Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Образование древнерусского государства: Русь в IX-XII вв.

  • 👀 1131 просмотр
  • 📌 1081 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Образование древнерусского государства: Русь в IX-XII вв.» docx
Лекция 2. Образование Древнерусского государства. Русь в IX-XII вв. План лекции 1. Прародина славян. Разделение славян на 3 ветви. 2. Расселение восточных славян по Восточно-Европейской равнине. Союзы восточнославянских племен. 3. Хозяйство, общественный строй, религия восточных славян. 4. Образование древнерусского государства (Киевская Русь): предпосылки, теории, легенда (призвание варягов). 5. Система управления древнерусским государством. 6. Внутренняя и внешняя политика киевских князей. Соседи Киевской Руси. 7. Принятие христианства Владимиром Святым. 8. Социально-экономическое устройство Киевской Руси: ранний феодализм, категории населения по Русской Правде. 9. Феодальная раздробленность на Руси: причины, проявления, особенности периода. 10. Характеристика основных центров раздробленной Руси: Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств, Новгородской республики. 1. Прародина славян. Разделение славян на 3 ветви В середине 2-го тысячелетия до н.э. произошло выделение славян из индоевропейской языковой семьи, что означает появление у них особой культуры и языка, отличающих их от других индоевропейских общностей. Вопрос о том, где они проживали в это время, остается спорным в исторической науке. Это связано с узостью источниковой базы по рассматриваемому периоду. Однако большинство историков склоняется к тому, что прародину славян можно фиксировать в Европе на пространстве от реки Одер (западная граница) до среднего течения Днепра (восточная граница) (см. карту 1). Карта 1. Прародина славян В IV-VIII вв. н.э. Европа подверглась масштабному вторжению с Востока (прежде всего гуннов), что привело к миграциям по всему континенту – т.н. Великому переселению народов. В результате этого процесса северные европейские племена германцев (еще одна языковая ветвь индоевропейской семьи) осуществили натиск на Римскую империю –могущественное государство Древности – и уничтожили его. Сохранилась лишь его восточная часть Византия, со столицей в городе Константинополь (см. карту 1). Великому переселению подверглись и славяне – под давлением других племен они покинули свою родину и в VI-VIII вв. мигрировали в трех направлениях – на запад, юг и восток (см. карту 1). Так оформились три ветви славян - западные (предки современных поляков, чехов, словаков), южные славяне (болгары, сербы, хорваты и др.); восточные славяне (предки русских, украинцев, белорусов). 2. Расселение восточных славян по Восточно-Европейской равнине. Союзы восточнославянских племен. Создателями Древнерусского государства стали восточные славяне. В ходе расселения они заняли огромную территорию Восточно-Европейской равнины: от Карпатских гор на западе до Волги на востоке, от реки Невы и Ладожского озера на севере до Черного моря на юге (см. карту 2). Информацию об этом дают не только археологические (вещественные) источники, но и древнейший письменный источник – «Повесть временных лет». Это наиболее ранняя из дошедших до нашего времени русских летописей, написанная в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Летописи, т.е. погодовые записи событий, несмотря на то, что содержат много легенд и религиозный взгляд на историю, остаются главным источником по древней русской истории. «Повесть временных лет» упоминает 12 восточнославянских племен: уличи, тиверцы, бужане (волыняне, дулебы), поляне, древляне, северяне, белые хорваты, радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи(часть их называлась полочанами), ильменские словене (см. карту 2). Карта 2. Расселение восточных славян 3. Общественный строй, хозяйство, религия восточных славян Вплоть до создания Древнерусского государства восточные славяне находились на стадии первобытно-общинного строя, основой которого выступают кровнородственные отношения, коллективный труд и общая собственность на хозяйственный инвентарь, землю, жилище. Несколько поколений (большая семья) жили под одной крышей, вместе работали и делили поровну продукты. Такую большую семью «Повесть временных лет» называла родом, а историки называют родовой общиной. Общины, жившие в одной местности и говорившие на одном языке, объединялись в племена, а дружественные племена объединялись в союзы племен. Отсутствие частной собственности, а значит и эксплуатации человека человеком определяет и отсутствие при первобытно-общинном строе государства, т.е. особой системы власти, отделенной от общества и имеющей особые привилегии. У восточных славян, как и у других племен, власть осуществлялась самим обществом – общиной. Все вопросы племени решались на народном собрании – вече. Право решать мелкие вопросы, а также большой авторитет в решении вечевых споров имели старейшины (зачастую это умудренные опытом старики племени). Военным вождем племени был князь, опиравшийся на собственный отряд воинов – дружину. В случае серьезных военных столкновений, когда сил дружины не хватало, на войну собирались все мужчины племени – ополчение (народное войско). Хозяйство у восточных славян включало разные виды деятельности (скотоводство, рыболовство, охоту, собирательство, бортничество, т.е. сбор меда диких пчел), но его основу составляло земледелие. На севере, где местность была лесистой, применялась подсечно-огневая система земледелия: сначала вырубали деревья, через некоторое время поджигали высохшие пни, получая золу – естественное удобрение и, наконец, взрыхлив землю (для этого использовались такие примитивные орудия как мотыга, бревно с сучками – борона-суковатка), производили сев. На юге (в степной и лесостепной зоне) достаточно было выжечь траву. Однако сжигание травы давало меньше золы, чем сжигание леса, поэтому при переложной системе требовалась распашка земель (это предопределило распространение плуга в VI-VIII вв.), а также происходило быстрое истощение земли – через 3-4 года приходилось переходить на другой участок, оставляя старый для естественного восстановления. Отсюда название такой системы земледелия – переложная. Религиозные верования восточных славян были связаны с язычеством – обожествлением сил природы и поклонением духам, в том числе духам умерших предков. На вершине иерархии восточнославянских богов находились Перун (бог грома и молний), Даждьбог (бог солнца), Сварог (бог огня), Велес (бог скотоводства и богатства), Макошь (богиня плодородия). 4. Образование древнерусского государства (Киевская Русь): предпосылки, теории, легенда (призвание варягов). В ходе расселения по Восточно-Европейской равнине в VI-VIII вв. у восточных славян шел процесс разложения (отмирания) первобытно-общинного строя, т.е. складывания предпосылок для перехода на новую ступень исторического развития, основанную на феодализме. Разложение первобытно-общинного строя всегда завершается созданием государства, т.е. особой формой организации власти на определённой территории, обладающей аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. Толчком к этим изменениям стал экономический прогресс: распространение железных орудий труда, пашенного земледелия, хозяйственных контактов с другими племенами способствовало увеличению производимого продукта, появлению его излишков. В этой связи отпадала необходимость в уравнительном распределении: отдельные семьи закрепляли свой урожай за собой. Так появляется частная собственность, а значит и имущественное неравенство, ведь разные семьи производили разное количество продукта. В особо выгодном положении были князья с дружинниками – они активно участвовали в военных походах, богатея на грабежах. Имущественное неравенство влекло за собой социальное неравенство: князья, дружинники, старейшины превращаются в особую привилегированную группу (их широкие возможности определяются высоким имущественным статусом), нацеленную закрепить свои права и передать по наследству. Для этого они стремятся получить высшую власть в обществе – государственную власть, взамен которой они гарантируют народу решение серьезных общественно-значимых задач (защита территории от врагов, например). Новая система опирается на вымывание кровнородственных отношений – вследствие расширения контактов в общине растет число пришельцев. Община из родовой превращается в соседскую, территориальную (она называется вервь), в которой объединены уже не родственники, а владельцы земли. Так исчезал у восточных славян первобытно-общинный строй, основанный на кровном родстве и равенстве всех общинников. Описанные выше предпосылки неминуемо должны были привести к созданию государства. Последним шагом к этому становится объединение восточнославянских племенных союзов в одно целое под властью одного правителя. Согласно «Повести временных лет», в 862 г. варяг (так на Руси называли выходцев из Скандинавии) Рюрик был приглашен править в Новгород – столицу северного союза восточнославянских (кривичей, ильменских словен) и финно-угорских племен (см. рис. 1). Второй суперсоюз со столицей в г. Киеве находился на юге (его центром были земли полян). В 882 г. правивший после Рюрика в Новгороде варяг Олег совершил поход на Киев и захватил его. Таким образом, в 882 г. произошло объединение большей части территории восточных славян. 882 год можно считать годом основания древнерусского государства – Киевской Руси (ее столицей стал Киев). Почему Олег пошел на захват южного союза? Его заинтересованность была связана с тем, что через восточнославянские земли проходил важнейший торговый путь – «путь из варяг в греки», который связывал скандинавские земли (т.е. север Европы) с Византией. Контроль над землями, через которые проходил этот путь, сулил огромные богатства. Рис. 1. А.М. Васнецов. Призвание варягов. Участие в создании Древнерусского государства скандинавов (в Европе их называли норманнами), привело к возникновению длительного спора между историками. В XVIII в. немецкие ученые, изучив легенду о призвании варягов (Рюрика) на Русь, пришли к выводу о том, что русское государство было создано благодаря скандинавам, находящимся на более высокой стадии развития. Эта теория («норманнская теория»), как и антинорманнская (ее представитель М. Ломоносов пытался доказать, что Рюрик имел славянское происхождение), на сегодняшний день считается устаревшей. Современные историки склоняются к тому, что восточнославянские племена создали почву для создания государства самостоятельно (об этом свидетельствуют предпосылки, рассмотренные выше), а происхождение основателя династии (Рюрика) в этом вопросе не является существенным. 5. Система управления древнерусским государством. Рюриком и Олегом была создана примитивная система монархического управления: во главе государства стоял князь киевский, опиравшийся на дружину. Присоединенные восточнославянские племена (при Олеге также были покорены древляне, северяне и радимичи) обязались выплачивать примитивный налог – дань, собираемый объездом князем земель – т.н. полюдьем. Объединенные в государство восточнославянские племена оставались довольно независимыми в решении местных вопросов: там продолжали собираться вече, правили племенные князья, которые частенько пытались избавиться от власти киевского князя, поднимая восстания. Для укрепления государства была необходима его централизация, т.е. создание сильной центральной власти (власти киевского князя), опирающейся на единые для всего государства законы, органы управления, идеологию (в данном случае – единую религию) и эффективную налоговую систему. Все это предстояло создать киевским князьям. 6. Внутренняя и внешняя политика киевских князей. Рюрик вошел в историю как основатель первой династии, правившей русским государством – династии Рюриковичей, последний представитель которой умер в 1598 г. Олег, как уже говорилось, стал создателем Древнерусского государства. Это государство просуществует до 1132 г., когда произойдет его окончательный распад на независимые русские земли (период феодальной раздробленности). Рис. 2. Правители Киевской Руси Рюрик (862-879) ▼ Олег Вещий (882-912) ▼ Игорь (912-945) ▼ Ольга (945-964) ▼ Святослав (964-972) ▼ Ярополк (972-980) ▼ Владимир Святой (Красно Солнышко) (980-1015) ▼ Святополк Окаянный (1015-1019) ▼ Ярослав Мудрый (1019-1054) ▼ Междоусобица Ярославичей (1054-1113) ▼ Владимир Мономах (1113-1125) ▼ Мстислав Великий (1125-1132) Управлявшие Русью в 882-1132 гг. киевские князья придерживались двух основных задач в своей политике: – централизация (укрепление собственной власти, прежде всего) государства; – защита русских земель от набегов кочевников. Кочевые племена (печенегов с конца IX в. до 1036 г., половцев в XI-XIII вв.) были главной угрозой Руси на юго-восточных границах (см. карту 3). Кочуя между своими пастбищами, они периодически занимались грабежами оседлого земледельческого населения, уводя множество людей в плен. Реже происходили столкновения с крупными государствами Поволжья – Волжской Булгарией и Хазарским каганатом, созданными тюркоязычными племенами, пытавшимися заставить восточных славян платить дань. Карта 3. Соседи Киевской Руси На севере и северо-востоке от Руси проживали финно-угорские племена (карелы, сумь, марийцы и др.), на северо-западе – балтийские. Отношения с этими этническими группами были в целом мирными. Южные границы Руси (земли уличей и тиверцев) открывали возможность контакта с Византией – пожалуй, самой развитой цивилизацией раннего средневековья. Киевские князья попадали в Константинополь через «путь из варяг в греки», привозя туда на продажу меха, мед, воск, а также рабов, захваченных во время военных походов. Порой и сама Византия становилась целью грабежа скандинавских правителей Руси. Так, в 907 и 911 гг. Олег совершил знаменитые успешные походы на Константинополь, заставив греков подписать выгодный Руси торговый договор, дававший право беспошлинной торговли для русских в Константинополе. После смерти Олега в 912 г. к власти пришел сын Рюрика Игорь, который также совершил два похода на Византию, лишь один из которых, в 944 г. оказался удачным. Игорю было суждено запомниться другим, внутриполитическим событием: в 945 г. он был жестоко убит древлянами при попытке повторно собрать с них дань (см. рис. 3). Рис. 3. Казнь князя Игоря Казнь Игоря сыграла огромную роль в централизации Древнерусского государства: сменившая Игоря на престоле его вдова Ольга (она замещала своего малолетнего сына Святослава, т.е. правила как регент), хоть и отомстила древлянам, провела налоговую реформу. Теперь четко определялся размер дани (он стал фиксированным и назывался уроком) и устанавливались места сбора дани – погосты. Это означало упорядочение сбора дани на Руси, т.е. по сути, создание современной на тот момент налоговой системы. Вплоть до своей смерти в 969 г. Ольга продолжала заниматься государственными делами, прослыв мудрой и миролюбивой правительницей, в то время как уже взрослый Святослав, став полноправным князем киевским, предпочитал провести свое княжение в многочисленных походах и войнах. В походах 964-967 гг. он покорил восточнославянское племя вятичей, разгромил Волжскую Булгарию и стер с лица земли Хазарский каганат. Неудачной для Святослава стала война с Византией 970-971 гг., которую он развязал ради присоединения к Руси греческих владений на Дунае. Несмотря на героическую оборону крепости Доростол, киевскому князю пришлось подписать мирный договор с византийцами и уйти ни с чем. Рис. 4. Памятник Святославу под Белгородом После смерти Святослава началась первая в истории Киевской Руси вражда за власть между сыновьями умершего князя – междоусобица. В этой борьбе в 980 г. победил Владимир Святославич (Владимир Святой, Владимир Красно Солнышко). Годы правления Владимира Святого называют временем расцвета Киевской Руси. Помимо удачной внешней политики (успешные походы в Польшу, на печенегов, против финно-угорских племен) и религиозной реформы (см. параграф.7), Владимир внес немалый вклад в централизацию Руси: он укреплял центральную власть, замещая племенных князей (они управляли землями бывших союзов племен как наместники князя, но были достаточно независимыми) наместниками-боярами и своими сыновьями. Боярами на Руси называли верхушку дружины, а в дальнейшем это название будет закреплено за всей русской знатью. Рис. 5. Ярослав Мудрый (реконструкция М.М. Герасимова) После смерти Владимира вновь вспыхнула княжеская междоусобица, из которой победителем вышел Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.). В это время продолжается расцвет Руси: благодаря династическим бракам детей Ярослава и европейских наследников престола укрепляется международный авторитет Киевской Руси, строятся новые города (Юрьев, Ярославль), а в 1036 г. под Киевом были разгромлены печенеги, после чего они навсегда покинули земли, прилежащие к русским границам (в память об этом событии был возведен Софийский собор в Киеве). Но главным достижением Ярослава считается создание первого письменного законодательства на Руси – «Русской правды». 7. Принятие христианства Владимиром Святым. Христианство, зародившееся в I в. на территории Римской империи, больше соответствовало интересам монархической Киевской Руси, чем язычество. Причины принятия христианства: 1) Язычество разобщало жителей Киевской Руси: каждое племя зачастую имело свой пантеон божеств и духов, которым поклонялось. В условиях централизации назрела необходимость единобожия: один бог олицетворяет единоличную власть князя. 2) Язычество препятствовало династическим бракам с европейскими монархами (в Западной и Центральной Европе еще в V в. было принято христианство, а язычество считалось варварством) и ослабляло международный авторитет Руси. 3) Основные идеи христианства (прежде всего смирение, подчинение власти) отвечало запросам государства на стабильность в обществе. 4) Тесные связи с Византией, большое количество миссионеров (распространителей веры) оттуда. Под влиянием греков еще в 957 г. крещение приняла Ольга. Попытки Владимира создать собственную религию на основе единобожия (Перун – главный бог) не увенчались успехом, и тогда было принято решение крестить Русь по византийскому образцу. На тот момент еще не произошло раскола христианства на католическую и православную ветви, но когда это случится, в 1054 г. Русь автоматически окажется православной, т.к. изначально выбрала византийский вариант веры, а не римский (католический). В 988 г. Владимир сначала крестился сам, а затем фактически заставил это сделать киевлян (обряд крещения происходил в Днепре). В дальнейшем была христианизирована вся Русь: где-то это происходило мирно, а где-то (например, в Новгороде) были столкновения населения с княжеским войском. Рис. 6. В. Васнецов. Крещение Руси Последствия принятия христианства на Руси огромны. Укрепились международный авторитет государства, центральная власть, смягчились нравы, распространилась письменность (кириллица, созданная для славян греческими монахами Кириллом и Мефодием еще в IX в.), стала активно развиваться русская культура (строились храмы, велось летописание, зародилась иконопись). Появилась русская православная церковь, которую возглавлял митрополит, находящийся в подчинении у византийского патриарха. 8. Социально-экономическое устройство Киевской Руси: ранний феодализм, категории населения по Русской Правде. Социально-экономическое устройство Киевской Руси, сменившее первобытно-общинный строй, можно назвать феодальным. Феодализм – это общественный строй, основанный на господстве крупных собственников земли (феодалов), над земледельцами (крестьянами), находящимися в личной и поземельной зависимости от них. Классическими признаками феодализма являются: 1) Наличие земельных владений феодалов, населенных зависимым населением (крестьяне). На Руси они назывались вотчинами. Чаще всего князь жаловал (дарил) такую землю знатному боярину или монастырю. Вотчина была наследственным владением, т.е. полной частной собственностью. 2) Наличие зависимых от феодалов групп населения. Зависимость была личной (земледелец не был полностью свободен, например, он должен был спрашивать разрешение на брак, на уход, на крупное приобретение, феодал мог судить его за некоторые проступки) и поземельной. В последнем случае крестьянин был обязан нести феодальные повинности за то, что жил на земле феодала – платить оброк (выплата дани феодалу, чаще всего продуктами) или отрабатывать барщину (принудительный труд на земле феодала). 3) Натуральное хозяйство (продукты и вещи в такой экономике производятся не на продажу, а для собственного потребления). Уровень экономического развития был еще невысоким, а значительная часть продукта изымалась феодалом, поэтому крестьянам просто нечего было продавать, все уходило на потребление. 4) Сословный строй, т.е. общественная система, при которой люди делятся на группы, расположенные в иерархическом порядке. Каждая группа имеет свои права и обязанности, передаваемые по наследству. На вершине сословной иерархии находились феодалы (князья, бояре), а внизу – зависимые крестьяне. Главным источником по феодальной структуре древнерусского общества является «Русская Правда». Здесь упоминаются категории зависимого населения, т.е. они были обязаны нести определенные обязанности в пользу феодала и имели меньшие права по сравнению с остальным населением (за убийство такого человека «Русская Правда» требует выплаты меньшего штрафа, чем за убийство свободного общинника). К таким категориям относятся закупы (отрабатывают долг у феодала), рядовичи (работают на земле феодала, т.к. заключили с ним договор на определенных условиях). Однако большинство жителей Киевской Руси не относилось к зависимому населению. Это были свободные общинники, земли которых еще не попали под власть феодалов. Следовательно, даже в XI в. (время написания «Русской Правды») на Руси существовал ранний феодализм. Об этом говорит и упоминание рабов (холопы и челядь), которые являются скорее признаком рабовладельческих отношений, нежели феодальных. 9. Феодальная раздробленность на Руси: причины, проявления, особенности периода. Феодальная раздробленность – это закономерный этап в развитии феодализма, когда единое государство распадается на независимые самостоятельные владения (на Руси они назывались землями, например, Новгородская земля, Киевская земля). Этот период охватывает XII-XV вв. и характеризуется подъемом феодальных отношений, переходом феодализма в классическую стадию. Предпосылки феодальной раздробленности можно было наблюдать еще в середине XI в., когда после смерти Ярослава Мудрого началась самая длительная междоусобица между претендентами на киевский престол (т.н. междоусобица Ярославичей). В ходе жестокой и кровопролитной борьбы было принято решение (на съезде в городе Любече в 1097 г.), что каждый потомок Ярослава будет наследственным правителем с большими правами в своем владении («каждый держит вотчину свою»), но при этом признает верховную власть киевского князя. Другим важнейшим решением съезда было обещание князей сплотиться для борьбы с половцами, терроризировавшими южные и юго-восточные границы Руси. Рис.7. Половцы Любечский съезд не помог преодолеть междоусобные войны. Лишь в 1113 г. внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах, приглашенный править киевлянами во время восстания против ростовщиков, смог вернуть былое единство страны и неоднократно разбить половецкие орды. Единство страны удавалось удерживать и сыну Владимира Мстиславу Великому, но после его смерти процесс раздробленности было уже не остановить. На месте Киевской Руси возникло больше десятка независимых государств, управляемых потомками Рюрика. Главные причины феодальной раздробленности заложены в самом феодализме: 1) Развитие боярских вотчин и княжеских уделов (наследственных владений сыновей киевского князя) привело к тому, что отпала необходимость бороться за Киев и сопровождать киевского князя в походах, прислуживать ему. Феодальные владения полностью обеспечивали существование феодалов, заинтересованных теперь в управлении своими владениями на местах. Другими словами, возникало желание быть полностью независимыми правителями на своей земле. Это желание активно поддерживалось местными боярскими группировками, окружавшими князей того или иного удела. 2) Натуральное хозяйство полностью обеспечивало каждое владение, что делало ненужным установление хозяйственных связей между отдельными землями, а значит, не было нужды в единстве страны. Важнейшей политической причиной раздробленности было разрастание княжеского рода и порядок наследования киевского престола «по старшинству», согласно которому престол после смерти князя получал не его сын, а следующий по порядку рождения брат, затем младший брат и только потом – дети старшего брата. Такой порядок (он назывался «лествичным») создавал большую неразбериху в делах наследования престола, а многие князья справедливо считали, что они никогда не получат киевский престол, а значит, нет смысла бороться за него при таком количестве претендентов. Гораздо безопаснее было создать свой собственный престол в уделе. Несмотря на развал государства, период феодальной раздробленности характеризовался множеством положительных тенденций: ростом городов, развитием культуры, прогрессом сельского хозяйства. Это было связано с тем, что каждый правитель земли вкладывал средства в развитие своего государства, не отправляя часть доходов, как раньше, в Киев. Кроме того, местные князья были заинтересованы в развитии своих княжеств и активно содействовали развитию экономики и культуры. С другой стороны, княжеские междоусобицы продолжались. Стремление приумножить свои богатства за счет соседа, показать свою силу и мощь братьям, завладеть Киевом как символом Руси – все это истощало русские земли, мешало процветанию Руси. Распри между князьями ослабили и военную мощь страны: в периоды нашествий половцев и монголов русские князья не смогли объединиться и противостоять угрозе. 10. Характеристика основных центров раздробленной Руси: Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств, Новгородской республики Вскоре после распада Киевской Руси обозначились три основных политических центра: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля на северо-западе (см. карту 4). Они отличались не только своими размерами, но и политической и экономической мощью. Южные русские земли (особенно Киевское княжество) были ослаблены частыми половецкими набегами, из-за которых, в том числе, пришел в упадок «путь из варяг в греки». Киев, к тому же, постоянно подвергался давлению со стороны других русских княжеств (особенно Владимиро-Суздальского), князья которых грабили и притесняли бывшую столицу. Карта 4. Русские земли в период феодальной раздробленности (в домонгольский период) Владимиро-Суздальское княжество располагалось в междуречье Волги и Оки и отличалось природными богатствами (пушнина, рыба, мед, полосы черноземной земли). Процветание этой земли была связано также с недо­ступностью половцам (благодаря соседним княжествам и лесам). Кроме того, местные князья (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо) активно привле­кали беженцев из развитых областей Руси, закладывали города и села. Так, при Юрии Долго­руком были построены города Юрьев Польской, Дмитров, Москва (первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 г.), Переяславль Залесский. В связи с тем, что регион был сравнительно молодым в освоении, здесь не сложилось сильных боярских родов, а роль князей, наоборот, была огромной. Галицко-Волынское княжество, находившееся между реками Днестр и Прут, в Прикарпатье, отличалось крайне плодородными землями. Поэтому здесь издавна сложилось могущественное боярство, постоянно боровшееся с князьями, желающими усилить свою верховную власть. В Галицко-Волынском княжестве господствовало сельское хозяйство, но развивались и контакты с Восточной Европой – не только торговые, но и политические (галицкие князья часто вступали в военные союзы с венгерскими и польскими правителями). Новгородская земля (она занимала огромную территорию от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги) славилась своей торговлей (прежде всего с европейскими странами) и ремеслами. Земля здесь была малопригодной для земледелия, поэтому хлеб новгородцам приходилось закупать у владимиро-суздальцев. Ос­новная масса товаров, которыми торговал Новгород, производилась в боярских вотчинах и концентрировалась в ру­ках бояр. Отсюда большая роль последних в управлении городом. Новгородская земля была республикой: все вопросы решало вече (в том числе, выборы главы города – посадника), а князь был лишь военным предводителем и не мог передать свой престол по наследству (его выбирали на вечевом сходе). Рис. 7. Новгородское вече (выборы князя)
«Образование древнерусского государства: Русь в IX-XII вв.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot