Философия, ее смысл, функции роль в обществе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 1. «Философия, ее смысл, функции роль в обществе».
1. Предмет философии.
2. Миф, религия, философия.
3. Метод познания философии.
4. Функции философии, структура, ОВФ.
5. Значение философии.
№.1 Предмет философии.
Философия как способ и форма духовной деятельности людей является одной из наиболее древних частей общей культуры человечества.
В буквальном смысле слово «философия» (от греч. Philio – люблю и Sophia – мудрость) означает «любовь к мудрости».
Из источников известно, что среди ученых первым назвал себя философом Пифагор (около 580-500 до н.э.), а в качестве названия особой науки употребляется впервые Платоном (428-427 – 347 до н.э.).
Философствование, т.е. осмысление основополагающих, коренных принципиально важных проблем природы, общества и мышления вопросов существования человека и смысла его жизни, предназначение и цели развития общества и каждого отдельного человека, во все времена было присуще людям. Ответы на эти вопросы, полученные за тысячи лет существования философии можно оценить по-разному. Объясняется это тем, что в истории человечества неоднократно менялись приоритеты этих вопросов. Одни из них становились центральными, другие уходили на задний план или совсем переставали интересовать философию. Наконец, в философии всегда возникали новые проблемы, ставились новые вопросы.
В процессе своего существования философия неоднократно ставила также вопросы, которые затем становились предметам исследования естествознания или искусства, морали или политики, права, религии. Это бесконечное, существующее в течение тысячелетий рождение новых и новых проблем в ходе философского отражения мира, вызвано к жизни особенностями самой философии, которые всегда интересуют центральные, коренные проблемы бытия. Кроме того, во все времена философия стремится использовать наиболее общие методы и способы познания, те методы, которые сама философия самостоятельно разрабатывает или берет их из других областей духовного развития, в первую очередь и главным образом, из естествознания. Поэтому достаточно давно возникла традиция рассматривать философию, как одну из наук, которой располагает человечество.
В действительности связь между философией и наукой существует:
1. Как и научное знание, философское знание является систематическим, последовательным;
2. философское знание организованно;
3. философские знания доказательны;
4. философские знания стремятся к истине.
Но философское знание может выступать как в научной, так и в донаучной и заведомо ненаучной форме, не переставая в тоже время быть философией.
Более того, исследования философских школ показывают, что граница между научностью и ненаучностью в философии не проходит по традиционному делению философов на материалистов и идеалистов и определяется не ответом на тот основной, по словам Энгельса, вопрос философии, который он формирует как вопрос об отношении мышления и бытия в процессе познания объективного мира.
В истории философии неоднократно происходили невероятные, на первый взгляд, события: философы выдвигали какую-то проблему, далее решали ее, это решение долгое время считалось абсолютно истинным, а затем ход развития философии или науки опровергал его истинность. Так случилось с геоцентрической системой Птолемея.
В состав современной философии входят:
• онтология – учение о бытии;
• гносеология – учение о познании,
• методология – учение о методах познания;
• герменевтика – учение о понимании и толковании познанного человеком;
• аксиология – учение о ценностях;
• социальная философия, как особая область познания общества;
• философская антропология – учение о человеке и его бытии;
• праксиология – учение о человеческой деятельности и ряд других.
Именно поэтому границы между философами разных направлений можно проводить по разным основаниям, в зависимости от того, что нас в данный момент интересует.
Правомочно деление на материалистов и идеалистов; на сторонников идеи всеобщности причинности и на сторонников свободы воли. Философы могут заниматься только проблемами космоса, души или тела. В сфере познания философы делятся на теоретиков и эмпириков, интуитивистов и рационалистов. Любая классификация, таким образом, имеет право на существование.
Вывод: Философия – особый вид духовной деятельности человека.
Предмет философии – универсальное отношение человека к миру, мира к человеку.
№.2 Миф, религия философия.
Ученые считают, что первой формой существования мировоззрения был миф. Мифы (с греч, «сказание, предание») создавались народами для того, чтобы объяснить происхождение мира и особенности его законов. Мифы восточных и западных народов обладают специфическими чертами, в них отразились природно-климатические особенности регионов и характер народов. Мифы – порождение культуры, они и влияют на культуру народов планеты. Для мифологического миропонимания характерны - высокая эмоциональность и образное мышление. В мифе вещественное и идеальное тождественны. Широко известны мифы древней Греции.
Следующей формой существования философии стала религия. Попытка ответить на коренные вопросы бытия с помощью вмешательства в природу, общество и в жизнь человека сверхъестественного, божественного начала. Ранние формы тесно связаны с мифами. В настоящее время сложились три мировые религии: буддизм, христианство, мусульманство.
Буддизм возник в VI в. до н.э. в Индии. Основатель сын царя Сиддхартха Гаутама, получил имя Будда (просветленный). Для буддизма характерна четкая нравственная направленность и обращенность к человеку.
Христианство возникло в I в. до н.э. на Ближнем Востоке (в Палестине). Христианство утверждает существование единого Бога. В основе христианской доктрины человека – страдание за грехи. Покорность судьбе, аскетизм, непротивление злу насилием, милосердие к грешникам – составляет особенность христианства.
Ислам («Предание себя человеком богу») возник на Ближнем Востоке. Автор – Мухаммед (Магомед) родился в г. Мекка в 571 н.э. Ислам – вера в единого бога (Аллаха) и его пророка Мухаммеда. Соблюдение поста, совершение паломничества в Мекку, вера в Коран.
Религиозное видение мира формирует в сознании человека представление о сверхъестественных силах, упование на чудо, веру. Религиозный человек считает себя носителем эзотерического (тайного) знания, которое нуждается в традиционных, логических доказательствах. Религиозное сознание усиливает идущую еще от мифологии тенденцию разделение мира на физический и метафизический (духовный).
На этой основе уже начинает развиваться собственно философское видение мира, которое характеризуется свободным исследованием основных проблем бытия, человеческого познания, смысла и цели жизни и других проблемах. Философия всегда является интегрирующей формой духовной жизни человека и человечества. Она выступает в роли толкователя общественно-исторического процесса. Она ориентирована на объяснение мира, на его познание.
№.3.Метод познания философии.
Чтобы исследовать свой предмет, т.е. универсальное отношение человека к миру и мира к человеку философия должна выработать свой собственный, совершенно своеобразный метод познания.
Предмет философии как бы ускользает, не поддается прямому эксперименту и наблюдению. Философы изобрели свой особый метод познания. Это метод – теоретического мышления, который включает в себя такие операции, как:
• теоретическую классификацию и систематизацию,
• логический вывод и доказательства,
• обобщение,
• сопоставление различных феноменов и поиск объединяющих их связей, скрытых от обычного зрения, но открывающихся такому, что древние мыслители называли «умственным зрением».
№.4 Функции философии, структура, ОВФ.
Философия в современном мире имеет немало значимых для человека функций:
1. Теоретико-познавательную, на основе, которой происходит формирование в сознании человека и общества определенной картины мира, т.е. мировоззрения;
2. Формирование убеждений.
В.Г. Белинский писал, что убеждения нельзя купить в лавочке, они должны быть выстраданы человеком и только поэтому они и станут ему дороги. Убеждения составляют основы философской культуры. Они представляют собой единство рационального, эмоционального и волевого отношения человека к миру;
3. Познавательную. Она выявляет законы познания и логику изменения знаний как результата развития общества.
4. Коммуникативную - общение и передача информации;
5. Критическую - стремление уйти от догматизма и авторитарности;
6. Гуманитарную – адаптация и жизнеутверждение для каждого индивида позитивного смысла и цели жизни;
7. Аксиологическую (оценочную). Философствование всегда связано с оценкой существующего, с созданием таких систем ценностей, которые отражают интересы разных общественных сил и др.
Структура философии
Что изучает философия? Если ответить коротко – все! Однако отметим, что предметом подлинной философии являются самые общие, самые масштабные, самые важные проблемы и вопросы. Детальное, специальное их исследование – область деятельности частных наук.
Философские дисциплины:
Онтология (учение о законах бытия)
Натурфилософия (философское учение о природе)
Теология (учение о Боге)
Философская антропология (учение о человеке)
Социальная философия (учение о развитии общества)
Гносеология или эпистемология (учение о познании)
Этика (учение о морали и нравственности)
Логика (учение о законах мышления)
Эстетика (учение о законах прекрасного)
Аксиология (учение о ценностях)
История философии (учение о развитии философии)
Герменевтика (учение о смыслах) …
Основной вопрос философии ( ОВФ)
На данный вопрос существуют различные взгляды:
1. Классическая индийская философия – поиск практических путей освобождения человека от страданий, власти иллюзий, кармы и необходимость постоянных перерождений в земном мире.
2. Средневековая религиозная философия – спасение души и познание бытия.
3. Немецкий. философ И. Кант: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» «Что такое человек?».
4. Сторонники теософии и учения «Живая Этика» (Блаватская Е.П., Рерих Е.И.) – дух и материя основные атрибуты космической субстанции.
5. Представитель экзистенциализма А. Камю «А стоит ли жить»
6. М-Л философия
Данный ОВФ является основным, потому что его решение определяет мировоззренческую, практически-духовную и познавательную ориентацию любого философа.
№.5 Значение философии.
Философы к ХХ в. Считают, что главной задачей современной философии является выработка концепции выживания человека на основе признания общечеловеческих ценностей, интеграция усилий людей на решение всех глобальных проблем современности.
Для изучения философии необходим определенный труд ума и души, поскольку она не передается какой-то строгий набор знаний, а направлена на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать самые главные вопросы своей жизни. Каждый человек вовсе не обязан быть философом в профессиональном смысле слова, и не обязан изучать философию, но он обязан быть умным. Обязан сам всегда и во всем доходить до сути дела, обязан знать самого себя и свое место в мире. Чувствовать свою ответственность за все беды и несчастья окружающих. И в этом смысле он обязан жить, философствуя. Только тогда он и будет соответствовать своему человеческому призванию. Тогда и только в этом мире восторжествует разум.
Вопросы и задания:
1. Каково соотношение мировоззрения и философии?
2. Какие исторические типы мировоззрения вам известны? В чем их отличие от философии?
3. Как формулируется ОВФ (основной вопрос философии) и в чем состоит его мировоззренческое и методологическое значение?
4. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: агроному, технологу, ветеринару, механику, бухгалтеру, юристу?
5. Какие чувства испытаете Вы. Если Вас назовут «философ» (выберите нужное или дайте свой вариант ответа и объясните):
• гордость
• обиду
• радость
• самоуважение
• удивление