Финансовый менеджмент
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
Сайт:
Дополнительное образование
Курс:
Управление современным издательским процессом
Книга:
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
Напечатано:: Косых Косых
Дата:
Пятница, 20 Март 2020, 11:06
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
1/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
Оглавление
1. Использование финансовых инструментов для достижения коммерческого успеха
1.1. Отчет о прибылях и убытках
1.2. Отчет о движении денежных средств
1.3. Балансовый отчет
2. Как разобраться в своем бизнесе
2.1. . Финансовые цели
2.2. Движение денежных средств
2.3. Анализ чувствительности
2.4. Безубыточность
2.5. Оценка активов
2.6. Составление бюджета
3. Поглощение и слияние компаний
3.1. Оценка компаний
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
2/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
1. Использование финансовых инструментов для достижения коммерческого
успеха
Почему финансовые отчеты важны для менеджеров
Менеджеры издательств обычно не занимаются ни представлением установленных (законом) финансовых отчетов, ни ведением текущих
бухгалтерских записей. Такими вещами обычно занимаются бухгалтеры, если только это не компания, состоящая из одного человека. Однако
менеджеры издательств должны знать где и как получить информацию, необходимую для управления компанией, и должны уметь судить о том,
как идут дела компании, по ее финансовым отчетам. Прежде всего они должны знать, откуда деньги приходят и куда они уходят.
Как правило, можно достаточно заблаговременно предсказать, движется ли компания к банкротству, или выявить слабые
моменты в ее деятельности, используя три ключевых финансовых инструмента:
Каждый из этих финансовых инструментов взаимосвязан с двумя другими, но представляет информацию для разных целей.
·
Отчет о прибылях и убытках;
·
Отчет о движении денежных средств;
·
Балансовый отчет.
Каждый из этих финансовых инструментов взаимосвязан с двумя другими, но представляет информацию для разных целей.
Рассмотрим комплект отчетов, основанный на подготовке и издании одного наименования. В этом смысле данные отчеты не совсем
реалистичны: большинство компаний будут в это же время продавать книги, изданные в предыдущие годы, и готовить другие новые издания.
Однако данных отчетов достаточно для иллюстрации основных принципов управленческого анализа финансовых инструментов.
Важно понимать, что отчеты издательства являются лишь суммой отчетов по всем издаваемым книгам или другим продуктам, в которые
издательство инвестирует средства в целях их последующей реализации.
Итак, исходные данные для рассматриваемого в разделе комплекта отчетов:
Компания начала работать, имея капитал в $50.000, распределенный следующим образом:
$ 25000 – основные средства
$ 25000 – денежные средства
Компания готовит издание и выпускает его первым тиражом 30.000 экземпляров. В течение года компания продает 20.000 экземпляров по цене
$15 (10.000 – за наличные, 10.000 – в кредит). Автору должны быть выплачены роялти в размере 10% от объема продаж.
Затраты компании составили.
·
Полиграфия и материалы – $4 за экземпляр или $120.000 (из которых компания оплатила половину)
·
Допечатная подготовка:
-
Автору выплачен аванс – $8.000
-
Редактура, дизайн, набор – $55.000
·
Накладные расходы:
-
Затраты на рекламу и продвижение – $5.200
-
Затраты на продажу и дистрибуцию – $70.000 (в текущий период не оплачены)
-
Общие административные расходы – $500
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
3/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
1.1. Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках – это отчет о хозяйственных операциях, проведенных за определенный период времени (обычно за год или за
месяц). Отчеты по прибылям и убыткам могут составляться по отдельным подразделениям компании или по отдельной книге. Отчет о
прибылях и убытках – это краткое изложение серии сделок, имевших место за определенный период (обычно – месяц или год), которое
показывает – были ли эти сделки для компании выгодными или нет. Годовой отчет показывает, работает ли компания с прибылью. Он очень
полезен для того, чтобы контролировать фактические рабочие показатели по сравнению с запланированными бюджетными. Кроме того, отчеты
о прибылях и убытках прошлых лет используются в процессе составления прогнозов деятельности компании в будущем.
Отчет о прибылях и убытках показывает общие объемы продаж и другие доходы за отчетный период (но не показывает, были ли фактически
получены денежные средства; это показано в отчете о движении денежных средств), а также все расходы и затраты. Они могут быть выражены
в виде фактически произведенных платежей или в виде корректировок, как например, списание стоимости запасов, что не является статьей
денежных средствах, но сказывается со временем на прибыльности компании.
Отчет о прибылях и убытках 1.01.2018 - 31.12.2018
по хозяйственной операции - продажа 20.000 экземпляров (из 30.000 изданных)
по цене $15 за экземпляр
За отчетный
период
Наименование
1. Выручка (нетто)
300,000
Примечание
выручка от продажи 20.000 экз. по $15 за
экземпляр (возвраты в данном примере
отсутствуют)
2. Себестоимость реализованной продукции
Редактирование, дизайн,
36,667
набор
80,000
Себестоимость
изготовления
Себестоимость реализованной продукции –
это не общие затраты, а стоимость продукции,
которая была реализована (т.е. не всего тиража
в 30.000 экземпляров). В этой статье
учитывается доля расходов на обработку
(внештатные редакторы и т.п.), стоимость
Роялти / 10% выручки
30,000
изготовления (печать и переплет), роялти по
(нетто)
проданным книгам, любые списания
стоимости запасов готовой продукции (в
Списания
данном случае не включены). Роялти также
следует корректировать с учетом возвратов.
Итого себестоимость
146,677
2/3 общей себестоимости
Валовая прибыль (статья 1 минус статья 2)
обычно выражается и как абсолютная
величина и как процент, так как компании
должны получать определенный процент
валовой прибыли по всем изданиям, чтобы
покрыть свои накладные расходы и получить
153,333
3. Валовая прибыль
прибыль. Валовая прибыль является очень
важным показателем для менеджеров.
Изменение величины валовой прибыли
непосредственно сказывается на общей
прибыльности компании (она может
увеличиться, если продажи осуществляются
по более высокой цене за каждый экземпляр
или сокращается себестоимость производства,
и наоборот).
В процентах к объему
продаж
Статья 3 (абсолютная величина валовой
51%
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
прибыли), деленная на статью 1 (выручка от
продажи) х 100%
4/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
В данном примере такой статьи нет, но в ней
учитываются продажи вторичных (смежных)
прав (например, право на перевод). Так как
обычно эта прибыль не связана ни с какими
4. Другие поступления
производственными затратами, она
непосредственно сказывается на
окончательной прибыльности (находясь вне
зависимости от роста объемов продаж).
5. Накладные расходы
Текущие (накладные) расходы. Они связаны с
Реклама/продвижение
5200
административными расходами, расходами на
штатных сотрудников, маркетинговыми
расходами и т.п. Обычно они разбиваются по
разным статьям и также выражаются в целях
Торговля и дистрибуция
70,000
контроля в виде процента от объема продаж.
Многие из этих затрат нельзя отнести
напрямую к определенной книге из каталога,
поэтому они распределяются по всем книгам.
Некоторые из этих затрат можно
корректировать довольно быстро (сократить
Общие
500
административные
расходы на продвижение книги, например),
для корректировки других требуется больше
времени (сокращение или увеличение штата
сотрудников), а другие являются
долгосрочными накладными расходами
(например, долгосрочная аренда здания).
Итого накладные
расходы
75,700
Статья 3 + Статья 4 – Статья 5
6. Чистая прибыль до
налогообложения
77,633
Для целей управления и оперативного
контроля хозяйственной деятельности самым
важным показателем является величина
прибыли до выплаты процентов и налогов,
иначе называемая торговой прибылью или
операционной прибылью.
Статья 6 (абсолютная величина чистой
В процентах к объему
продаж
прибыли до налогообложения), деленная на
25%
статью 1 (выручка от продажи) х 100%.
Полученный процент более высок, чем в
большинстве издательств
7. Налоги
8. Чистая прибыль
Важно помнить, что существует законодательным образом установленная отчетность, которую следует составлять очень детально и
представлять в налоговые органы. При ее подготовке могут использоваться определенные бухгалтерские процедуры, вполне законные, но тем
не менее позволяющие сокращать налоговое бремя. Кроме того, существует отчетность для менеджеров, которая готовится менее детально и
очень быстро. Иногда данный вид отчетности может включать не фактические, а прогнозируемые показатели; используется эта отчетность в
процессе ежедневного управления и контроля за показателями эффективности.
Сами по себе отчеты о прибылях и убытках за определенный месяц или за год не так уж полезны. Показатели за месяц могут вводить в
заблуждение из-за сезонного характера бизнеса, а показатели за год действительно полезны только, если вы можете сравнить фактические
показатели с запланированными на соответствующий период, а также с показателями прошлых лет, чтобы выявить тенденции, совпадения или
отклонения.
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
5/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
1.2. Отчет о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств также известен, как отчет об источниках финансовых средств и их использовании. Он показывает все
входящие и выходящие из компании денежные средства за определенный период времени (обычно – за месяц или за год). Прогноз движения
денежных средств – это оценка движения денежных средств в будущем (обычно в течение будущего года), и он очень важен для сохранения
контроля над финансовым благополучием компании, а также для прогнозирования объема имеющихся денежных средств, обеспечивающего
ликвидность, что, например, позволяет оценить потребности компании на какой-то стадии в привлечении краткосрочных займов.
Рассмотрим отчет о движении денежных средств, составленный на основе нашего примера. Напомним, что у компании источником денежных
средств были $25 000 первоначального капитала и 20.000 проданных экземпляров (причем, 10.000 – за наличный расчет и 10.000 – в кредит).
Движение денежных средств на 31.12.2018
Наименование
$
1. Поступления
Первоначальный капитал (денежные
средства)
25 000
Продано за наличный расчет
Выручка
150 000
(компании причитается еще
$15000, но они еще не поступили в
виде денежных средств).
ИТОГО
175 000
по разделу поступлений
2. Использование
Аванс по роялти
(8 000)
Допечатная подготовка
(редактирование, дизайн, набор)
(55 000)
Полиграфия и материалы
(60 000)
Реклама и продвижение
(5 200)
Общие административные расходы
Налоги
(500)
(19 408)
25% - налог на прибыль
ИТОГО
(148 108)
по разделу использования
3. Остаток (нетто)
26 892
Иными словами, движение денежных средств на конец года выглядело так:
$175 000 поступило и $148 108 использовано, что составило чистый приток в $26 892. Это благополучная ситуация. Конечно, остались еще
невыплаченными обязательства по половине производственных затрат и по затратам на продажу и дистрибуцию. Они должны быть погашены
$150000, ожидаемыми от продажи в кредит, но вопрос в том: когда они поступят?
С другой стороны, если у компании оказывается слишком много денежных средств, то ей следует задуматься над тем, не вложить ли эти деньги
в новые продукты или виды деятельности.
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
6/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
1.3. Балансовый отчет
Балансовый отчет представляет собой финансовую картину компании в определенный момент времени (обычно на конец квартала или года). Он
показывает, чему равны активы и пассивы компании, а также в чем заключаются ее слабые и сильные финансовые стороны. В частности,
балансовый отчет демонстрирует, насколько эффективно инвестируются средства компании, но он не показывает, работает ли компания с
прибылью (это видно из другого отчета – о прибылях и убытках).
Балансовый отчет состоит из двух частей, итоги по которым должны быть равны, то есть уравновешены (сбалансированы). Это:
Активы, которые в свою очередь делятся на:
Оборотные средства / которые можно превратить в наличные довольно быстро
Денежные средства
Задолженности дебиторов перед компанией
Запасы сырья
Запасы готовой продукции
Денежные средства, вложенные в текущее производство
Авансы по роялти
Основные средства
Предметы, приобретенные компанией, но которые не являются объектами ее реализационной деятельности: здания, компьютеры, мебель,
арендованное имущество.
Нематериальные активы
Это объекты, которые не могут иметь прямой денежной оценки, но учитывались бы в случае продажи самой компании: репутация компании и
ее брэндов, контракты с авторами, лицензии от других компаний, квалифицированный персонал и т.д. Иногда это называется словом «гудвилл»
(условная стоимость деловых контактов). В рабочем балансовом отчете стоимость этих объектов не указывается.
Иными словами, активы представляют собой ценности, принадлежащие компании (это могут быть объекты, имеющие материально-физическую
форму, как например, акции, складские запасы, или нематериальные, как например, задолженности).
Пассивы, которые в свою очередь делятся на:
Краткосрочные обязательства / которые требуется оплатить в ближайшем будущем (обычно в течение года)
Средства, принадлежащие авторам, типографии, дизайнерам, внештатникам, за работу которых счета на оплату уже поступили, но еще не
оплачены, или счета на оплату еще не поступили.
Причитающиеся к выплате роялти
Другие кредиторы: налоговые органы, лица, предоставившие займы и т.п.
Капитал и долгосрочные обязательства / которые должны быть оплачены в период, перекрывающий будущий год
Вложения акционеров
Долгосрочные займы
Увеличение стоимости бизнеса (переоценка собственности, нераспределенная прибыль прошлых лет)
Иными словами, пассивы представляет собой сумму всех требований, которые могут быть выставлены компании либо кредиторами (людьми,
которым компания задолжала определенную сумму за предоставленные товары или услуги, за предоставленные займы), либо акционерами
(людьми, которые имеют притязания на определенную часть стоимости компании).
Совершенно очевидно: необходимо, чтобы объема оборотных средств было достаточно для покрытия краткосрочных обязательств.
Кроме того, все активы должны отражаться по своей реальной стоимости. Например, запасы готовой продукции стоят лишь столько, сколько Вы
за них можете получить, если продадите, - что может быть даже меньше их себестоимости. Дебиторские задолженности могут считаться
активами, только если вы уверены, что они будут оплачены. Если они могут превратиться в безнадежные долги, то их надо вывести из раздела
активов. То же самое касается основных средств, стоимость которых со временем должна корректироваться в сторону уменьшения. Стоимость
компьютеров, например, может быть сведена к нулевой за три года, а стоимость мебели – за пять лет. Стоимость же недвижимости, наоборот,
может повыситься.
Балансовый отчет на 31.12.2018
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
7/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
Название статей баланса
$
% от
продаж
Примечания
Актив
Оборотные средства
Денежные средства
46.300
Дебиторская задолженность
150.000
Аванс на роялти
Готовая продукция / незавершенное
производство
Основные средства
Итого по разделу активов
150 000-103 700
50
кредит)
Аванс меньше
причитающейся суммы
—
40.000
10000 по $15 (продажи в
13
$120.000 - $80.000
(Объем запасов равен
продажам за 6 месяцев)
18.333
6
25.000
8
$55.000 - $36.667
279.633
Пассив
Краткосрочные обязательства
(задолженность
типографии – $60.000;
Кредиторская задолженность
130.000
43
торговля и дистрибьюция
– $70.000)
73% текущих роялти
Роялти
22.000
7
($30.000 - $8.000)
Капитал и резервы
Уставной капитал
50.000
Нераспределенная прибыль
77.633
Итого по разделу обязательств и
капитала
279.633
Давайте разберемся, как был составлен этот балансовый отчет.
Итак, компания начала функционировать с начальным капиталом в $50000, половина из которого была вложена в основные фонды, а половина
была в виде денежных средств. $8000 было выплачено автору в качестве аванса, что сократило имеющиеся денежные средства. Еще $55000
было выплачено редакторам, дизайнерам и т.п. Это, конечно, означает, что остаток денежных средств становится отрицательным, но с другой
стороны денежные средства будут пополняться в результате реализации продукции ($150.000, полученных в результате продажи 10.000
экземпляров за наличный расчет).
30000 экземпляров было напечатано за $120.000. Это создало активы в объеме $120.000. Половина типографских расходов оплачена (что еще
сократило имеющиеся денежные средства), другую половину еще предстоит оплатить (что создает обязательства компании в объеме $60000).
Расходы на рекламу и продвижение в $5.200 уже оплачены; расходы на продажу и дистрибуцию в $70.000 еще предстоит оплатить (возникают
обязательства); общие административные расходы в $500 также оплачены, что еще больше сократило наличные.
Реализация 20.000 экземпляров сократит стоимость запасов на $80.000, и две трети расходов на разработку продукта тоже будут погашены
таким образом. Авансовая выплата роялти будет с лихвой покрыта продажей 20.000 экземпляров. Таким образом, нераспределенная прибыль
сократится на $124.667 ($80.000 + $36.667 + $8.000).
Тем временем, продажа 20.000 экземпляров по цене $15 приведет к следующим результатам:
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
8/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
·
10.000 экземпляров были проданы за наличный расчет; это увеличит нераспределенную прибыль на $150.000
·
10.000 экземпляров были проданы в кредит. Это увеличит сумму дебиторских задолженностей на $150.000
·
За 20.000 экземпляров причитается роялти в размере 10%. Это составит $22.000 ($30.000 – $8.000) в качестве нового обязательства
В результате мы получаем окончательный бухгалтерский баланс, представленный выше. Однако, требуются предпринять дальнейшие шаги для
того, чтобы понять, о чем говорит этот балансовый отчет менеджерам. Для этого обычно нужно сравнить этот балансовый отчет с отчетами
предыдущих лет и с некоторыми другими показателями, как, например, объемами продаж за год.
Например, если дебиторская задолженность по отношению к объемам годовых продаж повышается, то это означает, что-либо ваши клиенты
находятся в затруднительном положении и отсрочивают оплату (здесь могут быть скрыты и безнадежные долги), либо ваша бухгалтерия
недостаточно эффективно работает по взиманию оплаты.
Точно так же можно сравнить объем готовой продукции и объем продукции, находящейся в процессе производства, с объемом годовой продажи.
Здесь можно увидеть, например, что запасы на складе увеличиваются, и, возможно, что-то потребуется списать, или наоборот, что запасы на
складе уменьшаются и их может не хватить на то, чтобы удовлетворить спрос (хотя это может быть и способом быстрого привлечения
наличных в бизнес).
Об опасности для бизнеса может сигнализировать его быстрый рост, не учитывающий растущие при этом обязательства - дебиторская
задолженность, запасы готовой продукции, незавершенное производство - все это будет расти быстрее, чем имеющиеся возможности по
обеспечению оборотных средств. Компании может потребоваться тогда кредит, или же ей придется сокращать норму прибыли в объеме
нераспределенной части прибыли. В отчете о прибылях и убытках прибыль может выглядеть отлично, но если в издательство не поступают
денежные средства, оно может оказаться на пути к банкротству. Из этого вытекает необходимость внимательно относиться к отчету о движении
денежных средств.
Изучите эти упрощенные месячные управленческие счета и проанализируйте, что происходит в этой компании. Какие действия
должны предпринять директора и владельцы?
Ежемесячные управленческие счета
На
На
На
Месяц, Месяц,
данный
Расхождение данный
Расхождение прошлый
факт бюджет
год,
год, факт
год
бюджет
Продажи
1000
1100
(100)
4000
4500
(500)
3000
1600
1600
(100)
2400
2900
(500)
1900
(3,6%)
60,0%
64,4%
(4,4%)
63,3%
(10)
1650
1600
(50)
900
320
300
(20)
140
Себестоимость
реализованной 400
продукции
400
Валовая
прибыль
600
процент
60,0% 63,6%
700
1100
Текущие издержки
Зарплата
300
290
и пр. выплаты 60
60
Командировки 40
35
(5)
180
150
(30)
100
Продажа
75
70
(5)
250
200
(50)
150
Другое
20
20
100
80
(20)
60
Общие
расходы
495
475
2500
2330
(170)
1350
(20)
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
9/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
Прибыль от
основной
105
деятельности
225
(120)
(100)
570
(670)
550
Процент
55
50
(5)
300
200
100
100
50
175
(125)
(400)
370
(770)
450
Чистая
прибыль
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
10/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
2. Как разобраться в своем бизнесе
Относительные хозяйственные показатели следует использовать и при анализе текущей работы, и при составлении планов на будущее. Еще
одно полезное упражнение – это анализ чувствительности. В ходе него задается вопрос «Что если…?» Например, что произойдет с
прибыльностью компании, если валовая прибыль улучшится на 1%? Если появится дополнительный доход от продажи вторичных прав за
$25000, как это скажется на компании? Если нанять еще 2-х младших штатных сотрудников, как это скажется на других показателях компании?
И т.д.
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
11/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
2.1. . Финансовые цели
Компании должны устанавливать свои финансовые цели в соответствии со своим стратегическим планом (см. тему 1). Эти цели могут серьезно
различаться в зависимости от конкретных ситуаций:
·
рост прибыли за счет:
-
увеличения продаж по каждой книге
-
увеличения валовой прибыли
-
сокращения изданий новых наименований книг (это имеет краткосрочное влияние на прибыль)
-
сокращения накладных расходов
-
сокращения займов
-
увеличения изданий новых «скорострельных» (quick-fire) книг
·
выплата более высоких дивидендов акционерам
·
увеличение притока денежных средств
-
для этого может потребоваться распродать запасы по заниженной цене или предложить какие-то меры поощрения клиентам за более
раннюю оплату счетов
·
увеличение доли рынка
-
вероятно, придется прибегнуть к более конкурентоспособным ценам и снизить прибыль
·
нефинансовые цели, например, престиж, культурные цели и т.п.
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
12/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
2.2. Движение денежных средств
В большинстве организаций (особенно в маленьких компаниях) получение денежных средств имеет не меньшее значение, чем получение
прибыли. Часто кажется, что многие компании работают с прибылью, но они вдруг оказываются неплатежеспособными, потому что они не
создают денежных средств. Ниже показано как в издательских компаниях создаются и теряются денежные средства.
Движение денежных средств
Источник денежных средств
Использование денежных средств
§ Прибыли
§ Убытки
§ Увеличение резерва на непредвиденные
расходы
§ Сокращение резервов
§ Сокращение:
§ Увеличение:
запасов продукции, находящейся в
производстве
запасов продукции, находящейся в
производстве
авансовых платежей
авансовых платежей
сырья
сырья
Уменьшение дебиторских задолженностей из- § Увеличение дебиторских
за:
задолженностей из-за:
уменьшения объемов
увеличения объемов
ускорения оплаты
более долгих сроков кредита
учтенных векселей
замедления оплаты
изменения состава клиентов
изменения состава клиентов
§ Сокращение основных фондов
§ Увеличение основных фондов
§ Повышение платежеспособности путем:
§ Сокращение основных фондов:
увеличения инвестиции
сокращения инвестиции
долгих сроков кредитов
коротких сроков кредитов
Александр Альперович, Clever
С «Лабиринтом» в 2019 году нам пришлось расстаться, мы забрали все свои книги и перестали с ним работать. И это очень драматично. Ведь
это огромный интернет-магазин, они умеют продавать, у них прекрасный интернет-маркетинг, но при этом для издателя у них минимально
возможная на рынке маржинальность. «Лабиринт» не оставляет издателю никаких шансов на развитие, а у маленьких издательств еще и
блокирует оборотные средства, выплачивая деньги за проданные книги в течение 90-120 дней и при этом заставляя держать на складе порядка
шестимесячного, а то и больше, запаса. Таким образом, все оборотные средства небольшого издательства аккуратно переходят в ведение
«Лабиринта», и он фактически начинает управлять издательской политикой, требуя ту или иную книгу в том или ином объеме поставить ему на
склад. И через какое-то время издатель «падает ему в руки», потому что достать деньги он нигде уже не может, кроме как у самого «Лабиринта»,
который прекрасно освоил такую услугу, как продавать издателю его же собственную дебиторку за его же деньги где-то примерно под 35%
годовых. Так устроен бизнес «Лабиринта», и на законный вопрос издателя «что вы делаете?», ему отвечают: «мы знаем, что делаем, и вообще
не мешайте». Кроме этого выдвигаются политические требования отсутствия конкуренции в каналах и так далее. Проще говоря, туда не ходи,
сюда не ходи, ты нам мешаешь и вредишь. Слава богу, у «Озона» на это не хватает времени и сил, у них другая концепция.
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
13/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
2.3. Анализ чувствительности
Прибыльность проектов зависит от масштаба вложенных средств, себестоимости, объема продаж, цены и т.п. Любое изменение какой-либо из
этих переменных сказывается на прибыльности.
Менеджеры должны задумываться и пытаться представить последствия от изменения этих переменных в виде числовых показателей:
Продажи
-
Эффект от изменения объема продаж на определенном рынке определенному клиенту
-
Эффект от процентного изменения издательской цены
-
Эффект от изменений обменного курса валют
-
Эффект от изменения кредитной политики по отношению к клиентам
Издательская политика
-
Эффект от изменения количества новых книг каждый год
-
Эффект от изменения себестоимости книг
-
Эффект от изменения политики в отношении хранения запасов продукции: на сколько месяцев вперед печатать
-
Эффект от выплаты гонораров вместо роялти
Накладные расходы
-
Эффект от расширения или сокращения штата сотрудников
-
Положительный и отрицательный эффекты от увеличения расходов на маркетинг
-
Эффект от внедрения аутсорсинга (привлечение специализированных компаний для выполнения подрядных работ)
Финансы
-
Эффект от приобретения прав собственности на объекты в сравнении с их арендой
-
Эффект от привлечения займов для финансирования новых издательских проектов
-
Эффект от привлечения новых акционеров
После того, как Вы обдумаете все это, Вам следует решить:
-
какой путь самый прибыльный (потенциально)
-
какой путь наименее рискованный
-
как это скажется на денежных средствах и на задолженностях
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
14/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
2.4. Безубыточность
При оценке жизнеспособности отдельных проектов с установленными ценами и запланированными объемами продаж полезно бывает
применить такой инструмент как анализ безубыточности. Этот метод позволяет увидеть, сколько экземпляров книги надо будет продать, чтобы
покрыть постоянные и переменные затраты по определенной книге при определенной ее цене. После этого можно будет посмотреть, сколько
времени может для этого потребоваться, и насколько достижимо это. Такой расчет, правда, не учитывает необходимость покрытия накладных
расходов; это всего лишь способ оценки минимума, необходимого для того, чтобы проект стал нейтральным с точки зрения денежных средств.
После этого можно провести дальнейшие расчеты, чтобы оценить, сколько средств из этого проекта надо выделить на накладные расходы и
прибыль.
Точку безубыточности можно определить в результате построения графика, где по одной оси будет обозначена выручка, а по другой –
количество книг. Постоянные затраты – это опорная отметка, от которой может быть проведена прямая переменных затрат. Прямая выручка от
продаж может быть проведена от нуля. Точка пересечения этих двух прямых и будет точкой безубыточности.
Или же можно использовать простую формулу.
Если А – это выручка за один проданный экземпляр, В – это постоянные затраты, С – это переменные затраты за один экземпляр, а Х – это
объем продаж на уровне безубыточности, то получается:
А х Х = В + (С х Х)
Х = В, деленное на А – С
То есть, если постоянные затраты составляют $10000, выручка за одну книгу составляет $4, а предельная себестоимость составляет $2, то
точка безубыточности – это 5000 экземпляров.
Если бы выручка составляла $6 за экземпляр, точка безубыточности находилась бы на уровне 2500 экземпляров. В случае, если предельная
себестоимость равняется $2,5, точка безубыточности была бы 6666 экземпляров, а при постоянных затратах в размере $12000, точка
безубыточности оказывается на уровне 6000 экземпляров и т.д.
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
15/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
2.5. Оценка активов
Менеджеры должны реалистично оценивать активы компании, уделяя особое внимание следующим аспектам и внесением корректировок в
случае необходимости:
·
По-прежнему ли следует придерживаться планов по изданию всех утвержденных новых книг?
·
Если у Вас имеются большие запасы бумаги, собираетесь ли вы использовать ее полностью и какова ее стоимость на рынке в настоящее
время?
·
Повысилась или понизилась цена переплетенных запасов в сравнении с тем, что было заплачено изначально? Соответствуют ли объемы
фактических запасов учетным записям, имелись ли убытки, обусловленные, например, повреждением и т.д.?
·
Насколько надежны ваши дебиторы? Не следует ли какие-либо задолженности списать, поскольку вероятность их возврата слишком
мала?
·
Будут ли выплаченные авансы по роялти покрыты за счет продаж в обозримом будущем?
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
16/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
2.6. Составление бюджета
Составление бюджета имеет большое значение для контроля над эффективностью хозяйственной деятельности компании. Бюджеты должны
быть, с одной стороны, реалистичны, но с другой стороны, побуждающими к активным действиям, и обычно они являются компромиссами
между показателями, спущенными сверху вниз (то, чего хотело бы достичь руководство), и показателями, выдвинутыми снизу вверх (то, что
подразделения считают, может быть сделано). Поэтому они строятся как на основе макро взгляда на компанию (в прошлом году мы достигли
того-то, а в следующем году мы хотим повысить объем продаж и прибыль на 10%), так и микро взгляда (вот такие у нас новые проекты,
такие-то затраты, такие-то продажи по бэклисту и т.д.).
Прогноз продаж в бюджете играет ключевую роль, и он должен составляться по каждой книге и по каждому клиенту. На следующей стадии
надо оценить бюджет инвестиций с точки зрения затрат на разработку новых книг, затрат на перепечатку, на авансы по роялти и т.п. На третьей
стадии надо оценить текущие затраты (персонал, маркетинг и т.п.) и посмотреть, как их можно улучшить, или подумать о том, какие
дополнительные затраты необходимо понести, чтобы достичь редакционные, производственные или коммерческие цели и т.д.
Затем данные из бюджета вносятся в прогнозируемые сметы: по прибылям и убыткам, бухгалтерского баланса, денежных средств. Бюджет
состоит из разных переменных частей: продажи, инвестиции в новые продукты, штат сотрудников и другие накладные расходы. Руководство
может распоряжаться всеми этими переменными по своему усмотрению, и надо исследовать все возможные варианты. Бюджеты также должны
учитывать изменяющиеся обстоятельства. В течение финансового года руководство должно будет вносить коррективы в прогнозы, чтобы
учитывать изменившиеся обстоятельства: продажи пошли хуже или лучше, изменилась процентная ставка или изменились курсы обмена валют
и т.п. В крупных компаниях бюджеты могут быть весьма сложными и громоздкими, и один из способов, который помогает менеджерам найти
ключевые показатели, заключается в поиске отклонений, т.е. в составлении отчетов по наиболее значительным отклонениям от начального
бюджета в плане затрат, выручки и т.д.
Расчет бюджета
Бюджет объема продаж
По каждой книге и по каждому клиенту
Минус
Себестоимость реализованной продукции
Запасы, закупки, роялти
Подготовка новых книг
Амортизация
Безнадежные долги, накопленные авансы
Дает
Валовую прибыль
%
минус
Накладные расходы
Дает
Чистую прибыль от основного вида деятельности
%
минус
Проценты
Минус
Налоги
Дает
Прибыль после налогообложения и выплаты процентов
Главные цели составления бюджета следующие:
·
Предвидеть, какие возникнут в будущем потребности в отношении финансовых средств, персонала и т.д.
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
17/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
·
Установить поэтапные плановые цели, с которыми можно соотносить реально достигнутые результаты. Бюджет должен быть расписан по
детальным разделам для каждого подразделения компании, чтобы руководители отделов и рядовые сотрудники могли контролировать свои
рабочие показатели, и чтобы высшее руководство могло выявить, какие подразделения работают лучше, а какие хуже.
·
Следить за целями и за рабочими показателями, чтобы определить, в каких областях показатели можно улучшить.
Кроме того, бюджеты можно использовать в сочетании с текущими отчетами по прибылям и убыткам, балансовым отчетом, отчетом о движении
денежных средств для проведения сравнения:
·
Показатели текущего месяца с бюджетными показателями и с показателями за этот же месяц в прошлом году
·
Показатели, достигнутые с начала года до настоящего момента, с запланированными в бюджете и с показателями за тот же период
предыдущего года.
Пример бюджета на месяц
ФАКТ ПЛАН
ОТКЛОНЕНИЕ
откл/план
(%)
Факт-План
ОБЪЕМ ПРОДАЖ
1700000 2100000
-400000
-19
-30000
15
-20000
20
ТЕКУЩИЕ ЗАТРАТЫ
Постоянные
Зарплата
170000
200000
отдел 1
40000
60000
отдел 2
70000
70000
отдел 3
40000
40000
внештатные сотрудники
20000
30000
Содержание офиса
80000
100000
аренда
20000
22000
5000
4000
оплата за телефон
20000
26000
оргтехника
15000
20000
канцтовары
3000
2000
17000
26000
4000
9000
-5000
55
Налоги
11000
12000
-1000
8
Проценты по кредитам
75000
80000
-5000
6
Представительские расходы
12000
2000
10000
-500
Командировочные расходы
12000
8000
4000
-50
Прочие
15000
20000
-5000
25
Итого:
379000
431000
-52000
12
коммунальные платежи
прочее
Содержание собст.
транспорта
Переменные
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
18/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
Реклама
31000
28000
3000
-11
105000
95000
10000
-11
Торговые
85000
110000
-25000
23
Прочее
30000
20000
10000
-50
Итого:
251000
253000
-2000
0,8
1180000 1040000
140000
-13
-65000
35
21000
-1
Транспортные расходы
ДРУГИЕ ЗАТРАТЫ
Затраты на типографию
материалы
230000
190000
типографские услуги
950000
850000
будущих книг
120000
185000
авансы авторам
80000
120000
авансы за покупку прав
20000
35000
Прочие
20000
30000
затраты на подготовку
ИТОГО РАСХОДЫ
1930000 1909000
Валовая прибыль
-230000
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
191000
-421000
-220
19/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
3. Поглощение и слияние компаний
Общие вопросы стратегического управления приобретают гораздо большее значение в тех случаях, когда предпринимаются попытки слияния
или поглощения компаний. В Европе и Северной Америке в последние десятилетия слияния и поглощения были весьма значительными, что
привело к ситуации, когда на основных издательских рынках доминируют несколько очень крупных компаний, а в незанятых сегментах рынка
работают многочисленные очень мелкие компании. Средние компании, которые некогда были характерны для издательского бизнеса, в
основном исчезли. Деятельность крупных компаний сейчас обычно носит международный характер, а их интересы зачастую связаны с
несколькими секторами средств массовой информации.
В Российском книгоиздании за последнее десятилетие процесс слияний и поглощений проходил достаточно активно, что привело к созданию
крупных издательских холдингов – «ЭКСМО/АСТ», «Просвещение», Корпорация «Российский учебник», ИГ «Азбука-Аттикус», ГК «Рипол
Классик». Причем, государство в этом процессе не участвовало в отличие от практики в Китае, где правительство поощряет создание групп
компаний (слияние государственных компаний с целью укрепления отечественного книгоиздания перед лицом растущей международной
конкуренции на рынке, следующей за вступлением в ВТО (Всемирную торговую организацию).
Сегодня агрессивное давление на конкурентное поле со стороны монополий очевидно прежде всего в учебном и литературно-художественном
сегменте книжной отрасли РФ. Напротив, в детском и нон-фикшн сегментах представлены сегодня быстрорастущие компании среднего
бизнеса, с сильными командами и возможностями непрерывных инвестиций в продукт и новые технологии.
По итогам 2018 года данные о продажах на территории РФ (проект «Книжный рынок России: 2010-2020) также свидетельствуют о
некотором ослаблении монопольных трендов в конкурентном ландшафте книжного рынка. В 2018 году ТОП-10 ведущих издательств курировал
66.9% рынка (в 2017 – 70.5%; в 2016 – 59.9%; в 2015 – 54.4%; в 2014 – 54.5%; в 2013 – 53.9% рынка). И если состав лидеров принципиально
изменился еще в 2015 году, прежде всего благодаря ослаблению рыночных позиций целого ряда учебных издательств (Баласс, Титул, Экзамен,
Легион, ИД Федоров и пр.), то в 2018-м основное событие – ослабление позиций «Эксмо», ИГ «Азбука-Аттикус» и в большей степени
«Просвещение» за счет сокращения продаж печатной художественной литературы для взрослых и провала традиционной школьной кампании.
У любых компаний, в том числе и издательств, есть общая тенденция к росту (или к спаду). Это возможно за счет естественного развития самой
компании, слияния/поглощения компаний, или за счет и того и другого. Рост (или спад) для организаций – естественное состояние, очень
трудно оставаться в неизменном положении, но в то время, как спад – продаж или прибыльности и т.п. – представляет собой очевидную
опасность, меньшее внимание обращают на опасности, которые несет с собой рост.
·
очень немногие слияния/поглощения компаний достигают первоначально поставленных целей, или на это уходит больше времени, чем
первоначально предполагалось.
·
компании зачастую испытывают финансовые трудности или становятся банкротами в период быстрого роста обычно из-за нехватки
наличных – их расходы растут быстрее, чем доходы.
Причины быстрого роста за счет слияния и поглощения компаний – весьма существенны, это:
·
общая концепция синергии, заключающаяся в том, что объединение двух или более предметов дает нечто большее, чем сумма
составляющих их частей: 2+2=5
·
невидимые активы компании, которые могли бы быть использованы лучше. Иногда, в случаях поглощения компаний, это называют
гудвилл (или условная стоимость деловых связей). Эти невидимые активы включают брэнд (товарный знак)/репутацию, сеть контактов, авторов
и интеллектуальную собственность, которые не были полностью использованы до слияния.
·
потенциал для операционных сбережений. Это означает, что более крупные предприятия могут объединить функции, например, в сфере
администрации, дистрибуции и т.д., и сократить расходы компании, выраженные в процентах.
·
это также имеет отношение к экономии, обусловленной ростом масштаба производства – например, пропорциональная стоимость
новых компьютерных систем, маркетинговой деятельности и т.п. не намного больше для крупных организаций, чем для маленьких.
·
увеличение дохода без увеличения капиталовложений. Укрупненная компания будет иметь большие возможности в своих отношениях
с поставщиками (типографиями), дистрибьютерами и конкурентами.
·
перенос знаний. Идея заключается в том, что ноу-хау в одной части бизнеса, может быть распространено на все направления
деятельности укрупненной организации.
В различные периоды основной деятельности, связанной с слиянием и поглощением компаний в 60-е, 70-е и 90-е годы на Западе появились
различные модели, это:
·
Конгломерация – объединение групп различных компаний в совершенно разных промышленных секторах, показатели экономической
деятельности которых можно было бы улучшить за счет централизованной управленческой команды.
·
Вертикальная интеграция - создание групп, которые контролируют целый ряд процессов в промышленности – от сырья до розничной
торговли. Так, например, печать, книгоиздание, дистрибуция книг.
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
20/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
·
Горизонтальная интеграция – создание доминирующего, господствующего положения в одном из уровней сети поставок, например, в
сети книжных магазинов, или в ряде типов книгоиздания..
·
Основные компании - выявление основной компании в группе и развитие её до уровня рыночного лидера. Другие виды деятельности
либо распродаются, либо для их ведения набираются специалисты со стороны. В 1990/2000г.г. крупные группы иногда совершенно меняли
свои основные виды деятельности – иногда успешно, иногда – гибельным для себя образом.
·
Глобализация – создание бизнеса, который получает распространение на основных мировых рынках.
Все эти стратегии имеют свои сильные и слабые стороны – осознаем ли мы их? И осознаем ли мы, почему так часто слияния и поглощения
компаний заканчиваются неудачей? Как правило, причина кроется в следующем:
·
Завышение оценочной стоимости активов, особенно элемента гудвилл
·
Неспособность соответствовать стратегии/структуре/системам
·
Скрытые расходы, связанные с приобретением одной компании другой
·
Потеря движущей силы организованного роста
·
Неспособность понять новые направления бизнеса
·
Недооценка изменений на рынке и в области технологий
·
Конфликт управленческих стилей
·
Неспособность удержать основных сотрудников (это касается книгоиздания, клиентов, зарубежных партнеров, авторов и т.д.)
·
Неспособность создавать общие ценности
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
21/22
20.03.2020
Лекция по теме "Финансовый менеджмент"
3.1. Оценка компаний
В деле слияния и поглощения компаний оценка – это главное. Компании можно оценивать разными способами.
•
За счет оценки нетто-активов с поправкой на «гудвилл».
•
За счет оценки годового дохода по нормальному уровню прибыли
•
За счет оценки прибыли за несколько лет
•
За счет оценки того, что может дать поглощение приобретающей компании в смысле дополнительной стоимости.
У каждого подхода есть свои проблемы. Гудвилл очень сложно оценить, а другие коэффициенты зависят от мнения об устойчивости бизнеса
после того, как он перейдет в другие руки. Все они требуют «должной заботливости», т.е. тщательного исследования документов компании для
определения её истинной стоимости. В последние годы компании на Западе переходили из рук в руки по стоимости от одного до пяти годовых
объемов сбыта или от пяти до десяти раз, превышающей их прибыль. Поскольку поглощения наиболее часто происходят в периоды делового
бума, ожидания бывают раздуты и ведут к последующему разочарованию результатами.
Алексей Ильин, Альпина Паблишер
В издательском бизнесе ключевая тема – это люди, потому что наш бизнес интеллектуальный, основанный на людях. И выигрывают в
основном те издатели, которые имеют устойчивую команду. Есть опыт, соответственно, бывают правильные решения. Думаю, в издательство
должны приходить люди, которым нравится делать то, что они делают, им должно быть очень комфортно работать, людей не нужно насиловать
KPI, они должны делать тот продукт, которым можно гордиться – это главная мотивация.
Большинство издательств – это набор редакционных команд (или импринтов). Такая система работает во всем мире, и, на мой взгляд, она
эффективна. Потому что каждая редакционная команда имеет определенный потолок производительности. И чтобы издательству расти в плане
расширения репертуара нужно создавать новую редакционную команду, либо покупая другое издательство, либо создавая с нуля.
do.moscow-institut.ru/moodle/mod/book/tool/print/index.php?id=410
22/22