Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Фонетика. Интонация

  • 👀 1941 просмотр
  • 📌 1881 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Фонетика. Интонация» docx
1. Фонетика. Интонация  Интонация – звуковое средство языка. Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки (синтагмы), противопоставляет высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и детализирует внутри них смысловые отношения, участвует в выражении эмоций.     Интонация складывается из определенного единства компонентов интонации. Этими компонентами являются: - движение основного тона (его повышение или понижение); Обратите внимание на большую, по сравнению с ИК – 2, длительность согласного и гласного центров в ИК – 5. Удлинение гласного характерно для эмоционально окрашенной речи. Длительность играет существенную роль в интонации русского языка. Если речь идет о более длительных отрезках звучания, чем слог или слово, то, как правило, говорят о темпе речи. - тембр;     Тембр называют «цветом голоса». Именно тембровые характеристики передают эмоциональное состояние человека: радость, грусть и т.д. Они помогают нам различать голоса знакомых, певцов, артистов и т.д. Определенное сочетание названных компонентов интонации выражает смысловую и эмоциональную сторону речи.     В русском языке выделяются 7 типов ИК. ИК – интонационная конструкция. Каждый из семи типов ИК имеет свое фонетическое качество и обладает способностью выражать смысловые различия, несовместимые в одном контексте. Сравните предложения, которые имеют одинаковое синтаксическое строение и лексический состав и различаются только интонацией.          1                                    3 Он студент.                        Он студент? (повествование)                (вопрос)         2                                    5 - Какие у него глаза?       - Какие у него глаза! - Карие.                           - Необыкновенные! Очень красивые!   (вопрос)                          (оценочное предложение)                      2                                               3 - Выключите кондиционер!        - Выключите кондиционер?   В комнате холодно. Можно         Вы будете уходить последним.   простудиться.  (волеизъявление)                        (вопрос) и т.д. Основой для выделения 7 типов ИК являются смыслоразличительные возможности русской интонации, способность ИК противопоставлять (дифференцировать) высказывания по их цели: повествование-вопрос (ИК – 1// ИК -3), вопрос - оценочное предложение (ИК -2 // ИК – 5) и т.д. Строение ИК.     Все типы ИК имеют одинаковое строение. В каждой ИК выделяется главное по смыслу слово, а в этом слове ударный слог – центр ИК. На этом ударном слоге, а точнее на гласном центра, начинаются значимые изменения интонации (основного тона), важные для таких различий, как вопрос, утверждение, требование и т.д.     Центр ИК (ударный слог главного по смыслу слова) может находиться в начале, в середине или в конце предложения. В зависимости от того, где находится центр ИК, в интонационной конструкции можно выделить предцентр – центр – постцентр. В каждой ИК, как и в слове, могут быть следующие части (фонетические позиции): Предцентр и постцентр ИК могут состоять как из одного слога, так и из нескольких слогов или слов. Центр ИК всегда состоит из одного слога.     В зависимости от смысла высказывания или контекста центр ИК может передвигаться. Передвижение центра ИК выражает смысловые различия внутри предложения и изменяет соотношение предцентровой и постцентровой частей. Следует отметить, что центр ИК, как правило, находится на новом в сообщении, выделяет новую информацию. Различительные признаки ИК     Различительными признаками для всех типов ИК являются направление движения тона на гласном центра (восходящее или нисходящее) и соотношение уровней тона составных частей ИК. Например:     Понижение тона на гласном центра ИК -1 и усиление словесного ударения (энергичное произношение ударного слога) ИК – 2 дифференцирует эти типы ИК. - смычка голосовых связок в конце гласного центра, которая воспринимается как перерыв звучания.   Интонационная транскрипция     Кроме схем, которые передают движение тона в ИК, в практике преподавания широко используется интонационная транскрипция фразы, текста. Цифра над буквой показывает тип ИК и место интонационного центра.     Если предложение состоит из двух или нескольких ИК, то вертикальная черта показывает членение предложения на ИК.                                1               1 Это стол, ❘ а это стул. Интонационные средства языка     К интонационным средствам языка относятся: ИК, передвижение интонационного центра, синтагматическое членение и пауза. Основные типы ИК. Предцентровая часть в ИК-1 произносится на обычном (среднем) тоне говорящего. На гласном центра тон понижается. Степень понижения тона может быть различной. Понижение тона может быть более или менее резким. На постцентровой части понижение тона продолжается.     Постцентровая часть произносится ниже уровня среднего тона.     Центр ИК-1 всегда находится на слове, которое выражает неизвестную собеседнику часть сообщения.         Предцентр ИК-2 произносится на обычном (среднем) тоне говорящего. На гласном центра тон немного понижается. По движению тона ИК-1 и ИК-2 могут быть похожи. Но в отличие от ИК-1, гласный центра ИК-2 произносится с усилением словесного ударения, более энергично, поэтому тон на интонационном центре обозначается на схеме жирной линией.          ИК-2 употребляется не только в вопросительных предложениях, но также при выражении обращения, восклицания, требования:                        2                      2                                  2          Катя!          Тише!         Ребёнок спит!                                   2                                                  2          Не шуметь!                   Не разговаривать!                  2                           2                     2                           2          Мухтар!     Ко мне!      Сидеть!      Молодец!              ИК-2 употребляется и в повествовательном предложении. Но если ИК-1 констатирует факт, то ИК-2 подчеркивает, противопоставляет.                                                               1 Сравните:  Он звонил утром.                  (нейтральное сообщение);                                                               2                    Он звонил утром!        (т.е. утром, а не вечером);                                                                                    1                    Лекция будет во вторник.                                                                                     2                    Лекция будет во вторник!    (т.е. во вторник, а не в среду);                                               1                    Это ваша книга.                                               2                    Это ваша книга!    (т.е. ваша, а не моя);                Центр ИК-2 может передвигаться на разные слова в зависимости от смысла высказывания. При этом смысл предложения не меняется, а лишь уточняется, так как вопрос выражен грамматически вопросительным словом.                           2          - Кто хочет зеленый чай?          - Я                             2          - Кто хочет зелёный чай?     (т.е. именно зеленый, а не черный);            - Я                             2          - Кто написал этот рассказ?                          1          - Чехов.                              2          - Кто написал этот рассказ?    (т.е. именно этот, а не другой).                            1          - Чехов.                             2          - Кто написал этот рассказ?                           1          - Чехов.   ИК-2 употребляется при вопросе, повествовании, волеизъявлении. Ответ на вопрос может быть полным и кратким. В разговорной речи преобладают краткие ответы. Обычно они произносятся с ИК-1.     Предцентровая часть ИК-3 произносится на обычном (среднем) тоне говорящего. На гласном центра тон резко повышается, на постцентровой части понижается ниже уровня среднего тона.     ИК-3 употребляется не только в вопросительных предложениях. ИК-3 используется при выражении незавершенности (что встречается уже при чтении простых текстов и диалогов):               3              1                        3                 1     Моя мать ❘ - юрист.    Анна и Марта ❘ отдыхают.                                                      3                                            1 При сопоставлении:    Саша читает, ❘ а Даша слушает музыку.                                          3             3        3              3                    1 При перечислении:    Маша, ❘ Даша, ❘ Саша ❘ и Игорь ❘ играют в теннис.     ИК-3 среди всех типов ИК обладает наибольшей функциональной нагрузкой и широко употребляется в разговорной речи.     При передвижении центра в ИК-3 меняется смысл вопроса.                          3     - Он изучает русский язык?        1            1                1               1     - Да, ❘ изучает.    - Нет, ❘ не изучает.                          3     - Он изучает русский язык?            1       1                1        1     - Да, ❘ русский.    - Нет, ❘ английский.         3     - Он изучает русский язык?          1     1                1                   1     - Да, ❘ он.        - Нет, ❘ его сестра.     Ответ на вопрос может быть полным и кратким. Краткий ответ является показателем того, правильно понят вопрос или нет. Ответ в нейтральной речи произносится с ИК-1 с центром на слове, которое раскрывает неизвестное в вопросе.                3     - Вы были в Москве?       (Спрашивающий хочет узнать: были или не были).         1        1                    1       1     - Да, ❘ был.            - Нет, ❘ не был.          1         1                    1          1     - Да, ❘ была.            - Нет, ❘ не была.                                   3     - Вы были в Москве?      (Спрашивающий из возможных неизвестных                                                       выбирает наиболее вероятное).            1              1                 1                             1     - Да, ❘ в Москве.       - Нет, ❘ в Санкт - Петербурге.          3     - Вы были в Москве?      (Спрашивающий из неизвестных выбирает то, что                        наиболее вероятно с его точки зрения).       1        1         1             1     - Да, ❘  я.    - Нет, ❘  не я.                    1               1             - Нет, ❘  мой друг.    Предцентровая часть произносится на обычном (среднем) тоне говорящего. На гласном центра тон понижается, а затем ровно повышается (нисходяще-восходящее движение тона). Повышение тона продолжается на постцентре.     ИК-4, так же как ИК-3, употребляется и в других предложениях. Например, при выражении незавершенности, сопоставления, перечисления. ИК-4, в отличие от ИК-3, чаще оформляет официальные сообщения, употребляется в деловом, официальном стиле речи. Например, в официальном вопросе:    Имя? Фамилия?   Год рождения?   Место рождения?   Адрес? Телефон?     Реплика – вопрос с сопоставительным союзом «а» не может начинать диалог. Вопрос с союзом «а» используется в том случае, если предшествующая реплика содержит один из членов сопоставления.                            1     - К сожалению, я не могу прийти в четверг.           4     - А в пятницу?                  1     - В пятницу я тоже занят.                   4     - А в субботу?               2     - С удовольствием!      ИК-4 употребляется при вопросе, повествовании, волеизъявлении.   Предцентровая часть ИК-5 произносится на обычном (среднем) тоне говорящего. В ИК-5 два центра: на гласном первого центра тон повышается, длительность гласного центра увеличена в среднем в 2 раза. На гласном второго центра тон понижается. Понижение тона продолжается на постцентре.      ИК-5 может употребляться и в предложениях без местоименных слов:         Предцентровая часть ИК-6 произносится на обычном (среднем) тоне говорящего. На гласном центра тон повышается, высокий уровень тона продолжается и на постцентровой части. Контуры ИК-4 и ИК-6 похожи. Основное различие – в уровне тона на гласном центра: в ИК-6 он выше, чем в ИК-4. ИК-6 в предложениях с местоименными словами употребляется наряду с ИК-5, но при этом, в отличие от ИК-5, передает бытовой характер ситуации. Предложения без местоименных слов широко употребляются в устной диалогической речи.     Кроме оценки, ИК-6 может употребляться при выражении незавершенности повествовательного предложения, наряду с ИК-3 и ИК-4.     Различия между этими интонациями имеют стилистический характер.  Синтагматическое членение речи      Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки – синтагмы. Синтагма – это интонационное целое, которое содержит относительно законченную или незаконченную часть мысли. В конкретном произнесении синтагма – речевой отрезок, который может иметь протяженность от одного до 8 – 11 слогов. Синтагмой может быть слово, словосочетание и целое предложение как простое, так и сложное:     Тверска́я - ❘ центра́льная у́лица Москвы́.                  За́втра у́тром ❘ мы отпра́вимся в путь.     Мы до́лго жда́ли, ❘ но ❘ дождь не прекраща́лся.     Са́ша слу́шает му́зыку.     Вы хорошо́ понима́ете, когда́ я говорю́ по-ру́сски?     Интонационно нечленимые смысловые отрезки речи, включающие предложение или часть его, называются синтагмами, а членение речи на синтагмы – синтагматическим членением. Синтагматическое членение в интонационной транскрипции обозначается чертой (❘). Синтагматическое членение может быть обязательным, если оно продиктовано синтаксической конструкцией, и необязательным (дополнительным), если говорящему необходимо что-либо выделить, подчеркнуть.     Наступи́ла о́сень, ❘ дни ста́ли коро́че.     25-ое января́ – ❘ Татья́нин день, ❘ день основа́ния Моско́вского университе́та. /     За́втра ве́чером ❘ на Кра́сной пло́щади ❘ состои́тся пра́здничный конце́рт.     Лени́вка - ❘ са́мая коро́ткая у́лица в Москве́.     Синтагма произносится с определенным типом ИК. Термины «синтагма» и «ИК» не синонимы. Синтагма показывает на сколько частей делится высказывание (предложение), а ИК – как произносится синтагма.        3                     3                         5     Завтра ❘ на стадионе «Динамо» ❘ состоится решающий матч.            3                     1     Тверь - ❘ в Москву дверь.     При интонационном анализе, в отличие от синтаксического, необходимо учитывать конечное и неконечное положение синтагмы, семантическую завершенность или незавершенность неконечной синтагмы. Семантически завершенная синтагма синтаксически равноценна самостоятельному предложению:                            1                                        1     Она приехала в Москву, ❘ чтобы поступить в университет.     Рассмотрим на примере, какие интонационные конструкции употребляются при выражении незавершенности и завершенности повествовательного предложения:  Неконечная, семантически незавершенная синтагма оформляется интонационными конструкциями: ИК-3, ИК-4 и ИК-6. Эти конструкции употребляются как синонимы, различия между ними имеют стилистический характер:    ИК-3 преобладает в разговорной речи; ИК-4 – в официальной; ИК-6 – в речи торжественной, эмоционально окрашенной. Завершенность повествовательного предложения выражается при помощи: ИК-1, ИК-2 и ИК-5. Эти различия также имеют стилистический характер. При выражении завершенности конечная синтагма чаще всего оформляется ИК-1 – нейтрально-разговорный стиль; ИК-2 употребляется при подчеркивании, логическом выделении; ИК-5 – в речи эмоционально окрашенной.     На месте синтагматического членения в звучащей речи пауза (перерыв в звучании) не обязательна. Синтагматическое членение – это прежде всего перестройка тона. Если неконечная синтагма произносится с ИК-3, то на заударной части тон понижается ниже уровня среднего тона, а следующая (конечная) синтагма (ИК-1 ❘ ИК-2 ❘ ИК-5) начинается с уровня среднего тона: Сопоставление выражено в предложении синтаксическими средствами. Роль интонации и синтагматического членения сводится к тому, какая пара членов сопоставления реализуется в речи.     При изучении интонации важно обращать внимание учащихся на взаимодействие интонационных и синтаксических средств, показать их смыслоразличительные возможности, которые проявляются во взаимодействии интонации с лексическим и грамматическим составом предложения и его связями в контексте. Методические рекомендации     Работа над интонацией предполагает знакомство с интонационной системой русского языка, с основными типами ИК, с их различительными признаками, с основными случаями употребления ИК в речи.     Постановка (ИК) интонации начинается во вводно-фонетическом курсе на примере коротких односинтагменных фраз, которые являются фонетическим выражением соответствующих типов предложений. На этом этапе учащиеся должны овладеть минимумом интонационных навыков, что позволит им правильно произносить (интонировать) различные виды вопросительного и повествовательного предложений, а также после соответствующей тренировки различать на слух основные типы ИК.     На начальном этапе изучения русского языка достаточно познакомить учащихся с ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4, которые выражают смысловую сторону русской речи, а также с ИК-5, которая употребляется при выражении эмоционально-экспрессивной оценки. Эти типы ИК называют «азбукой» русской интонации.     При овладении русской интонацией необходимо учитывать особенности ритмической организации русской речи. Ритмика слова является связующим звеном между звуковой и интонационной системами языка. Многие отклонения при усвоении интонации связаны с нарушениями (искажениями) ритмики слова. Прежде чем приступить к постановке или коррекции интонации, необходимо отработать ритмические модели слов, фонетических слов и словосочетаний, входящих в ИК, обращая внимание, в зависимости от родного языка учащихся, на количественную и качественную редукцию, фонетические явления на стыке слов и слитность произношения внутри синтагмы.     В обязательный минимум интонационных навыков на начальном этапе входят:     Постановка ИК-1 – интонации точки.     Постановку ИК-1, как и других типов ИК, следует начинать с предъявления звучащего образца – короткой повествовательной фразы, которую преподаватель воспроизводит сам или предлагает студентам прослушать ее в звукозаписи. Преподаватель обращает внимание учащихся на характерное для ИК-1 понижение тона на гласном центра, сопровождая прослушивание движением руки, имитирующим движение тона на предцентре – центре – постцентре. Речевой образец рекомендуется прослушать 3 раза. Именно трехкратное предъявление звучащего образца является наиболее продуктивным, так как способствует развитию у учащихся слуховой наглядности и речевого слуха, формирует слуховой образ мелодического контура ИК. Для развития слуховой наблюдательности после прослушивания целесообразно задавать вопросы: Где центр? Что вы слышите на центре ИК? Где предцентр, постцентр?     При объяснении интонации в качестве зрительной наглядности широко используются интонационные схемы. Схемы помогают предупредить возможные ошибки, а также проанализировать имеющиеся с целью их дальнейшей коррекции. Схемы способствуют созданию у учащихся зрительного образа мелодического контура ИК, делают процесс обучения осознанным, способствуют запоминанию.     В качестве тренировки можно предложить учащимся записать звучащую фразу в тетради и начертить интонационную схему.     При воспроизведении звучащего образца студентами (хором и индивидуально) следует обратить внимание на трудности при интонировании ИК-1. Типичные отклонения при произношении ИК-1 1. Увеличение длительности гласного центра вместо понижения тона:    Это сто-ол. 2. Усиление словесного ударения, более интенсивное произнесение гласного центра, что приводит к неразличению ИК-1 и ИК-2 в повествовательном предложении. Эти упражнения выполняются на слух с паузами для повторения. Далее студентам предлагается прочитать предложения в соответствии с интонационной транскрипцией.     Как показывает практика, наиболее трудными для усвоения ИК-1 являются позиции с интонационным центром в середине и начале предложения. Эти позиции требуют соответствующей тренировки и контроля со стороны преподавателя.     Перенос интонационного центра вызывает трудности у представителей разных национальностей. Тренировочным упражнениям должны предшествовать слуховые интонационные диктанты на определение места интонационного центра в ИК. Для отработки ритмики, слитности произношения и темпа речи рекомендуются устные упражнения на расширение информации, которые в практике преподавания называются «снежный ком».     Я спешу …        в университет …     Я спешу в университет … на лекцию     Я спешу в университет на лекцию … по литературе …     Я спешу в университет на лекцию по литературе.     Я спешу в университет на лекцию по русской литературе.     Все перечисленные виды упражнений для постановки и коррекции ИК-1 можно использовать и при работе над другими типами ИК. Постановка ИК-2 – вопроса с вопросительным словом. Запомните:    Что? Где? Когда?... – ИК-2.     После предъявления звучащего образца и объяснения интонации с помощью схем следует переходить к постановочным упражнениям на материале коротких вопросительных предложений с интонационным центром на вопросительном слове, обращая внимание на усиление словесного ударения на гласном центра и понижение тона на постцентре.           2     Кто это?           2     Что это?         2     Чей это дом?         2     Как вас зовут? Типичные отклонения при произношении ИК-2: 1. Отсутствие словесного ударения или недостаточное усиление ударения на гласном центра. 2. Отсутствие нисходящего движения тона на гласном центра или удлинение гласного центра. 3. Повышение тона на постцентре ИК-2 является характерной чертой акцента для представителей разных языков. 4. Отсутствие слитности и произношение синтагмы по слогам.     Поскольку основные отклонения в произношении ИК-2 сводятся к ровному повышению тона в конце предложения и отсутствию слитности произношения предцентра и постцентра, тренировочные упражнения направлены на расширение (удлинение) постцентра.            2     Кто это?           2     Кто это стоит?           2     Кто это стоит у окна?               2         Где вы?               2         Где вы были?               2         Где вы были вчера?               2         Где вы были вчера после занятий?               2         Где вы были вчера после занятий по русскому языку?     На начальном этапе изучения русского языка достаточно научить студентов произносить ИК-2 с интонационным центром на вопросительном слове. По мере прохождения материала необходимо обратить внимание на перенос центра в ИК-2 и то обстоятельство, что в речи русских вопрос с вопросительным словом чаще интонируется (произносится) с центром на последнем слове.     Бо́льшая часть упражнений по интонации носит имитационный характер, т.е. построена на подражании: многократном прослушивании и повторении звучащего образца. Задание «восстановите вопрос по ответу» помогает преподавателю определить степень сформированности интонационных навыков у студентов:               1     Это Антон. – Кто это?                   1     Это магазин. – Что это?               1     Его зовут Том. – Как его зовут? Постановка ИК-3 – интонации вопроса без вопросительного слова.     ИК-3 – яркая особенность русской интонации. Сфера употребления ИК-3 широка, особенно в разговорной речи. ИК-3 вызывает затруднения у представителей многих языков. Главную трудность при усвоении ИК-3 вызывает повышение тона в пределах слога (а не слова!), которое начинается с более высокой точки по сравнению с предударным слогом. Повышение тона продолжается в пределах слога и в самом конце начинает понижаться. На заударной части тон резко понижается, что важно учитывать при объяснении и в процессе работы над ИК-3.     На схеме специфика ИК-3 может быть представлена следующим образом: Необходимо также обращать внимание на интонационное оформление ответных реплик. Типичные отклонения при произношении ИК-3 1. Неразличение вопроса и утверждения: ИК-2 и ИК-3. 2. Произношение ИК-3 по типу ИК-4, т.е. с повышением тона в конце предложения.     Это Антон? 3. Трудности при определении интонационного центра. 4. Отсутствие понижения тона на постцентре. 5. Замедление темпа вопроса, усиление фонетической самостоятельности слов,      неслитное, пословное произношение.         Неразличение ИК-2 и ИК-3 в речи учащихся происходит в результате усиления словесного ударения гласного центра вместо резкого повышения тона на гласном центра. Эта ошибка устраняется тренировочными упражнениями на дифференциацию ИК-2 и ИК-3. Выполнению упражнений предшествуют слуховые интонационные диктанты и обращение к схемам, гдепоказано изменение движения тона на интонационном центре ИК при совпадении синтаксической конструкции и её лексического наполнения. Важным этапом в работе над ИК-3 являются упражнения на тренировку переноса, передвижения интонационного центра. Для развития у учащихся речевого слуха и понимания речи на слух рекомендуется регулярно проводить слуховые упражнения типа:                          Вы любите историю?            - Да, ❘ люблю.                                            Вы любите историю?            - Да, ❘ историю.                                       Вы любите историю?            - Да, ❘ я.     Быстрые краткие ответы учащихся позволяют определить, как понят вопрос.     Для отработки составных частей ИК, темпа вопроса, слитности произношения можно предложить упражнения на увеличение синтагмы.         3     Вы любите?         3     Вы любите кататься?         3     Вы любите кататься на лыжах?         3     Вы любите кататься на лыжах с горы?         3     Вы любите ходить на лыжах по зимнему лесу? Постановка ИК-4 – неполного вопроса с вопросительным союзом «а».            3     - Вы любите историю?        1      1      4     - Да, ❘ люблю. А вы?             1     - Мне тоже нравится история.            3     - Вы любите математику?            1     1     - Да, ❘ люблю.           4               4           4     - А физику? А химию? А географию?      Реплика – вопрос с ИК-4 зависима. Она не может начинать диалог. Нисходяще – восходящее движение тона на центре ИК-4 и ровное повышение тона на постцентре, как правило, без особого труда усваивается иностранцами. У представителей отдельных языков отмечается более резкое и высокое по сравнению с русским языком повышение тона на последнем слоге постцентра в сочетании с удлинением гласного. Однако большую сложность, как и при усвоении других типов ИК, представляют ритмические нарушения. Постановка ИК-5 Какой сегодня день! На начальном этапе изучения русского языка знакомство с ИК-5 необходимо прежде всего для различения вопроса и оценки в предложении:     - Какая школа?            - Какая школа! Какие учителя!     - Школа № 123            - Да, ❘ очень хорошая школа.     При усвоении ИК-5 следует обратить внимание на то, что между двумя интонационными центрами не происходит понижения тона.     После прохождения ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4 и ИК-5 предложите учащимся диалог на запоминание и на закрепление основных типов ИК.                  2     - Откуда вы приехали?                1            1        4     - Из Китая, ❘ из Шанхая. А вы?         1            3     - Мы из Москвы. Вам нравится Москва?            1      2            5     - Да, ❘ очень. Прекрасный город!     На начальном этапе обучения русскому языку необходимо познакомить учащихся с основными типами ИК. Во вводно-фонетическом курсе учащиеся знакомятся с интонационным оформлением многосинтагменных предложений. Так как в многосинтагменных предложениях употребляются уже известные студентам типы ИК, происходит своеобразный перенос приобретённых интонационных навыков на оформление многосинтагменных предложений. Расширяются и углубляются представления учащихся о русской интонации.     Сознательному усвоению ИК способствует их слуховое восприятие в сочетании со зрительной наглядностью (схемами), чтение диалогов и текстов по интонационной транскрипции.     При работе над интонацией следует учитывать отклонения, возникающие в результате интерферирующего влияния родного языка учащихся.     Типичные отклонения при овладении русским произношением на интонационном уровне возникают: - при усвоении основных типов ИК (односинтагменное предложение); - при выборе интонационного центра и его передвижении в синтагме; - при интонировании многосинтагменных предложений; - при отработке темпа речи, ритмики слова и слитности произношения.     Дальнейшая работа по интонации, автоматизация и совершенствование интонационных навыков проводится на материале устной разговорной речи, прежде всего диалогической.     В заключение следует сказать, что поскольку «методика – есть обобщенная теория сознательного управления учебным процессом» (А.А. Леонтьев), для достижения основной цели обучения – практического овладения учащимися русским языком, в частности русским произношением, преподаватели - практики должны находить разумные пропорции в сочетании имитации и сознательного усвоения учебного материала по фонетике. Совершенствование слухопроизносительных навыков учащихся способствует развитию всех видов речевой деятельности, облегчая переход к речевому общению на изучаемом языке.   1. Фонетика. Эмоциональные реализации ИК 2. Эмоциональные реализации ИК Субъективно-модальные значения  выражаются взаимодействием синтаксических, лексических и интонационных средств, соотношение которых может быть различным. В формировании этих значений большую роль играет взаимодействие предложения с предшествующим или последующим текстом.  Субъективно-модальное значение может быть выражено преимущественно словесными и синтаксическими средствами, и тогда роль интонации сводится к усилению такого значения или осложнению его дополнительными оттенками.  Так, в следующих случаях лексическими и синтаксическими средствами выражена интенсивность действия и отсутствие результата:          3      2                1 Жду-жду,/ а его нет        2      2                1 Жду-жду,/ а его нет        3                        2 Жду-жду,/ а его нет   При изменении типа ИК, синтагматического членения, места центра ИК выражаются разные оттенки названного значения:  подчеркивается интенсивность состояния (2) или отсутствие результата, противопоставляемого такой интенсивности (3).            С другой стороны, субъективно-модальное значение может быть выражено только интонацией:       3                 1 Видела? - Видела     3                 4 Видела? - Видела   В этих случаях с помощью разных типов ИК  различаются нейтральный ответ (ИК-1) и ответ с вызовом (ИК-4).  Субъективно-модальное значение часто выражается взаимодействием всех языковых средств: синтаксических, лексических, интонационных, а также отношением предложения к контексту.   В выражении субъективно-модальных значений участвуют все интонационные средства: типы интонационных конструкций, изменение места интонационного центра, синтагматическое членение, пауза, а также те артикуляционно-акустические свойства звуков, которые не затрагивают их фонемных характеристик: придыхание, способ соединения гласного и согласного, смычка голосовых связок в начале гласного.  Эмоциональные реализации ИК в отличие от нейтральных имеют какую-либо особенность строения, направленную на выражение эмоций.  Субъективно-модальные значения могут выражаться нейтральными и эмоциональными реализациями ИК.  Эмоциональными реализациями ИК-1 выражаются следующие субъективно-модальные значения:   1) Удивление.  Верхний регистр ИК-1 , центр в начале: Смотри,  Маша идет.  2) Несоответствие ожидаемому (в монологической речи). Уверенность или утверждение чего-либо как неопровержимого (в ответных репликах диалога).  Эта эмоциональная  реализация отличается от нейтральной большей длительностью, более высоким уровнем тона гласного предцентрового слога и низким ровным тоном гласного центра и постцентровой части:                                                                                        Договорились встретиться.   Пришел.   Никого нет. Так не бывает.  -  Бывает. Надо было у врача спросить.  - Спросила. 3) Активизация внимания, подчеркивание взаимосвязи явлений. Несогласие или утверждение в ответ на сомнение (в ответных репликах диалога).  Эта эмоциональная реализация отличается от нейтральной большей длительностью, более высоким уровнем тона гласного предцентрового слога и нисходяще-восходящим направлением тона на гласном центра. Гласный центра произносится ниже предцентрового слога, но выше начальных слогов конструкции:                                      Хотите кофе? Это бодрит.                                                                                                           Он устроился на работу?  -  Он работает.   Ты не пойдешь на концерт?  -  Пойду.  4) Подчеркивание, усиление.  Эта эмоциональная реализация отличается от нейтральной  увеличением длительности гласного центра (в три-четыре раза больше, чем в нейтральной реализации):                                             1                                             1 Я сама это сделала.  Он далеко живет.   5) Выражение иронии, хвастовства.  Резкие колебания тона в предцентровой части;  Выражение похвалы (в манерной речи).  Каждый слог может выделяться восходяще-нисходящим тоном:                             Вы похорошели.             Эмоциональными реализациями ИК-2  выражаются следующие субъективно-модальные значения:  1) Объяснение, “втолковывание”.  Увеличение длительности гласного центра (в три-четыре раза больше нейтральной):     2              2 Завтра,/ завтра приходите.        2                2 Вечером,/ вечером уезжаем. Это значение может акцентироваться усилением словесного ударения. 2) Доброжелательность.  Увеличение длительности гласного центра (в полтора-два раза по сравнению с нейтральной) в сочетании с ровным движением тона:                    2 Поздравляю тебя!             2 Спасибо Вам!  3) Возражение, несогласие.  Высокий уровень восходяще-нисходящего движения тона на гласном центра:                                                                              Но это неудобно!                                                                                                                Но я не могу в это время!  4) Недовольство.  Более высокий по сравнению с нейтральной реализацией уровень тона, который начинается на ударном гласном первого слога и продолжается до гласного центра:                                                             Да мало ли что он говорит!                                                                                                                                                                                    Неужели ты не мог сказать об этом раньше!  Эти эмоциональные реализации отличаются от ИК-5 меньшей длительностью выделенных слогов.          Эмоциональными реализациями ИК-3 выражаются следующие субъективно-модальные значения:  1) Собственно удивление в повествовательных и  вопросительных предложениях,  в репликах-повторах (в диалоге).  Нисходяще-восходяще-нисходящее движение тона на гласном центра и постцентровой части, как в модальной реализации ИК-2, но с более резким повышением и понижением:                                                                                                   И вам он так отвечает?  2) Удивление с оттенком недоверия – обычно в предложениях, открывающихся союзом “и”.  Перемещение высокого уровня тона на предцентровый слог:                                                                          И музыкой занимается?   И футболом?  3) Радостное удивление.  Распространение высокого уровня тона на гласный центра и предцентровый слог:                                                                   А нас пропустят?                                      Вы приедете к нам? 4) Усиление значения ”высокая степень признака”.  Усиление словесного ударения и увеличение длительности гласного (ударного и предударного) в словах, обозначающих высокую степень признака:        2                           3 Такая / книга интересная!                  3 Такая книга интересная!                                3 Она как закричит!     5) Непрерывность и интенсивность действия.  Увеличение длительности и ровно восходящий тон на гласном центра:  Улыбается,/ как ни в чем не бывало. Идет себе,/ не торопится. 6) Мгновенность и интенсивность действия.  Сокращение длительности гласного, стремительное повышение тона и усиление словесного ударения гласного центра:                                          3 Как только мы вбежали,/ поезд тронулся.  7) Эмоциональное и смысловое подчеркивание в повествовательных предложениях, подчеркивание удивления в вопросительных предложениях.  Увеличение фонетической самостоятельности слов за счет усиления словесного ударения или выделения ударных гласных по длительности и тону:                                                     3 И ты решила туда позвонить?                                                     3 И Вы согласились там работать?         Нейтральные реализации ИК-4, ИК-5, ИК-6, ИК-7 обычно выражают разные субъективно-модальные значения, поэтому интонационные ряды этих типов ИК содержат относительно меньшее количество эмоциональных реализаций.        Эмоциональными реализациями ИК-4 выражаются следующие субъективно-модальные значения:         1) Удивление с оттенком неудовольствия в предложениях с местоименным словом.  Вызов или неудовольствие в повествовательных предложениях, в которых центр ИК-4 находится на слове с качественно-характеризующим значением.  Глубокое понижение тона на гласном центра и высокий уровень тона на постцентровой части:              4 Почему вы не ответили на наше письмо?                                                           4 Вы согласны с нами? - Не согласна!                                                4                                                Мне холодно,/ мне неприятно!                             4 Что Вы сказали?                                                    4 Эта комната слишком темная!           Эмоциональными реализациями ИК-5 выражаются следующие субъективно-модальные значения: 1) Ирония при отрицании.  Плавный восходяще-нисходящий тон на гласном первого и второго центров:       Какой Вы охотник! Вам в кухне на печи лежать, а не лисиц травить.        Эмоциональными реализациями ИК-6 выражаются следующие субъективно-модальные значения:         1) Раздражение, недовольство.  Увеличение длительности и интенсивности гласного центра:   И от уличного шума,/ и от жары/- устал я!         ИК-7 – средство выражения разнообразных оттенков субъективного отношения говорящего к высказываемому: подчеркивания качественно-характеризующих значений, отрицания, утверждения, пренебрежения, добродушной снисходительности:  Хорошо поет!  Какое там кино!                В предложениях с местоименными словами при выражении субъективно-модальных значений максимально активизируется взаимодействие синтаксических, лексических и интонационных средств, а также смысловое взаимодействие предложений в контексте.            Наиболее обычный случай – выражение отрицания, несогласия таким предложением, которое или сохраняет формальные признаки вопросительности, или ослабляет их.             При сохранении вопросительности ( предложение произносится с ИК-2, местоименное слово указывает на неизвестное) значение отрицания формируется в результате смыслового взаимодействия данного предложения с последующим, в котором отрицание обосновывается.             В следующих примерах  в первом предложении  (а)  в местоимении вопросительность сохраняется, во втором (б) – ослабляется или утрачивается:         а) – Он вам неправильно сказал.  -  Почему неправильно?   -   А потому неправильно, что у нас тут передовая, и никто не знает, что может случиться через час (Симонов);         б) – Он вам неправильно сказал.  -  Почему неправильно? И в учебнике так  объясняется.  -  В устаревшем учебнике!                                                       В предложениях с какой, где, когда средством выражения экспрессивного отрицания служит  ИК-7:     Ну что, как? Закончили работу?  -  Где там!  Она в институте задержалась?  -  Какой там институт! У нее сегодня нет занятий.                       Предложения с какой, что, где, куда, кто служат средством активизации внимания собеседника. При этом центр ИК-6 не может передвигаться на местоименное слово:   А какой я сон видела!;  Что у меня есть!;   Кого я видел!;  Куда      мы ездили! 
«Фонетика. Интонация» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot