Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Энергетическая безопасность. Взаимосвязи национальной, экономической и энергетической безопасности

  • 👀 4294 просмотра
  • 📌 4240 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Энергетическая безопасность. Взаимосвязи национальной, экономической и энергетической безопасности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Энергетическая безопасность. Взаимосвязи национальной, экономической и энергетической безопасности» pdf
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (курс лекций подготовлен по материалам проф. Сенновой Е.В.) НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Охорзин Ю.А. , к.т.н., доцент кафедры экономики нефтяной и газовой промышленности РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Тематика курса Тема 1. Лекции 1. Энергетическая безопасность (ЭнБ). Базовые причины и истоки, формирование понятия «энергетическая безопасность» в мировом энергетическом сообществе. Организации стран- экспортёров и импортеров энергоресурсов. Документы международного сотрудничества стран Европы и мира. Модели глобализации энергетических рынков. Тема 2. Лекция 2. Взаимосвязи национальной, экономической и энергетической безопасности. Понятия и определения. Роль энергетического сектора в социально-экономическом развитии государства. Базовые понятия проблемы ЭнБ. Энергетические интересы государства, причины возникновения угроз ЭнБ, энергетическая защита. Тема 3. Лекция 3. Характеристика топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Основные определения и структура. Первичные и вторичные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР). Позиции ТЭК России на мировых рынках и в стране. Основные внутренние и внешние проблемы ТЭК России, краткая характеристика отраслей. Общая характеристика ТЭК Узбекистана, топливноэнергетический баланс (ТЭБ), характеристика и проблемы основных отраслей ТЭК. Увязка потребностей и поставок ТЭР в топливно-энергетических балансах. Тема 4. Лекция 4. Внутренние аспекты ЭнБ государства. Содержание проблемы ЭнБ, тактическая и стратегическая компоненты. Задачи ТЭК с позиций ЭнБ страны. Классификация угроз ЭнБ. Стратегические угрозы. Тематика курса Тема 5. Лекция 5. Методический подход к оценке уровня ЭнБ регионов страны. Общая схема мониторинга и индикативного анализа ЭнБ. Алгоритм оценки состояния ЭнБ региона. Блоки индикаторов для оценки ЭнБ региона. Классификация регионов и пороговые значения индикаторов. Тема 6. Лекция 6. Применение методики для оценки ЭнБ субъектов РФ и федеральных округов. Оценка уровня ЭнБ на примере субъекта РФ и ФО. Индикаторы оценки ЭнБ на уровне государства. Тема 7. Лекция 7. Исследования ТЭК страны с позиций ЭнБ. Схема исследований, взаимосвязь моделей двухуровневой технологии, порядок расчетов. Стоимостная оценка уровня ЭнБ. Оценка перспективных возможностей отраслей ТЭК с учетом угроз ЭнБ. Тема 8. Лекция 8. Регулирование в сфере энергетической безопасности. Государственное обеспечение ЭнБ в РФ и Узбекистане. Нормативноправовая база по регулированию ЭнБ в РФ, основные государственные органы, регулирующие вопросы ЭнБ страны. Правовая основа сферы энергетики Республики Узбекистан. Российско-узбекское сотрудничество. Тема 19. Лекция 19. Обзор курса «Энергетическая безопасность» ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Лекция 1 Расширение сферы применения термина безопасность Термин безопасность возник применительно к военной безопасности государства в конце XIX – начале XX века. В США он был введен президентом Теодором Рузвельтом в 1904 году и вошел широкое употребление. В процессе развития общества пространство мировой безопасности расширялось в 4-х измерениях. Безопасность (военная) Национальная (страновая) безопасность Экономическая безопасность Энергетическая безопасность Глобальная (международная) безопасность Иерархия уровней безопасности  Безопасность – сложная проблема, касающаяся разных аспектов деятельности человеческого общества: геополитических, военных, экономических, технологических, информационных, социальных, экологических. Она актуальна как на международном уровне – глобальная безопасность, так и на уровне отдельной страны – национальная безопасность.  Категория «безопасность» – многоуровневая структура. БЕЗОПАСНОСТЬ ГЛОБАЛЬНАЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ ) БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ (СТРАНОВАЯ) БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ  Проблема ЭнБ государства также имеет внешние и внутренние аспекты: уровень ЭнБ определяется как внутренними взаимосвязями, так и отношениями с другими государствами. Причины проблемы глобальной энергетической безопасности  Проблема ЭнБ на глобальном мировом уровне обусловлена:  неравномерным размещением топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по территории земного шара;  территориальным несовпадением основных энергопотребляющих и энергопроизводящих регионов;  противоречивыми интересами и возникающей зависимостью странимпортеров энергоресурсов от стран-экспортеров; − страны-импортеры хотят иметь гарантированные поставки энергоресурсов по возможно более низким ценам; − страны-экспортеры заинтересованы в гарантированном спросе на энергоресурсы на внешних рынках;  Огромное значение энергоресурсов в экономике стран приводит к их противоборству за контроль над энергоресурсами и нередко к серьезным геополитическим конфликтам;  Рост энергопотребления приводит к росту международной торговли энергоресурсами и формированию межстрановых, региональных рынков, а по нефти – и мирового рынка.  «Ресурсный фактор» вот уже более ста лет определяет вектор энергетической политики многих стран, влияет на международные отношения и связывает их с проблемой ЭнБ. Топливно-энергетические ресурсы (ТЭР). Классификация Классификация ТЭР Источник: Руководство по энергетической статистике. ОЭСР / МЭА. - 2007. – 197с. Виды возобновляемых источников энергии Виды ВИЭ *) - ветеровая - солнечная - энергия вод (т.ч. сточных) за исключением ГАЭС **) - биомасса (т.ч. ТБО) - биогаз (т.ч. свалочный) - волновая энергия - геотермальная - газ, образующийся на угольных шахтах *) Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об электроэнергетике» (ст.3). **) В рамках госпрограммы развития ВИЭ в России входят малые ГЭС установленной мощностью менее 25 МВт. Сопоставимые единицы измерения ТЭР Перевод количества топлива из натуральных единиц (массы или объема) в единицы энергии позволяет суммировать энергоемкость различных видов топлива в разных агрегатных состояниях. Для такого перевода необходимо знать коэффициенты пересчета, выражающие количество тепла, получаемого из одной натуральной единицы топлива. Эти коэффициенты называются теплотворной способностью топлива или калорийностью. Россия Зарубежные страны (МЭА, BP) Тонны условного топлива (т у.т.; млн. т у.т.) Джоули (Дж; ГДж; ТДж); Тонны нефтяного эквивалента (т н.э.) Британская тепловая единица 1 БТЕ Производство и распределение ТЭР рассчитываются в единицах условного топлива с использованием коэффициентов пересчета по угольному эквиваленту 1 т у.т. = 7 000 тыс. ккал / т = 29,3 ГДж Источник: Пост. Госкомстата РФ от 23.06.1999 №46 "Об утверждении "Методологических положений по расчету ТЭБ РФ …" Особенности обозначения (не метрические единицы btu): Мbtu = тыс. БТЕ; ММbtu = млн. БТЕ; 1 т н.э. = 10 000 тыс. ккал/т = 41,868 ГДж = 1,43 т у.т. 1 млн. БТЕ = 39,68 т н.э. = 0,36 т у.т. Потребление первичных ТЭР в мире Потребление видов первичных ТЭР в мире за период 1993-2018 года, млн. т н.э. Суммарное объем потребления первичных ТЭР в мире за 2018 год составил 13,9 млрд. т н.э., среднегодовой прирост за период 1993-2018гг. – 1,7%. Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019 Потребление первичных ТЭР по странам мира Потребление первичных ТЭР по странам мира за 2018 гг., млн. т н.э. и % Страна млн. т н.э. % Китай 3 273,5 23,6 США 2 300,6 16,6 страны ЕС 1 688,2 12,2 Индия 809,2 5,8 Россия 720,7 5,2 Япония 454,1 3,3 Ю. Корея 301,0 2,2 Другие страны 4 317,6 31,1 Всего 13 864,9 100,0 Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019 Структура потребления первичных ТЭР по странам мира за 2018 гг., млн. т н.э. и % АЭС 4% ГЭС 7% уголь 27% ВИЭ 4% всего 13 865 млн. т н.э. нефть 34% газ 24% В суммарном потребления первичных ТЭР по странам мира за 2018 год на долю нефти и газа приходится 68% Потребление первичных ТЭР в мире Долевое соотношение мирового потребления по видам первичных ТЭР за период 1985-2018 года, % Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019 Потребление энергии на душу населения по регионам мира Потребление энергии на душу населения по регионам мира за период 1985-2018гг., ГДж/чел. в год Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019 Рост потребления первичных ТЭР в мире Темпы роста потребления первичных ТЭР в мире за период 2000 - 2018 гг., % Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019 Рост потребления первичных ТЭР в странах мира Прирост потребления первичных ТЭР по странам мира за 2018 гг., % Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019 Соотношение запасов и производства первичных ТЭР в мире Кратность отношения запасов ТЭР к объемам годового производства по регионам мира , в годах: за период 1988 - 2018 года в 2018 году Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019 Запасы нефти по регионам мира Запасы нефти по регионам и странам мира на конец 2018 года Регион / страна Страны Ближ. Востока - тч Сауд. Аравия лет, % в сумм млрд. т зап/добы мира ч 113,2 48,3 72,1 40,9 17,2 66,4 Венесуэлла 48,0 17,5 > 500 США 27,3 3,5 11,0 Россия 14,6 6,1 25,4 Страны Африки Страны АТР - в тч Китай Страны ЕС Другие страны Всего 16,6 3,2 5,1 1,9 19,3 244,1 7,2 8,0 1,5 0,8 8,7 100,0 41,9 17,1 18,7 11,0 50,0 Прирост запасов нефти за 20 лет – 52%, среднегодовой прирост – 2,1% Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019 Потребление жидкого топлива по регионам мира Потребление жидкого топлива по регионам и странам мира за 2018 год Регион / страна Страны АТР - в тч Китай - Индия - Япония Сев. Америка - тч США Страны ЕС Страны Ближ. Востока тыс. барр./день 35 863 13 525 5 156 3 854 24 714 20 456 15 276 35,9 13,5 5,2 3,9 24,8 20,5 15,3 9 136 9,2 Страны Африки 3 959 4% % Страны СНГ 4 099 4% Ю. и Ц. Америка 6 795 7% Страны Ближ. Востока 9 136 9% ЕС 15 276 15% Страны АТР 35 863 36% всего 99 843 тыс. барр. / день Сев. Америка Ю. и Ц. Америка 6 795 6,8 24 714 25% Страны СНГ 4 099 4,1 Страны Африки 3 959 4,0 Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019 Всего 99 843 100,0 Около 50% мирового потребления жидкого топлива приходится на 4 страны - США, Китай, Индия, Япония и Россия. Среднегодовой темп роста за 10 лет – 1,4%. Объем экспортно-импортной торговли – 71 % от суммарного потребления жидкого топлива в мире. Основные экспортеры: 47% -страны ближ. Востока и Россия. Основные импортеры: 53% - ЕС, Китай, Индия, Япония, США (сальдо-импортер – 2 800 тыс. барр./день). Истоки проблемы глобальной ЭнБ  Исторически проблема глобальной ЭнБ возникла на рубеже XIX-ХХ. Первой с ней столкнулась Великобритания.  Первая мировая война  в 1909 г. для повышения маневренности британский переведен с угля (Уэльс) на жидкое топливо (Персия); военный флот  приобретен контрольный пакет акций Англо-Иранской нефтяной компании, Персидский залив стал зоной стратегических интересов Великобритании, а ЭнБ – вопросом государственной стратегии;  уже тогда Черчилль заявил, что «безопасность и обеспеченность нефтью основывается на разнообразии поставок и только на нем», т.е. сформулировал один из основных принципов ЭнБ стран-импортеров – диверсификация источников поставок;  первая мировая война показала, что нефть и пути ее поставок являются решающими факторами мировой геополитики.  Вторая мировая война – многие крупномасштабные военные операции предпринимались с целью отнять у противника доступ к месторождениям нефти или перерезать коммуникации нефтеснабжения (например, задачей германского руководства был захват российской нефти на Кавказе). Проблема глобальной ЭнБ после второй мировой войны В послевоенные годы нефть стала широко использоваться как сырье для производства химической продукции. Ее потребление в мире резко увеличилось, а геостратегическое значение нефтяных месторождений и путей транспорта нефти многократно возросло. Усилилось противоборство между государствами за контроль над энергоресурсами и стало причиной серии военных конфликтов, в основном, на Ближнем Востоке. В них «нефтяное оружие» использовалось как рычаг политического давления.  Первый военный конфликт, 1956 год  вторжение Израиля на Синайский полуостров из-за национализации Суэцкого канала Египтом (поддержано Великобританией и Францией);  на стороне Египта выступила Сирия и перекрыла нефтепровод Iraq Petroleum Company;  производство нефти на Ближнем Востоке сократилось на 10 %;  наиболее остро это ощутили страны Западной Европы, импорт углеводородов которых составлял около 2/3 потребности их экономики. Создание ОПЕК (OPEC) – организации стран-экспортёров нефти Соперничество за нефтяные месторождения Ближнего Востоке велось между Великобританией и США с начала XX века. До второй мировой войны 80% добычи нефти в Персидском заливе приходилось на долю британцев, 14% на долю американских компаний. К середине 1950-х гг. американские компании добывали уже более 60% нефти в регионе. В 1960-х годах в противостояние на Ближнем Востоке включились государства Европейского союза и их компании. В сентябре 1960 г. страны- обладатели нефтяных ресурсов на Ближнем Востоке создали ОПЕК (OPEC) – организацию стран-экспортёров нефти (The Organization of the Petroleum Exporting Countries). Это был коллективный акт суверенитета, страны ОПЕК национализировали нефтяные активы на своих территориях. У истоков ОПЕК стояли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла. В 1969 г. в Ливии Муаммар Каддафи осуществил военный переворот, собственность у нерезидентов была отнята. В настоящее время в ОПЕК входит 15 стран (штаб-квартира в Вене):  6 ближневосточных стран – Иран, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Oбъединенные Арабские Эмираты;  7 стран Африки – Алжир, Нигерия, Ангола, Ливия, Габон, Экваториальная Гвинея, республика Конго;  2 страны Южной Америки – Венесуэла и Эквадор. Первый мировой энергетический кризис 1973 год – новый военный конфликт на Ближнем Востоке между группой арабских государств и Израилем:  страны- члены ОПЕК объявили эмбарго на экспорт нефти в государства, поддерживающие Израиль, и объем нефти в октябре 1973 года сократился на 7,5 %;  январь 1974 г. – страны ОПЕК увеличили цену на производимую нефть вдвое, а к концу 1974 года стоимость нефти стала в 3 раза больше, чем в 1972 г.;  нефтяные компании получили колоссальные прибыли и увеличение стоимости запасов – начался кардинальный передел рынка нефти;  мировую экономику охватил первый энергетический кризис, в странах Западной Европы резко упали темпы роста ВВП – с 4% в 1950-1973 гг. до 1,9% в период с 1973 по 1983 год. В 1973 г. на долю стран членов ОПЕК приходился 51 % от мировой добычи нефти. Цена нефти на мировых рынках Цена нефти (брэнд) на мировых рынках за период 1861 - 2018 года, $/баррель 1 баррель нефти = 159 литров = 0,136 т Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019 Создание системы коллективной энергетической безопасности стран-импортеров нефти В ответ на нефтяное эмбарго страны-импортеры стали создавать систему коллективной энергетической безопасности. Цель – обеспечить координацию действий индустриальных стран в случае срыва поставок, стимулировать сотрудничество в области энергетической политики, избежать конфронтации в борьбе за поставки ресурсов и не допустить использования «нефтяного оружия» в дальнейшем. Ключевые элементы и положения системы:  Международное энергетическое агентство (МЭА), созданное в 1974 г. в Париже (идея создания принадлежит США);  стратегические запасы нефти;  мониторинг и анализ рынков энергоносителей и политики в области энергетики;  согласованное распределение стратегических запасов при нарушении поставок, экономия ТЭР. Страны – члены МЭА МЭА –международный орган в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяет 29 стран, чистых импортёров нефти (1974 г.). 