Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Философия – любовь к мудрости, если дословно. Появилась в Древней Греции, 2500 лет назад. Философия – знание о незнании.
1. Наука (сциентисты сторонники) -понятия, теории, концепции, законы;
2. Мировоззрение - множество подходов, теорий, трудно систематизировать.
Философия, являясь частью культуры, изучает сама себя. Предельные основания не просто описываются, но и выявляются, вырабатываются рекомендации к их изменению. Такой взгляд привел к двум ипостасям философской концепции - критика существующего положения дел и построение определенных идеалов (сперва говорим о том, как было, что существует, затем говорим, как считаем сами, строим «утопию»).
В рамках философии появляется идея правового государства. Сейчас верховенство закона рассматривается как идеал, к которому стремится государство. Философия, несмотря на свою теоретичность, имеет практическое значение (Французская революция)- практиологическая функция. Прослеживается тесная связь с другими науками.
Подходы к исследованию
1. классический
2. неклассический
3. постклассический
4. +постпостклассический.
Причины изменений:
1. Историческая, т.е. развитие науки. Рене Декарт оказал влияние. В основе познания –разум, идея рационализма переходит в культ разума (мыслители убеждены, что человек , зная «всё», может изменить существующее общество). Пришло все к Великой Буржуазной революции. «Революция пожирает своих сынов», она показала агрессивность человека, антирациональность. Человечество может измениться только благодаря революции (К.Маркс) .Социологическая -итог революции, желание пойти разумным путем, медленно и без жертв.
2. Науки о природе(гуманитарные науки, есть объективность) и науки о духе(есть субъективность,надо понимать, кто автор, его концепцию).
Биологов стали рассматривать, как сторонников науки о духе, отправили в ссылку.
Классический появился раньше, для него характерно:
• стремление построить окончательные и абсолютно истинные системы философского знания
• параллелизм бытия и мышления(что вижу, то и изучаю) - возникает материализм и идеализм(дух, идея).
Неклассический появился в 19в.:
• между бытием и разумом появляется посредник – язык(слова о человеке, о мире)
• разум социокультурно обусловлен(влияет общество)
• невозможно построить абсолютно истинные системы философского знания
Основной вопрос философии
И.Кант- немецкий мыслитель:
1. Что я могу знать?- вопрос теории
2. Что я могу делать?- вопрос практики
3. На что я могу надеяться?- вопрос ценностный
4. Что такое человек? – человек как субъект
Ф. Энгельс
1. Вопрос о первичности
• Монизм (материи-материя выше сознания или сознания- идеализм, дух первичен).
• Дуализм
• Плюрализм (Демокрит- сторонник материи, первый)
• Эклектика
2. Вопрос о познаваемости мира
• Гносеологический оптимизм( все люди, мир познать можно)
• Скептицизм(можно ли познать истинно?)
• Агностицизм(мир познать невозможно)- Сократ «Я знаю, что я ничего не знаю», Кант считал, что разум может познать мир, ограничивая разум.
Структура философского знания
• Онтология – учение о бытии
• Гносеология – учение о познании
• Диалектика – учение о развитии
• Социальная философия – учение об обществе
• Логика – наука о законах мышления
• Этика – наука о морали и нравственности
• Эстетика – наука об искусстве и прекрасном
• История философии
• Аксиология – учение о ценностях
• Антропология – наука о человеке
+Философия культуры, философия науки, философия техники
История философии
• Античная философия
• Средневековая философия
• Философия эпохи Возрождения (Ренессанс-итальянское слово)
• Философия Нового времени – 17-18вв.
• Немецкая классическая философия / Философия Просвещения
• Философия XIX века (марксизм, иррационализм, психоанализ)
• Философия ХХ века (современная западная философия)
Основная философская проблема – взаимодействие человека с миром.
Функции философии
• Гуманистическая (мировоззренческая) - помогает выработать мировоззрение
• Методологическая
• Стратегического целеполагания(зачем существует человек и т.д.)
• Праксиологическая
+ воспитательная