Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Этапы развития маркетинга

  • 👀 963 просмотра
  • 📌 942 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Этапы развития маркетинга» docx
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА 1.1 Научные взгляды на периодизацию развития маркетинга Развитие маркетинга как системы управлением в условиях рынка в своем развитии прошло несколько этапов. Согласно эволюции маркетинга свой путь развития прошли и концепции маркетинга. Концепция маркетинга определяет ориентацию предприятия на реальные и потенциальные потребности потребителей с целью удовлетворения этих потребностей и получения прибыли. Концепция маркетинга – это основной принцип эффективной маркетинговой деятельности на определенном этапе экономического развития. Концепция отражает цели деятельности и механизм ее достижения. Именно она позволяет охватить всю совокупность маркетинговых средств и направить их на достижение целей определенного этапа экономического развития, ей подчиняются существующие составные элементы и мероприятия маркетинга. Многие специалисты приводят в работах различные, иногда противоположные, этапы развития маркетинга. Поскольку маркетинг является наукой, которая возникла в США, то акцентируем внимание на точке зрения американских специалистов. Ф. Котлер, выделяет в истории пять концепций маркетинга, которые олицетворяют различные периоды в истории американской экономики и основные социальные, экономические и политические перемены за последние 50 лет [8]. По сути эти концепции могут быть приравнены к периодизации развития маркетинга. Это такие этапы развития маркетинга: 1) совершенствование производства; 2) совершенствование товара; 3) интенсификация коммерческих усилий; 4) маркетинга; 5) социально-этического маркетинга. В российском адаптированном издании американского учебника «Маркетинг» выделены четыре этапа развития маркетинга [9]: 1) эра производства; 2) эра сбыта; 3) эра концепции маркетинга; 4) эра ориентации на рынок. Бартельс Г. выделяет следующие стадии развития маркетинговой мысли [9]: 1) 1900-1910 гг. – период открытий. Теория маркетинга формировалась во время преподавания лекций. Лекции основывались на опыте передовых предприятий. 2) 1910-1920 гг. – период концептуализации. Разработаны исходные концепции маркетинга и основной категориальный аппарат. 3) 1920-1930 гг. – период интеграции. Начинает формироваться единая теория. Основы маркетинга впервые представлены в виде книги, в которой были объединены и обобщены первоначальные концепции. 4) 1930-1940 гг. – период развития. Развиваются специализированные области маркетинга, возникают новые подходы к теории маркетинга. Основной тенденцией было создание профессиональной маркетинговой литературы. 5) 1940-1950 гг. – период переоценки. Концепция маркетинга была пересмотрена с точки зрения новых потребностей в маркетинговых знаниях. Были введены новые положения относительно поведения потребителей и маркетинговых исследований. 6) 1950-1960 гг. – период реконцепции. Традиционные маркетинговые подходы были рассмотрены с позиций менеджмента с акцентированием внимания на количественном анализе эффективности маркетингового менеджмента. 7) 1960-1970 гг. – период дифференциации. Появление специализированных маркетинговых отраслей сопровождалась новыми концептуально-методологическими подходами. 8) 1970 гг. – период социализации. Возросла роль социальных аспектов для маркетинга, поскольку усилилось влияние на только общества на маркетинг, но и маркетинга на общество. 2. Эволюция развития маркетинга В развитии маркетинга как науки и практической деятельности выделяют этапы, которые можно объединить в циклы. Первый цикл развития маркетинга – производственный (концепции производственная, товарная и сбытовая). Второй цикл развития – социальный (концепции тактического, стратегического и социально-этического маркетинга). Третий цикл развития – маркетинг потребителя, который основан современной концепцией маркетинга отношений (рис. 1). Первый цикл развития маркетинга – производственный. Производственная концепция. Приоритет производства относился к 30-м годам XX века. Маркетинг как система исследования и работы с потребителями не применялся. Произведенную продукцию продавали без изучения потребностей рынка потребителей, поэтому производители не могли продать произведенную продукцию, имели место такие явления как перепроизводство, а также дефицит товаров. Производственная концепция или Концепция совершенствования производства исходит из того, что потребители благосклонно относятся к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Применение производственно-ориентированной концепции целесообразно в двух ситуациях: когда спрос на товар превышает предложение и когда себестоимость производства слишком высока и ее необходимо снизить за счет повышения производительности. Рисунок 1 – Хронология этапов развития маркетинга Экономический кризис 1929-1932 pp. показала, что надо не только уметь производить, но и учиться продавать продукцию. Первому этапу организации бизнеса соответствовала концепция интенсификации коммерческих усилий. Значительное превышение спроса над предложением при достаточно низкой конкуренции приводило к тому, что изменение качества товаров и услуг осуществлялось без достаточного учета потребностей, желаний и вкусов потребителей. Второй этап развития маркетинга. Товарная концепция или Концепция интенсификации коммерческих усилий предполагает, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования (включая рекламу). Много фирм начинают ориентироваться на данную концепцию, когда испытывают трудности со сбытом, когда появляются признаки перепроизводства. Третий этап развития маркетинга. Концепция ориентации на сбыт (до середины 50-х годов XX века) обусловила использование различных методов воздействия на потребителей с целью заставить их совершить покупку. Зарождение и развитие системы маркетинга. Те предприниматели, которые системно изучали спрос и потребности потребителей и ориентировали своих покупателей на долгосрочные контакты выиграли у тех предпринимателей, которые раз от раза применяли методы воздействия. Сбытовая ориентация имела место при активизации конкурентной борьбы, ее обострении на рынке. Вместе с тем имел место значительный объем неудовлетворенного спроса, который стимулировался различными методами. В том числе и рассрочкой платежа – "кредитные продажи". Характерным для данного этапа является расширение рекламных воздействий на потребителя, внедрение стимуляторов продаж. Второй цикл развития маркетинга – социальный. Четвертый этап развития маркетинга. Приоритет маркетинга (60-70-е годы XX века). Расцвет маркетинга. На предприятиях создаются службы маркетинга, рыночная инфраструктура дополняется коммерческими фирмами, специализирующимися на маркетинге. Все они применяют все аспекты комплекса маркетинга, что значительно расширило сбыт, даже привело к иррационального потребления. Концепция рыночного (текущего, тактического) маркетинга. Классическая концепция маркетинга (60-80-е годы XX века.) основное внимание уделяет потребителям продукции фирмы, всестороннему изучению существующих у них потребностей и наиболее полному их удовлетворению. Широко применяются такие маркетинговые инструменты: исследования рынка, его сегментация, разработка маркетинговой, товарной, ценовой, сбытовой политик, политики продвижения. При этом преобладает комплексное, системное использование маркетинговых инструментов [10]. Однако со временем положительная сторона этой концепции стала превращаться в негативную. Речь идет о том, что в концепции рыночного маркетинга преобладает приспособление к условиям рынка, пассивное отражение существующих в нем потребностей (их "фотографирования"). А условием дальнейшего успешного развития производства и рынка становился маркетинговое влияние на формирование потребностей потребителей. Эту задачу должна решить следующая концепция. Концепция стратегического маркетинга (70-80-е годы XX века.) заключается в активном воздействии со стороны фирмы на рынок путем предвидения будущих потребностей и подготовки производства к их удовлетворению, а также путем формирования новых потребностей и спроса покупателей, используя маркетинговые средства: реклама, стимулирование продажи и тому подобное. Итак, главная задача стратегического маркетинга – прогнозирование длительного успешного пребывания на рынке и активное воздействие на него [4, с. 108]. Пятый этап развития маркетинга. Ориентация на социально-этический маркетинг (80-х годов до 1995 г.) Гуманизация маркетинга. Продать не любой ценой, а с учетом человеческим ценностям, экологии, этических ценностей. Концепция социально-ориентированного (или социально-этичного) маркетинга. Эта концепция определяет задачей фирмы установление потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении или укреплении благополучия потребителя и общества в целом. Решение этих проблем является существенным вкладом в формирование системы маркетинга, которое стало главным заданием следующей концепции. Концепция социально-этического маркетинга (80-90–е годы XX века.) предполагает выявление индивидуальных и общественных потребностей потребителей и их удовлетворение с соблюдением моральных норм, повышение благополучия отдельного потребителя и общества в целом. Эта концепция предполагает уважение бизнеса к правам личности, не ограничивается учетом текущих потребностей потребителей, а направлена на обеспечение Их долгосрочного благополучия, комплексное удовлетворение потребностей человека как индивидуума, члена трудового коллектива и общества в целом. Эта концепция требует сбалансированности трех факторов: прибыли фирмы, покупательских потребностей и интересов общества [7, с. 84-85]. Шестой этап развития маркетинга. Концепция информационного маркетинга и сервитизации маркетинга, (с 1990 г. и до сих пор). Расширение сферы деятельности фирм на рынке услуг, формирование послепродажного рынка. Кроме информатизации предпринимательской и маркетинговой деятельности, существенным фактором, который формирует генезис эволюционного развития маркетинга, и его концепцией является развитие отрасли сервисного предпринимательства. За рубежом будущее общество называют сервисным или экономикой услуг, так как считается, что более половины национального продукта в мире будет производиться в сфере услуг. Переход к сервисному обществу означает, что, как и в эпоху промышленной революции, потребуются новые управленческие и организационные решения в маркетинге, технологии, управлении взаимоотношениями между людьми: работниками предприятия и клиентами, покупателями. В условиях развития сервисной конкуренции возникает необходимость новой организационной логики предпринимательства по сравнению с индустриальным обществом [7, с. 90]. Услуги становятся источником конкурентного преимущества, независимо от того, где они оказываются: в промышленности (техническое обслуживание и ремонт, обучение персонала, консультации, обеспечение материалами и т.д.) или в традиционной сфере услуг (банки, туризм, гостиницы, рестораны и т. д.). Это требует нового подхода к управлению, маркетингу, персоналу, финансам. В связи с этим маркетинг не может оставаться отдельной функцией только специалистов по маркетингу и сбыту. Маркетинг расширяет свои функции, т. е. наряду с функциями исследования, планирования, стимулирования сбыта и распределения появляется функция взаимодействия с покупателем. Такое взаимодействие, долгосрочные взаимоотношения с клиентом обходятся намного дешевле, чем маркетинговые расходы, необходимые для усиления интереса к товару (услуге) предприятия у нового клиента. Например, известно, что завоевание нового клиента обходится предприятию в 6 раз дороже, чем организация повторных продаж существующему покупателю. А если клиент ушел неудовлетворенным, то повторное завоевание его внимания организации будет стоить в 25 раз дороже [10, с. 85]. В процессе реализации концепций рыночного и стратегического маркетинга появились новые проблемы [3, с. 48]. 1. Максимальная концентрация производителей на индивидуальных потребностях потребителей создает вероятность ухудшения удовлетворения потребностей всего общества и вследствие этого отдельных потребителей в качестве его членов. Речь идет о негативном влиянии производства на окружающую среду: загрязнение окружающей среды и создание экологических проблем, истощение природных ресурсов и тому подобное. 2. Эти две концепции не обеспечивают соблюдение бизнесом этических норм, уважение к человеку, его правам. Среди многочисленных средств воздействия (давления) бизнеса на покупателей можно в частности выделить телевизионную рекламу, которая часто направляется на навязывание товаров путем давления на телезрителя, приемов массового гипноза, провоцирование у людей инстинктов толпы. Следовательно, покупатель превращается в объект не только исследования, но и агрессивного воздействия. Последние три концепции – рыночного, стратегического и социально - этического маркетинга – образуют цикл социального маркетинга, где главное внимание уделяется потребителям и их потребностям. В отличие от производственного маркетинга, принцип социального таков: сначала изучим потребности в товарах, а потом выработаем. При таких условиях происходит активное воздействие маркетинга не только на рынок, но и на производство – маркетинг делает вклад в структурную перестройку экономики. На этом этапе готовятся профессионалы-маркетологи, которые создают систему маркетинга, нарабатывают его механизмы, инструменты. Здесь в основном завершается формирование системы маркетинга и создаются условия для развития этой системы на новом уровне. Социальный маркетинг и его завершающая концепция начинают новый цикл маркетинга. Концепция социально-этического маркетинга приблизила производителей к реализации назревшей потребности не просто в уважении к потребителям и соблюдения их прав, но и в создании партнерских, дружеских отношений с ними. Если на исходном уровне маркетинговой деятельности маркетинг существовал производителя, то после существенных изменений и создание системы маркетинга новый, высший уровень является маркетингом потребителя. Он предполагает активное взаимодействие маркетологов с покупателями, клиентами. Третий цикл развития – маркетинг потребителя, который основан современной Концепцией маркетинга отношений. Концепция маркетинга взаимоотношений (90–е годы и до сих пор) направлена на создание доверительных, взаимовыгодных отношений с клиентами и другими партнерами (поставщиками, посредниками) на долгосрочную перспективу. Речь идет о формировании приверженности, лояльности покупателей и их детей до фирмы на годы. Маркетинговая концепция взаимоотношений выразила условия эффективного развития экономики на современном этапе. Если на предыдущих этапах отношения с потребителями были лишь условием, фактором маркетинговой деятельности, то позднее маркетинговые коммуникации становятся непосредственной целью этой деятельности [9, с. 74]. Маркетинговые коммуникации представляют собой совокупность направленных связей для передачи информации о других элементах комплекса маркетинга целевой аудитории и процессов взаимодействия между субъектами маркетинговой среды. Комплекс маркетинговых коммуникаций становится важнейшим методом конкурентной борьбы в условиях перехода к информационному обществу. Но в процессе эволюции концепции управления маркетингом менялась и роль (содержание) продвижение. Изменение роли коммуникаций в ходе эволюции концепции маркетинга представлено в таблице 1. Рост товарной конкуренции благодаря развитию научно-технического прогресса привел к тому, что потребитель перестает различать товары разных производителей с точки зрения качества или уникальности технических и других характеристик. С развитием товарной конкуренцией появляется понятие коммуникативной конкуренции, соревнования за завоевание внимания потребителей, наиболее важных целевых сегментов рынка и других субъектов маркетинга. В условиях информатизации общества и острой конкуренции маркетинговые коммуникации становятся одним из основных методов конкурентной борьбы. Таблица 1 - Развитие роли коммуникаций в процессе эволюции концепций маркетинга Концепции маркетинга Основное содержание концепции маркетинга Развитие коммуникации Производственная (1860-1920 г.г.) Ориентация на товары, которые широко распространены и продаются по рыночным ценам в условиях, когда спрос превышает предложение Продвижение информации о ценах и местах, где продаются товары Товарная (1920-1930 г.г.) Ориентация на производство качественных товаров и совершенствование потребительских качеств товара Акцентирование внимания на лучших потребительских свойствах товара, отличающих их от товаров конкурентов Сбытовая (1930-1950 г.г.) Агрессивная политика продаж и активное продвижение продукции на рынок, интенсивное развитие сбытовой сети Коммуникация, ориентирована на получение конечного эффекта в виде продажи с интенсивным стимулированием сбыта Классическая (1960-1980 г.г.) Исследование нужд потребителей и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов товарами Основная цель коммуникации, ориентированной на потребителя, убедить его в том, что товар фирмы наилучшим образом удовлетворяет потребности Социально-этическая (1980-1995 г.г.) Производство товаров с учетом потребностей потребителей и общества в целом, согласование социальных и экологических последствий производства и потребления рыночных товаров и услуг Раскрытие социального взноса производителя и разъяснение потребителям социально-экологических преимуществ товара Маркетинг взаимодействия (с 1990-х pp. и до сих пор) Производство товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности потребителей, бизнес-партнеров и общества с использованием методов координации, интеграции, контроллинга и тому подобное. Продвижение информации о всех элементах комплекса маркетинга целевой аудитории и активное взаимодействие со всеми субъектами маркетинговой среды. Коммуникационная концепция (с 1990-х pp. и до сих пор) Организация эффективной коммуникации на всех этапах деятельности предприятия в условиях полной информатизации общества Основное внимание на реализацию концепции брендинговых коммуникаций 3. Этапы внедрении и развитие маркетинга в России Отечественные авторы указывают на наличие четырех этапов генезиса маркетинга (см. табл. 2): 1) товарный – характеризуется тем, что в центре внимания находятся товары и услуги, предназначенные для продажи; 2) институциональный – акценты смещаются на субъектов маркетинга – производителей, оптовиков, мелких торговцев, агентов и других посредников; 3) функциональный – в центре внимания стоят процессы и функции маркетинга: продажа, покупка, стимулирование сбыта, транспортировки товаров, складирования, ценообразования; 4) увеличение заинтересованности относительно рыночной эффективности. Таблица 2 - Основные этапы формирования маркетинговой мысли в России Период формирования Исследователи Исследования 1961-1991 гг. К. Ф. А. Фокс, И. И. Скоробагатых, О. В. Сагинова [12] Официальная советская идеология отвергала положения маркетинга, одним из направлений развития маркетинга является стремление руководителей страны увеличить экспорт советских товаров 1972-1990 гг. А.П. Панкрухин [10-11] Специализировался на прогнозировании потребительского спроса Конец 80- 1998 г. Т.Л. Короткова [5-6] Период зарождения маркетинга (период интуитивного маркетинга). Переориентация деятельности на нужды потребителя происходила в основном, опираясь на интуицию руководства 1998-2010 г. Т.Л. Короткова [5-6] Период активного внедрения маркетинга в России. Российский рынок для отечественного производителя приобретает черты определяющего. Функционирования предприятий становится невозможным без внедрения инструментария маркетинга Современная маркетинговая теория представлена разнообразными концепциями – в самом широком значении этого слова: - понятийные концепции маркетинга (как философии бизнеса, как науки, как управленческой концепции), которые предопределили многообразие определений понятия маркетинга (более 200 определений); - концепции маркетинга в зависимости от состояния спроса (развивающий, противодействующий маркетинг, демаркетинга, ремаркетинг и др.); - прикладные концепции маркетинга в зависимости от сферы его применения (прикладные концепции коммерческого маркетинга – промышленный, торговый, банковский маркетинг, маркетинг гостиниц, предприятий массового питания и остальных коммерческих субъектов; - прикладные концепции некоммерческого маркетинга – предвыборный, религиозный, социальный маркетинг, макромаркетинг, глобальный маркетинг, маркетинг политических партий и общественных движений и некоммерческих субъектов); - управленческие концепции маркетинга (концепции стратегического маркетинга, конкурентной рациональности, максимаркетингу, собственно маркетингового управления [2, c. 158] и др.). Учитывая этапы развития рыночной экономики в России процесс становления и развития маркетинга можно разделить на четыре периода: - социалистического маркетинга (70-е годы XX века); - маркетинга экономической перестройки (80-е годы XX века); - активного прорыва маркетинга (90-е годы XX века); - новейшего маркетинга (2000 г. – настоящее время). Особенностью процесса внедрения маркетинга в экономику переходного периода является то, что он стал активно применяться в таких отраслях, как финансы (банки), торговля, социальная сфера и др. Эволюция маркетинга сопровождается изменениями его концепции, форм и инструментария. Маркетинг как инструментарий рыночной деятельности и философия бизнеса является результатом теории и практики различных научных школ. Содержание и терминология маркетинга постоянно обновляются под влиянием развития рыночной среды и взаимоотношений его субъектов, а концепции маркетинга развиваются в соответствии с бизнес-ориентаций деловой среды. Третий период начался с началом ХХІ века и продолжается по настоящее. Для него свойственны следующие положительные черты: - повышение интереса к маркетингу как ведущей функции менеджмента с профессиональной точки зрения; - повышение значения маркетинговых исследований в деятельности предприятий; - уделяется больше внимания стратегическому маркетинговому планированию; - трансформации научных разработок в практическую плоскость; - создания PR-служб в государственных учреждениях. В то же время есть и негативные тенденции развития маркетинга в России на современном этапе: - непонимание большинством руководителей целей и задач маркетинговой службы и ее места в корпоративном управлении; - присущие руководителям компаний эффект Даннинг-Крюгера; - слабое интегрирование маркетинговой службы в организационной структуре компании; - признания расходов на маркетинг как непервоочередных; - формирование маркетингового бюджета по остаточному принципу; - постоянный рост недовольства руководителей компании деятельностью маркетинговых служб, спровоцировано невозможностью оценки эффективности их деятельности. Будущее развитие маркетинга в России будет связан со следующими направлениями: - социальный маркетинг; - зеленый маркетинг; - нейромаркетинг; - краудмаркетинг; - интернет-маркетинг; - муниципальный (региональный) маркетинг. Социальный маркетинг заключается в разработке, реализации и контроле социальных программ, направленных на повышение уровня восприятия определенных слоев общества некоторых социальных идей, движений или практических действий. Использование социального маркетинга в основном присуще государственным и общественным организациям. Зеленый маркетинг берет свое начало с социального маркетинга и применяется для повышения лояльности потребителей, узнаваемости бренда и объема продаж за счет выпуска экологически чистой продукции или использования экологичных технологий производства [2, c. 160]. Нейромаркетинг базируется на исследовании потребительского поведения человека и использует для этого достижения нейрофизиологии, когнитивной психологии и маркетинга. Таким образом, можно отметить, что нейромаркетинг - это новейший комплекс нейроприемов, нейрометодов и нейротехнологий, который помогает устанавливать коммуникационный связь между компанией и потребительской аудиторией на уровне подсознания и активизировать покупку товаров и услуг [1]. Краудмаркетинг основывается на краудтехнологии, которая открывает перед компанией новые возможности в привлечении широкого круга лиц к решению поставленных перед компанией задач. Итак, краудмаркетинг - это процесс маркетингового управления на основе закономерностей функционирования толпы, который направлен на получение эффекта от взаимодействия участников толпы для достижения маркетинговых целей компании с использованием принципов оптимального управления. С помощью использование краудтехнологии можно агрегировать информацию, опыт, мнения, прогнозы, предпочтения и оценки, и на их основе порождать новые идеи и принимать маркетинговые решения [3]. Используя краудмаркетинг компании привлекают потребителей к разработке товаров, упаковки, организации торговых площадок и других маркетинговых элементов. Интернет-маркетинг является не только необходимым, а жизненнонеобходимым для компании в условиях всеобщей информатизации процессов. Муниципальный маркетинг - это элемент системы рыночных отношений, спроецированный не на микроуровень (уровень предприятий и фирм), а на мезоуровень (муниципальные образования). Поэтому муниципальный маркетинг не предполагает изучение рынка, спроса, цен на продукцию какого-либо отдельного предприятия, а речь идет уже об изучении рынка, спроса, цен на совокупную продукцию муниципальной структуры, реализацию всего его потенциала как с точки зрения внутренних, так и внешних (за пределами его территории) потребностей [5]. Задания 1. Концепция периодизации маркетинговых концепций согласно американскому исследователю Ф. Котлеру. 2. Сколько выделяются циклов развития маркетинга в мировой научной теории? Перечислите основные из них. 3. Какие этапы распространения концепций развития маркетинга относят ко второму циклу развития маркетинга? 4. Назовите временной период с которого начался последний этап развития мирового маркетинга, который длится до настоящего времени. 5. Опишите основные этапы формирования маркетинговой мысли в России. 6. Назовите основные направления развития маркетинга в России. 7. Список литературы 1. Вудвуд В.В. Нейромаркетинг - новый инструмент влияния на поведение потребителей в несовершенных условиях рыночной экономики России / В.В. Вудвуд, А.Я. Белоус // Инновационная экономика. - 2015. - №7. - С.210-212. 2. Голованов А. Я. Социальный маркетинг: генезис и перспектива развития в России. / А. Я. Голованов // Стратегия развития России - 2015. - №3. - С.157-161. 3. Зозулев А.В. Краудмаркетинг как современный подход к управлению маркетинговой деятельностью предприятия / А.В. Зозулев, К.А. Полторак // Маркетинг и реклама. - 2017. - №4. - С.46-52. 4. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2013. – 320с. 5. Короткова Т.Л. Условия и принципы внедрения маркетинга инноваций в российский бизнес. Коллективная научная монография по экономической тематике: Проблемы инновационного развития экономики.– Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС), 2014. стр. 87-115. 6. Короткова Т.Л. Социально-этичный маркетинг как способ балансирования интересов государства, корпорации и личности в России. Международная научно-практическая конференция «Векторы обособленности и единения в системе координат». Британский сборник. Publishedby LASHE, London, 2014, стр. 35-43.- URL: http://gisap.eu/ru/node/37389. 7. Котлер Ф., Армстронг г., Сондерс Д. и др. Основы маркетинга: пер. с англ. – К.; М.; СПб: Издат. дом «Вильямс», 1998. – 1056с. 8. Котлер Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер. – М.: Прогресс, 2010. – 736 с. 9. Маркетинг: Учебник. / В. Руделиус, А.М. Азарян, Н.А. Бабенко и др. – 4-е изд. – М.: Учебно-методический центр «Консорциум по усовершенствованию менеджмент-образования в России», 2016. – 648 с. 10. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник – М.: Институт международного права и экономики имени А.С.Грибоедова,2015.- 398с. 11. Панкрухин А.П. Маркетинг и вызовы ХХI века в России. Публикация на сайте Гильдии маркетологов.[Электронный ресурс] - URl:http://www.marketologi.ru/publikatsii/ 12. Фокс, К. Ф. А. Эволюция маркетинга в СССР 1961–1991 годов: от «марксизма» к «маркетингу» / К. Ф. А. Фокс, И. И. Скоробагатых, О. В. Сагинова / / Сборник научных трудов Российской экономической академии им. Г. Плеханова. – М.: Российская экономическая академия им. Г. Плеханова. – 2004. – С.17
«Этапы развития маркетинга» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 259 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot