Экономические основы функционирования предприятия
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятие как субъект предпринимательской деятельности. Организационноправовые формы предприятий. Комплекс экономических интересов и отношений,
формирующих предприятие как единую социально-экономическую систему. Состав,
структура внешней среды, цели и задачи ее исследования. Факторы и резервы внутренней
среды организации.
1. Предприятие как субъект предпринимательской
деятельности
При всем многообразии видов и направлений деятельности – от выпечки хлеба до
создания космических станций – общей основой этой деятельности является
предприятие. На всех этапах развития экономики основным звеном является
предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции,
оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная связь работника со
средствами производства.
В условиях рыночной экономики предприятие — самостоятельный
хозяйствующий субъект, созданный для производства и сбыта продукции, выполнения работ и/или оказания услуг в целях удовлетворения потребностей общества и получения
прибыли.
Это
имущественный
комплекс,
созданный
для
осуществления
предпринимательской деятельности
Предпринимательство является важнейшим компонентом экономической системы.
Достижение высоких темпов роста национальной экономики невозможно без развития
предпринимательства. Рост числа хозяйствующих субъектов способствует развитию
конкуренции и повышению эффективности использования имеющихся ресурсов.
Важнейшими
чертами
предпринимательства,
характеризующими
его
экономическую сущность, являются:
• самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В рамках
действующего законодательства предприниматель имеет свободу выбора при принятии
решений, касающихся любых аспектов осуществляемой им хозяйственной деятельности.
Как правило, при этом он действует исходя из экономической выгоды и рыночной
конъюнктуры;
• хозяйственный
риск и ответственность. Согласно действующему
законодательству предприниматель несет полную имущественную ответственность за
результаты своей хозяйственной деятельности, т.е. в случае неудачи (получения убытков)
предприниматель рискует лишиться всего имущества. В условиях современной
российской экономики этот риск достаточно велик, поэтому Правительством РФ принят
ряд законов, направленных на развитие и поддержку предпринимательства;
• личная экономическая заинтересованность. Важнейшей движущей силой
предпринимательства является возможность получения прибыли. Именно возможность
получения доходов заставляет людей заниматься предпринимательской деятельностью.
Однако необходимо помнить, что, преследуя собственные интересы, предприниматель
удовлетворяет и общественные;
• систематическая основа деятельности. Эта черта предпринимательства
отличает его от понятия «бизнес». К бизнесу относятся любые, в том числе и разовые,
1
единичные сделки в целях получения прибыли. Поэтому бизнес является более широким
понятием, так как становится предпринимательством лишь в случаях, когда сделки
осуществляются на постоянной основе;
• новаторство и творческий поиск. Поскольку предприниматель находится в
конкурентной среде, для эффективной работы ему необходимо постоянно обновлять
ассортимент выпускаемой продукции (расширять спектр оказываемых услуг) и снижать
себестоимость предоставляемых им благ. Для этого он должен быть способен принимать
нестандартные решения и уметь творчески подойти к решению возникающих перед ним
задач (поиск клиентов, привлечение капитала и т.д.).
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации является
незаконным. Только государственная регистрация устанавливает статус предпринимателя.
Организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью, может выбрать для
себя удобную организационно-правовую форму, а частное лицо может быть
зарегистрировано как индивидуальный предприниматель. Регистрация осуществляется
посредством внесения в государственный реестр соответствующих сведений о
предпринимателе или юридическом лице. Данный механизм регулируется Гражданским
кодексом РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей».
Субъектами
предпринимательства
могут
быть
различные
участники
экономической деятельности:
частные лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях;
группы людей, связанные между собой договорными обязательствами и
экономическими интересами в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах и
т.д.;
в отдельных случаях субъектом предпринимательства выступает государство в
лице его экономических организаций.
Следовательно, можно сказать, что существуют три формы предпринимательства:
частная, коллективная и государственная.
Индивидуальным
предпринимателем
является
физическое
лицо,
зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица.
Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном введении или оперативном управлении обособленное имущество и
отвечает по своим обязанностям этим имуществом, может приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и
ответчиком в суде.
Юридическое лицо характеризуется рядом признаков,
представленных на рисунке 1.
Организационное единство – наличие внутренней структуры, органов управления и
соответствующих структурных подразделений для выполнения своих функций
Наличие
самостоятельной
имущественной
ответственности
Юридическое лицо
Выступление в
гражданском обороте
от своего имени
Обособленное имущество – наличие в собственности, хозяйственном ведении или
оперативном управлении имущества, которым юридическое лицо отвечает по своим
обязательствам
Рисунок 1 Основополагающие признаки юридического лица
2
Каждая из форм деятельности имеет свои преимущества и недостатки. Основным
преимуществом индивидуального предпринимателя является высокая гибкость, а
основным недостатком — то, что индивидуальный предприниматель несет полную
личную ответственность за результаты своей деятельности. Это означает, что в случае
образования долга предприниматель расплачивается всем своим имуществом.
Юридическое лицо — это менее гибкая форма, но зато предприниматель рискует
только средствами, вложенными в уставный капитал организации.
Основными признаками классификации предприятий являются:
отраслевая и предметная специализация. По отраслевому признаку предприятия
делятся на: предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства,
транспорта, торговли, общественного питания и т.д.;
структура производства. По структуре производства предприятия делятся на
узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные, а также на вертикально
интегрированные, горизонтально интегрированнные и девирсифицированные;
размер предприятия. По размеру все предприятия делятся на три группы: малые,
средние и крупные предприятия;
организационно-правовая форма.
Помимо выбора формы, в которой предприниматель будет осуществлять свою
деятельность, перед ним стоит очень важная задача правильного выбора вида
деятельности, которая будет приносить высокую и стабильную прибыль. Решение о том,
какие именно производить товары или оказывать услуги, является определяющим для
всей последующей предпринимательской деятельности.
В зависимости от содержания и направленности предпринимательской
деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи
предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного
процесса, различают следующие виды предпринимательства: производственное,
коммерческо-торговое, финансово-кредитное, посредническое, страховое.
Таблица 1 Виды предпринимательской деятельности
Вид предпринимательской
днеятельности
Производственное
предпринимательство
Снабжение
Производство
Реализация
Коммерческое (торговое)
предпринимательство
Деньги
Товар
Деньги
Финансово-кредитное
предпринимательство
Деньги
Товар - деньги,
ценные бумаги
и т.п.
Деньги
Характеристика вида деятельности
Продукция,
товары,
работы,
услуги
приобретаются в собственность предприятия.
Из них производится продукция, имеющая
новую форму и качество также являющаяся
собственностью предприятия. Продукция
реализуется покупателю с передачей права
собственности
Товар приобретается в собственность
предприятия, не может претерпеть никаких
изменений в результате хозяйственной
деятельности. Товар реализуется покупателю
с передачей права собственности.
Форма
коммерческого
предпринимательства, в котором в качестве
предмета
купли-продажи
выступают
валютные ценности, национальные деньги
(российский рубль) и ценные бумаги (акции,
облигации и др.).
3
Посредническое предпринимательство
Поиск
продавца
Поиск
покупателя
Создание
условий
совершения
сделкия
Страховое предпринимательство
Страховые
платежи
Страховой
случай
Страховая
выплата
Продукция, товары, работы, услуги не
поступают в собственность предприятия и не
реализуются
с
передачей
права
собственности.
Предприятие
только
способствует
чьей-то
реализационной
деятельности, получая за это комиссионное
вознаграждение.
Создание страховых фондов за счёт взносов
физических
и
юридических
лиц
(страхователей) для возмещения ущерба при
наступлении
определённых
событий
(страховых
случаев).
Доходом
предпринимателя является страховая премия.
1. Производственное предпринимательство
Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель
непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда,
производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для
последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.
Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и
сельскохозяйственной
продукции
производственно-технического
назначения,
потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги
связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг,
журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть
создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего
способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
2. Коммерческое (торговое) предпринимательство
Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь
произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Принцип
организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного,
так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца,
продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю).
Особенностью
торгового
предпринимательства
является
непосредственные
экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.
Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые
непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар
на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарноденежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те
же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших
масштабах. Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки,
биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения
торговли.
3. Финансово-кредитное предпринимательство
Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого
предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают
валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции,
облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему
в кредит.
Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что
предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных
денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную
денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства
4
продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную
первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется
предпринимательская прибыль.
В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные
вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента
вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг
покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада.
Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной
процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом
служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.
Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется
специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные
компании (фирмы, валютные биржи и другие специализированные организации.
Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций
регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и
нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ.
4. Посредническое предпринимательство
Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель
сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего звена в
процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях.
Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы
производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут
вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от
имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических
предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые
организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие
банки и другие кредитные организации.
Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания
утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За
оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.
5. Страховое предпринимательство
Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в
соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение
ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья,
жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора
страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой
взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как
вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов
образует предпринимательский доход.
Страховое предпринимательство является одной из наиболее рисковых видов
деятельности. В то же время организация страховой предпринимательской деятельности
дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим
лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности,
что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.
2. Организационно-правовые формы предприятий
Организационно-правовая форма предприятия представляет собой комплекс
правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы
5
формирования правовых и экономических отношений между работниками и
собственником предприятия, между предприятием и другими, внешними по отношению к
нему хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Этими правовыми
нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и
деятельность предприятий.
С 1 сентября 2014 г. вступил Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О
внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации
и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов
Российской Федерации». Теперь юридические лица должны будут создаваться только в
организационно-правовых формах, предусмотренных гл. 4 ГК РФ в редакции этого
Закона.
Таблица 2 Организационно-правовые формы предприятий
Корпоративные
организации
Унитарные
предприятия
Коммерческие организации
Полное товарищество
Товарищество на вере
Крестьянское (фермерское)
хозяйство
4. Хозяйственное
партнерство
Общество с ограниченной
ответственностью
Акционерное общество
Производственные кооперативы
Государственные и
муниципальные унитарные
предприятия
Некоммерческие организации
Потребительский кооператив
Общественные организации
Ассоциации и союзы
Товарищества собственников
недвижимости
Казачьи общества, внесенные в
государственный реестр казачьих
обществ в Российской Федерации
Общины коренных малочисленных
народов Российской Федерации
Фонды
Учреждения
Автономные некоммерческие
организации
Религиозные организации
Определения этих форм организаций кратко представлены в таблице 3.
Таблица 3 Сводная таблица организационно-правовых форм согласно новой
редакции ГК
Наименование
организационноправовые формы
Источник
Определение
Коммерческие корпоративные организации
Полное
товарищество
Статья 69
ГК РФ
Товарищество на
вере
Статья 82
ГК РФ
Полным признается товарищество, участники
которого (полные товарищи) в соответствии с
заключенным между ними договором занимаются
предпринимательской деятельностью от имени
товарищества и несут ответственность по его
обязательствам принадлежащим им имуществом.
Товариществом на вере (коммандитным
товариществом) признается товарищество, в котором
наряду с участниками, осуществляющими от имени
товарищества предпринимательскую деятельность и
отвечающими по обязательствам товарищества своим
6
Крестьянское
(фермерское)
хозяйство
Статья 86.1
ГК РФ
Хозяйственное
партнерство
Статья 2
Федеральн
ого закона
от
03.12.2011
№ 380-ФЗ
«О
хозяйствен
ных
партнерств
ах»
Статья 87
ГК РФ
Общество с
ограниченной
ответственностью
Акционерное
общество
Статья 96
ГК РФ
Производственный
кооператив
Статья
106.1 ГК
РФ
имуществом (полными товарищами), имеется один
или несколько участников - вкладчиков
(коммандитистов), которые несут риск убытков,
связанных с деятельностью товарищества, в пределах
сумм внесенных ими вкладов и не принимают
участия в осуществлении товариществом
предпринимательской деятельности.
Крестьянским (фермерским) хозяйством,
создаваемым в качестве юридического лица,
признается добровольное объединение граждан на
основе членства для совместной производственной
или иной хозяйственной деятельности в области
сельского хозяйства, основанной на их личном
участии и объединении членами крестьянского
(фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
Хозяйственным партнерством (далее - партнерство)
признается созданная двумя или более лицами
коммерческая организация, в управлении
деятельностью которой в соответствии с настоящим
Федеральным законом принимают участие участники
партнерства, а также иные лица в пределах и в
объеме, которые предусмотрены соглашением об
управлении партнерством.
Обществом с ограниченной ответственностью
признается хозяйственное общество, уставный
капитал которого разделен на доли; участники
общества с ограниченной ответственностью не
отвечают по его обязательствам и несут риск
убытков, связанных с деятельностью общества, в
пределах стоимости принадлежащих им долей.
Акционерным обществом признается хозяйственное
общество, уставный капитал которого разделен на
определенное число акций; участники акционерного
общества (акционеры) не отвечают по его
обязательствам и несут риск убытков, связанных с
деятельностью общества, в пределах стоимости
принадлежащих им акций
Производственным кооперативом (артелью)
признается добровольное объединение граждан на
основе членства для совместной производственной
или иной хозяйственной деятельности (производство,
переработка, сбыт промышленной,
сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение
работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание
других услуг), основанной на их личном трудовом и
ином участии и объединении его членами
7
(участниками) имущественных паевых взносов.
Законом и уставом производственного кооператива
может быть предусмотрено участие в его
деятельности юридических лиц.
К категории производственных кооперативов
относятся и сбытовые (торговые) потребительские
кооперативы.
Коммерческие унитарные организации
Государственные и
муниципальные
унитарные
предприятия
Статья 113
ГК РФ
Унитарным предприятием признается коммерческая
организация, не наделенная правом собственности на
закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия является
неделимым и не может быть распределено по вкладам
(долям, паям), в том числе между работниками
предприятия.
Законом выделяются две организационно-правовых
формы унитарных предприятий:
• государственные унитарные предприятия
• муниципальные унитарные предприятия
Некоммерческие корпоративные организации
Потребительский
кооператив
Статья
123.2 ГК
РФ
Общественные
организации
Статья
123.4 ГК
РФ
Потребительским кооперативом признается
основанное на членстве добровольное объединение
граждан или граждан и юридических лиц в целях
удовлетворения их материальных и иных
потребностей, осуществляемое путем объединения
его членами имущественных паевых взносов
К потребительским кооперативам так же относятся:
потребительские общества,
жилищные, жилищно-строительные и гаражные
кооперативы,
садоводческие, огороднические и дачные
потребительские кооперативы,
общества взаимного страхования,
кредитные кооперативы,
фонды проката,
сельскохозяйственные потребительские
кооперативы
Общественными организациями признаются
добровольные объединения граждан,
объединившихся в установленном законом порядке
на основе общности их интересов для удовлетворения
духовных или иных нематериальных потребностей,
для представления и защиты общих интересов и
достижения иных не противоречащих закону целей
К числу общественных организаций ФЗ-99 относит:
политические партии,
созданные в качестве юридических лиц
профессиональные союзы (профсоюзные
8
Ассоциации и
союзы
Статья
123.8 ГК
РФ
Товарищества
собственников
недвижимости
Статья
123.12 ГК
РФ
организации),
общественные движения,
органы общественной самодеятельности
территориальные общественные самоуправления
Ассоциацией (союзом) признается объединение
юридических лиц и (или) граждан, основанное на
добровольном или в установленных законом случаях
на обязательном членстве и созданное для
представления и защиты общих, в том числе
профессиональных, интересов, для достижения
общественно полезных целей, а также иных не
противоречащих закону и имеющих некоммерческий
характер целей
В числе ассоциаций (союзов):
некоммерческие партнерства,
объединения работодателей,
объединения профессиональных союзов,
кооперативов и общественных организаций,
торгово-промышленные, нотариальные и
адвокатские палаты
Товариществом собственников недвижимости
признается добровольное объединение собственников
недвижимого имущества (помещений в здании, в том
числе в многоквартирном доме, или в нескольких
зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих,
огороднических или дачных земельных участков и
т.п.), созданное ими для совместного владения,
пользования и в установленных законом пределах
распоряжения имуществом (вещами), в силу закона
находящимся в их общей собственности или в общем
пользовании, а также для достижения иных целей,
предусмотренных законами
К товариществам собственников недвижимости
относятся:
товарищества собственников жилья
садоводческие, огороднические и дачные
некоммерческие товарищества
Некоммерческие унитарные организации
Фонд
Статья
123.17 ГК
РФ
Фондом признается унитарная некоммерческая
организация, не имеющая членства, учрежденная
гражданами и (или) юридическими лицами на основе
добровольных имущественных взносов и
преследующая благотворительные, культурные,
образовательные или иные социальные, общественно
полезные цели
К фондам относятся, в том числе:
общественные фонды
благотворительные фонды
9
Учреждения
Статья
123.21 ГК
РФ
Автономная
некоммерческая
организация
Статья
123.24 ГК
РФ
Религиозная
организация
Статья
123.26 ГК
РФ
Учреждением признается унитарная некоммерческая
организация, созданная собственником для
осуществления управленческих, социальнокультурных или иных функций некоммерческого
характера
Кодекс выделил 3 вида учреждений:
Государственные (казенные, бюджетные или
автономные), в том числе государственные
академии наук
Муниципальные (казенные, бюджетные или
автономные)
Частные, в том числе общественные учреждения
Автономной некоммерческой организацией
признается унитарная некоммерческая организация,
не имеющая членства и созданная на основе
имущественных взносов граждан и (или)
юридических лиц в целях предоставления услуг в
сферах образования, здравоохранения, культуры,
науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
Религиозной организацией признается добровольное
объединение постоянно и на законных основаниях
проживающих на территории Российской Федерации
граждан Российской Федерации или иных лиц,
образованное ими в целях совместного исповедания и
распространения веры и зарегистрированное в
установленном законом порядке в качестве
юридического лица (местная религиозная
организация), объединение этих организаций
(централизованная религиозная организация), а также
созданная указанным объединением в соответствии с
законом о свободе совести и о религиозных
объединениях в целях совместного исповедания и
распространения веры организация и (или) созданный
указанным объединением руководящий или
координирующий орган.
На смену существовавших ранее ЗАО и ОАО пришли новые виды акционерные
обществ:
публичные
непубличные.
Статус публичности АО приобретают если имеет место:
акции общества и ценные бумаги, конвертируемые в акции, размещаются в
свободном доступе (путем открытой подписки);
акции общества и иные конвертируемые в них ценные бумаги публично
обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах;
если акционерное общество не соответствует ни одному из вышеназванных
критериев, но его устав и фирменное наименование содержат информацию о том, что это
общество является публичным, то к нему применяются положения о публичных
обществах (п.1 ст. 66.3 ГК РФ).
10
Что касается обществ с ограниченной ответственностью, то они все являются
только непубличными.
Унитарное предприятие (УII) — государственное или муниципальное
предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником
имущество (имущество неделимо и не может быть распределено по долям, частям,
вкладам) (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях»).
Унитарные предприятия бывают двух видов: УП па праве хозяйственного ведения
и УП на праве оперативного управления (табл. 4).
Таблица 4 Характеристика унитарных предприятий
УП на праве хозяйственного ведения
УП на праве оперативного
управления
Состав предприятий
Федеральные государственные
Федеральные казенные предприятия,
предприятия, государственные
казенные предприятия субъектов
предприятия субъектов Федерации,
Федерации, муниципальные казенные
муниципальные предприятия (ФГУП,
предприятия
ГУП. МУП)
Имущество в собственности
Государственной (федеральной и субъектов Федерации) и муниципальной
Основания создания
• Необходимость использования имуще• Если преобладающая или значительная
ства, приватизация которого запрещена
часть производимой продукции (работ,
• Необходимость осуществления деятельуслуг) предназначена для федеральных
ности для решения социальных задач
государственных нужд, нужд субъектов
• Необходимость осуществления видов
Федерации или муниципальных образодеятельности, предусмотренных законом ваний
исключительно для государственных УП
• Необходимость использования имуще• Для осуществления научной деятельноства, приватизация которого запрещена
сти в отраслях, связанных с обеспечением • Необходимость
производства
безопасности РФ
товаров,
реализуемых
по
• Необходимость разработки и изготовустановленным государством ценам в
ления продукции, находящейся в сфере
целях решения социальных задач
интересов РФ и обеспечивающих безНеобходимость разработки и произопасность
водства отдельных видов продукции,
• Необходимость производства продукобеспечивающих безопасность РФ
ции, изъятой из оборота или ограниченно • Необходимость производства продукоборотоспособной
ции, изъятой из оборота или ограниченной оборотоспособности
• Необходимость осуществления отдельных дотируемых видов деятельности
и ведения убыточных производств
• Необходимость осуществления деятельности, предусмотренной законом только
для казенных предприятий
Коммерческие организации в условиях рыночной экономики занимают большую
долю в структуре экономики по сравнению с некоммерческими. Некоммерческие
организации не имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли
11
и распределение ее между участниками. Такие организации создаются для достижения
социальных,
благотворительных,
культурных,
образовательных,
научных
и
управленческих целей, для охраны здоровья, развития физической культуры и спорта,
удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, оказания
юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных
благ. Основными формами некоммерческих организаций являются: общественные,
религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения,
автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные
фонды, ассоциации и союзы и др.
3. Комплекс экономических интересов и отношений,
формирующих предприятие как единую социальноэкономическую систему
С точки зрения теории управления любая организация является социальноэкономической системой открытого типа. Эффективность его функционирования
зависит от способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды,
сохраняя при этом целостность образования.
Таким образом, предприятие рассматривается как совокупность взаимосвязанных и
взаимодействующих элементов, образующих единое целое, получающее на входе из
внешней среды ресурсы, преобразующее их в процессе своей деятельности и получающее
на выходе во внешнюю среду готовую продукцию (услугу), в целях максимизации
результатов своей деятельности.
Основные принципы построения открытой системы:
Целостность системы заключается в единстве и взаимодействии ее элементов. На
внешние возмущения система реагирует как единое целое, что проявляется во всех
направлениях деятельности фирмы в дальнейшем.
Взаимосвязанность элементов и их взаимодействие характеризуются наличием
прямой и обратной связи между ними. Например, качество выпускаемой продукции
зависит от уровня применяемых технологий, качества работы, уровня квалификации
работников и т.д.
Обусловленность функций предполагает, что они формируются и изменяются не
произвольно, а в соответствии с поставленными целями и задачами. Например, функции
предприятия реализуются исходя из требований рынка, ресурсных возможностей, уровня
менеджмента и т.п.
Иерархичность основана на структурном взаимодействии элементов на любых
вертикальных или горизонтальных уровнях системы.
Автономность элементов предполагает четкое разграничение функций на любых
вертикальных и горизонтальных уровнях системы.
Согласованность, синхронность, ритмичность означает, что все элементы
системы должны быть синхронизированы во времени и согласованы с основными целями
предприятия при использовании строго определенных методов и приемов в работе.
Адаптивность и гибкость проявляются в приспособляемости к изменениям.
Компания реагирует на происходящие изменения во внешней среде.
Инновационность характеризуют способность фирмы к изменениям, внедрениям
новшеств, обновлению и совершенствованию.
Оптимальность предполагает поиск наилучшего соединения всех элементов
системы в соответствующих условиях для достижения поставленной цели.
12
Формирование перечисленных свойств системы позволит фирме эффективно
функционировать, развиваться, достигать поставленных целей.
Стартовое финансирование
Текущее финансирование
Заемное финансирование
Ресурсы
Основной
капитал
Оборотный
капитал
Человеческий
капитал
Реализация
Доход
Налоги
Прибыль
Рисунок 2 Системный подход к деятельности предприятия
Решая проблему создания нового предприятия, предприниматель должен
разработать детальный план основных экономических мероприятий, и при этом учесть
экономические цели различных заинтересованных групп – стейкхолдеров. Это группы
людей внутри и вне фирмы, делающие ставку на ее деятельность.
На
рисунке
3
представлены
ожидания
представителей
различных
заинтересованных групп предприятия.
Например, для акционеров и собственников предприятия важен процесс получения
прибыли, выплата дивидендов и рост стоимости бизнеса.
Трудовые ресурсы — это потенциальный и действующий персонал, условия и
критерии найма работников, условия мотивации труда.
Потребители формируют доход предприятия, полученный от реализации
продукции, работ и услуг. Они определяют спрос на товары и услуги, их качественные
характеристики, возможные цены.
13
Рисунок 3 Заинтересованные группы и их ожидания
Поставщики и контрагенты обеспечивают необходимым сырьем, материалами,
комплектующими; выполняют определенные работы, они непосредственно связаны с
производственной деятельностью фирмы. В то же время эффективная деятельность
предприятия является гарантом успехов поставщиков и контрагентов, создает условия для
их развития.
Государственные регулирующие органы заинтересованы в соблюдении законов и
выполнении распоряжений, а также в честной конкуренции.
Финансовые и кредитные рынки формируют источники финансовых ресурсов,
необходимые для его нормального функционирования и развития. Они определяют
возможности и условия получения заемных средств.
Общественность формирует мнение о компании, ее положении в обществе,
отношение к выпускаемой продукции, а также к менеджерам и собственникам фирмы.
Современному предприятию нужно развиваться не в плоскости, а в пространстве,
удовлетворяя потребности не только владельцев, но и сотрудников, менеджеров,
потребителей, поставщиков, кредиторов, государства и общества. Главная задача
управления предприятием – примирение различных и отчасти противоречивых
экономических интересов.
На практике предприятие работает в так называемой зоне толерантности –
области эффективной деятельности, находясь в которой она удовлетворяет потребности
всех заинтересованных групп. Когда деятельность компании приводит к выходу за
пределы этой зоны и предприятию не удается выйти на минимальный уровень
эффективности или оно сосредоточивает все свои усилия на достижении «избранных»
целей, происходит обесценивание интересов других групп и возникает угроза самому его
существованию.
14
4. Состав, структура внешней среды, цели и задачи
ее исследования
Внешняя среда — совокупность систем, окружающих предприятие, с которыми
оно активно взаимодействует. Это объективные условия функционирования организации.
Характеристики окружающей среды, создающие неопределенность, зависят оттого,
насколько она проста или сложна, а происходящие события стабильны или нестабильны.
Неопределенность внешней среды означает, что компания не имеет достаточно
информации об окружающей среде и ее элементах, поэтому достаточно трудно
предсказать ее изменения.
Сложность внешней среды выражается в количестве и разнообразии
характеристик, которые должна учитывать фирма в своей деятельности. Ей необходима
информация, отражающая состояние и соответствующие изменения во внешней среде.
Основной задачей анализа деятельности предприятия является выявление факторов
влияния, особенностей состояния и функционирования внешней среды.
Динамика внешней среды отражает ее изменчивость, частоту, величину и
регулярность изменений. Окружающая среда может быть стабильной и нестабильной.
Внешняя среда считается стабильной, если она остается неизменной в течение нескольких
месяцев или лет. В нестабильных условиях элементы окружающей среды меняются
внезапно и достаточно часто.
Приспособление предприятия к факторам внешней среды становится необходимым
условием его успешного функционирования и требованием ее дальнейшего развития.
Первая проблема, с которой сталкивается руководитель, желающий исходить из
принципа открытых систем, - определение внешней среды. В конце концов, мир велик, и
было бы пустой тратой сил пытаться учесть в нем все факторы. Руководство, очевидно,
должно ограничить учет внешнего окружения только теми аспектами, от которых
решающим образом зависит успех организации. Один из способов определения
окружения и облегчения учета ее влияния на организацию состоит в разделении внешних
факторов на две основных группы: среду прямого воздействия (или переменные первого
круга) и среду косвенного воздействия (или переменные второго круга).
•Международн
ое окружение
•Экономическое
окружение
Законы и
государственные
органы
Поставщики
Конуренты
Покупатели
•Социальнокультурное
окружение
•Политическое
окружение
Рисунок 4 Внешняя среда предприятия
15
Среда прямого воздействия (оперативная внешняя среда) включает переменные,
которые непосредственно влияют на управленческие решения, принимаемые
организацией, и в свою очередь испытывают на себе прямое влияние действий
организации. К ним следует отнести поставщиков, потребителей, конкурентов, законы и
учреждения государственного регулирования.
Каждый из этих элементов непосредственного окружения формирует потребности
и интересы сторон.
1. Поставщики
Пример – обеспечение энергией. Все организации получают энергию по ценам,
установленным государством, и редко могут найти альтернативного поставщика, даже
если организация считает, что текущее энергоснабжение неадекватно или слишком дорого
обходится. Такие изменения, как повышение цен поставщиком, подействует на
организацию в той мере, в какой она расходует энергию. Это повышение в определенной
мере повлияет на каждую организацию, но значительно ощутимее это воздействие будет
на предприятия, использующие энергоемкое оборудование.
1.1. Поставщики материально-технических ресурсов или ситуация на рынке
технических и сырьевых ресурсов. Некоторые организации зависят от непрерывного
притока материалов. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах в нужное
время может создать большие трудности для таких организаций. Прежде всего, это
предприятия, работающие по системе «поставки точно в срок», когда то, что необходимо
для следующего этапа производственного процесса должно доставляться «точно в срок».
(Метод ограничения запасов («поставки точно в срок») используется в Японии).
1.2. Поставщики капитала и финансовых услуг или ситуация на финансовом
рынке и рынке ценных бумаг. Для роста и процветания фирме нужны не только
поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько:
банки, акционеры (собственники предприятия), другие частные и юридические лица. От
финансового состояния и деловой репутации фирмы зависит возможность привлечения
дополнительных капиталов.
1.3. Поставщики трудовых ресурсов или ситуация на рынке труда. Обеспечение
предприятия работниками нужных специальностей и квалификации необходимо для
реализации задач, связанных с достижением поставленных целей. Поэтому отбор и
поддержка талантливых специалистов является одной из основных задач, которые стоят
перед руководителями и владельцами предприятия. Влиятельным поставщиком рабочей
силы являются профсоюзы, во многом определяющие работу предприятия. (Подписывая
договор с профсоюзом, фирма по сути дела, договаривается с поставщиком рабочей
силы.)
Кроме того, в некоторых отраслях глобальная конкуренция вынуждает ряд
компаний искать менее дорогую рабочую силу в других странах. (Такие фирмы, как
SONY, Panasonic и др. осуществляют сборку своей техники в малазийских странах, в
которых дешевле рабочая сила. Тем самым, снизив себестоимость своей продукции, они
смогли выйти рынки стран с невысоким уровнем жизни населения).
2.Покупатели
Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через
него влияет на организацию. По мнению известного специалиста по управлению Питера
Ф. Друкера, само выживание и оправдание существования организации зависит от ее
способности находить и создавать потребителя своей продукции.
Решая, какие товары и услуги и по какой цене желательны на рынке, потребители
практически определяют результаты деятельности организации.
3.Конкуренты
Неотъемлемой частью рыночной экономики является наличие конкуренции.
Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят к значительным потерям и
кризисам.
16
Наряду с борьбой за рынки сбыта возрастает борьба за сырьевые рынки, за рынки
трудовых ресурсов, за рынки капитала и, наконец, за право использования научнотехнических нововведений.
4. Законы и государственные органы
Каждая организация имеет конкретный правовой статус и работает в рамках
экономических законов, действующих в государстве. Основным инструментом
воздействия на организации со стороны государства является налоговая политика.
Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции
организации также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее,
руководству необходимо их учитывать.
Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия.
Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде,
основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные
последствия для организации.
1. Экономическое окружение.
Оно характеризуется уровнем развития и состоянием экономики. Это влияет, с одной
стороны, на стоимость ресурсов, с другой – на потребительский спрос.
Макроэкономические показатели и тенденции, уровень конкуренции, степень развития
рынков, устойчивость денежной системы, уровень доходов и характер их распределения,
инвестиционная привлекательность и др. Состояние экономики может сильно повлиять на
возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном,
обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствия
ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку
процента.
2. Политическое окружение.
Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей
особое значение. Среди них – конституциональные и правовые основы, формы
собственности, особенности законодательства, государственное регулирование и
политика правительства, и другие аспекты, отражающие уровень регулирования
взаимоотношений агентов хозяйственного оборота.
Способы и цели управления экономикой страны являются результатом политических
целей и задач находящегося у власти правительства. Большое значение имеет и
политическая стабильность. Принимаемые правительством экономические законы часто
являются следствием политической обстановки.
3. Социально-культурное окружение.
Социокультурные факторы, в числе которых уровень жизни населения,
демографические тенденции, нравственные и моральные нормы, образовательный
уровень, культурные традиции, имущественное расслоение, жизненные ценности и
традиции, история, религия влияют на организацию и могут оказаться
основополагающими факторами ее успеха или неуспеха.
4. Международное окружение.
Международное окружение обусловлено уникальной совокупностью факторов,
характеризующих каждую страну и мир в целом: колебания мировых цен, валютных
курсов, международное законодательство, международные кодексы, регулирующие
экспортно-импортные отношения стран, правила перевозки, торговли и т.п. Влияние этих
переменных испытывают на себе прежде всего те организации, которые занимаются
экспортно-импортными операциями. Если организация действует на мировом рынке, то
этот фактор является для нее фактором прямого воздействия.
Открытость организации по отношению к внешней среде делает ее более гибкой и
адаптивной. Предприятие, с одной стороны, обязано формировать массив информации о
состоянии окружающей среды и ее изменениях, для того чтобы координировать свою
деятельность с ключевыми элементами окружающей среды. С другой стороны,
17
предприятие должно направлять информацию во внешнюю среду, формировать свой
имидж и благоприятные условия бизнеса. Исследования высокотехнологичных фирм
показали, что 97% неудач связаны с недостаточным вниманием к изменениям рынка или
неспособностью реагировать на жизненно важную информацию.
Основными задачами анализа деятельности предприятия являются выявление
факторов влияния и особенностей функционирования внешней среды, оценка риска
осуществления деятельности по реализации поставленных целей.
5. Факторы и резервы внутренней среды организации
Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые
поддаются контролю и регулированию со стороны менеджера. Поскольку организации
представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном
являются результатом управленческих решений.
Внутренняя среда характеризует состояние самого предприятия, его возможности
и факторы развития. Выделяют различные элементы, формирующие внутреннюю среду
фирмы: цели, задачи, структура, технологии, персонал, организационная культура.
Каждый из перечисленных элементов отражает состояние соответствующей подсистемы
фирмы. Для их анализа используются определенные методы, рассчитывается система
показателей.
Технология
Ресурсы
Структура
Цели
организации
Кадры
Результаты
Задачи
Рисунок 5 Внутренняя среда организации
Например, производство характеризуется уровнем применяемых технологий и
основных средств, мощностью производства, длительностью производственного цикла,
качеством выполняемых работ, инновационными возможностями и другими
показателями. Проведение НИОКР и внедрение инноваций связаны с темпами обновления
основных средств и технологий, количеством располагаемых патентов и изобретений,
объемом инвестиций в данную сферу и т.п.
Организационная структура управления отражает уровень менеджмента на фирме,
эффективность управленческих решений, уровень риска деятельности фирмы, порядок и
время, необходимое для принятия решений, и другие показатели.
Персонал — это трудовые ресурсы фирмы, их качество, эффективность
использования и возможности роста, трудовой потенциал фирмы. Межличностные
отношения и корпоративная культура основаны па общем рабочем климате, сложившемся
на фирме, умении работать в команде, горизонтальных и вертикальных коммуникациях,
разрешении конфликтов и др.
Предприятие в своей деятельности реализует различные цели: производственные,
социальные, коммерческие, экологические и др. Предприятие существует для того, чтобы
18
объединять ресурсы для достижения желаемых целей и результатов, эффективно
производить товары и услуги; содействовать инновациям; использовать современные
информационные технологии; адаптироваться к изменениям внешней среды и влиять на
нее; приносить пользу собственникам, потребителям и работникам; соблюдать
требования экологической безопасности и др.
Объединение целей и задач деятельности предприятия, с одной стороны,
формирует системный подход к его организации, с другой стороны, для повышения
управляемости всей системы выделяют определенные подсистемы. На практике
формируются следующие подсистемы: производственно-технологическая, социальная,
финансово-экономическая, организационно-управленческая; в последние годы все чаще
выделяют экологическую и информационную подсистемы. Выделение подсистем
основано на общности целей развития, однородности выполняемых функций, а также
факторов развития и других критериях.
Производственно-технологическая
подсистема
характеризуется
как
упорядоченная совокупность производственных подразделений (ее элементов),
организованных в пространстве и во времени, отражающих виды используемых основных
средств, типы их организации, уровень технологии, внедряемые в производство новшества.
Финансово-экономическая подсистема представляет собой упорядоченную
совокупность финансовых и экономических отношений, складывающихся в процессе
деятельности фирмы, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие.
Социальная структура отражает распределение работников по профессиональноквалификационному, возрастному составу, уровню образования; формирование
горизонтальных связей; принципы взаимодействия и т.д.
Организационно-управленческая подсистема характеризует структурирование
системы по вертикали и горизонтали, распределение функций, обязанностей,
ответственности и прав между подразделениями, менеджерами, процесс выработки,
принятия и реализации управленческих решений.
Информационная подсистема — совокупность правил, технических средств,
коммуникационных сетей, информационных технологий, обеспечивающих предприятие
необходимой, достоверной и своевременной информацией.
Экологическая подсистема связана с процессом взаимодействия предприятия с
природной окружающей средой.
Предприятие рассматривается как единство соответствующих подсистем,
находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Основными принципами его
функционирования являются:
• экономичность;
• финансовая устойчивость;
• стремление к максимизации результата деятельности;
• стремление к развитию и изменениям.
Предприятие существует не изолировано, его нельзя представить без сложных и
динамичных взаимоотношений с внешней средой. С одной стороны, предприятию
необходима информация о состоянии и развитии окружающей среды, чтобы определить
свои цели и задачи функционирования, с другой стороны, предприятие удовлетворяет
свои потребности в ресурсах, которые формируются внешней средой.
Системный подход является основой анализа, построения и управления
деятельностью предприятия. Он предполагает использование различных методов,
позволяющих
оценить
позиции
предприятия
па
рынке,
уровень
его
конкурентоспособности, разрабатывать стратегию развития и текущие планы
деятельности, адекватные внешним условиям и внутренним возможностям предприятия,
оценивать перспективы развития с учетом жизненного цикла его функционирования.
19