Экономический анализ предприятия
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекционный материал
Подобранный инструментарий позволяет не только проанализировать
внутреннее состояние организации (финансовые показатели), но и провести ее
полный экономический анализ (оценить внешнюю и внутреннюю среду
компании).
Обязательные элементы при проведения комплексного анализа
1. Маркетинговая деятельность представляет собой деятельность,
направленную на согласование возможностей организации с ситуацией на рынке
с целью получения прибыли и конкурентных преимуществ. Анализируется:
ниша,
платежный
спрос,
ценовая
политика,
сравнение
продукции
с
конкурентами, анализ возможности выхода на международный рынок.
Объектами анализа являются: 1) реальные рыночные процессы, включая
потребителей
и
конкурентов;
2)
экономические
и
производственные
возможности организации по производству конкретных видов продукции.
2. Анализ объемов производства и продаж
Анализируется:
сезонность,
ритмичность,
анализ
ассортимента
продукции, анализ качества продукции и др.
Определяется: резервы для роста, потребителей и их возможности, с кем и
как осуществляется взаимодействие.
3. Анализ трудовых ресурсов
Повышение квалификации (кого направлять на повышение квалификации
при диверсификации деятельности); текучесть кадров; взаимоотношения с
кадровыми агентствами; выбрать что эффективнее обучить своего или «купить»
другого.
4. Анализ использования основных производственных фондов.
Проблема обновления основных средств.
5. Эффективность использования материальных ресурсов.
Проанализировать
поставщиков,
дебиторскую
и
кредиторскую
задолженность, условия работы с поставщиками, рассмотреть применимые
модели к деятельности компании.
6. Пофакторный анализ прибыли.
Принципы экономическо-финансового анализа:
1. Точность расчета показателей с точки зрения детализации (руб., тыс.
руб., млн. руб.).
2. Объективность (учет отрасли в целом).
3. Достоверность (информация из разных источников должна совпадать).
4. Полнота используемых данных.
5. Прозрачность с точки зрения внешних пользователей информации.
6. Гибкость (методика должна подстраиваться под меняющуюся
ситуацию).
7. Действенность (результаты должны оперативно доводиться до
ответственных работников для своевременного принятия решений).
8. Эффективность (затраты на проведение анализа не должны превышать
эффект от его проведения).
9. Выполнимость (наличие инструментария позволяющего проводить
анализ в полном объеме).
10. Системность (учет всех элементов экосистемы и внутренних факторов
в их взаимодействии).
Предмет экономического анализа – финансово-технологические и
экономические процессы, происходящие внутри организации и за ее пределами,
а также экономическая эффективность деятельности, полученные конечные
финансовые результаты, формирующиеся под воздействием внешних и
внутренних факторов, получивших отражение в системе экономической
информации.
Объект – организации различных форм собственности.
Классификация видов экономического анализа по различным признакам:
1. По субъектам экономического анализа: внутренний; внешний.
2. По времени проведения:
2.1. Итоговый, последующий, периодический, ретроспективный.
2.2. Предварительный, перспективный, прогнозный, анализ планов.
2.3. Оперативный анализ.
3. По направлениям исследования различают производственный и
финансовый, а также общеэкономический и технико-экономический анализ.
4. По содержанию и уровню организации различают комплексный и
тематический анализ.
Все виды экономического анализа взаимосвязаны, предусматривают
взаимное использование результатов, способствуют повышению эффективности
управления – выработке и принятию правильных, обдуманных управленческих
решений.
Пользователи результатов экономического анализа:
- внешние и внутренние
Собственники с одной стороны – внутренние (в тех случаях, когда они
работают в организации), с другой – внешние.
- внутренние
Генеральный директор, главный бухгалтер, финансовый директор,
экономические службы и др.
- внешние
Конкуренты, инвесторы (потенциальный и реальный ущерб ценным
бумагам), государство, заимодавцы (дали займ только деньгами), поставщики,
покупатели.
Управленческий анализ: учитывает стратегию компании, необходим для
принятия управленческих решений.
Показатели, используемые при проведении экономического анализа:
1. Абсолютные (исходная информация для проведения анализа) или
целевые (для принятия управленческих решений).
В зависимости от порядка исчисления могут быть интервальными (при
оценке финансовых результатов), моментными (на определенный момент –
баланс), среднехронологическими (при налоге на имущество берем среднюю
стоимость имущества).
2. Относительные
Получаются как частное от деления двух взаимосвязанных абсолютных
показателей и предназначены для характеристики структуры изучаемых
явлений, их эффективности и интенсивности измерения во времени.
Индексы (цепные, базисные), удельные веса (структура), коэффициенты
(координации, имеющие в числителе и знаменателе разные по экономическому
смыслу
показатели
или
выражения
(например,
П4 +П5
П3
);
коэффициенты
распределения показывают какую часть составляет отдельный показатель в
совокупности однородных показателей (например,
Прибыль
Выручка
).
Список литературы
Для получения доступа к Электронно-библиотечным системам (ЭБС)
необходимо написать на почту oa_harlamova@guu.ru
1. Комплексный экономический анализ предприятия [Текст] : [учебник] /
А. П. Калинина, В. П. Курносова, М. Л. Слуцкин [и др.] ; ред.: Н. В.
Войтоловский, А. П. Калинина, И. И. Мазурова. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с. ISBN 978-5-91180-464-0. - URL: https://ibooks.ru/reading.php?productid=21800
(дата обращения: 02.04.2020). - Текст: электронный.
Самостоятельно зарегистрироваться за пределами ГУУ можно по логину
m3692 и паролю 1e83411c
К
ЭБС
iBooks.ru
Государственному
предоставлен тестовый доступ по 1 мая 2020 года
университету
управления
2.1. Экономический анализ в 2 ч. Часть 1. : учебник для вузов /
Н. В. Войтоловский [и др.] ; под редакцией Н. В. Войтоловского,
А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5534-10997-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://newprod.biblio-online.ru/bcode/454211 (дата обращения: 02.04.2020)
2.2. Экономический анализ в 2 ч. Часть 2. : учебник для вузов /
Н. В. Войтоловский [и др.] ; под редакцией Н. В. Войтоловского,
А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 302 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5534-10999-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://newprod.biblio-online.ru/bcode/454212 (дата обращения: 02.04.2020)