Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Этапы управленческих решений. Их краткое содержание

  • 👀 460 просмотров
  • 📌 402 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Этапы управленческих решений. Их краткое содержание» doc
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ 1. Этапы УР. Их краткое содержание. УР – результативный продукт управленческой деятельности. Целенаправленное воздействие на объект управления для достижения заданной цели с учетом имеющихся или прогнозируемых поступлению всех видов ресурсов. Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие управленческого решения; реализация управленческого решения. 1 этап. Подготовительный - выявление проблемы. (строим деревья проблем) - формирование цели - сбор инфы об объекте - осознание ситуации - постановка задачи (задача – пути достижения цели) Раскрываем организационно-экономическую сущность задачи. 1 - определение конечного рез-та реализации УР 2 – определение объекта, для которого решается задача 3 – опред-е места для задачи в системе упр-я орг-ии 4- опред-е круга объектов, для которых предназначены результаты разрабатываемого УР 5 – определение особенности реш-я задачи 6 – общая хар-ка методов, методик, Эл-тов, используемых для разработки УР 7 – хар-ка или описание информационного обеспечения, входной/выходной инф-и 8- временные ограничения на разработку УР 9- организация разработки УР Кратко: построение модели, выбор методов, разработка алгоритма Модель – условный образ системы которой включает основные составляющие системы и взаимосвязи между ними. Модель описывается в виде формализованной зависимости, в виде графа, либо текстовое описание. Алгоритм – жестко регламентированная последовательность шагов решения позволяющая за конечное число итераций получить решения. На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения. 2 этап: Разработка и принятие УР 1 – формирование альтернативных вариантов 2 – формирование критериальных и ограничительных условий для оценки полученных альтернативных вариантов решений и отбора наиболее приемлемого из этих решений 3 – оценка альтернативных вариантов 4 – выбор наиболее приемлемого варианта прогноза На стадии принятия управленческого решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. 3 этап: Реализация УР 1- организационное обеспечение реализации УР 2 – обеспечение прямой и обратной связи м-у субъектом и объектом управления 3 – отслеживание хода реализации УР 4 – анализ хода реализации УР 5 - Выявление резервов, имеющиеся у организации для выполнения принятия решения. 6 – прогнозирование развития ситуации по результатам анализа 7 – корректировка разработанного УР по результатам Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Особенности реализации отдельных этапов (подготовки, принятия и реализации) УР. Процесс разработки решения начинается с определения необходимости в решении, связанной с наличием ситуации или проблемы. Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств, положения, обстановка, которыми характеризуются предприятие, или его внешняя среда. С понятием «ситуация» тесно связано понятие «проблема». Под проблемой принято понимать сложную задачу, требующую исследования и решения. 2. Альтернативные управленческие решения, предпосылки их формирования. Альтернативное решение – решение, которое может быть противопоставлено найденному, но характеризуется лучшим результатом. Важным условием правильного формирования альтернативных УР и выбора наиболее подходящего –определение ограничений и формулировка критериев принятия решения. Ограничения: -огр несоответствия - кадровые - финансовые - правовые и тд В идеале желательно выявить все возможные альтернативы, на практике ограничиваются несколькими, наиболее подходящими. Оценка: Определение + и - , возможные последствия выбора каждой из них. Для сравнения используют критерии принятия решений. Все решения необходимо представить в сопоставимой форме. Желательно, чтобы это была та же форма, в которой выражена цель. Решение не обязательно наилучшее, но наиболее приемлемое. Альтерн УР должны приводиться в сопоставимый вид по следующим параметрам: - фактор времени (время осуществлений проекта) - фактор масштаба - метод получения инф-и для принятия решения - фактор риска и неопределенности - фактор инфляции Правила, обеспечивающие сопоставимость 1 – кол-во альтернативных вариантов должно быть не менее трех 2 – в качестве базового варианта должен применяться наиболее новый во времени, остальные приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов 3. – формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности Ур. 4. для сокращения времени, повышения качества решения и снижения затрат рекомендуется шире применять методы кодирования и современные технические средства информационного обеспечения процесса принятия решения. 3. Технологии разработки и принятия УР, принципиальные отличия, особенности реализации. Технологии разработки и реализации УР включают : - порядок сбора и обработки информации - принципы организации и управления - систему контроля. Технология разработки и реализации УР опирается на стратегический план, кот составляется для всей управляющей системы. Объектом технологии раз. УР является человек. Технологии рассматривают на 2-х уровнях : верхний уровень – технологии целевого управления, нижний – технологии процессного управления., инструментальные, определяемые верхним уровнем. Целевые технологии основаны на приоритете целей относительно ситуаций и ориентируют решение на достижение цели. Среди целевых технологий различают: - инициативно-целевую Выдача заданий без указания средств и методов его реализации. Руководитель формирует цель для сотрудников, срок выполнения. Без указания механизма достижения. Этот тип целевой технологии рассчитан на профессионального, инициативного исполнителя. Условия применения: - срок выполнения до 1 месяца -количество работников – не более 10 чел. - профессионализм со стороны руководителя - сфера инновационных разработок -устойчивые неформальные отношения среди работников. -программно-целевую Руководитель формирует задание с указанием средств , методов и сроков выполнения. Обычно эта технология используется для решения повторяющихся проблем с применение стандартных средств и методов. Она предусматривает внешний или внутренний контроль промежуточных состояний в процессе выполнения задания. Успех и результаты при применении этой технологии определяются квалификацией руководителя, выдавшего задание. -регламентную Руководитель выдает задание с указанием средств, их возможных ограничений, ориентировочного времени выполнения, рекомендует методы. Эта технология основана на соблюдении регламента безусловного неудаления от цели. Возможна только положительная динамика процесса выполнения задания- либо приближение к цели, либо неизменность результатов в течение некоторого периода времени. Технология работы с Базой ситуаций и решений при разработке УР, особенности, процедуры. Если все принятые решения фиксировать в банке ситуаций решений (накопитель), мы получаем своего рода набор решений, принятых и далее апробированных практикой. Это по существу будет комплекс готовых для соотв случаев решений. Назовем его БАНК СИТУАЦИЙ РЕШЕНИЙ. Тогда при аналогичной ситуации отпадает потребность в выполнении всего комплекса технологических операций по разработке УР. Можно, осознав ситуацию и сформулировав решаемую задачу, обратиться в Банк Ситуаций Решений, выбрать такое, которое в наибольшей степени подходит к ситуации. Идея работы с БСР: Есть конкретная ситуация. В БСР найти такое поле ситуаций, чтобы отклонение от нашей ситуации было допустимо. Поиск решения выделенной области начинается с выбора ситуации, наиболее близкой к рассматриваемой. Если выбранное решение не удовлетворяет допустимому отклонению ПР, тогда продолжается дальнейший поиск в рамках ограничений, заданных дельтой(допустимым отклонением) Если применяемое УР не найдется при выборке УР, мб расширены ограничения, и тогда операция поиска повторяется как в предыдущем варианте. Если в БСР УР не найдено, разрабатывается оригинальное УР. Приведение ситуации к типовой, используемые приемы. 1 – отказ от учета малозначимых факторов (округление) 2 – обращение к системе категорий, т е таких понятий, кот воспринимаемы ЛПР, тк они уже с ними работали, это не новации 3 – снижение уровня неопределенности. Неопределенность хар-ся недостаточностью информации об объекте 4 – обращение к эмпирическому правилу Технология построения оригинальной модели решения УР. Этапы 1. Формулировка (постановка) решаемой задачи (комплекса задач) Входная инф-я: - лицо, разрабатывающее модель - инф-я о реальных состояниях объекта или рекомендации и выводы теоретиков и практиков. Выходная инф-я : - перечень подлежащих определению (расчету) велечин, кот объективно и исчерпывающе характеризуют состояние объекта управления. - формирование набора условий, кот необходимо учитывать при определении заданных велечин - установление взаимосвязей показателей и условий функционирования объекта - четкая формулировка возможных критериев решения задачи 2. Предварительное формализованное описание Входящая = выходящая 1 Выходная и: - перечень показателей, характерных объекту упр-я, параметры этого объекта, факторы и условия его протекания (для группировки и установления наличия зависимости) - характеризуемые зависимости моделизируемого процесса, кот выражены мат символами в неявном виде y=f(x) 3. Формализация в общем виде Входящая = выходящая 2 Выходная: - Формулируем программу, но при этом затраты на нее не должны быть больше фонда, кот мы сформулировали. В неявном виде, так как нет количественных показателей. - пытаемся упростить описание (систему неявных зависимостей), упорядочить. 4. Численное представление (в явном виде) Входящая = выходящая 3 + реальные данные о с-ме, процессе Выходная: - Поставим численные значения - по результатам полученной модели имитируем решение проблемы. Если не устраивает - корректируем (конец 2-го этапа) 4. Качество УР: понятие, характеризующее его показатели, условия обеспечения качества. Качество УР определяется как степень его соответствия внутренним требованиям и стандартам системы управления. К основным элементам, влияющим на качество процесса разработки и реализации УР, относят: информацию, набор целей, методы разработки УР, объекты, входящие в модель управляемой системы, применяемую управленческую технологию. УР должно обладать определенными показателями, которые позволяют оценить, качественное УР или нет. 1. показатель энтропии. поле УР может находиться в промежутках от 0 до 1. 2. Вероятность реализации разработанного УР (экспертно/ на базе статистики) Обеспечение достижения к-л показателя будет определяться тем компромиссом, кот. ЛПР будет находить между детальностью проработки решения и потребностью для его достижения. 3. Степень соответствия модели, по которой принималось УР, реальному объекту. 4. Степень риска РУР (способы: экспертный, эмпирический) Качество управленческого решения определяет в значительной мере конечный результат и эффективность выполнения задач управления. Качество управленческого решения зависит от пяти следующих факторов: 1) качества исходной информации 2) своевременности принимаемых решений 3) соответствия принимаемых решений действующему механизму управления 4) квалификации 5)готовность управляемой системы к исполнению принятого решения. На качество и эффективность управленческого решения влияет так же знание и соблюдение экономических законов, законов, определяющих поведение организации, законодательно установленных государством норм и правил. Условия обеспечения качества: 1. Учет влияния экономических законов. 2. Правовая обоснованность разработанного УР. 3. Наличие механизма реализации УР. 4. Применение современных методов для разработки УР. 5. Обеспечения ЛПР (лица, принимающего решение) качественной информацией: • достоверность информации • степень ее актуальности • достаточность • сопоставимость 6. Профессионализм ЛПР. 7. Наличие в организации действенной системы стимулирования качества РУР. Факторы, влияющие на качество УР, их использование в управленческой деятельности. Для того, чтобы быть эффективным, то есть достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований: 1) быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени; 2) содержать механизм реализации, то есть содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимулирование, контроль при реализации решений; 3) быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным); 4) готовится, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом возможных темпов развития нештатных, аварийных ситуаций; 5)быть неконфликтным внутренне, то есть не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов (например, несоответствие функций подразделений применяемым технологиям порождает в организации линейно-функциональный конфликт); 6) быть гибким, то есть изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения; 7)предусматривать возможность верификации и контроля исполнения. Решение должно содержать (требования к структуре решения): 1) цели; 2) декомпозицию (расчленение) цели на задачи; 3) оценку располагаемых и потребных ресурсов; 4) сценарий достижения целей в результате решения задач и др. элементы. 5. Инструментарий, используемый при подготовке, разработке, принятии и реализации УР. Экономико-математические методы, используемые в УР: понятие, общая характеристика, классификация. Принятие решения - это творческий процесс, который, без сомнения, зависит от личности человека, принимающего решение (менеджера). Методы принятия решений будут отражать различные внешние и внутренние факторы деятельности как организации (предприятия) в целом, так и конкретной личности в частности. Они, в свою очередь, будут зависеть от опыта работы, образования, прошлого опыта, знаний и других факторов деятельности менеджера и положения организации во внешней среде. В любом случае, из всего подобного многообразия можно выделить группу методов, которые будут базироваться на экономико-математических методах, как наиболее научно обоснованных методах принятия управленческих решений. Экономико-математические методы - это математизированный здравый смысл. Кроме того, к научно обоснованным методам можно отнести и так называемые вероятностные методы, которые основаны на применении теории вероятности в разработке и принятии решений. Инструментарий - все методы, технологии, способы принятия УР. Методы – приемы, процедуры, кот. обеспечивают реализацию задачи, т. е. получение результата. Взаимосвязи внутр и внешн среды формируют свои взаимоотношения, которые либо складываются стахостически ( субъективно), либо объективно, либо и то и др. Экономико-математические методы можно классифицировать на 2 группы (с т.з. механизма реализации метода и области наиболее эффективного его применения): 1. методы классической математики 2. методы прикладной математики. Из классической математики: • методы дифференцированного исчисления Основан на формуле полного дифференциала • методы вариационного исчисления Понятие вариации в вариационном исчислении имеет такое же фундаментальное значение, как и понятие дифференциала в дифференциальном исчислении. Вариацией функции у — у (х) называют допустимое по условиям данной задачи малое изменение этой функции. Эти методы могут быть использованы при решении задач с расчетом норм и нормативов, установлением оптимальных объемов работ, при расчете календарно-плановых нормативов, циклов выполнения отдельных этапов работ, расчетов необходимых ресурсов для реализации этапов инвестиционных проектов. Методы прикладной математики: • оптимальное программирование Линейное программирование, нелинейное, динамическое, параметрическое, стохастическое, целочисленное, блочное программирование. • комбинаторные методы Раздел математики, изучающий дискретные объекты, множества (сочетания, перестановки, размещения и перечисление элементов) и отношения на них (например, частичного порядка). Комбинаторика связана со многими другими областями математики — алгеброй, геометрией, теорией вероятности, и имеет широкий спектр применения, например в информатике и статистической физике. • математическая статистика Раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов. Математическая статистика тесно связана с теорией вероятностей, изучающей случайные события и случайные процессы. • теория игр Математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках. • экспертные оценки (эвристические методы) 6. Выбор экономико-математических методов, используемых в УР: процедура, используемые приемы, оценка альтернативных методов. 1. отбор методов, подходящих для реализации модели. 2. формирование критериев отбора методов. 3. формирование способа оценки по этим критериям • да-нет • плюс – минус • балльные оценки Сравнительный анализ методов, используемых для решения выбранной задачи, может осуществляться различными способами: по максимальному числу критериев отбора и характеристик метода, по максимальному числу оценочных баллов, по экспертным оценкам и др. Рассмотрим более подробно с методической точки зрения суть некоторых из этих способов. 1 способ. По максимальному числу совпадений признаков. Сравнение заданных критериев с характеристиками каждого из методов и выбор тех методов, которые имеют наибольшее число совпадений. Этот способ рекомендуется использовать, если все критерии равно приоритетны. 2 способ. По балльной оценке. Присвоение каждому критерию соответствующей балльной оценки, характеризующей тот или иной признак анализируемого метода с последующим суммированием этих оценок. Выбираются те методы, которые набрали наибольшее число баллов. В этом случае появляется возможность отдать предпочтение тем или иным критериям, которые могут являться определяющими с точки зрения лица, принимающего решение, поскольку присваиваемая балльная оценка обусловливается значимостью признака, выбранного в качестве критериального. 3 способ. По скорректированной балльной оценке. Используемый корректирующий коэффициент характеризует степень предпочтительности того или иного критерия оценки рассматриваемого метода. При этом соответствие анализируемого метода заданным критериям должно оцениваться численными значениями, например, при соответствии – 1, при несоответствии – 0. Равноприоритетные критерии должны иметь одинаковый корректирующий коэффициент. Число баллов по каждому критерию в привязке к конкретному методу определяется как произведение оценки соответствия анализируемого метода заданному критерию (1 или 0) на корректирующий коэффициент. 4 способ. На базе экспертных оценок. В этом случае можно построить таблицу экспертных оценок, в которую будут заноситься оценки экспертов по каждому методу в разрезе каждого из критериев или по методу в целом. 7. Способы построения «деревьев» проблем (целей, задач). Особенности реализации конкретных процедур. При разработке УР необходимо обеспечить его обоснованность, кот. Достигается применением специализированного инструментария (моделей, методов, приемов и т.д.). Для понимания сути решаемого вопроса, т.е. проблемы, цели, задачи разумно максимально декомпозировать этот вопрос. Расчленение глобального вопроса на составляющие его элементы позволяет лучше понять каждый из элементов и, т.о. сформировать наилучшее для соответствующего уровня решения. При формулировании проблем, целей и задач рекомендуется придерживаться следующих понятий и определений: Проблема – это теоретический или практический вопрос, который в момент его рассмотрения не имеет известного готового решения либо вообще, либо только для данной организации или для конкретной ситуации. Чтобы его получить, необходимы дополнительные исследования, дополнительные усилия по поиску решения. Таким образом, формулировка проблемы может начинаться со слов: найти…, как…, поиск… Изучение поля проблем позволяет выбрать наиболее значимые из них для организации и на их основе сформулировать цели, представленные соответствующим полем Значимость проблемы может определяться комплексом признаков, выбираемых проектантом самостоятельно. Таким признаком может являться, в частности, то место, которое данная проблема занимает в системе управления организацией. Цель – то, к чему нужно стремиться, что нужно осуществить, чего нужно достичь. Следовательно, формулировка цели может начинаться со слов: повысить…, улучшить…, снизить…, уменьшить…, совершенствовать …,сократить… и т.п. Анализ поля целей показывает особую важность для обеспечения эффективного функционирования организации тех из них, достижение которых ограниченно жесткими временными границами. На их основе и были сформулированы первоочередно решаемые задачи, представленные полем задач. Задача - конкретный путь достижения цели, способ ее достижения. Сформулированные проблемы, цели, задачи характеризуются различной степенью детализации. Чем более декомпозирована проблема, цель, задача, тем меньше неопределенность, а следовательно, и выше вероятность ее реализации. Для удобства восприятия и осознания взаимосвязей и взаимозависимостей сформулированные наборы проблем, целей и задач увязываются в дерево. Дерево структурно представляет собой элементы и взаимосвязи между ними. Элементами являются рассматриваемые проблемы (цели, задачи). Взаимосвязи между ними характеризуют логику решения соответственно проблемы, задачи или достижения цели. Дерево представляет собой открытый сетевой граф, вершина которого является наиболее укрупненным элементом. Последующие элементы графа детализируют элементы более высокого иерархического уровня. Элементы более низкого иерархического уровня не должны находиться в противоречии с элементами более высокого уровня. Технология построения дерева. Методы построения деревьев: 1.Единовременное постр-е без предварительных построений.(для не глобальных проблем и целей) 2. Построение полей и на базе логической оценки каждого элемента поля, формирования иерархии структуры. 3. Логическое моделирование. На базе поля проблем, целей, задач, формируются пары вещей, каждый элемент поля выбирается и просм. Возможности его связи с остальными и устанавливается соподчиненность. 4. Соединением по правилу формирования сети. На первом месте такая пара, что один элемент является самым главным. Начальный элемент следующей пары должен быть равен конечному элементу предыд. по иерархии пары. При большом кол-ве пар связей стоит разбить все эле-ты поля на группы по подгруппе. И в рамках таких подргупп строить деревья. Для построения деревьев используются следующие способы: 1) метод выталкивания из массы связей = метод поплавка. Этот метод сводится к следующим операциям: формирование поля решаемых вопросов (поле проблем, целей, задач, решений) устанавливаем взаимосвязь каждого элемента с каждым (в результате получаем пары связей каждого с каждым, если такая связь есть) выбираем такую пару связей, начальное событие которой i и i+l не имеет предшествующих событий ( не являются ни в одной из формированных пар соподчиненным событием). Эта пара ставится в начало формируемого дерева, т.е. является вершиной – глобальным вопросом выбирается из всего множества (оставшегося) выбираем такие пары, начальные события которых совпадает с выбранным начальным. далее повторяя эту процедуру при формировании выбираем из оставшихся пар такую пару, начальное событие которой совпадает с предыдущим соподчиненным. Примечание: в процессе построения дерева возможны нарушения иерархической структуры: пересечения (из раз. Ветвей 1 элемент) петли (возвраты) и др. нарушения жесткости иерархии. Это следствие неправильно установленных связей пар вопросов. Тогда необходимо выделить в этап случаи такие фрагменты дерева и рассмотреть логику установления зависимостей решаемых вопросов и внести коррективы в граф (граф должен иметь четко выраженную иерархическую структуру). В этом случае дерево будет иметь такое кол-во ветвей, сколько мы сформулировали групп. 2) прямой метод построения дерева. (д/б использован только высокого класса специалистами поскольку предполагает полную осведомленность специалиста по рассматриваемому вопросу). В этом случае также возможны корректировки дерева уточнение формулировок, встраивание новых элементов, изменение зависимостей. 8. Моделирование при разработке УР, понятие модели, правила ее разработки. Особенности построения моделей решения задач Моделирование. Выявление проблем ----построение дерева целей------- Осознание ситуации, формирование информационного поля-------формирование поля задач----Орг-эконо сущность задач------модель В процессе разработки УР мы имеем возможность накапливать ситуации и решения, принятые по ним. Т.о. сформировать базу или банк ситуаций и решений (БСР). Т.о. появляется возможность при выходе на аналогичную ситуацию при разработке УР использовать уже имеющиеся решения в БСР. Задачи м/б: оптимизационные и прямого счета. При оптимиз модели будет столько алгоритмов, сколько существует вариантов решений. Задача прямого счета не м/б в нескольких вариантах. Чем более конкретна цель тем меньше степень неопределенности и больше возможностей разработать действенное Ур. Информация, собираемая об объекте, привязана к текущему моменту (как статич. информация должна быть привязана к моменту времени, так и динамика четко привязана к определенному моменту времени). Задачи вариантно-оптимизационные требуют ограниченных критериев. Если задача учетная, то альтернатив быть не может в учете того, что мы получили. Модель – условный образ объекта или системы, для которой разрабатывается решение, представляющий собой взаимосвязь элементов системы или объектов, являющихся основными с точки зрения решаемой задачи. Модель представляет собой элементы и взаимосвязи между ними. Только те элементы и взаимосвязи используются, которые являются основными с позиции решаемых задач. В данном случае мы говорим о 2-х понятиях: изоморфизм( соответствие) и гомоморфизм (сходство). Реальная ситуация ----образ---модель Реальная ситуация и образ – гомоморфизм. Образ и модель изоморфны. Для того, чтобы представить объект с позиции решаемой задачи, нужно: - выбирать основные элементы, каждый элемент образа имеет элемент тождественный ему в системе, но не каждый элемент системы присутствует в образе, элементов в реальной системе больше, чем количество элементов образа. - имея образ, можно представить элемент и взаимосвязи в модели: они адекватны и соответственны. Риски: Модель может не учесть существенные взаимосвязи, которые формируются на базе существенных с точки зрения задач. В связи с реальной возможностью значительного огрубления моделируемого объекта или системы при отборе существенных элементов и пренебрежение несущественными элементами могут нарушиться связи элементов, и модель не будет удовлетворять требуемого решения задачи. В этом случае необходима корректировка модели, связанная с уточнением как состава элементов, так и их взаимосвязи. И так же итерации этих корректировок могут неоднократно повторяться, пока мы не получим такой вариант модели, который нас устроит. Объектами корректировки м/б: критерии ограничительные условия дополнительные условия. Схема построения модели, содержание основных процедур. При разработке управленческого решения, прежде всего, необходимо осознание самой задачи. Далее необходимо определить, к какому классу относится решаемая задача: прямого счета, вариантная, оптимизационная. Если задача оптимизационная, необходимо установить, нужен выход на чистый математический оптимум или достаточно получить допустимое решение. Следует также иметь в виду, что для решения ряда задач в арсенале математического программирования и другого специального инструментария уже есть готовые модели. Поэтому нет необходимости разрабатывать новую модель, нужно выбрать наиболее подходящую и адаптировать ее к своей задаче. Например, решение задач, связанных с разработкой оптимальных графиков НИОКР; с разработкой производственных программ для вновь созданных производственных подразделений на определенные периода времени. При этом программы формируются по критерию максимизации (минимизации) заданного показателя – объема выполняемых работ, количества (стоимости) выпускаемой продукции, величины издержек, используемых материальных ресурсов, численности персонала, затрат на подготовку и переподготовку кадров и т.п. Пусть требуется максимизировать (минимизировать) функцию F (x)  max (min) F (x)  (a1*x1 + a2*x2 + …+ai*xi +… + an*xn)  max (min), где a1, a2, …, an – удельные призначные характеристики (показатели) i – х элементов, формирующих величину функции (Пi). Представим исходную функцию в следующем общем виде: F (х) =  Пi * хi  max (min), i = 1, n , где Пi – призначная характеристика i –ой номенклатурной позиции (элемента); хi – искомая переменная величина (количество) i –ой позиции. Такая запись представляет собой критериальную функцию решения задачи. Ограничительными условиями могут выступать имеющиеся ресурсы (трудовые, материальные, финансовые и другие), а также ограничения на величину самой функции В общем виде ограничения могут быть записаны следующим образом: m  bij * хi ≤ Bj , при хi ≥ 0, i =1, n, j=1,m, j=1 где bij – удельная величина j-го ограничения по i-ой переменной (позиции), Bj – суммарная величина j-го ограничения. При решении задачи переменные хi не должны быть отрицательными: хi ≥ 0. Совокупность критериальной функции и ограничительных условий позволяет использовать классическую модель линейного программирования: F (х) =  Пi * хi  max (min), i = 1, n , i=1 m  bij * хi ≤ Bj , при хi ≥ 0, i =1, n, j=1,m, j=1 хi – искомая переменная величина (количество) i –ой позиции; bij – удельная величина j-го ограничения по i-ой переменной (позиции); Bj – суммарная величина j-го ограничения Рассмотрим основные этапы построения модели. 1 этап. Формулирование решаемой задачи. 2 этап. Определение типа задачи (оптим, прямого сч) 3 этап. Определение объекта моделирования. В качестве такого объекта может выступать процесс работы над инновационным проектом, претендент (кандидат) на включение в коллектив, выполняемая научно-исследовательская работа, формируемый график выпуска продукции, поиск вариантов сокращения транспортного маршрута для снижения величины транспортных расходов и т.п. 4 этап. Выявление элементов моделируемого объекта и их характеристика. 5 этап. Отбор из числа этих элементов наиболее существенных для решения данной конкретной задачи. 6 этап. Формирование набора показателей, характеризующих каждый из выбранных в пункте 4 элементов объекта. 7 этап. Описание в общем виде объекта моделирования с позиции решаемой задачи. Этот этап можно реализовать в два приёма: 1) с помощью математических символов в неявном виде описываются взаимосвязи и взаимозависимости выбранных элементов объекта, то есть формируется набор показателей x1, x2,…,xn (где x1, x2,…,xn — показатели, характеризующие наиболее существенные элементы объекта), затем следует представить расчетные формулы этих показателей. 2) С учетом постановки задачи описать объект моделирования, увязав указанные выше показатели с помощью выявленных расчётных формул. Классификация моделей, используемых при решении задач управления, их характеристика. По характеру связей с реальными объектами модели подразделяются на следующие типы: • Описательные – вербальные или словесные модели, например соц-эк ситуация. • Изобразительные – такие как макет парка, микрона, глобус. • Модели – аналоги – в которых набор одних свойств используется для набора отображения др свойств: графики, схемы информационных и финансовых потоков. • Функциональные – т.е. модели, воспроизводящие все основные особенности функционирования реальной сис-мы, но отличающиеся от нее по какому-то признаку. • Символические модели – отображают свойства изуч. системы, с помощью математ и логич символов. По характеру решаемой задачи: • Модели, основанные на задаче прямого счёта • Модели, основанные на вариантно-оптимизационной задаче. Вариантно – оптимизационные делятся на однокритериальные и многокритериальные. Вариантно оптимизац бывают дух видов - 1 - когда необходимо найти иоптимум и потом производить расчеты, а 2 - когда оптимум уже задан и нужно произвести расчет. 9. Процесс адаптации имеющейся готовой модели к конкретной решаемой задаче управления. Если все принятые решения фиксировать в банке ситуаций решений (накопитель), мы получаем своего рода набор решений, принятых и далее апробированных практикой. Это по существу будет комплекс готовых для соотв случаев решений. Назовем его БАНК СИТУАЦИЙ РЕШЕНИЙ. Тогда при аналогичной ситуации отпадает потребность в выполнении всего комплекса технологических операций по разработке УР. Можно, осознав ситуацию и сформулировав решаемую задачу, обратиться в Банк Ситуаций Решений, выбрать такое, которое в наибольшей степени подходит к ситуации. Идея работы с БСР: Есть конкретная ситуация. В БСР найти такое поле ситуаций, чтобы отклонение от нашей ситуации было допустимо. Поиск решения выделенной области начинается с выбора ситуации, наиболее близкой к рассматриваемой. Если выбранное решение не удовлетворяет допустимому отклонению ПР, тогда продолжается дальнейший поиск в рамках ограничений, заданных дельтой(допустимым отклонением) Если применяемое УР не найдется при выборке УР, мб расширены ограничения, и тогда операция поиска повторяется как в предыдущем варианте. Если в БСР УР не найдено, разрабатывается оригинальное УР. Приведение ситуации к типовой, используемые приемы. 1 – отказ от учета малозначимых факторов (округление) 2 – обращение к системе категорий, т е таких понятий, кот воспринимаемы ЛПР, тк они уже с ними работали, это не новации 3 – снижение уровня неопределенности. Неопределенность хар-ся недостаточностью информации об объекте 4 – обращение к эмпирическому правилу 10. Сетевая модель: понятие, основные элементы, правила построения. Расчет основных параметров сетевой модели. Основными элементами сетевой модели являются: работа, событие, продолжительность работы; величина ресурса, потребного для выполнения каждой из работ; различные пути достижения конечной цели, критический путь. Сетевой граф представляет собой сочетание вершин и дуг; вершинами являются события, а дугами – работы. Событие – это результат выполнения всех входящих в него работ. После выполнения всех входящих в событие работ оно наступает мгновенно, поэтому продолжительность свершения события равна нулю. Событие обозначается кружком. В сетевом графе различают несколько видов работ: 1) действительная работа; 2) ожидание; 3) фиктивная работа (зависимость). Под действительной работой понимается процесс, требующий затрат времени и ресурсов. Ожидание – это процесс, который требует только затрат времени и не нуждается в использовании ресурсов (например, процесс остывания детали после термообработки, затвердевание бетона, и др.). Ожидание на графе также изображается сплошной линией. «Фиктивная работа», или зависимость, отражает логическую связь между двумя или несколькими событиями. «Фиктивная работа» не требует для своего осуществления ни затрат времени, ни ресурсов. Этот вид работы указывает только на то, что определенное событие не может наступить, а работа не может начаться без наступления другого события или выполнения другой работы. Важным элементом сетевого графа является путь – непрерывная последовательность работ от начального или какого-либо промежуточного события до конечного. Путь определяется по направлению стрелок, причем ни один путь не должен дважды проходить через одно и то же событие. Критический путь – это минимальное время выполнения всех работ сетевого графа. Это максимальный путь от исходного события до конечного. При построении сетевых графов необходимо соблюдать определенные правила: 1. Сетевой граф может иметь только одно начальное и только одно конечное событие. 2. Между двумя смежными событиями сетевого графа может проходить только одна работа. Если два смежных события связаны несколькими работами, тогда они должны быть объединены либо в одну, либо «разведены» через дополнительное событие. 3. Если событие служит началом нескольких работ, которым непосредственно предшествуют различные работы, то на графе вводится фиктивная работа и дополнительное событие. 4. В сетевом графе не должно быть событий, кроме конечного, из которых не выходит ни одной работы. Работа, входящая в такое событие, должна быть присоединена к конечному событию. 5. В сетевом графе не должно быть событий, кроме начального, в которые не входит ни одной работы. При наличии такой ситуации работа, исходящая из этого события, должна быть присоединена к конечному событию. 6. В сетевом графе не должно быть замкнутых контуров, т.е. последовательности работ, приводящей к событию, из которого они вышли. 7. На сетевом графе не должно быть излишних логических связей и событий. 8. Форма представления сетевого графа должна быть простой, исключающей или минимизирующей число пересечения работ. 9. При построении сетевого графа необходимо строго соблюдать технологическую последовательность выполнения работ для достижения поставленной цели. 10. События сетевого графа нумеруются арабскими цифрами, путем последовательного перебора событий; а при наличии альтернатив - слева направо, сверху вниз. 11. Любую работу сетевого графа можно зашифровать: буквами алфавита (русского, латинского, греческого и т.п.); номерами натурального ряда чисел или, используя номера событий, соединяемых данной работой. Расчет основных параметров сетевой модели. Расчет параметров сетевого графа начинается с ранних параметров. Ранние параметры отражают сроки начала и окончания работ при предельно ранних возможностях их выполнения с учетом заданной последовательности работ. Трн = 0, i=1 max Тро при i>1 Тро = Трн + t Определяется величина критического пути Ткр: Ткр = max Тро при j=m Ткр – это минимальное время выполнения всех работ сетевого графа. Это максимальный путь от исходного события до конечного. После определения критического пути считаются поздние параметры. Определяются из возможностей предельного сдвига вправо по временной оси сроков выполнения работ в такой степени, чтобы не изменилась величина критического пути. Тпо = Ткр j=m = min Тпн(jk) j1 Частный резерв первого вида определяет возможность изменения позднего начала работы на более ранний срок без изменения поздних сроков окончания непосредственно предшествующих работ. Частный резерв времени 2 вида. Определяется возможностью изменения раннего окончания работы на более поздний срок без изменения ранних сроков начала непосредственно последующих работ. r”” = Ткр – Тро(ij), j=m =Трн(jk) – Тро(ij), j Ен Алгоритм оценки экономической эффективности УР. 1. определение места РУР в системе управления организацией 2. установление направлений РУР для функционирования организации 3. определение факторов, влияющих на показатели деятельности организации 4. установление сфер формирования эффекта 5. определение показателей, на которые должны оказывать влияние выделенные факторы и установление направления их воздействия. 6. формализов. представление взаимозависимости факторов и результатов их воздействия 7. расчет определения численных значений показателей, представленных в формализованном описании 8. выбор способа расчета показателей эффективности (полный расчет и расчет по отклонениям) 9. расчет показателей эффективности РУР (учет альтернативных решений) 10. оценка целесообразности внедрения РУР УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ Альтернативные варианты технологий разработки и принятия управленческих решений, оценка и выбор. \Этапы процесса подготовки, принятия и реализации решений У-кое реш-е- это продукт У-кого труда, представл собой сознательный выбор из имеющихся альтернатив реш-я проблемы, сокращающий разрыв м-ду настоящим и желаемым состоянием орг-ции. У-е реш-е – это рез-т анализа, прогнозирования, оптимизации, экон обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкрет цели системы менеджмента Таким образом, процесс принятия УР представл собой определение цели и программы действий в каждый данный момент У-я. Технологии – отд процедуры кот помогают решить определенные задачи управления. Технология принятия УР: 1. возникновение ситуации 2. появление проблемы 3. описание проблемной ситуации 4. постановка цели реш-я 5. формир-е ограничений для принятия реш-й 6. формир-е критериев принятия реш-я 7. опред-е необх-х ресурсов 8. формир-е вариантов реш-я 9. оценка последствий каждого варианта 10. выбор окончат варианта 11. выбор курса действий по реализации реш-я 12. орг-ция выполнения реш-я 13. контроль выполнения 14. анализ рез-тов Решение как рез-т мыслительной деят-ти. Научные методы и интуиция в принятии реш-й. Методы: 1. Аналитические 1) кач-ные (матричные методы, методы сравнения и тд) 2) кол-ные –использ матметоды (индексный метод, метод цепных подстановок, методы корреляции, методы факт анализа, методы элиминирования) 3) функцион-стоимост анализ 4) балансовые методы 2. Обоснования и принятия реш-й 1). Экон-матем методы (методы линейного прогр-ния, динамического прогр-я, методы исслед-я операций, упорядочивания действий во времени, методы прогнозирования, стратегич план-я, теория игр и тд) 2) логико-матем методы – в усл-ях вероятностной среды (теория графов-сетевое план-е, дерево реш-й, дерево целей, дерево проблем) 3) кач-ные методы – индивид и групповые (интервьюирование, анкетирование, мозговой штурм, «дельфи», метод суда, карта мнений) 4) методы моделирования (физ моделирование, аналоговое модел-е, матем модел-е) Выбор оптимального УР: 1. выбор решения из банка решений и приспособление его к данной конкретной проблеме и ситуации (выбор из банка, подходит ли оценка выбранной, проверка на эффективность, ограничения-ресурсы, затраты) 2. разработка нового оригинального решения для этой ситуации (когда не из чего выбрать) Три вида технологий: - целевая – жесткие сроки, жесткие цели - программно-целевая – цели заданы, сроки не жесткие, промежуточные - регламентная – даны цели, есть сроки, ограничены ресурсы Принцип рациональности в подготовке и выборе УР.Допустимые, целесообразные и оптимальные реш-я. Процесс принятия УР м носить интуитивный хар-р, осн на ощущениях, на суждениях, коллективном опыте. Принцип (основополаг идея) – это то, чем следует рук-ся при разр-ке УР Рациональность- обоснование с помощью объектов аналит процесса, выбор наилучш варианта среди др в рез-те логически непротиворечивой полной и желательно кол-но подтвержденной системой док-в. Принцип ограничения рациональности – неполнота знаний – в процессе принятия УР ЛПР имеет дело не с реальн ситуацией, а с ее моделью, к-рая отражает лишь гл черты, и процесс принятия УР сопряжен с поиском, познанием, орг-ным обеспечением. Оптим УР – при к-ром достиг-ся неухудшение по всем критериям и улучшение хотя бы по одному. При формировании варианта реш-я проблемы формир-ся область доп значений и ограничения. Целесообразное – при формировании варианта реш-я проблемы целесообр-но разделение на заслуж-щие внимания и нет, выделение целесообр приводящих к улучш состояния проблем. Все решения принимает ЛПР – лицо принимающее решения. 1. Альтернативные варианты технологий разработки УР, оценка и выбор. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ Процедурность построения и использования модели объекта управления. Альтернативность УР обусловливает необходимость их оценки до принятия окончательного решения. В этой связи возникает необходимость создания образа системы или объекта, для которого разрабатывается УР. Таким образом, строится система, которая либо тождественна отображаемому объекту, либо схожа реальному объекту. Это отображение называется моделью реальной системы. Модель – это условный образ реальной системы, представляющий собой совокупность ее элементов и взаимосвязей между ними, причем элементы, включаемые в модель, являются основными с позиции решаемой задачи. Каждому показателю образа соответствует показатель в реальной системе, но не наоборот. Это свойство гоморфизма. Таким образом, образ системы гомоморфен реальной системе. Модель адекватна (изоморфна) образу, но гомоморфна реальной системе. Основные процедуры: 1. Формирование цели; 2. Постановка задачи; 3. Описание объекта в неявном виде математическими символами: По выходной информации дают входную информацию, формируют связки. Можно сразу выйти на математические зависимости (специальная литература, методики, реализация, справочники); 4. Выбор элементов, существенных для характеристики моделируемого объекта; 5. Установление взаимосвязей между выбранными элементами: • зависимостям в неявном виде придается явный вид • символы заменяются на конкретные численные значения 6. Разработка модели системы или объекта; 7. Экспериментальная проверка разработанной модели; 8. Оценка экспериментальной проверки. Если модель устраивает, то построение закончено, иначе: 9. Корректировка описания объекта и переход к шагу 4. При построении модели объектом моделирования может быть процесс (отдельные процедуры) или объект (система). В последнем случае она будет характеризоваться отдельными показателями или признаками (валовая продукция и т.д.). При установлении взаимосвязей между элементами могут быть получены количественные и качественные показатели. Для построения модели необходимо от качественных характеристик перейти к количественным. Для этого используются специальные приемы и методы (например, бальные оценки). При получении количественных характеристик может быть принята любая система оценок. Построение модели связано с поиском оптимального сочетания степени огрубления реальной системы и точности решения полученного на базе построенной модели. Выбор элементов и установление взаимосвязей между ними – творческий процесс, который зависит от профессионализма и личности человека, принимающего решения. Процесс использования созданной модели реализуется в процессе адаптации имеющейся модели к конкретной решаемой задачи. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ Этапы разработки управленческих решений, особенности реализации каждого из них. Управленческое решение – это целенаправленная, подготовлена на базе специальных принципов и методов воздействие, ориентированна на заданную цель и обеспечивает эффективность функционирования организации или ее элементов в пределах располагаемых организацией ресурсов. Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие управленческого решения; реализация управленческого решения. 1. Подготовительный: ◦ информационное обеспечение 9получение информации о реальном состояние объекта) ◦ оценить реальное состояние системы, элемента объекта ◦ сформировать желаемое состояние объекта или очертить уровень показателей характеризует этот объект в желаемом состоянии более детально или в общих чертах ◦ выбор конкретно решаемой задачи ◦ построение дерева, модели Модель – условный образ системы которой включает основные составляющие системы и взаимосвязи между ними. Модель описывается в виде формализованной зависимости, в виде графа, либо текстовое описание. Алгоритм – жестко регламентированная последовательность шагов решения позволяющая за конечное число итераций получить решения. На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения. 2. Принятие Управленческого Решения: ◦ Разработка критерий ◦ Разработка процедуры оценки ◦ Разработка метода оценка выбранного варианта ◦ Выбор и принятие наиболее рационального решения На стадии принятия управленческого решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. 3. Реализация Управленческого решения ◦ Определение исполнителя решения ◦ Обратная связь, критерии, условия, носители ◦ Анализ ситуации ◦ Выявление резервов, имеющиеся у организации для выполнения принятия решения. ◦ Прогнозирование состояния организации ◦ Оценка ситуации и в случае неудовлетворительного развития мы должны осуществлять корректировку. На стадии реализации управленческого решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ Методы и приемы обоснования выбора варианта управленческого решения. Этот выбор осуществляется либо с помощью методов логического анализа, либо используются расчетно-аналитические методы. Прежде всего, формируются признаки или критерии, по которым будет осуществляться оценка методов. Каждому из признаков дается качественная оценка, которая трансформируется ЛПР в количественную оценку. Следовательно, переход от качественной к количественной оценке – это субъективный процесс, который полностью зависит от ЛПР. Инструментарием такого перевода являются, например, балльные оценки, сравнительный анализ. При этом может использоваться как линейная, так и прогрессивная балльная шкала. Оценка методов с т.з. их предпочтительности может быть дополнена использованием корректирующих коэффициентов, которые могут повышать оценку (К>1), либо снижать ее (К<1). Такие коэффициенты также устанавливаются ЛПР или экспертом и могут формироваться с учетом тех признаков, которыми обладает данный метод, но и которые остаются за пределами эталонной таблицы признаков. Кроме того ситуации корректирующие коэффициенты могут использоваться и в других случаях, в частности, если эталонированный признак имеет гамму оттенков. При выборе методов для РУР можно рекомендовать использовать оценочную таблицу, которая включала бы те признаки или характеристики, по которым ведется отбор методов. Характеристики метода М1 М2 ...........................................Мn 1. Трудоемкость расчетов; 2. Возможность использования ЭВМ; 3. Наличие разработанных программных средств; 4. Возможность получения чистого математического оптимума; Итого сумма равна  = да - нет 0 - 1 вариантные оценки 1 - 5 По сумме баллов получаем оценку. Переход от качественных показателей к количественным УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ Основные подходы и показатели, используемые для оценки качества и эффективности. Для оценки экономической эффективности от разработанного УР по отклонениям могут использоваться различные подходы, такие как: 7. определяются направления формирования экономического эффекта (дополнительной прибыли). Например, выбирается направление автоматизации решения комплекса задач; 8. устанавливаются факторы, обуславливающие экономический эффект (набор факторов, степень их влияния). Для выбранного направления действующие факторы: повышение точности (достоверности) расчетов, снижение трудозатрат персонала, выполняющего эти решения, освобождение персонала от рутинных расчетных процедур, а следовательно, увеличение творческого начала. Снижение трудозатрат привело к экономии численности. При рассмотрении каждого из факторов по выявленным направлениям формирования экономической эффективности необходимо учитывать повторяющиеся факторы по различным направлениям. При этом необходимо логически оценить, в каких случаях может иметь место повторный счет и исключить влияние этих показателей на результаты оценки эффективности РУР. 9. проводим логический анализ дублирования в оценках эффективности различных факторов. Если дублирование имеет место, то расчеты или показатели исключаются; 10. Расчет сводных (комплексных, интегральных) показателей. Такой расчет может вестись либо по каждому из факторов, либо по каждому из направлений, либо по каждому виду затрат, сгруппированных по месту формирования или по направлению. 11. Оценка влияния факторов, которые увеличивают издержки (например, стоимость оборудования, то есть материально – технической базы и организационное и техническое обслуживание, то есть текущие расходы увеличивают текущие расходы на эксплуатацию системы). 12. определяются необходимые для РУР дополнительные капитальные вложения. после выполнения всех процедур формирования оценочной таблицы выполняются общие расчеты всех показателей экономической эффективности. Экономическая эффективность предусматривает соизмерение затрат, связанных с разработкой управленческого решения, и результатов, полученных от его реализации. Значение полученной в результате такого расчета величины прибыли без учета капитальных затрат, связанных с разработкой управленческого решения, не может являться абсолютным измерителем экономической эффективности принятого решения, так как организации не безразлично, какой ценой получена эта прибыль. Поэтому для оценки экономической эффективности используется ряд показателей, расчет которых выполняется по специальным методикам, с использованием необходимых приемов и методов. Таким образом сущность оценки состоит, с одной стороны, в определении направлений получения экономического эффекта, выявлении факторов, формирующих этот эффект, а с другой - в объективной оценке затрат, связанных со всеми этапами разработки и реализации управленческого решения. Социальная эффективность управленческого решения обусловлена изменением статуса работников сфер производства и управления, изменениями взаимоотношений пользователей системы, а также комфортностью отношений в коллективе, быстротой обслуживания работников предприятия специалистами, осуществляющими те или иные функции управления и т.п. Экономическая и социальная эффективность формируются в сфере производства, управления, личностных отношений. Поэтому целесообразность реализации принятых управленческих решений может определятся не только экономической, но и социальной эффективностью. В ряде случаев разработка, дающая ощутимый социальный эффект, может быть принята к внедрению даже если она не эффективна При расчете экономической эффективности используется следующие показатели: 4. Годовая прибыль (экономия): Прибыль = Результаты – Затраты 5. Дополнительные капитальные вложения, связанные с разработкой и реализацией управленческого решения (КВ ), если это решение выходит за пределы текущей работы, например, связанное с разработкой нового проекта. Далее приводится примерный состав дополнительных капитальных вложений: КВ = КВ на проектирование + КВ на техническое и программное обеспечение проектирования и реализации принятого решения + стоимость дополнительно требующегося оборудования для реализации этого решения (проекта)  остаточная стоимость основных средств, которые не могут быть использованы или проданы при реализации принятого решения. 6. Расчетный коэффициент эффективности (Ер): Ер = Прибыль/КВ 4. Срок окупаемости (Ток): Ток = КВ/Прибыль 5. Годовой экономический эффект (Эгодовой ): Эгодовой = Прибыль — КВ * Ен, где Ен - нормативный коэффициент эффективности. Разработанное в инновационном менеджменте управленческое решение может быть реализовано, если Ер > Ен УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ Экономический смысл параметров сетевого графа и использование этого смысла при разработке и принятии эффективных управленческих решений. Использование сетевых графов при разработке управленческих решений – весьма эффективная и перспективная задача в области подготовки специалистов-управленцев. Сетевой граф наглядно демонстрирует не только процедурность (состав), последовательность, но и взаимосвязи выполняемых работ, что позволяет студенту понять не только природу и специфику формирования взаимосвязей и взаимозависимостей отдельных функций управления, решаемых задач, но и отработать методы и приемы оптимизации всей процедуры разработки управленческого решения с точки зрения ресурсных, в том числе и временных параметров. Основными элементами сетевой модели являются: работа, событие, продолжительность работы; величина ресурса, потребного для выполнения каждой из работ; различные пути достижения конечной цели, критический путь. Сетевой граф представляет собой сочетание вершин и дуг; вершинами являются события, а дугами – работы. Событие – это результат выполнения всех входящих в него работ. После выполнения всех входящих в событие работ оно наступает мгновенно, поэтому продолжительность свершения события (для графа, построенного в терминах работ) равна нулю. Событие обозначается кружком . При нумерации событий его номер проставляется внутри кружка . В любом сетевом графе есть два особых события: исходное и завершающее. Исходное событие не имеет входящих в него работ и обозначается как начальное. Это отправной момент начала работ по данному сетевому графу. В завершающем событии работы только сходятся, но ни одна работа из него не выходит. Событие, из которого выходит работа, называется начальным; а событие, в которое входит эта работа, - конечным: , где I - начальное событие, i=1,m-1; j – конечное событие, j=2,m; I, j – работа. События I и j можно назвать смежными событиями. В сетевом графе различают несколько видов работ: 1) действительная работа; 2) ожидание; 3) фиктивная работа (зависимость). Под действительной работой понимается процесс, требующий затрат времени и ресурсов. Каждая работа характеризуется либо затратами труда, либо стоимостью ее выполнения. Кроме того, выполнение работы связано с необходимостью использования различных ресурсов, поэтому в числе характеристик каждой из работ выступает также показатель количества источников ресурса (ресурсов), необходимых для выполнения конкретной работы. Для выполнения работы может потребоваться один или несколько видов ресурсов. Количество этих видов ресурсов определяет сетевую модель как одноресурсную или многоресурсную. Действительная работа на сетевом графе отображается сплошной стрелкой . Например, необходимо произвести сборку станка, которая включает выполнение комплекса работ (технологических операций). Выполнение этих операций требует: привлечения рабочих (слесарей-сборщиков); подготовки площадки для выполнения операций сборки; специальных сборочных приспособлений; необходимого для сборки комплекта деталей, узлов и т.п., то есть трех источников ресурсов – живого труда, средств и предмета труда. Потребность в каждом из этих ресурсов определяется сложностью собираемого станка, особенностями выполнения операций сборки и т.д. Все эти подготовительные и технологические операции сборки требуют соответствующих видов ресурсов, характеризуются определенной продолжительностью, следовательно, являются действительными работами. Эти работы взаимоувязаны между собой и, таким образом, могут быть представлены в виде сетевого графа. Ожидание – это процесс, который требует только затрат времени и не нуждается в использовании ресурсов (например, процесс остывания детали после термообработки, затвердевание бетона, и др.). Ожидание на графе также изображается сплошной линией . «Фиктивная работа», или зависимость, отражает логическую связь между двумя или несколькими событиями. «Фиктивная работа» не требует для своего осуществления ни затрат времени, ни ресурсов. Этот вид работы указывает только на то, что определенное событие не может наступить, а работа не может начаться без наступления другого события или выполнения другой работы. Например, необходимо определить потребность организации в материальных ресурсах. Для такого расчета требуются производственная программа в разрезе выпускаемых наименований изделий и нормы расхода конкретного материала на то или иное наименование изделия. Производственную программу формирует производственно-диспетчерский отдел, норму расхода материала устанавливает технологический отдел. Расчет потребности в материалах не может быть начат без получения соответствующей информации от указанных отделов организации, т.е. без завершения работ по указанным ранее расчетам. Таким образом, между расчетом потребности в материалах и формированием производственной программы и установлением норм расхода материалов существует зависимость – фиктивная работа. Фиктивная работа на сетевом графе отображается пунктирной линией . Работа, непосредственно предшествующая данной, называется непосредственно предшествующей работой; а непосредственно следующая за данной – непосредственно следующей. Работы (действительные, ожиданий и фиктивные), выходящие из начального события, не имеют работ непосредственного предшествования; а работы, входящие в конечное событие, не имеют работ непосредственного следования. Остальные работы могут иметь одну или несколько непосредственно предшествующих и непосредственно следующих работ. Важным элементом сетевого графа является путь – непрерывная последовательность работ от начального или какого-либо промежуточного события до конечного. Путь определяется по направлению стрелок, причем ни один путь не должен дважды проходить через одно и то же событие. Длина пути рассчитывается как сумма продолжительностей составляющих его работ. Продолжительность выполнения отдельных работ устанавливается различными методами: расчетно-аналитическим, аналогов, экспертным, различными статистическими методами, например, методом средних оценок и т.д. Трудоемкость выполнения работ на графе проставляется над стрелкой, которая обозначает данную работу. Различают различные виды путей: предшествующий событию, полный и критический. Предшествующий путь – это путь от начального до данного события; полный – от начального до конечного события; критический путь – наименьший по продолжительности из полных путей, за время прохождения которого будут выполнены все без исключения работы сетевого графа, и наступят все события.
«Этапы управленческих решений. Их краткое содержание» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 75 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot