Финансовая отчетность предприятия туризма
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4. Финансовая отчетность предприятия туризма
1. Финансовая отчетность предприятия туристской индустрии
2. Концепции бухгалтерской финансовой отчетности в России и международной практике
3. Бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия туристской индустрии, ее пользователи
4. Принципы интернационализации систем учета и отчетности различных стран
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИНДУСТРИИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТУРИНДУСТРИИ
В условиях постоянного усиления конкуренции и конкурентной борьбы в сфере туризма постепенно возникала насущная необходимость разнообразия и сочетания различных форм управления предприятиями туристской индустрии, что обеспечивало достижение большей степени эффективности экономического, финансового, информационного потенциала предприятий туристской отрасли.
Специфическая особенность туристского бизнеса состоит в том, что современное предприятие туристской индустрии — это не только источник прибыли как любая иная коммерческая структура предпринимательства, но это еще и экономически выгодное размещение капитала для инвестора, конкурирующее с такими общепринятыми методами, как банковский депозит или приобретение разнообразных ценных бумаг и деривативов.
Часто собственник рассматривает предприятие туристской индустрии (предприятие общественного питания, средство размещение и т.д.) лишь как выгодное и надежное размещение своего капитала, довольствуясь относительно небольшой прибылью, и не стремится принимать активное участие в управлении своей собственностью, а более часто он изыскивает возможности наиболее эффективного использования своего имущества. В связи с этим в современной индустрии туризма исторически сформировались разнообразные организационно-экономические формы менеджмента, среди которых можно выделить следующие.
1. Самостоятельное управление предприятием индустрии туризма его собственником (владельцем).
Данная схема управления является в России очень распространенной в сфере туризма, среди практически всех представителей туристской индустрии. Наиболее часто данную форму управления выбирают турагентства, мини-гостиницы, небольшие предприятия общественного питания, сувенирные магазины и т.д. В основном предприятия индустрии туризма с данной формой управления расположены в малых городах и курортных поселках, где их деятельность не страдает от конкуренции со стороны крупных игроков рынка (гостиничных цепей, международных и российских сетей общественного питания и т.д.).
Независимые туристские предприятия используют специфические особенности своего месторасположения и стремятся привнести элемент определенной уникальности в сервис, качество обслуживания, интерьер и управление и таким образом в определенной степени выигрывают у предприятий туристской индустрии, входящих в различные туристские сетевые структуры, которые ограничены в этом, поскольку:
• туристский продукт приобретает усредненный характер из-за необходимости удовлетворения широкого круга потребителей,
• находясь в рамках сетевой структуры (цепи) предприятия туризма, стремятся к единообразию со всеми предприятиями данной сети (повторение положительного опыта и имиджа).
Для владельцев предприятий индустрии туризма самостоятельное управление привлекательно еще и тем, что все доходы аккумулируются внутри компании, и собственники (владельцы) имеют возможность распоряжаться ими по своему собственному усмотрению и желанию. Однако не у всех владельцев предприятий туристского бизнеса имеется необходимый опыт, знания и квалификация в вопросах индустрии туризма, а, следовательно, это вызывает возникновение множества ошибок и упущений в вопросах менеджмента, что автоматически повышает уровень предпринимательского и финансового рисков.
2. Собственник (владелец) предприятия индустрии туризма нанимает профессионального управляющего или управляющую компанию для ведения своего бизнеса в сфере туризма.
Данная форма управления получила название «управление по контракту» и предполагает письменное соглашение, которое заключается между собственником предприятия туристской индустрии и компанией, которая специализируется на управлении такого типа предприятиями туризма. Например, управление по контракту сегодня одна из самых распространенных форм в сфере гостиничного бизнеса как части туристской индустрии, которая получила широкое распространение еще начиная с 70-х гг. XX в. Контракт на управление (в отельном бизнесе его именуют Hotel Operating Agreement, или Hotel Management Agreement, HMA) представляет собой очень подробный документ (предоставляемый в том числе и на иностранном языке в случае общения с международным оператором), в котором стороны по возможности пытаются отразить все нюансы будущего сотрудничества. Это свидетельствует о том, что изучать данный документ следует предельно внимательно, чтобы в будущем не иметь никаких претензий к друг другу.
В процессе выбора управляющей компании для собственников объектов туристской индустрии обычно важны следующие основные критерии:
• финансовая основа сотрудничества, под которой понимается в первую очередь стоимость услуг оператора, а также насколько гибкими они являются в предоставлении лучших коммерческих условий, учитывающих пожелания собственника туристского предприятия,
• нематериальная компонента, которая определяется имеющимся опытом и навыками управления и связанной с именем (брэндом) системой дистрибьюции. Опыт и надежность, умение успешно определить сегмент туристского рынка и максимально точно определить стратегии увеличения доходов обеспечивает поступление капитала, а эффективное его использование является залогом будущей экономической эффективности для собственника предприятия индустрии туризма,
• обеспечение высокого уровня сервиса и качества туристского продукта,
• заключение выгодных контрактов в сотрудничестве с другими предприятиями-партнерами в аналогичном бизнесе или ином бизнесе.
Контракт на управление заключается на длительный период времени, как правило, на срок не менее 5 лет (в большинстве случаев временные рамки охватывают 10—20 лет). Рассмотрим экономические аспекты данной формы управления на основе гостиничного бизнеса. Так, стоимость управления гостиницей управляющей компанией или международным отельным оператором складывается из двух компонентов:
• базовая часть. Она представляет собой управленческое вознаграждение, которое прописывается в контракте на управление в процентной единице измерения, т.е. как процент от валового или чистого эксплуатационного дохода, который составляет обычно от 2 до 5% (в отельной практике обычно в среднем около 3,5%). Некоторые контракты могут иметь плавающую, но документально зафиксированную в договоре процентную ставку, например, когда она определяться согласно следующему принципу: в первый год компания получает 2%, во второй год — 2,5%, в последующие годы в период действия контракта — 3,5% эксплуатационного дохода. Помимо этого, в базовую часть контракта на управление часто включают дополнительные платежи за бронирование и маркетинг (использование сети бронирования оператора, службы централизованных закупок и т.д.),
• поощрительный (стимулирующий) платеж. Данный платеж предусматривает выплату премиальных, размер которых зависит от общего экономического успеха предприятия туристской индустрии. Величина поощрительного платежа привязана не к выручке от реализации (товарообороту предприятия туризма), а к прибыли от деятельности гостиницы и выплачивается в случае выполнения (или превышения) оператором запланированного оборота по гостинице. Это делается в целях стимулирования оператора к максимально эффективной работе. Как правило, платеж варьируется в рамках от 8 до 12% от валовой операционной прибыли.
Таким образом, общая стоимость услуг сторонней компании или оператора может достигать 8—12% от оборота (общей выручки отеля).
При заключении контракта на управление за собственником предприятия индустрии туризма иногда сохраняется право принятия важных управленческих решений: одобрение капитальных затрат, утверждение финансового плана, плана маркетинга, кандидатур претендентов на руководящие должности и т.д. В контракте на управление обязательно прописываются условия возможного досрочного прекращения его действия, к которым обычно относят финансовую несостоятельность (банкротство) одной из сторон договора, грубейшие хозяйственные прегрешения, недостижение оговоренных и прописанных в контракте показателей деятельности предприятия индустрии туризма и т.д.
В последнее время по мере роста конкуренции на рынке среди операторов от них стали требовать собственных затрат на мебель, оборудование, оборотные средства, предпусковые расходы и др.
3. Управление на основе франчайзинга путем заключения договора франшизы.
Суть данной формы управления предприятием индустрии туризма сводится к тому, что собственник предприятия приобретает франшизу, и самостоятельно управляет своим предприятием, т.е., по сути, контракт связан с коммерциализацией предприятия туризма, а не с его управлением.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) франчайзинг носит название «договор коммерческой концессии», согласно которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю — собственнику предприятия туристской индустрии) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Условия сотрудничества и экономические аспекты франшизного соглашения прописываются в специальном документе под названием Uniform Franchise Offering Circular (UFOC) или Franchise Disclosure Document (FDD), который разрабатывается каждым обладателем франшизы и должен содержать все условия договора франчайзинга.
При заключении договора франшизы в мировом опыте используются такие формы оплаты, как:
паушальный взнос (вступительный или первоначальный) взнос. Данный взнос является одноразовым и представляет собой фиксированную плату «за вход» предприятия туристской индустрии в «семью» франчайзингодателя. Как правило, данный платеж осуществляется после подачи заявления на получение франшизы. В США, например, среди франчайзинговых компаний в сфере индустрии гостеприимства очень распространена практика возврата платежа полностью, если туристский объект не подошел, либо частичного возврата, когда обладатель торговой марки оставляет себе определенный процент (обычно 5—15%) от поступивших средств на покрытие расходов на посещение и осмотр туристского объекта. В денежную сумму паушального взноса включается стоимость комплекта проектных документов, полный набор инструкций по управлению предприятием индустрии туризма, повышение квалификационного уровня высшего и среднего управленческого звена, обучения обслуживающего туристов персонала до открытия предприятия туризма, а также стоимость периодической переподготовки и повышения квалификации обслуживающего персонала в течение всего срока действия договора франшизы.
Методика выплаты вступительного взноса в значительной степени различается у различных представителей туристской индустрии:
• турфирмы. Более 50% современных турфирм работает под началом франчайзинговых сетей, которые в свою очередь ведут самостоятельную деятельность либо относятся к определенному туристическому оператору. В туристской среде есть два варианта уплаты взноса: первый — это фиксированная денежная сумма (например, в «1001 тур» — 20 тыс. руб. (для Подмосковья — 500 тыс. руб., а для Москвы — 1,5 млн руб.), в «Слетать-ру» — 60 тыс. руб., Visa Travel — 250 тыс. руб. и т.д.), второй — это отсутствие паушального взноса (например, в турфирмах «Росс Тур», «География» (кроме Санкт-Петербурга и Екатеринбурга) и т.д.),
• предприятия общественного питания. В сфере услуг общественного питания обычно устанавливается фиксированный паушальный сбор (например, «Чайная ложка» — 500 тыс. руб., KFC — 48 400 дол., «Сбарро» — 24 900 дол. (9900 дол. для Express), Subway — 12 000 дол. + НДС и т.д.),
• гостиничный бизнес. Выплата паушального взноса осуществляется сразу после подписания договора франчайзинга или делится на две части. Размер данной платы зависит от гостиничной цепи и может варьироваться от 25 до 75 тыс. дол. с отеля или же в пределах 300—400 дол. за один номер. Структура паушального взноса такова, что обычно имеется некий фиксированный платеж, который отель платит независимо от объема своего номерного фонда, и плата за каждый номер, превышающий установленное минимальное значение. Например, первоначальная плата может составлять минимум 40 000 дол. плюс 350 дол. за каждый номер сверх 150 номеров. В этом случае отель на 120 номеров заплатит сумму в размере 40 000 дол., а отель в 200 номеров — 57 500 дол. (40 000 дол. + 350 дол. х 50 номеров);
роялти, которые представляют собой фиксированные отчисления или текущий платеж (Royalty Fee), который франшизополучатель делает в пользу франшизодателя за использование торговой марки и торгового названия, а также текущее обслуживание франшизы.
Методика выплаты роялти так же, как и паушальный взнос, в значительной степени различается у различных представителей туристской индустрии:
• турфирмы. В туристской среде, как правило, роялти установлены в денежном выражении и имеют определенный диапазон, который обычно зависит от региона и сезона (например, в Coral Travel — 6—18 тыс. руб., в «1001 тур» — 6—75 тыс. руб., в «Слетать-ру» — 10—25 тыс. руб.). При этом важно отметить, что некоторые туристские фирмы разрабатывают несколько стандартов франшизы. Например, «TUI», которая считала целесообразным поддерживать, в первую очередь, независимые агентства, на которые приходится около 50% продаж туроператора. Именно им предоставлено право на разработанный компанией франчайзинг в формате Light (он не доступен для тургентств Москвы и Подмосковья) наряду с действующим уже форматом Standart. Формат Light отличается облегченными требованиями к оформлению офисов, предоставляемыми собственником торговой марки преференциями и объемом дополнительных услуг по привлечению клиентов. Пакет подразумевает также более мягкие условия в части вступительного взноса (5 тыс. руб.) и роялти (10 тыс. руб. в месяц) при, однако, более жестких последствиях в случае невыполнения плана продаж в рамках заключенного договора. При этом агентствам, вступившим в сеть «TUI» в рамках новой франчайзинговой программы, в числе первых будут предоставлены беспрецедентные условия сотрудничества — вплоть до длительного льготного периода по роялти или полного освобождения от ежемесячных выплат роялти. Формат Standart доступен для партнеров как из Москвы и Подмосковья, так и из регионов. Пакет подразумевает максимальный объем поддержки продаж партнеров-франчази в сферах продвижения, привлечения клиентов, сопровождения продаж, обучения, информационной и иной поддержки. Вступительный взнос при сотрудничестве в рамках этого пакета составляет от 20 до 50 тыс. руб., а ежемесячный роялти — от 20 до 60 тыс. руб.
Также в сфере туризма можно встретить примеры полного освобождения туристских компаний от уплаты роялти. Например, в турфирмах «РоссТур», «География» и некоторых других. В туристской фирме «География», однако, размер оплаты роялти для городов, расположенных на территории РФ (кроме двух столиц, а также Екатеринбурга), гибкий, в зависимости от того, как выполняется план туристских продаж. Если план продаж выполняется, то роялти не выплачиваются,
• предприятия общественного питания. В сфере услуг общественного питания роялти обычно устанавливается в качестве фиксированного процента от товарооборота (например, «Чайная ложка» — 5%, KFC — 6%, «Сбарро» — 7% без учета НДС, Subway — 8%),
• гостиничный бизнес. Размер роялти определяется, как правило, с учетом выручки от предоставления номеров для проживания и в целом варьируется в диапозоне от 4 до 5% от валовой выручки с продажи номеров. Некоторые отельные операторы добавляют к выручке от номеров 2% от доходов, полученных в результате продажи услуг предприятий питания.
При выборе франшизодателя собственник предприятия туристской индустрии должен помнить, что размер паушального взноса и роялти зависит от позиций определенной торговой марки на рынке услуг туризма, а именно, с укреплением позиций и широкой географической известности компании-франчайзера цена фирменной марки растет. Важно отметить, что размер роялти — это не только чистый доход франчайзингодателя, но и те средства, которые частично возвращаются предприятию туристской индустрии в виде рекомендаций относительно внедрения новых видов обслуживания, использования нового туристского и иного оборудования для оказания услуг в сфере туризма, современных информационных технологий, изменения интерьера, и других элементов диверсификации с целью создания нового имиджа предприятия туризма,
• маркетинговые сборы (Advertising / Marketing Fee), которые покрывают рекламные кампании сети в различных средствах массовой информации, например, размещение рекламных объявлений в журналах и включение в местные справочники.
Методика выплаты маркетинговых сборов также в значительной степени различаются у различных представителей туристской индустрии:
• турфирмы. В туристской среде в большинстве компаний-франчайзингодателей маркетинговые сборы полностью отсутствуют,
• предприятия общественного питания. В сфере услуг общественного питания маркетинговые сборы обычно устанавливаются в качестве фиксированного процента от товарооборота (например, KFC — 4%, «Сбарро» — 2% без учета НДС, Subway — 3,5%). При этом есть примеры, когда эти взносы и отсутствуют, например, в «Чайной ложке» они равны нулю,
• гостиничный бизнес. Сумма платежей в отельном бизнесе, в основном определяются с учетом валовой выручки от номеров, а иногда - с учетом общей выручки и, как правило, варьируются от 2% до 3% выручки от номеров или от 1 % до 2% общей выручки.
При этом в отличие от турфирм и отелей в гостиничном бизнесе присутствуют еще два вида денежных платежей:
• плата за использование централизованной системы бронирования номеров (Reservation Fee), которая покрывает затраты, связанные с системой бронирования сети, в том числе работу головного офиса, персонала, отвечающего за бронирование, и все расходы, связанные с дистрибуцией. Тарифы и порядок ее расчета различаются в зависимости от конкретных отельных операторов и составляет в среднем на рынке около 1—3% доходов номерного фонда. При этом существуют операторы, которые взимают фиксированную плату за каждое подтвержденное бронирование
• (независимо от того, заехал человек или нет), составляющую сегодня порядка 5 дол. за одно бронирование,
• платежи за участие в программе лояльности франшизодателя, размер оплаты которой определяется как процент от общей выручки, полученной от лояльных постояльцев, и, как правило, варьируется от 3 до 5%.
Несмотря на значительные платежи франшизодателю, которые доходят до 15% дохода предприятия туристской индустрии (обычно они варьируются в среднем по рынку от 7 до 13%), вступление в известную компанию (сеть или цепь) считается выгодным делом, так как позволяет значительно увеличить число клиентов. Известны случаи роста продаж на 30% только за счет установки на крыше отеля, ресторана, при входе в турфирму фирменного названия известной сети. В отельном бизнесе рост продаж дает также подключение к системе бронирования франшизодателя, а система централизованных закупок позволяет сократить эксплутационные расходы (последнее специфично и для предприятий сферы общественного питания).
4. Сдача собственником своего предприятия в аренду управляющей компании. Эта форма обычно специфична для отельного сегмента туристской индустрии. В этом случае заключается договор аренды, а не контракт на управление.
Плюсы договора аренды заключаются в следующем:
• помесячный график платежей (владелец обычно получает фиксированную арендную плату),
• все расходы несет управляющая компания, и владелец не тратит деньги на управление, налоги, маркетинг и рекламу,
• владелец получает деньги за месяц вперед.
Данная форма управления гостиницами постепенно изживает себя в современной индустрии гостеприимства (она была популярной в 50—60-х гг.), поскольку в сравнении с иными формами всю прибыль, остающуюся после уплаты арендной платы, получает арендатор, тогда как, например, в случае контракта на управление управляющий получает более или менее фиксированную плату, а вся прибыль за вычетом этой платы достается владельцу.
5. Еще одна форма, которая так же, как и предыдущая, в основном характерна для отельного бизнеса туристской отрасли подразумевает такой вариант: владелец продает гостиницу и тут же берет ее в аренду и управление. Этот вариант распространен среди известных гостиничных цепей, которые, используя свои ноу-хау, строят гостиницы в разных местах земного шара, затем продают построенные отели местным бизнесменам, оговаривая при продаже свое право взять отель в аренду и управление. Такая схема выгодна обеим сторонам. Местный бизнесмен, обычно не имеющий опыта управления современным отелем, получает надежный источник дохода (в виде арендной платы), а гостиничная цепь получает регулярную плату за управление и прибыль от эксплуатации арендованной гостиницы и при этом возвращает средства, вложенные в строительство отеля, которые она может вложить в следующий аналогичный проект.
6. Владелец покупает франшизу и сдает свое предприятие в управление франшизной компании. В этом случае франшизное соглашение дополняется контрактом на управление. Данную схему можно встретить в сфере общественного питания и отельного бизнеса.
7. Привлечение оператора к проекту предприятия индустрии туризма, в качестве члена состава инвесторов. Эта форма взаимодействия специфична также в большей степени для гостиничного сегмента туристской отрасли. Собственники гостиниц, заинтересованные в том, чтобы вознаграждение оператора зависело от успешности проекта, иногда предлагают им выступить в качестве соинвесторов. Однако, как и в случае с арендой отелей, эта форма управления, как показывает мировой опыт, даже на наиболее развитых рынках является малораспространенной, поскольку в силу специфики своей деятельности операторы не располагают существенным объемом свободных финансовых ресурсов, для того чтобы «замораживать» их в отдельных проектах.
Операторы выступают в качестве соинвесторов только в тех проектах, в которых они имеют крайнюю заинтересованность. Это может быть обусловлено уникальными характеристиками, ограниченным количеством таких проектов в целом, более выгодными позициями девелоперов и активными планами операторов относительно выхода на тот или иной рынок. Целесообразность финансового участия оператора в гостиничном проекте — сложный момент, который необходимо заранее продумать, так как в этом случае роль и права оператора кардинально меняются, как меняется и переговорная позиция самого владельца, который уже не сможет диктовать собственные условия партнеру-оператору.
На сегодняшний день на территории СНГ есть два оператора, которые заявляют о своей готовности соинвестирования: Rezidor SAS Hospitality и Accor. Если в первом случае это пока намерение, то в случае с французской сетью Accor — вполне реальное воплощение. Сеть Accor инвестирует не очень большие суммы, в качестве жеста доброй воли и только в развитие проектов под брэндом Ibis. Accor делает это из того расчета, что вознаграждение за управление отелем такого класса как Ibis (3 звезды) не может обеспечить оператору привлекательный возврат, поэтому компания хочет получать долю прибыли и входит в проекты в качестве миноритарного инвестора. Этим шагом компания показывает владельцам отеля и банкам (если проект предусматривает кредитное финансирование), что они очень серьезно настроены и на 100% уверены в успехе. В России сеть инвестирует в некоторые проекты сети Ibis до 40% от общего объема инвестиций.
8. Консорциум. Примеров консорциумов в туризме в мировой практике очень много. Например, наиболее известный и стабильно развивающийся консорциум в Республике Казахстан — консорциум Группы Компании «САПАР», основными направлениями деятельности которого являются: гостиничные услуги, сфера досуга и общепита, ресторанный бизнес, сдача в аренду торговых площадей, объекты развлечений и отдыха. В Пьемонте в Турине функционирует консорциум FORMONT — консорциум в сфере горного туризма, членами которого являются общественные учреждения. Большинство консорциумов в сфере туризма функционируют, однако, в сфере отельного бизнеса. Отельный консорциум, который, по сути, некоторые специалисты считают одной из форм управления отелем, в последние годы стал очень популярным в мировой практике, и число консорциумов значительно возросло.
Консорциум (от лат. consortium — соучастие, сообщество) — это организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности. Гостиничный консорциум — это объединение независимых гостиниц, создаваемое в целях поддержания их конкурентоспособности на уровне крупных гостиничных цепей при сохранении специфики каждой гостиницы. Гостиничный консорциум выигрывает от экономии в масштабе при формировании системы распределения и продвижения гостиничного продукта, приобретении оборудования, объединении в компьютерную систему бронирования (КСБ), которая позволяет агентам забронировать номер прямо с экрана компьютера.
При заключении контракта с новым участником консорциумы стараются привлечь гостиницу, имеющую большой опыт работы с международными клиентами. Вместе с тем консорциумы помогают гостиницам внедриться на новые рынки, которые без участия в консорциумах не смогли бы этого сделать. Главная заслуга консорциумов в том, что их члены приобретают уже известную на международном рынке торговую марку. Консорциумы в отличие от гостиничных цепей не могут контролировать качество гостиничного продукта и ценовую политику отелей.
2. Финансовая отчетность предприятия туристской индустрии
Руководство любого предприятия туристской индустрии нуждается в потоке информации для принятия информированных и разумных с экономической точки зрения решений, влияющих на успех или неудачу его деятельности в сфере туризма. Инвесторам финансовая отчетность предприятия туристской индустрии необходима для анализа его инвестиционного потенциала. Предприятиям кредитно-банковского сектора требуется финансовая отчетность туристского предприятия для принятия положительного или отрицательного решения о выдаче кредитов, а многим иным компаниям отчетность необходима для определения риска, связанного с ведением коммерческой деятельности со своими клиентами и поставщиками туристских услуг. По сути финансовая или бухгалтерская отчетность предприятия туристской индустрии — это основной финансовый отчет юридического лица перед государством. В Федеральном законе РФ от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете) дается следующее определение термину «бухгалтерская (финансовая) отчетность».
Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями законодательства.
В РФ финансовая (бухгалтерская) отчетность на законодательном уровне регулируется:
• Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
• Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н)
• Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»
• частично Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
Финансовая отчетность — это результат бухгалтерского учета предприятия туризма, и бухгалтерскую отчетность обязаны формировать и сдавать все те субъекты предпринимательства в сфере туризма, которые по законодательству должны вести бухгалтерский учет (эта обязанность закреплена в ст. 6 Закона о бухучете).
В практическом плане бухгалтерская отчетность — это ряд документов, которые необходимо заполнять и представлять в контролирующие органы всем организациям туристской индустрии. К основным из них можно отнести следующие.
Бухгалтерский баланс туристского предприятия
Бухгалтерский баланс (форма № 1) представляет способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия туристской индустрии по составу и источникам на определенную дату. Бухгалтерский баланс предприятия туристской индустрии — своего рода система показателей, отражающая его имущественное и финансовое положение по состоянию на определенную дату в денежном выражении, представляющая данные о хозяйственных средствах туристского предприятия (активах) и его источниках (пассивах).
Форма баланса заполняется построчно, в каждой строке приводятся показатели на отчетную дату отчетного периода, на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря предыдущего года.
Баланс всегда состоит из двух частей: актива и пассива. В активной части баланса отражается все имущество, принадлежащее предприятию туристской индустрии, и задолженность перед ним других организаций. В актив входят нематериальные ценности, основные средства, товарные запасы, денежные средства на счетах в банках и обороте, а также дебиторская задолженность. В пассивной части отражаются все обязательства организации и привлеченные ею средства. Актив и пассив баланса всегда равны друг другу, что и дало название этому документу.
Форма баланса, по которой должны составлять баланс российские предприятия туристской индустрии, утверждена приказом Минфина России. При заполнении баланса всегда нужно учитывать самые свежие требования к его оформлению и заполнению. В бухгалтерском балансе есть 5 разделов:
• раздел I. «Внеоборотные активы», в котором указывается остаточная стоимость основных средств предприятия туристской индустрии, нематериальных активов, а также доходных вложений в материальные ценности. В этом же разделе отображают стоимость долгосрочных финансовых вложений, отложенные налоговые и другие внеоборотные активы предприятия туристской индустрии,
• раздел II «Оборотные активы», в котором содержатся все данные о товарных запасах предприятия туристской индустрии. В нем отражается стоимость материалов, готовой продукции и товаров на складах (характерно для предприятий сферы общественного питания) и в обороте, а также затраты в незавершеннное строительство (при его наличии у предприятия туризма). Здесь же указываются остатки на конец года по краткосрочным финансовым вложениям, денежным средствам на счетах и сумме дебиторской задолженности контрагентов,
• раздел III «Капитал и резервы», в котором отражаются все данные об уставном, добавочном и резервном капитале предприятия туристской индустрии, указывается стоимость собственных акций, которые были выкуплены у акционеров (для тех предприятий туристской индустрии, которые по своей организационно-правовой форме являются акционерными обществами). Кроме того, здесь прописывается сумма нераспределенной прибыли или непокрытого убытка на конец отчетного года,
• раздел IV «Долгосрочные обязательства», в котором указывается сумма долгосрочных заемных средств предприятия туристской индустрии, а также отложенных налоговых и других долгосрочных обязательств предприятию туризма,
• раздел V «Краткосрочные обязательства», в котором отражаются все данные о сумме кредитов и займов, полученных на срок до года, а также кредиторской задолженности предприятия туристской индустрии перед своими контрагентами. В раздел также вносятся доходы будущих периодов и другие краткосрочные обязательства предприятия туристской индустрии.
Рассмотрим характерные особенности содержательной части бухгалтерского баланса для различных предприятий туристской отрасли. Для этого выделим две основные группы:
• средства размещения (гостиницы, мотели, хостелы и т.д.) и предприятия сферы общественного питания,
• туристские фирмы (туроператоры и турагенты).
Так, у первой группы предприятий туристской индустрии наблюдается значительная доля внеоборотных активов, которая обычно приходится на основные средства (здания и сооружения, туристское оборудование, туристские транспортные средства и т.д.). Значительная доля данных средств — это собственные основные средства, которые принадлежат предприятию на правах собственности, в отличие от туристских фирм, где данные средства зачастую являются арендованными, т.е. права собственности на них принадлежат другим юридическим лицам, но временно используются на данном предприятии туризма. Это во многом обусловлено тем, что для функционирования, например, гостиничным предприятиям необходимо значительно большее количество объектов основных фондов, нежели туристским фирмам, а также наличие необходимых и достаточных ресурсов для их приобретения.
Поэтому анализ основных средств представляет особый интерес именно для таких объектов туристской деятельности, как гостиницы, туристские базы, мотели, кемпинги и т.д., у которых велика доля основных средств. Доля же нематериальных активов у данной группы предприятий, как правило, незначительна.
При анализе структуры пассива данной группы туристских предприятий следует отметить тот факт, что основная доля заемного капитала (если таковой имеется у предприятия туристской индустрии) относится в большей степени на кредиты и займы, которые могут быть получены для расширения своей деятельности, в отличие от туристских фирм, где большая доля заемного капитала возлагается на кредиторскую задолженность.
Рассматривая вторую группу предприятий сферы туризма (туристские фирмы), следует отметить, что для них в большей степени актуально исследование состава нематериальных активов. Это связано с тем, что у данных предприятий, как правило, весьма значительные средства вложены именно в информационные базы, в программные продукты, в деловую репутацию туристского предприятия посредством рекламы.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в составе нематериальных активов предписано учитывать в стоимостном виде и репутацию предприятия туристской индустрии. Это особенно важно для сферы туризма, где туристские фирмы имеют дело не только с юридическими лицами, но и с большим числом физических лиц, для которых надежность, устойчивость, респектабельность туристского предприятия играют определяющую роль при их выборе.
Таким образом, проведенный сравнительный анализ предприятий индустрии туризма показал отличительные черты состава и содержания бухгалтерского баланса для различных групп предприятий, учет которых поможет более детально понять специфику туризма и его организации.
Важно отметить, что многие предприятия туристской индустрии относятся к малому предпринимательству и для них Минфином РФ разработана в соответствии с принципами регулирования бухгалтерского учета, регламентированными Законом о бухучете, специальная форма бухгалтерского баланса. Малые предприятия, которые имеют право сдавать упрощенную форму, никакой детализации показателей баланса приводить не должны. Основные различия между балансами крупных и малых предпринимательских структур представлены в табл. 1.
Все данные из формы № 1 за отчетный период и два прошлых отчетных периода обязательно должны быть сопоставимы. Это значит, что показатели всех строк необходимо формировать по одним и тем же правилам. Однако иногда бывает, что показатели несопоставимы. Например, когда выявляются существенные ошибки в прошлых отчетных периодах или была изменена учетная политика предприятия туристской индустрии. В таких случаях необходимо указать в балансе за 2016 г. показатели прошлых лет уже с учетом корректировки. Таким образом, в текущем балансе данные будут указаны исходя из действующих условий, при этом не нужно исправлять сами балансы за прошлые годы. Обо всех скорректированных показателях обязательно следует рассказать в пояснениях к балансу. Этот порядок определен ст. 13 Закона о бухучете, а также в ПБУ 4/99 и ПБУ 1/2008.
Таблица 1 - Сравнение структуры бухгалтерского баланса для предприятий туристской индустрии крупного (среднего) бизнеса и малого предпринимательства
Наименование групп статей упрощенного баланса
Наименование групп статей обычного баланса
АКТИВЫ
АКТИВЫ
Материальные внеоборотные активы
Основные средства, материальные поисковые активы, доходные вложения в материальные ценности
Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы
Нематериальные активы, результаты исследований и разработок, нематериальные поисковые активы, финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы
Запасы
Запасы
Денежные средства и денежные эквиваленты
Денежные средства и денежные эквиваленты
Финансовые и другие оборотные активы
Дебиторская задолженность, финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов), НДС, прочие оборотные активы
ПАССИВЫ
ПАССИВЫ
Капитал и резервы
Все статьи раздела «Капитал и резервы», в том числе нераспределенная прибыль (убыток)
Долгосрочные заемные средства
Заемные средства (код 1410)
Другие долгосрочные обязательства
Отложенные налоговые обязательства, оценочные обязательства, прочие обязательства
Краткосрочные заемные средства
Заемные средства (код 1510)
Кредиторская задолженность
Кредиторская задолженность
Отчет о финансовых результатах
Отчет о финансовых результатах является неотъемлемой частью финансовой отчетности предприятия туристской индустрии, который все юридические лица, попадающие под действие Закона о бухучете, обязаны сдать в органы статистики и ФНС до 31 марта следующего года по истечении предыдущего. Традиционно в отчет о финансовых результатах предприятия туристской индустрии за год нужно включить данные финансового учета обо всех доходах, расходах и итогах деятельности предприятия туризма за отчетный период.
Все показатели вносятся в отчет нарастающим итогом с начала года. В отчет о финансовых результатах обязательно должны попасть такие данные бухгалтерского учета:
• сумма полученной за год выручки предприятием туристской индустрии,
• себестоимость продаж по предприятию туризма,
• управленческие и коммерческие расходы предприятия туристской индустрии,
• валовая прибыль или убыток за отчетный период,
• полученные и уплаченные проценты,
• прочие доходы и расходы за год;
прибыль или убыток от реализации,
• общая прибыль или убыток до налогообложения,
• изменение за год отложенных налоговых активов и обязательств,
• чистая прибыль или убыток,
• прочая справочная информация.
Так же, как и в случае с бухгалтерским балансом, для малого предпринимательства в сфере туристской отрасли установлена особая сжатая форма отчета о прибылях и убытках. Основные различия между отчетом о прибылях и убытках крупных и малых предпринимательских структур в туризме представлены в табл. 2.
Таким образом, отчет о прибылях и убытках показывает, сколько денег получено или потеряно туристским предприятием за определенный промежуток времени.
При составлении предприятием туристской индустрии формы № 2 необходимо учитывать рекомендации, данные Минфином России в письме от 6 февраля 2015 г. № 07-04-06/5027. Важно помнить, что все суммы, которые отображаются в отчете, не должны содержать в себе НДС. Особенно это касается доходов.
Таблица 2 - Сравнение структуры отчета о финансовых результатах для предприятий туристской индустрии крупного (среднего) бизнеса и малого предпринимательства
Наименование групп статей упрощенного отчета о финансовых результатах
Наименование групп статей обычного отчета о финансовых результатах
Выручка
Выручка
Расходы по обычной деятельности
Себестоимость продаж, коммерческие расходы, управленческие расходы
Проценты к уплате
Проценты к уплате
Прочие доходы
Доходы от участия в других организациях, проценты к получению, прочие доходы
Прочие расходы
Прочие расходы
Налоги на прибыль (доходы)
Текущий налог на прибыль, изменение отложенных налоговых обязательств, изменение отложенных, налоговых активов, прочее
Чистая прибыль (убыток)
Чистая прибыль (убыток)
Данные текущего отчетного периода предприятия туристской индустрии обязательно должны быть сопоставимы с данными аналогичного периода за прошлый год. Это значит, что все цифры в отчете обязательно должны формироваться по единым правилам. Если выявляется несопоставимость данных, то это может быть связано с тем, что изменилась учетная политика предприятия туристской индустрии, в отчетном периоде были выявлены серьезные ошибки прошлых лет. В этом случае следует скорректировать прошлогодние данные таким образом, чтобы они совпадали с существующими условиями. При этом вносить поправки в отчеты о финансовых результатах прошлых лет не следует. Данный документ отчетности представляет также большой интерес для вкладчиков, так как отражает деятельность туристского предприятия за производственный цикл, обычно за год.
Отчет о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств (Cash Flow Statement) дает представление об источниках денежных средств предприятия туристской индустрии и ключевых направлениях их использования. Движение денежных средств представляет собой очень важную информацию для экономического управления предприятием индустрии туризма. Выделяют следующие основные направления использования информации о движении денежных средств:
• анализ возможностей предприятия туристской индустрии выполнять имеющиеся у него обязательства по расчетам с кредиторами, расчеты, связанные с ведением дивидендной политики и т.д. по мере наступления сроков их уплаты,
• выявление потребности в привлечении дополнительных денежных средств извне,
• выявление размера капитальных вложений в основные фонды, а также прочие внеоборотные активы,
• расчет объемов финансирования, необходимых для роста инвестиций в долгосрочные активы или сохранения туристской производственной деятельности на текущем уровне,
• изучение эффективности операций по финансированию предприятия туристской индустрии и его инвестиционных сделок,
• анализ возможности предприятия туризма достигать положительных денежных потоков в будущей перспективе.
Структура отчета предполагает разделение денежных потоков предприятия туристской индустрии на три основных вида деятельности.
Денежные потоки от операционной деятельности (Cash Flow From Operating Activities, CFO). Операционную деятельность называют также текущей, или производственной, деятельностью. Данная деятельность, по сути, является главной для предприятия туристской индустрии и отражает его способность получать прибыль от своей основной деятельности в сфере туризма. Денежные потоки здесь могут иметь как положительный, так и отрицательный характер, и на основе их соотношения определяется конечное денежное сальдо по операционной деятельности.
