Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Формирование лексико-грамматического строя речи

  • 👀 528 просмотров
  • 📌 460 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Формирование лексико-грамматического строя речи
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Формирование лексико-грамматического строя речи» pptx
Формирование лексикограммат ического ст роя речи Что это? Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.  Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие.  Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.  Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.  Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы.  Развит ие речи у дошкольников Подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций; образование недифференцированных голосовых шумов и звуков (с 3 до 6 месяцев);  К 1 году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова – корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации, как действия, так и предметы.   К 2-му году жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.  К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, обобщения с окружающими взрослыми.  К 4 годам словарный запас возрастает до 1600–1900 слов. Из них по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия.   К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов. Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. Особенности речи детей с ОНР     Бедность и искаженность словарного запаса, ограниченность значения слов; Словарю ребенка присуща конкретность: отсутствуют некоторые обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.); Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением; Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций;  У детей наблюдается неправильное согласование слов («В лесу слышались пение птиц»), неправильное употребление падежных окончаний («Он лежал в палатку»), пропуск предлогов («Все лицо морщинках»), употребление лишних предлогов («Друзья ушли в куда-то далеко») и другие ошибки. Еще больше разного рода аграмматизмов наблюдается при употреблении сложных предложений, структура которых с трудом усваивается даже учащимися старших классов. Психологические особенности речи детей с ОНР У детей значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции С трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения, отстают в развитии словесно – логического мышления; Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности. Выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц); агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенную обидчивость, ранимость склонность к болезненному фантазированию. Выделяют четыре уровня ОНР  1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;  2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;   3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексикограмматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь; 4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму. Работа по формированию правильной речи у детей с ОНР должна носить систематический характер.  Определяя последовательность и содержание коррекционной работы, необходимо опираться:  а) на закономерности развития речи ребенка в норме;  б) на имеющийся запас речевых навыков.  Основными задачами коррекционноразвивающего обучения детей является работа по развитию: понимания речи и лексико-грамматических средств языка;  произносительной стороны речи;  самостоятельной развернутой фразовой речи;  подготовка к овладению навыками письма и чтения.  В итоге дети должны научиться: понимать обращенную речь в соответствии с возрастной нормой;  фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;  правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;  пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;  владеть навыками пересказа;  владеть навыками диалогической речи;  владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительноласкательных и увеличительных форм существительных и т. д.;  грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;  использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);  Владеть элементами грамоты в пределах программы: различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;  называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах;  находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;  владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания букв, слогов, слов и предложений. 
«Формирование лексико-грамматического строя речи» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot