Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Формирование целостного образовательного процесса

  • 👀 401 просмотр
  • 📌 351 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Формирование целостного образовательного процесса» doc
Лекция по теме: «Проектирование воспитательного процесса». Цель: изучить особенности проектирования воспитательного процесса, с использованием разных уровней образования.   Задачи: • Познакомить студентов с понятием « проектирование воспитательного процесса»; познакомить с  объектами воспитательного процесса: рассказать об особенностях воспитательного процесса и критериях его формирования; рассказать о его функциях и этапах протекания. • Развивать аналитические умения, образное мышление посредством оформления информации в схемы. • Воспитывать желание познавать новый материал. Литература: 1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А.Смирнов. – М.: Академия,2019. – С.6-9. 2. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2017. – С. 161-179. 3. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – С. 328-344. 4. Сластёнин В.А. Общая педагогика. Книга 1 – М.: ВЛАДОС, 2018. – С. 103-122. План: 1. Организационный момент 2. Определение понятий воспитательный процесс и целостная личность 3. Определение элементов целостного образовательного процесса 4. Нахождение взаимосвязи звеньев целостного воспитательного процесса. Ход лекции: Организационный момент. Здравствуйте уважаемые студенты. Приветствую Вас на лекции по теме: «Проектирование воспитательного процесса». Предлагаю Вам не только вести запись, но и рассуждать вместе со мной, активизируя свои знания и умения. Сегодня нам с вами предстоит разобрать понятие воспитательный процесс и определить объекты его проектирующие. Основная часть В: Давайте вспомним, что такое воспитательный процесс? (это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры) В: Какие компоненты образуют воспитательный процесс? (Основные компоненты воспитательного процесса: • Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности) • Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования) • Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время) • Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности)) Мне бы хотелось показать Вам, вот такое понятие воспитательного процесса, про объективное раскрытие. На слайде 2 представлены объекты воспитательного процесса, а именно: • Программа внеурочной деятельности • Занятие по внеурочной деятельности • Программа воспитания • План работы классного руководителя • Воспитательное мероприятие В: как Вам кажется, представляют иерархию на элемент от простого к сложному или говорят об элементах самого процесса? (ответы студентов) Действительно, это особые звенья, раскрывающие целостный воспитательный процесс и его элементы. В педагогике есть понятие Целостная личность – это человек, который интегрировал разрозненные части себя, осознает и принимает себя во всей возможной полноте, имеет доступ к своим талантам и внутренней силе, все это как следствие раскрывает целостный образовательный процесс. Согласны? (СЛАЙД 3) (ответы студентов). В: Вспомните, что такое педагогический процесс? (Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.         Главным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.) Что же формирует целостный образовательный процесс: • Основное образование • Дополнительное образование • Внеурочная деятельность • Воспитательная работа • Досуг (СЛАЙД 4) Для многих сложных систем (живых, социальных и т. д.) характерно существование разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей, кооперирование и конфликт этих целей и т. д. Социальные системы обладают рядом специфических признаков, важнейшим из которых является целесообразность. Цель — ведущий элемент, задающий целостность воспитательной системы. Для описания системы воспитания основного образования необходимо и достаточно следующее: • выделить входящие в нее элементы, составляющие, компоненты (которые, в свою очередь, могут быть системными объектами); • определить структуру их взаимосвязей и взаимозависимостей внутри системы (а также структурные связи системы как целого с элементами внешней для нее среды, т.е. функции системы); • выделить системообразующий элемент (в воспитательных системах, как правило, это цель), несущий на себе основную функциональную нагрузку системы, объединяющий систему в целое. Целостность системы воспитания, как и всякого системного объекта, может быть обнаружена при выявлении обязательных системных признаков — контекстности, оптимальности и интегративности, которые также относятся к отдельным элементам, их связям и системе в целом. Целостная система обладает свойством контекстности: всякий элемент не только влияет на свойства системы, но и сам приобретает свои свойства, наполняется конкретным содержанием в рамках системы, во взаимодействии с другими ее элементами. В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают: 1) предметные результаты (систему предметных знаний и систему предметных действий); 2) метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); 3) личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.). (СЛАЙД 5) В: Как Вам кажется, все ли здесь едино и целостно или что-то лишнее? (Ответы студентов). Дополнительное образование: Мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. (СЛАЙД 6) В системе дополнительного образования (через содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс фактически осуществляется в двух направлениях: • основы профессионального обучения; • основы социального воспитания. В рамках профессионального воспитания учащийся формирует уважительное отношение к профессиональной деятельности, развивает культуру труда, учится выполнять профессионально-этические нормы, приобретает понимание значимости трудовой деятельности. В процессе социального воспитания у учащегося формируются коммуникативные качества, ответственность, толерантность, активность и инициативность, развивается умение следовать нравственным нормам общества. В каждом конкретном детском объединении эти параметры конкретизируются с учетом особенностей деятельности. В качестве направлений воспитательной работы педагога дополнительного образования выделяют индивидуальную работу с воспитанниками и работу по формированию детского коллектива. Система дополнительного образования для детей - это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками. И именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности. В: На основе всего вышесказанного, какова важная функция дополнительного образования, как компонента целостного образовательного процесса (воспитательная) Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. (СЛАЙД 7) В: Каковы важная цель внеурочной деятельности? (Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов) В: Задачи внеурочной деятельности? (- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося) Понятно, что не одна работа педагога не может осуществляться без нормативной базы. На слайде 8 представлены основные нормативные документы. В: Скажите, какие из них Вам известны? (Ответы студентов) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации» (ст.12,28, 75 ч.1); Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09–1672 «О направлении методических рекомендаций». Наряду с ФЕДЕРАЛЬНЫМИ Законами существуют и локальные (местные) нормативные акты образовательной организации: Это и … 1. Устав образовательного учреждения; 2. Правила внутреннего распорядка учащихся; 3. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся; 4. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений); 5. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения; 6. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей; (СЛАЙД 9) При этом отмечу, внеурочная деятельность является обязательной. Формы ее организации школа определяет самостоятельно, с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). План внеурочной деятельности как и учебный план является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.). При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования или организаций культуры и спорта. (СЛАЙД 10) В: Это удобно для развития воспитательного потенциала школьников или нет (Да, очень удобно и важно). В: Обязан, ли ученик участвовать во всех внеурочных мероприятиях школы? (На основании ч. 1 ст. 43 Закона об образовании обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план. При этом обучающимся предоставляются академические права на зачет образовательной организацией в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании). Несмотря на обязанность добросовестно осваивать образовательную программу, учащийся может по желанию использовать часы, отводимые на внеурочную деятельность. Классным руководителем ведется учет количества часов по каждому ученику. Данная информация включается во внутришкольный мониторинг. При этом обучающийся вправе выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности) (СЛАЙД 11). При этом необходимо определить объем внеурочной деятельности: 1. до 1350 часов на уровне начального общего образования (4 года обучения); 2. до 1750 часов на уровне основного общего образования (5 лет обучения); 3. до 700 часов на уровне среднего общего образования (2 года обучения). В: Как Вам кажется это играет роль в построении деятельности педагога? (ДА играет, важную роль в определении задач и предполагаемых результатов) (СЛАЙД 12). Следующий компонент целостного образовательного процесса – воспитательная деятельность педагога и классного руководителя. Это деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях (СЛАЙД 13) В: Давайте проанализируем вместе с Вами, звенья образовательного процесса, с точки зрения воспитательного процесса. (Анализируют и определяют роль) (СЛАЙД 14). Используя звенья образовательного процесса свяжем с результатами, целями, предметными, метапредметными и личностными результатами. В. Просмотрев слайды (СЛАЙД 16-19), скажите значение пунктирных и целостных линий (прямое и косвенное влияние). Да действительно, возвращаясь к началу нашей лекции не все результаты освоения являются нужными и важными для каждого объекта воспитательного процесса.
«Формирование целостного образовательного процесса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot