Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Философская антропология

  • 👀 427 просмотров
  • 📌 380 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Философская антропология» doc
Тема 8. Философская антропология (Философия человека). Основные вопросы: 1. Проблема человека в философии, её сущность. 2. Биологический и социальный аспекты в человеке, их единство. Роль труда, языка, культуры и морали в возникновении и развитии человека. 3. Сознание и бессознательное в психике человека. 4. Нравственность и созидательная деятельность человека в развитии общества. Цель учебного занятия: объяснить основные теоретические положения философской антропологии; рассказать о теориях происхождения человека, роли труда, языка культуры в эволюции человека; рассмотреть биологический и социальный аспекты в человеке; продемонстрировать актуальность проблемы социализации человека в современном мире. Ключевые понятия: биологическое: инстинкты, физиология, социальное: культура, антропогенез, генотип, филогенез, онтогенез, фенотип, труд, язык, нравственность, созидательная деятельность человека, жизнь, смерть, эвтаназия, суицид, индивид, индивидуальность, личность, социализация, социальная адаптация, интериоризация. Познание сущности человека издревле является одной из основных целей философии. Древность данного вопроса вовсе не означает, что он устарел. В каждую эпоху, каждое философское течение стремилось открыть всё новые аспекты данной проблемы. В истории общества происходит множество изменений, коренных переворотов, меняются идеи, взгляды, учения, но проблема человека, вопросы о его сущности, морали, нравственности всё время были и остаются в центре внимания философов. Проводимые в нашей стране реформы служат интересам человека. Эта политика должна быть направлена на обеспечение благосостояния человека и людей. Политическое и государственное устройство обновлённого общества должно гарантировать свободу выбора политического, экономического, социального образа жизни. Вопросам сущности человека, его месту в жизни, достоинству, вере, убеждению, нравственности особое внимание уделялось и философами Востока. Необходимо отметить, что бесценные слова о высшем существе, жемчужине мира – человечестве, приводимые в Коране и Хадисах (сказаниях пророка Мухаммада), служили основой, программой для учёных Востока. В Коране говорится, что цель создания Аллахом всего мира – человек, не имеющий себе равных среди всех существ. Человек – самое высшее существо, выдающийся продукт природы. Его изучают такие науки, как анатомия, физиология, генетика. Однако человек существо не только природное, в отличие от других живых существ, он ещё и существо историческое, социальное. Его социальными качествами занимаются такие науки, как история, эстетика, психология, педагогика, экономика и др. Все перечисленные и другие науки изучают человека в различных аспектах и определяют разные его качества. Нет науки, изучающей человека как единое целое. Решение этой проблемы в целостности возложено на философию. Философская наука оказывает большую помощь в раскрытии сущности человека, познании его внутреннего мира, морали, чаяний, нравственности и т.д. Философия указывает на то, что внутренний, духовный мир человека, его интересы, убеждения, понятия формируются, закрепляются в сознании на протяжении тысячелетий. Поэтому изменения в сознании – продукты политических, экономических, общественных отношений, которые являются сложными и возникают в определённое время. На основе произошедших или происходящих событий, их обобщений формируются понятия, сознание, мысль человека. Изучение научных проблем требует, прежде всего, уточнения применяемых терминов. В философии существуют термины «человек», «личность», «индивид». Термин «личность» означает только социальность, употребляется в философии как категория. «Человек» - термин, обозначающий как биологическое, так и общественное, ибо в самом человеке как существе наблюдается целостность данных аспектов. Схема 1. Социализация личности Изучение сущности человека требует, прежде всего, определить его отличие от других живых существ. Многие философы говорили, что человек отличается от животных сознанием. В этом подходе, несомненно, отражено одно из самых основных различий между человеком и животными. Но признание лишь этого различия, отрицая другие, мешает полному изучению вопроса. Одно из важных различий человека и животных – поведение, связанное с наличием сознания. Поведение человека управляется сознанием, однако, в его формировании имеют роль естественные факторы, инстинкты, биологические потребности. Это отрицать невозможно. Поведение животных определяет видовая принадлежность. Поведение особей одного вида особенно не отличается. Поведение животных определяется в основном генетически. Поведение людей не зависит от видовой принадлежности. На земле проживают миллиарды людей. Они принадлежат одному виду, но их поведение резко отличается друг от друга. Поведение животных врождённо, а у людей оно формируется обществом. Поведение животных передаётся из поколения в поколение с помощью генетических кодов, а поведение людей формируется в обществе средствами языка, воспитания и примера. Нормы поведения в обществе также передаются от поколения к поколению (преемственность). Такая преемственность норм поведения в антропологии и этнографии называется культурой. Культура присуща лишь обществу (человеческому) и играет решающую роль в формировании поведения. Культура проявляется в поведении и деятельности каждого человека, вместе с тем имеет различные особенности в обществах различного типа. Общество – сложный организм с определёнными закономерностями. Это не просто совокупность, скопление людей. Если обычное скопление индивидов можно было назвать обществом, то пришлось бы признать, что осы, пчёлы, муравьи и др. животные живут в обществе, ибо они также живут, собравшись вместе. Сборище животных может быть стаей, стадом, но никак не может быть обществом. В таких стаях, стадах правят инстинкты. Сборище животных – целостность биологическая, а общество человеческое, в отличие от стаи, стада – социальное. Муравей или пчела, сколько бы их не кормить и создавать условия, погибнут в краткий срок. Виды, которым они принадлежат, предполагают жизнь в стае, семье. Отклонение от требований биологического вида приводит к гибели. Человеческое общество живёт на основе общей культуры, а не по требованию биологического вида. Культура ещё один важный признак, отличающий человеческое общество от животного мира, но она не может ответить на вопрос: как появилось общество? Чтобы ответить на него необходимо уточнить: во-первых, когда и как среди людей возникли не биологические отношения; во-вторых, когда и как люди начали отличать себя от других существ. Появление человека и общества – две стороны одного целого процесса. Этот процесс называют антропосоциогенезом. Естественные и общественные науки не располагают пока теорией, объясняющей, как проходил данный процесс, но существует ряд гипотез. Наиболее совершенная из этих гипотез нашла своё отражение в работе Ф.Энгельса «Роль труда в превращении обезьяны в человека». Насколько эта гипотеза соответствует действительности показывают исследования в области палеонтологии, антропологии, археологии, анатомии и физиологии. Эту гипотезу принимают и многие учёные, не являющиеся марксистами. Согласно этой гипотезе, основу появления человека, общества, культуры составляет труд. Вместе с тем, она отрицает натуралистическую трактовку труда. Натуралисты стараются объяснить связь труда и общества как причинно-следственную. На самом деле труд и антропосоциогенез происходили не один за другим, а как единый процесс. В этой связи важное значение имеет изучение формирования трудового процесса. Возникновение способности трудиться и начало трудового процесса – результат слияния биологических и социальных особенностей. Происхождение людей, способных изготавливать орудия труда, от обезьян, использующих готовые в природе орудия, произошло за тысячелетия. Наука свидетельствует о том, что в качестве начальных орудий труда появились орудия для охоты. Они легко превращались из орудий труда в орудия решения конфликтов в первобытной стае. Для использования орудий в мирных целях, в хозяйственной деятельности первобытное стадо должно было превратиться в первобытную общину. Первобытное стадо – единство биологическое, а первобытная община основывалась как социальное единство на новых отношениях между индивидами, на отношениях между людьми. В формировании новых отношений среди людей важная роль принадлежала языку. Язык участвовал не только в отражении окружающего материального бытия, но и в его изменении, в практической деятельности человека. Какими бы широкими возможностями ни располагал язык, его было недостаточно для обеспечения мирной трудовой деятельности. Для этого необходимо было изменение отношений внутри общины. Общины отличались от стада животных ещё и тем, что отношения между людьми основывались не на инстинктах, а на первичных нормах морали. Первая мораль проявлялась в форме запретов, которые отличаются от инстинктивных отношений в стаде животных, тремя особенностями: 1. Моральные общественные запреты касались всех: и сильных, и слабых в общине – племени. В стаде животных недозволенное слабым, дозволено сильным. 2. Их нельзя приравнивать к инстинктам, в том числе и самосохранения. Инстинкты определяют общее для всех особей поведения, а запреты – индивидуальное поведение. 3. Запреты носят обязательный характер, все члены общины обязаны выполнять их условия. Нарушившие запрет, наказывались, их изгоняли из общины. Кроме запретов существовали и положительные нормы морали. К примеру, в начале в охоте, позже и в других хозяйственных работах требовалась взаимопомощь людей. Круг запретов и моральных требований расширялся, и люди стали отличать хорошее от плохого. В первобытной общине начали появляться понятия о справедливости, взаимном уважении, потреблении по труду. Собственность носила первобытно-коммунный характер. Эта первичная форма общей собственности касалась, прежде всего, продуктов питания. Средства производства были очень просты, удовлетворяли потребности в одежде и жилье. В этот период труд и потребление носили общий характер. Добытое членами первобытной коммуны все члены племени и общины потребляли вместе. Борьба с силами природы предполагала объединение всех соплеменников. Поскольку труд и потребление имели общий характер, мораль общины была тоже коллективной. В процессе труда воспитывались и развивались чувства воли, взаимопомощи. В результате регулирования моралью, сформированной в процессе труда, возникло общество людей. В этом обществе труд стал не только средством добычи пищи и одежды, но и мощным средством воспитания. С изменением ведения хозяйства, усилением распределения труда в первобытной общине изменялась и мораль. К примеру, в период неолита переход от охотничества к земледелию и животноводству привело к осёдлому образу жизни и появлению новых моральных качеств. Осёдлость привела к возникновению крупных племён и земледельческих общин. На основе земледельческих и ремесленнических общин появились государственные системы. С этого времени началась история самых древних государств. Сохранение мира и установление порядка в общине означало подчинение зоологических инстинктов моральным нормам, и в то же время появление человека и общества. Теперь место поведения, основанного на инстинктах, заняло моральное чувство. Победа морали над инстинктами означала отделение людей от животных. Это сложное событие произошло не в один год или несколько лет, а в течение тысячелетий. Коренные изменения в ведении хозяйства в эпоху неолита, т.е. «неолитская революция» показала, что человек не только часть природы, но и явление социальное. Человек стал символом объединения социального и природного в одно единое целое. Как и всякий биологический вид, человек отличается от других совокупностью определённых признаков. Это анатомическое строение и физиологические особенности, срок жизни, расовые и генетические признаки и др. Кроме этого, человек имеет социальные признаки: язык, мораль, сознание. Отношение этих биологических и социальных особенностей, т.е. диалектики природного и социального, трактуется разными философскими учёными по-разному. При изучении материи классифицировать формы движения материи и движения биологическое и социальное (общественное) названы были самостоятельными формами движения. Так же было отмечено, что низшие формы движения входят в состав высших. Биологическое движение есть низшая форма по отношению к социальному, соответственно входит в его состав. Значит, единство природного и социального в человеке происходит в рамках социального движения. Этот диалектический процесс можно наблюдать в следующем. Человек не рождается с готовым сознанием. Поскольку его мозг обладает универсальной способностью, под воздействием социальной среды оно формирует сознание. Кроме того, в утробе матери эмбрион развивается по биологическим закономерностям, с рождением наблюдается влияние на него социальной среды и её закономерностей. Если не будет биологической и физиологической специфичности, все люди станут практически одинаковыми в поведении, сознании и других особенностях, ибо они формируются при практически одинаковых социальных условиях. Каждый человек не повторим и с биологической, и с социальной точек зрения. Биологическая неповторимость заключается в том, что гены, несущие генетические признаки, их количество, соотношение хромосом и др. внутренние скрытые признаки, не могут быть одинаковы у двух людей. Значит, каждый человек биологически своеобразен и влияние общественной среды на эту специфическую основу приводит к неповторимым результатам. Поскольку человек есть единство биологических и социальных особенностей, при изучении его как целого и отдельных его качеств необходимо исходить из единства этих свойств. Иначе заключения будут односторонни и антинаучны. К примеру, в расистских теориях преувеличивается роль расовых признаков, т.е. биологических особенностей, что приводит к антинаучным выводам. Согласно этой теории, люди, отличающиеся по цвету кожи, волос, форме носа, ушей, другим свойствам, интеллектуально развиты в разной степени. Несостоятельность таких теорий доказана историей человечества. Несостоятельность расистской теории не означает, что биологические различия не влияют на социальные. Они влияют на них в определённой мере, однако абсолютизировать это влияние неправильно. Влияние биологических различий на социальные можно видеть в следующем: представители двух полов (мужчины и женщины) отличаются биологически, что приводит к отдельным различиям в психике. Психологические переживания женщин нежнее, эстетичнее. У мужчин эти процессы сильнее, но поверхностны. Существуют и другие различия в психике мужчин и женщин. Но это не основание для унижения кого-либо из них. Различия между полами означают не только противоположность, но и взаимодополнение друг друга, их единство. В период НТР стали проявляться новые грани единства в человеке биологического и социального. История человечества показала, что его приспособляемость выше, чем у других видов. Другие виды живых существ могут приспосабливаться к определённым экологическим изменениям, а человек ко всему их разнообразию. Но возможности человеческого организма не безграничны. В настоящее время эти возможности доходят до предельной точки. Загрязнение окружающей среды дошло до такого уровня, что если оно будет продолжаться такими же темпами, то приспособление к ним человеческого организма осложнится. Кроме того, усиливаются явления, действующие на психику, к примеру, стрессовые состояния. Наблюдения в области генетики показывают, что мутации в генетике человека ускоряются. Мутации и сердечно-сосудистые заболевания, вызванные стрессами, угрожают человечеству. Биологические возможности человека приближаются к опасному пределу. Важнейшая задача современности предотвратить эту угрозу. В восточной философии особо подчёркивается наличие в человеке двух противоположных основ – материи и духа. Эти две основы должны быть соотнесены, ни одно из них не должно преобладать или отставать. Если соотношение разрушится, материальность возобладает над духом, дух станет рабом тела, в практической деятельности человека возобладают отрицательные моменты, положительные качества отойдут на второй план. Напротив, человек с развитой духовно-нравственной стороной разумен, счастлив, воспитан, образован, лишён недостатков в виде жадности, корысти. Нравственность и духовность облагораживают людей. Секрет существования человека не в самом его существовании, а в том, для чего он существует. Отдельно взятого человека не может удовлетворять жизнь ради жизни. Он стремится к творчеству. Следует отметить, что творчество – это не только наука, искусство и литература, творчество должно присутствовать во всех делах, профессиях. Развитие каждым человеком своих способностей, направление их на созидательный труд – шаг к достижению жизненной цели, вклад в развитие общества. Человек живёт в обществе, поэтому в стремлении к своим целям он должен сотрудничать с людьми, с соотечественниками. Взаимопомощь, взаимопонимание, сотрудничество, забота о других – требования самой жизни. Если интересы общества и интересы личности органично связаны, то личность активно работает в интересах общества, а значит и в своих интересах. Противоречия в интересах заставляют людей действовать против интересов и целей общества, в интересах самого себя. В обществе, соответствующем природе человека, труд служит средством самореализации, развитию способностей. В этих условиях интересы личности совпадают с интересами общества, и личность видит смысл своей жизни в благополучии других, в процветании общества. Философская наука уделяет особое внимание нравственности людей. Нравственность – одна из основных положительных качеств в человеке, формируется благодаря умственному и физическому труду, труду честному. Она необходима для человека. Путешественник в пустыне утоляет жажду у источника. Так же человек в труде ищет источник нравственности. Преданность земле, семье, родителям, детям, родным, соседям, народу, независимому государству, уважение к людям, вера, память, совесть, свобода – таково широкое значение нравственности. Нравственность придаёт человеку надежду, силу. Потребность общества, государства, народа и нации, человека в нравственности так велика, что её нельзя отодвинуть на второй план; считать, что проблемы нравственности можно решать после экономических – это большая ошибка. Стремление к нравственности важнее усвоения материальных благ. Без нравственности нет культуры производства и потребления. Безнравственный человек не знает норм благополучной, культурной жизни. Нравственный человек способен преодолевать трудности на пути к благородной цели, он убеждён, его нельзя победить. Нравственность способствует самосознанию. Осознавшие себя человек и народ способны построить сильное государство, справедливое общество. Вопросы для самопроверки: 1. Почему человек считается главной проблемой в философии? 2. Что вы понимаете под словом «личность»? 3. В чём связь материального и духовного? В чём их различие? 4. Какова роль нравственности в развитии общества? 5. Какие концепция происхождения человека вы знаете? 6. Какова взаимосвязь фенотипа и генотипа? 7. Что такое социализация личности? Задания для самостоятельной работы (рефераты, доклады, презентации) 1. Понятия «человек», «личность», «индивид». 2. Современная наука об эволюции человека. 3. Человек и общество. 4. Биологическая и социальная сущность человека. 5. Индивидуальность и неповторимость человека. 6. Значение и границы проблемы смысла жизни. 7. Человек и общечеловеческие проблемы. 8. Проблема активности человека. 9. Взаимосвязь мышления и человеческой активности. 10. Роль личности в обществе. 11. Формационный и цивилизационный концепции развития общества. Литература: 1. Каримов И.А. Своё будущее мы строим своими руками. – Ташкент: Ўзбекистон, 1999. Т.7. 2. Каримов И.А. Наша высшая цель – независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. – Ташкент: Ўзбекистон, 2000. Т.8. 3. Основы философии/ Под ред. М.А.Ахмедовой, В.С.Хана. – Ташкент: Ўзбекистон, 2004. 4. Философия / Под ред. О.А. Митрошенкова. - М., 2002. С. 522-585 5. Философия. Курс лекций / Авт.-сост. И.Саифназаров и др.– Ташкент, 2002. 6. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2007.- С 475-717. 7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия.- СПб., 2009.- С. 98-196. 8. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия.- М., 2003. - С. 518- 549. 9. Туленова К.Ж., Иззетова Э. М., Агаронян Ю.А., Ли Е.В. Основы философской науки. – Ташкент: ТГПУ им. Низами, 2011.
«Философская антропология» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot