Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ВВЕДЕНИЕ
Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем
здоровье. Неуклонно возрастает значение физической культуры и спорта,
внедрения их в повседневную жизнь. Занятия физической культурой и спортом
готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его
гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых
черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим
специалистам народного хозяйства в их профессиональной трудовой и оборонной
деятельности.
Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение
росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным.
Физическая культура (ФК) во всех учебных заведениях РФ — обязательный
предмет. На занятиях по ФК учащиеся получают разнообразные теоретические
сведения, овладевают новыми практическими умениями, совершенствуют ранее
приобретенные двигательные навыки. Как учебный предмет физическое
воспитание отличается от ряда других спецификой задач, средствами и формами
организации учебных занятий. Учащемуся в процессе ФК недостаточно услышать увидеть - понять - запомнить. Здесь необходимо активно действовать физически,
многократно и настойчиво выполнять специальные двигательные задания. И очень
важно понимать при этом, что овладение новыми умениями и двигательными
навыками, их совершенствование будут приходить успешнее тогда, когда будут
базироваться на хорошо усвоенных теоретических знаниях об основах техники
движений, о физиологических закономерностях развития и деятельности
человеческого организма, о содержании и методах обучения, о правилах
спортивных соревнований и др.
Процесс физического воспитания немыслим без сознательной и активной
учебной деятельности самих учащихся. Он проходит результативно только в том
случае, когда налицо обоюдная заинтересованность: преподаватель прилагает
усилия, чтобы научить, а учащиеся стремятся научиться, овладеть новыми
теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, новыми
физическими упражнениями.
Важное значение имеет знание специфического языка физического
воспитания, терминологии основных понятий, прежде всего таких, как
«физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическое
совершенство» и др. Понимание их смысла не только позволит глубоко усвоить их
смысл, но даст возможность читать и понимать спортивную и популярную
медицинскую литературу, расширит знания о безграничных физических
возможностях человеческого организма.
1
Итак, основные понятия физического воспитания. В обиходе и практике мы
часто пользуемся словосочетанием «физкультура и спорт», ставя эти два слова
рядом. Однако надо знать, что их смысл не идентичен.
Физическая культура — органическая составная часть общей культуры
общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленный на
укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к
жизненной практике. Общество признает такую деятельность полезной и
необходимой для всех, создает условия для ее развития. Показателями состояния
физической культуры в обществе и государстве являются: совокупность
материальных и духовных ценностей,
созданных
для
физического
совершенствования членов общества; уровень здоровья и физического развития
людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания,
образования, в производстве и быту, для других целей общественной практики.
Понятие «физическая культура» наиболее общее и наиболее широкое. Оно
вбирает в себя и такое частное, более узкое понятие, как «спорт».
Спорт (англ. sport — игра, развлечение) - составная часть физической
культуры, вид социальной деятельности людей, заключающийся в организованном
сопоставлении их сил и физических способностей в борьбе за первенство или
высокий спортивный результат.
Распространенными производными от этих двух основных понятий
являются, физкультурник — человек, систематически занимающийся доступными
физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, гармоничного
физического развития и совершенствования; спортсмен -- человек, систематически
занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной
деятельностью и подготовкой к ней с целью достижения максимальных для себя
или команды спортивных результатов.
Что же вкладывается в смысл понятия «физическое воспитание»»?
Физическое воспитание — это педагогический процесс обучения человека
движениям и совершенствования его физических качеств, направленный на
морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, его
основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними
знаний. Этот педагогический процесс предполагает осознанную деятельность
людей — учителя и ученика: первый, используя педагогические методы, передает
второму знания, умения и навыки; второй — воспринимает, усваивает и применяет
их.
Главная цель системы физического воспитания — достижение каждым
человеком физического совершенства.
Под физическим совершенством понимается исторически обусловленный
идеал физического развития и двигательной подготовленности человека,
обеспечивающий ему наилучшую приспособляемость к жизни, труду. В этом
2
понятии сочетаются как требования общества к людям (производство, военное
дело и др.), так и личные потребности человека (здоровье, долголетие, физическая
привлекательность и др.).
К числу основных относится также понятие физическое развитие. Оно
употребляется в двух значениях. Первое: физическое развитие — это физическое
состояние человека в данный момент. В этом значении говорят, например,
«физическое развитие гимнаста хорошее», «физическое развитие школьника
слабое». Второе: физическое развитие - это биологический процесс становления и
изменения форм и функций человеческого организма, совершающийся под
влиянием наследственности, условий жизни и воспитания. Из этого определения
следует, что физическое развитие есть процесс, т. е. динамическая совокупность
физических состояний человеческого организма в их взаимопереходах. С одной
стороны, физическое развитие человека происходит за счет жизненных сил и
строения организма, передаваемых по наследству, а с другой — раскрытие и
проявление этих наследственных признаков, свойств и качеств (в том числе и
физических) в значительной мере зависит от условий жизни (питание, труд, отдых,
гигиенические условия и др.), от воспитания, прежде всего от специально
организованного физического воспитания. Эти два значения понятия «физическое
развитие» надо различать.
Все общие (основные) и частные понятия физического воспитания в
совокупности образуют специальную научно-практическую терминологию. Мы
познакомились с некоторыми основными понятиями этой терминологии.
3
Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА.
Фундаментальным принципом системы физического воспитания является
связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью
людей. На практике это выражается в использовании физической культуры и
спорта при научной организации труда (НОТ) в формах так называемой
профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и военноприкладной физической подготовки (ВПФП).
Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана решать такие
задачи:
вооружить учащихся прикладными знаниями о профессии, о
физических качествах, необходимых им для успешного выполнения
трудовых операций, для высокоэффективного труда;
сформировать у учащихся двигательные умения и навыки,
которые будут способствовать производительному труду будущих
специалистов;
воспитать у них физические и психические качества,
необходимые в будущей трудовой деятельности;
способствовать лучшему освоению трудовых операций,
ускоренному обучению профессии;
научить использовать средства активного отдыха для борьбы с
производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил;
предупредить и снизить производственный травматизм среди
работающих за счет увеличения их силы, быстроты, выносливости, ловкости
и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе
жизнедеятельности.
Программой физического воспитания для средних специальных учебных
заведений предусмотрено ознакомление учащихся с теоретическими основами
ППФП, обучение их некоторым профессионально-прикладным физическим
упражнениям, способам воспитания и самовоспитания основных физических
качеств, необходимых специалистам того или иного профиля, подготовка их к
участию в простейших соревнованиях по профессионально-прикладным видам
спорта.
Для понимания задач ППФП, для овладения необходимыми знаниями,
умениями и навыками, эффективного применения их на практике важно научиться
вдумчиво анализировать условия труда специалистов, требования к их физической
подготовленности. Для этого рассмотрим ряд примеров такого анализа. По
аналогии с ними можно проанализировать деятельность специалиста любого
4
другого профиля. С другой стороны, надо знать все разнообразие средств ППФП,
прикладную значимость каждого и их эффективность в разных случаях. Важно
знать результативность использования этих средств ППФП в зависимости от форм
ее организации, от активности в этом процессе самого учащегося, самого
работающего.
Вопросы для самоконтроля по главе 1.
1. Какие физические качества наиболее важны для специалистов
Вашей профессии?
2. Что такое двигательные умения и навыки? Как они формируются
в процессе занятий физическими упражнениями?
3. Что такое «физическое упражнение»? Чем физические упражнения
отличаются от отдельных движений, физического труда?
5
Глава 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА
СПЕЦИАЛИСТОВ, ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
Для характеристики различных видов труда чаще всего используются
понятия его физической тяжести и нервно-психической напряженности. При этом
под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий
за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень
эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от тяжести труда
и его нервно-психической напряженности, труд подразделяют на физический и
умственный, а различные сочетания этих двух основных видов труда позволяют
выделить третий вид — смешанный труд.
Примерами преимущественно физического труда являются профессии
горняков, сталеваров и других, трудовые действия которых сопряжены со
значительными мышечными усилиями. К преимущественно физическому труду
относится также спортивная деятельность в подавляющем числе видов спорта,
особенно в легкой атлетике, велогонках, тяжелой атлетике, лыжном спорте и др.
Примерами преимущественно умственного труда являются профессии
счетных работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих
работников и других, производственная деятельность которых позволяет
полностью или частично исключить компонент физического труда.
С развитием техники непосредственно на различные механизмы все более
перекладываются тяжелые производственные операции, на долю же человека все
чаще остаются функции управления и контроля. С развитием автоматизированного
производства физические нагрузки на человека в процессе труда постоянно
уменьшаются.
Однако доля физического труда вспомогательных рабочих, техников по
наладке, регулировке, монтажу, ремонту оборудования еще достаточно велика.
Кроме этого, развитие автоматики, комплексной механизации, электроники,
робототехники требует устойчивости человека к психическим напряжениям,
быстрого восприятия, осмысливания большого потока информации о ходе
производства.
Для измерения объема и мощности выполняемой физической работы
применяются различные количественные меры: масса поднятого груза,
пройденный путь, время, затраченное на работу, и др. Предложены и внедряются
более точные, научно обоснованные специальные способы определения
проделанной человеком работы, его физической работоспособности. Для этого
измеряются ЧСС или суммарные пульсовые показатели, потребление кислорода
организмом за единицу времени и за весь период работы, энергетические затраты
на данную работу (в ккал, кДж) и др. Полученные с помощью этих методов
результаты позволяют судить о тяжести физического труда.
6
Его условно делят на очень легкий, легкий, средней тяжести, тяжелый и
очень тяжелый. Например, очень легкий труд характеризуется незначительным
общим суточным расходом энергии, лишь на немного (на 500 ккал и меньше)
превышающим средние величины основного обмена (около 2300 ккал в сутки), а
ЧСС не поднимается, как правило, выше 80 ударов в минуту. В отличие от этого
очень тяжелый физический труд требует предельного суточного расхода энергии -от 4000 до 6000 ккал, а в отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до
максимальных значений -- 150 -- 200 ударов в минуту. Понятно, что такую работу
могут выполнять только хорошо тренированные люди, да и то непродолжительное
время. Если тяжесть физического труда измерить и оценить относительно легко, то
гораздо труднее измерить и классифицировать эмоционально-психическую
напряженность умственного труда. Здесь не применимы прямые способы, которые
используются при измерении физической работы. Лишь измерение ЧСС,
определение расхода энергии за единицу времени и некоторые другие косвенные
показатели могут дать приблизительную оценку этой напряженности. К примеру,
известно, что летчик-испытатель за один час полета на новой машине часто теряет
от 3 до 4 кг массы тела, а его пульс в критических ситуациях поднимается до 200
ударов в минуту. Доля же физического труда при этом относительно невелика.
Смешанные виды труда (в современном производстве таких подавляющее
большинство) предъявляют к организму человека различные требования в
зависимости от преобладания компонентов физической тяжести или нервнопсихической напряженности. К смешанным видам труда относится
преимущественно и труд специалистов среднего звена -- выпускников средних
специальных учебных заведений.
Приведем несколько примеров условий труда специалистов и переносимых
ими нагрузок. Возьмем некоторые типичные профессии, к которым могут быть
приравнены другие, близкие по характеру выполняемых трудовых операций, по
физической тяжести и нервно-психической напряженности.
Труд специалистов АСУ операторов ЭВМ имеет свою специфику, связанную
с длительными наблюдениями и контролем за работой различных приборов, с
воспроизведением и срочной переработкой большого потока информации, с
выполнением быстрых и точных движений, зачастую сложных по координации,
при значительном эмоционально-волевом напряжении.
Существует немало профессий, работа в которых связана с постоянным
напряжением пальцев рук и кисти (машинистки, пианисты, телеграфисты,
операторы счетных машин и др.). Регулярные нагрузки у представителей таких
профессий часто приводят к появлению болей в мышцах рук, сухожилиях кисти и
пальцев. Нередко боли становятся хроническими и заставляют человека менять
профессию. Надежными профилактическими средствами в таких случаях являются
самомассаж, специальная физическая подготовка. Они способствуют развитию
7
выносливости, гибкости и подвижности пальцев, повышают работоспособность
человека.
Условия труда других специалистов также имеют свои особенности, к их
физической подготовленности предъявляются специфические требования,
обусловленные характером выполняемых трудовых операций. Причем
практически во всех профессиях, особенно в труде специалистов среднего и
высшего звена, отмечается снижение компонента физической тяжести труда.
Явления гиподинамии отрицательно сказываются на здоровье и закаленности
многих специалистов. В этих условиях повышается роль специальных физических
упражнений, направленных на ликвидацию дефицита двигательной активности
работающих, закаливание, на их профессионально-прикладную физическую
подготовку.
Всем учащимся средних специальных учебных заведений -- будущим
техникам, педагогам, медицинским сестрам и другим специалистам -- важно знать
основы ППФП, уметь организовать занятия с коллективом, в котором придется
работать по окончании учебы в среднем специальном учебном заведении.
Обратите внимание, что в приведенных примерах -- описаниях условий труда
специалистов — есть общие черты, элементы сходства. Прежде всего, в центре
внимания во всех случаях — работающий человек. Своими преобразующими
усилиями человек воздействует (прямо или косвенно, через инструмент) на
предметы труда. При этом человек испытывает (преодолевает) противодействие
предметов труда, подвергается воздействиям окружающей среды. В конечном
итоге результативность его труда, или производительность, решающим образом
зависит от эффективности преобразующих воздействий на предметы труда,
устойчивости к отрицательным влияниям окружающей среды. И здесь на первое
место, при прочих равных условиях, выступают физические качества и нервнопсихические свойства человека. Вот почему все приведенные примеры
заканчиваются перечнем рекомендуемых средств, с помощью которых можно
повысить свои потенциальные возможности, в нашем случае — физические.
Вопросы для самоконтроля по главе 2.
1. В какой форме осуществляется самоконтроль за состоянием здоровья
лично Вами?
8
Глава 3. СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. ПРИКЛАДНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
НЕКОТОРЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ВИДОВ СПОРТА.
Приведенные выше примеры показывают, что существуют значительные
различия в условиях труда специалистов разных профессий. Однако для всех
трудящихся необходимы хорошее здоровье, высокий уровень физического
развития. Следует заметить также, что каждая профессия требует от работающего
преимущественного развития одного или нескольких ведущих физических качеств.
Разнообразны и средства, применяемые для решения частных задач ППФП
специалистов различных профессий.
Рассмотрим некоторые физические упражнения и виды спорта с точки зрения
их использования в ППФП специалистов разного профиля.
3.1. Гимнастика
Оздоровительное, общеразвивающее и профессионально-прикладное
значение гимнастики заключается в том, что ее упражнениями воспитываются
такие физические качества, как мышечная сила, ловкость, гибкость и др.;
формируются эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим
телом в пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной
и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела;
воспитываются морально-волевые качества — смелость, самообладание,
решительность при оправданном риске. Эти качества и свойства профессионально
необходимы строителям, пожарникам, водителям наземного транспорта,
сборщикам точных механизмов, и представителям многих других профессий.
Педагогу любого профиля надо знать упражнения гимнастики, уметь
грамотно их выполнять и научить этому своих учеников, уметь провести
физкультурную паузу в классе и снять у учащихся накопившееся утомление.
Медицинским работникам эти упражнения надо знать для того, чтобы
провести при необходимости сеанс лечебной физкультуры, научить
выздоравливающих больных правильно применять движения для своего лечения.
Операторам ЭВМ гимнастические упражнения помогут избежать негативных
явлений, связанных с малоподвижным характером работы. На основе
гимнастических упражнений составляются комплексы утренней гимнастики,
физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной
гимнастики в трудовых коллективах и т. д.
3.2. Легкая атлетика
Упражнения легкой атлетики, в основе которых лежат естественные
движения человека — ходьба, бег, прыжки и метания, способствуют
совершенствованию этих жизненно важных умений и навыков. Кроме того, они
9
повышают функциональные возможности всех органов и систем, в особенности
нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, т. е. тех, которые в
наибольшей степени обеспечивают успех в любом виде физической деятельности.
Различные упражнения легкой атлетики воспитывают у человека такие важные
физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также
морально-волевые качества — упорство в достижении цели, умение преодолевать
трудности, силу воли и др.
3.3. Лыжный спорт
Навыки передвижения на лыжах широко используются в военном деле, в
быту и труде. Физические качества, воспитанные человеком в ходе занятий
лыжным спортом, способствуют успешному выполнению таких дел, в которых
человеку требуются выносливость и закаленность к холоду, быстрота
передвижения на местности в условиях бездорожья, решительность действий.
Этим объясняется широкая общая приложимость различных видов лыжного спорта
— гонок и скоростного спуска, слалома и прыжков с трамплина, лыжной
акробатики и других видов. Лыжный спорт находит непосредственную
приложимость в ряде профессий.
3.4. Плавание
Как важно уметь плавать — известно каждому. Но плавание имеет не только
утилитарное значение. Существует большое количество профессий, связанных с
работой в воде, на воде и у воды: моряки и речники, водолазы, сплавщики леса и
геологи, строители мостов и паромов, исследователи морских глубин и
нефтедобытчики на прибрежном шельфе, гидрологи, рыбаки, спасатели на водах,
преподаватели физического воспитания, тренеры по плаванию и др. Для этих
специалистов умение плавать является неотъемлемой частью профессиональной
подготовки.
3.5. Туризм
Туризм имеет большое образовательное и прикладное значение. Умение
ориентироваться на местности с картой и компасом, по природным ориентирам и
местным предметам, по народным приметам имеет большое значение в военном
деле и в мирном труде специалистов ряда профессий. Ловкость, физическая
выносливость, воспитываемые туристскими походами, находят применение
практически всюду. Если к этому добавить, что туризм является незаменимым
средством активного отдыха для людей напряженного умственного труда, то будет
понятным его прикладное значение.
10
3.6. Спортивные игры
В ходе занятий спортивными играми воспитываются оптимальные
двигательные реакции на различные раздражители — световые, звуковые,
тактильные (чувствительные) и др. Это имеет большое значение в приспособлении
человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника
предъявляет высокие требования именно к быстроте реакции и точности движений
специалистов, обслуживающих эту технику.
Эти качества необходимы в работе операторов вычислительных машин и
пультов АСУ, рабочих у станков с программным управлением, водителей
различных транспортных средств и других профессий, где требуется повышенная
быстрота ответных реакций на внезапное появление объекта, срочность выбора и
принятия решения.
Для воспитания этих качеств и являются наиболее полезными спортивные и
подвижные игры, различные виды спортивных единоборств.
3.7. Специально-прикладные виды спорта
Кроме перечисленных физических упражнений для ряда профессий
существуют специальные прикладные виды спорта.
Профессионально-прикладные виды спорта внесены в Единую всесоюзную
спортивную классификацию (ЕВСК).
Специально-прикладные виды спорта пока существуют не для всех
профессий, но отдельных упражнений, элементов видов спорта, имеющих
непосредственно прикладное или косвенное применение в данной профессии,
достаточно много. При творческом поиске их могут найти не только преподаватели
физического воспитания, но и сами учащиеся. Многие из упражнений, изучаемых
на учебно-тренировочных занятиях, на специальных занятиях по ППФП, могут
быть профессионально-прикладными. Наиболее важные из них включаются в
программу спартакиад учебных заведений, отраслевых спартакиад и соревнований,
проводимых министерствами для рабочих своей отрасли, для учащихся
подведомственных средних специальных и высших учебных заведений. Ряд таких
упражнений полезно запомнить и систематически выполнять самостоятельно для
лучшей подготовки к предстоящей работе по специальности.
Вопросы для самоконтроля по главе 3.
1. Чем обусловлен положительный эффект занятий для подготовки
лыжника - гонщика?
2. Какие
физические
законы
объясняют
способность
человека
удерживаться на поверхности воды и передвигаться в ней?
3. Что такое «подготовка спортсмена», «спортивная тренировка»,
«спортивная форма»?
11
4. Какие из видов туризма в наибольшей степени содействуют задачам
допризывной военной подготовки юношей?
12
Глава 4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ И РАБОТАЮЩИХ.
Для решения задач ППФП учащихся и работающих применяются
теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед и самостоятельного
изучения литературных источников.
Изучаются условия труда специалистов данной профессии, требования к их
психофизической подготовке, роль производственной физкультуры и ППФП в
улучшении дееспособности работающих, содержание их ППФП. Особое внимание
уделяется средствам и методам воспитания психических свойств и физических
качеств, профессионально важных для специалиста.
Практические занятия проводятся в различных формах: специальные учебнотренировочные занятия по ППФП; массовые спортивные мероприятия с
профессионально-прикладной целеустановкой; индивидуальные самостоятельные
занятия
профессионально-прикладными
физическими
упражнениями
и
специально-прикладными видами спорта, а также видоизмененные применительно
к особенностям профессии УГГ, производственная гимнастика (вводная
гимнастика и физкультурные паузы). Эти формы организации ППФП имеют
некоторые различия в зависимости от того, для учащихся или работающих они
предназначены.
На специальных учебно-тренировочных занятиях по ППФП учащимися
отрабатываются умения и навыки, совершенствуются профессионально
необходимые физические качества. Созданы и широко применяются подвесные,
качающиеся и вращающиеся спортивные снаряды.
Для работающих на производстве такие учебно-тренировочные занятия по
ППФП проводятся пока лишь в отдельных случаях. Однако в настоящее время
этому вопросу уделяется все больше внимания: на многих промышленных
предприятиях создаются цехи здоровья, восстановительные центры, кабинеты
активного отдыха и реабилитации, где трудящиеся имеют возможность выполнить
комплекс
профессионально-прикладных
упражнений,
применять
сеанс
аппаратного массажа, послушать функциональную музыку.
Массовые спортивные мероприятия по ППФП проводятся во многих средних
специальных учебных заведениях. Профессионально-прикладная направленность
этих мероприятий отражается в условиях конкурсов, в положении о
соревнованиях, например, спартакиаде. В программу соревнований включаются
отдельные профессионально-прикладные физические упражнения, специальноприкладные виды спорта.
Для работающих на производстве массовые спортивные мероприятия с
профессионально-прикладной целеустановкой также проводятся довольно широко.
В их программу включаются отдельные элементы ППФП, специально-прикладные
13
виды спорта. Отдельные профессионально-прикладные физические упражнения
включаются в программу туристских походов.
Индивидуальные самостоятельные занятия учащихся профессиональноприкладными физическими упражнениями, элементами специально-прикладных
видов спорта — перспективная форма организации ППФП будущих специалистов.
В индивидуальной программе ППФП учащийся под руководством преподавателя
физического воспитания формулирует цель занятия, определяет доступные ему
средства. Такими средствами могут быть отдельные элементы специальноприкладного вида спорта, доступные физические упражнения без предметов, с
отягощением, с эспандером, с тренажером и др., а также водные и закаливающие
процедуры, имеющие непосредственное отношение к вашей профессии. Личная
заинтересованность учащихся в ускоренном овладении профессиональными
умениями и навыками, желание довести свои физические способности и
профессиональные навыки до высокой степени совершенства помогут
организовать такие самостоятельные занятия в домашних условиях, на ближайшем
спортивном сооружении, в парке, в лесу.
Итак, научная организация труда выдвигает перед будущими специалистами
важные задачи по самосовершенствованию: быстро и прочно усваивать
профессиональные знания, умения и навыки; повышать функциональную
готовность к предстоящему труду; совершенствовать профессионально
необходимые физические и моральные качества; закалять тело — повышать
сопротивляемость организма холоду и теплу, вредному воздействию некоторых
специфических условий труда.
Эти задачи могут быть успешно решены только при заинтересованном и
активном участии, при сознательном отношении к физическому воспитанию
вообще и к ППФП в частности.
Вопросы для самоконтроля по главе 4.
1. Как оказать доврачебную помощь пострадавшему: при обмороке; при
отравлении недоброкачественными продуктами питания; при ожогах?
14