Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономические основы деятельности предприятий туриндустрии

  • 👀 388 просмотров
  • 📌 327 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Экономические основы деятельности предприятий туриндустрии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономические основы деятельности предприятий туриндустрии» docx
Тема лекции: Экономические основы деятельности предприятий туриндустрии 1. Состав и классификация затрат предприятия туриндустрии В туризме для определения себестоимости турпродукта все затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты непосредственно ложатся на себестоимость турпродукта (услуг), а косвенные должны распределяться пропорционально. Косвенные затраты: • заработная плата работников, • арендная плата; • расходы на рекламу; • расходы на оплату коммунальных услуг, ремонт и эксплуатация транспортных средств; • расходы по выплате процентов за кредиты, взятые для оплаты поставщикам отдельных видов услуг, • амортизация и содержание офисов компании и т.п. Постоянные затраты (условно-постоянные) – это затраты, которые непосредственно не зависят от количества реализованных турпродуктов. К ним относят заработную плату сотрудников предприятия (управленческий и вспомогательный персонал) со всеми обязательными отчислениями, расходы по аренде, амортизацию основных фондов, коммунальные услуги, абонентскую плату за телефон, расходы на рекламу и т.п. Переменные затраты (условно-переменные) – это такие затраты, которые непосредственно зависят от объема реализации турпродукта. К ним относят расходы по доставке и проживанию туристов, питанию, заработную плату сотрудников предприятия туриндустрии (той части персонала, вознаграждения которой зависит от величины производства и реализации продукции (услуг)) со всеми обязательными отчислениями, выплату комиссионных агентам и т.п. Постоянные (Zпост) и переменные (Zпер) затраты по разному ведут себя по отношению ко всему объему производства товаров и услуг и по отношению к одной услуге (товару) в общем объеме их производства. Представим поведение этих затрат графически (рис.1-4). Постоянные и переменные издержки в совокупности составляют общие (совокупные, валовые) издержки предприятия туриндустрии: Zобщ = Zпост + Zпер, где Zобщ, Zпост, Zпер – общие, постоянные и переменные издержки (затраты) предприятия. 2. Теория безубыточности и ее использование в туризме Теория безубыточности базируется на расчете такого объема производства и реализации продукции (услуг), при котором выручка от реализации равна общим затратам, а прибыль равна нулю. Это метод называют метод директ-костинг, он позволяет наглядно графически представить взаимосвязь поведения затрат и получаемых результатов в зависимости от изменения объема производства (реализации) продукции (услуг). (рис. 5) V – выручка: для графика безубыточности общих затрат, Q – количество произведенной продукции (услуг) умноженное на цену единицы; Точка безубыточности является важным экономическим показателем принятия управленческих решений для предприятия индустрии туризма. Концепция определения критической точки широко используется при выборе вариантов действий из множества альтернативных решений. Наилучшим решением считается то, при котором величина критического объема (Qкр) является наименьшей, при прочих равных условиях. Точка безубыточности может измеряться как в натуральных показателях, так и в стоимостном виде: - в натуральных показателях – Qкр - критический объем производства (реализации) продукции (штук), при котором прибыль равна нулю; - в стоимостном – Пр – порог рентабельности - критический объем выручки от реализации, при котором прибыль равна нулю. (см. рис. 46) Данные показатели можно рассчитать аналитически. , где П – прибыль; Цед – цена единицы продукции (услуги); Qкр - критический объем выпуска (реализации) продукции (услуг), при котором прибыль равна нулю. Порог рентабельности (Прент) можно рассчитать по следующей формуле: где Квм – коэффициент валовой маржи (маржинального дохода) – доля маржинального дохода в общем объеме выручки: М - маржинальный доход, (маргинальный доход, валовая маржа) – разность между выручкой и переменными затратами. Для того чтобы оценить, насколько фактическая выручка превышает выручку, при которой предприятие работает безубыточно, можно рассчитать запас финансовой прочности (ЗФП). В абсолютных величинах запас финансовой прочности рассчитывается как разность между выручкой и порогом рентабельности: . Данный показатель характеризует ту величину, на которую можно снизить выручку от реализации, чтобы при этом предприятие оставалось безубыточным. Расчет запаса финансовой прочности в процентах показывает процентное отклонение фактической выручки от критической (пороговой) выручки; другими словами, оценивает, на сколько процентов можно уменьшить выручку от реализации, оставаясь в области безубыточности: , где Vфакт, Прент – фактический и критический объем выручки предприятия. Эффект операционного рычага показывает, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли, т.е. выручка растет медленнее, чем прибыль. Эффект операционного рычага рассчитывается для определенного объема производства (выручки от реализации) продукции (услуг), т.е. для каждой конкретной точки. Изменяется объем производства (выручка от реализации), меняется и сила операционного рычага. Эффект операционного рычага (ЭОР) рассчитывается в виде отношения маржинального дохода к прибыли: . Эффект операционного рычага показывает во сколько раз прирост прибыли больше прироста объема реализации продукции (услуг). Рассмотрим на условном примере методику проведения расчетов по системе директ-костинг, и преимущества данного подхода для принятия правильных управленческих решений в отличие от методики расчета калькуляции продукции (услуг) по полной себестоимости. Пример. Условная гостиница за отчетный период имеет заполняемость около 60%, что соответствует реализации 2000 номеров (койко-дней). Общая выручка для гостиницы с этого вида деятельности составила 780 000 руб. Исследования рынка показали, что если снизить стоимость проживания на 10%, то можно увеличить реализацию номеров (койко-дней) на 20%. Производственные возможности гостиницы позволяю увеличить объем реализации в таком размере. Необходимо просчитать варианты и принять решение, стоит ли снижать цену, чтобы увеличить общую прибыль гостиницы. Цена за номер составляла 390 руб. Полная себестоимость равняется 600 000 руб. Для простоты расчетов будем считать, что цена останется неизменной на весь рассчитываемый период. Информацию для расчетов возьмем: из системы расчета полной себестоимости; из системы расчета методом директ-костинг при условии, что структура постоянных и переменных затрат соотносится, как 0,6 : 0,4, что в абсолютных величинах составит: общие постоянные затраты — 360 000руб, общие переменные затраты — 240 000 руб. Расчеты приводятся в таблицах 1 и 2. Таблица 1 - Расчет прибыли методом учета полной себестоимости Варианты Показатели 1 (Объем реализации 2000 к-н) 2 (Объем реализации 2400 к-н) Цена номера (руб./к-н) 390 351 Полная удельная себестоимость (руб./к.н.) 300 300 Прибыль удельная (руб./к-н) 390 – 300 = 90 351 – 300 = 51 Общая (валовая) прибыль (руб) 2000  90 = 180 000 2400  51 = 122 400 Таблица 2 - Расчет прибыли методом директ-костинг Варианты Показатели 1 (Объем реализации 2000 к-н) 2 (Объем реализации 2400 к-н) Цена номера (руб./к-н) 390 351 Переменные затраты удельные (руб./к-н) 240 000 : 2000 = 120 120 Маржинальный доход удельный (руб./к-н) 390 – 120 = 270 351 – 120 = 231 Общий маржинальный доход (руб.) 2000  270 = 540 000 2400  231 = 554 400 Выручка от реализации валовая (руб.) 2000  390 = 780 000 2400  351 = 842 400 Переменные затраты общие (руб.) 2000  120 = 240 000 2400  120 = 288 000 Маржинальный доход общий (руб.) 780 000 – 240 000 = 540 000 842 400 – 288 000 = 554 400 Постоянные затраты общие (руб.) 360 000 360 000 Общая валовая прибыль (руб.) 540 000 – 360 000 = 180 000 554 400 – 360 000 = 194 400 Выводы. Если проводить расчеты по полной себестоимости, то получается, что гостинице невыгодно снижать цену за номер, так как согласно расчетам общая прибыль снизится на 57 600 руб. (180 000 – 12 2400 = 57 600). Если осуществлять расчеты по системе директ-костинг, то общая прибыль увеличится на 14 400 руб. (194 400 – 180 000 =14 400), что совпадает с ростом маржинального дохода на 14 400 руб. (554 400 – 540 000 = 14 400). При этом общая загрузка гостиницы возрастет и будет более 70%, что в свою очередь, может принести еще больший совокупный доход для гостиницы. Если изменения объема выпуска продукции (услуг) не происходит, то оба подхода в расчетах дают одинаковый результат. При расчете методом директ-костинг (во втором варианте) увеличение прибыли получилось из-за раздельного учета влияния постоянные и переменные затрат на выпуск продукции (услуг), что позволило выявить снижение постоянных затрат на единицу при увеличении общего выпуска продукции (услуг) на 400 номеров (койко-дней). Это соответствует общему экономическому закону масштаба выпуска продукции, который говорит о том, что с увеличением выпуска продукции удельные совокупные затраты уменьшаются, (прибыль растет не линейно). Таким образом, выбор правильного варианта учета поведения затрат приводит к принятию правильных управленческих решений. Другой важной особенностью метода директ-костинг является то, что он позволяет наглядно графически представить взаимосвязь поведения затрат и получаемых результатов в зависимости от изменения объема производства (реализации) продукции (услуг). Покажем на примере, как можно пользоваться данной методикой расчетов. Пример. Исходные данные для расчетов взяты из предыдущего примера, причем предполагается, что цена номера не будет уменьшаться и в номере проживает 1 человек: Q1 = 2000, Цед = 390, V = 780 000, Zпер = 240 000 (удельные = 120), Zпост = 360 000. Рассчитаем точку безубыточности аналитически и графически (рис. 47): Рис.6 . График безубыточности Точка безубыточности показывает, что, начиная с 1334-го номера, реализация каждого следующего номера будет приносить для гостиницы прибыль. Рассчитаем остальные показатели: Для расчета эффекта операционного рычага через индексы изменения объема реализации и прибыли необходимо рассчитать прогнозируемую величину выручки и прибыли при изменении объема реализации до 2400, т.е. Q2=2400 койко-ночей. V2 = 2400 × 390 = 936 000, Zпер = 120 × 2400 = 288 000, М2 = 936 000 – 288 000 = 648 000 П2 = 648 000 – 360 000 = 288 000. Рассчитаем индексы прироста: . Эффект операционного рычага показывает, что при росте выручки на 20%, прибыль увеличится на 60%, т.е. на каждый процент роста выручки от реализации, прибыль будет увеличиваться на три процента. Но если теперь рассчитать эффект операционного рычага для данного объема выручки, то он значительно уменьшится, и вообще, чем реализация (производство) продукции находится дальше от критического объема, тем меньше сила операционного рычага. Расчет точки безубыточности позволяет планировать определенный (желаемый) объем прибыли, уровень заполняемости (загрузки) гостиницы и т.п. Покажем, как можно осуществить расчет желаемого объема прибыли гостиницы. Предположим, что гостиница желает получить в плановом периоде общий объем прибыли в размере 180 000 руб. Сколько для этого необходимо реализовать номеров (койко-ночей)? Расчет можно осуществить по следующей формуле (данные для расчета взяты из рассматриваемого примера): Полученный результат соответствует условиям примера. Такой расчет применим в тех случаях, когда номерной фонд гостиницы состоит из одинаковых по классу и стоимости номеров. Но, как правило, гостиница располагает номерами различной категории. В этом случае расчет точки безубыточности можно осуществлять не в натуральном (номерах или койко-ночах), а в стоимостном выражении. При этом существуют два подхода в расчетах (данные для иллюстрации расчетов будем брать из приведенного примера). При первом подходе расчет безубыточности осуществляется по следующему алгоритму. Суммируем все переменные затраты по всему номерному фонду (по всем категориям номеров). Предположим, они составят 240 000 руб. При этом постоянные затраты равны 360000 руб. и общая предполагаемая выручка 780000 руб. Определяем маржинальный доход: М=V – Zпер = 780 000 – 240 000 = 540 000 руб. 3. Рассчитываем коэффициент маржинального дохода: 4. Точка безубыточности (порог рентабельности) Порог рентабельности означает, что если гостиница получила выручку от реализации номерного фонда (номеров различной категории) в таком объеме, то она покрыла все свои постоянные затраты. Эта информация позволяет руководству гостиницы вести грамотную ценовую политику, особенно в периоды снижения спроса на гостиничные услуги. В данной ситуации для стимулирования спроса можно смело осуществлять снижение цен на номера. При этом в качестве нижнего предела цены номера будет выступать суммарная величина общих переменных затрат плюс желаемый объем прибыли. Во втором варианте расчета применяется понятие средней цены номера, которая определяется как отношение общей выручки, полученной от реализации всех номеров, к общему числу проданных номеров (койко-ночей): 1. Рассчитываем среднюю цену номера: = 780 000 : 2000 = 390 руб. 2. Рассчитываем средние переменные затраты на номер: = 240 000 : 2000 = 120 руб. 3. Рассчитываем точку безубыточности как отношение постоянных затрат к разности средней цены за номер и средних переменных затрат: Qкр = 360 000 : (390 – 120) = 1333,33 койко-ночи. Умножив полученное значение на среднюю цену номера, получим точку безубыточности в денежном выражении: 1333,33 х 390 = 520 000 руб. Таким образом, метод директ-костинг позволяет установить связи и пропорции между затратами и объемами производства (реализации) продукции (услуг), прогнозировать поведение совокупных затрат предприятия в зависимости от изменения объемов производства, рассчитывать прибыльность (убыточность) предприятия, получать оперативную информацию о финансовом состоянии предприятия, определять изменение прибыли вследствие изменения цены реализации, структуры выпускаемой продукции (услуг). Этот метод позволяет принимать правильные решения по управлению предприятием индустрии туризма в условиях рыночной экономики.
«Экономические основы деятельности предприятий туриндустрии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot