Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1 «Домашнее задание как составляющая
урока русского языка в начальной школе»
Понятие домашнего задания
Проблема повышения эффективности обучения может быть решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Познание идет не по кругу, а по спирали, и каждое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки.
На уроках имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть рассредоточенное усвоение, что требует организации их домашней учебной работы.
Существует немало определения понятия «домашнее задание». Неоднозначность толкования понятия можно объяснить тем, что одни исследователи исходят из организационных, а другие - из дидактических признаков, определяющих его сущность.
По определению Л.П. Крившенко, домашняя работа – это составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. Домашняя работа не должна быть копией того, что делали на уроке.
В педагогическом словаре предлагается следующее определение: «Домашнее задание – это форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи. Домашнее задание - обязательный компонент учебной работы; средство подготовки к самообразованию».
Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении задания учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Таким образом, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя признаками – наличием учебного задания, предлагаемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.
Цели домашнего задания
В основе методики задавания на дом лежит поэтапное обучение самостоятельной деятельности. Необходимо с первого класса готовить учащихся к выполнению домашнего задания. Большую помощь учащимся оказывают простейшие алгоритмы выполнения заданий самостоятельно. Такие алгоритмы следует вводить постепенно, проговаривая вместе с учащимися. Со временем в алгоритм выполнения домашнего задания включается работа с памятками, словарями, Интернет.
Выделяют шесть основных целей домашних заданий:
1. Усвоение фактического материала. В процессе выполнения задания ученики закрепляют приобретённые знания, отрабатывают сформированные на уроке навыки.
2. Усвоение знаний в системе. Приобретенные знания встраиваются в систему уже существующих знаний благодаря заданиям, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.
3. Обобщение знаний. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы. Речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
4. Применение знаний. Задания, завершающие изучение теоретического материала, позволяют установить тесную связь между теорией и практикой. Они требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.
5. Контроль знаний учащихся. Учащимся могут быть предложены задания, предназначенные для проверки знаний, умений и навыков.
6. Создание предпосылок к изучению нового материала на уроке.
7. Развитие творческого потенциала учащихся.
8. Развитие умений и навыков проектной деятельности.
9. Формирование качеств самообразования.
10. Нравственное воспитание учащихся. Все виды заданий направлены на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их, но иногда учитель именно эта цель становится одной из главных.
Планируя домашнюю самостоятельную работу, учителю необходимо:
- предусмотреть ее место в структуре урока;
- подумать, как она будет сочетаться с другими методами и формами учебной деятельности;
- определить ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
- предусмотреть затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
- определить форму заданий;
- установить оптимальную длительность работы;
- подобрать соответствующий дидактический материал;
- предусмотреть рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Требования СанПиН к содержанию и объёму домашнего задания
по русскому языку в начальной школе
Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиН).
Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).
Эти нормативы являются примерными. Многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30- 40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры.
Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.
В 1 классе учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу не имеет права. Время, затрачиваемое на задания, до 1 ч. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.
В 1 классе можно давать задания, конечно, очень простые, легкие, интересные. При этом следует строго придерживаться правила: научить на уроке ребенка хорошо выполнять ту работу, которая поручается на дом. Нельзя, например, давать задания по письму преждевременно, когда у детей не выработаны прочные навыки правильно держать ручку, сохранять надлежащую позу за столом. Домашние задания как в 1, так и во 2 классе должны быть очень небольшими по объему и рассчитанными не более как на 25 - 30 минут в день. Дети дома выполняют обычно лишь то, что они делали в классе и чему уже научились на уроке.
На понедельник упражнения по русскому языку для домашнего выполнения не даются (письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»).
Примерный объем домашних заданий может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, в «Положении о домашнем задании»). Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.
Например (см. таблицу)
№
п/п
Учебный
предмет
2 класс
3 класс
4 класс
1.
Математика
Задача или 2 столбика примеров
Задача или 3 столбика примеров, но не более 16
Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера
2.
Русский язык
15 - 17 слов; упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания
25 - 28 слов; упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания
35 - 37 слов; упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания
3.
Литературное чтение
не более 1 – 1,5 страниц
не более 2 – 2,5 страниц
не более 3 – 3,5 страниц
4.
Окружающий мир
не более 1 – 1,5 страниц
не более 2 – 2,5 страниц
не более 3,5 – 3 страниц
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):
- начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
- предоставлять по усмотрению обучающихся очерёдность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
- предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.
Лекция 2.
Тема: «Виды и типы домашних заданий.
Контроль за выполнением домашнего задания»
Виды домашних заданий
Существует несколько классификаций домашних заданий.
1. По способу выполнения.
а) Устные задания (прочитайте материал в учебнике; подберите примеры к правилу, к орфограмме; устно составьте план к тексту в учебнике). Способствуют развитию логического мышления, памяти, речи, внимания учащихся; отличаются динамичностью, не требуют существенных затрат времени на ведение записей.
б) Письменные задания (выполните упражнение; напишите сочинение; напишите рассказ; составьте и запишите план к тексту в учебнике; спишите стихотворение; подберите и запишите пословицы). Используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении; способствуют развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе.
2. По дидактическим целям.
а) подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;
б) направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;
в) способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;
г) направленные на развитие умения выполнять такие логические операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение, выявление закономерностей;
д) направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений;
е) способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.
3. По степени индивидуализации.
1)
а) Одна на весь класс (общая).
б) Групповые.
в) Парные (Составь для соседа по парте задание, аналогичное тому, что выполняли на уроке).
в) Индивидуальные.
2)
а) Дифференцированные задания.
Цель дифференцирования домашних заданий состоит в том, что обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей при выполнении домашней работы. Объём и сложность задания должно быть на доступном для него уровне.
Предлагая дифференцированные домашние задания необходимо учитывать:
- способность ребенка к учебной деятельности (быстрое освоение учебного материала, глубину его осмысления);
- умение выражать свои мысли;
- познавательную активность (проявление интереса к знаниям);
- организованность в работе (умение доводить начатое дело до конца).
Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познавательной цели и одной теме они отличаются разной степенью трудности.
Задания могут быть двух/трёх уровней сложности.
1. Выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем.
Спишите предложения, подчеркните однородные члены предложения.
2. Выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта.
Запишите предложения в данном порядке:
а) с однородными подлежащими;
б) с однородными сказуемыми;
в) с однородными второстепенными членами.
3. Выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода.
Придумайте предложения по теме «Зимний день»:
а) с однородными подлежащими;
б) с однородными сказуемыми;
в) с однородными второстепенными членами.
б) Недифференцированные задания (одного уровня сложности для всех).
Подготовьтесь к словарному диктанту.
4. По субъективной новизне для ученика.
а) Творческие задания.
Это такая форма организации учебной информации, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание учащимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта. Творить – это значит быть способным про помощи самостоятельной деятельности создавать новое.
Творческое задание может быть рассчитано на продолжительное время.
Например:
1 класс
Задание «лесенки» в букварный период. Ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в каждом следующем слове было бы на одну букву больше и составляет из них «лесенку», стараясь, чтобы «лесенка» состояла из как можно большего количества «ступенек».
Сочинение подписей к картинкам.
Составление слов из букв, которые как капельки падают из нарисованной тучки, и из букв какого-либо слова, например: КОНТРАБАС, АПЛОДИСМЕНТЫ.
После изучения всех букв дети могут составить свою Азбуку, подобрав слова на определённую тему на каждую букву алфавита (названия цветов, рыб, птиц, и азбуки сказочных героев).
2 класс
Отгадывание загадок, шарад, кроссвордов. Создание своих кроссвордов.
Собирание пословиц, поговорок.
Составление словарного диктанта из глаголов неопределённой формы, которые есть в орфографическом словаре учебника, или словарного диктанта из 20 наиболее трудных, на твой взгляд, слов из словарика. Можно попросить учеников включить в него 5 имён существительных, 5 глаголов, 5 наречий, 3 имени прилагательных и 2 имени числительных, записать слова по частям речи.
Кроссворды со словарными словами.
Подбор групп родственных слов и создание рисунка (дерево – ствол = корень; листья с однокоренными словами).
При изучении видов предложений по цели высказывания ученики сами должны придумать и записать вопросительное предложение, которое можно прочитать с различной интонацией, и где на вопрос можно было бы дать несколько различных ответов. Например:
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, приезжали.
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, гости.
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, вечером.
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, вчера.
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, к нам.
Задания из олимпиады «Русский медвежонок».
В стихотворении Александра Шибаева о буквах есть такие строчки:
Чтобы «...» не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква "..."
Какие буквы надо поставить вместо пропусков?
(А) Ь и Ы; (Б) Г и П; (В) О и Ю; (Г) З и В; (Д) Ш и Щ;
В русском пересказе сказочной повести шведского писателя Ингемара Фьелля действие происходит в городке Елсо. А каких деревьев в нём растёт больше всего?
(А) берёз и тополей;
(Б) клёнов и ясеней;
(В) сосен и елей;
(Г) дубов и лип;
(Д) каштанов и рябин.
Ответ: (В) сосен и елей. Елсо - ЕЛи и СОсны.
Произнесем слово уж. Если мы добавим к нему звук "д" в начале, то услышим слово душ. В какой еще паре второе слово можно получить из первого, добавив в начале или в конце слова один звук и не изменяя остальных?
(А) кров - кровь; (Б) зуб - зубр; (В) рог - урок; (Г) сень - осень; (Д) слив - слива.
В книжке-головоломке Антона Тилипмана «Зубака» во многих словах перепутались буквы. Вот, например, была азбука — стала зубака. Если вы правильно расставите буквы в «словах» артмышка, бульог, гуляшка, дикокрол, огронос, получится пять названия живых существ. Сколько среди них птиц?
(А) ни одной; (Б) одна; (В) две; (Г) три; (Д) четыре.
Ответ: (Б) одна: бульог - голубь
Какое из имен нельзя перенести на следующую строку?
(А) Марья; (Б) Юлия; (В) Анна; (Г) Софья; (Д) все эти имена можно переносить;
Ответ: (Б) Юлия
Лёва составил список того, что выращивает в огороде его бабушка: баклажаны, кабачки, картофель, морковь, огурцы, петрушка, помидоры, щавель. Потом он вписал в список ещё одно слово после слова картофель. Какое?
Капуста, лук, укроп, репа, тыква.
3 – 4 классы
При изучении имён прилагательных и их роли в русском языке полезно давать ученикам сочинить тексты с пропусками, а потом на уроках развития речи третьеклассники обмениваются своими работами и подбирают подходящие по смыслу прилагательные, вставляя их на место пропусков. Например:
Арбуз.
На……….столе лежит большой……….арбуз. Вся ……….семья собралась на кухне, чтобы его попробовать. Папа разрезает ……….корку, и нашему взору предстаёт ……….мякоть. К счастью, арбуз оказался ………. . Сердцевина его ……….цвета, а косточки ………. . Мы с удовольствием съели по три ……….куска.
При завершении изучения темы: «Окончания имён прилагательных» можно играть в игру «Цветные шары», в которой надо подобрать как можно больше имён прилагательных к существительному, написанному на рисунке воздушного шарика, согласуя прилагательные по роду, числу и падежу. Работать можно самостоятельно парами, индивидуально. Например, на шарах написано:
РЕКИ, а ученик подбирает:
- Большие, быстрые, горные, известные, синие, спокойные, полноводные …
РУКАМИ: чистыми, золотыми, загребущими, добрыми, ласковыми, сильными …
К ЗВЁЗДАМ: далёким, ярким, небесным, кремлёвским, лучистым, рождественским … СТРАНУ: дальнюю, африканскую, зарубежную, интересную, соседнюю …
ЯБЛОКА: сочного, зелёного, хрустящего, червивого, вкусного, мочёного …
ГРИБУ: съедобному, трухлявому, сушёному, жареному, огромному, белому …
Для знакомства третьеклассников со значением и правописанием частицы не с глаголами можно предложить детям узнать интересные правила. Плакат, на котором вместо частицы не - прорези. Дети читают первое правило с интересом, второе – с недоумением, третье - с улыбкой и говорят, что учитель ошибся, говорят, как надо исправить, перечитывая правила. Учитель вставляет карточки с не в прорези. Например:
Береги книгу.
(…) бери книгу грязными руками.
(…) загибай уголки листов.
(…) пиши в книге и на книге.
(…) читай во время еды.
(…) бросай книгу, где попало.
Дома ученики сами придумывают различные правила с частицей не: по дорожному движению, поведению во время перемены в школе и т.п.
КВН по русскому языку. Один из конкурсов: составление своих сложных слов (утюг - «бельеглад», выдуманные для семьи полезные вещи «сумконос», «швабромах» и «носкостир», нужные в учёбе «задачереш», «самостир», «самочит» и «буквоправ»).
Написание сочинений-миниатюр.
Составление рассказов с включением фразеологизмов.
б) Репродуктивные задания.
Вставьте пропущенные буквы.
Спишите текст.
Выполните по образцу.
Способы проверки домашнего задания
Проверка включает в себя опрос учащихся и проверку письменного задания. Основной функцией этого структурного элемента урока является выяснение степени осознанного усвоения пройденного и проверка правильности выполнения упражнения. Дополнительными функциями являются контроль за выполнением (все или не все выполнили), воспитание, оценка знаний и умений учащихся и функция закрепления умений и навыков.
Для проверки домашнего задания чаще всего отводится специальное время в начале урока. Но проверка может проводиться и как элемент работы над новым материалом, если этот материал органически связан с нею. Часть домашнего задания может быть проверена в специально отведенное время, а часть – в связи с изучением нового материала.
Проверке подлежит:
1. усвоение учащимися знаний о языке;
2. выполнение письменного задания;
3. запоминание слов с непроверяемыми орфограммами.
1. Проверка усвоения учащимися знаний о языке.
В школьном курсе русского языка к таким знаниям относятся определения языковых явлений, орфографические и пунктуационные правила, условия выбора орфограмм и постановки знаков препинания, классификация языковых явлений, различные виды разборов.
Проверка усвоения теоретических сведений по русскому языку прежде всего предполагает уяснение степени осознанности школьниками изучаемого материала, которая выражается в умении выявить сущность явления, в умении видеть место изучаемого языкового явления среди других явлений – сходных или различных, в умении обнаружить причинно-следственные связи между явлениями, в понимании роли тех или иных явлений в языке.
Для проверки усвоения учащимися знаний о языке используются следующие способы.
1. Ответы на вопросы, требующие обоснования высказанного положения. Для таких вопросов используются формулировки, начинающиеся с вопросительных слов какой, когда, почему и т.д., например: Какие слова называются однокоренными? Какие слова называются антонимами? Другие вопросы направлены на выяснение причинно-следственных связей между явлениями, например: От чего зависит выбор букв в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени?
2. Применение усвоенных знаний к предлагаемым примерам.
В соответствии с проверяемой темой учитель записывает на доске примеры изучаемых языковых явлений: слова в определенных формах (с пропусками и без них), словосочетания, предложения (с пропусками знаков препинания или без них). От учащихся требуется, опираясь на них, ответить на вопросы и выполнить задания: Докажите, что эти слова – синонимы. В какой форме находятся данные слова? Как вы это определили? Какими орфографическими правилами вы объясните выбор орфограмм в данных словах?
3. Составление таблиц и заполнение их соответствующими примерами.
Этот способ целесообразно применять для проверки запоминания классификаций языковых явлений, понимания взаимосвязей, существующих между ними, условий выбора тех или иных написаний. Составлению таблиц школьников необходимо учить в процессе усвоения нового материала. Базой этой методики является раскрытие логической основы классификации, способов графического расположения материала, отражающего зависимость между языковыми явлениями, фактами. Этапы формирования этого умения: анализ готовой таблицы; коллективное составление двух - трех аналогичных таблиц; индивидуальное составление таблиц.
Для составления таблиц при проверке домашнего задания предлагаются следующие задания:
Составить таблицу по таким-то признакам (например, показать, в зависимости от чего существительные распределяются по типам склонения).
Имена существительные
1 склонения
2склонения
3 склонения
ж.р. и м.р. с окончанием -а/-я в форме И.п. ед. ч.: страна, земля, армия, юноша
м.р. с нулевым окончанием в форме И.п. ед. ч.: дом, огонь, гений, существительные ср.р. -о(- ё/-е): питьё, поле, знание
ж.р. с нулевым окончанием в форме И.п. ед. ч.: дочь, тетрадь, рожь
По таблице учащиеся могут ответить на ключевые вопросы учителя: сколько склонений у имен существительных; какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению; что важно знать, чтобы определить склонение существительного; по какому падежу следует определять склонение.
Составить таблицу, опираясь на формулировку темы (например, «Части речи»).
Часть речи
Значение части речи
Признаки
Примеры
Существительное
Обозначает предмет.
Отвечает на вопросы кто? что? Изменяется по числам и падежам. Не изменяется по родам. Может быть одушевлённым или неодушевлённым. В предложении чаще всего является подлежащим, дополнением.
Дом, сад, пальто
Найти ошибки в готовой таблице.
Часть речи
Значение
части речи
Признаки
Примеры
Существительное
Обозначает признак.
Отвечает на вопросы кто? что? Изменяется по числам, родам и падежам. Может быть одушевлённым или неодушевлённым. В предложении чаще всего является подлежащим, дополнением.
Дом, сад, пальто
Составление таблицы сопровождается рассуждением ученика, в котором он объясняет основы классификации явлений, различия между ними, дает названия графам составляемой таблицы, комментирует их расположение, обосновывает выбор примеров, иллюстрирующих данное языковое явление.
4. Связное сообщение ученика о языковом явлении.
Данный способ проверки целесообразно использовать после:
1) изучения разрядов того или иного явления (например, склонений существительных, времён глагола, видов предложений по цели высказывания и т.п.);
2) ознакомления с несколькими видами орфограмм или пунктуационных правил, в чем-либо сходных между собой (например, употребление мягкого знака (как показатель мягкости согласного, как разделительный, как грамматический показатель) );
3) изучения всех форм словоизменения (окончания существительных 1 склонения).
Связное сообщение ученика весьма эффективно на уроках повторения по теме или в конце учебного года. Связному сообщению необходимо учить. Начинается формирование этого умения с обучения составлять план ответа, затем анализируются образцы таких сообщений и по аналогии готовятся сообщения о каком-либо сходном языковом явлении.
При проверке домашнего задания с помощью данного способа используются следующие задания: рассказать о том или ином явлении по предлагаемому плану (он либо заранее записывается на классной доске, либо выводится на экран; составить план ответа о том или ином языковом явлении; связное сообщение о том или ином явлении.
2. Проверка знаний может быть устной и письменной.
Письменная форма позволяет проверить знания у всех учащихся одновременно. Проверка письменного задания. Письменные задания даются как по языковым темам, так и по правописным – орфографическим и пунктуационным, а также по развитию связной речи учащихся (последние задания проверяются учителем вне урока).
Выполняя задания по лексике, фонетике и грамматике, учащиеся подчеркивают соответствующие явления, выписывают их, составляют словосочетания, предложения, подбирают свои примеры, составляют схемы слов, словосочетаний и предложений. Правильность выполнения этих заданий рациональнее всего проверять с помощью выборочного называния (выписывания) соответствующих языковых явлений. Свой ответ учащиеся должны мотивировать, объясняя выбранные из домашней работы примеры.
Выполняя задания по орфографии и пунктуации, школьники подчеркивают в словах орфограммы, в предложениях – смысловые отрезки, требующие пунктуационного выделения; вставляют пропущенные орфограммы; расставляют пропущенные знаки препинания; выписывают слова с нужными орфограммами и предложения с теми или иными смысловыми отрезками; подбирают свои примеры слов с теми или иными видами орфограмм; составляют предложения заданной структуры.
Эти задания проверяются с помощью следующих действий:
- сравнение своей домашней работы с записью на классной доске (на ней предварительно учитель записывает ту часть домашнего задания, над которой работали учащиеся) с целью найти и исправить возможные ошибки;
- вставка пропущенных букв, знаков препинания в записанной на доске части домашней работы (эту работу выполняет вызванный к доске ученик по своей тетради);
- выборочное чтение (называние) примеров;
- выписывание примеров из домашней работы;
- диктант по тексту домашнего упражнения;
- составление таблиц на основе домашнего упражнения;
- письмо по памяти на основе домашнего задания.
3. Проверка запоминания учащимися слов, имеющих те или иные особенности.
Параллельно с усвоением определений языковых понятий, правил правописания школьники должны запомнить достаточно большое число слов, обладающих какими-либо произносительными, морфологическими или орфографическими особенностями.
Для проверки произношения слов (гласных, согласных и ударения в них) целесообразно использовать следующие задания:
- вспомнить слова, в которых заучивалось произношение гласных (согласных), ударение, и произнести их;
− прочитать слова (они заранее записаны на доске);
− подобрать к данным словам однокоренные слова или образовать от них какие-либо формы, записать их и прочитать.
Проверка правильности образования форм слов осуществляется с помощью следующих заданий:
- вспомнить слова, образование форм которых заучивалось, записать их и произнести;
- образовать от данного слова какую-либо форму, записать ее и произнести;
- выбрать из данных форм слов литературный вариант, записать его и произнести.
Усвоение слов с непроверяемыми орфограммами проверяется с помощью следующих заданий:
- вспомнить слова с непроверяемыми орфограммами, записать, подчеркнуть в них непроверяемые написания;
- записать под диктовку слова с непроверяемыми орфограммами;
- подобрать к этим словам однокоренные слова, записать их;
- сгруппировать слова с непроверяемыми написаниями по каким-либо признакам (например, по смысловым, по грамматическим темам, по общности непроверяемых орфограмм).
Методика задавания уроков на дом
Большое значение для домашней учебной работы школьников имеет методика задавания уроков на дом.
Чем младше возраст учащихся, тем более детальными и исчерпывающими должны быть для них инструктивные указания. Характер разъяснений зависит от того, насколько тесно содержание домашнего задания связано с учебной работой школьников на уроке.
В начальных классах урок обычно заканчивается подробным разъяснением содержания домашнего задания, способов его выполнения. Учитель обязательно выясняет, все ли правильно поняли и записали задание («Прочитай, как ты записал»; «Повтори, какое наблюдение ты сделаешь дома»).
Основное требование состоит в том, чтобы задание давалось в спокойной обстановке, чтобы оно было понято учащимися, чтобы учитель записал задание на доске, а учащиеся переписали его в свои дневники. На уроках, посвященных изучению нового материала, домашнее задание дается после объяснения нового, закрепления и проверки правильности первоначального усвоения учащимися основных положений, изложенных учителем. Однако и на этих уроках не следует относить объяснение задания на самый конец урока с риском сформулировать его под звонок. Как правило, домашнее задание учитель дает после завершения той части урока, с которой оно логически связано.
1. Задание выписывается на доску.
2. Открывается страница учебника, на которой учащиеся находят нужное задание.
3. Прочитывается вслух текст упражнения (учителем или детьми).
4. Учитель выясняет у детей, как надо выполнить задание, выясняет затруднения.
Приёмы
Простое указание выполнить задание таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе. (Этот прием является вполне достаточным, если учитель обстоятельно объяснил новый материал и так закрепил его в классе, что все учащиеся справились с упражнениями.)
Объяснение задания и показ выполнения его на двух-трех примерах. (Этот прием применяется в тех случаях, когда домашнее задание по содержанию несколько отличается от выполняемых в классе работ.)
Разбор наиболее трудных сторон (случаев) домашнего задания в классе. (Этот прием применяется во всех классах в тех случаях, когда учитель уверен, что задание в целом посильное, но содержит отдельные трудные вопросы, связанные с характером задания или сложностью изложения вопроса в учебнике. Так, необходимо иногда рассмотреть условие предложенной на дом задачи или разобрать трудные места в параграфе учебника.)
Указание тех конкретных требований, которым должны соответствовать выполненные дома работы. (Этот прием применяется обычно к заданиям типа сочинений, изложений.)
Указания относительно методов выполнения домашнего задания или его отдельных частей. (Этот приём уместен при задавании задачи, имеющей какую-либо сложность в решении, а также при заданиях учебно-практического характера. Этот приём применим и при заданиях по повторению.)
Основные недостатки домашней учебной работы школьников
В домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки. Распространенными являются следующие.
1. Полумеханическое чтение изучаемого материала, неспособность расчленять его на отдельные смысловые части и отсутствие самоконтроль за усвоением знаний.
2. Неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.
3. Выполнение письменных заданий без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся не только допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями.
Существенные недостатки связаны с перегрузкой учащихся домашними заданиями. Отдельные учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению.
Дифференциация и индивидуализация домашнего задания
Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.
Существует несколько направлений дифференциации обучения:
• по образовательным целям;
• по уровням выполнения заданий;
• по времени обучения, времени выполнения заданий;
• по содержанию обучения;
• по последовательности учебного материала;
• по структуре учебного материала;
• по подходам к обучению;
• по видам учебной деятельности;
• по способам применения заданий;
• по оценке деятельности.
Выделяют две основные формы организации дифференцированного обучения: внутреннюю и внешнюю дифференциации.
Внешняя дифференциация обучения - это основная форма дифференцированного обучения учащихся, которая предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. Стабильные группы профильных классов учащихся формируются на основе определенных критериев, таких, как познавательные интересы, общие и специальные способности, достигнутые в обучении результаты и успеваемость, проектируемая профессиональная деятельность и т.д.
Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс), подобранной по случайным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.
Особенность внутренней дифференциации на современном этапе - ее направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении (что традиционно для школы), но и на одаренных детей.
Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся (дифференцированный подход), так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения.
Традиционно сущность внутренней дифференциации состояла в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.
Значительную трудность для учителей при подготовке к дифференцированной работе представляет 3 группа школьников - дети со стойкой пониженной успеваемостью. Работа с этими учащимися представляет для учителя наибольшую трудность. Здесь главная задача - развитие умственных способностей. Необходимо постепенно учить ребят сравнивать явления, находить черты общего и различия, сопоставляя, обобщая, находить главное. В работе с ними широко применяется письменные инструкции-алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы. Особенно важна работа по развитию речи, так как запас слов у них беден, конструкции предложений примитивны.
В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников. Применяются различные виды дифференцированной помощи:
1) Работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания.
2) Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
3) Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
4) Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы (создание ситуации успеха).
5) Использование слабыми учащимися при ответе составленным дома планом изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
6) Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
7) Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
8) Предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий).
9) Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
10) Указание правила, на которое опирается задание.
11) Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).
12) Указание алгоритма выполнения задания.
13) Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
14)Объяснение хода выполнения подобного задания.
15) Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
16) Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
17) Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
18) Выдача ответа или результата выполнения задания.
19) Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
20) Постановка наводящих вопросов.
Дифференциация домашнего задания осуществляется обычно путём предъявления заданий разного уровня сложности.
По трудности можно выделить 3 типа заданий:
Задания, выполнение которых состоит в стереотипном воспроизведении заученных действий.
Задания, выполнение которых требует некоторой модификации заученных действий в изменившихся условиях.
Задания, выполнение которых требует поиска новых способов действий (творческие).
Как правило, учащимся с низким уровнем обученности предлагаются репродуктивные задания или задания с элементами творчества, а со средним и высоким – творческие (опережающие задания поискового характера: подобрать материал к теме, составить схему-опору (типа фишбоун), найти информацию в словарях).
Безударные гласные в корне слова
1 уровень
В проверочном слове поставьте ударение. Вставьте пропущенную букву. Выделите орфограмму.
козочка – к…за
кончик – к…нец
лес – л…сник
гриб – гр…бок
гололёд – л…дяной
походка – х…дить
защита – защ…щать
вышагивал – пош…гал
2 уровень
Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.
стёклышко, застеклили – ст…кло
ледяной, лёд – л…док
снег, снеговик – сн…жинка
котята, котик – к…тёночек
говорил, говор – разг…вор
пляска, расплясался – пл…сать
заварка, заварить – св…рить
следом, следы – насл…дил
3 уровень
Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.
…. – с…дло
… - с…довник
… - б…рега
… - в…дяной
… - цв…тут
… - пол…вать
… - отп…лить
… - м…стерить
Лекция 3 «Правила выполнения домашних заданий по русскому языку.
Рекомендации участникам образовательного процесса»
Качество и культура учебного труда школьников по выполнению домашних заданий включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом.
Правила
1. Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер.
Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени. Только при этом условии в памяти остается «глубоко проторенный след», а знания сохраняются на долгое время. Психолог М.Н. Шардаков приводил сравнительные данные об эффективности концентрированного и рассредоточенного запоминания, которые были получены в процессе экспериментальной работы во II, IV и VI классах. Для запоминания давался отрывок из стихотворения, однако одна группа ребят заучивала его концентрированно, вторая же работала над стихотворением в течение трех дней. Результаты работы были проверены через 20 дней: каждый из учащихся должен был прочитать наизусть выученное стихотворение. Если школьник испытывал затруднение, ему напоминали первые слова стихотворения. Оказалось, что больше напоминаний приходилось делать тем учащимся, которые применили прием концентрированного заучивания. Те же ребята, которые пользовались способом распределенного во времени запоминания, нуждались в подсказке гораздо реже.
2. Домашние задания необходимо выполнять в день их получения.
Усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10 - 12 часов после восприятия. Это доказано психологическими опытами. Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850 - 1909) давал обучающимся задание заучить 13 лишенных смысла слов и в дальнейшем не повторять их. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44% этих слов, а через 2,5 - 3 часа – только 28%.
Это психологическое явление находит свое объяснение в физиологии. И.П. Павлов и его ученики доказали, что образующиеся новые нервные связи непрочны и легко тормозятся. Торможение сильнее всего проявляется сразу после образования временной связи. Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу же после восприятия изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необходимо провести работу по их закреплению в день их восприятия. Именно поэтому и необходимо выполнять домашние задания в день их получения. Например, если урок был в понедельник, а следующий – в пятницу, то, естественно, учить его надо не в четверг, а в понедельник. Это, однако, не исключает необходимости повторения и воспроизведения усвоенного материала и накануне очередных занятий.
3. Приступая к подготовке домашних заданий, нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала.
Как же это делать? Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочется его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое – когда ученик ставит цель как можно лучше выполнить задание, не торопится и стремится к глубокому осмыслению и усвоению материала. Этот настрой (установка) побуждает его к прилежной работе, к проявлению умственных и волевых усилий, что, естественно, значительно повышает качество домашнего учения. Чтобы сделать этот настрой (установку) более действенным, определенную и детально продуманную цель полезно проговорить несколько раз вслух, чтобы она более прочно укрепилась в сознании и превратилась в мысленную «программу действий». В дальнейшем, когда эта установка закрепится, необходимость в таком проговаривании отпадает.
4. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником.
Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует обратиться к вдумчивому чтению параграфа учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения изучаемого материала.
Указанная методика относится главным образом к младшим и средним классам. В старших классах она значительно видоизменяется. В этих классах учащиеся наряду с учебником часто используют и дополнительные источники знаний (тексты художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические документы и т.д.). Но в целом общая система домашней работы и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь выше. Не меньшее значение имеет в старших классах применение приемов самоконтроля.
Больше того, при значительном увеличении объема домашних заданий их роль в прочном усвоении знаний становится еще выше.
Но как быть тем ученикам (а они, к сожалению, встречаются), которые (то в силу своей слабой памяти, то по причине недостаточного внимания на занятиях) перед изучением материала дома не в состоянии ничего «вспомнить» и воспроизвести из того, что объяснялось учителем на уроке? В этом случае необходимо рекомендовать, чтобы при первом чтении (первичном восприятии материала) они попытались выделить и осмыслить основные вопросы темы, а воспроизведение (пересказ вслух или про себя, ответы на вопросы учебника и т.д.) начинали после повторного чтения учебника.
Свою специфику имеет работа по усвоению и воспроизведению значительного по объему и сравнительно трудного учебного материала. Такой материал целесообразно расчленять на смысловые части и каждую часть повторять и воспроизводить отдельно в определенную единицу времени, отделяя усвоение одной части от другой кратковременным отдыхом продолжительностью 5 - 10 мин.
Большое значение в прочном и глубоком усвоении знаний имеет установка на запоминание, всестороннее осмысление и длительное сохранение в памяти изучаемого материала. Если школьник приступает к учебной работе с такой психологической установкой, он не только проявляет упорство и настойчивость в овладении знаниями, но и подбирает соответствующие приемы учения, стремясь самостоятельно преодолеть трудности, более старательно выполнять упражнения.
Психологические исследования показывают, что сохранение знаний в памяти зависит также от их содержания. Быстрее забываются формулировки, определения и описательный материал. Более продолжительно сохраняются знания, основанные на понимании закономерностей и причинно-следственных связей. Отсюда отнюдь не следует, что при усвоении изучаемого материала нужно обращать основное внимание на запоминание правил и выводов. Как раз наоборот, исследования Н.А. Менчинской показывают, что необходимо направлять учащихся на глубокое и всестороннее продумывание внутренней логики знаний, на усвоение причин и взаимозависимостей, которые характеризуют то или иное явление с тем, чтобы выводы и обобщения заучивались не механически, а выступали в сознании школьников как логическое следствие анализа изучаемого материала.
5. Приступая к выполнению практических заданий, следует внимательно просмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке, и продумать, какие теоретические положения использовались в процессе их выполнения.
Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с тренировочными упражнениями в классе и содействует самостоятельному выполнению письменных заданий.
Существенной спецификой характеризуется домашняя работа учащихся по написанию сочинений, изложений, пересказов и других творческих заданий. Эта работа оказывается более эффективной, если она рассредоточивается во времени и расчленяется на ряд этапов. На первом этапе ученик вдумчиво прочитывает и осмысливает необходимый материал по учебнику и дополнительной литературе. В процессе этой работы делаются выписки наиболее важных мест изучаемых источников, которые могут быть процитированы при написании сочинения, а также фиксируются собственные мысли, возникающие по ходу чтения. Второй этап работы обычно посвящается составлению плана сочинения или изложения. Третий эта отводится для написания творческой работы. На заключительном, четвертом этапе проводится доработка сочинения, изложения, пересказа и его окончательное оформление. Вся эта работа обычно занимает полторы - две недели. Написание же этих работ в один присест, как это делают многие школьники, не дает необходимого обучающего эффекта.
6. Между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам необходимо делать перерывы в 10 - 12 мин. для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности.
Установлено, что после восприятия и усвоения изучаемого материала процесс его закрепления в сознании учащихся продолжается и после того, как учебная работа прекращается. Это «скрытое затвердевание» знаний происходит в течение 10 - 20 мин, что и вызывает необходимость указанного выше перерыва.
7. Во время перерывов между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям, в частности, смотреть телепередачи, вступать в дискуссии и т.д. В это время лучше всего спокойно погулять на свежем воздухе, выполнить легкую физическую работу. Это объясняется физиологическими закономерностями и, в частности, законом нервной индукции (от лат. inductio – возбуждение). Суть его заключается в том, что последующее за восприятием изучаемого материала сильное раздражение вызывает в мозге появление нового очага возбуждения, приводящего к затормаживанию только что сформировавшихся нервных связей.
8. Очень важно, чтобы домашние задания выполнялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте. Это правило при всей кажущейся его простоте имеет существенное значение для успеха домашней работы. Оно содействует быстрому сосредоточению внимания на выполнении учебных заданий, приучает к дисциплине и упорядоченности процесса обучения.
9. После подготовки домашних заданий по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать 20 - 30-минутный перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применением приемов самоконтроля, осуществляя таким образом рассредоточенное усвоение знаний.
10. Полезно, чтобы учащиеся непосредственно перед сном уделяли 8 - 10 мин беглому просмотру (повторению) изученного материала по учебникам и, не подвергая себя никаким дополнительным раздражениям, в спокойном состоянии ложились спать. Это создает условия для дальнейшего протекания во сне внутримолекулярных процессов в нейронах (нервных клетках) головного мозга, связанных с более глубоким усвоением изучаемого материала.
Памятки
Учителя, опираясь на правила, могут создавать для детей и родителей памятки.
Советы родителям:
1) если ребёнок не может продолжительно и сосредоточенно работать достаточно долго (5 - 10 минут), то лучше начинать приготовление уроков с письменных заданий; это наиболее трудный вид работы для учащихся начальной школы, поэтому не требовать (особенно от первоклассников) переписывать «каракули»; логично сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения;
2) письменные задания необходимо чередовать с устными;
3) обязательно после 25 – 30 минутных занятий для 7 - 8 летних школьников, а для детей постарше через 40 - 45 минут делать 10 - 15 минутный перерыв для отдыха. Во время перерыва сделать физические или танцевальные движения (лучше под музыку) - это позволяет быстрее восстановить работоспособность. Но пауза не должна чрезмерно возбуждать, иначе потом трудно «входить» в работу.
4) Нужно подобрать мебель соответственно росту ребёнка.
5) Не требуйте многократного переписывания заданий с черновика на чистовик. Лучше выполнить задание один раз, но качественно.
6) Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа малоэффективна. Если же ребёнок учится во 2 смену, то вечером домашнее задание просматривается, разбираются вопросы сложные для ребёнка, а работа выполняется в первую половину дня с 10 до 12 часов.
7) Во время письма следует делать перерыв, выполняя физминутки, гимнастику для кистей рук (сжимание, разжимание пальчиков, массаж), упражнения для глаз (приложение).
8) Обращайте внимание на выполнение упражнений по русскому языку полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.
9) О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое-то важное место из текста упущено, пусть читает ещё. Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте.
10) Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, было достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, нарушению зрения.
11) Если ребёнок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон. Желательно, чтобы ребёнок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провёл какое-то время на свежем воздухе, принимая участие в активных играх. По гигиеническим нормам время для прогулки для школьников младших классов - 3,0 – 3,5 ч.
12) В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Не высмеивайте ошибки своих детей. Старайтесь избегать самого слова «ошибка».
Для создания благополучного настроя ребенка на учебу не рекомендуется:
• будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
• кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей: бутербродами, объясняя то себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
• требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
• сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
• лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
• заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
• кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
• заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
• не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
• ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
• сидеть у телевизора и за компьютером более 40 - 45 минут в день;
• смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
• ругать ребенка перед сном;
• не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
• разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
• не прощать ошибки и неудачи ребенка.