Денежные потоки, которые приносит туристский бизнес (основные операции) предприятию индустрии туризма включают в себя денежные средства от продажи туристской продукции (туристских услуг) полученные от потребителей (туристов). Положительные денежные потоки, возникающие в результате операционной деятельности, обычно используются предприятиями туристской индустрии для расширения туристского производства, выплаты дивидендов (если туристское предприятие представлено акционерным обществом) или возвращения банковских кредитов, полученных под инвестиционные цели или текущее финансирование туристской деятельности (например, проплата чартерных рейсов, выкуп блока мест в гостиницах и т.д.), т.е. в остальных двух сферах деятельности предприятия туризма. Денежные потоки, которые были потрачены на оплату текущих операций в процессе ведения туристского бизнеса предприятием индустрии туризма, включают в себя денежные средства на:
• приобретение и размещение сырья и материалов (закупочная деятельность в отелях, ресторанах и иных предприятиях туризма),
• производство и реализацию готовой туристской продукции (туристских услуг),
• выплату заработной платы сотрудникам,
• оплату операционных расходов,
• уплата налогов, штрафов и т.д.
Операционная деятельность в туризме является основным источником получения прибыли предприятием туристской индустрии.
Денежные потоки от инвестиционной деятельности (Cash Flows From Investing Activities, CFI). Данный раздел отчета наглядно показывает, какой объем средств вкладывается в развитие туристского бизнеса в виде капитальных затрат (Capital Expenditures), а какой идет на инвестиции. Таким образом, денежные потоки здесь так же, как и в операционной деятельности, могут иметь как положительный, так и отрицательный характер, и на основе их соотношения определяется конечное денежное сальдо по инвестиционной деятельности.
Денежные потоки от инвестиционных операций предприятия туристской индустрии могут приобретать следующий вид:
• платежи поставщикам (подрядчикам), связанные с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией или подготовкой к использованию основных средств предприятия туристской индустрии,
• поступления от продажи внеоборотных активов предприятия туристской индустрии,
• платежи и поступления, связанные с приобретением акций или их продажей (долей участия) в других организациях туристской отрасли (это характерно для крупных игроков туристского рынка),
• предоставление займов или их возврат другим предприятиям в сфере туризма,
• дивиденды и аналогичные поступления от долевого участия в других организациях.
В стабильной экономической среде и в условиях роста конкуренции на туристском рынке предприятия индустрии туризма, как правило, стремятся к расширению и модернизации своих производственных мощностей, и инвестиционная деятельность чаще всего приводит к оттоку денежных средств.
Денежные потоки от финансовой деятельности (Cash Flows From Financing Activities, CFF). Данный раздел отчета отражает источники финансирования туристского бизнеса и изменения, произошедшие в структуре капитала предприятия индустрии туризма. Денежные потоки здесь так же, как и в двух предыдущих видах деятельности, могут иметь как положительный, так и отрицательный характер, и на основе их соотношения определяется конечное денежное сальдо по финансовой деятельности.
Примерами потоков денежных средств от финансовой деятельности являются поступления денежных средств от эмиссии акций (когда предприятие туристской индустрии является акционерным обществом), выплаты денежных средств, связанные с выкупом акций, получение и возврат кредитов, полученных у кредиторов на ведение эффективной деятельности в сфере туризма, поступления денежных средств от выпуска облигаций, выплаты денежных средств, связанные с погашением облигаций, и др. Финансовая деятельность на предприятии туристской индустрии ведется в целях обеспечения роста его денежных средств и служит для финансового обеспечения его операционной деятельности.
Итоговый, или чистый, денежный поток предприятия индустрии туризма CF (Net cash flow) включает в себя итоговые значения по отдельным видам деятельности и может быть определен по следующей формуле:
где СFид — поток от инвестиционной деятельности;
СFод — поток от операционной деятельности;
СFфд — поток от финансовой деятельности.
Все виды деятельности отчета о движении денежных средств формируют единую сумму денежных ресурсов предприятия туристской индустрии, эффективное функционирование которого обусловливается постоянным «переливом» денежных потоков из одной сферы деятельности в другую. При этом обеспечивается не только устойчивая работоспособность предприятия туризма, но и его стратегическое развитие. Например, положительное денежное сальдо по операционной деятельности не всегда достаточно предприятию индустрии туризма для его будущего развития и, например, приобретения объектов производственного фонда (объектов недвижимости, туристского оборудования и т.д.), и в данной ситуации ему могут потребоваться новые заимствования в финансовой деятельности, стоимость которых должна компенсироваться будущими доходами по операционной деятельности.
Важно отметить, что отрицательный чистый денежный поток не означает убытки, поскольку быстрорастущие предприятия туристского рынка могут быть очень прибыльными, но активное развитие их туристского бизнеса требует значительных вложений. Однако, если предприятия индустрии туризма не растет и не развивается, отрицательный денежный поток можно рассматривать как негативны тревожный сигнал.
Приток денежных средств является одним из условий финансового благополучия предприятия туристской индустрии, но при этом при чрезмерной величине денежных средств предприятие терпит убытки, связанные с инфляцией и обесцениванием денег, а также с упущенной возможностью их выгодного размещения.
Таким образом, основной задачей отчета о движении денежных средств является не столько определение итоговых величин денежного потока в целом и по отдельным видам деятельности, сколько анализ причин сложившегося положения:
• определение причин и сфер возникновения притока или оттока денежных средств,
• анализ влияния выбора тех или иных источников финансирования основной и инвестиционной деятельности предприятия туристской индустрии на его эффективность.
Важно отметить, что в туристской индустрии, как уже упоминалось ранее, большой удельный вес предприятий, относящихся к сфере среднего и особенно малого предпринимательства, и многие туристские предприятия в связи с этим активно используют предоставляемую им возможность перехода на режим упрощенного налогообложения, а именно выбирают упрощенную систему налогообложения (УСН). По сути, УСН — это специальный налоговый режим, установленный главой 26.2 Налогового кодекса РФ, который иногда называют термином «упрощенка» и который призван помочь малому туристскому бизнесу сократить налоговую нагрузку, т.е. он упрощает расчет и уплату налогов субъектами малого предпринимательства в сфере туристской индустрии. УСН — это федеральный налог и перечисляется на счет федерального казначейства, чтобы затем сумма налога была распределена по различным бюджетам. Однако, согласно Бюджетному кодексу, в федеральный бюджет этот налог не попадает. По ст. 56 налог на УСН распределяется в бюджет субъекта РФ по нормативу 100%.
УСН в сфере туризма, однако, может быть применена не всеми участниками туристского рынка, а только теми, чьи характеристики соответствуют государственным требованиям для права перехода на этот льготный налоговый режим. В частности, в сфере туризма на этой системе обычно работают предприятия туристской индустрии, которые в совокупности имеют следующие характеристики.
Эти условия и ограничения таковы:
• среднесписочная численность сотрудников за налоговый (отчетный) период в предприятии туризме не должна превышать 100 человек,
• выручка от реализации (доход) по итогам первых девяти месяцев налогового (отчетного) года, в котором предприятие туристской индустрии подает уведомление о переходе на УСН, не должны превышать денежной суммы в размере 112,5 млн руб.,
• выручка от реализации (доход) по итогам полного налогового (отчетного) года, в котором предприятие туристской индустрии подает уведомление о переходе на УСН, не должны превышать денежной суммы в размере 150 млн руб.,
• остаточная стоимость основных средств предприятия туристской индустрии, подлежащих амортизации, не должна превышать 150 млн руб.,
• доля непосредственного участия других организаций в уставном капитале предприятия индустрии туризма должна составлять не более 25%,
• предприятие туристской индустрии не должно иметь филиалов и (или) представительств,
• предприятие туристской индустрии не должно быть иностранной организацией.
Если предприятие туристской индустрии выполняет все вышеприведенные требования со стороны государственного законодательства, то оно может применять УСН по собственному желанию.
При применении упрошенной системы налогообложения туристские предприятия могут выбрать один из двух возможных вариантов уплаты налога в зависимости от объекта налогообложения:
• налог УСН с величины полученного дохода (ст. 346.14, 346.20 НК РФ). УСН «доходы» по ставке 6%, а с 2016 г. регионы получили право снижать налоговую ставку на УСН до 1%. Например, если предприятие туристской индустрии осуществляет свою деятельность на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя, то власти в 2016 г. установили следующую ставку налога для объекта налогообложения «доходы» — 3%,
• налог УСН с разницы между доходами и расходами (ст. 346.14, 346.20 НК РФ). УСН «доходы минус расходы» по ставке 15%, а с 2016 г. налоговая ставка может быть снижена региональными законами вплоть до 5%. Например, если предприятие туристской индустрии осуществляет свою деятельность на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя, то власти в 2016 г. установили следующую ставку налога для объекта налогообложения «доходы минус расходы» — 7%. Если предприятие туристской индустрии функционирует на территории Санкт-Петербурга, то для него, а также для индивидуальных предпринимателей в сфере туризма, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», установлена налоговая ставка так же, как и в Крыму, в размере 7%. Важно помнить также, что если туристское предприятие выбрало объектом налогообложения схему «доходы минус расходы», то здесь имеется понятие минимального налога, который представляет собой в соответствии со ст. 346.18 НК РФ своеобразный нижний предел суммы налога к уплате, который используется тогда, когда сумма налога по базовому расчету оказывается меньше, чем эта самая минимальная сумма, или когда по расчету расходы превышают доходы. Минимальная сумма налога составляет 1% суммы доходов за налоговый период. Если расходы превышают доходы при УСН, то все равно необходимо уплатить в бюджет 1% с полученных за год доходов.
Изменять объект налогообложения предприятия туристской индустрии могут ежегодно, но не ранее чем с начала нового налогового года. Для этого необходимо уведомить налоговый орган до 31 декабря предшествующего года. Изменять объект в течение календарного года нельзя.
При определении объекта налогообложения предприятие туристской индустрии учитывает доходы от реализации и внереализационные доходы в соответствии с российской законодательной базой (ст. 249, 250 НК РФ). При этом в расчете налога не учитываются:
• доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ (она содержит довольно длинный перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль),
• доходы предприятия туризма, облагаемые налогом на прибыль организаций,
• доходы индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в сфере туризма, облагаемые НДФЛ,
• доходы от деятельности, облагаемой ЕНВД.
Датой получения доходов туристского предприятия признается день поступления денежных средств на его счета в банках (кассу), либо получения иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также при использовании кассового метода (когда доходы и расходы признаются произведенными только после их фактической оплаты) день погашения задолженности налогоплательщиком.
Расходы предприятия туристской индустрии определяются в соответствии с российской законодательной базой (ст. 346.16 НК РФ). Определение расходов важно только для тех предприятий туристской индустрии, которые выбрали объектом налогообложения схему типа «доходы минус расходы».
Сумму налога можно уменьшить, в частности, на расходы по уплате:
• страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование,
• страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (это может быть очень специфично для гидов, инструкторов-проводников в рамках организации экстремального туризма и т.д.),
• пособий по временной нетрудоспособности,
• платежей по договорам добровольного личного страхования в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности,
• расходы на приобретение основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) для осуществления туристской деятельности,
• материальные расходы и расходы на оплату труда,
• расходы, связанные с командировками (это особенно актуально для туристских фирм в связи с ведением переговоров с партнерами поставщиками туристских услуг для формирования туристских продуктов), канцтовары, телефонию, Интернет (то, что в современном туризме называется информационные туристские технологии ведения туристского бизнеса),
• и другие виды расходов, указанные в ст. 346.16 НК РФ.
Важно помнить, чтобы расходы можно было учесть в уменьшении налоговой базы по УСН, они должны быть: оправданными, подтвержденными документами и должны быть направленными на получение выручки от реализации (дохода). Расходами признаются только те затраты предприятия туристской индустрии, которые фактически оплачены (за поставку туристских товаров, выполнение работ в сфере туризма, оказание туристских услуг, передачу имущественных прав).
Для перехода на УСН предприятия туристской индустрии должны уведомить налоговый орган по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие деятельность в сфере туризма, — по месту жительства и, что самое важное, не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, в котором планируется переход.
Предприятия туристской индустрии, применяющие УСН, освобождены от уплаты:
• налога на имущество туристского предприятия (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость),
• налога на прибыль,
• налога на добавленную стоимость (НДС).
Когда туристскую деятельность осуществляет ИП в сфере туризма, работающий на УСН, он освобожден от уплаты следующих налогов:
• налога на имущество физических лиц, но только в части того имущества, которое используется для ведения туристской предпринимательской деятельности,
• налога на добавленную стоимость (НДС),
• НДФЛ в части доходов от туристской предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам 35 и 9%).
Налоговым периодом при УСН является календарный год и по его истечении требуется определять налоговую базу и исчислять сумму налога к уплате в бюджет. Отчетные периоды: I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. По истечении отчетных периодов требуется оценивать промежуточные итоги, а также вносить авансовые платежи по налогу.
Предприятия туристской индустрии, работающие на УСН, следуют требованиям законодательной практики в вопросах его уплаты, где установлено, что УСН уплачивается двумя способами: уплата авансом посредством авансовых платежей по УСН и уплата налога по итогам года.
Важным преимуществом перехода многих предприятий туристской индустрии на УСН является также и то, что налоговый учет они ведут в упрощенном порядке, а именно индивидуальные предприниматели в сфере туризма, применяющие УСН, могут не вести бухгалтерский учет. Организации в сфере туризма на УСН такой льготы не имеют. Например, применение УСН для индивидуальных предпринимателей по схеме объекта налогообложения «доход» для туристских агентств, мини-отелей и т.д., позволяет им вообще работать, не прибегая к услугам квалифицированного бухгалтера.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере туризма так же, как и предприятия туристской индустрии, которые выбрали упрощенную систему налогообложения, обязаны вести Книгу учета доходов и расходов (КУДиР). Фактически это документ, обобщающий и накапливающий информацию обо всех совершенных операциях. На основании данных КУДиР предприниматель в конце каждого налогового периода отчитывается по полученным доходам (доходам минус расходы) и оплачивает налоги. Заполнять книгу допустимо в бумажной или в электронной версиях (формировать ее умеют все программы бухучета) и в нее в хронологическом порядке записывают информацию (по разделам и графам) из всех получаемых платежных документов (платежных поручений, чеков, договоров). Записывают в книгу только те доходы и расходы, которые будут использованы при исчислении суммы налога, а остальные можно не указывать. Если при заполнении была допущена ошибка, ее исправляют, подтверждая такую необходимость подписью индивидуального предпринимателя и его печатью (при наличии таковой). Хотя заверять документ у налоговиков не нужно, заполнять его следует регулярно и по всем правилам. Для каждого налогового периода открывается новая Книга учета доходов и расходов. Старую книгу при этом необходимо распечатать, прошнуровать, пронумеровать и подписать. Если предприниматель в сфере туризма не работал в течение года, он должен закрыть нулевой документ. Независимо от количества записей хранить книги учета следует 4 года. Все подробности заполнения КУДиР изложены в Приказе Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения».
Важно отметить, что в экономическом плане некоторые предприятия туристской индустрии, например, малые гостиницы работают на основе Единого налога на вмененный доход (ЕНВД). ЕНВД — это один из специальных налоговых режимов, применяемых в РФ, которые российские власти хотели ранее отменить, но Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 178-ФЗ «О внесении изменений в ст. 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» продлил данный режим налогообложения еще на 5 лет (до 1 января 2021 г.).
В гостиничном бизнесе данный режим налогообложения является одним из популярных в сфере малого бизнеса. Однако ЕНВД применяется не в каждом субъекте РФ, а решение о применении данного налогового режима принимается органами местного самоуправления на основе принятия нормативного правового документа (узнать о возможности применения данного режима на территории, где расположен отель, можно в территориальном отделении ФНС РФ). И если отельный бизнес имеется в перечне видов деятельности, указанных в правовом акте, то можно выбрать ЕНВД для своего бизнеса.
Гостиничные услуги подпадают под ЕНВД, если площадь помещений для временного размещения и проживания постояльцев не превышает 500 кв. м (НК РФ). Применение ЕНВД при предоставлении гостиничных услуг не зависит от формы расчетов с заказчиками (наличная, безналичная, с использованием пластиковых карт, смешанная).
Физическим показателем для расчета ЕНВД с гостиничных услуг является общая площадь помещений, в которых временно размещаются и проживают гости. Определяя площадь помещений для временного размещения и проживания, во внимание не берут площади, предназначенные для общего пользования:
• общие коридоры, межэтажные лестницы,
• санузлы, сауны, душевые комнаты,
• комнаты для бытового обслуживания,
• столовые, бары, рестораны и т.д.
Коридоры, санузлы и гостиные, которые находятся в гостиничном номере, к помещениям общего пользования не относятся, поскольку ими пользуются не все проживающие в гостинице, а только жильцы, размещенные в номере. Поэтому площадь коридоров и санузлов, находящихся в номерах, нужно учитывать при определении общей площади помещений для временного размещения и проживания для расчета ЕНВД.
Если в отеле размещается предприятие общественного питания (кафе, ресторан и т.д.), то оно также будет подпадать под ЕНВД. Согласно НК РФ, объект общепита является отдельным видом деятельности, на который распространяется возможность применения ЕНВД. Однако для общественного питания также имеется ограничение — площадь зала для обслуживания посетителей не должна быть более 150 кв. м.
Важно отметить, что гостиницы на ЕНВД работают только при условии, что количество сотрудников не превышает 100 человек, а доля их участия в других юридических лицах менее 25%.
В отельном бизнесе ЕНВД имеет и положительные и отрицательные стороны применения.
Плюсы ЕНВД:
• простота представления отчетной документации, и на основе этого имеющаяся возможность высвободить ненужные ставки и существенно сэкономить на фонде оплаты труда,
• нет необходимости в уплате налога на прибыль, налога на имущество и НДС,
• ЕНВД можно применить и отказаться от него в любое время, если по каким-то причинам данный налоговый режим не подошел,
• фиксированная сумма налога, что дает возможность скоординировать свои текущие и планируемые расходы.
Минусы ЕНВД:
• в период спада туристской активности («мертвый сезон») и даже при отсутствии дохода налог придется платить в том же размере,
• ЕНВД не освобождает налогоплательщика от иных видов платежей и налогов (например, придется вносить платежи в ФСС, уплачивать налоги на доходы физических лиц, земельный налог),
• нужно следить за сохранением определенных границ площади (500 кв. м), а также сохранять определенное количество работников в штате (до 100 человек), иначе налоговая инспекция заставит перейти на общий налоговый режим (ОСН),
• коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на государственном уровне, может быть повышен.
В качестве правоустанавливающих документов, на основании которых определяется площадь помещений для временного размещения и проживания, используйте:
• свидетельства о праве собственности на помещения,
• договоры аренды (субаренды),
• договоры купли-продажи,
• технические паспорта помещений,
• поэтажные планы, схемы, экспликации и т.д.
Важно помнить, что владелец гостиничного комплекса может применять ЕНВД, если общая площадь всех помещений превышает 500 кв. м, а площадь каждого строения меньше этой величины. Однако это возможно только в том случае, если на каждое строение гостиничного комплекса имеются отдельные правоустанавливающие документы и площадь каждого строения менее 500 кв. м. Если правоустанавливающие документы оформляются на весь гостиничный комплекс, то отдельно стоящие строения, расположенные на территории средства размещения, признаются единым объектом предоставления гостиничных услуг.
Кроме общей площади помещений, при расчете ЕНВД используются следующие показатели:
• базовая доходность — 1000 руб. в месяц на 1 кв. м общей площади помещений для временного размещения и проживания (НК РФ),
• коэффициент-дефлятор К1 (НК РФ), значение которого не округляется,
• корректирующий коэффициент К2 (НК РФ), значение которого следует округлять до трех знаков после запятой,
• налоговая ставка. Если местными властями не установлена пониженная налоговая ставка, сумму ЕНВД рассчитывается по ставке 15% (НК РФ).
Для определения величины налога вначале рассчитывают налоговую базу (НБ) за отчетный квартал по следующей формуле:
где НБ — налоговая база по ЕНВД за отчетный квартал;
БД — базовая доходность 1 кв. м площади помещений для временного размещения и проживания за месяц (1000 руб.)
ОП1 — общая площадь помещений для временного размещения и проживания за первый месяц квартала;
ОП2 — общая площадь помещений для временного размещения и проживания за второй месяц квартала;
ОП3 — общая площадь помещений для временного размещения и проживания за третий месяц квартала;
К1 — коэффициент-дефлятор;
К2 — корректирующий коэффициент.
Значение физического показателя — общей площади помещений для временного размещения и проживания — включается в расчет ЕНВД с округлением до целых единиц. При округлении размера физического показателя его значения менее 0,5 единицы отбрасывается, а 0,5 единицы и более округляется до целой единицы.
Если в течение квартала общая площадь помещений для временного размещения и проживания увеличивалась или уменьшалась, изменения учитывают с начала месяца, в котором они произошли.
После определения налоговой базы рассчитывают сам налог по формуле
где НБ — налоговая база по ЕНВД за отчетный квартал;
Н — налог по ЕНВД.
Срок уплаты ЕНВД до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (квартал).
Пример
ООО «Кронос» оказывает услуги по размещению и проживанию граждан и применяет ЕНВД. Организация имеет на балансе отель общей площадью 560 кв. м. Площадь помещений, находящихся в общем пользовании, составляет 70 кв. м. В 2016 и 2017 годах значение коэффициента - дефлятора К1 равно 1,798. Значение корректирующего коэффициента К2 установлено местным законодательством в размере 0,7. Налоговая ставка — 15%. С 10 по 28 февраля последний этаж гостиницы (общая площадь помещений для временного размещения и проживания — 200 кв. м) «Кронос» сдавало в аренду ООО «Трест» для размещения прибывшей делегации. Определить размер налога по ЕНВД за первый квартал 2017 г.
В I квартале общая площадь помещений для временного размещения и проживания составляет:
в январе — 490 кв. м (560 кв. м — 70 кв. м);
в феврале — 290 кв. м (560 кв. м — 70 кв. м — 200 кв. м). 200 кв. м — это площадь, которая не включается в расчет налоговой базы по ЕНВД. Изменение физического показателя для расчета ЕНВД бухгалтер «Кронос» учел с начала месяца, в котором организация сдавала помещения в аренду;
в марте — 490 кв. м (560 кв. м — 70 кв. м).
Налоговая база для расчета ЕНВД за I квартал равна:
1000 руб./кв. м х (490 кв. м + 290 кв. м + 490 кв. м) х 0,7 х 1,798 = 1 598 422 руб.
Сумма ЕНВД за I квартал составляет:
1 598 422 руб. х 15% = 239 763 руб.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные организационно-экономические формы управления предприятиями туристской индустрии.
2. В чем заключаются экономические аспекты уплаты паушальных взносов и роялти при франчайзинге у различных предприятий туристской отрасли?
3. Какие существуют основные требования к внутренней финансовой информации туристского предприятия?