Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЭКОНОМИКА АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Понятие об экономической эффективности аптечных организаций
Термин “экономика” изобрел еще в 8 веке до н. э. греческий поэт Гесиод, соединив два слова: “ойкос” (дом, хозяйство) и “номос” (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства.
В научный оборот этот термин ввели представители древнегреческой экономической мысли Ксенофонт (ок. 430-355 или 354 гг. до н. э), написавшим труд под названием “Экономикос” и Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Аристотель науку о богатстве делил на “экономию” (совокупность потребительных стоимостей) и “хрематистику” (искусство делать деньги).
Термин “экономика” в современных условиях используется в следующих значениях:
• народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства т.д.); хозяйство района, региона, страны группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.);
• исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и другие экономики);
• научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия),некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и тд.
• сфера деятельности людей, которая обеспечивает общество жизненно необходимыми благами и услугами.
Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
В этом заключается главное предназначение экономической сферы жизни общества. Не люди – для экономики, а экономика – для людей.
Любая национальная экономика имеет отраслевую структуру.
Все отрасли можно объединить в три большие группы:
• первичная экономика (сельское и лесное хозяйство, рыболовство, добывающая промышленность);
• вторичная экономика - экономика переработки продукции отраслей первой группы (нефтепереработка, металлургия, пищевая промышленность и т.д.);
• третичная экономика – экономика обслуживания, предоставляющая различного рода услуги производству (транспорт, хранение, торговля, реклама, информация и др.), населению (бытовые, жилищно-коммунальные услуги и др.), государству.
Экономика представляет собой совокупность отраслей.
Отрасли состоят из множества предприятий и фирм. Все они создают блага и услуги, необходимые для жизнедеятельности людей.
Блага и услуги, удовлетворяющие потребности людей создаются в процессе хозяйственной деятельности.
Стадии хозяйственной деятельности:
• собственно производство
• распределение
• потребление
• обмен
Воспроизводство – это непрерывно возобновляющийся процесс хозяйственной деятельности.
простое – это воспроизводство в прежних объемах;
расширенное - это воспроизводство в увеличенных объемах.
Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей общества.
Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей.
При этом в центр исследования ставится проблема эффективности: как в условиях ограниченных ресурсов добиться максимальной отдачи от производственных затрат.
Уровни экономики
Структура экономической науки
Экономика здравоохранения как отраслевая научная дисциплина сформировалась во второй половине 20 века благодаря ведущим ученым – организаторам здравоохранения: Ю.П. Лисицыну, В.З Кучеренко, В.В. Гришину и др.
Экономика здравоохранения – это комплекс экономических знаний о формах, методах и результатах хозяйственной деятельности в области медицины, ее организации, управления и развития.
Предмет экономики здравоохранения – это хозяйственные формы осуществления медицинской профессиональной деятельности.
Фармацевтическая экономика - это совокупность отраслей, занятых производством, распределением и обменом ЛС, МИ и услуг, необходимых для поддержания общественного здоровья.
Составной частью фарм.экономики является экономика АО. При анализе экономической деятельности необходимо помнить, что аптека с одной стороны, является торговой (коммерческой) организацией, целью которой является увеличение объема продаж фармацевтических товаров и получение прибыли, а с другой – организацией системы здравоохранения.
качественные параметры
Количественные параметры
• Характер и содержание деятельности
• Базовая форма собственности
• Организационно-правовой статус предприятия
• Конкурентоспособность
• Численный состав работников
• Годовой капитал
Как учреждение здравоохранения аптека имеет следующие особенности:
• фармацевтические услуги оказывают только дипломированные специалисты;
• реализация особого товара, для которого характерны повышенные требования к качеству и условиям хранения (определенные условия хранения, ограниченный срок годности);
• повышенные расходы на хранение в связи с необходимостью наличия обязательного ассортимента (Новые перечни ЛС на 2020 год утверждены распоряжением Прав. РФ № 2406‑р от 12.10.19 с измен. от 23.11.2020 расп. № 3073-р на 2021 год: - Перечень ЖНВЛП для медицинского применения на 2020год; - Перечень ЛП, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций; - Перечень ЛП, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей; - Минимальный ассортимент ЛП, необходимых для оказания медицинской помощи.;
• отпуск ЛС по рецептам врачей (спрос на эти ЛС формирует врач);
• повышенные требования к составу и оборудованию торговых помещений;
• изготовление ЛС по индивидуальным рецептам, которое является убыточным;
Несмотря на то, что основные нормативные документы относят аптеки к торговым учреждениям, нельзя согласиться с тем, что фармацевтические организации полностью относятся к торговым организациям, а работники аптек – к торговым работникам, т.к. основной задачей ФО является обеспечение населения фармацевтическими товарами и услугами (лекарственное обеспечение), в соответствии с которой они выполняют особые, специфические функции, объединяемые понятием «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», которая включает в себя:
• оптовую торговлю ЛП,
• их хранение, перевозку,
• розничную торговлю ЛП,
• их отпуск,
• хранение, перевозку,
• изготовление ЛП.
Аптечная организация - организация, а также структурное подразделение МО, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск ЛП для медицинского применения (ФЗ-61).
Фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли ЛС, аптечная организация) (323-ФЗ).
Действие основных экономических законов на фармацевтическом рынке
Основные инструменты рынка
• спрос;
• предложение;
• цена;
• конкуренция.
Основным инструментом рынка является – спрос, предложение и цена, а основными законами – закон спроса, закон предложения, закон стоимости.
Под спросом понимается потребность покупателей в товаре, выраженная в деньгах (платежеспособность).
Спрос можно измерить качественно, используя понятие величина спроса – это количество товара, которое покупатели желают, готовы и имеют финансовую возможность приобрести по определенным ценам, таким образом объем спроса зависит прежде всего от цены на товар (услугу).
Закон спроса утверждает, что при прочих равных условиях между ценой на товар и величиной спроса существует обратная (или отрицательная) зависимость, т.е. снижение цены приводит к увеличению спроса, и наоборот.
Зависимость величины спроса от цены характеризуется коэффициентом ценовой эластичности – который показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%.
Предложение – желание и способность продавцов (производителей) предоставить товар для реализации на рынке.
Величина предложения – показывает количество предлагаемого на рынке товара при данном уровне цен.
Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, т.е. с повышением цен возрастает величина предложения и наоборот.
Зависимость величины предложения от цены характеризуется коэффициентом эластичности предложения, который показывает на сколько процентов изменится величина предложения при изменении цены на 1%.
Виды аптечных организаций
регламентирует приказ МЗ РФ от 31 июля 2020 г. № 780н “Об утверждении видов аптечных организаций” (вступит в силу с 01.01.2021 года)
1. Аптека, осуществляющая розничную торговлю (отпуск) лекарственных препаратов населению:
готовых лекарственных форм;
производственная с правом изготовления лекарственных препаратов;
производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.
2. Аптека как структурное подразделение медицинской организации:
готовых лекарственных форм;
производственная с правом изготовления лекарственных препаратов;
производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов;
производственная с правом изготовления радиофармацевтических лекарственных препаратов.
3. Аптечный пункт, в том числе как структурное подразделение медицинской организации.
4. Аптечный киоск.