Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
(краткий конспект лекции)
1. Основные проблемы теории познания и подходы к их решению.
Познаваем ли мир для человека?
Может ли человек знать истину о мире (и что такое истина)?
Если знание истины для человека возможно, то каковы основные источники и способы ее познания и как они соотносятся между собой?
К ответу на первый из обозначенных вопросов в истории философии
сформировалось три основных подхода (основных гносеологических
позиции):
а) гносеологический оптимизм – мир без всяких ограничений познаваем для
человека: всегда было, есть и будет нечто еще непознанное им в тот или
иной момент его существования, но нет ничего, что было бы для него
принципиально непознаваемым;
б) гносеологический пессимизм (агностицизм) – мир полностью или
частично (т.е. начиная с некоторой границы) непознаваем для человека:
помимо еще непознанного в данный момент, существует нечто в
принципе недоступное для человеческого познания;
в) гносеологический скептицизм: невозможно уверенно (да или нет)
ответить на вопрос о возможности познания человеком мира.
Таким образом, если агностицизм прямо отрицает возможность познания,
то скептицизм лишь сомневается в нем.
2. Чувственная и рациональная ступени познания, их формы и взаимосвязь.
Как мы убедились из ранее изученного материала, в истории философии уже давно сложились соперничающие между собой концепции относительно основных источников и способов познания: эмпиризм (все знание из опыта) и его разновидность сенсуализм (все опытное знание – из органов чувств), с одной стороны, и рационализм (подлинным источником истинного познания является разум, мышление), с другой. Дальнейшее развитие философского знания вскрыло диалектическое противоречивое единство чувственного и рационального в познании, их неразрывную взаимосвязь.
Формы чувственного познания:
Ощущение – единичный сигнал, поступающий в ЦНС (центральную нервную систему) человека с помощью одного органа чувств и фиксирующий какой-либо один признак познаваемого предмета (уже включает в себя оценку, значимость этого признака для человека, отношение к нему). Пример: вижу зеленое, приятный цвет.
Восприятие – целостный образ предмета, формируемый в сознании с помощью сигналов в мозг всех органов чувств, участвующих в познавательном процессе в ходе непосредственного чувственного контакта человека с познаваемым предметом, т.е. включающий в себя систему ощущений, Фиксирует в совокупности все доступные ему признаки (в том числе несущественные и случайные) этого предмета и также содержит в себе оценку к предмету, отношение к нему. Пример: вижу классную доску, совсем растрескалась, как она надоела.
Представление (простое) – восприятие, сохраненное в памяти, и вызываемое из нее вне непосредственного чувственного контакта человека с познаваемым предметом. Отличается от восприятия меньшей наглядностью, но зато более высокой степенью обобщения. В нем образ данного предмета выступает уже не сам по себе, а прежде всего, как образ представителя класса однородных предметов. Формируется на основе множества восприятий и, в свою очередь, оказывает влияние на каждое из них (достраивает его до целостности, способствует узнаванию или неузнаванию предмета, идентификации его с определенным классом). Содержит оценку класса, отношение к нему. Пример: вспомнил про планшет, полезная вещь.
Представление (сложное, синтетическое) – формируется на основе множества простых представлений с помощью воображения (фантазии), произвольно отбирающего и комбинирующего их отдельные части, детали. Является одним из основных элементов процесса человеческого творчества (создания ранее не существовавших предметов и их классов), неразрывно связанного с познанием. Пример: вообрази себе крылатого человека!
Эмоция – переживание, система ощущений, восприятий и представлений о многообразных предметах и их классах (присутствующих и отсутствующих, существующих и несуществующих), как составных частях определенной ситуации («куска жизини»), длящейся во времени и «проживаемой человеком». Эмоция весьма подвижна, она порождается ситуацией и исчезает вместе с ней, является ее чувственным образом. В эмоции оценочный компонент приобретает ведущее значение. Пример: какая скука на этой лекции по философии!
Собственно чувства – формируются на основе множества разнообразных и повторяющихся эмоций. Являются весьма устойчивыми, в значительной степени не зависят от конкретной ситуации, и выражают отношение, прежде всего, к таким познаваемым предметам, как другие люди. Пример: люблю (ненавижу) тебя!
Все последующие формы чувственного познания, вырастая из предыдущих, оказывают на них серьезное обратное влияние.
Формы рационального познания:
Понятие – система существенно-необходимых признаков предмета данного класса. Носит высоко обобщенный и абстрактный характер. Само по себе, т.е. вне связи с системой конкретных восприятий и представлений, совершенно ненаглядно. Представить себе «стол вообще» (т.е. создать его наглядный образ) нельзя, а понять, что такое класс предметов «стол» можно. Понятию дается определение, под которое подпадают все предметы данного класса. В данном примере оно следующее: «предмет мебели, состоящий из таких деталей как столешница и N ножек, предназначенный для того, чтобы за ним сидеть».
Суждение – система понятий, в которой утверждается или отрицается, или ставится под вопрос наличие данного признака у данного предмета или класса (или производятся иные мыслительные действия с ним). Пример: этот стол – деревянный. Как нетрудно заметить понятие, в свою очередь, – функция суждения. Приведенное выше определение – это суждение.
Умозаключение – система, в которой из нескольких суждений, называемых посылками (минимум двух), извлекается в качестве вывода новое суждение. Суждение – функция умозаключения. Изученные ранее индукция и дедукция – виды умозаключений. Вспомните пример о металлах.
Логика – философское учение о мышлении, о разуме, высшая форма рационального познания, система правил и законов построения понятий, суждений и умозаключений, соблюдение которых создает возможность познания истины человеком. Хотя все формы рационального познания в меньшей степени подвержены влиянию оценок, чем формы чувственного познания, они не могут быть целиком свободны от них.
Еще Кант справедливо заметил, что «понятия без восприятий пусты, а восприятия без понятий – слепы». Полностью отделить друг от друга рациональную и чувственную ступени познания, просто как следующие одна после другой, возможно только в абстрагирующей (отвлеченной) деятельности ума. Но в реальном познавательном процессе они осуществляются одновременно, непрерывно оказывая влияние друг на друга (не существует абсолютно бесстрастного и беспристрасстного ума). Они переходят друг в друга, помогают друг другу, борются с другом.
Переработка восприятий и представлений создает понятия. Понятия ориентируют восприятия. Эмоции парализуют логику, но логика способна смирить эмоции (хотя порой это и очень трудно)
Высшей ступенью единства чувственного и рационального познания является практическая деятельность человека. Именно она способна устанавливать истинность его результатов.
Проблема истины в философии
I. Понятие истины.
Истина – это определенное отношение между идеальным (знаниями) и материальным (действительностью).
II. Теории истины.
1) Корреспондентная концепция.
Истина – соответствие наших знаний вещам/действительности.
Корреспондентная концепция развивалась эмпиризмом. Но она не полностью отражает все процессы и явления познания. Критерий истины – опыт.
2) Когерентная концепция.
Истина – это соответствие наших знаний другим знаниям (ранее признным истинными), т.е. выведенное из них по определенным законам, правилам логики. Когерентная концепция развивалась в рационализме.
Критерии истины:
• логическая связанность;
• последовательность;
• непротиворечивость.
3) Конвенциональная концепция. Конвенциалисты предложили считать истиной всего лишь результат условных соглашений (конвенций) между людьми («учеными»), которые всегда могут быть пересмотрены, если перестают быть удобными. Истина – это то, что люди договорились считать истиной в данное время, в данных обстоятельствах.
4) Прагматическая концепция.
Истина – работоспособное знание, помогает достичь нового, помогает решать проблемы в повседневной жизни (полезность, практическая применяемость). Но здесь есть опасность субъективизма, родственная противоречиям конвенциализма (см. выше): полезность, «работоспособность» для разных людей, в различных ситуациях, в разное время могут оказаться также совершенно различными.
5) Марксистская теория истины. Истина – объективное знание, соответствующее положению вещей, и подтверждаемое не только практикой отдельного индивида, а и всем процессом развития практики человечества.
III. Относительность и абсолютность практики как критерии истинного знания.
Диалектика: связь абсолютного и относительного в знании.
Абсолютная истина – полное всестороннее знание о каком-либо объекте познания. Любое знание проверяется практикой человечества. Преувеличение абсолютности наших знаний – догматизм.
Относительная истина – форма существования знания, зависящая от конкретных исторических условий. Практика – деятельность людей (предметно-практическая, познавательная) => имеет тенденцию к изменению => сама практика меняется => меняются знания. Истина, ложь, заблуждение – могут меняться местами. Преувеличение относительности наших знаний – релятивизм.
Пример: Геоцентрическая модель мира Птолемея, позволявшая проводить расчеты церковного календаря, тем не менее, сменяется гелиоцентрической моделью Коперника, когда практика человечества и ее задачи усложняются (океанское мореплавание и т.д.). Иными словами, то, что ранее представлялось истиной, затем осознается как заблуждение, а истиной начинает считаться другое. Но, что если и вновь признанную истину ждет в будущем такая же судьба? Здесь надо обратить внимание на следующее. Субъективность – первопричина заблуждения (бессознательное + ориентация на желаемое). Истина же (объективность) – не зависит ни от воли, ни от желания человека. Помочь лучше сформулировать смысл понятия «истина» позволяет его этимологическое исследование (этимология – наука о происхождении и изменении смысла слов). Оно показывает, что слово «истина» является однокоренным вовсе не со словами «искать» или «исток», как часто считают, а со словами «стойкий» и «настоящий» (т.е. подлинный). Таким образом, его корнем является очень древний корень всего из двух согласных букв: «ст». Истина, следовательно, есть то в нашем знании, что устойчиво сохраняется («остается») в ходе длительного процесса изменений этого знания и практики, на которой оно базируется, т.е. не зависит от них.
Тест
1. К формам чувственного познания не относится
А. Представление
Б. Ощущение
В. Восприятие
Г. Умозаключение
2. К формам рационального познания не относится
А. Ощущение
Б. Суждение
В. Умозаключение
Г. Понятие
3. К формам рационального познания не относится
А. Умозаключение
Б. Восприятие
В. Логика
Г. Суждение
4. Форма мышления, выделяющая и фиксирующая существенно-необходимые свойства
и признаки предметов, называется
А. Описанием
Б. Суждением
В. Понятием
Г. Словом
5. В гносеологии понятие «истина» обозначает
А. Любое знание
Б. Знание о ценностях и идеалах
В. Знание, обусловленное свойствами объекта
4. Любое знание, высказанное субъектом
6. Укажите понятие, в гносеологии противоположное по смыслу понятию «истина».
А. Сомнение
Б. Вера
В Заблуждение
Г. Ложь
7. Философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания
мира, называется
А. Реализм
Б. Прагматизм
В. Агностицизм
Г. Скептицизм
8. Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия и
сохраненный в памяти, называется
А. Представлением
Б. Суждением
В. Интуицией
Г. Ощущением
9. Теория, которая отрицает возможность познания сущности предметов и процессов
объективной реальности – это
А. Скептицизм
Б. Агностицизм
В. Сенсуализм
Г. Гносеологический оптимизм
10. Гносеология - это раздел философии, в котором изучаются вопросы:
А. Сущности и смысла истории
Б. Сущности человека
В. Природы познания и его возможностей
Г. Первоосновы всех вещей
11. Проблема истины – одна из важнейших проблем
А. Аксиологии
Б. Социальной философии
В. Теории познания
Г. Онтологии
12. Догматизм провозглашает некоторые положения или целые учения (посмотри текст
об истине)
А. Объективной, полезной истиной
Б. Частной, конкретной истиной
В. Вечной, абсолютной истиной
Г. Изменчивой, относительной истиной
13. Свойство истины, характеризующее её независимость от познающего субъекта,
А. Объективность
Б. Субъективность
В. Абстрактность
Г. Абсолютность
14. Знание, соответствующее только данным историческим условиям, уровню освоения
действительности, называется (посмотри текст об истине)
А. Доказательством
Б. Абсолютной истиной
В. Относительной истиной
Г. Опровержением
15. Формами чувственной ступени познания выступают:
А. Идеализации, абстракции и обобщения
Б. Понятия, суждения и умозаключения
В. Ощущения восприятия и представления
Г. Гипотезы, теории и законы
16. Утверждение о наличии у человека неограниченных возможностей познания
мира – это
А. Агностицизм
Б. Гносеологический оптимизм
В. Скептицизм
Г. Гносеологический релятивизм
17. Творческая способность синтезировать новые образы из тех, которые получены в ходе
восприятия действительности органами чувств, называется
А. Интеллектом
Б. Памятью
В. Волей
Г. Воображением
18. Укажите понятие, не являющееся стадией познания человеком мира
А. Чувственное восприятие
Б. Абстрактное размышление
В. Практическая проверка
Г. Идеологическое оправдание
19. Преувеличение значения абсолютной истины свойственно:
А. Гностицизму
Б. Скептицизму
В. Догматизму
Г. Солипсизму
20. Установите правильное соответствие:
корреспондентная теория истины - истина возникает в результате соглашения
(договора)
когерентная теория истины - истинно то знание, которое полезно в смысле
практической применимости,
работоспособности
конвенционализм - истина есть то, что может быть проверено
опытом
прагматическая теория истины - истина есть соответствие наших рассуждений
правилам логики