Формирование основных логических форм мышления в процессе обучения информатике
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
4 Формирование основных логических форм мышления
в процессе обучения информатике
Формирование информационных понятий
Информационное понятие – особая форма мышления, включающая
систему образов (составляют объем понятия), термин, которым они
обозначаются, и систему взаимосвязанных суждений о свойствах этих
образов (содержание понятия).
В
дидактике
и
психологии
процесс
формирования
понятий
описывается схемой Джона Локка (см. схему 1). Эта схема показывает, что
для формирования понятий учащиеся должны быть включены в
следующие последовательные виды деятельности:
1)
восприятие
объектов,
явлений
или
процессов
реальной
действительности;
2) описание свойств этих объектов, явлений или процессов;
3) сопоставление выделенных свойств;
4) объединение всех объектов, обладающих одним и тем же набором
свойств в понятие (отождествление их).
Схема 1 - Формирование понятий (по Д. Локку)
Одна из особенностей курса информатики состоит в том, что
формирование понятий по схеме Локка не приводит к полному раскрытию
3
их содержания, так как большая часть содержания не доступна
чувственному восприятию учащихся (как пользователей), а также
искажает некоторые образы понятий.
Пример 1. Содержание понятия «файл» включает следующие
смысловые значения данного термина (отнесенные к различным его
определениям):
Ф – это информация (логический блок информации),
Ф – это последовательность байтов,
Ф – это поименованная область или место на диске,
Ф – это способ организации виртуального ввода-вывода,
Ф - это абстрактный механизм сохранения информации на диске,
Ф – это концепция вычислительной техники, позволяющая получить
доступ к ресурсу вычислительной системы.
Однако результатом
чувственного
восприятия
учащихся,
как
пользователей, могут быть лишь следующие образы файла:
Ф - значок
Ф - имя,
Ф - информация,
Ф - физическое место хранения информации,
Ф - действия, совершаемые с информацией.
Поэтому в курсе информатики 5-7 классов файл определяется через
систему его внешних признаков: «файл – это информация, хранящаяся в
долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем»
(Л.Л. Босова, 6 класс).
При этом образ файла как места хранения информации на диске
создается не верно (учащиеся считают, что файл – это некая непрерывная
физически (как борозда) область на диске, на которой и записан файл).
4
В действительности можно выделить несколько способов организации
физического размещения файлов:
1)
непрерывное размещение;
2)
размещение в виде связанного списка блоков;
3)
размещение с использованием связанного списка индексов;
4)
перечень номеров блоков.
Вторая особенность курса информатики состоит в том, что в нем
формируются понятия разной природы:
1) понятия-объекты (реальные или виртуальные), фиксируют
существенные свойства и образы объектов, являющихся инструментом,
предметом или результатом деятельности с информацией. Реальные
объекты
представляют
собой
элементы
аппаратного
обеспечения
(процессор, винчестер, клавиатура и т.д.). Виртуальные объекты, в
отличие от реальных, имеют двойную сущность: у них есть физическая
основа, чувственно не воспринимаемая и не доступная органам чувств
(частицы намагниченного материала) и есть форма объекта, доступная
чувственному восприятию (в виде значка или имени).
2) понятия-действия (умственные, практические, виртуальные),
фиксируют существенные свойства и образы действий с реальными или
виртуальными объектами. Умственные действия представляют собой
мыслительные операции по созданию виртуального объекта (например,
обдумывание шагов алгоритма, отбор применяемых команд языка
программирования).
Практические
действия
представляют
собой
действия, осуществляемые с реальными объектами (компьютерным
оборудованием). Виртуальные действия – это действия с виртуальными
объектами, направленные на создание их физической сущности. Например,
компиляция
файла,
содержащего
программу,
написанную
по
определенным правилам, – это преобразование исходной программы файла
5
в машинные коды (команды процессора), компоновка файла – это
преобразование откомпилированной программы в вид, позволяющий ее
перемещение в оперативную память средствами операционной системы.
Третья особенность курса информатики состоит в том, что часть
понятий уже отнесена к субъектному опыту учащихся:
1) опыт оперирования понятиями ограничен рамками работы с
компьютером, например, понятие «файл»;
2) опыт оперирования понятиями отнесен к другим сферам
деятельности, например, «код»;
3)
опыт
оперирования
понятиями
отнесен
как
к
работе
с компьютером, так и к другим сферам деятельности. При этом смысловые
значения, отнесенные к этим сферам, могут быть как согласованы (меню,
рабочий стол, функция), так и не согласованы, и тогда они будут мешать
усвоению понятий курса (гипертекст).
Каждое понятие, в том числе и информационное, характеризуется:
термином
(слово
или
словосочетание
языка
информатики,
обозначающее это понятие),
содержанием (множество всех свойств изучаемых объектов,
закрепленных в понятии – свойств понятия),
объемом (множество объектов, обладающих этим набором свойств
– область истинности предиката).
Например: термин – программа, содержание – свойство быть
алгоритмом, (как результат) все свойства алгоритма, свойство быть
записанным по правилам языка программирования, (как результат)
свойство
формальной
исполнимости
любым
компьютером,
объем
(раскрывается через классификацию) – в соответствии с областями
применения компьютеров можно провести следующую классификацию
программ: 1) системные программы (операционные системы, драйверы
6
устройств, декодеры), 2) офисные программы (текстовые редакторы,
электронные таблицы, системы управления базами данных, программы
создания презентаций, программы оптического распознавания текста),
3) программы для работы в Интернете (браузеры, почтовые программы,
Off-line браузеры), 4) программы для работы с графикой (графические
редакторы, анимационные редакторы, программы для просмотра и
систематизации изображений), 5) программы для работы со звуком
(проигрыватели аудио треков и файлов, мультимедиа проигрыватели,
редакторы аудио файлов, аудио трекеры, конвертеры аудио файлов,
программы распознавания звука), 6) программы для работы с видео
(проигрыватели видео файлов, редакторы видео файлов, конвертеры видео
файлов), 7) инструментальные программы (языки программирования,
программы автоматизированного проектирования), 8) программы для
обслуживания
компьютеров
(служебные
программы
(утилиты),
программы-архиваторы, антивирусные программы), 9) программы для
учебы (обучающие и учебные программы, справочные программы и
энциклопедии), 10) игры (логические, аркады, стратегии, симуляторы,
квесты, ролевые).
Содержание и объем понятия жестко связаны между собой:
увеличение содержания понятия приводит к сужению его объема, а
расширение объема понятия – к сужению его содержания.
Пример 2. Если из содержания понятия «программа» убрать
свойство «записанный по строгим правилам языка программирования», то
его объем увеличится (получим любой алгоритм, представленный в виде
блок-схемы или описанный на естественном языке). Если к содержанию
понятия «программа» добавить свойство «быть записанным на языке
Си++», то его объем уменьшится до программ, в которых реализуются
принципы объектно-ориентированного программирования.
7
Содержание информационных понятий может раскрываться двумя
способами:
1)
перечислением
всех
свойств,
характеризующих
действия
с объектами, входящими в объем понятия (если их количество конечно),
например,
«файловая
система
позволяет
модифицировать
файл,
копировать файл, удалять файл, перемещать файл» или «информационная
система – это система, построенная на базе
предназначенная
значительных
для
хранения,
объемов
поиска,
информации,
компьютерной техники,
обработки
имеющая
и
передачи
определенную
практическую сферу применения»;
2) введением определения, утверждения в котором фиксируется
необходимый и достаточный набор свойств понятия для определения его
объема и вывода всех остальных его свойств, например, сетевые адаптеры
–
технические
устройства,
выполняющие
функции
сопряжения
компьютеров с каналами связи.
Объем информационного понятия может раскрываться также двумя
способами:
1) перечислением всех объектов (если объем информационного
понятия конечен), например, в 9 классе учащимся предлагается понятие
«машина Паскаля», объем этого понятия состоит из единственного
объекта, который демонстрируется учащимся (картинкой или устным
описанием) – первая механическая счетная машина, которую изобрел Блез
Паскаль в 1645 году. Объем понятия «основные типы полей» состоит из
четырех объектов: числовой, символьный, логический, «дата».
2) классификацией объектов понятия (представлением его в виде
множества классов эквивалентности). Например, объем понятия «файл»
может быть раскрыт через классификацию файлов по видам информации в
8
них
содержащейся
(графический,
текстовый,
звуковой,
видео,
исполняемый и т.д.).
К классификации объема информационного понятия предъявляются
следующие требования:
1) классификация должна проводиться по определенному признаку,
которое не является свойством понятия (позволяет различать 2 объекта,
принадлежащие одному понятию). Так, например, для понятия файл
основным свойством является свойство «содержит информацию», оно не
может стать основанием классификации, поэтому в качестве основания
классификации выбираем «вид информации»),
2) классы объектов не должны пересекаться,
3) ни один класс объектов не должны быть пустым,
4) объединение всех классов должно составлять объем всего
понятия.
В курсе информатики понятия вводятся либо через поясняющие
описания, либо через определения.
Например,
понятие
«параметр»
вводится
через
поясняющее
описание: «это признак или величина, характеризующая какое-либо
свойство объекта и принимающая различные значения». Понятие
«плотность записи» вводится через определение: «объем информации,
записанной на единице длины дорожки».
В школьном курсе информатики (особенно в пропедевтических
курсах) далеко не все изучаемые понятия вводятся через определение.
Например, в школе не вводятся определения следующих понятий: файл,
файловая система, протокол, домен и т.д. Это объясняется тем, что либо
понятия абстракты, и учащиеся не готовы к пониманию определения
понятия, либо отсутствует теоретическая база, в рамках которой такое
определение могло бы быть дано.
9
Еще
одной
отличительной
особенностью
школьного
курса
информатики является существование понятий, которые уточняются
несколько раз в связи с различными причинами:
1) изменение аспекта изучения, например, понятие «центральный
процессор» первоначально может быть определено через указание его
функций: «это устройство, обеспечивающее преобразование информации и
управление другими устройствами компьютера», затем через описание
технических особенностей этого устройства: «это кремневый кристалл,
выращенный по специальной технологии, внутри которого находится
огромное количество мельчайших элементов, именуемых транзисторами,
соединенных контактами из металла»,
2) постепенное повышение требований к уровню строгости форм
мышления. Например, в авторской программе Н.В. Макаровой понятие
«модель» в 5 классе раскрывается с использованием следующего текста:
«Вы уже знакомы с понятием модель и моделирование. С моделями вы
часто сталкиваетесь в учебе: это и глобус, и чучело животного, и
увеличенное зерно злаковой культуры. В графическом редакторе вы
моделировали рисунок ткани, мозаичный узор, отражая при этом
некоторые свойства будущего изделия (сочетание цветов, пропорции)».
Затем в 8-9 классе это понятие определяется следующим образом: «модель
– это аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его
характеристики».
В ТиМОИ процесс
формирования
информационных понятий
представлен технологической цепочкой, состоящей из трех этапов
(таблица 1).
10
Таблица 1 - Процесс формирования информационных понятий
Название
этапа
I. Подготовительный
этап
II. Основной этап
III. Этап закрепления
Содержание этапа
Создание
мотивационной,
чувственной и
информационной базы
для введения понятия.
Введение термина,
символа, определения
или описания понятия,
включение в
деятельность подведения
объектов под понятие,
описания свойств
объектов понятия.
Включение введенного
понятия в систему ранее
известных понятий,
формирования новых
понятий с его
использованием.
Результат
Готовность к восприятию
нового понятия
Знания термина, символа,
определения, причин
введения понятия в
науку, этимологии
термина, готовность к
оперированию понятием
с опорой на его
определение и/или
чувственный образ.
Развертывание знаний о
новых свойствах понятий
и умений осуществлять
действия,
соответствующие
образовательным
функциям понятия.
Для реализации третьего этапа этой схемы необходимо знать, какие
отношения можно устанавливать на множестве информационных понятий
(предшествования, сравнимости содержания, совместимости объемов):
Схема 2 - Отношения между информационными понятиями
11
Задание 1. Используя учебник по информатике для 7 класса
Л.Л. Босовой, заполните таблицу:
Задание 2. Используя методическую схему, представьте процесс
формирования понятия «операционная система» (7 класс).
12