1. Австралия 11. Италия 21. США 2. Австрия 12. Канада 22. Турция 3. Бельгия 13. Люксембург 23. Финляндия 4. Великобритания 14. Нидерланды 24. Франция 5. Венгрия 15. Новая Зеландия 25. Чехия 6. Германия 16. Норвегия 26. Швейцария 7. Греция 17. Польша 27. Швеция 8. Дания 18. Португалия 28. Эстония 9. Ирландия 19. Республика Корея 29. Япония 10. Испания 20. Словакия  ОЭСР (1948 г.) - международная экономическая организация развитых стран. Основные цели - достижение устойчивого экономического роста, а также высокого уровня жизни и занятости в странах-членах и др. Состав - 34 страны. Международное энергетическое агентство – МЭА Функционально МЭА – информационный центр и консалтинговая организация, не наделенная директивными функциями от странучастниц. Цели и задачи МЭА (ред.1993г.):  совершенствование мировой структуры спроса и предложения в области энергетики путём содействия разработке альтернативных источников энергии и повышения эффективности её использования;  обработка текущей информации о состоянии международного нефтяного рынка и источников энергии;  сочетание экологической и энергетической политики;  рассмотрение энергетических проблем в глобальном контексте через сотрудничество со странами, не входящими в МЭА. Принципы МЭА для стран ЕС Принципы МЭА, которых следует придерживаться странам в целях поддержания ЭнБ: 1. Диверсификация поставок. 2. Устойчивость, запас надежности по всей цепочке системы энергоснабжения – стратегические запасы топлива, резервные мощности, оборудование, электропитание, планы оперативного реагирования на крупные сбои. 3. Признание необходимости интеграции, понимание, что стабильности рынка нефти лежит безопасность всех потребителей. в 4. Важность информирования – в основе хорошо функционирующих рынков лежит высококачественная информация. 5. Каждая страна- член МЭА обязана иметь запасы нефти в объеме не менее 90 дней её импорта, ограничивать потребности, делиться нефтью с членами МЭА. 6. Система по перераспределению нефти приводится в действие, если в одной или нескольких странах нехватка нефти превышает 7 %. 7. Особое значение уделяется диверсификации источников энергии и повышению энергетической эффективности. Новые конфликты и меры МЭА по регулированию рынка нефти Несмотря на предпринятые меры в сентябре 1980 года объединенная Европа испытала очередной энергетический шок в результате начала ирано-иракского военного конфликта (1980-1988 гг.). Ежедневное сокращение объемов производства нефти составило 6% от общемирового уровня добычи. В период с 1978 года по 1981 год цена на нефть выросла более чем в два раза. Цена на нефть еще более выросла в 1990 г. при новом вторжении Ирака в Кувейт и войне между многонациональными силами (во главе с США, по мандату ООН) и Ираком за освобождение и восстановление независимости Кувейта (2 августа 1990 — 28 февраля 1991). Во время этой войны МЭА применяло меры по использованию запасов нефти для поддержания баланса предложения и спроса на мировом рынке. Подобные меры по использованию части запасов нефти МЭА применяло : • в 2005 г. – 2 миллиона баррелей в день в течение месяца после урагана Катрина, снизившем добычу в США; • в 2011 г. для компенсации снижения добычи из-за войны в Ливии. Формирование понятия «энергетическая безопасность» в мировом энергетическом сообществе  После кризиса 1973-1974 гг. в мировом энергетическом сообществе стало формироваться общее понятие энергетической безопасности.  В 1985 г. МЭА определило энергетическую безопасность «достаточные объемы поставки энергии по разумным ценам». как  Формулировки – на уровне здравого смысла, с позиций поставщиков: • не конкретизированы объекты ЭнБ, что не позволяет определить конкретные средства для ее обеспечения; • не указаны причины возникновения угроз ЭнБ; • не определена роль ТЭК; • их сложно использовать для определения стратегии обеспечения ЭнБ и выработки конкретных механизмов ее повышения. Формирование понятия «энергетическая безопасность» в мировом энергетическом сообществе  Мировой энергетический совет (МИРЭС) - World Energy Council (WEC): – международная неправительственная независимая энергетическая организация, представляющая интересы топливноэнергетического сектора промышленности стран-участниц. Создана в 1924 г. Объединяет 97 страны. Энергетической устойчивости базируется на трех основных измерениях – энергетической безопасности, справедливости распределения энергии и экологической устойчивости. Эти три цели отражают сложную взаимосвязь между государственными и частными структурами, правительствами и регулирующими органами, экономическими и социальными факторами, национальными ресурсами, экологическими проблемами, а также индивидуальным подходом. Формирование понятия «энергетическая безопасность» в мировом энергетическом сообществе  Энергетические кризисы второй половины XX века (1980-е и 1990-е годы) стали переломным моментом в понимании значимости проблемы ЭнБ в международных отношения. Этот период характеризовался:  взлетами и падениями цен на нефть;  увеличением разведанных запасов нефти;  выходом на рынок новых поставщиков, в результате чего мировое производство нефти стало превышать спрос;  снижением роли ОПЕК, доля которой сократилась с 51% до 40%;  усилением в формировании цены роли фундаментальных факторов – спроса, производства, запасов. Причины обострения проблемы энергетической безопасности  Проблема глобальной ЭнБ существенно обостряется, ее границы расширяются, что обусловлено:  происходящими в мире радикальными сдвигами в структуре спроса и предложения энергоносителей: появляются не только новые регионы добычи энергоресурсов, но и новые крупные потребители (в 2003 г. Китай – на 2-е место в мире по потреблению нефти, обойдя Японию, Индия обошла Южную Корею и приблизилась к ФРГ);  новым раскладом сил на мировой энергетической арене, усилением конкуренции за доступ к источникам энергоносителей как между действующими давно центрами мировой экономики и политики (США, ЕС, Япония), так и новыми, которые также претендуют на высокие места в мировой иерархии;  все большим отдалением регионов добычи от потребителей и ростом межрегиональной торговли углеводородами;  пониманием усиливающейся взаимозависимости поставщиков и потребителей энергоресурсов;  осуществлением индустриальными странами Запада долгосрочной энергетической и сырьевой стратегии, основанной на использовании достижений научно-технической революции, возобновляемых источников энергии, нетрадиционных углеводородов. Расширение понятия «энергетическая безопасность»  Мировое сообщество постепенно приходит к пониманию того, что проблема глобальной ЭнБ включает три основных составляющих: • Первая – безопасность продавца: для добычи полезных ископаемых требуются значительные инвестиции, и продавец должен быть уверен в том, что он выгодно продаст свой природный ресурс; • Вторая – безопасность покупателя: огромные инвестиции потребуются для строительства и поддержания транспортной инфраструктуры, поэтому цены на рынке должны быть приемлемыми и для покупателя – здесь безопасность покупателя смыкается с безопасностью продавца; • Третья – безопасность транзита, для чего необходимы обязательства стран-транзитеров энергоресурсов.  Понятие «энергетическая безопасность» это не только гарантии поставок и спроса, но оно включает в себя безопасность в политической, экологической и инфраструктурной областях, проблемы терроризма и климатического сдвига.  Конкретизация проблемы ЭнБ в различных странах зависит от их географического положения и обеспеченности ресурсами, роли ТЭК на мировом рынке, ситуации на внутреннем рынке. Трактовки проблемы ЭнБ в различных странах Анализ государственных документов России, США, ЕС и других стран показывает, что:  в России центральное место отводится стабильному энергоснабжению потребителей и равноправному доступу на внешние энергетические рынки;  США исходят из максимальной самообеспеченности энергоресурсами, повышения энергоэффективности экономики, освоения нетрадиционных видов энергии;  в документах ЕС определение ЭнБ приводится косвенно в виде приоритетов: «создание конкурентной, низкоуглеродной экономики, которая позволяет сократить импорт энергоносителей»;  Китай и Индия как страны с динамично развивающимися экономиками исходят из необходимости снижения зависимости потребителей энергоресурсов от поставщиков снижения зависимость своих экономик от мировых рынков, в связи с чем они: • инвестируют в энергетические проекты в 15-ти странах Африки, Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока, Австралии; • стремятся заключать с поставщиками ресурсов долгосрочные контракты; в результате часть углеводородов оказывается «заперта» в этих контрактах и не поступает на свободный рынок – создается противопоставление свободного рынка и долгосрочных контрактов. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. часть 2 Трактовка ЭнБ в России и США Страна Источник Трактовка ЭнБ Россия Доктрина ЭнБ России (2019 г.) Часть национальной безопасности страны, зависящая от энергетического фактора. состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством РФ требований к топливои энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств РФ. США Конгресс США Надежное производство в будущем избыточного количества экономически доступной энергии с допустимым влиянием на ОС и вне зависимости от воли враждебных наций. США Министерст во обороны США Способность избегать неблагоприятного влияния нарушений энергоснабжения, вызванных природными событиями, намеренными или непреднамеренными действиями. Отчет Бюджетного управления Конгресса США Возможность домохозяйств и компаний США «приспосабливаться к перебоям поставок на энергетических рынках»; «домохозяйства и компании США находятся в энергетически безопасном положении относительно энергетического ресурса, если нарушение его поставок приведет только к их дополнительным ограниченным издержкам». США Трактовка ЭнБ международными организациями Организация Трактовка ЭнБ Европ. комиссия ЕС (2000 г.) Постоянная физическая доступность энергетических ресурсов на рынке по экономически доступной для всех потребителей цене. МЭА – Международное Энергетическое Агентство (1974 г.) • Непрерывная доступность энергоресурсов по доступной цене. • Два аспекта: долгосрочный (связан с регулярными инвестициями в развитие) и краткосрочный (связан со способностью энергосистем реагировать на внезапные изменения спроса и предложения). • Для стран-импортеров – обеспечение надежности энергоснабжения, диверсификация источников поставок энергоресурсов, обеспечение безопасности энергетической инфраструктуры, внедрение новых технологий для снижения зависимости от импорта энергоресурсов. • Для стран-экспортеров – закрепление на стратегических рынках по экономически выгодным ценам, обеспечение финансирования инвестиций в инфраструктуру и разработку ресурсов Программа развития ООН Достаточные, экономически и физически доступные в любое время, энергетические ресурсы, отсутствие необратимого воздействия на ОС. ОПЕК – организация странэкспортеров нефти (1960 г.) Составляющие ЭнБ: • обоюдность (безопасность спроса также важна для производителей, как безопасность предложения для потребителей ТЭР); • универсальность (одинакова для развитых и развивающихся стран); • целостность стоимостной цепочки (разведка, добыча, переработка и сбыт одинаково важны); • равнозначность краткосрочного и долгосрочного аспектов; • технологическое развитие; • сотрудничество заинтересованных сторон. Документы международного сотрудничества стран Европы и мира в сфере энергетики 1. Европейская энергетическая хартия (ЭХ)(1991 г.). По сути – концепция энергетической безопасности стран ЕС, импортеров энергоресурсов. 2. Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) (1994 г.). Система правил, регулирующих сотрудничество в энергетике, существующее в рамках международного права. 51 страна – члены ДЭХ, 19 стран – наблюдатели. 3. Международная энергетическая хартия Европейская энергетическая хартия В начале 1990-х годов, когда с концом холодной войны появилась возможность для экономического объединения европейского континента, возникла инициатива принятия Европейской энергетической хартии (ЕЭХ). Европейская энергетическая хартия 1991 г. – политическая декларация намерений об энергетическом сотрудничестве между Востоком и Западом. Подписали 54 стороны: большинство западноевропейских государств, Россия, ЕС, страны Центральной Азии, в т.ч. Узбекистан, Австралия, Канада, Турция, США, Япония. Основная функция Хартии была сформулирована как сотрудничество импортеров (прежде всего государств ЕС), экспортеров (России и других бывших республик СССР) и транзитных государств (стран Восточной Европы) на основе взаимных интересов. Цели Хартии:  повышение надежности энергоснабжения стран– потребителей ТЭР;  развитие эффективного энергетического рынка в Европе;  сведение к минимуму риска загрязнения ОС при производстве, транспортировке, распределении и использовании ТЭР;  проведение рыночных преобразований в странах Восточной Европы и бывшего СССР с целью улучшения инвестиционного климата в их энергетическом секторе. Договор Европейской энергетической хартии ЕЭХ – декларация об энергетической политике, конкуренции и открытости. На ее основе в 1993 г. был разработан юридически обязывающий документ – Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) (вступил в силу в 1998 г.). В энергетическом секторе это единственное соглашение о межправительственном сотрудничестве, охватывающее всю энергетическую цепочку (от разведки до конечного использования) и все энергетические продукты и оборудование. Основная цель ДЭХ – укрепление правовых норм в энергетике, которые должны соблюдать все участвующие правительства, чтобы свести к минимуму риски, связанные с инвестициями и торговлей в энергетике. Пять ключевых элементов ДЭХ: поощрение капиталовложений в энергетику, государственный суверенитет над природными ресурсами, свобода доступа к энергетическим рынкам, свобода транзита энергоресурсов, свобода движения капиталов, инвестируемых в энергетику. Не регулирует вопросы привлечения инвесторов и доступа к транзитной трубе, не требует приватизации энергетических компаний или сегментации вертикально интегрированных энергетических компаний. Преимущества стран при реализации ДЭХ Наибольшие преимущества при реализации договора Европейской энергетической хартии получают страны ЕС – им обеспечивается благоприятный режим доступа к энергоресурсам странэкспортеров. Прикаспийские страны получают преимущества как экспортеры энергоресурсов и импортеры капиталов/технологий. Преимущества России при ратификации Договора:  интеграция России в международную систему коллективной ЭнБ;  приобретение правовых инструментов влияния на партнеров;  облегчение доступа к международному рынку капитала;  приток инвестиций в модернизацию и строительство трубопроводных мощностей;  защита российских инвестиций в страны-участницы Договора;  обеспечение доверия к России как к надёжной транзитной территории. Несмотря на казалось бы положительные цели Хартии, она стала камнем преткновения в отношениях между ЕС и Россией. Согласно официальной позиции российского правительства, ратификации ДЭХ препятствует неурегулированность проблем транзита и интересов ядерного компонента национального ТЭК. Преимущества стран при реализации ДЭХ ДЭХ подписали 51 страна кроме стран ЕС, в том числе Беларусь, Россия, Казахстан и Украина, Австралия, Турция, Япония и Монголия. Хартию подписали, но не подписали ДЭХ - США и Канада. Хартию подписали, но не ратифицировали ДЭХ – Россия, Австралия, Беларусь, Исландия, Норвегия. Россия подписала ДЭХ в 1994 г. но с оговоркой о том, что до его ратификации будет исполнять его положения только в той мере, в которой они не противоречат Конституции и иным законам. Россия не ратифицировала ДЭХ – поскольку «ЭХ в максимальной степени удовлетворяет потребностям стран нетто-импортеров энергоресурсов, но ни в малейшей степени не защищает интересы стран нетто-экспортеров энергоресурсов». Международная энергетическая хартия В XXI веке цели ЕЭХ 1991 года остаются актуальными, но уже не полностью отражают новые вызовы, стоящие перед странами. Кроме того, к документу «Европейская энергетическая хартия» некоторые азиатские и африканские страны не хотят присоединяться. В 2012 г. началась модернизация ЕЭХ – с создания новой политической декларации. В 2015 г. новую Международную энергетическую хартию (МЭХ) подписали 62 государства (в т.ч. Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, а также ЕС, Евроатом, Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС). В дальнейшем МЭХ подписали 18 новых государств, в том числе страны Латинской Америки – Колумбия и Чили, Корея, Камбоджа, Кыргызстан, Китай и Иран (член ОПЕК). В основу МЭХ положены базовые принципы хартии 1991 г., включая: принципы государственного суверенитета над энергетическими ресурсами при соблюдении всех своих соответствующих международных обязательств, сотрудничества; либерализацию торговли в области энергетики, доступ к энергетическим источникам и региональным рынкам; создания благоприятных условий для притока инвестиций; диверсификацию источников для производства энергии и маршрутов поставок для повышения уровня энергетической безопасности; инвестиции в чистую энергетику – ВИЭ. ХХI век: энергоресурсы – главный рычаг политического влияния в мире Действия стран-импортеров и стран-экспортеров в борьбе за энергоресурсы К началу ХХI века проблемы энергетической безопасности и угроз энергетической уязвимости, тесно связанные с внешней политикой стран и их общей безопасностью, вышли в приоритетный ряд проблем мировой политики. Газовое противостояние России с Белоруссией в 2003-2004 гг. и Украиной в 2008-2009 гг. снова показало, что такие конфликты могут нанести серьезный ущерб экономикам стран. Хотя в этих конфликтах не было действий непосредственно против ЕС, его члены приняли решение о разработке:  Энергетической политики Европейского союза. В 2006 году встреча глав государств «Большой восьмёрки» в С.Петербурге и саммит НАТО в Риге подтвердили, что энергоресурсы и борьба за них стали главным рычагом политического влияния в мире. Страны-производители газа стали предпринимать созданию газового картеля типа «нефтяной» ОПЕК: действия по  Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) – «газовая» ОПЕК. Потребители углеводородов выдвинули идею создания:  Организации стран-импортеров нефти (ОСИН) – OPIC). Энергетическая политика Европейского союза С 2000 года ЕС постепенно формировал и в 2007 году принял Энергетическую политику для Европы. Было разработано и принято шесть документов – в виде «Сообщений Зеленой книги». Основа Энергетической политики – кардинальная реформа энергетического сектора. Ключевые приоритеты:  диверсификация первичных источников энергии;  сокращение объемов импорта энергоносителей;  снижение доли углеводородных источников энергии в балансе. Приоритетные задачи в рамках повышения уровня энергетической безопасности стран объединенной Европы:  переход к низкоуглеродной модели развития экономики;  увеличение доли возобновляемых ресурсов в балансе стран ЕС;  диверсификация поставщиков энергоносителей;  повышение самообеспечения энергоресурсами, в том числе развитием добычи сланцевого газа на территории ЕС. Такие трансформационные процессы в рыночной, технической, нормативно-правовой сферах газовой отрасли стран ЕС создают угрозу успешному развитию стран-партнеров, в частности России, для которой с 1997 года страны ЕС являются основным рынком сбыта российского газа (56% в 2013 г.). Энергетическая политика Европейского союза  В 2007 году энергетический форум в Лиссабоне отметил: «Энергетический вызов – один из самых значительных брошенных нам вызовов. Изменение климата, геополитическая неопределенность, изменение мирового экономического равновесия – каждый из этих вызовов является одним из проявлений очень неудобной правды: зависимость мира от возрастающего потребления энергоносителей. Геополитические последствия роста мирового спроса на нефть и газ сложно предугадать. Месторождения нефти и газа в мире расположены неравномерно. Транспортировка углеводородов часто подвержена рискам, а проекты по их добыче имеют в виду их реализацию во все более недружественных частях света... В этих условиях необходимо отойти от традиционного понимания, что энергетика – это вопрос национальной безопасности, потому что она – вопрос европейской безопасности» .  2010 год – ЕК приняла два важнейших документа в области энергетики: 1. Энергия 2020. Стратегия конкурентной, устойчивой и безопасной энергетики; 2. Приоритеты энергетической политики до 2020 года и на дальнейший период. План интегрированной европейской энергетической сети.  2014 год – Программа стратегии ЕС в области энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 года – с амбициозными планами сократить выбросы парниковых газов по сравнению с 1990 г.: на 40% к 2030 г., на 8095% к 2050 г.; увеличить долю возобновляемой энергетики как минимум на 27% по сравнению с 1990 г. Форум стран-экспортеров газа – ФСЭГ («газовая ОПЕК») 2001 г. – на межминистерской встрече в Тегеране (Алжир, Бруней, Индонезия, Иран, Катар, Малайзия, Нигерия, Оман, Россия, Туркмения) принято решение о создании форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ). До 2008 года деятельность ФСЭГ ограничивалась обменом мнениями и данными по различным аспектам добычи, транспорта и реализации газа. Термин «газовая ОПЕК» появился 13 ноября 2006 г. в публикации The Financial Times – Россия, Иран, Ливия, Катар, Алжир и страны Центральной Азии могут создать картель по поставкам природного газа в Евросоюз и СПГ во всем мире для роста своих доходов. 2008 г. – на седьмой министерской встрече в Москве форум трансформирован в межправительственную организацию с соответствующим юридическим статусом. Форум имеет три управляющих органа: Министерская встреча – высший орган, определяет общую политику, назначает ген. секретаря, утверждает членов Исполнительного комитета, утверждает бюджет. Исполнительный комитет – представители всех стран-членов наблюдателей. Реализация решений, утверждение программ работы. Секретариат. и Проблемы создания ФСЭГ США и ЕС пытаются активно противодействовать этой идее. Слово «ОПЕК» напоминает об организации экспортеров нефти (1973 г. нефтяное эмбарго против США и ЕС). Они неоднократно заявляли, что создание «газовой ОПЕК» поставит под угрозу ЭнБ всего мира, позволит манипулировать ценами и использовать это для усиления политического влияния в мире. Предпосылками этого они считают: а) намерение стран – экспортеров газа использовать энергию как экономическое и геополитическое оружие; б) распространение антизападных режимов в этих странах; в) появление на мировом энергетическом рынке государственных монополий; г) углубляющаяся зависимость развитых стран от импорта энергосырья. Проблемы создания ФСЭГ касаются и политики, и экономики: газ – все еще не биржевой товар, поэтому в отличие от участников ОПЕК, которые могут более или менее оперативно изменять объемы добычи нефти, в газовой отрасли заключаются долгосрочные контракты на продажу газа до начала его добычи, чтобы иметь финансовые гарантии для разработки месторождения и строительства транспортной инфраструктуры. Слабой стороной являются разные экономические и политические интересы участников – не все лидеры газодобывающих стран настроены так радикально, как Иран и Венесуэла. Современная ситуация На сегодняшний день Форум стран – экспортеров газа объединяет 12 стран – Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. На их долю приходится 67% мировых запасов природного газа. Еще шесть стран имеют статус наблюдателя: Ирак, Казахстан, Нидерланды, Норвегия, Оман и Перу. Россия и другие участники ФСЭГ не хотят отказываться от создания организации, координирующей деятельность стран-экспортеров газа в отношении балансов производства и потребления, крупные проекты по добыче, транспортным потокам, внедрению современных технологий. 21 декабря 2015 г. в Тегеране прошел третий саммит ФСЭГ, в работе которого участвовали президент России и премьер-министр Алжира. 25 декабря 2015 г. Министр иностранных дел России С. Лавров по итогам переговоров с главой МИД Катара заявил, что Россия и Катар будут и дальше сотрудничать по газу, в том числе в рамках ФСЭГ. 1 марта 2016 г. Президент Алжира подтвердил заинтересованность сотрудничестве с Россией в рамках форума стран-экспортеров газа. в 26 сентября 2016 г.– Министр энергетики РФ Александр Новак провел в Алжире встречу с Генеральным секретарем ФСЭГ. Стороны обсудили реализацию проекта Глобальной Газовой Модели и подготовку Стратегии долгосрочного развития ФСЭГ. 23 ноября 2017 г. – в Санта-Крузе (Боливия) состоялся Четвертый саммит ФСЭГ. Министры энергетики 12 стран обсудили состояние энергетических рынков, роль газа в развитии мировой энергетики и продолжение сотрудничества в сфере энергетики. Ответные действия потребителей нефти и газа. ОСИН (OPIC) В ответ на объединение экспортеров нефти (ОПЕК) потребители нефти выдвинули идею создания организации стран- импортеров нефти (ОСИН) – Organization of Petroleum Importing Countries (OPIC). Министр энергетики Индии выступил с идеей создания паназиатского эквивалента МЭА, но без противопоставления ее ОПЕК. OСИН должна стать региональным механизмом обеспечения ЭнБ, поддерживающим бурный экономический рост стран Азии. Всемирный экономический форум – ОСИН должна сменить ОПЕК в качестве инструмента стабилизации ценообразования в нефтяной сфере. В организацию должны войти ведущие потребители нефти, такие как США, ЕС, Япония, Китай и Индия. В краткосрочной перспективе (пять лет) – координация энергетической политики, внедрение программы купли-продажи энергоносителей из существующих резервов с целью оказать влияние на мировые цены. В среднесрочной перспективе (20 лет) – совместное инвестирование странами – членами ОСИН в увеличение объемов производства углеводородов и защита инвестиций в добычу нефти и газа. В долгосрочной перспективе (50 лет) основная цель организации – финансирование развития технологий производства альтернативных видов топлива и исследований по снижению объемов потребления топлива. О глобализации экономики и энергетики МЭА утверждает, что «мир стоит перед лицом двойного вызова глобальной энергобезопасности, выражающегося в возможном дефиците доступных энергоресурсов и экологическом ущербе, вызываемом чрезмерным уровнем потребления углеводородов». Серьезный вызов глобальной энергобезопасности связан в настоящее время с нестабильностью на международных рынках энергоресурсов, обусловленной обострившимся «идеологическим» противостоянием импортеров и экспортеров энергетических ресурсов и их различным отношением к принципам организации этих рынков. Рынок – совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг. Рынки могут принимать различные формы. Одним из главных критериев рынка является свобода действий участников. При свободном доступе на рынок производителей и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции. Чем больше число независимых участников, тем выше конкурентность рынка. В процессе расширения и углубления мировых хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выходят торговцы всех стран – происходит глобализация рынков. Процессы мировой глобализации Глобализация – усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики. Выражается в усилении интеграционных связей и стирании экономических границ между государствами и в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний. Глобализация выросла из региональной интеграции и характерной для нее экономической зависимости отдельных стран друг от друга. Процессы глобализации затрагивают, прежде всего, экономику. Это объективный процесс, обусловленный новым этапом развития мировой экономической системы, который сопровождается существенным влиянием субъективных факторов (правительства, руководство крупнейших фирм, общественных организаций). Агенты глобализации:  междунар. финанс., торговые, экономич. организ. (МВФ, МБРР, ВТО);  транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные банки;  региональные экономические организации (ЕС, АСЕАН);  ведущие страны мира (США, Япония и др.). Одним из активных участников экономических, социальных и политических изменений в результате глобализации становятся ТНК – крупные компании, стремящиеся к доминирующему положению на рынках нескольких стран путем развития сети филиалов и дочерних фирм и относительно неограниченного инвестирования акционерного капитала. Позитивные и негативные стороны процессов глобализации мировой экономики Позитивные последствия Процессы глобализации мировой экономики более эффективное распределение средств и ресурсов экономия на масштабах производства – сокращение издержек, снижение цен, устойч. экономический рост усиление международной конкуренции – стимулирует развитие новых технологий и их распространение повышение производ. труда в результате рационализации производства и обмена передовыми технологиями выгодна потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены создается основа для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических интернационализация производства – участие в создании конечного продукта производителей многих стран Негативные последствия возможность перехода значительной части контроля над экономикой ряда стран к более сильным государствам, ТНК или международным организациям интернационализация капитала – рост международное движение капитала, прежде всего, в виде прямых инвестиций возможная деиндустриализация ряда национальных экономик глобализация производительных сил –обмен средствами производства, научно-техническими и технологическими знаниями региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик формирование глобальной материальной, информационной, организационно-экономической инфраструктуры углубление международного разделения труда; быстрое развитие сферы услуг увеличение масштабов международной миграции рабочей силы растущая интернационализация воздействия на ОС локальные экономические кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия неравномерное распределение преимуществ глобализации, угроза конфликтов Глобализация экономики – общество одной пятой Наиболее существенное негативное последствие глобализации экономики состоит в том, что преимущества глобализации распределяются неравномерно. Степень положительного влияния глобализационных процессов на экономику отдельных стран зависит от места, которое они занимают в мировой экономике. Фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды. Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях. Глобализация приводит к углублению неоднородности, к возникновению новой модели мира – мира 20:80, общества одной пятой. 80% всех ресурсов контролирует так называемый «золотой миллиард», который охватывает лишь пятую часть населения планеты. Процветающие 20% стран распоряжаются 84,7% мирового ВНП, на их граждан приходится 84,2% мировой торговли и 85,5% сбережений на внутренних счетах. С 1960 года разрыв между богатейшими и беднейшими странами более чем удвоился. Глобализация энергетических рынков В сфере энергетики процессы формирования межстрановых региональных рынков и их дальнейшей глобализации обусловлены:  постоянным ростом потребления ТЭР экономиками государств;  неравномерным размещением по территории земли производителей и потребителей энергетических ресурсов;  ростом масштабов перераспределения ТЭР между регионами;  постепенным исчерпанием традиционных энергоресурсов и возможной угрозой энергодефицита;  влиянием энергетики на климат. В этих условиях ориентация на оптимизацию распределения энергоресурсов путем глобализации рынков выглядит естественной и позитивной. Важно, что этот процесс способствует:  переходу от философии «энергетической независимости» к философии «энергетической взаимозависимости» основных игроков на рынках – импортеров, экспортеров, крупных энергетических и финансовых компаний, международных институтов;  изменению их стратегических интересов и стратегий поведения, включая понимание резко увеличивающейся роли технических инноваций в сфере преобразования энергии;  перестройке мировой структуры энергетики в сторону повышения экологической чистоты производимой энергии. Особенности глобализации рынков различных энергоресурсов Темпы и масштабы формирования рынков отдельных энергоресурсов отличаются, но основные закономерности остаются едиными для всех рынков. Одна из них – на определенном этапе развития монопольная форма организации рынка утрачивает возможности для его дальнейшего эффективного развития и уступает место конкурентной организации. Масштабы развития нефтяного рынка, диверсификация, интернационализация и последующая глобализация нефтяных операций – все это привело к переходу от преимущественно монопольной к преимущественно конкурентной структуре нефтяного бизнеса. Сегодня глобальный рынок нефти сформирован – на нем действует мировая система энергоснабжения. Все более глобализируется угольный рынок, где высока конкуренция. Рынки газа развивались в рамках региональных систем, но развитие рынка СПГ способствует глобализации и газового рынка, однако механизм торговли природным газом в принципе отличается от торговли нефтью. Особенности рынка газа, в частности, заключение долгосрочных контрактов на продажу газа до начала его добычи, делают крайне затруднительным регулирование цен на газ. Главная проблема глобального энергетического рынка – зависимость одних стран от других с разными взглядами на подходы к глобализации. Существует две основных модели глобализации международных энергетических рынков – «вашингтонский» и «пекинский» консенсусы. Либеральная модель экономического развития – «вашингтонский консенсус» В начале 1980-х годов руководители министерства финансов США, Международный валютный фонд и Всемирный банк сделали вывод о том, что главным препятствием экономическому росту являются таможенные и другие барьеры на пути мировой торговли и их необходимо убрать. Был сформулирован свод правил экономической политики для применения в странах с нелиберализованной слабой экономикой, в частности, в странах Латинской Америки. Так сформировался т. н. «вашингтонский консенсус», который открыл ворота мировой глобализации. Собственно «вашингтонским консенсусом» называют десять рекомендаций по реформированию мировой торговли, сформулированных американским экономистом Дж. Вильямсоном: 1. Поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета); 2. Приоритетность здравоохранения, образования и инфраструктуры среди государственных расходов; 3. Снижение предельных ставок налогов; 4. Либерализация финансовых рынков для поддержания реальной ставки по кредитам на невысоком, но всё же положительном уровне; 5. Свободный обменный курс национальной валюты; 6. Либерализация внешней торговли; 7. Снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций; 8. Приватизация; 9.Дерегулирование экономики; 10.Защита прав собственности «Вашингтонский консенсус» в энергетической сфере «Вашингтонский консенсус» в энергетической сфере предполагает:  устранение политических барьеров, ограничивающих доступ для иностранных инвесторов к сырью и перспективным рынкам развивающихся стран;  использование прямых иностранных инвестиций в качестве инструмента для эффективной приватизации нефтегазового сектора;  приватизация государственной возможностей для свободной ресурсов (особое значение). собственности купли-продажи и создание национальных Китайская модель глобализации энергетических рынков Альтернативой «вашингтонскому консенсусу» часто называют китайскую модель экономического развития – «пекинский консенсус», который поддерживают Бразилия, Венесуэла, Индия, Иран. Особенности китайской модели: 1. Постепенная глобализация, не означающая полную либерализацию внешней экономики, отказ от шоковых терапий. 2. Органическая взаимосвязь внешней открытости и внутренних реформ – Китай не раскрывается до тех пор, пока не проведены внутренние реформы. 3. Включение в глобализацию, анализируя плюсы и минусы политики реформ, сохраняя суверенитет в многополярном мире и национальные интересы страны. 4. Ведущая роль государства в экономике, опережающий рост промышленности, повышенное внимание к развитию науки и образования, курс на сокращение бедности. В сфере энергетики «пекинский консенсус» предполагает:  активную защиту государственных интересов в нефтегазовом секторе;  накопление валютных резервов от торговли энергоресурсами;  экономический рост с помощью государства при обеспечении независимости и национальных интересов. Сравнение моделей Вашингтонская и пекинская модели глобализации отличаются отношением к вопросам собственности, инвестиций, контроля над энергоресурсами, доступа к рынкам.  Вашингтонская, либеральная, модель рассматривает энергетические ресурсы как обычный рыночный товар и требует применения принципа свободной конкуренции в энергетическом секторе стран-экспортеров.  Пекинская модель предполагает сохранение контроля государства над национальным энергетическим сектором и использование «нефтедолларов» для модернизации экономики страны и активной внешней политики.  Либеральные «правила игры» предпочитают страны-импортеры, пекинская модель предпочтительна для стран-экспортеров. От того, смогут ли экспортеры и импортеры энергоресурсов находить общий язык, будет зависеть стабильность мировой энергетической системы. Но ясно, что поиск новых энергетических центров, вложение капиталов в их развитие будут сопровождаться жесткой конкурентной борьбой за доступ к энергоресурсам, за их бесперебойные поставки. Крупные конкурирующие потребители энергоресурсов – США, Евросоюз и Китай ставят задачу создания нового поколения энергосберегающих неуглеводородных источников энергии. Страны-импортеры развивают нетрадиционные способы добычи газа и нефти, что уже оказало влияние на мировые энергетические рынки. Отношение к моделям – модель «свободного рынка» Относительно модели «свободного рынка» распространяется мнение, что она может приводить к разрушению национальных экономик и обнищанию большинства населения при обогащении кучки олигархов. Политика глобализма и создания наднационального правительства ведет к потере суверенитета наций-государств. Международный валютный фонд (глава Доминик Стросс-Кан в 2011 г.), в прошлом апологет «вашингтонского консенсуса», выступил с сенсационным заявлением о том, что основополагающие принципы западной экономики оказались нежизнеспособными и даже опасными. Низкий бюджетный дефицит, слишком свободный и неподконтрольный финансовый рынок, либеральные налоги не гарантируют позитивных эффектов, а «вашингтонский консенсус» рухнул во время кризиса мировой экономики. МВФ призывает создать такую глобальную экономику, в которой станет меньше рисков и неопределенности, финансовый сектор будет регулироваться государством. Глава МВФ объявил, что «… в более долгосрочной перспективе устойчивый рост ассоциируется с более справедливым распределением доходов. Нам нужна глобализация нового рода, более справедливая глобализация с человеческим лицом. Блага от экономического роста должны широко распределяться, а не присваиваться горсткой привилегированных людей». Отношение к моделям – китайская модель Китайскую модель экономического развития многие рассматривают, как пример удачной модернизации экономики. Китай добился больших темпов экономического роста, избежал политической нестабильности и, несмотря на мощнейшее давление США и МВФ, сохранил свою финансовую систему под суверенным контролем. Ход реформ в Китае показал, что рост экономики возможен не только под эгидой США и МВФ, но и при участии и под контролем собственного государства. Китайскую модель изучают экономисты из разных стран: Таиланд, Бразилия, Вьетнам, а также других развивающихся стран Азии, Африки, Арабского мира, Латинской Америки. Политику усиления государства в нефтегазовом секторе поддерживают и продолжают вести ряд стран: − в Мексике создан регулятор сектора нефти и газа – национальная комиссия по углеводородам; − в России «Роснефть» стала крупнейшей нефтяной компанией; − Эквадор и Боливия объявили о пересмотре условий контрактов с иностранными нефтяными компаниями в пользу государства. В работе Кокошина А.А. «Международная энергетическая безопасность» (2006 г.) отмечается, что «за последние 15-20 лет многие правительства ликвидировали государственные органы по проблемам энергетики. Сейчас все чаще поднимается вопрос об их восстановлении. МЭА призывает к проведению в нынешних все более сложных условиях именно государственной политики». Доктрина энергетической безопасности России Угрозы энергетической безопасности России:  Внешнеэкономические и внешнеполитические введения рядом иностранных государств экономических мер, направленных на ограничение доступа российских организаций ТЭК к современным технологиям и оборудованию, возможности привлечения этими организациями долгосрочного финансирования и др.  Военно-политические возникновение и эскалация на территориях государств, сопредельных с РФ и ее союзниками, или в других регионах мира вооруженных конфликтов, угрожающих добыче, транспортировке или потреблению российских ЭР, а также ограничивающих возможность использования российских технологий и оказания российскими организациями услуг в сфере энергетики Источник: Доктрина энергетической безопасности РФ. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216. Доктрина энергетической безопасности России Угрозы энергетической безопасности России (продолжение):  Внутренние переход к новой модели социально-экономического развития и структурная трансформация экономики, сбалансированное пространственное и региональное развитие, модернизацию основных производственных фондов организаций, повышение производительности труда и эффективности экономической деятельности; демографические аспект, влияющий как на перспективы внутреннего спроса ТЭР, так и на обеспеченность этих организаций ТЭК трудовыми ресурсами.  Трансграничные террористическая и диверсионная деятельность; противоправное осуществление компьютерных атак на объекты информационной инфраструктуры способное привести к нарушениям функционирования объектов ТЭК; неблагоприятные и опасные природные явления, изменения окружающей среды, приводящие к нарушению нормального функционирования и разрушению инфраструктуры и объектов ТЭК. Источник: Доктрина энергетической безопасности РФ. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216. Доктрина энергетической безопасности России Последствия реализации угроз энергетической безопасности России: а) причинение вреда жизни и здоровью граждан; б) нарушение нормального функционирования организаций, в том числе организаций ТЭК, и отраслей экономики РФ; в) увеличение расходов потребителей на организацию альтернативных способов топливо- и энергоснабжения и на создание запасов (резервов) энергоресурсов; г) рост цен (тарифов) на продукцию организаций ТЭК и услуги в сфере энергетики; д) снижение финансовой устойчивости и прекращение деятельности организаций ТЭК; е) уменьшение объема инвестиций в отрасли ТЭК; ж) уменьшение налоговых, таможенных и иных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ со стороны организаций ТЭК; з) необходимость выделения дополнительных бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий реализации угроз энергетической безопасности. Источник: Доктрина энергетической безопасности РФ. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216. Доктрина энергетической безопасности России Принципы обеспечения энергетической безопасности России:  Законность  Приоритет внутреннего рынка  Стабильность налоговой политики и нормативно-правового регулирования в сфере энергетики  Сырьевая, финансовая и кадровая обеспеченность организаций ТЭК  Рациональное природопользование и энергетическая эффективность  Государственно-частное партнерство  Учет интересов всех субъектов энергетической безопасности и населения Источник: Доктрина энергетической безопасности РФ. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216. Вопросы к лекции «Глобальная энергетическая безопасность» 1. Причины возникновения и существования проблемы глобальной энергетической безопасности. 2. Истоки проблемы глобальной ЭнБ. 3. Создание ОПЕК. 4. Мировой энергетический кризис 1973-1974 гг. 5. Система коллективной энергетической безопасности ЕС. 6. Принципы МЭА, современные цели и задачи. 7. Развитие понятия «энергетическая безопасность» в мировом сообществе, переход к расширенной трактовке проблемы. 8. Трактовка понятия энергетической безопасности в различных странах. 9. Трактовка понятия энергетической безопасности международными организациями. 10. Европейская энергетическая хартия. 11. Договор Европейской энергетической хартии. 12. Международная энергетическая хартия. 13. Энергетическая политика Европейского союза. 14. Форум стран-экспортеров газа – ФСЭГ («газовая ОПЕК»), проблемы создания, современная ситуация. 15. Ответные действия потребителей нефти и газа (ОСИН). 16. Позитивные и негативные стороны процессов глобализации мировой экономики. 17. Особенности глобализации энергетических рынков. 18. «Вашингтонский консенсус» в экономике и энергетической сфере. 19. «Пекинский консенсус», сравнение с «вашингтонским консенсусом». 20. Угрозы энергетической безопасности России, их последствия и принципы обеспечения безопасности. Литература к курсу Энергетическая безопасность 1. 2. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12. 2010 № 390-ФЗ. Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683). 4. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208). 5. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.: Министерство энергетики Российской Федерации, Москва, 2009 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. № 1715-р). 6. Энергетическая безопасность России /В.В. Бушуев, Н.И. Воропай, А.М. Мастепанов, Ю.К. Шафраник и др. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. Фирма РАН, 1998. 7. Энергетическая безопасность России: проблемы и пути решения / Н.И. Пяткова, В.И. Рабчук, С.М. Сендеров и др. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. 8. Денчев К. Парадигма энергетической безопасности: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М. 2015. 9. Н.И. Пяткова, С.М. Сендеров, Е.В. Пяткова. Методические особенности исследования проблем энергетической безопасности на современном этапе // Изв. РАН. Сер. Энергетика. – 2014. – № 2. 10. Сендеров С.М., Рабчук В.И. Проблемы анализа энергетической безопасности России на федеральном уровне: подходы к оценке пороговых и текущих значений важнейших индикаторов // Энергетика. – 2015. – № 5. Цена газа на мировых рынках Цена газа на мировых рынках за период 2001 - 2018 года, $ / млн. БТЕ Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019
«Энергетическая безопасность. Взаимосвязи национальной, экономической и энергетической безопасности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 216 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot