Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция «Эффективность ГМУ»
План
1. Понятие, критерии эффективности ГМУ. Критерии общей социальной эффективности ГУ.
2. Эффективность организации и функционирования субъекта ГМУ.
3. Эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц.
4. Оценка эффективности ГМУ и общественные институты ее применения.
5 Современная нормативная правовая база для оценки эффективности ГМУ
1. Понятие эффективности ГМУ
Эффективность ГМУ – понятие, обозначающее соотношение результатов и достигнутых общественных целей, результатов и использованных государственных ресурсов.
Эффективность ГМУ – деятельность с наилучшими из возможных результатов по удовлетворению общественных потребностей и интересов в условиях регламентации ресурсов государством.
Определение эффективности ГМУ проводится путем оценки – сравнения полученных результатов с выработанными критериями эффективности.
Критерии эффективности – признаки, стороны управления, посредством анализа которых можно определить уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества.
Наиболее обобщающий характер носят критерии общей социальной эффективности ГМУ:
1. уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам;
2. темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН;
3. уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран;
4. осуществление социальной справедливости с учетом закономерностей и форм современных общественных отношений;
5. состояние духовной культуры;
6. упорядоченность, безопасность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.
При анализе эффективности ГМУ все критерии должны рассматриваться в совокупности, как единая система. Обобщающие критерии делятся по сферам и уровням деятельности внутри каждой страны.
Критерии общей социальной эффективности легли в основу ряда международных методик, например, методик Всемирного банка по определению развития стран и их сравнения между собой. Данная методика включает следующие индикаторы:
1. картина мира: основные экономические показатели, качество жизни (долголетие, образованность, уровень жизни),
2. население: народонаселение и трудовые ресурсы, бедность, распределение доходов и потребление, образование, здравоохранение,
3. окружающая среда: землепользование и с/х производство, водные ресурсы, облесение и заповедные зоны, энергопотребление и выбросы;
4. экономика: динамика экономического роста, структура производства, бюджет центрального правительства; платежный баланс, текущие операции и валютные резервы;
5. государство и рынок: финансирование в частном секторе, роль Г. в экономике, энергетика и транспорт, связь, информатика, научно-техническое развитие,
6. глобальные связи: международная торговля, финансовая помощь и потоки капитала.
Общая социальная эффективность ГМУ достигается усилиями двух компонентов:
- государства., его органов и служащих,
- общества, его управляемых объектов и самоуправленческих структур.
Эта эффективность носит совокупный характер и не дает представлений о вкладе каждого из названных компонентов. Часто именно поведение людей (управляемых объектов), их терпимость, работоспособность обеспечивают успех дела, но его результаты нередко приписываются органам ГУ. Следовательно, необходимы анализ и оценка состояния организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами.
2. Эффективность организации и функционирования субъекта ГМУ.
Для определения данной эффективности существуют критерии специальной социальной эффективности ГМУ. Они призваны определить, какие проблемы решает субъект ГУ, каким образом (формы, методы), какие затрачиваются ресурсы.
Выделяют следующие критерии специальной социальной эффективности субъекта ГУ:
1. целеориентированность организации и функционирования системы ГМУ. Данный критерий предполагает выбор для анализа каких-либо общественно-значимых целей, измерение характера и полноты их воплощения в управленческих решениях;
2. затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих действий. Это время, затраченное на внутреннюю управленческую деятельность. Управленческое решение может потерять актуальность, если будет растянуто во времени. В настоящее время в системе ГМУ повсеместно принимаются административные регламенты, стандарты государственных услуг, в которых должны быть закреплены нормативы затрат времени на выработку и прохождение управленческой информации;
3. стиль функционирования государственно-управляющей системы (директивный, демократический, либеральный, анархический, кампанейский, волевой);
4. сложность организации субъекта ГМУ. Сложность структуры объекта ГМУ затрудняет принятие и прохождение управленческих решений (напр., увеличение, этапов и времени согласования).
5. издержки на содержание и обеспечение функционирования государственно – управляющих систем. Затраты на ГУ выделяются отдельной строкой.
3. Эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц
Важная роль в измерении ГМУ принадлежит критериям специальной социальной эффективности деятельности отдельного органа ГУ и МС, должностного лица, управленческого решения. Из эффективности деятельности должностных лиц складывается общая эффективность ГМУ.
Критерии специальной социальной эффективности деятельности отдельного органа ГУ, должностного лица, управленческого решения:
1. степень соответствия содержания, результатов деятельности органа ГУ, должностного лица параметрам, обозначенным в правовом их правовом статусе (положение об органе ГУ, должностном регламенте).
2. законность решений и действий органов ГУ, должностных лиц;
3.реальность управляющих воздействий;
4. отражение в управленческих решениях, действиях интересов и нужд общества, направленность на общественное развитие и благополучие;
5. характер и объем взаимосвязей органов управления и должностных лиц с гражданами; (уровень демократизма ГМУ);
6. мера обеспечения в решениях и действиях органа ГУ и должностного лица государственного престижа;
7. правдивость и целесообразность управленческой информации;
8.нравственное, морально-идеологическое влияние управленческой деятельности на общество.
4. Оценка эффективности ГМУ и общественные институты ее применения
Для определения эффективности деятельности системы ГМУ необходима квалифицированная, общественно значимая система ее оценок . Оценивание ГМУ – это основа его совершенствования, которое должно носить постоянный, профилактический, предупредительный характер.
В ГМУ при оценке его эффективности должны сравниваться:
1. цели, осуществляемые в ГМУ - с целями, объективно детерминированными общественными запросами;
2. цели - с результатами ГМУ;
3. результаты ГМУ - с общественными потребностями;
4. результаты - с общественными издержками ГМУ;
5. возможности, заложенные в управленческом потенциале - со степенью их реального использования.
Главное в оценивании эффективности ГМУ – определить степень реального удовлетворения общественных запросов в государственно-правовом целеполагании, организации, регулировании.
Оцениванием ГМУ занимаются разные общественные институты: гражданин, трудовой коллектив, общественные и политические объединения, государственные структуры.
Способы анализа и оценки ГСУ:
1. отчеты органов государственной власти и местного самоуправления (послание Президента Федеральному Собранию, отчеты Председателя Правительства перед Государственной Думой, депутатов перед избирателями и т.д.);
2. массовые обсуждения и голосования (наиболее эффективны -референдумы, выборы);
3. анализ общественного мнения. Субъективность общественного мнения из-за своей массовости позволяет сделать оценки эффективности ГМУ. Для учета общественного мнения необходимо:
- выявлять его систематически;
- применять научные методы социологического исследования, позволяющие адекватно оценить результаты;
- поддерживать авторитет общественного мнения путем принятия мер по решению выявленных проблем.
4. работа СМИ, предлагающий независимый взгляд на эффективность ГМУ;
5. обращение граждан. Каждое отдельное обращение несет информацию о конкретном факте, в совокупности система обращений дает картину взаимосвязей ГМУ и общества, проблем в ГМУ.
5 Современная нормативная правовая база
для оценки эффективности ГМУ
Современная система оценки эффективности ГМУ в России базируется на следующих нормативных правовых актах:
- Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 г. № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Указ включает Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К ним отнесены:
1. Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации).
2. Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики.
3. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
4. Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики.
5. Уровень реальной среднемесячной заработной платы.
6. Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета.
7. Уровень бедности.
8. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
9. Естественный прирост населения.
10. Количество семей, улучшивших жилищные условия.
11. Уровень доступности жилья.
12. Доля городов с благоприятной городской средой.
13. Качество окружающей среды.
14. Уровень образования.
15. Доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автомобильных дорог в городских агломерациях с учетом загруженности.
- Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». В соответствии с этим Указом Президента ежегодно, начиная с 2009 года, проводится мониторинг и оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2012 года № 1317 утверждена типовая форма доклада главы местной администрации, содержащая 40 показателей.