Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ № 2
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В IX – XII вв.
1. Восточнославянский этногенез
Этногенез (происхождение народов) восточных славян своими
корнями уходит в глубокую древность. Под этногенезом понимают процесс
складывания новой этнической общности людей и ее дальнейшую
эволюцию, ход которой зависит от природно-климатических и культурноисторических факторов наряду с влиянием соседних этносов. Единой теории
не существует. Есть несколько точек зрения.
Большинство исследователей сходятся в том, что славяне заселяли территории проживания в результате миграции. Первым дошедшим до нас
свидетельством стала летопись Нестора «Повесть временных лет». В летописи сказано, что расселение славян началось с Дуная. Дунайскую миграционную теорию разделяли С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. По мнению
В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где в VI в.
образовался военный союз славянских племен дулебов-волынян. Отсюда в
VII-VIII вв. началось их продвижение на восток и северо-восток до озера
Ильмень.
Известна Баварская хроника XIII в., согласно которой предки славян
пришли из Передней Азии, продвигаясь вдоль Причерноморья на север, под
именами скифы, сарматы, аланы и роксоланы. Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад. Эта версия получила
название скифо-сарматской.
Академик А.А. Шахматов дает иной вариант миграционной теории. По
его мнению, «прародиной» славян был бассейн рек Двины и Немана в Прибалтике. На рубеже II-III вв. славяне стали расселяться южнее в бассейн
Вислы, откуда перед ними ушли в Причерноморье готы. А когда готы под
мощным напором гуннов были вынуждены покинуть Причерноморскую
территорию, славяне стали занимать освободившиеся земли. Эта версия была
названа прибалтийской.
1
Существует и азиатская теория, согласно которой миграция славян
происходила из Средней Азии, с общей для всех индоевропейцев
«прародины».
В противоположность миграционной теории имеет место автохтонная
(аборигенная) версия происхождения славян. Она разрабатывалась чешскими, болгарскими и польскими историками – последователями крупнейшего чешского слависта Л. Нидерле, считавшего, что славянство образовалось на территории современной Польши, а также части Украины и
Белоруссии. По их убеждению, мелкие разрозненные племена постепенно
образовались в более крупные объединения, а затем в исторически известные
народы и нации.
Таким образом, мы видим, что согласно миграционной теории расселение славянских племен произошло в V-VII вв. Оформились три ветви: западные, южные и восточные славяне. Основными чертами миграционного
процесса славян стали:
- освоение громадной территории Восточно-Европейской равнины.
Решающую роль здесь сыграло широкое использование металлургии и
экстенсивное подсечное земледелие, первое время дающее
возможность получать чрезвычайно высокие урожаи;
- удаленность от основных очагов цивилизации;
- ассимиляция соприкасающихся со славянами племен: угро-финнов,
балтов, остатков скифо-сарматского населения Причерноморья.
Огромное влияние на славян оказала эпоха Великого переселения народов, продолжавшаяся с первых веков нашей эры до VIII-IX вв. Готы, гунны,
авары, хазары, печенеги и различные другие тюркские племена прошли через
славянские земли, заставляя последних мигрировать к северу, или втягивали
их в свою экспансию. Естественно, что под копытами многотысячных орд не
выжила бы ни одна государственность, и это было одним из факторов,
задерживающих ее складывание у восточных славян. Немаловажно, что
славяне расселялись на землях, не знавших предшествующей государственности, в отличие от германцев, унаследовавших римские города и водопроводы, дороги и церкви, римское право и культуру.
Активное взаимодействие с различными этносами, проживающими на
пограничных территориях, привело к культурному многообразию славянско2
го мира и делению единого языка. В результате в VIII-IX вв. начали формироваться первые славянские государственные образования: княжества в
Моравии и Чехии, Болгарское государство на Дунае, а в бассейнах Днестра,
Днепра и Волги – Киевская Русь. Наступил новый этап славянской истории.
2. Возникновение Древнерусского государства
Вопрос об истории образования Древнерусского государства также
является дискуссионным. Историки в течение двух с лишним столетий
делились на два лагеря – норманнистов и антинорманнистов.
В середине XVIII в. Г.З. Байер и Г.Ф. Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, попытались доказать, что Древнерусское государство
создали варяги (норманны, викинги). Они и положили начало норманнской
теории, в которой утверждалась невозможность славянами в силу своей
неразвитости создать государство, а затем без иноземного руководства им
управлять. Норманнисты также считают, что слово «Русь» норманнского
происхождения.
Против этого решительно выступил М.В. Ломоносов, которому
императрица Елизавета I поручила написать историю России.
Антинорманисты настаивают на том, что слово «Русь» доваряжского
происхождения. В «Повести временных лет» в 852 г. упоминается о
существовании Русской земли при царствовании в Византии императора
Михаила. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях писалось, что варягов
княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.
Время образования Древнерусского государства совпало с
общеевропейской тенденцией. В XI в. были созданы Великоморавское
княжество, государства в Чехии, Хорватии, Сербии, объединенное
Англосаксонское королевство. В X в. образовалось Древнепольское
государство и Датское. Предпосылками образования Древнерусского
государства были:
1) развитие производительных сил восточнославянских племен,
сопровождавшееся
разложением
первобытнообщинных
отношений,
появлением новых орудий труда, пашенного земледелия;
3
2) формирование соседской или территориальной общины, пришедшей
на смену родовой, появление внутриобщинного самоуправления, племенных
правителей;
3) развитие торговли, в том числе межплеменной, отделение ремесла
от сельского хозяйства, зарождение городов;
4) появление социального и имущественного неравенства, выделение
племенной знати, что привело к складыванию раннефеодального общества.
Итак, на рубеже VIII-IX вв. восточнославянские племена занимали огромную
территорию.
Поляне расселились по берегам среднего течения Днепра между его
притоками Припять и Рось, а южнее – уличи. В бассейне Припяти в лесах
обитали древляне и дреговичи. На западе от полян по берегам Буга
расположились волыняне, а южнее их в верховьях Буга и Днестра дулебы. По
Днестру и в устье Дуная – тиверцы. Севернее от полян по Днепру
территорию занимали северяне и радимичи. На Западной Двине жили
полочане. По рекам Оке и Москве – вятичи, а в верховьях Волги, Днепра и
Западной Двины – кривичи. Севернее кривичей обширную территорию от
Чудского озера на западе и почти до озера Белого на востоке с центром вокруг озера Ильмень занимали ильменские словене.
Основным занятием славян было земледелие. Они выращивали рожь,
овес, просо, пшеницу. В лесистой местности преобладало подсечное земледелие, основанное на вырубке и сжигании деревьев, а также использовании
золы в качестве удобрения. В степных районах основным способом земледелия являлся перелог. И в первом, и во втором случаях земля использовалась в
течение двух-трех лет. Затем при подсечной системе искался новый участок,
а при перелоге землю оставляли в покое для восстановления плодородия
примерно на десять лет. Ведение такого хозяйства требовало больших затрат
труда, поэтому главную роль играла община – вервь (сначала родовая, а затем территориальная). Постепенно славяне осваивали и скотоводство. Среди
основных промыслов у славян были охота, рыболовство и бортничество.
Первоначально восточные славяне жили родами и племенами, однако
освоение обширных пространств заставило их устанавливать территориальные связи взамен кровных. Началось объединение в крупные племенные
союзы, а затем в союзы племен. Первым центром объединения славянских
4
племен стало Среднее Поднепровье во главе с Киевом на важном торговом
пути «из варяг в греки». Оживленный торговый путь способствовал более
раннему развитию государственности у полян, чем у других племенных союзов. Киев, державший ключи от всей днепровской магистрали, быстро стал
центром ремесла и торговли.
Но вопрос «Была ли Киевская Русь первым государством восточных
славян?» остается открытым. Дело в том, что в арабских хрониках X в. АлИстахри и Ал-Балхи приводят сведения о существовании в VIII в. трех объединений славянских племен: Куябы (Киевская земля), Славии (Новгородская земля) и Артании или Артсании (до конца не ясно, Рязанская земля или
Ростовская). В них описываются еще более ранние объединения племен во
главе с Божем и Маджаном, относящиеся к V-VI вв. Но достоверно судить,
были ли они уже государствами или племенными союзами, имеющиеся источники не позволяют. Во всяком случае, в хрониках византийского императора Юстиниана, на правление которого пришелся первый натиск славян на
Балканский полуостров, в 512 г. описываются племена склавинов, антов и
венедов, под которыми можно предполагать военные союзы южных и восточных славян.
Напротив, многочисленные источники достоверно описывают набеги
викингов, наводящие ужас на Европу. Начиная с VIII по XI вв. норманны
завоевали Ирландию и Северную Англию, Западную Францию (герцогство
Нормандское), Южную Сицилию. Король Франции Карл Лысый в 845 г. вынужден был заплатить огромный по тем временам выкуп в 7 тысяч фунтов
серебра, чтобы спасти Париж от разграбления. Первыми из европейцев викинги открыли и Северную Америку. На протяжении нескольких столетий
Скандинавия поставляла поток вооруженных отрядов викингов,
возглавляемых конунгами, занимавшихся систематическим грабежом
прибрежных земель Западной Европы и Средиземноморья.
Славяне называли их варягами. А северные племена: ильменские
словене, кривичи, чудь, весь, меря платили им дань. «Повесть временных
лет» сообщает, что в 862 г. новгородцы изгнали варягов за море, но сами не
смогли организовать достаточно прочное объединение племен для отражения
новых вторжений и поэтому обратились к известному в тех краях
варяжскому конунгу Рюрику с просьбой о княжении. Рюрик стал княжить в
5
Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор в Изборске. После смерти братьев
Рюрик объединил под своей властью все северные славянские племена. Так
было положено начало династии Рюриковичей.
Когда Рюрик в 879 г. умер, оставив малолетнего сына Игоря, воевода
Олег, его ближайший сподвижник, возглавил дружину, организовал большой
поход на юг и, убив киевских князей Аскольда и Дира, в 882 г. захватил
Киев. Олег стал княжить в Киеве и присоединил к нему новгородские земли.
С тех пор 882 год. в русской хронологии считается годом образования
Древнерусского государства с центром в Киеве.
Археологические данные свидетельствуют, что в новом государстве, в
котором уже произошел переход к соседско-территориальной общине – верви, наметилось острое социальное неравенство, и возник городской строй
(недаром те же варяги называли Русь – Гардарики, страна городов). В целом
варяжское влияние не оказалось значимым для восточных славян. Наоборот,
малочисленные варяги не могли долго сохранять свою этническую обособленность. Они быстро ассимилировались, образовав со славянской племенной знатью этнически единый господствующий слой, и в первой половине XI
в. варяжский элемент окончательно исчезает в истории Русского государства.
Историю Древнерусского государства принято делить на три периода:
– IX в. - середина X в. Формирование государства, правление первых
киевских князей – Олега, Игоря, Святослава;
– вторая половина X в. - первая половина XI в. Расцвет Киевской Руси
при правлении Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого;
– вторая половина XI в.- начало XII в. Начало удельного дробления
Руси.
Отличительной чертой первого периода стало присоединение к Киеву
различных славянских племен и обложение их данью. Академик М.Н.
Покровский вообще считал, что промыслом первых русских князей был
захват рабов с целью продажи их на крупнейшем невольничьем рынке того
времени в Константинополе. Так, при Олеге дань Киеву стали платить
северяне и радимичи. Игорь присоединил уличей и тиверцев. Святослав
разграбил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат, завоевал Тмутаракань
на Тамани, отразил натиск печенегов и заключил с Византией договор о
ненападении.
6
Владимир окончательно объединил все земли восточных славян в составе Киевской Руси, создав единое русское государство, ставшее в один ряд
с такими гигантами того времени, как Византия и Арабский халифат. Свою
основную задачу Владимир видел, прежде всего, в укреплении власти Киева.
И хотя он совершал военные походы, все они диктовались нуждами государства, а не стремлением получить военную наживу.
Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром.
Он покончил с печенегами, усилил позиции Руси в Прибалтике. Киев стал
одним из крупнейших городов. Значительно вырос международный
авторитет Руси. Ярослав Мудрый успешно проводил политику
династических браков. Сам он был женат на шведской принцессе Ингигерде.
Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах Византии,
Польши, Германии, а дочери были выданы замуж за королей Франции,
Венгрии и Норвегии. С именем Ярослава Мудрого связано и составление
«Русской Правды» – первого свода законов Руси.
Владимиру Мономаху (внуку Ярослава) и его сыну Мстиславу какое-то
время удавалось поддерживать единство русских земель, но после смерти
Мстислава Русь распалась на удельные княжества.
3. Политический и социально-экономический строй Киевской Руси
Политический строй Киевской Руси большинство историков
рассматривают как раннефеодальное государство. Во главе стоял великий
князь, державший «стол» в Киеве. Он выполнял функции военного
руководителя, законодателя и верховного судьи, дипломатические. Ему
подчинялись князья подвластных земель. Постепенно киевские великие
князья стали заменять местных князей своими ставленниками: сыновьями
или ближайшими родственниками. Крупные центры становились столицами
уделов, на которые стала делиться Русь. Первоначально их было шесть, а
затем их число возросло. Все удельные князья обязательно были из рода
Рюриковичей и одновременно вассалами великого киевского князя. Принцип
передачи власти был смешанным: патриархальным, когда власть
передавалась ближайшему родственнику по старшинству, и наследственным
– от отца старшему сыну, что не способствовало политической стабильности
государства.
7
Социальная структура Киевской Руси была сложной. Наряду с
князьями социальную верхушку составляли дружинники. Дружинники жили
на княжеском дворе, участвовали в военных походах, в сборе дани. В руках
князя дружина была средством принуждения, защиты собственных
интересов. Дружина была неоднородна, подразделялась на старшую (бояре)
и младшую (отроки знатных родов).
Старшие дружинники (бояре) были наиболее приближены к князю и
составляли совет, думу. Они формировались из родовой или племенной
знати. Решения по важнейшим государственным делам князь вместе с ними
принимал на совете. Младшие дружинники исполняли обязанности судебных
исполнителей, сборщиков дани и штрафов (огнищане, тиуны, мечники и т.
д.). С IX в. постепенно именно из дружинников стали формироваться
феодалы.
Основной группой населения являлись свободные общинники –
людины, которые были объединены в сельскую общину – вервь. Община
обладала определенной пахотной землей. Общинники были еще
свободнымиолюдьми, но они они уже обязаны были платить князю дань –
полюдье. Дань являлась первой известной формой зависимости населения от
государства на Руси. Основой обложения данью являлась пахотная земля.
Другой большой группой населения, зависимой от князя, были смерды.
Смерд не был рабом, но он мог оставлять свое имущество только прямому
наследнику. В противном случае, имущество переходило к князю. С развитием феодальных отношений разоряющиеся общинники пополняли ряды
смердов.
Если общинник брал у феодала в долг ссуду («купу»), то он назывался
закуп. Закуп лишался личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство,
и он мог снова стать свободным, вернув долг. Можно выделить и другие неполноправные группы: рядовичи, изгои, пущенники. Все они постепенно
формировали прослойку феодально-зависимых крестьян.
Низшую социальную ступень в обществе занимали рабы – челядь, холопы. Раб был полностью бесправным. За его убийство хозяин ответственности
не нес. Рабами становились пленные, продавшие себя в рабство общинники,
женившиеся на рабыне или вышедшие замуж за раба. Рабами были и дети
рабов.
8
Экономической
основой
Киевской
Руси
было
феодальное
землевладение – вотчина. Вотчина принадлежала владельцу на правах
полной наследственной собственности. Однако великий князь за
преступления против власти мог отнять ее и передать во владение другому
лицу. Вотчиной владели князья или бояре. Бояре были вассалами князя, но в
своей вотчине у них были свои менее знатные вассалы.
В Х-ХI вв. шел процесс постепенного обогащения социальной
верхушки общества и обеднения основной массы крестьян-общинников.
Князья и бояре, опираясь на свои дружины, откровенно присваивали себе
лучшие земли или заставляли на свободных землях работать на себя пленных
рабов или холопов. Так, в XI в. начала зарождаться земельная собственность
и появляться зависимые люди, живущие и работающие на земле господина, –
раннефеодальные отношения.
С развитием городов быстро формировалось ремесленничество. Ремесленники не могли развиваться без купцов, которые через торговые пути по
Днепру и Волге торговали с Византией, Арабским халифатом и Европой.
Основой торговли на Руси традиционно были лен, пенька, пушнина, мед,
воск, оружие, изделия из серебра и железа.
Совершенствовалась и форма сбора дани. Первоначально дань собиралась с «дыма» (двора) или «рала» (плуга). Но уже княгиня Ольга в 946-947 гг.
целях укрепления княжеской власти объединила соседские сельские дворы в
погосты как постоянные центры сбора дани.
Основу войска князя составляла дружина. Но в случае надобности
князь собирал народное ополчение – полк. Полком командовал тысяцкий.
Основу дружины составляли конные и пешие воины. Они были защищены
броней, кольчугами и щитами. На вооружении имели мечи, копья и сабли.
Простые воины брони и кольчуги, как правило, не имели. Они были слишком
дороги. Вооружены были луком со стрелами, копьем или тяжелым боевым
топором. У каждого за поясом был нож на случай рукопашного боя. Нередко
князья в качестве наемников использовали кочевые племена.
4. Принятие Русью христианства
Крещение Руси было не только религиозной реформой, но и значительным государственным актом, отвечающим потребностям общественного
9
развития. Господство язычества во второй половине X в. стало мешать
складывающимся феодальным отношениям. Не добавляло оно и авторитета
киевским князьям в глазах правителей соседних стран, в которых существовали религии с верой в единого Бога: ислам в Волжской Булгарии, иудаизм в
Хазарии и христианство в Византии и Европе.
К выбору религии Владимир подошел очень серьезно. В пользу православия были серьезные доводы: давние прочные межгосударственные связи с
Византией, крещение княгини Ольги и миссионерская деятельность
православных священников на Руси. Владимир учел и то, что католическая
церковь требовала проводить богослужение на латыни, а папа стремился
достичь полного подчинения себе европейских монархов не только в религиозном, но и в политическом отношении, тогда как Византийский патриарх
признавал главенство светской власти, ставил церковь на службу государству. Православная церковь терпимо относилась и к богослужению на родном для прихожан языке. Сказывались также давние торговые и культурные
связи с Византией.
Владимир крестился вместе с дружиной в 988 г. Это событие принято
считать официальным началом христианизации Древней Руси. Понимая всю
важность обретения государством новой веры, Владимир поступил как
крупный государственный деятель. Приняв из рук Византии крещение, он
силой настоял на своем браке с сестрой императора – Анной, что исключало
неравноправное положение Руси.
Новая православная вера распространялась на Руси с огромными трудностями. Это было большим испытанием для простого народа, особенно на
севере и северо-востоке, где язычество и авторитет языческих волхвов в
народе были чрезвычайно сильны. Даже обращенные в христианство люди
нередко тайно справляли языческие обряды, почитали прежних богов.
Растянувшись на несколько столетий, христианизация Руси приобрела
своеобразную форму двоеверия, когда наряду с христианскими обрядами и
праздниками сохранялись языческие обычаи. Древние боги становились или
христианскими святыми, или демонами.
Принятие христианства имело большое значение для Руси. Князья обретали идейную основу для укрепления единства государства. Единство религии, языка, культуры вытесняло прошлую племенную рознь. Создавалась
10
церковная иерархия (митрополит, епископ, настоятель церкви или монастыря), способствующая централизации светской власти. Христианская религия
придала княжеской власти новый статус божественного предназначения, что
повышало как авторитет князя, так и его ответственность. Церковь стала
играть миротворческую роль, зачастую становясь единственной силой,
способной противостоять бессмысленному кровопролитию усобиц князей.
Принятие христианства благоприятно сказалось и на связях с западноевропейскими странами.
Принятие христианства также способствовало широкому распространению и быстрому развитию культуры и письменности. Из Болгарии, ставшей православной на 120 лет раньше, на Русь стали поступать богословские
книги на старославянском языке. Получил распространение древнерусский
литературный язык, на котором были написаны «Русская Правда», «Слово о
полку Игореве», первые летописи. Христианство способствовало и строительству каменных храмов, заимствованных в Византии. В XI в. были построены Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке.
11