Финансирование образования; статьи, сметы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 4 (2ч.)
Тема: «Финансирование
образования. Статьи,
сметы. Способы
распределения доходов»
1
План:
1. Основы бюджетного законодательства
2. Нормы и нормативы в деятельности
образовательного учреждения
3. Сметы образовательных учреждений
4. Зарубежный и российский опыт
финансирования
образования,
способы
финансирования
образовательных
учреждений
1. Основы бюджетного законодательства
Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы Российской
Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и
безвозвратной основах на определённые целевые расходы.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы Российской
Федерации, физическому или юридическому лицу на
условиях долевого финансирования целевых расходов.
Дотации — бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы Российской
Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах
для покрытия текущих расходов.
Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета
над его доходами.
Обязанности получателей бюджетных средств:
➢ своевременно подавать бюджетные заявки или иные
документы, подтверждающие право на получение
бюджетных средств;
➢ эффективно использовать бюджетные средства в
соответствии с их целевым назначением;
➢ своевременно представлять отчёт и иные сведения
об использовании бюджетных средств.
Основной принцип бюджетной системы Российской
Федерации- принцип адресности и целевого
характера бюджетных средств
Виды нецелевого использования бюджетных
средств
➢ направление средств на банковские депозиты,
приобретение различных активов (валюты, ценных
бумаг, иного имущества)
➢ осуществление взносов в уставный капитал
другого юридического лица
➢ расходование
средств
при
отсутствии
оправдательных документов
➢ завышение объёмов выполненных работ, расценок;
выполнение работ, не предусмотренных утвержденной
проектно-сметной документацией;
➢ недостача
материальных
ценностей,
приобретенных за счёт средств бюджета
➢ расходование средств сверх норм, утверждённых
в установленном порядке
(норм возмещения
командировочных расходов, норм на расходование
бензина и т.п.)
➢ заключение
договоров
на
работы,
не
предусмотренные в бюджете (смете расходов)
Доходы бюджетных учреждений
Средства
поступающие из
бюджета для
финансирования
Средства от
использования
имущества
находящейся в
государственной
собственности
Средства полученные от
оказанных платных услуг и
предпринимательской
деятельности.
2. Нормы и нормативы в деятельности образовательного
учреждения
Норма — установленная величина материальных
или трудовых ресурсов, рассчитанных на ту или иную
единицу,
Норматив — установленное законодательно или
административно
количественное
выражение
материальных ценностей или денег, рассчитанных на
какую-то единицу по действующим нормам.
НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Достоинства
Недостатки
фактические расходы
снижение суммарного
бюджета на финансирование финансирования школьной
общеобразовательных
системы (из расчета 25 чел. в
учреждений региона в
классе)
расчёте на одного учащегося.
центр ответственности за
использование финансовых
ресурсов и получаемые
результаты перемещен на
уровень образовательного
учреждения.
не могут работать в условиях
хронического
недофинансирования
повышение экономической
защищенности
образовательных
учреждений, повышение
самостоятельности
образовательных
учреждений
стимулируют введение 2-3сменной работы учреждения
равенство оплаты
образовательной услуги из
бюджета для всех детей
местный норматив не может
быть меньше федерального
повышение качества
образовательных услуг
не учитывает особенности
каждой школы
1. Первый уровень: определение регионального расчетного
подушевого норматива бюджетного финансирования общего
образования (межбюджетный уровень)
Фгс = Nс×Ус +Nг×Уг + Ам,
где: Фгс - объем субвенции, передаваемой местному бюджету из
бюджета субъекта РФ на реализацию государственного стандарта;
Nс – региональный расчетный подушевой норматив для сельской
местности;
Nг – региональный расчетный подушевой норматив для городской
местности;
Ус – количество сельских учащихся в данном муниципальном
образовании;
Уг – количество городских учащихся в данном муниципальном
образовании;
Ам – адаптационная надбавка данному муниципальному
образованию, устанавливаемая на переходный (адаптационный)
период (не более 3-х лет), определяемая по формуле:
Ам=Фм – Фн,
где Фм – фактические расходы на обеспечение государственных гарантий
общедоступного
бесплатного
общего
образования
в
данном
муниципальном образовании в предыдущем финансовом году (году,
предшествующему введению НПФ),
Фн – объем ассигнований по нормативу.
2.Второй уровень: определение механизма использования
регионального расчетного подушевого финансирования при
бюджетном финансировании муниципальных образовательных
(внутрибюджетный уровень)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
устанавливают порядок расчета поправочного коэффициента для
образовательного
учреждения
(значение
поправочного
коэффициента составляет 1,0 и более) по следующей формуле:
К = Фм / Фн
Объем средств, выделяемых образовательному учреждению
рассчитывается по следующей формуле:
Ф = Ф(гс) + Ф(б) + Ф(к),
где: Ф – общие расходы образовательного учреждения;
Ф(гс) – объем расходов на реализацию образовательной
программы в соответствии с государственным стандартом
общего образования.
Ф(гс) = N х К х У,
где: N –региональный расчетный подушевой норматив;
У – число обучающихся в образовательном учреждении;
К – поправочный коэффициент, установленный для данного
образовательного
учреждения
(значение
поправочного
коэффициента составляет 1,0 и более);
Ф (б) – объем расходов на образование, не учитываемых при
расчете регионального расчетного подушевого норматива с
учетом адаптационной надбавки, установленной для данного
муниципального образования (транспортные услуги по подвозу
учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся и
работников, текущий ремонт и т.д.).
Ф (к) – объем расходов, не учитываемых при расчете
регионального расчетного подушевого норматива с учетом
адаптационной
надбавки,
установленной
для
данного
муниципального образования; подлежащих возмещению за счет
средств
местного
бюджета
(коммунальные
расходы,
капитальный ремонт, приобретение оборудования, мебели).
3. Третий уровень: реализация принципа нормативного
подушевого финансирования на уровне образовательного
учреждения
Применение принципа нормативного подушевого
финансирования
на
уровне
образовательного
учреждения заключается в определении стоимости
стандартной (базовой) бюджетной образовательной
услуги в образовательном учреждении (не ниже
уровня фактически сложившейся стоимости в
предыдущем финансовом году.
Основные характеристики и принципы предложенных финансовых
сценариев (международный эксперт в области образования Джамиль Салми)
Сценарии характеристи
ки
Сценарии на основе
предложения
Трансформа
ционный
сценарий
Обоснование Равные возможности к Корректиро
высшему
вка реформ
образованию, в
фундаментальных
исследованиях
Особенности
Основная часть
финансирования
высшего образования
из гос. источника без
учета эффективности
Передовой
подход к
реализации
реформ
Сценарий на основе
спроса
Эффективность
ресурсов для
повышения
качества
образования
Увеличение доли
общественных
ресурсов,
направляемых
косвенно через
механизмы
финансирования на
основе спроса
Преимуще
ства
Стабильное участие в
высшем образовании в
странах с высокими
доходами
гибкость
Широкий выбор
для
пользователей,
повышение
мотивации среди
студентов
Недостатк
и
Минимальные стимулы
для повышения
эффективности работы
системы и отдельных
институтов
Риск неравного
доступа
Недостаточное
внимание
программам,
связанным с
общественным
благом
Факторы
риска
Разрыв между
возможностями и
нуждами
Политическое
противостояние со
стороны групп,
чьи интересы
оказываются под
угрозой
Минимальная
конкуренция
Коррекционные
меры
Рост
государственных
инвестиций в
высшее
образование
Эффективен при
государственных
ресурсах
Контроль со
стороны
правительства
Расходы на образование:
в 2014 году – 593 384,2 млн.
рублей,
в 2015 году – 623 465,4 млн.
рублей
в 2016 году – 639 183,8 млн.
рублей
Структура расходов на образование ФБ на 2013-2015 гг.
2013
2014
2015
100,0%
100,0%
100,0%
Дошкольное образование
1,2%
1,1%
1,0%
Общее образование
11,1%
3,5%
3,3%
0,7%
0,8%
0,8%
0,6%
0,7%
0,7%
1,1%
1,2%
1,1%
ОБРАЗОВАНИЕ
Начальное
профессиональное
образование
Среднее профессиональное
образование
Профессиональная
подготовка,
переподготовка
и
повышение квалификации
Высшее и послевузовское
профессиональное образование
78,8%
88,4%
89,7%
Молодежная политика и
оздоровление детей
0,9%
1,0%
0,2%
2,1%
1,7%
1,7%
3,5%
1,6%
1,5%
Прикладные научные
исследования в сфере
образования
Другие вопросы в сфере
образования
3. Сметы образовательных учреждений
Смета - основной документ финансового
планирования и важнейший инструмент
анализа
организации
финансовохозяйственной деятельности образовательного
учреждения.
Основные задачи, решаемые при разработке смет в
образовательных учреждениях
Основные участники финансирования
на федеральном
уровне
на
муниципальном
уровне
на уровне
субъектов РФ
на федеральном уровне
1) Президент РФ
2) Федеральное собрание РФ
3) Правительство РФ
4) Министерство финансов РФ
5) Федеральные министерства и ведомства
6) Гос.банк
7) ОУ федерального ведения
на уровне субъектов РФ
1) Президент,
глава администрации
2) Законодательные органы субъектов РФ
3) Правительства субъектов РФ
4) Министерства, управления, комитеты по
образованию, по науке и образованию
5) Казначейства, банки;
6) Образовательные учреждения ведения
субъектов федерации (бюджетополучатели).
на муниципальном уровне:
1)
2)
3)
4)
5)
законодатели муниципального уровня;
финансовые отделы;
комитеты образования;
казначейства, банки, отделения банков;
муниципальные
образовательные
учреждения (бюджетополучатели).
Бюджетная смета включает:
1)
оплату
труда
работников
бюджетных
учреждений,
2) командировки и иные выплаты в соответствии с
трудовыми договорами
3) оплату поставок товаров, выполнения работ,
оказания услуг для государственных (муниципальных)
нужд;
4) уплату налогов, сборов и иных обязательных
платежей в бюджетную систему РФ;
5) возмещение вреда, причиненного бюджетным
учреждением при осуществлении своей деятельности.
В бюджетную смету не включаются такие расходы,
как:
1)расходы
по
представлению
межбюджетных
трансфертов, субсидий юридическим лицам;
2)расходы по обслуживанию государственного
(муниципального) долга;
3)расходы по погашению бюджетных кредитов,
покупке ценных бумаг;
4)другие расходы, не связанные с обеспечением
выполнения функций бюджетного учреждения
Виды бюджетных смет:
1) индивидуальные сметы - составляются для
отдельного учреждения;
2) общие сметы - составляются для группы
однотипных учреждений или мероприятий;
3)
сметы
расходов
на
централизованные
мероприятия разрабатываются ведомствами для
финансирования и мероприятий, осуществляемых в
централизованном порядке (закупка оборудования,
ремонт и т.д.);
4) сводные сметы объединяют индивидуальные
сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е.
это сметы в целом по ведомству.
Бюджетная смета должна содержать:
1) гриф утверждения, содержащий подпись
руководителя, уполномоченного утверждать смету
учреждения и дату утверждения, и ее расшифровку;
2) наименование формы документа;
3) финансовый год, на который представлены
содержащиеся в документе сведения;
4) наименование
учреждения,
составившего
документ, и его код по Общероссийскому
классификатору предприятий и организаций
(ОКПО);
5) наименование единиц измерения показателей,
включаемых в смету;
6) содержательную и оформляющие части.
Методы планирования бюджетных расходов
Нормативный метод
используется при
планировании расходов
на бюджетные
мероприятия. Нормативы
устанавливаются законом
(норматив на питание
одного ребенка в
учреждении дошкольного
образования в день)
Программно-целевой
метод заключается в
системном планировании
выделения бюджетных
средств на реализацию
утвержденных законом
или нормативным актом
целевых программ.
Основные статьи, используемые бюджетными
учреждениями в расходовании бюджетных средств
Статья 211 «Заработная плата».
Статья 212 «Прочие выплаты».
Статья 213 «Начисление на оплату труда»
Статья 221 «Услуги связи»
Статья 222 «Транспортные услуги».
Статья 223 «Коммунальные услуги»
Статья 224 «Арендная плата за использование
имуществом»
Статья 225 «Работы и услуги по содержанию
имущества»
Статья 226 «Прочие работы, услуги».
Статья 340 «Увеличение стоимости материальных
запасов».
4. Зарубежный и российский опыт
финансирования образования, способы
финансирования образовательных учреждений
3 подхода к финансированию ВУЗов применяемых
в зарубежных государствах:
1)Договорная основа – зависит от результатов
деятельности ОУ (развивающиеся страны)
2)Нормативно-подушевой
метод
(Канада,
Великобритания, Франция, Япония, Швеция, Норвегия) и
некоторых развивающихся государствах Азии и Африки.
3)Финансирование «по результатам».
Финляндия, Израиль, Голландия)
(Дания,
Способы финансирования образовательных
учреждений
Традицион
ный способ
Неденежная
форма
взаимоз
ачеты
Казначейская
система
использования
Вексельный
способ
Выводы
1)тенденция хронического недофинансирования
школ
2)отсутствует практика привлечения директоров
школ в целях консультации и выявлении проблем при
формировании местного бюджета образования
3)недостаточная децентрализация финансирования
4)отсутствует мониторинговый анализ по выявлению
причин возникновения избытков и дефицита по
различным статьям бюджета школ.
5) случаи «перекраивания» специалистами
плановых отделов бюджетных заявок, поданных
директорами школ, без учета мнения последних
6) у ОУ нет стимулов для экономии средств
7) в формировании бюджета школы не
принимает участие родительская и гражданская
общественность.
8)проблема недостаточной открытости и
прозрачности
распределения
финансовых
средств в области образования, как на уровне
регионов, так и на уровне школ.