Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция ТЕМА 2.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Вопросы лекции:
1.Экономические функции государства.
2.Основные цели и направления макроэкономического регулирования государства.
3.Объекты и субъекты государственного регулирования экономики.
4. Критерии оценки государственного регулирования экономики.
а) основная литература
1. Васильева, В.М. Государственная политика и управление [Текст] : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. - М. : Юрайт, 2018. - 441с.
2. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. Учебник и практикум. 4 – е издание. Юрайт, 2020., с.179
3. Солодилов А.В. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / А.А. Солодилов. – Москва: ЮСТИЦИЯ, 2019. - 372 с. – (Бакалавриат).
б) дополнительная литература:
1. Горный, М. Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2019. — 361 с. - Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7601807E-3D3A-4DA0-B0FF-05D2A341CCC3.
2. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Н. А. Лось, Ю. А. Холоденко. — 3-е изд. — М. : Юрайт, 2019. — 325 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/54AC3B6A-B59C-47B3-9F2A-EB3EBE7F5A4D.
3. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 1. Государственное управление : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. — М. : Юрайт, 2019. — 276 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/DA37EEE6-165E-4E50-9629-070D3BDA6A0A.
4. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 2. Муниципальное управление : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. — М. : Юрайт, 2018. — 194 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/EECAF932-902D-4AB0-A99C-E2908CF13E3B.
5. Местное самоуправление : учебник для академического бакалавриата / под ред. Н. С. Бондаря. — М. : Юрайт, 2018. — 386 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/871E5DA7-605A-4587-B9B2-14F17F5C80EF.
6. Основы государственного и муниципального управления (public administration) : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Г. А. Меньшиковой, Н. А. Пруеля. — М. : Юрайт, 2019. — 340 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/AC177EC7-6A08-44B4-A1A5-D7A241441379.
7. Парахина, В.Н. Муниципальное управление [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. Н. Парахина, Е. В. Галеев, Л. Н. Ганшина. - 3-е изд.,перераб. - М. : Кнорус, 2018. - 494с.
8. Система местного самоуправления : учеб. пособие для академического бакалавриата /под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. — М. : Юрайт, 2018. — 98 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/B62DD3C8-E1A8-4ABB-B804-8B91DB4D3753.
9. Система муниципального управления [Текст] : учебник для вузов / Зотов В.Б.,ред. - 6-е изд.,доп. - М. : Кнорус, 2018. - 680с.3. Рой О.М. Государственное и муниципальное управление. – Питер, 2017.
10. Система государственного и муниципального управления : учебник для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько [и др.]. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2019. — 462 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/C974BDBE-5945-475A-AF9E-2C3F75D8B357.
11. Солодилов А.В., Пещеров Г.И. . Методическое пособие по сдаче государственного экзамена для студентов, обучаюшихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» М., МГОУ., 2014.
12. Эриашвили, Н.Д. Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Юриспруденция", "Государственное и муниципальное управление" / Н.Д. Эриашвили, Л.В. Щербачева, А.Л. Миронов; Под ред.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 287 c.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. http://www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ.
2. http://www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ.
3. http://me.mosreg.ru – Министерство экономики Московской области: официальный сайт.
4. Правовая информационная система КонсультантПлюс
Экономические функции государства
В современных условиях рыночная система хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую. Это увеличило количество ее субъектов. Субъектами рыночной экономики являются также владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг, торговцы и т.д. Поэтому среди субъектов рыночного хозяйства принято также указывать банки и государство (правительство). Банки – это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств, стремятся выгодно размещать их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.
Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.
Рыночный механизм по своему существу несовершенен, поэтому наряду с достоинствами имеет и недостатки.
К положительным сторонам рынка можно отнести следующие:
• экономическая активность направлена на производство того, что нужно обществу;
• эффективно распределяются ресурсы, т.е. объективно формируется система производства (содержание и связи);
• необходимость ресурсосбережения выступает стимулом НТП.
Негативные стороны рынка:
• не обеспечивается: экономическая безопасность субъектов рынка, полная занятость трудоспособного населения, защита окружающей среды, развитие фундаментальной науки;
• распределение продуктов осуществляется по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству и социальной напряженности;
• рыночный механизм внутренне противоречив: многие факторы порождают тенденцию к монополизации (концентрация производства, капиталов, рынков и т.п.), т.е. уничтожению конкуренции;
• не решаются проблемы неравномерного распределения природных, человеческих и других ресурсов.
Решение этих и других проблем призвано брать на себя государство.
Многообразие рынков классифицируют по различным критериям:
• по экономическому назначению объектов рыночных отношений (товарный признак);
• по степени ограничения конкуренции (свободный, монополизированный);
• по географическому положению (региональный; национальный; мировой);
• по отраслям (автомобильный, компьютерный и т.д.);
• по характеру продаж (оптовый, розничный).
В соответствии с первым критерием выделяют:
• рынок потребительских благ;
• рынок факторов производства, здесь покупается-продается земля, труд, капитал;
• финансовый (денежный) рынок, на нем субъекты рынка занимают и предоставляют в заем деньги, а также продают и покупают ценные бумаги;
• рынок научно-технической информации (объект купли-продажи – патенты на интеллектуальную собственность).
Все перечисленные выше типы рынков взаимосвязаны между собой.
Успешное действие рынка возможно при наличии рыночной инфраструктуры.
Рыночная инфраструктура – это совокупность организационно-правовых отношений субъектов рынка, объединяющих их в одно целое.
Инфраструктура рынка выполняет следующие основные функции:
• организационно оформляет рыночные отношения;
• облегчает субъектам рыночных отношений реализацию их интересов;
• делает возможным юридический и экономический контроль, а также регулирование активности субъектов рынка со стороны государства.
Элементами рыночного механизма, помимо указанных, выступают и другие институты. Это, в частности, биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы; ярмарки, страховые компании и различные фонды, посреднические фирмы, информационные центры, рекламные агентства и т.д.
Государство не должно оставаться в стороне от насущных проблем людей.
1 - ВОПРОС
Государство – политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом. Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государственная власть является суверенной, т. е. верховной по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
Основные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в его функциях. В них выражается сущность государства, та роль, которую оно играет в реализации магистральных направлений общественного развития и удовлетворения потребностей граждан.
Под функциями государства понимается направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.
Функции государства можно условно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним функциям государства относятся: – экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических
направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
– социальная, которая состоит в совершенствовании общественных отношений,
обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
– культурно-воспитательная, направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
– охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
– природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.
К внешним функциям государства относятся:
– оборона страны;
– взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
– межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
– культурное и научно-техническое сотрудничество.
В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и
др.) и наоборот.
К экономическим функциям, выполняемым государством, прежде всего относятся
следующие:
– создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
– антимонопольное регулирование;
– проведение политики макроэкономической стабилизации;
– воздействие на размещение ресурсов;
– деятельность в сфере распределения доходов;
– деятельность государства как субъекта имущественных отношений.
Функции государства осуществляются его органами. Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства.
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией государственное руководство экономическим развитием страны осуществляют Президент РФ, Федеральное
Собрание, Правительство, Центральный банк, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ.
В целом государство претворяет в жизнь политические и социально-
экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании
макроэкономических рыночных процессов.
Исходя из этого к основным функциям государства в смешанной экономике относятся:
– создание правовой основы для принятия экономических решений: государсто разрабатывает и принимает законы, регулирующие деятельность государственных и
частных предприятий и организаций, а также предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
– стабилизация экономики: правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
– поддержание макроэкономического и структурного равновесия в тех случаях,
когда рыночный механизм оказывается не в состоянии это сделать;
– выработка стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий
функционирования экономики, включая обеспечение социальной поддержки целей и
средств реализации национальной стратегии;
– ориентированное распределение ресурсов: государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; оно создает условия для
развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует и реализует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
– обеспечение социальной защиты и социальных гарантий: государство гарантитирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим;
– поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью повышения конкурентоспособности отечественной экономики в условиях мирового хозяйства;
– обеспечение экономической безопасности, противодействие угрозам и факторам нестабильности;
– поддержание на должном уровне обороноспособности страны.
У государства есть, кроме основных функций, еще и функции регулирования в конкретных сферах, отраслях и регионах страны.
2 – вопрос Основные цели и направления макроэкономического регулирования государства
Определение цели является одним из важнейших этапов организации экономических процессов. В ходе развития человеческого сообщества одновременно приходится решать множество целей и задач. В политике регулирования экономики государство
ставит определенные цели.
В любом случае на глобальном уровне управления необходимо отчетливо представлять основную цель экономики, прежде всего – поддержание макроэкономического
равновесия и обеспечение общественного воспроизводства.
Самой главной целью государственного регулирования рыночной экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя
внутри страны. Это – глобальная цель.
Главная цель требует решения множества конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная. Конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования.
Выделяются главные цели государственного регулирования (цели первого поряд-
ка), за реализацию которых государство несет ответственность, а именно:
– экономический рост;
– высокий уровень занятости;
– стабильность цен (устойчивость денег);
– внешнеэкономическое равновесие.
Можно сказать, что независимо от существующей политической системы каждая страна ставит целью своего развития максимально высокий уровень жизни всего населения. Но так как данную цель невозможно выразить ограниченным количеством показателей, то в реальности государство проводит свою социально-экономическую политику с указанием конкретных рубежей, которые условно можно назвать целями второго уровня.
Часто они закреплены в Конституции государства, обозначены в программах различных политических партий на парламентских или президентских выборах. В каждый конкретный промежуток времени цели могут формулироваться более детально в зависимости от степени экономического развития государства.
В самом общем виде к таким целям следует отнести:
– создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции;
– стимулирование экономического роста;
– сглаживание экономического цикла;
– обеспечение социально приемлемого уровня занятости;
– предотвращение и сглаживание чрезмерных различий в доходах;
– поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей
на мировом рынке;
– поддержание внешнеэкономического равновесия;
– удовлетворительное состояние окружающей среды.
Кроме экономических целей, демократическое государство в не меньшей степени борется за достижение надлежащих политических целей, к которым относятся:
– соблюдение правопорядка;
– свободное развитие общества;
– внешняя и внутренняя безопасность.
Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка. Таких целей множество. Они могут быть достигнуты только во взаимодействии. В то же время между целями могут возникать конфликты, например между повышением эффективности производства и экологическим равновесием. Здесь проявляет себя государство:
- его обязанность – снять конфликты целей. Многогранность целевых установок социально-экономического развития и государственного регулирования – основная черта современной экономической системы.
В практике государственной политики России конкретные цели определяются
исходя из особенностей каждого периода развития: краткосрочного, среднесрочного,долгосрочного. Целью долгосрочной социально-экономической политики правительства Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимости и культурных ценностей России, восстановления
экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
3- й вопрос Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
Как и в любой управленческой системе, в государственном регулировании экономики необходимо выделять объекты управления, т. е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т. е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия.
На большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования. Такое деление носит условный характер.
Первый блок – это макроэкономические объекты ГРЭ:
– экономический цикл;
– структура национального хозяйства (прежде всего секторальная или отраслевая);
– региональная политика;
– инвестиционный климат;
– цены и ценообразование;
– антиинфляционная политика;
– научно-техническая и инновационная политика;
– государственный сектор;
– предпринимательство;
– антимонопольная политика;
– теневая экономика.
Второй блок включает денежно-финансовые объекты:
– денежно-финансовое обращение;
– условия сохранения и накопления капитала;
– налоги и налогообложение;
– государственный внешний и внутренний долг;
– платежно-торговый баланс страны;
– экспортно-импортные операции.
Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:
– занятость, безработица, миграционные процессы;
– социальная защита и социальное обеспечение;
– образование, в том числе для государственной службы;
– здравоохранение;
– охрана окружающей среды.
При переходе к рынку в России остро стояла и сейчас стоит задача создания класса эффективных собственников, поэтому такие объекты государственного регулирования, как структура собственности, разгосударствление, демонополизация, должны находиться под пристальным вниманием государства.
Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. В Российской Федерации к ним
относятся:
– Президент РФ;
– Федеральное Собрание – парламент;
– Правительство РФ;
– Конституционный суд РФ;
– Региональные органы власти.
Изменение функций и объектов государственного регулирования в смешанной
экономике сопровождалось возникновением новых субъектов. Главными субъектами
регулирования в смешанной экономике до 60-х гг. XX в. выступали национальные государства.
В современном мире, когда произошел переход передовых стран к информационному укладу, выделился самостоятельный и не зависящий от национальных государств транснациональный капитал. Он стал играть не менее важную роль в государственном регулировании, чем само государство.
Транснациональные корпорации (ТНК) контролируют до половины мирового
промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новые технологии, технику и ноу-хау. Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака и других ресурсов,85% меди и бокситов, 80% чая и олова, 75% бананов, натурального каучука и сырой нефти.
Ядро мировой хозяйственной системы составляют около 500 ТНК, сосредоточивших большую власть. Экономическая мощь крупных ТНК, выраженная в показателе ВВП, сравнима с уровнем средних государств, и они диктуют свою волю другим странам. Так, объемы продаж американской корпорации «General Motors» превышают ВВП таких стран, как Швеция, Австрия, Швейцария вместе взятые.
Если учитывать размеры ТНК, то оказывается, что только половина мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка, другая же половина – в своеобразной плановой системе. На таком пути наметился переход к конвергентной экономической системе, сочетающей плановые и рыночные начала. Транснациональный капитал своей мощью может свести на нет попытки государства регулировать внутренние финансовые рынки и может при желании «обрушить» финансовые рынки практически любого государства. Многие государства уже не обладают достаточной мощью для крупномасштабных интервенций, противодействующих движению транснационального капитала.
Субъектами регулирования являются также надгосударственные политические и международные организации, такие как Международный валютный фонд, Всемирный
банк, Всемирная торговая организация и т. д.
Важным наднациональным субъектом государственного регулирования выступают сейчас группы стран с общими целями регулирования национальных экономик и применяющие общие механизмы регулирования. Например, в рамках такой мощной интеграционной системы, как Европейский союз (ЕС), некоторые государства перешли на единую валюту.
В России с начала рыночных преобразований к национальным и региональным субъектам государственного регулирования присоединились международные организации, часто определяя условия предоставления и использования кредитов. Это прежде всего Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
В субъектах государственного регулирования экономики следует выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов. Носители – это физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы.
Поэтому государство при осуществлении своей экономической политики должно учитывать цели всех субъектов и находить компромиссные решения.
Носители экономических интересов занимают различные места в экономической структуре общества в зависимости от наличия капитала. Невозможно предположить, что государство будет в одинаковой мере учитывать интересы отдельных физических лиц и крупных финансово-промышленных групп. В российском обществе это проявляется, с одной стороны, в слабом учете интересов мелких предпринимателей, а с другой – в явно повышенном внимании правительственных подразделений к крупнейшим компаниям топливно энергетического и сырьевого комплексов, например ОАО «Газпром», от которых во многом зависит наполняемость российского бюджета.
Прогрессивной тенденцией является объединение хозяйствующих субъектов в
различные корпоративные союзы, которые бы могли более слаженно и результативно отстаивать свои интересы в административных и государственных структурах. Также есть много типов объединений индивидуальных носителей: по виду, имуществу, месту деятельности, доходам, профессиональным, национальным интересам и т. д. Таким путем образуются различные профессиональные союзы.
Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы и ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров и т. п. Самые могущественные выразители хозяйственных интересов – это союзы предпринимателей и профсоюзы.
Для демократического общества материальной основой осуществления государственной экономической политики является учет правительством групповых хозяйственных интересов с помощью их выразителей – политических партий. Для многих стран Европы характерно наличие в государстве двух ведущих партий, которые можно условно назвать консервативными (либеральные, христианско-демократические) и социалистическими (лейбористские, социал-демократические). Все остальные партии, как правило, небольшие и выполняют промежуточную роль при формировании правительства из представителей партий, победивших на парламентских выборах.
Проводить в жизнь программу государственной экономической политики будут субъекты государственного экономического регулирования – исполнители хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.
Исполнителями хозяйственных интересов – субъектами государственного регулирования экономики – являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк.
4 – й вопрос - Критерии оценки эффективности государственного регулирования
Эффективность государственного регулирования необходимо оценивать с двух сторон. С одной стороны, оценивается эффективность деятельности государства как выразителя национальных интересов, регулятора социально-экономических процессов и органа, воздействующего своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов; с другой – как крупного собственника и субъекта рынка.
В обоих случаях критерии оценки государственного регулирования различны.
Что касается эффективности регулирования государства как выразителя общенациональных интересов, то здесь отсутствуют какие-либо явные критерии, позволяющие вычленить его вклад в экономику. Универсального критерия оптимальности государственного участия в рыночной системе нет. Каждая страна ведет поиск решения этой проблемы по-своему. Вопрос об эффективности государственного регулирования остро стоит и в России, особенно с учетом пандемии и санкций. Необходимо установить хотя бы качественные критерии, по которымопределяется успех или неуспех экономической политики государства.
Главная цель государства в экономике – обеспечение высокого уровня жизни граждан. Пути достижения цели и его результаты отражаются в показателях государственного регулирования.
К критериям эффективности можно отнести выбранные непротиворечивые средства осуществления рыночных преобразований, а затем соотнести поставленные цели с выбранными средствами. За определенный достигнутый результат в процессе рыночных преобразований можно заплатить большую или меньшую цену.
В качестве критерия эффективности государственного регулирования экономики применительно к России может быть избрано развитие производительных сил,оцениваемое в конечном счете через рост благосостояния. Если конкретизировать этот обобщенный критерий, то к критериям можно отнести спад или подъем производства отсутствие или наличие экономического роста), степень управляемости экономикой и социальными процессами. Необходимо также включить в критерии эффективности повышение эффективности производства (рост производительности труда, ресурсосбережение). Таким образом, эффективность государственного регулирования можно оценить по следующим основным критериям:
– сравнение прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми;
– международные сопоставления, позволяющие определить, оказало ли регулирование влияние на достижение более высоких темпов экономического развития, роста благосостояния народа, на более рациональное использование ресурсов, в которых за базу сравнения следует избирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше;
– соотнесение фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны; в частности, в число показателей экономической безопасности входит возможность страны осуществлять расширенное воспроизводство и др.
В период обострения негативной ситуации влияние государства возрастает (при согласии основных партнеров рыночной экономики) как на достижение стабилизации экономики, так и на решение других вопросов.
При плавном и спокойном развитии страны, отсутствии кризиса влияние государства сокращается, и государство, как и другие субъекты рынка, действует в рамках долгосрочных программ, реализации Приоритетных национальных проектов. Такое влияние оказалось достаточно эффективным в развитых странах на протяжении всего периода после Второй мировой войны, особенно в последнее десятилетие. Оно позволило избежать глубоких кризисов и обеспечило сравнительно устойчивые темпы развития.
Во всех развитых зарубежных странах имеются специальные органы на уровневысшей государственной власти, обеспечивающие разработку программ социально-экономического и научно-технического развития, а также проведение мер по их выполнению: в США – специальные экономические службы и организации при президенте и Конгрессе, во Франции – Комиссариат по планированию, в Японии – Управление по экономическому планированию. Разрабатывается правовая (законодательная) база, обеспечивающая деятельность государственных органов по регулированию экономики. Так, в США имеется регламентация деятельности экономических комитетов конгресса. В ряде государств создана и действует система подготовки кадров высшей квалификациидля государственных органов (Гарвардский университет в США, Высшая административная школа в Англии). Кроме того, налажена система информационного обеспечения деятельности соответствующих государственных ведомств, обеспечивающая всеобъемлющей достоверной и полноценной информацией о реальном положении экономики.
Оценка эффективности деятельности государства как крупного собственника и субъекта рынка осуществляется по критериям эффективности государственного сектора.
Проблемы и ограничения государственного вмешательства
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам «В каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование?» и «Каковы границы и направления государственного вмешательства?» существует широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов – от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между крайними вариантами есть ряд промежуточных, например: китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т. д.
Разновидностью хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране централизованно
управляемая экономика.
В варианте государственного монополизма в управлении экономикой оказывается
блокированным конкурентный механизм, которому рыночная экономика прежде всего
и обязана своей эффективностью.
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавлении ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимылюбые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.).
Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов.
Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, вхождению новых конкурентов в отрасль. По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год. В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о дерегулировании экономики и приватизации.
Главная граница государственного регулирования экономики – возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений. Частный капитал только в том случае участвует в осуществлении государственной программы, если государство гарантирует ему прибыли более высокие, чем он мог бы получить, отказавшись от сотрудничества с программой. Государство может гарантировать определенную норму имассу прибыли частному капиталу в меру своих финансовых возможностей, а они ограниченны.
Процессы развития экономики современной России определяются сменой социально-экономической и политической систем. Они обострили внимание к вопросам управления, особенно государственного. В оценке их появились крайние суждения. Одно из них сводится к тому, чтобы убрать государственные регуляторы из сферы экономики; также встречается исключительно негативная оценка роли государства в отдельных социально-культурных областях.
Эти суждения следует признать сомнительными в силу ряда обстоятельств:
1. в современных условиях государство в силу своей природы призвано осуществлять экономическую и социально-культурную политику. Оно выражает при этом различные общественные интересы, но выключение его из упомянутых сфер не позволит ему обеспечить эти интересы.
2. значимость государства в экономической и социально-культурной сферах подтверждена историческим отечественным и зарубежным опытом. В кризисной ситуации, в которой находится наша страна, роль государства не только не ослабевает, а напротив, усиливается. Одной из мер реанимации экономики в Германии, Японии и других странах после Второй мировой войны было усиление централизованного государственного управления экономикой. Аналогичная мера, как известно, была осуществлена при проведении реформ Ф.Рузвельтом в США.
3. рыночная саморегуляция порождает стихийные процессы. Сознательно или по недоразумению, но иногда забывают, что стихийность – одно из свойств рыночного уклада и смягчение ее разрушительной силы обеспечивается государством.
4. рынок сам по себе еще мало что значит. Так называемое рыночное саморегулирование может привести к анархии. Необходимы правильные пропорции сбалансированности рыночного саморегулирования и государственного регулирования, которые не могут сложиться автоматически. Обеспечить их может только активная деятельность государства.
5. частная собственность порождает «экономическую» власть более изощренную и жесткую по своей принудительной силе, чем тоталитарная государственность власти. Ограничить такую власть может только государство.
6. государство не противостоит рыночной экономике, оно располагает значительными потенциальными возможностями для стимулирования ее эффективного функционирования.
7. государство призвано упреждать негативные последствия деятельности организаций, являющихся естественными монополистами (транспорт, связь, энергетика и др.), и в необходимых случаях вводить те или иные ее ограничения, то есть устанавливать режим в сфере рынка субъектов естественных монополистов.
8. государство необходимо как гарант против внешней экспансии в важнейшие сферы жизни нашего общества, защиты от нее внутреннего рынка и национальных интересов.
Таким образом, в споре о соотношении экономических и административных методов в управлении экономикой реалистичной представляется точка зрения, говорящая о необходимости научно обоснованного использования и экономических, и административных инструментов государственного регулирования.