Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Экономика образования
Лекция 1. Компетенции 21 века
Алексейчева Елена Юрьевна,
д.э.н., проф. общ. каф. философии и социальных наук Института
гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ,
член НП «Аудиторская Ассоциация Содружество»
[email protected]
Образование как система представляет собой развивающуюся сеть
учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как
макросистемы включают в себя системы дошкольного, школьного, начального,
среднего специального, высшего и дополнительного образования.
В Законе Российской Федерации "Об образовании" от 29 декабря 2012 года N 273ФЗ образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах
человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых
знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции
определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образование как сфера деятельности наряду со здравоохранением,
физической культурой и спортом, культурой, социальным обслуживанием и
социальным обеспечением, жилищным хозяйством, социальным страхованием и
пенсионным обеспечением относится к отраслям социальной сферы. Деятельность в
сфере образования это, прежде всего, деятельность по оказанию услуг.
Образовательные услуги - это система знаний, умений и навыков,
информация, которые используются в целях удовлетворения разнообразных
потребностей личности в духовном, интеллектуальном развитии, самоопределении и
самореализации. Они позволяют сохранять и развивать способности людей к труду,
обеспечивают специализацию, профессионализацию и рост квалификации рабочей
силы. Особенность образовательной услуги заключается в том, что в процессе ее
передачи обучающийся получает не только определенные знания и информацию, но и
стимул к дальнейшему приобретению новых и углублению имеющихся знаний.
Своеобразие отрасли экономики образования заключается в следующем:
это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в
образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной
производительной силы общества – квалифицированных работников для всех
отраслей материального и нематериального производства;
уровень образования населения выступает одним из главных показателей
благосостояния народа страны;
эта отрасль единственная, которая сама для себя готовит профессиональных
работников – преподавательские кадры;
труд в области образования является одним из самых массовых видов
человеческой деятельности.
Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее
производство. В сфере образования главным фактором процесса являются
преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля
затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.
Образовательные услуги принадлежат к категории общественных. Как
любые услуги они характеризуются неосязаемостью, неотделимостью от
производителя услуги, непостоянством качества, несохраняемостью.
Особенности образовательных услуг:
экономический эффект (отдача) от образовательной услуги может проявиться
только через определенный промежуток времени;
в большинстве случаев имеет место коллективное потребление услуги (класс,
аудитория);
наличие обратной связи между производителями и потребителями услуг;
неэластичный спрос и высокие цены на образовательные услуги,
объясняющиеся высокими издержками и монопольным положением производителя.
В самом общем виде подходы к трактовке экономики образования как
науки были сформулированы еще в работах представителей школы классической
политической экономики У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса.
Т.Р. Мальтус увязывал образование с законами роста народонаселения, Ж.Б.
Сэй – с источниками производительности факторов производства, Дж. Маккуллох – с
теорией производства и распределения. Дж. Милль рассматривал образование в
качестве панацеи от дегенерации рабочих вследствие губительного процесса
разделения труда.
В экономическом подходе к образованию выделяется два основных
направления - неоклассическое и кейнсианское. В соответствии с первым образование
понимается как свободное предпринимательство и фактически отождествляется с
экономико-производственным процессом. Сторонники другого направления
выступают за вмешательство государства в образование и выступают против прямой
зависимости развития образования от непосредственных потребностей рынка.
Проблемы воздействия образования на экономический рост и
производительность труда интересовали ученых царской России, таких как Д. Багалей,
Д.И. Менделеев, Г.Фальборк, В.Чернолусский, А.И.Чупров, И.И. Янжул и др.
Д.И. Менделеев в своей работе «Заветные мысли» обосновывал
необходимость всемерного развития образования в России, считая важнейшей задачей
воспитание талантливых личностей, способных дать экономике страны импульс к
ускорению экономического развития.
20-е годы XX века академик С.Г. Струмилин впервые в своих исследованиях
предложил рассчитывать приращение национального дохода за счет образовательного
фактора, что позволяло говорить об эффективности вложений в образование. Им и его
последователями выполнялись работы по изучению вклада образования в темпы роста
валового национального продукта. Так, по их данным в годы первых пятилеток этот
показатель составлял около 30%, а в послевоенные годы равнялся 35–40%. В 1970-е
годы проводились подсчеты, направленные на определение степени прямого влияния
качественного образования на производительность труда.
Глобальные тенденции и риски
Вызовы 21 века:
• стратегическая
неопределенность
• (сверх) сложность мира
• новый баланс с техносферой
• необходимость создания
экоориентированной
цивилизации и
антропоцентрического
общества
Источник: Чарльз Фейдл, Майя Бялик И Берни Триллинг
«Четырехмерное образование»; Всемирный образовательный форум
Новые вызовы 21 века
Смена подхода к человеку в 21 веке
Источник: Кен Робинсон «Школа будущего»
ключевая метафора– «механизм»;
ключевая компетенция – «инженер»;
результат обучения – «модульный человек»
ключевая метафора– «сад»;
ключевая компетенция – «садовник»;
результат обучения – «сложный человек»
Новая концепция занятости в 21 веке
Источник: Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков. Навыки
будущего Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
Изменение рабочих мест
Источник: Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков.
Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
Трансформация образования
Уроки 21 века:
• робототехника
• VR-архитектура
• веб-дизайн
• теория решения
изобретательских задач
• архитектура искусственного
интеллекта
• кибербезопасность
• анализ и работа с большими
данными
• квантовые технологии
• программирование
• киберспорт.
Источник: KnowledgeWorks Forecast 3.0
Ключевые страны в глобальном ВВП
Visual Capitalist
Реализация поведенческой теории фирмы в экономике
Показатели
продукции
Сырье
Товары
Услуги
Эмоции
Способ
возникновения
добывается
производятся
предоставляются
создаются как
творческий акт
осязаемые
неосязаемые
ощущения,
затрагивающие
память, эмоции,
интеллект
Сущность блага материальное
Ключевая
характеристика
обезличено
стандартизированы дифференцированы
персонализированы
Продавец
оптовый
продавец
производитель
поставщик
постановщик,
создатель среды
Тип экономики
сырьевая
экономика
экономика
товаров
экономика
услуг
экономика
впечатлений
Изменение ролевых функций потребителей в
сетевой экономике
Характеристики
Роль
Старая экономика Новая экономика
зритель / слушатель
пользователь
Отношение
пассивное
активное
Функция
получатель
программист
дом / работа
повсеместно
Местонахождение
Кейс «Принятие решений потребителями на рынке»
1
Исследовать «стадное поведение» как экономическопсихологическую категорию.
2
3
4
5
Проанализировать информационные каскады и их влияние на
потребителя.
Выявить этапы приятия решений потребителями на рынке,
психологические факторы, влияющие на выбор.
Установить причины перехода на кредитную модель
потребления.
Отразить индикаторы доверия потребителей и современные
тенденции потребительского поведения.
Кейс «Денежное поведение»
Провести исследование в группе и установить, какие
типы денежного поведения доминируют. Рассмотреть
проявления «денежного» типа личности в контексте
межличностного общения, прежде всего в отношениях
между людьми на работе и в семейных (по возможности).
«Скряга»
«Транжира»
«Денежный
мешок»
накопление денег
демонстрирует
поглощен
является
компульсивное и
зарабатыванием
увлекательным, при
бесконтрольное
денег, которые считает
этом часто испытывает
поведение в
лучшим способ
страх потери и страх
отношении своих
добиться
недоверия; скряга
расходов, особенно в
могущественного
испытывает
моменты депрессии и
статуса и одобрения
удовольствие не от
чувства отверженности; окружающих; уверен,
денег как блага, а от
тратоголизм – его
что чем больше денег
защищенности с
короткоживущая
имеет, тем больше его
помощью денег
отдушина, которая в
возможности
итоге приводит к
управлять
чувству вины.
окружающим миром и
тем он счастливее
«Торгаш»
«Игрок»
навязчиво охотится за
дешевкой, даже если
она ему не нужна,
потому что получение
вещей за меньшие
деньги обеспечивает
ему чувство
превосходства;
чувствует себя
раздраженным и
подавленным, если
ему приходится
платить ту цену,
которую спрашивают
чувствует себя бодрым
и оптимистичным,
принимая вызов;
ощущение власти,
которое приносит
выигрыш и его
ожидание,
компенсирует риски
проигрыша, а
остановка в цепи
поражений и побед
воспринимается как
жизненное
затруднение
Технологическое вторжение
Источник: Visual Capitalist
Ускорение технологического прогресса
Источник: Visual Capitalist
Факторы беспокойства
Источник: Visual Capitalist
Предсказания Рэймонда Курцвейла
2038 – Появление роботизированных людей, они будут оборудованы
дополнительным интеллектом (например, ориентированным на конкретную
узкую сферу знаний, полностью охватить которую человеческий мозг не
способен) и разнообразными опциями-имплантатами — от глаз-камер до
дополнительных рук-протезов.
2042 – Первая потенциальная реализация бессмертия – благодаря армии
нанороботов, которая будет дополнять иммунную систему и «вычищать» болезни.
2043 – Человеческое тело сможет принимать любую форму, благодаря большому
количеству нанороботов. Внутренние органы будут заменять кибернетическими
устройствами гораздо лучшего качества.
2044 – Небиологический интеллект станет в миллиарды раз более разумным,
чем биологический.
Прогнозируемые сферы деятельности
Источник: Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков.
Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
Из книги «21 урок для 21 века» Юваля Ноя Харари
1
В ближайшем будущем искусственный интеллект еще не
полностью вытеснит работников-людей, но сильно сократит их
количество и изменит специализацию
Возникновение цифровой диктатуры еще хуже, чем
2 перспектива массовой безработицы
3
Существует реальная опасность того, что люди слишком
увлекутся виртуальной жизнью, забыв о реальной
Мы подвержены иллюзии знания и недооцениваем
4 масштабы собственного невежества
Если мы не можем оставить после себя что-то значительное, то
крайней мере должны попытаться сделать мир немного лучше
5 прямо сейчас
Александр Аузан. Цифровая трансформация
«Цифровой» период
«Доцифровой» период
Вертикальный и горизонтальный
социальные контракты
воплощаются в дилемме:
Автократия
Демократия
Модификация модели при радикальном снижении
трансакционных издержек управления и коммуникации:
Цифровой
тоталитаризм
Автократия
Демократия
Цифровая
консенсусная
демократия
Термин «цифровая экономика» (digital economy) (N.Negroponte, 1995): в основе - теорема Р. Коуза о
значении трасакционных издержек в экономике
Ключевые элементы «путешествия учащегося» по
индивидуальному / коллективному жизненному циклу
Источник: Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков.
Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
Трансформация компетентностной модели
Источник: Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков. Навыки
будущего Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
Компетенции будущего
эмоциональный
(социальный)
интеллект
функциональная
грамотность
метапознание
Компетенции
21 века
осознанность,
критическое
мышление
сотрудничество
креативность
Компетенции будущего и контекст,
формирующий запрос на них
эмоциональный
(социальный)
интеллект
растущая
необходимость
сотрудничества,
переход к
человекоориентированной
экономике
функциональная
грамотность
(медиа грамотность,
информационная гигиена,
финансовая грамотность,
экологическая грамотность
и др.)
все более сложная
медиа среда,
растущее число
потоков информации,
часто «токсичной»,
увеличивающееся
давление общества,
глобальные вызовы,
разнообразные
локальные и
глобальные кризисы
осознанность,
критическое
мышление
креативность мышление,
основанное на
поиске
возможностей
высокая изменчивость,
неопределенность, сложность
и неоднозначность среды
(так называемый VUCA -мир)
сотрудничество,
решение
проблем путем
общего
обсуждения
метапознание –
научиться учиться
стремление к
устойчивой
цивилизации
растущая
необходимость
сотрудничества,
переход к человекоориентированной
экономике,
сложная медиа среда,
растущее число потоков
информации, давление
общества, вызовы и
кризисы, VUCA –мир,
стремление к
устойчивой
цивилизации
Компетенции будущего и ограничивающие их
образовательные практики
эмоциональный функциональная
осознанность,
креативность
(социальный)
грамотность
критическое
интеллект
мышление
образовательные
запрет новых
воспроизводство
методы обучения,
процессы, которые информационных
понятий XIX века,
язык и метафоры,
в основном
технологий,
связанных с
свойственные
развивают
устройств и
«управлением
индустриальной
когнитивные
разнообразного
вниманием» (контроль эпохе, послушание,
навыки и
применения этих
через принуждение
соответствие
способности,
инструментов в
учащихся) и
стандартам,
снижают
школах, а также
предрассудками,
ограничение
эмоциональное
ограниченный
касающимися
творческого
благосостояние
контакт с
феномена природы и
подхода
преподавателей,
биосферой
жизни, а также
учащихся, семей и (отсутствие контакта недостаток практик,
сообществ
с животными и
которые развивали бы
растениями в
внимательность и
школе)
осознанность
преподавателей и
учащихся
сотрудничество
метапознание
выполнение
индивидуальных
задач и запрет на
оказание
помощи другим
обучающимся;
акцент на
образование,
основанное на
конкуренции, с
победителями в
индивидуальном
рейтинге
существующие
стандарты и
методики
образования,
ориентированные
на существующие,
а не будущие
профессии,
запросы
родителей,
рейтинги
образовательных
организаций
Новый взгляд на образование
Навыки 21 века
Базовые навыки.
Компетенции.
Личностные качества.
Как учащиеся применяют базовые навыки
для решения повседневных задач
Как учащиеся решают более сложные
задачи
Как учащиеся справляются с
изменениями окружающей среды.
Любознательность.
Навыки чтения и письма.
Критическое мышление.
Математическая грамотность.
Креативность.
Естественно-научная
грамотность.
Умение общаться.
ИКТ-грамотность.
Умение работать в команде
Инициативность.
Настойчивость.
Способность адаптироваться.
Лидерские качества.
Социальная грамотность.
Финансовая грамотность.
Культурная и гражданская
грамотность.
Источник: Модели Европейской классификацией навыков, компетенций и профессий (ESCO), Партнерства за
навыки XXI века, enGauge, Brookings и Pearson. Организация экономического сотрудничества и развития. 2013.
http://www.oecd.org/site/piaac/surveyofadultskills.htm
Как формировать компетенции будущего?
1
развивать комплекс навыков функциональной грамотности и
научный взгляд на мир, контролировать процессы, которые могут
появиться в результате коммуникации между поколениями
развивать практику осознанности: концентрация внимания,
2 медитация, расслабление, намерение
снимать ограничения или запреты на определение цели
обучения самими учащимися, практику выборов во время
3 обучения, самостоятельное изучение материала,
исследование и проведение экспериментов
4
формировать умение работать в команде
контролировать процессы через оценивание
5