Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономический рост и государственное регулирование экономики

  • 👀 344 просмотра
  • 📌 279 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Экономический рост и государственное регулирование экономики
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономический рост и государственное регулирование экономики» pdf
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Экономика – динамичная система. Ее динамизм проявляется через экономический рост. Экономический рост – наиболее употребимый критерий экономического развития наряду с отраслевой структурой экономики, уровнем и качеством жизни населения и др. Обычно под экономическим ростом принято понимать количественное и качественное совершенствование произведенного ВВП. Экономический рост подразумевает не просто увеличение ВВП, но расширение ассортимента выпускаемых товаров и услуг, приспособление структуры выпускаемых товаров к структуре потребностей. К сожалению, конкретного показателя, определяющего экономический рост, не существует. Рассматривая экономический рост как критерий экономического развития страны, чаще всего его объем измеряют или темпами роста объема произведенного валового продукта или темпами его роста на душу населения. Увеличение валового продукта может быть осуществлено двумя способами: привлечением большего количества ресурсов и посредством более производительного их использования. Соответственно можно говорить об экстенсивном и интенсивном типах экономического роста. При экстенсивном типе экономический рост достигается путем количественного увеличения факторов производства при сохранении его технической основы. При интенсивном типе экономический рост достигается путем качественного совершенствования использования факторов производства. В зависимости от типа экономического роста все его факторы можно разделить на экстенсивные и интенсивные. К экстенсивным факторам роста относятся:  увеличение числа занятых работников;  рост объемов потребляемого сырья, материалов и топлива. Интенсивные факторы роста включают:  ускорение научно-технического прогресса;  повышение квалификации работников;  улучшение использования производственных фондов;  повышение эффективности производства за счет лучшей его организации. Решение проблем экономического развития не может быть самостоятельно обеспечено работой рыночного механизма, а предполагает высокую активность государства в этой сфере. Существуют различные точки зрения на вопрос о роли государства в регулировании экономического роста. Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и адаптации экономики к изменяющимся условиям, которое решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования 1 занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и т.п. В результате развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к дифференциации доходов, к росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Государство вмешивается в рыночную экономику для поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Одна из важнейших функций – стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В общем, государство для сглаживания цикличности в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность. Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д. В сферу деятельности государства входит и регулирование цен, так как цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство, в лице его органов, разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставит экономические субъекты в равные условия. Они определяют права собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, предупреждают злоупотребления, обеспечивают защиту потребителя. Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и 2 занятость, оказывать ощутимое воздействие на изменение курса акций. Наиболее активно используются операции на открытом рынке, которые проводит Центральный банк с государственными ценными бумагами. Так, для недопущения неоправданного развития экономики необходимо уменьшение (сжатие) денежной массы. Центральный банк продает правительственные облигации населению и коммерческим банкам под заманчивый процент. Часть денег изымается, таким образом, из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается. Указанный механизм работает и в другом направлении. Центральный банк манипулирует также учетной ставкой, определяющей величину платы за кредиты, которые Центральный банк предоставляет коммерческим банкам. Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличения их активности в предоставлении кредитов и в конечном счете увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране. Повышение нормы обязательных резервов снижает избыточные резервы, а тем самым возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. Снижение нормы имеет обратный эффект. При повышении нормы обязательных резервов процентная ставка повысится, а при понижении – сократится. Инвестиционная активность, наоборот, уменьшится при повышении нормы обязательных резервов и увеличится – при снижении нормы обязательных резервов, что неизбежно скажется на темпах роста экономики. Указанные меры денежно-кредитной политики позволяют осуществлять эффективное антициклическое регулирование в странах с рыночной экономикой. Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования в экономике, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы. К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками, а также и регулирование внешнеэкономической деятельности. Там, где монополия признана естественной, оправданно полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материальнотехническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.). ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 3 Финансовая политика охватывает весь комплекс мероприятий государства в области финансов. В узком смысле финансами можно назвать денежные средства общества. Однако вокруг этих средств возникает целая система сложных отношений: деньги надо в определѐнном порядке и сполна собрать; затем рационально распределить по различным фондам (на развитие науки, образования, культуры и т.д.); наконец, денежные средства нужно эффективно и в полном объѐме использовать по прямому их назначению. Отсюда в широком смысле финансы – это вся совокупность денежных средств общества и связанных с ними экономических отношений. Финансовая политика многогранна и ведѐтся по целому ряду направлений. Среди них выделяют две главные линии: бюджетную и фискальную (или налогово-бюджетную) политику. Финансовая система и ее структура Совокупность отношений, возникающих по поводу формирования целевых денежных фондов, называется финансовыми отношениями. Именно они лежат в основе существующей финансовой системы. Главными элементами финансовой системы являются государственный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды. Кроме того, в финансовую систему включаются финансы предприятий и организаций. Расходная часть государственного бюджета предполагает осуществление затрат государства на социальные нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20 %), обслуживание государственного долга, затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности, причем в рыночной экономике основные поступления в госбюджет – это подоходный налог с населения (до 80 %). Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных, налогов. Кроме них собираются иные налоги, административные сборы и местные налоговые лицензии. Между государственным и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов. Особое финансовое звено образуют специальные правительственные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Они отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды государственного социального страхования, различные целевые фонды, государственные и смешанные финансовые учреждения. Сущность и экономические функции налогов 4 Для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом. Цели общества определяют требования к налогообложению, к его налоговой базе, тяжести налогового бремени и способам изъятия доходов. Эти требования реализуются в налоговой политике, которая строится с учетом противоречивости интересов государства и налогоплательщиков. В современных условиях налоги выполняют функции:  фискальная функция (связана с созданием и функционированием государственных денежных фондов);  регулирующая функция (использование налогов как регулятора хозяйственных и социальных процессов. Она проявляется при: реализации антициклических программ; коррекции направлений экономического роста; стимулировании отдельных производителей; обеспечении социальной справедливости через перераспределение доходов);  перераспределительная функция (собранные в бюджете налоги идут на финансирование необходимых обществу программ). Увеличение ставки налогообложения ведет к увеличению доходов бюджета. Но увеличивать налоговое бремя можно лишь до определенных пределов, так как потом начинает снижаться база налогообложения. Это обнаружил А.Лаффер на основе анализа статистических данных за длительный период. Данное явление получило название эффекта Лаффера, а кривая, отображающая эту зависимость, – кривой Лаффера (рис.16.1). Согласно кривой Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерному налоговому бремени. Это сократит нераспределенную прибыль предприятий, возможность инвестиций и следовательно, возможность расширения производства и получения больших доходов. И в будущем периоде сумма налоговых поступлений сократится. Увеличение налогового бремени ведет также к уходу многих производителей с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов, что также сокращает налоговые поступления в бюджет. ропорциональное налогообложение – система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода (плоская шкала налогообложения, в отличие от прогрессивной). Под прогрессивным налогообложением понимают увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц (подоходный налог). Регрессивное налогообложение – снижение ставки налога по мере увеличения уровня дохода налогоплательщика, в отличие от прогрессивного и пропорционального. 5 Как правило, при регрессивном налогообложении, доходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке, то есть пониженные ставки действуют не для всего объекта налогообложения, а для его части, которая превышает предыдущую. Например, налоги, взимаемые в форме фиксированного процента на расходы, такие как НДС, или прямые фиксированные налоги, например подушный налог (poll tax) или лицензионный сбор за телевизоры в Великобритании, являются регрессивными по своему конечному результату. В рыночной экономике банковская система чаще всего бывает двух- или трехуровневой. Верхний уровень занимает Центральный банк. Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений, т.е. сберегательных учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний. Данное регулирование осуществляется в целях обеспечения нормального денежного обращения как важного условия устойчивых темпов роста экономики. Основные функции Центрального банка: • денежная эмиссия; • контроль за денежным обращением в стране; • контроль за деятельностью коммерческих банков и помощь в их работе. Коммерческие банки, занимающие нижний уровень в рассматриваемой двухуровневой банковской системе, – это частные банки, сфера деятельности которых включает широкий спектр финансово-кредитных операций: прием вкладов и выдачу кредитов; посредничество в платежах; куплю-продажу ценных бумаг; размещение государственных займов; управление по доверенности имуществом клиентов; консультации по финансово-кредитным вопросам. Выступая в качестве инвесторов, банки, как правило, вкладывают деньги в облигации и в виде исключения – в акции. Банковские операции приносят банкам прибыль. Банковская прибыль определяется как разность между суммой процентов, взимаемых с заемщиков, и суммой процентов, выплачиваемых вкладчикам. Помимо банковской прибыли в доход банка включаются также прибыль от инвестиций, биржевых операций, комиссионные вознаграждения. Банковская система является основной в кредитной системе страны. Помимо банков в нее входят так называемые небанковские специализированные кредитно-финансовые учреждения. Последние занимают нижний уровень в кредитной системе. Долгое время они играли подчиненную роль по отношению к коммерческим банкам. После второй мировой войны их позиции заметно усилились в связи с возрастанием значения операций, на которых они специализировались, при одновременном проникновении этих учреждений в сферу деятельности коммерческих банков. Рассматриваемые учреждения не обладают универсальностью последних, но специализация на кредитовании определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности, а также на узком круге операций дает им некоторые преимущества. Примером может служить деятельность инвестиционных компаний. Они размещают свои акции среди мелких держателей и приобретают на полученные средства ценные бумаги фирм различных отраслей. Благодаря рассредоточению средств снижается риск потери сбережений из-за возможного банкротства данных фирм, что привлекает инвесторов. 6 Для правильного измерения объема денежной массы нужно определить ее структуру. Последнюю можно охарактеризовать, расположив денежные агрегаты по мере их укрупнения и определив их состав и особенности с точки зрения выполнения деньгами тех или иных функций. Денежный агрегат Ml охватывает наличные деньги и вклады, средства с которых могут быть перечислены в качестве платежей по чекам и электронным денежным переводам. Это счета до востребования, дорожные чеки и другие счета, с которых можно выписать чек. Деньги здесь выступают в качестве средства обращения и средства платежа. В условиях современной рыночной экономики большинство операций обмена производится с помощью Ml, и данный агрегат является наиболее распространенным. Денежный агрегат М2 включает в себя агрегат Ml, а также активы, которые не могут непосредственно переводиться от одного лица к другому, но могут превращаться в средства платежа. К ним относятся депозитные счета, сберегательные вклады до востребования, срочные вклады и некоторые другие активы. В данном случае речь идет также о выполнении деньгами функции средства накопления. Агрегат М2 активно используется и при анализе влияния денежной массы на экономику. Он более адекватно по сравнению с агрегатом Ml отражает связь денежной массы со скоростью обращения денег, реальным объемом производства и взвешенным уровнем цен. Существуют и другие денежные агрегаты. Так, МЗ включает в себя помимо агрегатов Ml и М2 крупные срочные депозиты, соглашения о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене. Наиболее укрупненным денежным агрегатом является агрегат L. В него входят Ml, М2, МЗ, а также сберегательные облигации, казначейские векселя и некоторые другие активы. Классическая количественная теория денег основывается на скорости обращения денег в движении доходов. Скорость обращения денег может быть представлена в следующем виде: V P *Q (17.3) M где М –количество денег, находящихся в обращении; V –скорость обращения денег в движении доходов; Q –реальный объем производства; Р –абсолютный уровень цен. Скорость обращения денег означает количество оборотов в год, которое совершает в среднем денежная единица в результате приобретения товаров и услуг, составляющих реальный ВНП. Заменим количество денег в обращении М на MD, т.е. на величину спроса на деньги, и преобразуем формулу (17.3). Она примет вид: MD  P *Q (17.4) V 7
«Экономический рост и государственное регулирование экономики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА
#Лекция

Предмет и метод экономической теории. Общественное производство и основные проблемы его организации. Экономические системы: типы и модели. Теория спроса и предложения. Теория потребительского поведения. Теория фирмы, издержки производства. Рыночные структуры и поведение фирмы на рынке. Рынок факторов производства: рыночное равновесие и проблема эффективного использования ресурсов. Общее экономическое равновесие и благосостояние. Национальная экономика, основные показатели макроэкономического анализа. Совокупный спрос и совокупное предложение, механизм макроэкономического равновесия. Макроэкономическая нестабильность, основные проблемы макроэкономики. Система государственного регулирования экономики. Налоговая политика и бюджет государства. Денежно-кредитная политика государства. Социальная политика государства. Экономический рост и развитие экономики. Международные экономические отношения. Переходная экономика и ее особенности в России.

Автор(ы) Ушаков В. В.
Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot