Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 9. Экологический аудит. Руководящие указания, основные принципы,
цели, процедуры, порядок проведения и оформления результатов.
Важнейшим направлением реализации Государственной стратегии устойчивого
развития России, направленной на сбалансированное решение социально-экономических
задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды, является
применение экологического аудита как инструмента обеспечения благоприятного
экологического климата. Развитие и распространение процедуры экологического аудита
обусловлено главным образом ужесточением экологического законодательства,
унификацией требований и стандартов в области торговли, кредитной и финансовой
политики в связи с созданием единого экологического пространства.
Корни экологического аудита берут начало в США, где в середине 70-х годов в
связи с резким ухудшением статистики аварий на химических предприятиях они
получили предписание министерства охраны окружающей среды документировано
доказать наличие внутренней системы ранней диагностики аварийно-опасных ситуаций с
указанием соответствующих мер по ликвидации узких мест, повышению надежности и
предотвращению аварий оборудования. Идея введения обязательной процедуры ревизии
экологического менеджмента на предприятиях оказалась нежизнеспособной, и к концу 70х годов министерство охраны окружающей среды США практически вынуждено было от
нее отказаться.
Между тем в западных индустриальных странах все отчетливее понимали, что
усиление внимания промышленных предприятий к охране окружающей среды не может
основываться только на государственном надзоре. Необходим добровольный
самоконтроль. Нарастающее общественное сознание в вопросах охраны окружающей
среды привело в конце концов к специальному постановлению Европейского союза,
коротко называемому «Постановлением об экологическом аудите», которое вступило в
силу в июле 1993 г. Это довольно сложный документ, состоящий из отдельных разделов.
Каждый из них соответствует определенному этапу создания системы экологического
менеджмента на предприятии.
Участие в системе экологического менеджмента позволяет предприятию
снизить степень воздействия на окружающую среду, выявить потенциал экономии
сырья, всех видов энергии и воды, вторичного использования отходов и снижения
себестоимости продукции, обеспечить себе репутацию серьезных и надежных
партнеров и, как следствие, получить более выгодные кредиты в банках, заключить
договоры о страховании на более выгодных условиях, улучшить свои шансы в обстановке
жесткой конкуренции. Тем самым, будучи добровольным, участие в системе
экологического менеджмента превращается в реальную необходимость.
Экологический аудит – представляет собой методику, с помощью которой в
основные параметры производственного процесса постепенно внедряются жесткие
экологические требования.
Экологический аудит – это инструмент для систематической проверки
внутрифирменного экологического потенциала и возможных экологических рисков.
Экологический аудит — объективная систематическая документированная и
регулярно повторяемая проверка состояния охраны окружающей среды на предприятии.
Понятие «экологический аудит» введен в России постановлениями Правительства
Российской Федерации: «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 27
декабря 1994 года № 1418; «Об утверждении положения о лицензировании отдельных
видов деятельности в области охраны окружающей среды» от 26 февраля 1996 года. В
Экологической доктрине Российской Федерации (2002), подготовленной ко Всемирному
Саммиту «Рио+10» (Йоханнесбург, 2002 г.), в качестве одного из важных направлений
экономических
и
финансовых
механизмов
обеспечения
рационального
природопользования и охраны окружающей среды отмечается необходимость содействия
1
развитию экологического аудита действующих предприятий. В новой редакции
Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»
экологический аудит получил свое правовое обеспечение.
Нормативно-методической базой для развития процедуры проведения
экологического аудита являются международные стандарты ISO 14000. Так, в 1998 г.
Госстандартом России приняты следующие документы по формированию системы
экологического аудита: ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей
средой. Требования к руководству по применению», ГОСТ Р ИСО 14004-98 «Системы
управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам
и средствам обеспечения функционирования», ГОСТ Р ИСО 14010-98 «Руководящие
указания по экологическому аудиту. Основные принципы», ГОСТ Р ИСО 14011-9
«Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедура аудита. Проведение аудита
систем управления окружающей средой», ГОСТ Р ИСО 14-12-98 «Руководящие указания
по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области
экологии».
В дальнейшем в России были приняты и другие стандарты серии ISO 14000,
которые являются основой регулирования вопросов экоаудиторской деятельности,
экологической сертификации, управления окружающей средой и др.
Основные функции экологического аудита:
• Определить соответствие деятельности фирмы, а также декламируемой ею
политики в области охраны окружающей среду экологическому
законодательству, установить степень направленности этой политики
получению прибыли;
• Предоставить информационное обеспечение для принятия руководством
компании квалифицированных решений в области охраны окружающей
среду;
• Обеспечить защиту персонала, природоохранных компонентов от
возможных вредных воздействий;
• Проанализировать возможность возникновения рисков, опасных для
окружающей среды;
• Определить реальные воздействия фирмы на окружающую среду;
• Подтолкнуть фирму к улучшению ее экологической политики и
производственной деятельности.
Целью аудита является:
• Предоставление информации об экологической деятельности фирмы и
соответствие ее установленным стандартам для всех заинтересованных
внешних пользователей;
• В ходе аудиторской проверки могут быть выработаны полезные
рекомендации по улучшению организации экологического менеджмента и
эко-контролинга.
Виды аудита:
• Системный аудит – исследование
организации предприятия и
технологических процессов в отношении их функциональной
дееспособности;
• Аудит процессов – проверка производственных процессов и процедур,
направленных на обеспечение безопасности окружающей среды;
• Контрольный аудит – проверка выполнения законодательных
предписаний, актов проверки, текущих мероприятий.
• Аудит по особым поводам, например:
Аудит жизненного цикла продукта;
Аудит выбросов;
Аудит качества и т.д.
2
Аудит на практике может происходить как извне (внешний аудит), через
приглашенного аудитора, так и внутри предприятия (внутренний аудит), через
внутреннюю ревизию.
Аудит проводится независимыми вневедомственными квалифицированными
экологическими аудиторами или экологическими аудиторскими организациями и
позволяет выработать рекомендации по снижению негативного воздействия на
окружающую среду
Объектами экологического аудита являются хозяйственная деятельность, в том
числе природные объекты, связанные с воздействием на окружающую среду, а также
результаты такой деятельности. При проведении аудита проверяется степень соответствия
процесса, характера деятельности, продукции, системы управления экологическим
требованиям: количественным или качественным показателям, установленным
нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально
уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной
среды.
При этом оценивают: виды деятельности, связанные: с охраной окружающей
среды, природопользованием; состоянием окружающей среды на производственном или
природном объекте; системой управления окружающей средой; соблюдением
природоохранного законодательства и установленных экологических требований,
использованием природных ресурсов; процессом обращения с отходами; финансовыми
рисками, связанными с ответственностью за нарушение допустимого воздействия на
окружающую среду и др.
В задачи аудита входят:
• обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
• определение приоритетов при планировании природоохранной
деятельности предприятия и выявление дополнительных возможностей ее
осуществления;
• проверка соблюдения предприятием в процессе его хозяйственной
деятельности экологического законодательства;
• повышение эффективности мероприятий по снижению воздействия на
окружающую среду;
• снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с
загрязнением окружающей среды.
Причины проведения аудита:
• Внутренние причины — недостаточностью или отсутствием бюджетного
финансирования
природоохранной
деятельности,
отрицательно
сказывающейся
средой,
возможностью
повышения
конкурентоспособности на мировом рынке продукции экологических
предприятий.
• Внешние причины - использование аудита международными финансовыми
структурами, возможная заинтересованность в финансировании
российских проектов зарубежными инвесторами, использующими
процедуру аудита в качестве обязательной
Экологический аудит проводится: физическими лицами — экологическими
аудиторами и юридическими лицами — экологическими фирмами.
План проведения аудита:
• Предварительная стадия. Это планирование сферы аудита, установление
нормативных требований, составление графиков проверки, сбор
информации. Затем следует подбор кадров для проведения аудита.
3
Оптимальная группа состоит из 3-5 человек.
• Стадия аудита. Анализ сертификатов, лицензий, разрешений на выбросы,
сбросы. Анализ работы оборудования по материалам отчетности. Анализ
эффективности менеджмента, исследование экологической политики
предприятия;
• Заключительная стадия. Оценка результатов аудирования, подготовку
отчета и разработку плана дальнейших действий.
Экологические аудиторы — это специалисты, имеющие, квалификационное
свидетельство или аттестат на право проведения экологического аудита. Экологические
аудиторские фирмы содержат в своем штате экологических аудиторов и разрешение —
лицензию на осуществление данного вида деятельности от полномочного органа.
Эффективность экологического аудита может быть обеспечена только при
соблюдении ряда профессионально-этических и методологических принципов. К ним
относятся:
• объективность аудиторов;
• независимость от руководства аудируемого объекта, заказчика, а также
руководства организации, осуществляющей аудит;
• компетентность в вопросах охраны окружающей среды, а также
специфики аудируемого объекта, что подтверждается наличием
соответствующих документов;
• сохранение конфиденциальности информации, получаемой в процессе
аудита;
• ответственность за проведение экологического аудита в пределах,
установленных законодательством Российской Федерации.
Методологические принципы аудита должны предусматривать: планирование
процедуры аудирования; целесообразность выбора методики и технологии аудита;
определение критериев существенности и достоверности; анализ информации и
формирование выводов; информированность руководства аудируемого предприятия о
результатах и др.
В настоящее время Министерством природных ресурсов России и его
территориальными органами осуществлено лицензирование этой деятельности.
Экологический аудит введен на территории ряда субъектов Российской Федерации
принятием соответствующих региональных законодательных и других нормативных
правовых актов, регламентирующих деятельность по экологическому аудиту.
Уже сейчас явно выражена потребность в экологическом аудите в различных
сферах деятельности:
• при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
• осуществлении сделок с недвижимостью;
• подготовке договоров страхования;
• ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды;
• разработке условий о разделе продукции при добыче полезных
ископаемых и т.д.
Классификация программ экологического аудита
Реализация принципов устойчивого развития во многом связана с изменениями в
организации и технологии промышленного производства, а охрана среды и рациональное
использование природных ресурсов уже рассматриваются среди высших приоритетов
производственной деятельности. Ведущую роль в решении и предотвращении
экологических проблем должны сыграть рыночные механизмы, торговля и
капиталовложения.
В промышленно развитых странах основные результаты природоохранной
деятельности (в первую очередь на производственном уровне) все больше определяются
4
развитием таких негосударственных предпринимательских видов природоохранной
деятельности, как экологический аудит и экологический менеджмент.
Предметом экологического аудита является не столько экологическая
отчетность экономического субъекта (союзы, ассоциации, концерны, финансовопромышленные группы, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие
объединения, административно-территориальные образования Российской Федерации, а
также
граждане,
осуществляющие
самостоятельную
предпринимательскую
деятельность), сколько его фактическая экологическая деятельность во всех аспектах.
В Российской Федерации разработаны проекты нормативно-методических
документов по организации экологического аудита. Согласно этим документам
экологическое аудирование делится на обязательное и инициативное. Инициативный
экоаудит проводится по решению руководителей других принимающих решения лиц
аудируемого экономического субъекта. Обязательный — по решению правительственных
органов.
Все программы экологического аудита условно можно разделить по характеру
целей и объему решаемых задач на несколько групп.
Сокращенные специальные программы экоаудита. Основной целью программ
является общее информационное обеспечение разработки и принятия отдельных,
сложных в экологическом отношении решений. В задачи программ входит
характеристика и оценка отдельных экологических проблем (как правило, заранее
оговоренных заказчиком), условий и возможностей их решения. В качестве примера
можно привести программы экоаудита по привлечению специалистов для решения
сложных экологических проблем и обеспечения информационных условий для их
эффективной работы.
Полные специальные программы экоаудита. Цель таких программ заключается в
достаточном информационном обеспечении разработки и принятия отдельных сложных
решений, включая адресные детализированные рекомендации и предложения. Здесь могут
рассматриваться программы по разработке исходных данных, информационного и
методологического обеспечения конкурсов технико-экономических обоснований и
проектов по наиболее сложным проблемам, требующим альтернативных решений.
Сокращенные комплексные программы экоаудита. Основной целью программ
является постановка, характеристика, оценка и ранжирование совокупности
экологических проблем отдельных производств, территорий и регионов. В задачи
экоаудита здесь также входит анализ и оценка имеющихся возможностей решения
приоритетных проблем, разработка общих рекомендаций и предложений. К данному виду
могут относиться программы экоаудита по разработке и обоснованию вариантов
экологической стратегии и политики развития крупных предприятий, производственных
комплексов, отдельных территорий и регионов, а также программ, проводимых в целях
развития территориального или производственного экологического образования и
просвещения.
Полные комплексные программы экоаудита. Цель программ заключается в
достаточном информационном обеспечении деятельности по экологическому контролю и
управлению, включая разработку соответствующих адресных детализированных
рекомендаций. В качестве примера можно привести программы, в чьи задачи могла бы
входить разработка исходных данных для формирования и развития территориальных
систем мониторинга источников воздействия на среду, отходов и т.д.
Программы экологического аудита можно классифицировать и в зависимости от
того, кто является их заказчиком — сам аудируемый субъект или внешний заказчик, а
также в зависимости от того, привлекается ли для аудита третья сторона, например
аудиторская фирма, или экологический аудит проводится внутренними силами.
Экологическое аудирование в Российской Федерации имеет исключительные
возможности в первую очередь для инициирования, повышения эффективности любых
5
других видов экологической деятельности, включая образование и просвещение. Эти
возможности связаны с получением, независимым анализом, оценкой дополнительной
информации о существующей экологической ситуации и фактических результатах любой
реализованной деятельности, а также за счет разработки рекомендаций и предложений на
основе этой информации.
На сегодняшний день мотивация разработки и проведения экоаудита в России
составляет одну из основных проблем. В целом при мотивации можно выделить ряд
общих целей и задач:
• обострение вариантов производственной экологической стратегии и
политики;
• необходимое дополнительное информационное обеспечение принятия
предплановых предпроектных планов и проектных решений, связанных с
существующим воздействием на окружающую среду и использованием
природных ресурсов;
• необходимое информационное обеспечение развития, повышения
эффективности или инициирования любых видов экологической
деятельности;
• составление и обоснование систем приоритетов в области мониторинга,
контроля и управления воздействием на окружающую среду (факторы
воздействия, источники воздействия, отходы, локальные критические и
рисковые ситуации, приоритетные направления деятельности и т.д.);
• постановка и ранжирование экологических проблем адекватно их
реальному содержанию и возможностям решения (например, описание,
оценка и прогноз фактического воздействия на окружающую среду в
сравнении
с
воздействием,
официально
декларируемым
природользователями);
• анализ работы, оценка и прогноз действующих систем мониторинга
источников воздействия на окружающую среду;
• анализ
работы,
оценка
и
прогноз
действующей
системы
производственного экологического контроля;
• анализ работы, оценка и прогноз действующих регламентов, процедур,
законодательных и нормативных документов в области экологического
контроля и управления.
Методы проведения экологических аудиторских программ
Метод анкетирования — один из основных методов качественного обзора,
анализа, оценки и ранжирования экологических проблем, а также метод
полуколичественного и количественного описания приоритетных экологических проблем,
позволяющий обосновывать и разрабатывать конкретные адресные рекомендации и
предложения. Суть метода заключается в составлении:
• списка основных направлений и аспектов экологической деятельности,
которые должны быть реализованы предприятием в рамках
экологического контроля и управления;
• суммарных сводок данных, необходимых для дальнейшего анализа и
оценки эффективности деятельности, разработки соответствующих
рекомендаций и предложений;
• перечня рекомендаций по развитию и повышению эффективности
рассматриваемого вида деятельности.
Метод интервьюирования используется на протяжении всей программы
экологического аудита и связан с контактами аудиторов и представителей предприятия.
6
Этот метод активно применяется аудиторами при проведении обзорных туров по
территории предприятия (интервью непосредственных участников тех или иных
событий, работников различных производственных служб и т.д.). Так как многая
интересующая аудиторов информация может быть не зафиксирована документально, то
для уточнения исходных данных аудирования и формирования собственных аудиторских
оценок может быть также применен метод интервьюирования.
Метод с использованием материальных балансов и технологических расчетов
является наиболее ценным из имеющихся методов определения масштаба загрязнения. Он
позволяет составить полную картину по контролю загрязнения и определить
эффективность и возможные последствия предлагаемых мер по охране среды. Этот метод
позволяет оценить не только общее фактическое воздействие на ОС по производству в
целом, но и дать необходимую оценку отдельным источникам воздействия на ОС,
системам регулирования сброса и выброса загрязняющих веществ, системам размещения
и удаления отходов, а также системам экологического мониторинга.
Метод на основе экспертных оценок — наиболее часто используется для оценки
риска возникновения событий и ситуаций. Суть метода заключается в основном в оценке
различных рассматриваемых аудиторами параметров и сравнении этих параметров с
эталонами значений. Исходя из опасности вредных веществ на загрязненной территории
или результатов фактора риска с помощью трех последовательных этапов проводится
экспертная оценка и определяется, являются ли существующие на данном месте условия,
уменьшающие опасность или увеличивающие ее в отношении выноса (I этап), вноса (II
этап) или миграции и действия веществ (Ш этап).
Картографический метод наряду с методом материальных балансов является
одним из наиболее эффективных в экологическом аудите. Разработка и использование
аудиторских ситуационных планов промышленных площадок и аудиторских
ситуационных карт-схем территорий позволяют не только обобщить и организовать
исходные данные, другую разнородную информацию, полученную в процессе
аудирования, но и активно использовать ее при предоставлении материалов данной
программы. Картографические материалы рекомендуется разрабатывать' и использовать
начиная уже со стадии предварительного сбора, обобщения и организации основных
исходных данных программы экологического аудита. Особенно эффективны они при
определении основных объектов аудирования, составлении программы и маршрутов
обзорных туров, обобщении и организации собственно программы экологического аудита,
предоставлении данных и анализе возможностей их использования в дальнейшем.
Метод с использованием фото- и видеосъемки с большей эффективностью может
применяться в программах экологического аудита как в качестве дополнительного к
картографическому, так и в качестве метода, имеющего самостоятельное значение.
Однако экологическое аудирование, несмотря на все его преимущества,
реализованные уже в других промышленно развитых странах, в Российской Федерации
находится на начальном этапе развития.
7