Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Эластичность предложения. Время в теории предложения

  • 👀 297 просмотров
  • 📌 224 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Эластичность предложения. Время в теории предложения» docx
Лекция 5-6 Рынок (тема 3) Эластичность предложения. Время в теории предложения Различают три типа периодов времени: "мгновенный", "краткосрочный" и "долгосрочный". На рис. 3.14. рисунки а) б) в) изображают возможные варианты кривых предложения в разных периодах. В мгновенном периоде не удается изменить предложение. Предложение абсолютно неэластично (т.е. изменение цены никак не влияет на объем предложения). Рисунок а). В краткосрочном периоде хотя бы один фактор производства остается неизменным и изменение предложения незначительные на фоне значительного роста цены, т.е. предложение мало эластично. Рисунок б). Долгосрочный период позволяет все факторы рассматривать как переменные. Незначительное изменение цены значительно меняет величину предложения, т.е. предложение эластично. Рисунок в). рис. 3.14. Эластичность предложения по цене показывает, на сколько процентов изменится величина предложения при однопроцентном изменении цены. При непрерывной функции Qsх = F(Pх), измеряют точечную эластичность. (3.9а.) (3.9б.) (3.9в.) Аналогично спросу определяют дуговую эластичность предложения. (3.10.) По закону предложения рост цены( Pх > 0)приводит к увеличению величины предложения ( Qsх> 0), поэтому значение коэффициента эластичности предложения всегда неотрицательное. Эластичное и неэластичное предложение График абсолютно эластичного предложения изображен на рис. 3.15а. График абсолютно неэластичного предложения изображен на рис. 3.15б. Рис.3.15. Как было показано выше, период времени влияет на эластичность предложения. Размер же коэффициента эластичности предложения не отражает степень эластичности предложения. Докажем это положение. Значение коэффициента эластичности предложения для линейной функции Пусть имеются три линейных функции предложения Qsх1 = a + b Pх Qsх2 =b Pх Qsх3 =b Pх - a Найдем в общем виде функции эластичности спроса по цене для каждой из данных функций предложения (формулы 3.11.): ; ; (3.11.) Как видим, коэффициент эластичности первой функции всегда меньше 1, при любых значениях a и b. коэффициент эластичности второй функции всегда равен 1, при любых значениях a и b. коэффициент эластичности третьей функции всегда больше 1, при любых значениях a и b. 3.4. Рыночное равновесие Рыночное равновесие, модели Леона Вальраса и Альфреда Маршалла Рассмотрим взаимодействия спроса и предложения. Для этого на одном графике совместим линию спроса D и линию предложения S. Точка пересечения линий спроса и предложения представляет собой точку рыночного равновесия Е. Рис.3.8. Рис.3.8. Равновесие достигается при равенстве величин спроса и предложения. Точка E (Pе,Qе) называется точкой равновесия. На осях координат точке E соответствует Ре - равновесная цена и Qe - равновесный объем. Избыточное предложение (дефицит спроса) возникает, если Qs2 >Qd2. Дефицит предложения (избыточный спрос) возникает, если Qs1 < Qd1. Как видим, равновесие рынка достигается тогда, когда сбалансированы все его основные параметры, а реальная рыночная цена и реальный рыночный объем продаж совпадают с Pe и Qe. Если в какой-то момент рыночная цена отклонится от Pe и снизится (P1), то рынок окажется разбалансированным. В результате возникнет избыток спроса. Избыточный спрос, усилив конкуренцию покупателей, станет оказывать повышающее воздействие на цену P, и она вернется в исходное положение. Если бы рыночная цена повысилась(P2), то избыточное предложение, усилив конкуренцию продавцов, станет оказывать понижающее давление на P и она возвратится в исходное положение. Такой механизм восстановления рыночного равновесия был изложен в свое время Л.Вальрасом. Существует, однако, и иной взгляд на механизм восстановления рыночного равновесия, при котором ведущая роль отводится не избытку спроса или предложения, а превышению цены спроса (Рd) над ценой предложения (Ps) и наоборот. Такой механизм был предложен А.Маршаллом. Рассмотрим его. При объеме продаж, равном Qe, цена спроса (Рd) совпадает с ценой предложения (Ps) и обе они, в свою очередь, равны Pe. Если объем продаж на рынке снизится (Qs1), то цена спроса превысит цену предложения. А поскольку рыночная цена в данной ситуации также повысится, то это, обеспечит продавцам избыточную прибыль. В результате они окажутся заинтересованными в увеличении предложения. Под влияние роста предложения рынок вернется в исходное положение. Иначе будут развиваться события, когда объем продаж повысится. В этом случае цена спроса (а, следовательно, и рыночная цена) окажется ниже цены предложения. Это значит, что продавцы вместо прибыли получат убыток. Поэтому они начнут сокращать объем предложения, вследствие чего рынок опять вернется в исходное положение. Выигрыши продавцов и покупателей Так как есть покупатели, которые готовы заплатить за товар большую цену, чем равновесная рыночная цена - появляется выигрыш (избыток) покупателей. Так как есть продавцы, которые готовы предложить товар за меньшую цену, чем равновесная рыночная цена - появляется выигрыш (избыток) продавцов. Графически выигрыши продавцов и покупателей изображены на рисунке 3.9. рис. 3.9. Пример 3.3. Пусть спрос и предложение пирожных заданы линейными функциями Qd = 16 - 2P; Qs = 4P-2 Найдем аналитически и графически (рис 3.10.) параметры рыночного равновесия, излишек продавца и покупателя. Е: Qd = Qs 16 - 2P = 4P-2; 18 = 6P; P = 3; Q = 16 - 23 = 10 рис 3.10. Выигрыш покупателя (Впк) равен площади треугольника Р1РеЕ, а выигрыш продавца (Впц) равен площади треугольника РеР2Е. Впц =0,5(3-0,5)10 = 12,5 Впк = 0,5(8-3)10 = 25 Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие При анализе изменений параметров рыночного равновесия под воздействием любых факторов, необходимо определить: что меняется спрос, предложение или величины спроса или предложения; в каком направлении происходят изменения; как изменится после этого равновесная цена и равновесный объем. Изменения спроса и предложения показываются сдвигами соответствующих кривых. При одновременном изменении ( росте или снижении) и спроса и предложения, однозначная реакция наблюдается только по одному параметру - либо по цене, либо по объему продаж. Второй параметр может измениться в любую сторону (увеличиваться, снижаться,  не меняться) см.рис.3.11.: 1. S  D   Pе    Qе  2. S  D   Pе    Qе  3. S  D   Pе  Qе    4. S  D   Pе  Qе    рис.3.11 Первоначальное равновесие установлено в точке Е1 с координатами P1 Q1. Спрос и предложение меняются в разной степени. Пусть спрос вырос до D2. Предложение может вырасти в меньшей степени, например до уровня S 2 , тогда равновесие установится в точке Е2 - равновесная цена и равновесный объем вырастут до координат P2 Q2. Если предложение вырастет до уровня S 3, тогда равновесие установится в точке Е3 - равновесная цена останется на уровне первоначальной, т.е. P3= P1, а равновесный объем вырастет до Q3. Если предложение вырастет до уровня S 4, тогда равновесие установится в точке Е4 - равновесная цена упадет до P4, а равновесный объем вырастет до Q4. 3.6. Государственное регулирование рынка и его последствия Рассмотрим следующие методы воздействия государства на экономику: • налогообложение и субсидирование; • директивное установление минимальной и максимальной рыночной цены; • установление квот для производителей; Директивное налогообложение или субсидирование При директивном налогообложении или субсидировании рыночное равновесие обязательно изменится. Налоги (субсидии) это скорее макроэкономическая категория, которая влияет и на микрорынки, поэтому должна быть рассмотрена и на микроуровне с точки зрения влияния на спрос и предложение конкретного товара. Налог предполагает уплату денег в бюджет и снижение располагаемого дохода. Определим: Налогоплательщик - тот, кто непосредственно перечисляет налог из своих денежных средств в бюджет государства. Налогоноситель - тот, чей располагаемый доход становится меньше из-за введения налога. Как правило, налогоплательщик и налогоноситель - не одно и тоже лицо. Размер потери располагаемого дохода является налоговым бременем. То есть налоговое бремя несет тот экономический агент, который фактически теряет часть дохода, а не отдает часть своих средств в казну с тем, чтобы покрыть отданные средства за счет других экономических агентов. Существует множество различных видов налогов. Здесь рассмотрим только те налоги, которые сдвигают кривые спроса и предложения конкретного товара. При этом часть налогового бремени будут нести продавцы, а часть покупатели. Налоговое бремя будет выражено потерей части выигрышей покупателей и продавцов. Государство получит налоговый сбор равный сумме налогового бремени покупателей и продавцов, но часть выигрыша покупателей и продавцов не получит никто, т.к. объем продаж снизится. Эта «потерянная» часть будет являться безвозвратными потерями общества от налогообложения. Сдвиг кривых спроса и предложения может вызвать введение простого потоварного налога. Если это налог на производителя, например налог с продаж равен одной денежной единице с каждой единицы продаж, то его введение снизит предложение, т.е. сдвинет кривую предложения влево - вверх. Если это налог на потребителя, например госпошлина при покупке каждого метра недвижимости, то его введение снизит спрос, т.е. сдвинет кривую спроса влево - вниз. Последствия налогообложения Взимание налога с потребителя достаточно сложно осуществимо, поэтому налоги назначают, в основном на производителя (продавца). Пример 3.6. Предположим, государство установило налог с продаж на производителя равный 1 (одной) денежной единице с каждой единицы продаж. Пусть функции спроса и предложения заданы соответственно: Qd = 10 - P; Qs = P Определим размер налогового бремени покупателей и продавцов, и потери общества от налогообложения. 1)Изобразим графически первоначальное равновесие Рис. 3.16. Площадь треугольника Р2РеЕ - выигрыш покупателя, Площадь треугольника Р0РеЕ – выигрыш продавца. • Pе первоначальная равновесная цена • Pн равновесная цена после налогообложения, которую уплатит покупатель или цена покупателя. • Pх цена после налогообложения, которую получит продавец или цена продавца. • Qе первоначальный равновесный объем • Qн равновесный объем после налогообложения 2) Найдем аналитически первоначальное равновесие, выигрыш продавца, и выигрыш покупателя. Рис. 3.16. Qd = Qs; 10 - P = P, отсюда Pe =5 ден.ед.; Qd = Qs=5 штук. Выигрыш продавца это площадь треугольника Р0РеЕ на рисунке 3.16. Она рассчитывается как полусумма основания треугольника, умноженная на высоту: Впц = 0,5(5-0)5= 12,5 ден.ед. Выигрыш покупателя это площадь треугольника Р2РеЕ на рисунке 3.16.: Впк = 0,5(10-5)5= 12,5 ден.ед. Суммарный выигрыш составит 12,5 + 12,5 = 25 ден.ед. 3) Определим «новую» функцию предложения после введения налогообложения и найдем параметры « нового» равновесия, «новые» выигрыш продавца, и выигрыш покупателя. Qs1= P-1 так, как у продавца от каждой цены государство «отняло» по 1 ден.ед.; Qd = 10 - P = P-1, отсюда 11=2P; Pe =5,5 ден.ед.; Qd = Qs=4,5 штук. Выигрыш продавца это оставшаяся после изменения предложения площадь треугольника Р0РxЕx на рисунке 3.16.: Чтобы получить значение Pх нужно подставить Qн в функцию «старого» предложения: Впц1 = 0,5(4,5-0)4,5= 10,125 ден.ед. Выигрыш покупателя это оставшаяся после изменения предложения площадь треугольника Р2РнЕн на рисунке 3.16.: Впк1 = 0,5(10-5,5)4,5= 10,125 ден.ед. 4) Определим сумму налогового сбора, налоговое бремя продавцов и покупателей. Сумма налогового сбора рассчитывается как произведение размера налога на объем продаж Т= 14,5= 4,5 ден.ед. Налоговое бремя продавцов это площадь прямоугольника РеРxЕx z. Нпц = (Pе - Pх)  Qн = (5 - 4,5)  4,5 = 2,25 ден.ед. Бремя покупателей это площадь прямоугольника РеРнЕнz. Нпк = (Pн – Pе)  Qн = (5,5 - 5)  4,5 = 2,25 ден.ед. 5) Определим суммарный выигрыш продавцов, покупателей и государства после введения налога. Он составит: Впц1 + Впк1 + Т = 10,125 + 10,125 + 4,5 = 24,75 ден.ед. Это меньше, чем суммарный общественный выигрыш до налогообложения на 0,25 ден.ед. , то есть на размер безвозвратных потерь общества от налогообложения. Графически они представлены на рисунке 3.16. в виде треугольника ЕxЕнЕ. Эластичность спроса и предложения и распределение налогового бремени между продавцами и покупателями В большой мере пропорции деления налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от эластичности спроса и предложения. Доказательство этого тезиса представлено графически на рисунке 3.17. Налоговое бремя покупателей на графиках заштрихованные прямоугольники, а налоговое бремя продавцов - пустые прямоугольники. Чем выше эластичность предложения, тем в большей мере налоговое бремя несут покупатели, так как продавцы очень живо реагируют на изменение цены изменением объемов предлагаемого блага. Рис. 3.17. Чем выше эластичность спроса, тем в большей мере налоговое бремя несут продавцы. Здесь покупатели быстрее реагируют на изменение цены изменением объемов спрашиваемых благ. Налоговое бремя продавцов и покупателей при налогообложении потребителей Рассмотрим частный пример, когда налог назначен на покупателя (потребителя).. Пример 3.7. Предположим, государство установило налог с продаж на потребителя, например госпошлину равную одной денежной единице при покупке каждого кв. метра недвижимости. Пусть функции спроса и предложения заданы соответственно: Qd = 10 - P; Qs = P 1) Изобразим графически первоначальное равновесие. 2) Найдем аналитически параметры равновесия и выигрыши до налогообложения: Qd = Qs; 10 - P = P, Pe =5 ден.ед; Qd = Qs=5 кв. метров. Выигрыш продавца Впц = 0,5(5-0)5= 12,5 ден.ед. Выигрыш покупателя: Впк = 0,5(10-5)5= 12,5 ден.ед. Суммарный выигрыш составит 12,5 + 12,5 = 25 ден.ед 3) Определим «новую» функцию спроса после введения налогообложения и найдем параметры « нового» равновесия, «новые» выигрыш продавца, и выигрыш покупателя. Qd1= 9 – P. Покупателю приходится «доплачивать» за каждую единицу блага, он сокращает объем приобретаемого блага. Qd = 9 - P = P  9 = 2P  Pн =4,5 ден.ед.; Qн =4,5 кв. метров За Qн =4,5 покупатель фактически заплатит 4,5 (равновесная цена рынка) + 1(налог, уплачиваемый уже после покупки) = 5,5 ден.ед. 4) Определим сумму налогового сбора, налоговое бремя продавцов и покупателей. Сумма налогового сбора рассчитывается как произведение размера налога на объем продаж Т= 14,5= 4,5 ден.ед. Налоговое бремя продавцов Нпц = (Pе – Pн)  Qн = (5 - 4,5)  4,5 = 2,25 ден.ед. Налоговое бремя покупателей Нпк = (Pх – Pе)  Qн = (5,5 - 5)  4,5 = 2,25 ден.ед. 5) Безвозвратные потери общества от налогообложения: 0,5 (Pх - Pн) (Qе - Qн) = 0,510,5 = 0,25 ден.ед. Таким образом, практически не имеет значения, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба и продавец, и покупатель. При этом введение налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, снижает цену, реально получаемую продавцом. Поворот кривых спроса и предложения может быть вызван введением налога, назначенного в процентном выражении от цены. Налог может быть назначен как адвалорный, то есть налог, рассчитанный от цены покупателя, а может быть назначен как налог на добавленную стоимость - то есть налог, рассчитанный от цены продавца. Пример 3.8. Если налог назначен на производителя, график функции предложения повернется влево - вверх вокруг оси Q, например функция предложения задана Qs: Qs = 2P; налоговая ставка t = 50% от P; тогда новая функция предложения: Qs1 = P. Графически указанные изменения изображены на рис. 3.18. Здесь функция предложения до введения налога Qs, после налогообложения - Qs1. рис. 3.18. Потоварная субсидия Потоварная субсидия устанавливается также как и потоварный налог. Потоварная субсидия может быть установлена как потребителям, так и производителям, но конечное влияние на параметры рынка будут одинаковыми. Пример 3.9. Рассмотрим графическое представление изменения параметров равновесия в связи с субсидированием. Рис.3.19. Рис.3.19. Пусть первоначально рынок товара находится в равновесии Е (Pe и Qе ). Если потоварную субсидию получают производители, то издержки производства каждой единицы блага уменьшатся на величину потоварной субсидии Sb. Предложение товара увеличится, кривая предложения сдвинется из положения Qs в положение Qs1. Расстояние по вертикали между кривыми предложения Qs и Qs1 равно потоварной субсидии Sb при любом объеме выпуска. Потребители покупают товар по цене Pe1 в объеме Qе1. На каждую единицу проданного товара производители получают субсидию. Фактическая цена, которую получает производитель за каждую единицу товара, будет Pz = Pe1 + Sb. В результате введения потоварной субсидии увеличится равновесный выпуск с Qе до Qе1; снизится равновесная цена до уровня Pe1; потребители получат, а производители продадут больше товара. То есть, и потребители и производители больше выиграют. Дополнительный выигрыш потребителей - фигура zEPe Pz на рис. 3.19., а выигрыш продавцов – фигура Pe1Pe EE1. Однако, общая сумма выплат по субсидии (Sb ∙Qе1) превышает размер субсидий, полученных и производителями и потребителями на величину безвозвратных потерь общества, которые количественно можно оценить площадью треугольника zEE1 на рис. 3.19. Наличие безвозвратных потерь общества при потоварной субсидии показывает неэффективность распределения ресурсов общества в целом. В производство данного блага в результате субсидирования будет вовлечено слишком много ресурсов, отвлеченных из других отраслей, что приведет к искажению цен и объемов выпуска, как в этой отрасли, так и в других отраслях. Установление минимальной и максимальной рыночной цены При директивном установлении минимальной рыночной цены («пола» цены) и максимальной рыночной цены («потолка» цены) рыночное равновесие может измениться, а может остаться без изменения. Пример 3.10. Предположим, государство установило минимальную рыночную цену на некоторое благо ниже цены равновесия. Это решение не изменит параметров равновесия. Рис. 3.20а. Если же государство установило минимальную рыночную цену на некоторое благо выше цены равновесия, на рынке образуется избыточное предложение (затоваривание). 3.20б. Рис. 3.20 Рис. 3.20а.: - Pе первоначальная равновесная цена; • Pmin1 минимальная рыночная цена; • Е = Е1равновесие до и после установления минимальной рыночной цены(Pmin1); • Qе равновесный объем. Рис. 3.20б.: - Pе первоначальная равновесная цена; • Pmin2 минимальная рыночная цена; • Е равновесие до установления минимальной рыночной цены(Pmin2); • Е1равновесие после установления Pmin2; • Qе равновесный объем до установления Pmin2; • Qе2 = Qd2 - равновесный объем, равный величине спроса, после установления Pmin2; • Qs2 - величина предложения, после установления минимальной рыночной цены(Pmin2); • (Q s2 - Qd2) – избыточное предложение после установления Pmin2; • треугольник Py Pе E- выигрыш покупателей до установления Pmin2; • треугольник Px Pе E – выигрыш продавцов до Pmin2; • треугольник PyPе2E2 - выигрыш покупателей, после установления Pmin2; • трапеция zPхPе2E2– выигрыш продавцов после установления Pmin2; • треугольник z E E2 – безвозвратные потери общества после установления Pmin2; Квоты для производителей При директивном установлении квот для производителей, рыночное равновесие может измениться, а может остаться без изменения. Пример 3.11. Предположим, государство установило квоту (ограничение по объему продаж) на некоторое благо выше равновесного объема. Это решение не изменит параметров равновесия. Рис. 3.21а. Если же государство установило квоту на некоторое благо ниже равновесного объема, на рынке снижается равновесный объем продаж и вырастает равновесная цена. Рис.3.21б. Рис. 3.21а.: - Pе первоначальная равновесная цена; • Qкв1 квота, выше равновесного объема; • Е = Е1 равновесие до и после установления квоты; • Qе равновесный объем. Рис. 3.21 Рис. 3.21б.: - Pе первоначальная равновесная цена; • Qкв2 квота, ниже равновесного объема; • Е равновесие до установления квоты; • Е2 равновесие после установления квоты; • Qе равновесный объем до установления квоты; • Qе2 = Qкв2 - равновесный объем, равный величине квоты, после установления квоты; • Pе2 равновесная цена после установления квоты; • треугольник Py Pе E - выигрыш покупателей до установления квоты; • треугольник Px Pе E – выигрыш продавцов до установления квоты; • треугольник Py Pе2 E2 - выигрыш покупателей, после установления квоты; • трапеция zPхPе2E2– выигрыш продавцов после установления квоты; • треугольник z E E2 – безвозвратные потери общества после установления квоты.
«Эластичность предложения. Время в теории предложения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot