Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
Электротехника - одна из первых дисциплин общетехнического цикла, которую изучают студенты большинства специальностей втузов.
Целью практических занятий и расчетных работ, выполняемых в курсе "Электротехника", является ознакомление студентов с основными методами расчета простейших электрических цепей и электромагнитных устройств, получение ими практических навыков в проведении таких расчетов, применение их результатов в будущей инженерной деятельности.
Настоящие методические указания предназначены для студентов специальностей неэлектротехнического профиля всех форм обучения и направлены на организацию их самостоятельной работы над курсом и периодического контроля за усвоением изучаемого материала.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Теория процессов в электрических цепях и устройствах излагается на математической основе. Следовательно, изучение электротехники требует от студента умения свободно пользоваться математическим аппаратом:
1) решение систем линейных, алгебраических уравнений, в том числе в матричной форме записи;
2) операции с комплексными числами и их векторными представлениями;
3) решение линейных дифференциальных уравнений 1-2 порядка.
2. При изучении теории электротехнических цепей и машин, а также методов решения задач главное внимание следует уделить разбору происходящих в них физических процессов. Простое запоминание формул, характеристик, уравнений недостаточно для понимания происходящих в цепях и устройствах явлений.
3. Изучение курса должно вестись систематически и сопровождаться составлением конспекта. Ответы на вопросы для самопроверки также рекомендуем записывать, но не конспектировать из учебника или лекции, это поможет Вам при подготовке к экзаменам.
4. При разборе решения задач тщательно проанализируйте план решения, применяемые при этом физические законы и соотношения. Во избежание ошибок все значения величин при числовых расчетах необходима подставлять в формулы в основных единицах СИ В, А, Ом, Ф, Гн, и т.д., для чего производные единицы следует перевести в основные.
5. Полученные в процессе решения задачи результаты необходимо проанализировать с точки зрения их реальности КПД, сопротивление положительно и т.д. и проверить правильность решения, составив баланс мощностей или применив другие известные соотношения.
6. При выполнении расчетно-графических работ электрические схемы вычерчивают согласно ГОСТу, все графики и векторные диаграммы строят в масштабе 1:10 или 5:10 со всеми необходимыми обозначениями токов, узлов, контуров и т.д. Индексы токов и напряжений обычно соответствуют номеру элемента схемы.
Направление токов выбирается произвольно и задается перед началом решения задачи.
Во всех уравнениях перед током и ЭДС ставится знак +, если их направление совпадает с направлением обхода контура.
Указания по отдельным темам
I. Линейные цепи постоянного тока
1.1. Основные понятия
1.1.1. Простейшая электрическая цепь состоит из источника и приемника электрической энергии. В цепях постоянного тока напряжения и токи не изменяются по величине и направлению. Внешняя характеристика - зависимость между током и напряжением на зажимах для идеального источника ЭДС E, идеального источника тока J и резистивного R показаны на рис. 1.2 [10].
1.1.2. Идеальным источником ЭДС (1) называется источник, у которого напряжение на зажимах U = Е и не зависит от тока нагрузки.
Идеальным источником тока (2)называется источник, ток которого
I =J не зависит от напряжения на зажимах и величины нагрузки.Для резистивного элемента, согласно закону Ома, ток прямо пропорционален напряжению , где R является постоянной величиной.
1.1.3. Основные топологические понятия
Ветвь – часть электрической цепи, по которой протекает один и тот же ток.
Узел – место соединения ветвей.
Контур – замкнутый путь, проходящий через несколько ветвей и узлов.
1.1.4. Законы Кирхгофа
I)алгебраическая сумма токов ветвей, сходящихся в узле равнанулю;
II)алгебраическая сумма напряжений участков замкнутого контура равнаалгебраической сумме ЭДС, входящих в этот контур.
1.1.5. Виды соединений элементов
Элементы соединены последовательно, если через них протекает один и тот же ток. В этом случае
1.1
Элементы соединены параллельно,если они находятся под одним напряжением. В этом случае определяется из соотношения
(1.2)
Целью расчета эл. цепи является определение токов и напряжений отдельных участков по известным величинам ЭДС и сопротивлений.
1.2. Методы расчета цепей постоянного тока
1.2.1. Метод эквивалентных преобразований применяется для цепей с одним источником ЭДС. В рассматриваемой схеме выделяют участки с последовательным соединением элементов, заменяя их эквивалентными значениями по соответствующим формулам. В результате схему преобразуют к простейшему виду и рассчитывают входной ток по закону Ома.
1.2.2. Метод пропорциональных величин также применяется для цепей с одним источником ЭДС. Все токи и напряжения, а также известную ЭДС выражают через ток ветви, наиболее удаленной от источника. Задача сводится к нахождению этого тока.
1.2.3. Метод непосредственного применения законов Кирхгофа заключается в выделении в рассматриваемой схеме независимых узлов и контуров и составлений для них системы уравнений по I и II закону.
1.2.4. Метод наложения (суперпозиции) основан на принципе независимости возбуждающих сил, действующих на линейную систему. Рассматриваемая цепь заменяется несколькими, в которых рассчитывается воздействие только одного источникаЕ, а остальные заменены их внутренними сопротивлениями. Ток в каждом элементе цепи определяется как алгебраическая сумма токов, определенных для каждой схемы замещения.
1.2.5. Метод контурных токов основан на замене реальных токов в каждом элементе условными - общими для каждого независимого контура. Независимым называется контур, отличающийся от остальных хотя бы одной ветвью. Для таких токов составляется и решается система уравнений по II закону Кирхгофа в обычной либо матричной форме. Переход к реальным токам осуществляется по I закону Кирхгофа.
1.2.6. Метод узловых потенциалов. Потенциал одного из узлов схемы принимают равным нулю, а токи ветвей выражают через неизвестные потенциалы остальных узлов схемы и для них составляют уравнения по I закону Кирхгофа. Решение системы уравнений позволяет найти неизвестные потенциалы, а по ним определить токи ветвей.
Пример 1. Для заданной схемы(рис.1.1) при известных величинах E1, R1,R2,R3,R4,R5 определить токи I1I5.
Рис.1.1. Схема электрической цепи с одним источником ЭДС
А. Метод эквивалентных преобразований:
- выделяем наиболее удаленный от источника элемент схемы –R5;
-R5 иR4 соединены параллельно, следовательно, их можно заменить:
; (см. формулу 1.2)
- схема преобразуется к виду
Рис. 1.2. Эквивалентная схема цепи после первого преобразования
В этой схеме R4 и R3соединены последовательно, поэтому
;
и получим схему рис. 1.3.
Рис. 1.3. Эквивалентная схема цепи после второго преобразования
Повторяем операцию по эквивалентной замене параллельно соединенных резисторов и R2:
;
в результате чего схема приходит к простейшему виду рис. 1.4.
Рис. 1.4. Эквивалентная схема с последовательным соединением
Ток I1 определяем в этой схеме по закону Ома
;
- определяем падение напряжения на резисторезакону Ома
.
Это напряжение определяет ток в резисторе R2
и ток в резисторе , т.е. резисторах R3 и
- определяем падение напряжения на резисторах R3 и :
,
Это напряжение определит величину тока в резисторах R4и R5:
,
- для проверки результатов расчета составляем баланс мощностей
.
Сумма мощностей приемников электрической энергии всегда равна сумме мощностей источников энергии в данной цепи.
В. Метод пропорциональных величин:
- задаемся величиной тока ;
-определяем (закон Ома);
-определяем ;
-определяем I3=I5+ I4 (I закон Кирхгофа);
-вычисляем и Uab = U3 + Ucb (II закон Кирхгофа);
- определяеми величину I1=I2 + I3;
-определяем и;
-сравниваем полученное значение с заданнымe1 и определяем коэффициент пропорциональности . Все полученные ранее величины I иUумножаем на полученный коэффициент.
Переход к значениям реальных токов осуществляется по I закону Кирхгофа для ветвей, являющихся смежными для двух контуров:
узелаI2 = I11 – I22,
узелвI3 = I22 – I33.
В остальных элементах токи равны контурным: I1 = Im, I5= I22, I4 = I33.
Пример 2. Для схемы по рис. 1.5 при заданных величинах E1,E2, E3, и R1,R2,R3,R4
определитьтокиI1, I2, I3, I4, I5
Рис. 1.5. Схема электрической цепи с несколькими источниками ЭДС А.
А. Метод законов Кирхгофа:
- определяем количество независимых узлов и контуров в схеме!
узлы -2 (a,в);
контуры-3(I,II,III);
-выбираем направление обхода контуров - по часовой стрелке*
-составляем 2 уравнения по I закону Кирхгофа;
I1 = I2 + I5 узел а ;
I3 = I5 + I4 узел в;
- составляем 3 уравнения по II закону Кирхгофа
I контур;
II контур;
III контур;
- решая одним из известных методов полученную систему из пяти линейных алгебраических уравнений, определяем все пять неизвестных токов.
В. Метод контурных токов:
- выявляем независимые контуры I, II, III и задаемся направлениями контурных токов I11, I22, I33;
- составляем для контурных токов систему уравнений по II законуКирхгофа
;
-решив эту систему уравнений (например, матричным способом), получим значения токов I11, I22, I33.
С. Метод наложения:
-размечаем вспомогательные схемы, в каждой из которых(рис. 1.6) оставляем только один источник ЭДС, остальные заменяем их внутренним сопротивлением
Рис. 1.6. Преобразование схемы рис. 1.5 при расчете по методу наложения
- методом эквивалентных преобразований рассчитываем токи в каждой из схем (индекс тока соответствует номеру элемента).Схема а) (относительно зажимов EI):
; ; ; ;
;;; ;
схема б) (относительно зажимов Е2):
; ; ; ; ;;;;;.
Расчет по схеме в) выполняется аналогично, учитывая направление токов и напряжений.
Для определения реальных токов в цепи результаты расчетов по схемам а), в)алгебраически суммируется:
и т.д.
Для схемы, приведенной на рис. 1.7. при заданных E1,E3, E4 (E2= 0), определить токи в ветвях I1I5.
Рис. 1.7.Схема с двумя узлами
Метод узловых потенциалов наиболее применим в схемах, имеющих два узла, между которыми включены несколько ветвей:
-определяем эквивалентные сопротивления ветвей, а затем эквивалентные проводимости:
;;;;
;;;;
- определяем междуузловое напряжение по формуле
;
-по закону Ома для ветви, содержащей источник ЭДС определяем токи ветвей
.
ЭДС подставляют в эту формулу со знаком (–), если она направлена от узла а. Если полученное значение тока отрицательно, то действительное направление тока противоположно принятому.
Контрольные вопросы:
1. Как надо включить лампы, рассчитанные на напряжение 127В,если напряжение сети 220В?
2. Резисторы с сопротивлениемR и 2R соединены параллельно. В каком соотношении находятся протекающие через них токи?
3. Три резистора с сопротивлением R = 6 Ом соединили параллельно. Чему равно эквивалентное сопротивление?
Контрольное задание 1
Время выполнения 2 часа
Задание 1. Расчет разветвленной цепи постоянного тока.
Базовая схема электрической цепи постоянного тока приведена на рис. 4.1. Исходные данные для каждого варианта заданы в табл. 4.1. Условные обозначения: (+) – ключ замкнут, (–) – ключ разомкнут. Знак (–) перед ЭДС показывает, что направление ЭДС противоположно показанному на схеме.
Необходимо начертить схему цепи, соответствующую базовому вашему варианту, выбрать и обосновать метод расчета. Определить токи во всех элементах схемы и напряжения на них.
Проверить баланс мощностей.
Рис. 4.1. Схема электрической цепи к задаче 1
Таблица 4.1
№
Вар.
Положение ключей
Величина ЭДС, В
Величина резисторов, Ом
K1
K2
K3
K4
E1
E2
E3
R1
R2
R3
R4
R5
R6
1
+
+
–
–
10
5
10
2
2
5
5
2
2
2
+
+
+
–
5
5
5
5
5
5
10
10
10
3
+
+
–
+
5
10
10
10
10
5
5
5
4
+
–
+
–
10
–10
10
2
2
2
10
5
–
+
+
+
10
5
4
2
10
5
5
6
–
+
+
+
10
5
10
20
20
4
4
10
10
7
+
–
+
+
5
–5
10
8
10
8
10
8
10
8
+
+
–
+
5
10
10
6
10
6
10
6
9
+
+
+
–
10
10
10
1
5
1
5
2
2
10
+
+
–
–
2
10
2
2
5
1
5
1
11
+
+
+
–
10
5
5
5
5
1
1
2
2
12
+
+
–
+
4
6
10
4
4
2
2
1
1
13
+
–
+
+
10
–4
4
10
6
4
4
10
10
14
–
+
+
+
4
4
2
2
2
2
2
2
15
+
+
–
–
6
6
5
5
5
5
5
5
16
–
+
+
+
10
10
10
10
10
10
10
10
17
+
–
+
+
30
10
6
4
2
4
2
4
2
18
+
+
–
+
6
–10
30
10
6
4
4
10
6
19
+
+
+
–
30
10
–30
10
10
10
2
2
2
20
+
+
–
–
10
5
2
4
8
2
4
8
21
+
+
–
–
2
2
8
2
4
8
2
4
22
+
+
+
–
–10
5
5
5
10
5
10
6
6
23
+
+
–
+
–5
–10
5
5
10
2
2
10
5
24
+
–
+
+
–5
–2
–2
10
5
10
5
10
5
25
–
+
+
+
–10
4
–4
5
5
2
2
5
5