Формирование лексико-грамматического строя речи
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Формирование лексикограммат ического ст роя
речи
Что это?
Под лексико-грамматической стороной речи
понимают словарь и грамматически правильное
его использование.
Слова – основная лексическая единица,
выражающая понятие.
Словарь – это слова (основные единицы речи)
обозначающие предметы, явления, действия и
признаки окружающей действительности.
Грамматический строй – система взаимодействия
слов между собой в словосочетаниях и
предложениях.
Различают морфологический и синтаксический
уровень грамматической системы.
Развит ие речи у дошкольников
Подготовка дыхательной системы к реализации
голосовых реакций; образование
недифференцированных голосовых шумов и звуков
(с 3 до 6 месяцев);
К 1 году жизни у ребенка появляются аморфные,
лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так
называемые «слова – корни» не сочетаются по
правилам грамматики и означают в той или иной
ситуации, как действия, так и предметы.
К 2-му году жизни словарь ребенка содержит около
300 слов, где каждое слово соотносится с
конкретным предметом или действием. На данном
этапе пассивный словарь больше активного:
ребенок хорошо понимает обращенную речь и
выполняет инструкции взрослого.
К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более
1000 слов. Формируются слова – обобщения,
обозначающие родовые понятия. Уточняется
значения слов. Объем словаря увеличивается за
счет обогащения жизненного опыта ребенка,
обобщения с окружающими взрослыми.
К 4 годам словарный запас возрастает до
1600–1900 слов. Из них по данным
А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют
существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% –
прилагательные, 5,8% – наречия.
К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих
основные геометрические формы, знают измерения
некоторых величин, пространственные отношения
определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит
из 2200 слов.
Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту
поступления школу, дети имеют довольно разнообразный
словарь и в достаточной мере владеют грамматическим
строем родного языка.
Особенности речи детей с ОНР
Бедность и искаженность словарного запаса, ограниченность
значения слов;
Словарю ребенка присуща конкретность: отсутствуют некоторые
обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.);
Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным
значением;
Неточность слухового восприятия слов, в особенности их
окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению
грамматических форм слова, усвоению грамматических связей
между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от
употребления только однословных предложений до развернутой
фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных
согласованиях, в употреблении предложных конструкций;
У детей наблюдается неправильное согласование
слов («В лесу слышались пение птиц»),
неправильное употребление падежных окончаний
(«Он лежал в палатку»), пропуск предлогов («Все
лицо морщинках»), употребление лишних
предлогов («Друзья ушли в куда-то далеко») и
другие ошибки. Еще больше разного рода
аграмматизмов наблюдается при употреблении
сложных предложений, структура которых с трудом
усваивается даже учащимися старших классов.
Психологические особенности речи детей с ОНР
У
детей значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость,
ограниченные возможности его распределения. Они забывают
последовательность заданий, сложные инструкции
С
трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения,
отстают в развитии словесно – логического мышления;
Если
общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как
дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения
(плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой
моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
Выраженный
негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех
окружающих или конкретных лиц);
агрессивность, драчливость, конфликтность;
повышенную обидчивость, ранимость
склонность к болезненному фантазированию.
Выделяют четыре уровня ОНР
1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их
словарный запас состоит из «лепетных» слов,
звукоподражаний, мимики и жестов;
2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется
искаженные, однако достаточно понятные
общеупотребительные слова. При этом у детей заметно
нарушена слоговая структура, а произносительные
возможности отстают от возрастной нормы;
3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок
может произносить целые фразы, однако присутствуют
нарушения фонетико-фонематического и лексикограмматического характера. Свободное общение с
окружающими затруднено, дети могут вступать в
контакт только в присутствии близких людей, которые
вносят пояснения в их речь;
4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений
звукопроизношения, но при этом дети имеют не
внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки.
Не первый взгляд эти недостатки кажутся
несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка
процесс обучения чтению и письму.
Работа по формированию правильной речи у детей
с ОНР должна носить систематический характер.
Определяя последовательность и содержание
коррекционной работы, необходимо опираться:
а) на закономерности развития речи ребенка в
норме;
б) на имеющийся запас речевых навыков.
Основными задачами коррекционноразвивающего обучения детей является работа
по развитию:
понимания речи и лексико-грамматических
средств языка;
произносительной стороны речи;
самостоятельной развернутой фразовой
речи;
подготовка к овладению навыками письма
и чтения.
В итоге дети должны научиться:
понимать обращенную речь в соответствии с возрастной нормой;
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в
самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и
сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
владеть навыками пересказа;
владеть навыками диалогической речи;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных
от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительноласкательных и увеличительных форм существительных и т. д.;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с
нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны
проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться
адекватно;
использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических
категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений
и т. д.);
Владеть элементами грамоты в пределах
программы:
различать понятия «звук», «слог», «слово»,
«предложение»;
называть в последовательности слова в
предложении, звуки и слоги в словах;
находить в предложении слова с заданным
звуком, определять место звука в слове;
владеть элементами грамоты: навыками чтения и
печатания букв, слогов, слов и предложений.