Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономические методы регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды

  • 👀 513 просмотров
  • 📌 447 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Экономические методы регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономические методы регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды» pdf
Лекция 8. Экономические методы природопользования и охраны окружающей среды регулирования в области В России система платежей включает: 1. платежи за загрязнение окружающей природной среды; 2. платежи за пользование природными ресурсами. Общий порядок платного природопользования, закрепленный в федеральном законодательстве, является единым для страны. Далее он детализируется и конкретизируется в подзаконных актах. 1. Плата за пользование природными ресурсами В соответствии с действующим Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» плата за природные ресурсы (земля, недра, лес и иная растительность, вода, животный мир, рекреационные ресурсы и. др.) взимается за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются ресурсными налогами и регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации. Предусматривается установление федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В федеральной системе налогов и сборов предусмотрены: • земельный налог; • налог на пользование недрами; • налог на добычу полезных ископаемых; • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами; • водный налог; Кроме того взимаются неналоговые платежи: • плата за пользование недрами; • плата за аренду земли; • плата за пользование лесным фондом; • федеральные лицензионные сборы. Плата за право пользования природными ресурсами — это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом. Взимается в составе налогов, арендной платы или в иных формах. Предусматривается установление федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В федеральной системе налогов и сборов предусмотрены: Плата за нерациональное использование природных ресурсов — это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненных в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов – компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платы является формой возмещения затрат на осуществление этой деятельности. Нормативы платы определяются по возобновимым природным ресурсам исходя из затрат на их восстановление и охрану, по невозобновимым ресурсам — на основе подсчета затрат на их выявление оценку и подготовку к использованию. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции. В современных условиях плата за природные ресурсы выполняет воспроизводственную функцию. Плата за пользование землей Порядок и размер взимания платы за пользование землей установлен Земельным Кодексом РФ № 102 - ФЗ от 19 июня 2007 года. Статья 65. Платность использования земли 1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. 2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 3. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством. (абзац введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 232ФЗ) 4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65, применяется нормативная цена земли (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ). 5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Существуют две формы включения юридических лиц и граждан в землепользование – бессрочное (постоянное) пользование земельными участками и временное пользование земельными участками. В соответствии с Земельным кодексом установленный предельный срок временного пользования землей в России не превышает 3 лет. Плата за пользование водой В 2006 году принят Водный кодекс РФ (№74 –ФЗ от 3 июня 2006 года, в ред. № 102-ФЗ от 19.06.2007 г.) Статья 20. Плата за пользование водным объектом 1. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью. 2. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов: • стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов; • дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна; • равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года. 3. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. В настоящее время промышленные предприятия вносят в бюджет плату за воду независимо от того, поступает эта вода непосредственно из водохозяйственных систем, от других промышленных предприятий или предприятий коммунального хозяйства. Тарифы за воду устанавливаются на один кубометр потребляемой воды. Определение тарифов платы за воду основывается на затратном методе. При потреблении воды в пределах лимита забора воды плата взимается по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы. За сверхлимитный забор воды плата за воду взимается в пятикратном размере. Плата за пользование недрами В настоящее время действует следующая система платежей за недра: • Платежи за пользование недрами; Платежи за право пользования недрами взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Разовые взносы выплачиваются в размерах и сроках, указанные в лицензии, а регулярные платежи – в течение всего периода эксплуатации месторождения. Платежи за право пользования недрами включают три группы платежей: • Платежи за право добычи полезных ископаемых; • Платежи за право использовать отходы горно-добывающих и перерабатывающих производств; • Платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Согласно действующему законодательству, в России предоставление недр в пользование оформляется государственным разрешением в виде лицензии. Платежи за право пользования недрами поступают в бюджеты различных уровней. Введение акцизного сбора по отдельным видам добываемого минерального сырья осуществляется специальным законодательным актом РФ по тем видам сырья, которое добывается из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, при получении пользователями недр сверхнормативной прибыли, содержащейся в цене продукции. Акцизный сбор уплачивается в федеральный бюджет. Размер сборов за выдачу лицензий на право пользования недрами и порядок их взимания определяются Комитетом России по геологии и использовании недр по согласованию с Минфином, исходя из расходов на экспертизу заявок на получение лицензий, организацию конкурсов и аукционов и других расходов связанных с предоставлением лицензии. Существует несколько групп лицензий, например: • на подтверждение права, на геологическое изучение недр; • на право разработки разведанных полезных ископаемых. Лицензионный сбор устанавливается с учетом расходов на: • организацию подготовки и проведение конкурсов или аукционов; • оформление и выдачу лицензии; • оплату работы экспертов для экспертизы геолого-экономических и др. обоснований объекта; • комплектование пакетов геологической информации для участников конкурса. Платежи за пользование лесным фондом Лесной кодекс Российской Федерации (№ 200-ФЗ от 4 декабря 2006 года) регламентирует основы рационального использования, охраны, защиты, воспроизводства и повышения экологического и ресурсного потенциала лесов. Платежи за лесопользование вносят организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом РФ. Статья 94. Платность использования лесов 1. Использование лесов в Российской Федерации является платным. 2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору куплипродажи лесных насаждений. 3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса. Статья 73. Арендная плата 1. Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. 2. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. 3. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. 4. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Статья 76. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений 1. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи. 2. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. 3. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. 4. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платежи за пользование лесным фондом поступают в федеральный бюджет 40%, в бюджеты субъектов РФ – 60% и используются для финансирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ресурсов. Платежи за пользование объектами животного мира В соответствии с налоговым кодексом установлен размер, порядок взимания, распределения и использования сбора за право пользования объектами животного мира. Платежи вносят организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие изъятие из среды обитания объекты животного мира. 2. Плата за загрязнение окружающей среды В России введена плата за загрязнение окружающей природной среды, которая взимается за: • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения; • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности; • размещение отходов. В методике определения нормативов платы были заложены следующие принципы: • плата должна носить единый межотраслевой характер; • плата зависит от массы и состава выбросов; • плата вносится за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах; • при оплате учитывается региональная экологическая специфика (ассимиляционный потенциал). Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности воздействие на окружающую среду (выбросы, сбросы, размещение отходов): В основу исчисления платы за загрязнение положена система базовых нормативов платы. При расчете нормативов платы за загрязнение принят затратный подход, который исходит из необходимости установить плату за загрязнение, позволяющую возместить финансирование природоохранных мероприятий, нужных для ликвидации ущерба или его предотвращении. Базовые нормативы платы корректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации и индексации с учетом инфляции. Устанавливаемые на федеральном уровне коэффициент индексаций платы за загрязнение может регулироваться в субъектах Федерации. С учетом накопленного опыта взимания платежей Правительством Российской Федерации издано постановление от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды воздействия». Источники платы за загрязнение окружающей природной среды: • себестоимость продукции – в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС); • прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы. При взимании платы установлены льготы для предприятий. Используются следующие виды льгот: при налогообложении имущества предприятий исчисляемая для целей налогооблогаемая база уменьшается на балансовую стоимость объектов природоохранного назначения; из налогооблогаемой прибыли исключаются суммы реинвестируемые внутри предприятия на природоохранные нужды и другие. Плата за загрязнение может выступать в 2 формах: 1. налоговой (сборы в рамках государственной налоговой системы); 2. вненалоговой (сборы в поступают во внебюджетные фонды). Тем не менее применение действующего механизма определения и взимания платы за загрязнение окружающей среды доказало его жизнеспособность и правильность основных применяемых принципов. Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников Плата природопользователей за допустимые (не превышающие ПДВ) загрязнения природной среды вычисляется по формуле 1, 2: П нi = K э × Н нi × M фi , (1) при Мф i ≤ Мн i n П н = ∑ П нi (2) i =1 где Пнi - плата за допустимые (не превышающие ПДВ) загрязнения природной среды, руб/год; i – вид загрязняющего вещества; Ннi – ставка платы за выброс 1 т i -го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов выбросов, руб/т; Мфi - фактический выброс i -го загрязняющего вещества, т/год; Мнi – масса предельно допустимого выброса i -го загрязнения, т/год; Кэ – коэффициент экологической ситуации региона. Плата за превышение ПДВ в пределах установленных лимитов ВСВ устанавливается по формуле 3,4: П лi = K э × ( Н нi × M нi + ( M фi − M нi ) × Н лi , (3) при Мн i < Мф i ≤ Мл i n П л = ∑ П лi (4) i =1 где Пл i - плата за превышение ПДВ в пределах установленных лимитов ВСВ, руб/год; Нл i – ставка платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, руб/т. Плата за сверхлимитный выброс (превышение ВСВ) определяется по формуле 5,6: П сл i = K э × ( Н нi × M нi + ( M лi − M нi ) × Н лi + 5 × ( M фi − M лi ) × Н лi ) , (5) при Мф i >Мл i n П cл = ∑ П cлi (6) i =1 где П сл i - плата за сверхлимитный выброс (повышение ВСВ), руб/год; Общий размер платы природопользователей за загрязнение определяется по формуле 7: П=Пн+Пл+Псл (7) Плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками Учитывая особенности передвижных источников загрязнения, для них дополнительно применяются два вида базовых нормативов платы, которые являются основными: • базовые нормативы платы установлены в зависимости от вида сжигаемого топлива; • базовые нормативы платы установлены в зависимости от вида передвижного источника загрязнения и сжигаемого топлива. Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ атмосферу от передвижных источников определяется по формуле 8: m П нтранс = ∑ Yl × Tl , (8) i =1 где l - вид топлива (l =1,2, m); Yl – удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1т l -го вида топлива, руб.; Tl – количество l-го вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период, т. Удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1т l-го вида топлива определяется по формуле 9: n Yl = ∑ M iтранс × Н iнатм , (9) i =1 где l - вид топлива; i – вид загрязняющего вещества (i =1, 2, n); Н iнатм – базовый норматив платы за выброс 1т загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов, руб.; M iтранс – масса i-го загрязняющего вещества, содержащегося в отработанных газах технически исправного транспортного средства, отвечающего действующим стандартам и техническим условиям завода-изготовителя, при использовании 1т l –го вида топлива. Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле 10: n П транс = 5 × ∑ П jн × d j , (10) i =1 где j - тип транспортного средства (j =1, 2, n); П jн – плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от j –го типа транспортного средства, руб.; d j – доля транспортных средств j –го типа, не соответствующих стандартам, определяется как соотношение количество транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему количеству проверенных транспортных средств. При проведении мероприятий по снижению токсичности отработанных газов величина платы за выброс уменьшается в количество раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного мероприятия. Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты определяется по следующей формуле: Плата природопользователей за допустимые (не превышающие ПДС) загрязнения природной среды вычисляется по формуле 11, 12: Пнi = K э × Vфi × Н нi , при Vфi ≤ Vнi (11) n П н = ∑ П нi (12) i =1 где Пнi - плата за допустимые (не превышающие ПДС) загрязнения природной среды, руб/год; i – вид загрязняющего вещества; Ннi – ставка платы за сброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов сбросов, руб/т; Vфi - фактический сброс i-го загрязняющего вещества, т/год; Vнi – масса предельно допустимого сброса i-го загрязнения, т/год; Kэ – коэффициент экологической значимости объекта. Плата за превышение ПДС устанавливается по формуле 13, 14: в пределах установленных лимитов П лi = K э × (Vнi × Н нi + (Vфi − Vнi ) × Н лi , при Vнi < Vфi ≤ Vлi ВСС (13) n П л = ∑ П лi (14) i =1 где П л i - плата за превышение ПДС в пределах установленных лимитов ВСС, руб/год; Нлi – ставка платы за сброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, руб/т. Плата за сверхлимитный сброс (превышение ВСС) определяется по формуле 15, 16: П сл i = K э × ( Н нi × V нi + (V лi − V нi ) × Н лi + 5 × (V фi − V лi ) × Н лi ) , (15) при Vф i > Vл i n П cл = ∑ П cлi , (16) i =1 где Пслi - плата за сверхлимитный сброс (повышение ВСС), руб/год; Общий размер платы природопользователей за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов определяется по формуле 17: П=Пн+Пл+Псл (17) Плата за хранение и размещение отходов Плата за размещение отходов определяется по формуле 18: n По = ∑ ( M лi × H лi + 5 × ( M i −M лi ) × H лi ) (18) i =1 где По - плата за размещение отходов, руб/год; i – вид отхода (i =1,2, n); H – ставка платы за размещение 1 т i-го отхода в пределах установленных лимитов, руб/т; лi M лi –размещение i-го отхода в пределах лимитов, т/год; Mi – общее количество размещения данного отхода, т/год; Дифференциация базовых нормативов платы за размещение отходов принята в зависимости от их деления на два вида – нетоксичные и токсичные. В объеме размещения нетоксичных отходов учитываются отходы добывающей промышленности и отходы переработки. При размещении отходов на территории природопользователя в соответствии с разрешительными документами в расчет платы вводится понижающий коэффициент. При размещении отходов в водоохранных зонах на ненадлежащем удалении от селитебных территорий в расчет платы вводят повышающие коэффициенты, имеющие значение от 3 до 5. 3 Экологическое страхование. Экологический риск Государственное экологическое страхование - система установленных государством и обществом мер, предотвращающих экологические катастрофы, а в случае их свершения - возмещение ущерба, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям, а также гражданам, объектам их собственности и доходам. Страховыми рисками, т.е. допускаемыми, но не предвиденными событиями, являются в данном случае экологические и стихийные бедствия, аварии и катастрофы. Страховым случаем является наступление вышеперечисленных событий или одного из них. Обязательными субъектами экологического страхования, как и других форм, являются наличие страхователя и страховщика. При государственном страховании страховщиком является государство. Страхование является необходимым элементом производства, в процессе которого возможны большие потери от стихийных и иных бедствий и возмещение ущерба от них. Поэтому в страховых рисках и защитных мерах состоит сущность экономической категории страховой защиты производства и в целом национального хозяйства. Страховой фонд - представляет собой совокупность различных страховых натуральных запасов и денежных страховых фондов. Необходимость формирования страховых фондов связана прежде всего с возрастающими противоречиями между человеком и производственной деятельностью, с одной стороны, и природой-с другой. Экономическую категорию страхования характеризуют следующие основные признаки: • денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового случая, способного нанести материальный или иной ущерб; • замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы в одном или нескольких хозяйствах, вовлеченных в страхование; • перераспределение ущерба, как между территориями, так и во времени; • возвратность мобилизованных в страховой фонд страховых платежей. Экономическое содержание экологического страхования - замкнутое перераспределение страховых платежей между субъектами страхования через фонд экологического страхования. Страхование проводиться специализированными страховыми организациями, которые могут быть государственными и негосударственными. Сферу их деятельности составляет как внутренний, так и внешний страховой рынок. Классификации страхования предусматривает два вида: • по объектам страхования обязательное Виды добровольное Страхование экологических рисков здоровью и жизни (личное) Страхование имущества от экологических аварий Страхование ответственности за ущерб от аварийного загрязнения окружающей среды Источники страховых выплат Формы • по роду опасности. Первая классификация является всеобщей, вторая - частичной, охватывающей только имущественное страхование. Виды, формы и источники выплат по экологическому страхованию представлены в таблице 3. Таблица 3 - Виды, формы и источники выплат по экологическому страхованию Экологическое страхование Резервный фонд, создаваемый на крупном потенциально опасном предприятии Объединенные фонды взаимного страхования, созданные группой предприятий Страховые фонды при региональных и местных органах власти Классификация страхования по объектам включает в себя принципиально различные объекты по отраслям и характерным объектам, имеющим общие признаки. Всю совокупность страховых отношений можно подразделить на четыре вида: имущественное, страхование уровня жизни граждан, страхование ответственности и предпринимательских рисков. В страховании предпринимательских рисков различают страхование прямых рисков и косвенных потерь доходов. Страховые отношения между страховщиками и страхователями осуществляются по следующим видам страхования. Страхование ответственности — это отрасль страхования, где объектом выступает ответственность перед третьими (физическими или юридическими) лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. В отличие от имущественного и личного страхования непосредственная цель страховой ответственности — страховая защита экономических интересов возможных причинителей вреда, которые в каждом данном страховом случае находят свое конкретное денежное выражение. Можно выделить следующие виды ответственности: 1. Лимитированная — установленный по отдельным видам страхования размер суммы, в пределах которой страховая организация принимает на страхование и производит выплаты денежных сумм в случаях, повлекших за собой повреждение или уничтожение страхователем имущества или причинение вреда личности. 2. Ограниченная— предусмотренное условиями отдельных видов страхования и, как правило, заложенное в тарифах ограничение выплат страхового возмещения и страховых сумм с целью обеспечения необходимой финансовой устойчивостью страховых операций. 3. По первому риску — система страхового обеспечения (ответственности), заключающаяся в том, что все убытки в пределах страховой суммы возмещаются полностью. 4. Предельная — сумма страхового обеспечения (ответственность), при которой убытки возмещаются в твердо установленных границах. 5. Пропорциональная — система страхового обеспечения (ответственности), заключающаяся в том, что возникший в застрахованном имуществе ущерб возмещается в доле (пропорции), равной отношению страховой суммы к стоимости застрахованного имущества. Основой страхования ответственности может быть профессиональная деятельность конкретного физического лица, когда правовой базой служат положения гражданского законодательства об ответственности и основаниях ответственности за нарушение обязательств. Страховыми случаями являются не событие ущерба, а нарушение или ошибка. В страховании гражданской ответственности предприятий под ответственностью понимается установленное законом каждой страны обязательство по возмещению ущерба (вреда), причиненного владельцам предприятий и их работникам третьими лицами. Страхование ответственности за качество означает принятие на себя страховщиком риска, связанного с возможным появлением дефекта в товаре в процессе его использования и причинением вследствие этого вреда потребителю. Страхование экологических рисков выступает как основа экологического страхования. Страхование ответственности на случай загрязнения окружающей среды (страхование экологических рисков) характеризуется условиями ответственности, которые включают: • строгий учет при заключении договора степени риска, что вызывает необходимость предварительного проведения обследования, проверок, предъявления к страхователям требований сообщать дополнительные сведения, имеющие значение для определения вероятности убытков и возможных их размеров; • выплату возмещения по условиям договора со страхователем, связанным с отраслями с повышенным риском, лишь при соблюдении оговоренных страховщиками мер по предотвращению убытков; • дифференциацию размеров выплачиваемого страхового возмещения в зависимости от вида загрязнения и причин, приведших к нему; • ограничение размеров выплат возмещения; • исключение из объема ответственности страховщиков в большинстве случаев ущерба, вызванного постоянными или повторными выбросами загрязняющих веществ, а также выбросами в пределах установленных законом норм; • исключение из ответственности расходов на превентивную очистку. Требования расширения объема ответственности по страхованию за вред, причиненный окружающей среде, как правило, поступают от компаний, которые связаны с отраслями промышленности с повышенным риском загрязнения. Однако здесь они встречаются с повышенными тарифами страхования. Загрязнение предприятиями окружающей среды может быть связано с постоянными и единичными выбросами. Первые, как правило, непосредственно связаны с технологией производства, а единичные чаще всего обусловлены обстоятельствами случайного характера. Ответственность страховщика должна распространяться преимущественно на покрытие убытков, вызванных единичными, случайными выбросами. Принципиальным является вопрос о форме проведения страхования ответственности на случай загрязнения окружающей среды. Наибольшая эффективность достигается при обязательном страховании. Объектами экологической страховой защиты могут быть: • составляющие экологического компонента — атмосфера, гидросфера, литосфера, минерально-сырьевые ресурсы, энергетика, растительный и животный мир, природно-ресурсный потенциал; • население (различные его социально-возрастные группы); • хозяйственные, военные или иные объекты (основные фонды, инфраструктура и т.д.), сельскохозяйственные растения и животные. Субъектами правоотношений при страховании (получателями страховых возмещений) являются: • региональные комитеты по охране природы; • физические юридические лица, которым причинен ущерб в каком-либо виде. Страховое возмещение (страховое обеспечение) осуществляется страховщиком; виновником страхового случая оказывается соответствующий нарушитель природоохранного законодательства, действием (или бездействием) которого обусловлено загрязнение окружающей среды (или изъятие невозобновимых природных ресурсов) и которому может быть предъявлен регрессный иск. Страхование экологического риска заключается в уменьшении риска осуществления предпринимательской деятельности, связанной с загрязнением среды, за счет страховых выплат. Степень риска обычно определяется как произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что этот ущерб будет нанесен. Риск, относящийся к решению, определяется как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения, и расходов, связанных с реализацией такого решения. Потери, связанные с неточностью управления и вызванные неточностью заданных свойств объекта, считаются риском действия. Определение такого риска производится, например, в Великобритании, при новом жилищном строительстве вблизи потенциально опасных объектов. Этап подготовки договора о страховании включает в себя отбор объектов и рисков. Вначале производится предварительный анализ объектов и рисков, затем — предварительный анализ объекта страхования на основе документации, разрабатываемой в связи с природоохранной деятельностью: экологического паспорта региона, объекта; вида деятельности; бухгалтерской и другой. После чего анализируются технологические параметры объекта, соответствие их экологическим требованиям (ПДК, ПДВ, сбросы и т.п.) и осуществляется оценка экологической безопасности объекта. В заключение принимаются решения о величине страхового риска и объема страхования. В договоре экологического страхования объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования. При заключении договора страхования оговаривается перечень загрязняющих веществ и причин, вызывающих загрязнение, ущербы по которым подлежат возмещению. Страховая организация выплачивает пострадавшим организациям или физическим лицам возмещение, которое включает: • компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; • сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды; • расходы по очистке загрязненной территории; • расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым причинен вред; • расходы, связанные с судебным процессом. Предприятия, которые в течение двух и более предыдущих лет без перерыва заключали договоры экологического страхования, пользуются льготами при платежах.
«Экономические методы регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot