходов на постоянные и сезонные.
При этом в действующем бюджетном законодательстве фактор и само понятие сезонности и сезонных расходов не отражены, так как сезонность влияет не на процедуры учета или контроля, а только на выравнивание планирования, балансирование между доходами и расходами.