Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экологический аудит. Руководящие указания, основные принципы,цели,процедуры,порядок проведения и оформления результатов

  • 👀 386 просмотров
  • 📌 346 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Экологический аудит. Руководящие указания, основные принципы,цели,процедуры,порядок проведения и оформления результатов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экологический аудит. Руководящие указания, основные принципы,цели,процедуры,порядок проведения и оформления результатов» pdf
Лекция 9. Экологический аудит. Руководящие указания, основные принципы, цели, процедуры, порядок проведения и оформления результатов. Важнейшим направлением реализации Государственной стратегии устойчивого развития России, направленной на сбалансированное решение социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды, является применение экологического аудита как инструмента обеспечения благоприятного экологического климата. Развитие и распространение процедуры экологического аудита обусловлено главным образом ужесточением экологического законодательства, унификацией требований и стандартов в области торговли, кредитной и финансовой политики в связи с созданием единого экологического пространства. Корни экологического аудита берут начало в США, где в середине 70-х годов в связи с резким ухудшением статистики аварий на химических предприятиях они получили предписание министерства охраны окружающей среды документировано доказать наличие внутренней системы ранней диагностики аварийно-опасных ситуаций с указанием соответствующих мер по ликвидации узких мест, повышению надежности и предотвращению аварий оборудования. Идея введения обязательной процедуры ревизии экологического менеджмента на предприятиях оказалась нежизнеспособной, и к концу 70х годов министерство охраны окружающей среды США практически вынуждено было от нее отказаться. Между тем в западных индустриальных странах все отчетливее понимали, что усиление внимания промышленных предприятий к охране окружающей среды не может основываться только на государственном надзоре. Необходим добровольный самоконтроль. Нарастающее общественное сознание в вопросах охраны окружающей среды привело в конце концов к специальному постановлению Европейского союза, коротко называемому «Постановлением об экологическом аудите», которое вступило в силу в июле 1993 г. Это довольно сложный документ, состоящий из отдельных разделов. Каждый из них соответствует определенному этапу создания системы экологического менеджмента на предприятии. Участие в системе экологического менеджмента позволяет предприятию снизить степень воздействия на окружающую среду, выявить потенциал экономии сырья, всех видов энергии и воды, вторичного использования отходов и снижения себестоимости продукции, обеспечить себе репутацию серьезных и надежных партнеров и, как следствие, получить более выгодные кредиты в банках, заключить договоры о страховании на более выгодных условиях, улучшить свои шансы в обстановке жесткой конкуренции. Тем самым, будучи добровольным, участие в системе экологического менеджмента превращается в реальную необходимость. Экологический аудит – представляет собой методику, с помощью которой в основные параметры производственного процесса постепенно внедряются жесткие экологические требования. Экологический аудит – это инструмент для систематической проверки внутрифирменного экологического потенциала и возможных экологических рисков. Экологический аудит — объективная систематическая документированная и регулярно повторяемая проверка состояния охраны окружающей среды на предприятии. Понятие «экологический аудит» введен в России постановлениями Правительства Российской Федерации: «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 27 декабря 1994 года № 1418; «Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» от 26 февраля 1996 года. В Экологической доктрине Российской Федерации (2002), подготовленной ко Всемирному Саммиту «Рио+10» (Йоханнесбург, 2002 г.), в качестве одного из важных направлений экономических и финансовых механизмов обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды отмечается необходимость содействия 1 развитию экологического аудита действующих предприятий. В новой редакции Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» экологический аудит получил свое правовое обеспечение. Нормативно-методической базой для развития процедуры проведения экологического аудита являются международные стандарты ISO 14000. Так, в 1998 г. Госстандартом России приняты следующие документы по формированию системы экологического аудита: ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования к руководству по применению», ГОСТ Р ИСО 14004-98 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования», ГОСТ Р ИСО 14010-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы», ГОСТ Р ИСО 14011-9 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедура аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой», ГОСТ Р ИСО 14-12-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии». В дальнейшем в России были приняты и другие стандарты серии ISO 14000, которые являются основой регулирования вопросов экоаудиторской деятельности, экологической сертификации, управления окружающей средой и др. Основные функции экологического аудита: • Определить соответствие деятельности фирмы, а также декламируемой ею политики в области охраны окружающей среду экологическому законодательству, установить степень направленности этой политики получению прибыли; • Предоставить информационное обеспечение для принятия руководством компании квалифицированных решений в области охраны окружающей среду; • Обеспечить защиту персонала, природоохранных компонентов от возможных вредных воздействий; • Проанализировать возможность возникновения рисков, опасных для окружающей среды; • Определить реальные воздействия фирмы на окружающую среду; • Подтолкнуть фирму к улучшению ее экологической политики и производственной деятельности. Целью аудита является: • Предоставление информации об экологической деятельности фирмы и соответствие ее установленным стандартам для всех заинтересованных внешних пользователей; • В ходе аудиторской проверки могут быть выработаны полезные рекомендации по улучшению организации экологического менеджмента и эко-контролинга. Виды аудита: • Системный аудит – исследование организации предприятия и технологических процессов в отношении их функциональной дееспособности; • Аудит процессов – проверка производственных процессов и процедур, направленных на обеспечение безопасности окружающей среды; • Контрольный аудит – проверка выполнения законодательных предписаний, актов проверки, текущих мероприятий. • Аудит по особым поводам, например: Аудит жизненного цикла продукта; Аудит выбросов; Аудит качества и т.д. 2 Аудит на практике может происходить как извне (внешний аудит), через приглашенного аудитора, так и внутри предприятия (внутренний аудит), через внутреннюю ревизию. Аудит проводится независимыми вневедомственными квалифицированными экологическими аудиторами или экологическими аудиторскими организациями и позволяет выработать рекомендации по снижению негативного воздействия на окружающую среду Объектами экологического аудита являются хозяйственная деятельность, в том числе природные объекты, связанные с воздействием на окружающую среду, а также результаты такой деятельности. При проведении аудита проверяется степень соответствия процесса, характера деятельности, продукции, системы управления экологическим требованиям: количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды. При этом оценивают: виды деятельности, связанные: с охраной окружающей среды, природопользованием; состоянием окружающей среды на производственном или природном объекте; системой управления окружающей средой; соблюдением природоохранного законодательства и установленных экологических требований, использованием природных ресурсов; процессом обращения с отходами; финансовыми рисками, связанными с ответственностью за нарушение допустимого воздействия на окружающую среду и др. В задачи аудита входят: • обоснование экологической стратегии и политики предприятия; • определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия и выявление дополнительных возможностей ее осуществления; • проверка соблюдения предприятием в процессе его хозяйственной деятельности экологического законодательства; • повышение эффективности мероприятий по снижению воздействия на окружающую среду; • снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды. Причины проведения аудита: • Внутренние причины — недостаточностью или отсутствием бюджетного финансирования природоохранной деятельности, отрицательно сказывающейся средой, возможностью повышения конкурентоспособности на мировом рынке продукции экологических предприятий. • Внешние причины - использование аудита международными финансовыми структурами, возможная заинтересованность в финансировании российских проектов зарубежными инвесторами, использующими процедуру аудита в качестве обязательной Экологический аудит проводится: физическими лицами — экологическими аудиторами и юридическими лицами — экологическими фирмами. План проведения аудита: • Предварительная стадия. Это планирование сферы аудита, установление нормативных требований, составление графиков проверки, сбор информации. Затем следует подбор кадров для проведения аудита. 3 Оптимальная группа состоит из 3-5 человек. • Стадия аудита. Анализ сертификатов, лицензий, разрешений на выбросы, сбросы. Анализ работы оборудования по материалам отчетности. Анализ эффективности менеджмента, исследование экологической политики предприятия; • Заключительная стадия. Оценка результатов аудирования, подготовку отчета и разработку плана дальнейших действий. Экологические аудиторы — это специалисты, имеющие, квалификационное свидетельство или аттестат на право проведения экологического аудита. Экологические аудиторские фирмы содержат в своем штате экологических аудиторов и разрешение — лицензию на осуществление данного вида деятельности от полномочного органа. Эффективность экологического аудита может быть обеспечена только при соблюдении ряда профессионально-этических и методологических принципов. К ним относятся: • объективность аудиторов; • независимость от руководства аудируемого объекта, заказчика, а также руководства организации, осуществляющей аудит; • компетентность в вопросах охраны окружающей среды, а также специфики аудируемого объекта, что подтверждается наличием соответствующих документов; • сохранение конфиденциальности информации, получаемой в процессе аудита; • ответственность за проведение экологического аудита в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Методологические принципы аудита должны предусматривать: планирование процедуры аудирования; целесообразность выбора методики и технологии аудита; определение критериев существенности и достоверности; анализ информации и формирование выводов; информированность руководства аудируемого предприятия о результатах и др. В настоящее время Министерством природных ресурсов России и его территориальными органами осуществлено лицензирование этой деятельности. Экологический аудит введен на территории ряда субъектов Российской Федерации принятием соответствующих региональных законодательных и других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по экологическому аудиту. Уже сейчас явно выражена потребность в экологическом аудите в различных сферах деятельности: • при приватизации государственных и муниципальных предприятий; • осуществлении сделок с недвижимостью; • подготовке договоров страхования; • ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды; • разработке условий о разделе продукции при добыче полезных ископаемых и т.д. Классификация программ экологического аудита Реализация принципов устойчивого развития во многом связана с изменениями в организации и технологии промышленного производства, а охрана среды и рациональное использование природных ресурсов уже рассматриваются среди высших приоритетов производственной деятельности. Ведущую роль в решении и предотвращении экологических проблем должны сыграть рыночные механизмы, торговля и капиталовложения. В промышленно развитых странах основные результаты природоохранной деятельности (в первую очередь на производственном уровне) все больше определяются 4 развитием таких негосударственных предпринимательских видов природоохранной деятельности, как экологический аудит и экологический менеджмент. Предметом экологического аудита является не столько экологическая отчетность экономического субъекта (союзы, ассоциации, концерны, финансовопромышленные группы, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения, административно-территориальные образования Российской Федерации, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность), сколько его фактическая экологическая деятельность во всех аспектах. В Российской Федерации разработаны проекты нормативно-методических документов по организации экологического аудита. Согласно этим документам экологическое аудирование делится на обязательное и инициативное. Инициативный экоаудит проводится по решению руководителей других принимающих решения лиц аудируемого экономического субъекта. Обязательный — по решению правительственных органов. Все программы экологического аудита условно можно разделить по характеру целей и объему решаемых задач на несколько групп. Сокращенные специальные программы экоаудита. Основной целью программ является общее информационное обеспечение разработки и принятия отдельных, сложных в экологическом отношении решений. В задачи программ входит характеристика и оценка отдельных экологических проблем (как правило, заранее оговоренных заказчиком), условий и возможностей их решения. В качестве примера можно привести программы экоаудита по привлечению специалистов для решения сложных экологических проблем и обеспечения информационных условий для их эффективной работы. Полные специальные программы экоаудита. Цель таких программ заключается в достаточном информационном обеспечении разработки и принятия отдельных сложных решений, включая адресные детализированные рекомендации и предложения. Здесь могут рассматриваться программы по разработке исходных данных, информационного и методологического обеспечения конкурсов технико-экономических обоснований и проектов по наиболее сложным проблемам, требующим альтернативных решений. Сокращенные комплексные программы экоаудита. Основной целью программ является постановка, характеристика, оценка и ранжирование совокупности экологических проблем отдельных производств, территорий и регионов. В задачи экоаудита здесь также входит анализ и оценка имеющихся возможностей решения приоритетных проблем, разработка общих рекомендаций и предложений. К данному виду могут относиться программы экоаудита по разработке и обоснованию вариантов экологической стратегии и политики развития крупных предприятий, производственных комплексов, отдельных территорий и регионов, а также программ, проводимых в целях развития территориального или производственного экологического образования и просвещения. Полные комплексные программы экоаудита. Цель программ заключается в достаточном информационном обеспечении деятельности по экологическому контролю и управлению, включая разработку соответствующих адресных детализированных рекомендаций. В качестве примера можно привести программы, в чьи задачи могла бы входить разработка исходных данных для формирования и развития территориальных систем мониторинга источников воздействия на среду, отходов и т.д. Программы экологического аудита можно классифицировать и в зависимости от того, кто является их заказчиком — сам аудируемый субъект или внешний заказчик, а также в зависимости от того, привлекается ли для аудита третья сторона, например аудиторская фирма, или экологический аудит проводится внутренними силами. Экологическое аудирование в Российской Федерации имеет исключительные возможности в первую очередь для инициирования, повышения эффективности любых 5 других видов экологической деятельности, включая образование и просвещение. Эти возможности связаны с получением, независимым анализом, оценкой дополнительной информации о существующей экологической ситуации и фактических результатах любой реализованной деятельности, а также за счет разработки рекомендаций и предложений на основе этой информации. На сегодняшний день мотивация разработки и проведения экоаудита в России составляет одну из основных проблем. В целом при мотивации можно выделить ряд общих целей и задач: • обострение вариантов производственной экологической стратегии и политики; • необходимое дополнительное информационное обеспечение принятия предплановых предпроектных планов и проектных решений, связанных с существующим воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов; • необходимое информационное обеспечение развития, повышения эффективности или инициирования любых видов экологической деятельности; • составление и обоснование систем приоритетов в области мониторинга, контроля и управления воздействием на окружающую среду (факторы воздействия, источники воздействия, отходы, локальные критические и рисковые ситуации, приоритетные направления деятельности и т.д.); • постановка и ранжирование экологических проблем адекватно их реальному содержанию и возможностям решения (например, описание, оценка и прогноз фактического воздействия на окружающую среду в сравнении с воздействием, официально декларируемым природользователями); • анализ работы, оценка и прогноз действующих систем мониторинга источников воздействия на окружающую среду; • анализ работы, оценка и прогноз действующей системы производственного экологического контроля; • анализ работы, оценка и прогноз действующих регламентов, процедур, законодательных и нормативных документов в области экологического контроля и управления. Методы проведения экологических аудиторских программ Метод анкетирования — один из основных методов качественного обзора, анализа, оценки и ранжирования экологических проблем, а также метод полуколичественного и количественного описания приоритетных экологических проблем, позволяющий обосновывать и разрабатывать конкретные адресные рекомендации и предложения. Суть метода заключается в составлении: • списка основных направлений и аспектов экологической деятельности, которые должны быть реализованы предприятием в рамках экологического контроля и управления; • суммарных сводок данных, необходимых для дальнейшего анализа и оценки эффективности деятельности, разработки соответствующих рекомендаций и предложений; • перечня рекомендаций по развитию и повышению эффективности рассматриваемого вида деятельности. Метод интервьюирования используется на протяжении всей программы экологического аудита и связан с контактами аудиторов и представителей предприятия. 6 Этот метод активно применяется аудиторами при проведении обзорных туров по территории предприятия (интервью непосредственных участников тех или иных событий, работников различных производственных служб и т.д.). Так как многая интересующая аудиторов информация может быть не зафиксирована документально, то для уточнения исходных данных аудирования и формирования собственных аудиторских оценок может быть также применен метод интервьюирования. Метод с использованием материальных балансов и технологических расчетов является наиболее ценным из имеющихся методов определения масштаба загрязнения. Он позволяет составить полную картину по контролю загрязнения и определить эффективность и возможные последствия предлагаемых мер по охране среды. Этот метод позволяет оценить не только общее фактическое воздействие на ОС по производству в целом, но и дать необходимую оценку отдельным источникам воздействия на ОС, системам регулирования сброса и выброса загрязняющих веществ, системам размещения и удаления отходов, а также системам экологического мониторинга. Метод на основе экспертных оценок — наиболее часто используется для оценки риска возникновения событий и ситуаций. Суть метода заключается в основном в оценке различных рассматриваемых аудиторами параметров и сравнении этих параметров с эталонами значений. Исходя из опасности вредных веществ на загрязненной территории или результатов фактора риска с помощью трех последовательных этапов проводится экспертная оценка и определяется, являются ли существующие на данном месте условия, уменьшающие опасность или увеличивающие ее в отношении выноса (I этап), вноса (II этап) или миграции и действия веществ (Ш этап). Картографический метод наряду с методом материальных балансов является одним из наиболее эффективных в экологическом аудите. Разработка и использование аудиторских ситуационных планов промышленных площадок и аудиторских ситуационных карт-схем территорий позволяют не только обобщить и организовать исходные данные, другую разнородную информацию, полученную в процессе аудирования, но и активно использовать ее при предоставлении материалов данной программы. Картографические материалы рекомендуется разрабатывать' и использовать начиная уже со стадии предварительного сбора, обобщения и организации основных исходных данных программы экологического аудита. Особенно эффективны они при определении основных объектов аудирования, составлении программы и маршрутов обзорных туров, обобщении и организации собственно программы экологического аудита, предоставлении данных и анализе возможностей их использования в дальнейшем. Метод с использованием фото- и видеосъемки с большей эффективностью может применяться в программах экологического аудита как в качестве дополнительного к картографическому, так и в качестве метода, имеющего самостоятельное значение. Однако экологическое аудирование, несмотря на все его преимущества, реализованные уже в других промышленно развитых странах, в Российской Федерации находится на начальном этапе развития. 7
«Экологический аудит. Руководящие указания, основные принципы,цели,процедуры,порядок проведения и оформления результатов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot