Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СЛАЙД 1
ТЕМА 5
Феномен успеха и успешность в профессиональном развитии.
СЛАЙД 2
План лекции
СЛАЙД 3
1. Успех как социально-психологическое явление
Человек все время расширяет границы, снимает ограничения, наложенные природой и социумом. Человек развивается, совершенствует себя. Но делают это люди по-разному.
Во все времена люди стремились к успеху и всегда пытались понять, что же мешает им достичь желаемого.
Психологи полагают, что стремление к успеху — это одна из фундаментальных потребностей человека. Удовлетворить эту потребность раз и навсегда невозможно. Потребность может временно угасать, а потом вспыхивать с новой силой. У потребности есть одна особенность — если ее не удовлетворять, то она разрушает тело или душу.
Стремление к успеху есть у всех людей, но успешных людей не так много.
Существуют различные формулировки успеха, например, в психологии
успех — факт достижения поставленной цели при минимальных потерях: материальных, физических, психических, социальных и духовных.
Успех в целом понимается как - достижение личностью высоких результатов в общем и конкретном виде деятельности и удовлетворенность самой личности этими результатами.
Активное поведение личности, ориентированное на успех, проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности и может быть обозначена как высокогенерализованное свойство личности.
В успехе заинтересованы не только отдельные личности, но и профессиональные сообщества, государства. Во всех странах на подготовку специалистов тратятся колоссальные ресурсы: материальные, человеческие, временные, однако эффективность вложений неизменно оказывается низкой. Лишь незначительный процент выпускников достигает вершин успеха, развивая и совершенствуя себя и свою профессиональную сферу.
СЛАЙД 4
В середине ХХ в. перед американскими психологами было поставлено несколько задач:
1. Найти и описать самых успешных людей планеты.
2. Выявить то, что приводит к успеху, обобщить материал.
3. Создать на основе полученных результатов технологию в виде различных обучающих программ, тренингов для подготовки заведомо успешных людей.
4. Внедрить разработанную технологию.
Поставленные перед исследователями задачи были решены в пол-
ном объеме. Появились сотни книг под интригующими названиями «Как достичь успеха», «Как стать счастливым», «Как стать богатым» и т.п. Эти книги мгновенно становились бестселлерами.
Увеличилось количество успешных людей? В общем, да, увеличилось, но не намного.
Результаты исследования по всему миру выявили следующее.
Во-первых, успешные люди существуют во всех странах, независимо от уровня развития цивилизации, и везде их, увы, мало. Успешность универсальный показатель для всех времен и народов.
(Однако содержание, которое вкладывается в понятие «успех», различно для разных людей и разных цивилизаций. Отсюда и стремление к разным целям).
Во-вторых, успех не является случайностью, он закономерный результат целенаправленной деятельности человека, его мотивации и продуктивного взаимодействия с другими людьми.
(Установленный в исследовании факт: ни один из получивших случайно деньги богатым не стал и не смог войти в мир богатых. Максимальный срок, который удавалось продержаться на случайных деньгах — год).
В-третьих, факторы, которые приводили к успеху, были почти одинаковыми у всех успешных людей. Но четко прослеживалась тенденция: по мере развития цивилизации успех как результат осознанной деятельности все больше зависит от личностных черт человека.
(Искать причины во внешнем окружении, смысла нет. Успеха люди достигают чаще всего не благодаря внешним условиям, а вопреки им).
СЛАЙД 5
Обращение к идее успеха – не ново для мировоззрения России.
Отношение к успеху как некому феномену социальной реальности может иметь различные мотивы:
1) в принципе, успех как достижение в какой-либо деятельности,
2) доминирование образов циничности и как следствие – бегство от успеха, поиск мотивов аморальности его целей и средств,
3) мотивация оправдывания успеха,
4) мотивация стремления к вершинам успеха.
В частности, ученые отмечают идею успеха в рамках прикладной этики, которая была сконцентрирована в контексте идеи старта модернизации российского общества (в начале 90-х гг. ХХ века). Можно обосновать закономерность данной логики критическим анализом относительно длительных ограничений в обществе к ценности успеха, что привело к перевороту в сознании личности.
СЛАЙД 6
Успех – одна из очевидных ценностей гражданского общества.
Развитое гражданское общество ценит этически полноценный успех, в отличие от понимания успеха как «блага всех благ», ориентированного на потребности базового (экзистенциального) уровня существования.
Успех не может быть самой ценной мотивацией человеческой деятельности и рассматриваться в реальной рациональной морали.
Этика успеха предполагает особую заботу о том, чтобы соотношение средств, в процессе достижения целей, соответствовало моральным требованиям.
Задача кодекса человека успеха может быть определена как «правила честной игры», предполагая не просто профилактику недостойных средств борьбы за успех, а ориентацию на успех как служение [В.И. Бакштановский].
Успех любой ценой, ценой жизни, собственной или других людей, к категории подлинного успеха отнести никак нельзя.
СЛАЙД 7
2. Составляющие успеха
Составляющие успеха нерядоположны:
- одни элементы являются первичными и запускают процесс,
- другие — вторичными, они появляются в процессе достижения успеха как результат этого процесса и являются показателями его «правильности».
К первичным факторам, запускающим процесс движения к успеху и счастью, можно отнести:
*высокие цели и идеалы;
**самосознание и самопознание;
*** самореализацию.
* Высокие цели и идеалы
Цели, способные привести к настоящему успеху, всегда должны быть так высоки, чтобы для их достижения потребовалась целая жизнь.
Высокие цели — это серьезные намерения, на осуществление которых потребуются годы. (Например, стать специалистом, востребованным на международном уровне, или совершить кругосветное путешествие).
** Самосознание и самопознание
Человек изначально сложен (требуется самосознание), но главное в том, что он постоянно меняется, расширяет границы своих возможностей (самопознание), а потому никогда не наступит время, когда можно будет сказать: «я знаю себя полностью».
(Эти знания необходимы, чтобы найти в себе ресурсы для достижения поставленных целей).
***Самореализация
В каждом человеке заложен огромный потенциал, но важно успеть реализовать свои возможности, почувствовать себя неповторимой личностью.
СЛАЙД 8
Факторы вторичного плана являются продуктом реализации первичных факторов.
К вторичным факторам можно отнести:
* ощущение мира в душе;
** приращение здоровья и энергии;
*** финансовую независимость;
**** любовь к людям.
* Ощущение мира в душе
Человек — существо многоликое, у него не одно, а сразу несколько «Я» (физическое, социальное, психическое, духовное), и они между собой частенько ссорятся, ибо к каждому из них социум предъявляет свои требования, которые порой идут вразрез друг с другом.
(Если вы стремитесь к успеху и что-то у вас получается, но при этом на душе тяжело, вы чувствуете какой-то дискомфорт, это сигнал: что-то пошло не так).
** Приращение здоровья и энергии
Психологи отмечают, что когда человек успешен и счастлив, здоровье и энергия его не покидают, более того, происходит их наращивание. Дело в том, что если человек делает что-то через силу, не хочет, но заставляет себя, то на это безвозвратно уходит колоссальное количество энергии, появляется чувство безнадежности.
(Эффективность технологий желания в разы превышает эффективность волевых технологий)
*** Финансовая независимость
Во-первых, независимость — понятие субъективное,
Во-вторых, финансовая независимость не цель, а результат достижения.
**** Любовь к людям
Когда у нас самих хорошее, радостное настроение, когда мы счастливы, то обнаруживаем вокруг улыбающиеся, доброжелательные лица. В такой момент появляется любовь к себе, миру, людям.
СЛАЙД 9
(Жизненная позиция складывается из отношения человека к самому себе, окружающим людям и жизни в целом. (См. Приложение)
Возможны четыре варианта:
Позиция I. Человек живет по формуле «все хорошо»: Я О’К и ОН О’К.
Позиция II. Человек живет по формуле «Я хороший, а другие плохие»: Я О’К, а ОН не О’К.
Позиция III. Человек живет по формуле «Другие хорошие, один я плохой»: Я не О’К, а ОН О’К.
Позиция IV. Человек живет по формуле «Все плохо»: Я не О’К, и ОН не О’К.
Каждой позиции соответствует свое эмоциональное состояние: гнев, грусть, депрессия, игнорирование другого, печаль, игнорирование радости, игнорирование себя, отчаяние, раздражение, удовлетворение, неигнорирование, ненависть, неуверенность, страх, радость, сотрудничество.
Теоретически, человек многократно переходит из одной позиции в другую.
Реально, у человека по жизни складывается какая-то позиция, в которой он пребывает большую часть своей жизни.
Начните с определения жизненной позиции у себя).
СЛАЙД 10
Шаги на пути к успеху (См. приложение)
1 Готовность нести ответственность за свои решения
2 Склонность к умеренному риску
3 Ставка на собственные знания и умения, а не на случай
4 Умение достигать цель собственными силами
5 Умение за каждым решением видеть конкретный результат
6 Умение поставить цель
СЛАЙД 11 - 13
3. Личностный и профессиональный успех
Люди, одинаково стремясь к успеху, понимают его по-разному. Не всякий успех можно назвать истинным.
Видов успеха, к которым стремятся люди не много - три вида:
1. выживание,
2. приобретение материальных благ,
3. самореализация.
1. Успех как выживание
Первый вид успеха — это успех выживания.
Фразы — «мы выжили» или «дожить бы до … весны, зарплаты, отпуска, субботы».
К разряду «выживающих» можно отнести не только человека, но производственные отделы, организации и государства.
Исследования показали, что подавляющая часть населения планеты (порядка 80 %), знает только один вид успеха — выживание. Эти люди живут бедно, быстро стареют, «крутятся как белки в колесе», ощущая мимолетное счастье. Относятся к собственной жизни как независящей от них неизбежности, ждут, когда неприятности («черная полоса») сами собой исчезнут, и они наконец-то заживут счастливо.
В психологии - это люди живут прошлым и ничего хорошего в будущем не ждут. Понастоящему успешными и счастливыми они не бывают, хотя прикладывают колоссальные усилия, чтобы как-то адаптироваться в этом мире.
В профессиональной деятельности – эти люди неосознанно создают ситуацию аврала, выйдя из которого, они чувствуют себя героями, но, увы, на короткий срок.
2. Успех как приобретение материальных благ
Людям, проживающие, как правило, в быстро развивающихся индустриальных странах.
Приобретение материальных благ —для них показатель успеха.
Порядка 20 % населения ориентированы на постоянное приобретение материальных благ. Эти люди все время смотрят по сторонам, боятся «не быть принятыми в общество», если вдруг обнаружится, что у них не соответствует машина, телефон или что-то другое. Сам человек в этой гонке оказывается «быстро изнашивающимся винтиком» индустриальной машины.
Счастливы ли эти люди? Да, в момент приобретения. Но ощущение счастья для них мимолетно, и
любви к ближнему оно не прибавляет: всегда есть кто-то, имеющий большее.
В психологии - это люди живут настоящим моментом, для которых ни прошлого, ни будущего вроде бы как и нет. Понастоящему ощутить себя успешными и счастливыми им так и не удается.
В профессиональной деятельности - среди этих людей есть те, кто работает усердно и много. Подстрекаемые социально поощряемыми качествами, такими как энергичность и амбициозность, они свой талант и способности добровольно кладут на процветание индустриального общества.
3. Успех как самореализация
Итак, подавляющее большинство людей воспринимает успех как нечто внешнее. Когда происходит кризис, их первое намерение — работать больше и усерднее. Однако есть и другие, которые приостанавливают свою деятельность с единственной целью — подумать! Оказалось, что именно эти люди по всем показателям соответствуют понятиям успешных:
- живут дольше,
- отличаются здоровьем и энергичностью,
- в их душе царит мир и гармония,
- они богаты настолько, насколько им это надо,
- чувствуют себя свободными и финансово независимыми,
- имеют хорошие отношения с окружающими, любят жизнь во всех ее проявлениях.
Но в эту категорию попадают не более 2 % населения.
Причина кроется в целях и ценностях: всегда и во всем они стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию, главную ценность жизни ищут не вовне, а внутри себя:
- творческие,
- любящие перемены, в любой деятельности
- нацелены на поиск универсальных способов решения.
В психологии - это люди уверенные в себе, опираются на себя, знают и эффективно используют свои способности и резервы, пополняют знания, ставят перед собой дерзкие, но четкие цели, ориентированы на успех и независимы от чужого мнения.
В профессиональной деятельности - если берутся за проблему, то с целью понять, как решаются проблемы данного типа. Найдя способ решения одной проблемы, легко переходят на решение другой (наладив один бизнес, переключаются на другой). Эти люди ориентированы на будущее, которое сами и строят.
СЛАЙД 14
4. Профессиональный успех и его особенности
Профессиональный успех - совокупность позитивных результатов, накопленных в течение всей карьеры – как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных достижений.
Таким образом выделяя объективный и субъективный успех.
Объективный успех предполагает положительный результат в карьере, который может быть признан и оценен другими людьми.
Он определяется такими характеристиками, как
- размер заработной платы,
- количество продвижений по службе,
- уровень занимаемой должности.
Субъективным успехом называется совокупность суждений человека о профессиональных достижениях и результатах.
Он определяется параметрами
- удовлетворенности работой и карьерой.
СЛАЙД 15
Сьюпер (Super) Дональд (род. 1910) — американский психолог, специалист по проблемам психологии развития, психологического консультирования, методов оценки и измерения, промышленной и организационной психологии.
В его работах также встречается разделение успеха на объективный и субъективный.
Рассматривая успешность профессиональной деятельности, автор отмечает, что она сочетает в себе субъективные и объективные критерии:
к субъективным относятся:
- удовлетворенность жизненной ситуацией,
- субъективная оценка своих достижений;
к объективным относятся:
– стабильность работы,
- достигнутый статус в профессиональной среде;
- определенное качество жизни.
Таким образом, профессиональный успех здесь больше связан с
-самооценкой достигнутого профессионального уровня,
-индивидуальным восприятием человеком использования своих способностей и
- возможностей в конкретной профессиональной деятельности.
СЛАЙД 16
Профессиональный успех важен и необходим абсолютно каждому, кто решил реализовать себя в той либо иной области. Вне зависимости от выбранной профессиональной деятельности всегда возникнет вопрос профессионального успеха и способов его достижения.
Среди таких способов, играющих важную роль, оказывается личная эффективность.
Личная эффективность предполагает достижение поставленных перед вами задач и целей при минимальных затратах ресурсов (денег, энергии, времени и т.д.).
Слагаемые профессионального успеха:
*Во-первых, это общепризнанный авторитет в своей профессии, позволяющий быть настоящим мастером, экспертом определенной области.
**Во-вторых, это моральное удовлетворение, получаемое от работы. Если вам не нравится ваша работа, вы никогда не сможете считать себя успешным.
*** В-третьих, это наличие карьерных достижений или их ощутимых перспектив.
Профессиональный успех – это возможность подниматься выше и выше в профессиональной иерархии.
Профессиональный успех имеет свое материальное измерение в рамках конкретной деятельности.
СЛАЙД 17
Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении препятствий ее пути к этой цели.
Он состоит в следующем:
1. Необходимо точно сформулировать собственную цель, достижимую в условиях профессиональной деятельности;
2. Проанализировав профессиональную ситуацию, выделить две группы условий - способствующих и препятствующих достижению цели;
3. Из условий способствующих достижению цели, нужно выбрать те, которые сокращают время и дают возможность сберечь силы;
4. Из условий, препятствующих достижению цели, выделить те, которые можно изменить и которые изменить нельзя. Подумать, какие из них преобладают;
5. Если преобладают условия, препятствующие достижению цели, но которые можно изменить, приложив к этому определенные усилия, надо действовать;
6. Условия, которые препятствуют и которые изменить нельзя, нужно постараться «обойти» с той или иной стороны;
7. Если же препятствия настолько велики, что обойти их никак нельзя, следует на время отказаться от поставленной цели и переключиться на другую цель, которая также может быть достижима в условиях профессиональной деятельности.
СЛАЙД 18
С чем связан профессиональный успех? Почему у одних людей получается добиться реальных достижений, а у других нет?
Профессиональный успех связан с такими важными качествами, как:
-целеустремленность и
- самодисциплина.
Таким образом, мало поставить перед собой цель – надо уметь достичь ее любыми способами, а для этого и требуется
- самодисциплина,
- способность к самоограничению,
- к постоянному саморазвитию,
- работе над собой.
Довести успех до автоматизма можно при условии:
* Во-первых, необходимо постоянно анализировать свое рабочее поведение и выявлять его сильные и слабые стороны.
** Во-вторых, постоянно оттачивать свое мастерство, стремясь сделать его лучше.
СЛАЙД 19
5. Профессиональный успех и
профессиональная успешность
В психологических, педагогических исследованиях, посвященных вопросам общего профессионального развития, освещены факторы профессиональной успешности.
При этом определение самого понятия «успешность» сложно.
По определению С.И. Ожегова
понятие «успешный» означает заключающий в себе успех, удачный",
а понятие «успех» - «удача в достижении чего-нибудь».
Понятие профессиональной успешности Д. Сьюпер связывал с
- успешным профессиональным самоопределением,
- успешной профессиональной, карьерной адаптацией
(что нашло отражение в его теории профессионального самоопределения).
Оценка выполняемой деятельности как «успешной» предполагает наличие
- положительного социально значимого результата и
- высокой эмоциональной удовлетворенности субъекта деятельности процессом и результатом выполняемой деятельности.