Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Аптека ЛПУ

  • ⌛ 2012 год
  • 👀 1113 просмотров
  • 📌 1048 загрузок
  • 🏢️ СибГМУ Минздрава России
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Аптека ЛПУ» doc
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России) Кафедра управления и экономики фармации УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол № 5 от 23.01.2012 г. Заведующий кафедрой УЭФ____________Музыра Ю.А. Кандидат фармацевтических наук, доцент Э.Г. Морозова Тема «Аптека ЛПУ» ЛЕКЦИЯ Томск – 2012 СОДЕРЖАНИЕ Введение. 1. Система лекарственного обслуживания лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) 1.1. Типы учреждений здравоохранения 1.2. Типы больничных аптек 1.3. Источники финансирования лекарственного обеспечения ЛПУ 1.4. Организация лекарственного снабжения ЛПУ 2. Организация работы аптеки ЛПУ 2.1. Порядок открытия 2.2. Функции, права, контроль за деятельностью 2.3. Классификация аптек 2.4. Помещения аптеки 2.5. Оснащение аптеки 2.6. Организационная структура аптеки 2.7. Управление аптекой 2.8. Штаты аптеки 3. Учет лекарственных средств и изделий медицинского назначения в ЛПУ 3.1. Общие положения 3.2. Порядок выписывания требований отделениями (кабинетами) в аптеку ЛПУ 3.3. Учет ценностей в аптеке ЛПУ 3.4. Организация ПКУ в аптеке ЛПУ 3.5. Хранение, учет и отпуск лекарств в отделениях (кабинетах) ЛПУ 3.6. Учет лекарств в бухгалтерии ЛПУ Заключение. ЛИТЕРАТУРА 1. Федеральный закон № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. «Об обращении лекарственных средств». 2. Федеральный закон № 3-ФЗ от 08.01.1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах». 3. Постановление Правительства № 1148 от 31.12.2009 г. «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». 4. Постановление Правительства РФ № 583 от 05.08.2008 г. «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений …». 5. Постановление Правительства № 644 04.11.2006 г. «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров». 6. Постановление Правительства № 419 от 09.06.2010 г. «О предоставлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом». 7. Приказ МЗСР РФ № 397н от 16.05.2011 г. «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях, в организациях оптовой торговли лекарственными средствами». 8. Приказ МЗСР РФ № 706н от 23.08.2010 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств». 9. Приказ МЗСР РФ № 110 от 12.02.2007 г. «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». 10. Приказ МФ РФ № 174н от 16.12.2010 г. «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению». 11. Приказ МЗСР РФ № 785 от 14.12.2005 г. «О порядке отпуска лекарственных средств». 12. Приказ МЗСР РФ № 627 от 07.10.2005 г. «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения». 12. Приказ МЗСР РФ № 553н от 27.07.2010 г. «Об утверждении видов аптечных учреждений». 14. Приказ МЗ РФ № 330 от 12.11.1997 г. «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств». 15. Приказ Федерального фонда ОМС № 16 от 14.04.1994 г. «О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе медицинского страхования граждан». 16. Приказ МЗ СССР № 14 от 08.01.1988 г. «Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного учета для хозрасчетных аптечных учреждений». 17. Приказ МЗ СССР № 747 от 02.06.87 г. «Об утверждении «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных материалов, изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР». 18. Приказ МЗ СССР № 758 от 23.06.1983 «О положении и штатах хозрасчетных межбольничных (больничных) аптек». 19. Приказ МЗ СССР № 600 от 06.06.1979 г. «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь городских и детских городских больниц, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек». 20. Приказ МЗ СССР № 1255 от 30.12.1976 г. «Об утверждении номенклатуры должностей фармацевтических работников и положений об отдельных учреждениях и должностях работников аптечных учреждений». 21. Приказ МЗ СССР № 523 от 03.07.1968 г. «О порядке хранения, учета, прописывания, отпуска и применения ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств». 22. Строительные нормы и правила (СНиП II-69-78). 23. Методические рекомендации по нормированию труда работников аптек лечебно-профилактических учреждений, утвержденные письмом Минздравмедпрома РФ 15.07.1994 г. № 31-6/107-6. 24. Методические рекомендации НИИ фармации ММА им. И.М. Сеченова «Организация труда в межбольничных (больничных) аптеках». 25. Методические рекомендации НИИ фармации ММА им. И.М. Сеченова «Состав и размещение помещений в межбольничных (больничных) аптеках». 26. Управление и экономика фармации: В 4 т. Т. 1: Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование: Учебник для студ. Высш. Учебн. Заведений / И.В. Косова, Е.Е. Лоскутова, Т.П. Лагуткина и др.; Под ред. Е.Е. Лоскутовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с. 27. Дегтярев Г.П. Основные механизмы финансирования здравоохранения // Здравоохранение. – 1997. – № 4. – С. 7 – 26. 28. Лазебник Л.Б., Плавунов Н.Ф., Черняк С.И. Формулярная система лекарственного обеспечения // Новая аптека. – 1999. – № 12.– С. 17 – 33. 29. Мороз Т.Л., Мошкова Л.В. Роль больничной аптеки в системе фармацевтической помощи // Экономический вестник фармации. – 1999. – № 10. – С. 104 – 106. 30. Рожкова О.И., Карева Н.Н. Аптеки ЛПУ: штаты и помещения // Новая аптека. Сер. Эффективное управление для руководителя. – 2006. - № 8. – С. 41 – 46. 31. Степанов В.В. Примерные должностные инструкции персонала стационара // Здравоохранение. – 1998. – № 1. – С. 136 – 142. ВВЕДЕНИЕ Фармацевтическая помощь является важнейшей составляющей качества жизни, поэтому ее уровень оказания в стране, регионе или отдельном учреждении здравоохранения служит одним из показателей уровня жизни населения. Пациенты стационарных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) представляют собой часть населения, наиболее нуждающуюся в высококачественной фармацевтической помощи. 1. Система лекарственного обслуживания лечебно-профилактических учреждений 1.1. Типы учреждений здравоохранения Система медицинского обслуживания населения включает в себя различные типы учреждений здравоохранения. По форме собственности выделяют: 1) Государственные учреждений здравоохранения федерального (например, клиники медицинских ВУЗов) и территориального значения (например, областные больницы). 2) Муниципальные учреждений здравоохранения (например, городские больницы). Они являются некоммерческими организациями, но имеют право продавать услуги в рамках основной деятельности. 3) Частные учреждений здравоохранения. Это - коммерческие организации. По форме оказания медицинской помощи государственные и муниципальные учреждения здравоохранения разделяют на: 1. Лечебно-профилактические учреждения. 1.1. ЛПУ стационарного типа. Сюда относят ЛПУ, имеющие коечный фонд: больницы, госпитали, роддома, медсанчасти, клиники (ЛПУ в составе медицинских ВУЗов), санаторно-курортные учреждения и некоторые другие. 1.2. ЛПУ амбулаторного типа. К ним относят ЛПУ, не имеющие коечного фонда: поликлиники, амбулатории, диспансеры, консультации и некоторые другие. 2. Учреждения здравоохранения особого типа: органы лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности; контроля качества и сертификации лекарственных средств, бюро медицинской статистики и некоторые другие. 3. Учреждения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (например, учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора). В свою очередь ЛПУ по характеру обслуживаемого контингента больных разделяют на: 1) Общепрофильные (многопрофильные). 2) Специализирующиеся на обслуживании узкого контингента больных (детские, психоневрологические, онкологические и другие). Медицинскую помощь пациентам ЛПУ оказывают через структурные подразделения: отделения и кабинеты. 1.2. Типы больничных аптек В понятие фармацевтической помощи в условия ЛПУ входит обеспечение больных лекарственными средствами, перевязочными материалами и предметами ухода. Поскольку пациенты ЛПУ стационарного типа представляют часть населения, наиболее нуждающуюся в фармацевтической помощи, поэтому в лекарственном обслуживании этих ЛПУ в большей степени приобретает значение деятельность больничных аптек. Аптека, предназначенная исключительно для обеспечения учреждения здравоохранения товарами аптечного ассортимента, именуется больничной. По организационно-правовому статусу больничные аптеки разделяют на: 1. Функционирующие на правах отделения ЛПУ (именуются также аптеками ЛПУ или аптеками учреждения здравоохранения). Выполняют функции закупки товаров аптечного ассортимента, хранения и отпуска их в отделения (кабинеты) ЛПУ по ценам приобретения. 2. Функционирующие на правах юридического лица. Выполняют коммерческие функции. По количеству обслуживаемых ЛПУ больничные аптеки делят на: 1) Больничные, обслуживающие одно ЛПУ. Рекомендовано открывать на базе ЛПУ с количеством коек более 100. 2) Межбольничные, обслуживающие два и более ЛПУ. Рекомендовано открывать на базе ЛПУ, связанных организационно (например, санаторно-курортных комплексов) при совокупном количестве коек свыше 500, а также в сельской местности, где не рациональна организация аптеки в отдельном ЛПУ. По характеру производственной деятельности выделяют больничные аптеки: 1) Производственного типа. Выполняют функции изготовления лекарств. Характеризуется большим объемом производственной деятельности. Удельный вес экстемпоральных лекарств в рецептуре больничных аптек может достигать 70–80%, в том числе инъекционных растворов – 70%, то есть напоминают минифабрику по изготовлению жидких стерильных лекарств. 2) Непроизводственного типа. Функции изготовления не выполняют. 1.3. Источники финансирования лекарственного обеспечения ЛПУ Государственные (муниципальные) ЛПУ для выполнения своей деятельности, в том числе и по лекарственному обеспечению больных, пользуются средствами, поступающими из внешних и внутренних источников финансирования. К внешним источникам относятся: 1) Средства федеральных, территориальных бюджетов, которые покрывают расходы ЛПУ в соответствии с утвержденным перечнем статей, включая статью «Медикаменты и изделия медицинского назначения». Из-за ограниченности эти средства, в основном, используются для финансирования целевых программ в здравоохранении. 2) Средства федеральных, территориальных фондов обязательного и добровольного медицинского страхования (ОМС и ДМС). Средства поступают в соответствии с расчетами по медико-экономическим стандартам, устанавливающим стоимость содержания и лечения одного больного в зависимости от вида медицинской помощи. 3) Средства, поступающие от договоров на медицинское обслуживание предприятий, организаций, благотворительные взносы и некоторые другие. Из-за недостатка внешних средств финансирования ЛПУ прибегают к поиску собственных источников поступления денежных средств. К внутренним источникам финансирования относятся доходы от оказания платных медицинских услуг, аренды и других хозяйственных операций, согласно принятого в ЛПУ порядка их использования, в том числе на приобретение ЛС и ИМН. 1.4. Организация лекарственного снабжения ЛПУ Деятельность ЛПУ в государственном и муниципальном секторе здравоохранения по лекарственному обслуживанию больных финансируется в основном из средств бюджета и внебюджетных фондов. Схема лекарственного обеспечения ЛПУ стоится на принципе оптимизации финансовых затрат на приобретение лекарственных средств. К факторам выбора путей снабжения относятся: развитость фармацевтического рынка на данной территории, удаленности ЛПУ от поставщиков медицинских товаров, ассортимент, цены закупаемых товаров, а также наличие в штате ЛПУ фармацевтических работников. ЛПУ, в штате которых нет фармацевтических работников, не имеет возможности осуществлять самостоятельно фармацевтическую деятельность, которая лицензируется отдельно от медицинской. В этом случае ЛПУ осуществляют процесс обеспечения по всему перечню товаров, необходимых для организации медицинской деятельности, на условиях договора с коммерческими аптеками, функционирующими на розничном фармацевтическом рынке (аптеками, обслуживающими население, больничными, межбольничными аптеками). ЛПУ, имеющие в своем штате фармацевтических работников (аптеку ЛПУ), осуществляют закупку медицинских товаров на оптовом фармацевтическом рынке на условиях тендера, что обеспечивает экономию средств ЛПУ, используемых на приобретение лекарств, до 50%. Тендер - конкурсный отбор поставщиков медицинских товаров для нужд здравоохранения, проводимый администрацией территории. Организация производственной деятельности в аптеке ЛПУ позволяет экономить средства ЛПУ на транспортировке лекарств в стационар и на исключении из их стоимости тарифов за работу. Таким образом, ЛПУ выбирает между экономией по приобретению лекарств и затратами на содержание собственной аптеки. Однако, учитывая специфику в обслуживании стационарных больных (потребность в больших объемах стерильных лекарств, изменение лечебного процесса в направлениях и технологии оказания медицинской помощи и некоторые другие), ЛПУ предпочтительно иметь собственную аптеку производственного типа. 2. Организация работы аптеки ЛПУ 2.1. Порядок открытия аптеки Открытие аптеки проводится ЛПУ в установленном порядке после аккредитации рабочих мест, специалистов и получения лицензии на следующие виды фармацевтической деятельности: 1) Мелкооптовая закупка, хранение медикаментов и медико-фармацевтический контроль за их использованием в медицинских учреждениях; 2) Внутрибольничное производство лекарственных форм; 3) Контроль качества изготовленных лекарственных форм. Отдельно лицензируется деятельность, связанная с закупкой, хранением и применением наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих особому предметно-количественному учету. Аптека организует свою деятельность на правах отделения ЛПУ в соответствие с Положением об аптеке ЛПУ, разработанным администрацией ЛПУ на основе требований действующего законодательства. 2.2.Функции, права, контроль за деятельностью аптеки Аптека предназначена для обслуживания отделений и кабинетов ЛПУ медикаментами и другими медицинскими средствами. В соответствии с основной задачей аптека выполняет следующие функции: 1) Определяет потребность ЛПУ в лекарствах, ИМН и организует их закупку у поставщиков на основе формулярного списка. При составлении заявок на наркотические средства, психотропные вещества аптека руководствуется расчетными нормативами, определенными законодательством. 2) Организует хранение ЛС и ИМН в соответствии с токсикологическими, физико-химическими и фармакологическими свойствами; 3) Своевременно обеспечивает отделения (кабинеты) по их требованиям и в соответствии с профилем их работы; 4) Производит приготовление лекарств и контролирует их качество; 5) Осуществляет информационную работу с медицинским персоналом о наличии, фармакологическом действии, побочных явлениях, дозировках лекарственных препаратов; 6) Ведет первичный учет и отчетность о движении материальных ценностей по утвержденным формам. Для выполнения своих функций аптека имеет право: - запрашивать ЛПУ об объемах и использовании ассигнований на приобретение ЛС и ИМН; - вносить руководству ЛПУ предложения по улучшению распределения, использования, организации хранения и учета ЛС в отделениях и кабинетах; - запрашивать данные об эффективности новых препаратов, побочных эффектах лекарств. Контроль за деятельностью аптеки осуществляется в следующем порядке: - аптека периодически отчитывается о движении материальных ценностей перед бухгалтерией ЛПУ; - в установленном порядке или по распоряжению главврача в аптеке проводится инвентаризация; - инспекцию фармацевтической деятельности аптеки проводят лицензионные органы, контрольно-аналитическая лаборатория; - перед администрацией ЛПУ аптека несет ответственность за соблюдение безопасных условий труда, противопожарных мер, санитарных норм и сохранность материальных ценностей, качественное выполнение аптекой своих функций. 2.3. Объем работы аптеки В зависимости от объема работы аптеки делят на 5 групп по оплате труда руководящих работников. Порядок отнесения аптеки к той или иной группе определен МЗ РФ в «Методических рекомендациях по нормированию труда работников аптек ЛПУ» от 01.08.1994 г. В основу отнесения аптеки к группе по оплате труда положен объем работы аптеки по изготовлению и отпуску лекарств, выраженный в условных производственных единицах (ПЕ) за год. Перевод количества отпускаемых из аптеки ЛС и ИМН в производственные единицы производится через коэффициенты. 2.4. Помещения аптеки Требования к составу, размерам, размещению, технологическому решению помещений аптек ЛПУ определены Строительными нормами и правилами (СНиП) II-69-78 и другими нормативными документами. В соответствии со СНиПом набор и площади помещений аптеки определяются объемом работы ЛПУ, выраженным количеством коек. Помещения должны обеспечивать условия для производственной деятельности, сохранности материальных ценностей и безопасного труда. Помещения аптеки должны быть изолированы от других помещений ЛПУ и иметь самостоятельные выходы (не менее двух). Высота их должна составлять около 3,3 метра, отделка производственных помещений должна допускать влажную обработку на высоту 1,6 метра. Помещения для хранения легко воспламеняющихся, горючих жидкостей должны иметь стены из несгораемых материалов, железобетонное перекрытие, цементный пол с уклоном от двери. Помещение для хранения наркотических средств и психотропных веществ, относящееся ко 2-й категории защиты от вскрытия, оборудуется системами охранной сигнализации, состоящей не менее чем из 2 рубежей защиты, и тревожной сигнализации с выводом сигналов на пульт центрального наблюдения подразделения вневедомственной охраны, а в случае отсутствия возможности такого подключения - с выводом сигнала на пост охраны. (см. текст в предыдущей редакции) Входная дверь в помещение может быть металлическая, деревянная (усиленная обивкой с 2 сторон листовым железом или металлическими накладками) либо из иного материала, обеспечивающего класс защиты от разрушающих воздействий не ниже 3-го. Входная дверь имеет не менее 2 запирающих устройств 3-го класса защиты от разрушающих воздействий. Дверной проем входа в помещение защищается с внутренней стороны дополнительной металлической решетчатой дверью с запирающим устройством, имеющей класс защиты от разрушающих воздействий не ниже 2-го, изготовленной из стальной арматуры. На оконные конструкции 1-го и последнего этажей с внутренней стороны или между рамами устанавливаются металлические решетки, изготовленные из стальных прутьев, либо жалюзи, эквивалентные по прочности металлическим решеткам. Оконные конструкции должны обладать классом защиты от разрушающих воздействий не ниже 3-го. Все помещения должны отапливаться (кроме отдельных складских), иметь вентиляцию, естественное освещение и искусственное люминесцентными лампами. Аптека должна быть обеспечена телефонной связью, автоматической пожарной и охранной сигнализацией. К зданию ЛПУ и аптеки предусматриваются подъездные пути для автомобильного транспорта. НИИ фармацией разработаны методические рекомендации по перечню помещений с указанием их назначения для больничных (межбольничных) аптек. По назначению можно выделить 3 группы помещений: 1. Производственные. К ним относятся ассистентская, аналитическая, асептическая, стерилизационная, дистилляционная, моечная. А также специфические для больничных аптек помещения: комплектовочная, экспедиционная, комната медицинского персонала. 2. Помещения для хранения. Это - материальные и кладовые. 3. Служебные и бытовые. К служебным относят кабинеты администрации, конференц-зал, компьютерную комнату. К бытовым - гардероб, комнату персонала, санитарные комнаты, кладовую для уборочного инвентаря. 2.5. Оснащение аптеки Исходя из производственной необходимости, аптека должна быть обеспечена аптечной мебелью, стеллажами, инвентарем, приборами, аппаратами, металлическими шкафами, сейфами, санспецодеждой, справочной литературой, законодательными актами по организации фармацевтического дела. Оборудование и оснащение рабочих мест должны отвечать следующим требованиям: - обеспечивать выполнение производственных функций; - подвергаться санитарной обработке; - быть безопасными в эксплуатации; - быть удобными в работе с учетом психофизиологических факторов. Учитывая большой объем производственной деятельности, рабочие места производственного персонала должны быть оснащены средствами малой механизации. Аптека ЛПУ, решая проблему оснащения помещений, может воспользоваться «Методическими рекомендациями по организации и оснащению рабочих мест больничных (межбольничных) аптек», разработанными НИИ фармации. Перечень и площади помещений, оснащение и оборудование рабочих мест вносятся в паспорт аптеки. Руководство аптеки несет имущественную ответственность перед ЛПУ. 2.6. Организационная структура аптеки В соответствии с методическими рекомендациями МЗ РФ по нормированию труда работников аптек ЛПУ для рациональной организации труда и разделения материальной ответственности в аптеках ЛПУ I и II групп можно организовать два отдела: производственный и готовых ЛС. В аптеках группой ниже выделять отделы не рекомендуется. Функции отделов: 1. Производственного: - прием требований на экстемпоральные ЛС от отделений (кабинетов); - изготовление по ним лекарственных форм; - контроль качества изготовленных лекарств. 2. Готовых ЛС: - прием лекарств от поставщиков, контроль качества; - организация хранения лекарств, контроль за сроками годности; - прием требований на готовые ЛС и ИМН от отделений (кабинетов); - комплектование заказов потребителей. 2.7. Управление аптекой Управление аптекой осуществляет заведующий на принципах единоначалия. Назначается на эту должность специалист с высшим фармацевтическим образованием, стажем работы по специальности не менее 3 лет и сертификат специалиста. Принимается на работу главврачом ЛПУ, который заключает с ним трудовой договор. Заведующий аптекой работает на правах заведующего отделением. Является материально-ответственным лицом, несет ответственность за организацию, выполнение всех функций аптекой, обеспечивает безопасные условия труда и меры социальной защиты работников аптеки, ведет учет и отчетность, работает с поставщиками ЛС и ИМН, участвует в составлении сметы расходов на приобретение медицинских товаров, оборудования аптеки, входит в состав экспертной комиссии по формированию формулярного списка ЛПУ. Для активного участия в планировании закупок лекарственных средств руководитель аптеки должен иметь высокий уровень знаний в области фармацевтического менеджмента. Заведующий аптекой в ЛПУ с коечным фондом до 200 коек может выполнять производственные функции. Исходя из объема работы аптеки может вводится должность заместителя заведующего аптекой. Должность замещается лицом с высшим фармацевтическим образованием, имеющим сертификат специалиста. Принимается на работу главврачом ЛПУ. Является материально-ответственным лицом, организует работу и несет ответственность в соответствии с конкретным распределением обязанностей между ним и заведующим аптекой, определяемым приказом по аптеке. Подчиняется непосредственно заведующему аптекой и в случае отсутствия его выполняет все обязанности, возложенные на заведующего. Если в аптеке организуются отделы, то заведующий и его заместитель выполняют функции заведующих отделами. 2.8. Штаты аптеки Штатное расписание аптеки разрабатывается заведующим аптекой на основе номенклатуры должностей фармацевтических работников, разработанной МЗ РФ, и утверждается главврачом в составе штатного расписания ЛПУ В аптеке ЛПУ выделяют три группы персонала: 1. Административно-управленческий. К нему относят заведующего и заместителя заведующего аптекой. 2. Производственный, представленный провизорами-технологами, провизором-аналитиком, провизором-информатором, фармацевтами, занятыми изготовлением лекарств. 3. Вспомогательный, включающий фасовщиков и санитарок-мойщиц. В штате аптеки нет хозяйственного персонала, счетных работников, обслуживание аптеки этими специалистами берет на себя ЛПУ. Прием работников осуществляется через отдел кадров ЛПУ с согласия заведующего аптекой в установленном порядке. Штаты комплектуются исходя из количества коек и профиля обслуживаемого ЛПУ по утвержденным МЗ РФ нормативам. Согласно «Методическим рекомендациям по нормированию труда работников аптек ЛПУ» МЗ РФ от 01.08.1994 г. расчет численности работников рекомендуется приводить в соответствие с объемом работы аптеки, определенным производственными единицами. Функционально-должностные инструкции работников разрабатываются руководителем аптеки на основании положений о должностях и квалификационных характеристик, утвержденных Минздравом и Минтрудом РФ. Важной составляющей профессиональной компетенции специалистов аптек ЛПУ является хорошая подготовка в области клинической фармакологии и фармакоэкономики. Формирование оплаты труда работников осуществляется в соответствии с системой, предусматривающей определения базового оклада в зависимости от принадлежности работников к определенной профессионально-квалификационной группе скорректированного повышающими коэффициентами, выплатами компенсационного и стимулирующего характера. 3. Учет лекарственных средств и изделий медицинского назначения в ЛПУ 3.1. Общие положения Порядок учета лекарств и ИМН в ЛПУ и аптеках, стоящих на государственном бюджете, регламентируется «Инструкцией по учету медикаментов, перевязочных материалов, ИМН в лечебно-профилактическом учреждении», утвержденной приказом МЗ СССР № 747 от 20.06.87 и другими нормативными актами. В ЛПУ и их аптеках материальные ценности учитываются по 4 группам: 1. Медикаменты: лекарственные средства, сыворотки, вакцины, лекарственное растительное сырье, минеральные воды, дезинфекционные средства, предметы ухода за больными, а также тара, стоимость которой включена в стоимость лекарств или предназначена для отпуска под лекарствами (например, бутылки для кровезаменителей). 2. Перевязочные средства: марля, бинты, вата и т.п. 3. Вспомогательные материалы: бумага, коробки, колпачки, этикетки, нитки и т.п. 4. Тара возвратная, стоимость которой не включена в стоимость лекарств: склянки, банки объемом более 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и т.п. Предметно-количественному учету подлежат: 1. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в РФ. 2. Моно- и комбинированные лекарственные средства, содержащие ядовитые и сильнодействующие вещества, такие прекурсоры как эфедрин, псевдоэфедрин, фенилпропаноламин. 3. Субстанции апоморфина гидрохлорида, атропина сульфата, дикаина, гоматрпина гидробромид, серебра нитрата, пахикарпина гидройодида, 4. Иные лекарственные средства: клозапин, бутарфанол, коаксил, золдиар, этиловый спирт, раствор медицинский антисептический. 5 Дорогостоящие ЛС и новые для клинических испытаний по спискам, утвержденным МЗ РФ. 6. Тара порожняя и под лекарствами, перевязочный материал. Учет ценностей в отделениях (кабинетах) и аптеке ЛПУ ведется по цене приобретения. Ответственными за хранение и выдачу больным медикаментов ПКУ являются: наркотических средств, психотропных веществ - главврач ЛПУ, ядовитых и сильнодействующих – заведующий отделением (кабинетом) и старшая медицинская сестра. Материальная ответственность за лекарства, находящихся в отделениях (кабинетах), возложена на старшую медицинскую сестру. С ней заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В аптеке индивидуальная материальная ответственность возлагается на заведующего (заместителей) аптекой. Может быть внедрена бригадная форма материальной ответственности. В этом случае в состав бригады включаются лица, имеющие доступ к материальным ценностям. 3.2. Порядок выписывания требований отделениями и кабинетами в аптеку ЛПУ Требования (накладные) на материальные ценности выписываются по форме М-11 по каждому отделению (кабинету) отдельно. Составляются старшей медсестрой отделения. Заведующий отделением обязан проконтролировать обоснованность заявляемого количества лекарств. Требования выписываются отдельно на каждую учетную группу ценностей, а также на каждую группу ЛС, подлежащих ПКУ. Требования оформляются ручкой в 2-х экземплярах, один из которых остается в аптеке, второй возвращается старшей медсестре при отпуске ЛС и ИМН. В требовании указывается дата выписывания, наименование аптеки – отправителя материальных ценностей, наименование отделения (кабинета) – получателя ценностей, наименование материальных ценностей. Требование оформляется штампом ЛПУ, заверяется подписью заведующего отделением (кабинетом). Требования на лекарственные средства выписываются на латинском языке. В требовании указывается, полное наименование лекарства, его фасовка, форма, дозировка, упаковка и количество. Количество выписываемых в требовании стандартов лекарств, подлежащих ПКУ, указывается прописью. В требовании на этиловый спирт прописью указывается количество по весу и концентрация; в требовании на наркотические и психотропные вещества – количество ампул, таблеток, капсул и др. В требовании для индивидуального больного дополнительно указывается его фамилия и номер истории болезни. Если данные на материальные ценности представлены не полностью, то работник аптеки обязан при приеме требования дописать недостающие данные. В аптеке исправления количества, фасовки, дозировки лекарств в сторону увеличения запрещаются. Требования на наркотические средства и психотропные вещества хранятся в аптеке в течение 10-ти лет, на иные лекарственные средства, подлежащие ПКУ, - 3-х лет, на остальные – в течение одного календарного года не считая текущего. 3.3. Учет материальных ценностей в аптеке ЛПУ 3.3.1 Приходные операции Материальные ценности поступают в аптеку на основании счетов поставщиков, принимаются комиссией в установленном порядке. При поступлении лекарств в аптеку заведующий аптекой проверяет соответствие количества и качества их с документальными данными, правильность расчета стоимости отдельных наименований и общей суммы, после чего на счете делает пометку «Цены проверены, материальные ценности мною приняты, подпись». Затем на обороте или в конце счета делает расшифровку суммы ценностей по учетным группам. При обнаружении недостачи, порчи, боя комиссией составляется «Акт об установлении расхождения по количеству и качеству» (Ап-2 или торг-2) и оформляется претензия поставщику. Данные счетов в расшифрованном виде вносятся в течение отчетного периода в «Книгу регистрации счетов, поступивших в аптеку» по форме 6-МЗ. После этого счета передаются для оплаты в бухгалтерию. Итоги за отчетный период в общей сумме и по каждой учетной группе вносятся в приходную часть «Отчета аптеки о приходе и расходе медикаментов, перевязочных средств, ИМН в денежном (суммовом) выражении» по форме 11-МЗ. Запасы лекарств должны соответствовать одномесячной потребности, включая запасы наркотических веществ, для бесперебойного снабжения ЛПУ. Однако аптека при организации закупок исходит из финансовых возможностей ЛПУ. 3.3.2. Расходные операции 1. Отпуск лекарств производится по накладным (требованиям) провизором-технологом или заведующим аптекой под расписку старшей медицинской сестры отделения (кабинета). Отпускать лекарства другому персоналу, тем более обслуживающему, запрещается. Каждая накладная на требование ЛПУ нумеруется с начала года, корректируется по ассортименту и количеству, таксируется. В конце накладной выводится общая сумма и делается расшифровка общей суммы по учетным группам. Ограниченно поступающие в аптеку лекарства могут отпускаться в отделения не по требованию, а по разнарядке руководителя ЛПУ (например, этиловый спирт, дорогостоящие лекарства, перевязочные материалы). Данные накладных по порядку номеров в расшифрованном виде заносятся в «Книгу учета протаксированных накладных (требований)» по форме 7-МЗ в течение отчетного периода. Общая сумма за отчетный период указывается прописью. В крупных ЛПУ на каждое отделение заводится отдельная страница книги. Итоги по книге заносятся в расходную часть отчета. В крупных ЛПУ итоги определяются и вносятся в отчет по каждому отделению. Накладные к отчету не прикладываются и в бухгалтерию ЛПУ не сдаются. 2. Списание лекарств вследствие порчи, боя, брака, истечения срока годности осуществляется комиссией в составе главного бухгалтера ЛПУ, заведующего аптекой, третьего лица и оформляется «Актом о порче товарно-материальных ценностей» по форме АП-20 в двух экземплярах. Первый передается в бухгалтерию, второй прилагается к отчету. 3. Дооценка и уценка при выполнении лабораторных и фасовочных работ формируется за счет округления цен на изготовленную продукцию и отражается в «Журнале учета лабораторных и фасовочных работ» по форме АП-11. 4. Списание вспомогательного материала осуществляется на основании счетов поставщиков по мере поступления в аптеку. 5. Списание тары. Одноразовая тара списывается по мере высвобождения из-под нее лекарств на основании счетов поставщиков. Многооборотная – по мере сдачи поставщику или тарособирающим организациям на основании накладной (фактуры) на отпуск. Все накопительные документы (книги) оформляются в установленном порядке: страницы пронумерованы, прошнурованы, шнур скреплен подписью главного бухгалтера ЛПУ. В конце каждого отчетного периода (как правило – месяца) заведующий аптекой составляет отчет по форме 11-МЗ в двух экземплярах, которые передаются в бухгалтерию в пятидневный срок. К отчету прилагаются первичные документы (кроме накладных на отпуск). Отчет проверяется бухгалтером и утверждается главврачом ЛПУ. После проверки второй экземпляр возвращается в аптеку. 3.4. Организация предметно-количественного учета в аптеке ЛПУ Порядок хранения, учета и отпуска лекарств, стоящих на предметно-количественном учете, организуется по тем же правилам, что и для аптек обслуживающих население. Наркотические средства и психотропные вещества хранятся в запирающихся сейфах не ниже 4-го класса устойчивости к взлому или металлических шкафах. Учет лекарств ПКУ осуществляется: 1) наркотических средств и психотропных веществ – в «Журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; 2) прекурсоров - в «Журнале регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»; 3) иных ЛС, подлежащих ПКУ, - в «Журнале учета ядовитых, наркотических, других медикаментов и этилового спирта» по форме АП-10, Страницы этих документов оформляются в установленном законодательством порядке. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму в этих документах отводится одна страница. В эти документы поступление заносится на основании счетов поставщиков, расход наркотических средств и психотропных веществ – на основании требований-накладных, иных ЛС, подлежащих ПКУ – на основании «Ведомости выборки израсходованных лекарств, подлежащих предметно-количественному учету» по форме 1-МЗ. Ведомость составляется ежедневно на основании накладных (требований) на отпуск отделениям (кабинетам) провизором-технологом за подписью заведующего аптекой. В ней подводится итог расходу по каждому наименованию лекарств, отпущенные в разные отделения (кабинеты). В «Книге протаксированных накладных» номера требований на лекарства, стоящие на ПКУ, подчеркиваются красным карандашом. Ежеквартально бухгалтерия выборочно проверяет правильность ведения аптекой ведомости по форме 1-МЗ, книги по форме 7-МЗ, а так же журналов. 3.5. Хранение, учет и отпуск лекарственных средств в отделениях (кабинетах) ЛПУ Лекарства из аптеки отпускаются в отделения (кабинеты) в оригинальной заводской или аптечной упаковке. Ядовитые, наркотические, психотропные, сильнодействующие вещества – только в готовом виде. На этикетке изготовленных, расфасованных в аптеке лекарств кроме обязательных реквизитов проставляется название отделения (кабинета), состав лекарственной формы на латинском языке, содержащих наркотические, психотропные ЛС – штамп черной тушью «Яд», ядовитые – штамп черной тушью «А», сильнодействующие – штамп красной тушью «Б». Этикетка аптеки должна сохраняться до конца использования лекарства в отделении (кабинете). Лекарства отпускаются в размере текущей потребности: ядовитые – 5-ти дневной; наркотические, психотропные – 3-х дневной, в приемных отделениях – 5-ти дневной; остальные – 10-ти дневной Заведующий отделением должен контролировать фактическое наличие лекарств, не допускать создание сверхнормативных запасов. Он несет ответственность за хранение, учет, расход лекарств в отделении и не реже одного раза в месяц осуществляет проверку этих процессов, а непосредственным исполнителем является старшая медицинская сестра отделения. Медикаменты в отделениях должны хранится в запирающемся шкафу (желательно металлическом) раздельно по лекарственным формам (порошки, таблетки, ампулы и т.д.), а также по назначению («Наружное», «Внутреннее» и т.д.). В перевязочных и операционных – в запирающихся стеклянных шкафах. Ключи от шкафов находятся у дежурной медицинской сестры. Дезинфицирующие средства, а также пахучие и красящие должны хранится отдельно от других медикаментов, скоропортящиеся, органопрепараты – в холодильнике при температуре не выше +10 градусов. Помещение для хранения наркотических средств и психотропных веществ, относящееся к 3-й категории защиты от вскрытия, оборудуется входной металлической дверью, деревянной дверью, усиленной с 2 сторон листовым железом, либо дверью из иного материала, обладающей классом защиты от разрушающих воздействий не ниже 3-го.Входная дверь имеет не менее 2 запирающих устройств 3-го класса защиты от разрушающих воздействий. Наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры хранятся в запирающихся насыпных или прикрепленных к полу (стене) сейфах не ниже 3-го класса устойчивости к взлому. Сейф массой менее 1000 килограммов прикрепляется к полу или стене либо встраивается в стену с помощью анкерного крепления. Ключи от сейфа должны находиться у заведующего отделением или старшей медицинской сестры, в ночное время – у дежурного врача под запись в специальной тетради. В местах хранения, на постах дежурных врачей и медицинских сестер должны быть таблицы высших разовых и суточных доз ядовитых, сильнодействующих и наркотических лекарств, а также таблицы противоядий при отравлении ими. На постах дежурных врачей и медицинских сестер хранится суточный запас наркотических средств и психотропных веществ в запирающихся насыпных или прикрепленных к полу (стене) сейфах не ниже 3-го класса устойчивости к взлому. Сейф массой менее 1000 килограммов прикрепляется к полу или стене либо встраивается в стену с помощью анкерного крепления. Медицинский персонал должен перед отпуском лекарств больному прочесть вслух название, дозировку и сверить с назначением врача. Отпуск пациентам наркотических средств и психотропных веществ делается медицинской сестрой в присутствии врача отдельно от других лекарств, об отпуске делается пометка в истории болезни. Ампулы из-под наркотических лекарств сдаются врачами в тот же день заместителю главного врача по лечебной работе и уничтожаются один раз в 10 дней комиссией, факт уничтожения оформляется актом. Пероральный прием наркотических лекарственных средств пациентом должен производится только в присутствии медицинской сестры. Учет наркотических средств, психотропных веществ ведется старшей медицинской сестрой в «Журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», прекусоров – в «Журнале регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», а всех остальных лекарств, стоящих на ПКУ – в «Книге учета ядовитых лекарственных средств в отделениях и кабинетах ЛПУ». Страницы этих документов пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью руководителя ЛПУ. Основанием для оприходования этих лекарств являются накладные, для списания в расход – листы назначения лекарств больным. В конце месяца старшая медицинская сестра составляет «Отчет о движении лекарств, подлежащих предметно-количественному учету» по форме 2-МЗ и передает в бухгалтерию. Ежемесячно постоянно действующей комиссией, в составе которой находится представитель аптеки, проверяется состояние хранения, учета, расходования и целесообразности выписывания наркотических препаратов, а ежеквартально – остальных лекарств, подлежащих ПКУ в отделениях (кабинетах), включая аптеку. Ежеквартально аптека проводит проверку в отделениях (кабинетах) сроков годности лекарств заводских и изготовленных в аптеке, а также соблюдения правил выписывания, хранения и отпуска лекарств ПКУ. Выявленные нарушения оформляются актом и доводятся до сведения главврача ЛПУ. 3.6. Учет лекарственных средств в бухгалтерии ЛПУ В бухгалтерии учет лекарств ведется на балансовых счетах в общей сумме и раздельно по учетным группам на основании оправдательных документов, поступающих из аптеки. Стоимость израсходованных аптекой материальных ценностей, а также списанных вследствие порчи, естественной убыли, относят на понижение объемов финансирования ЛПУ. Обязанности бухгалтерии по учету лекарственных средств: 1. Обеспечение правильного бухгалтерского учета лекарственных средств. 2. Контроль за правильным и экономным расходованием денежных средств на закупку лекарств. 3. Контроль за правильным ведением в отделениях (кабинетах) предметно-количественного учета. 4. Участие в проведении инвентаризации материальных ценностей в аптеке, правильное отражение ее результатов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Аптека ЛПУ, являющаяся отделением учреждения здравоохранения, – первое и главное в цепи других составляющих процесса лекарственного обеспечения. Поскольку любое изменение лечебного процесса в учреждении здравоохранения влечет за собой изменение потребности в лекарственном обеспечении, фармацевтический персонал больничной аптеки должен постоянно отслеживать новые направления и технологии медицинской помощи, внедряемые в стационаре. На основании полученной информации провизорами аптеки производится определение потенциальной потребности в лекарственных средствах и расчет стоимости лечебного процесса, таким образом, достигается своевременное и качественное обеспечение лечения больных.
«Аптека ЛПУ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Морозова Э. Г.
Смотреть все 17 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot