Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3 Долг и ответственность работника социальной сферы
1.
«Деятельность» как важнейшая категория, обозначающая
специфически человеческий способ отношения к миру.
2.
Содержание профессиональной деятельности в помогающих
профессиях.
3.
Деятельность социального работника по оказанию помощи
человеку.
4.
Содержание профессионального долга в социальной работе.
Одной из проблем, изучаемых деонтологией, является обоснование
места долга и ответственности в человеческом бытии, их роли как
необходимых предпосылок человеческого существования.
Чувство долга и ответственности заставляет человека действовать,
преодолевая не только трудности, которые неизбежны в деятельности, но и
самого себя, свою слабость, неуверенность, лень. Осознавая свой долг и
ответственность
перед
непосредственными
участниками
процесса
деятельности, группой, коллективом, обществом за результаты не только
своих личных действий, но и совместной деятельности, личность делает все
от нее зависящее ради положительного конечного результата. Таким
образом, долг и ответственность являются одними из основных средств
повышения эффективности совместного труда.
Деятельность представляет собой процесс, в ходе которого человек
творчески преобразует окружающий его мир. Она носит конкретноисторический характер и определяется общественными условиями жизни,
представляя собой способ существования данной социальной реальности.
Деятельность
—
система
многоаспектных
и
многоплановых
предметных взаимодействий индивида с предметной действительностью, в
широком смысле — с окружающим миром, в результате чего и
осуществляется производство и воспроизводство материальных и духовных
ценностей.
В философии “деятельность” — важнейшая категория, обозначающая
специфически человеческий способ отношения к миру — предметную
деятельность. Процесс деятельности человек соотносит как со своими
потребностями и целями, так и с природой и особенностями предмета
деятельности, делая его мерой и сущностью своей активности. При этом
человек не просто взаимодействует с природой, а постепенно включает ее в
состав своей материальной и духовной культуры. В процессе деятельности
человек создает новые ценности и новые представления, новые способы
общения, новые потребности и новый язык. Поэтому, изменяя внешний мир,
человек изменяет и самого себя.
В
структуре
человеческой
деятельности
выделяются:
субъект
деятельности (человек), объект (предмет труда), средства деятельности
(орудия труда) и среда, в которой деятельность осуществляется (жизненный
мир человека).
В общей системе деятельности можно выделить такие функциональные
блоки, как мотивы, цели, программы, информационные основы, решения,
подсистемы профессионально значимых качеств личности и т. д.
Совместная
деятельность
людей
оказалась
бы
не
только
бессмысленной, но и невозможной, если бы каждый из ее участников, исходя
из соображений собственной выгоды или предпочтений, выполнял бы лишь
ту часть работы, которую ему хочется выполнить, или вообще уклонялся бы
от совместной деятельности без объективных причин. В отсутствие чувства
долга и ответственности каждый из формальных участников совместной
деятельности руководствовался бы только собственными эгоистическими
соображениями. Отдав предпочтение собственным ситуативным интересам и
склонностям, такие индивиды свели бы на нет усилия других участников
деятельности, беспечно относясь к собственной роли в общем деле.
Закономерен вывод: в отсутствие долженствования и ответственности
совместная деятельность людей невозможна.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности является
средством опредмечивания социального долга. Работа специалиста нацелена
на оказание помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации и
не имеющим возможности самостоятельно решить свои проблемы. Но и
общество в целом не может оставаться равнодушным, если отдельные
граждане
или
целые
социальные
группы
обладают
сниженными
возможностями в реализации прав и нуждаются в помощи.
Вместе с тем не все формы и виды помощи человеку, нуждающемуся в
ней, легитимизируются и, как показывает практика, не всегда обретают
официальный статус. Например, оказание бытовой, психологической и иной
помощи престарелому родственнику, больному другу, коллеге, соседу,
наконец, просто незнакомому человеку, прохожему может осуществляться
членами их окружения или индивидами, случайно оказавшимися рядом,
постоянно или ситуативно, спонтанно, такая помощь может носить
спорадический или даже разовый характер.
Сравнение содержания деятельности, осуществляемой в учреждениях
социальной службы или иных организациях, официально реализующих
социальную работу на основании законодательно закрепленных полномочий,
с деятельностью, осуществляемой вне их, показывает, что оно во многих
аспектах идентично, если не принимать в расчет процедуру оформления
документов, официально закрепляющих за субъектом обязанность оказания
услуг.
Профессиональная деятельность представителей так называемых
помогающих профессий реализуется в социальной сфере и регламентируется
как общими требованиями к профессиональной деятельности, так и вполне
конкретными должностными инструкциями. Но зачастую специалист в
интересах клиента выходит за рамки формального функционала, если
располагает возможностью для этого и не нарушает действующих законов.
Принципиальной
разницы
между
деятельностью,
реализуемой
специалистом по социальной работе, и деятельностью представителей других
помогающих профессий, не существует. Каждый профессионал в рамках
выполнения своих обязанностей помогает человеку, попавшему в трудную
жизненную ситуацию, в ее разрешении и содействует тем самым его
социализации или ресоциализации, приобщению или возвращению к
нормальному образу жизни. Смысл деятельности представителей этих
профессий тождествен — содействие достижению человеком и обществом
благополучия, разница заключается лишь в системе методов, методик,
технологий, используемых на практике. Однако в сложных случаях,
требующих глубоких и системных профессиональных знаний, несомненно,
предпочтительны специализированные виды помощи со стороны узких
специалистов.
Наиболее
широким
арсеналом
располагает
профессиональная
социальная работа, которая использует в практике медицинские, правовые,
педагогические, психологические и другие методы и технологии и может
комплексно оказывать помощь своим клиентам.
Социальная работа реализуется в социальной сфере не только в рамках
официальной профессии, но и с помощью других видов деятельности,
относящихся к группе помогающих профессий.
Все
эти
виды
деятельности
являются
специализированными
разновидностями социальной работы. Таким образом, социальная работа
реализуется в социальной сфере в профессиональной и непрофессиональной
форме.
С точки зрения содержания социальная работа имеет всеобщий
характер; формальная причастность к профессиональной группе в данном
случае может рассматриваться как несущественный, вторичный признак.
В Конституции Российской Федерации человек провозглашен высшей
ценностью, а государство — социальным, главная цель деятельности и
развития которого — достижение каждым членом общества максимального
благополучия. Гражданин России в соответствии с Конституцией наделен
всеми основными правами и гарантиями: на жизнь, свободу, защиту чести и
достоинства, жилье, охрану здоровья, образование, труд, социальное
обеспечение в случае утраты трудоспособности и т. д. Из Конституции
Российской Федерации следует, что забота о благополучии граждан и
реализации ими их прав — естественная и неизменная сфера деятельности
государства.
Даже
в
самом
благополучном
государстве
есть
граждане,
пообъективным причинам не имеющие возможности реализовать свои права.
Наиболее общей причиной этого является недостаточная социальная
адаптация этих граждан из-за физического состояния, а также негативного
психологического, социального и экономического положения. Вследствие
этого они нуждаются в дополнительных мерах по защите своих прав и
интересов
со
стороны
государства,
от
лица
которого
выступает
специфический институт социальной работы.
Деятельность социального работника по оказанию помощи человеку,
обратившемуся
в
социальную
службу,
направлена
на
решение
специфических проблем, возникающих в связи с тем, что отдельные
граждане, семьи и целые группы населения оказываются в трудной
жизненной ситуации.
Приступая к практической деятельности, социальные работники
осознают, что являются своего рода агентами государства, давшего им
полномочия по решению определенного круга социальных проблем.
Содержание
формальной
и
неформальной
социальной
работы
заключается в содействии человеку, нуждающемуся в помощи. Однако
непосредственные цели формальной и неформальной социальной работы
могут ситуативно различаться в зависимости от множества обстоятельств.
Тем не менее в процессе формальной и неформальной социальной работы
обществом исполняется долг перед отдельными гражданами и перед самим
обществом.
В процессе профессиональной социальной работы формируется особый
характер
долженствования,
в
котором
ярко
выражена
социальная
компонента, смысл должного поведения, отношений и действий социального
работника — содействие достижению клиентом и обществом социального
благополучия.
Требования
профессионального
долга,
ставшие
внутренними
убеждениями социального работника, являются определяющим мотивом и
одновременно главным духовным стимулом его деятельности. Требования
морального долга заставляют социального работника более широко
определять свои обязанности, нежели это предусмотрено в должностной
инструкции, не нарушая при этом действующего законодательства.
В
отличие
от
профессионального
долга,
профессиональные
обязанности специалиста могут носить более конкретный характер, так как
они
относятся
к
выполнению
разнообразных
требований
и
задач,
возложенных на социального работника в силу его профессионального
статуса или статуса социальной работы как социального института, результат
функционирования которого необходим обществу и государству.
Долженствование и ответственность социального работника в рамках
его профессиональной деятельности осуществляются в первую очередь в
отношении наиболее значимых субъектов.
Среди них общество и государство, профессия, профессиональная
группа, клиент и сам социальный работник.
Долг и ответственность специалиста перед обществом и государством
требуют в первую очередь использования всех профессиональных знаний,
умений и навыков, таланта и душевных качеств социального работника в
интересах
общества
и
государства
посредством
организации
и
осуществления эффективной профессиональной деятельности.
Для специалиста на практике это означает участие в разработке и
реализации социальной политики государства, выбор приоритетов и
способов осуществления профессиональной деятельности на основании
глубокого понимания ее целей и задач, социального смысла и содержания.
Необходимо учитывать, что социальная работа множеством связей
соединена
со значительным
количеством
разнообразных
социальных
институтов и структур. Профессиональный долг социального работника
состоит в выявлении, установлении и активизации таких взаимосвязей и
отношений в практике профессиональной деятельности с целью оптимизации
социальной работы и удовлетворения потребностям общества и государства.
Совершая необходимые действия в рамках профессиональной деятельности,
социальный работник привлекает при необходимости все возможные
ресурсы и в первую очередь задействует те из них, которые официально
предоставляются государством и обществом.
При этом он должен заботиться об обеспечении оптимального
соотношения между затратами и полученным результатом. Эффективность
использования ресурсов в социальной работе, их творческое, рациональное
расходование, изыскание новых, нетрадиционных и более эффективных
видов ресурсов, в том числе неформальных — одна из главных задач
социального работника и его профессиональный долг перед обществом и
государством.
Большое значение имеет использование возможностей клиентов,
вовлечение их в совместную деятельность. Долг социального работника
перед обществом и государством состоит не только в том, чтобы по
возможности добиться улучшения условий жизни определенной части
общества — своих клиентов, но и сделать их активными членами общества,
субъектно участвующими в социальной жизни. А это невозможно без
выявления и использования потенциала самих клиентов, обучения их
социально позитивной и эффективной деятельности и жизнедеятельности.
Большую общественную значимость имеет то нравственное содержание,
которое социальный работник привносит в отношения с клиентами и
передает им в процессе взаимодействия.
Осознавая многогранные социальные последствия своей работы и
организуя ее таким образом, чтобы содействовать достижению блага не
только для клиентов, но и для всего общества, социальный работник
выполняет свой профессиональный долг.
Социальные
работники,
занятые
своей
профессиональной
деятельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, решают
проблемы общества, но и утверждают свою профессию как неотъемлемую
сферу жизнедеятельности общества, как необходимую для благополучия и
стабильности всего общества и государства.
Таким образом, глубокое понимание специалистом социальной службы
социального содержания и последствий собственной профессиональной
деятельности является его профессиональным долгом и важнейшим
деонтологическим
принципом.
Этот
принцип
определяет
основные
отношения специалиста с обществом и государством. Долг социального
работника перед своей профессией — это реализация ее гуманистического
потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого
общественного института, имеющего высокую престижность и значимость в
глазах общества и его членов.
Гуманистический потенциал социальной работы требует, чтобы
специалист принимал меры по его защите и наращиванию, ограждению от
попыток трансформировать социальную работу в сервисную деятельность,
связанную с непосредственным оказанием разнообразных услуг не по
объективной потребности клиента, а по его запросу. С учетом того, что
теория и практика социальной работы в нашем обществе находятся в стадии
формирования, долг социального работника перед профессией заключается в
содействии ее оптимальному развитию и становлению, в постоянном
совершенствовании как ее отдельных компонентов, так и всей деятельности в
целом на основе реализации творческого подхода.
Разработка и обоснование теории социальной работы, способной не
только отразить все многообразие актуальной практики, но и способствовать
ее развитию и совершенствованию — долг социального работника перед
профессией.
Реализация потенциала профессии в обществе не будет эффективной
без соответствующего отношения к ней каждого из представителей
профессиональной
группы.
Относиться
к
своей
профессии
как
к
деятельности большой социальной ценности и значимости, необходимому в
современном обществе социальному институту, как к средству реализации
своих позитивных, социально значимых способностей, потребностей,
социальных и профессиональных идеалов, быть активным пропагандистом
этих идеалов, способствовать утверждению их в общественном сознании —
долг социального работника перед своей профессией.
Принадлежность к социальной, профессиональной группе обязывает
человека учитывать не только свои личные, но и общие, групповые интересы,
которые определяются сущностью и целями группы, ее статусом в обществе,
целями общества. Более того, принадлежность к группе и обществу
предполагает умение подчинить собственные интересы тем интересам
группы
и
общества,
ради
реализации
которых
создана
группа,
сформировалось общество.
Формирование поведения и деятельности в соответствии с интересами,
в первую очередь, общества, социальной и профессиональной группы —
должное поведение — становится свидетельством того, что личностью в
полной мере освоена социальная и профессиональная роль. Иными словами,
должное поведение, демонстрируемое в социальной и профессиональной
деятельности,
может
свидетельствовать
об
успешной
социализации
личности, о ее социальной и профессиональной зрелости.
Сегодня
словосочетание
“социальная
работа”
перестало
быть
неологизмом, однако уровень и качество знаний общества об этой профессии
все еще недопустимо низки и узки, а порой и в корне неверны. Поэтому
первым долгом социального работника перед своей профессией является
содействие
реализации
рекламно-пропагандистской
функции,
распространение в обществе объективных знаний о ней, реклама социальных
услуг, раскрытие и экспонирование ее гуманистического потенциала.
Формирование
общественного
профессиональной
мнения
деятельности
о
социальной
высокой
работе
социальной
как
о
ценности
и
значимости является одним из компонентов долга социального работника.
Итак, деятельность социальных работников, способствующая развитию
авторитета профессии, складывается из следующих составляющих:
1.
Квалифицированная
практическая
работа,
основанная
на
профессиональных знаниях. Социальный работник должен основывать свою
деятельность на профессиональных знаниях и быть всегда в курсе основных
достижений науки. Важным профессиональным качеством социального
работника является стремление к развитию и совершенствованию своих
знаний, методов социальной работы. Наличие такого качества вменяется в
обязанность социальному работнику профессионально-этическим кодексом.
2. Наличие моральной ответственности не только за свой участок
работы, но и за деятельность организации, в которой социальный работник
трудится. Социальный работник всегда является представителем какой-либо
организации и, следовательно, выполняет те задачи, реализует те цели,
которые выработаны этой организацией. Как представитель профессии,
социальный работник несет личную ответственность за политику своей
организации. Наличие моральной ответственности за деятельность своей
организации отнюдь не означает наличие в ней круговой поруки, так как
социальному
работнику
совершенствованием,
вменяется
корректировкой
в
обязанность
политики
работать
своей
над
организации,
повышением эффективности той службы, в которой он работает.
3. Недопущение неквалифицированной и запрещенной практики
социальной работы. Социальный работник должен использовать все
возможные средства для того, чтобы в профессиональной деятельности
утверждать профессионально-этические и правовые принципы. Соответствие
профессиональной деятельности этим принципам является свидетельством
того,
что
практика
социальной
работы
не
может
считаться
неквалифицированной и запрещенной. Какие требования вытекают из
принципа недопущения неквалифицированной практики социальной работы?
Первое, что стоит отметить: как правило, неквалифицированная практика
социальной работы может быть преодолена благодаря конструктивной
критике некомпетентных действий своих коллег. Критические оценки
должны способствовать развитию и совершенствованию форм и методов
социальной работы. Если же критика не является продуктивной, то
обязанность социального работника состоит в том, чтобы предпринимать
действия по соответствующим каналам против неэтичного поведения своих
коллег. Тем самым здесь выражено второе требование, позволяющее не
допустить неквалифицированную практику социальной работы.
4. Участие в добросовестной рекламе и информационных компаниях,
формирующих
положительное
общественное
мнение
о
достойных
представителях данной профессии, а также о ее социальном предназначении.
Важность этого требования обусловлена повышением роли СМИ в обществе.
Нельзя переоценить роль радио, телевидения, газет в нашей жизни.
Социальный работник, способствуя повышению авторитета профессии,
должен использовать эти источники информации в целях рекламы, а также
продвижения информационных материалов о деятельности социальных
служб, о лучших представителях профессии. Признание обществом высокого
статуса профессии имеет не только моральное значение. Это может
способствовать положительному влиянию на приток лучших представителей
молодежи
в
профессию.
Однако
данное
направление
деятельности
социального работника предполагает соблюдение определенных этических
требований. Прежде всего это касается соблюдения нормы запрета на
недобросовестную
рекламу,
в
которой
искажаются
квалификация,
компетентность, результаты социальной практики. При этом в отдельных
случаях, когда в СМИ появляется несправедливая критика профессии,
задачей социального работника является защита профессии.
Долг и ответственность каждого социального работника перед
профессиональной группой предполагает поддержание стабильности и
сплоченности коллектива, в котором он работает, создание атмосферы
коллективизма, товарищества и взаимной поддержки. Поскольку усилия
коллектива как единого целого приносят неизмеримо более высокие
результаты, от качества взаимодействия специалистов, характера отношений
между ними во
многом
зависит
эффективность деятельности всей
организации.
Совокупная профессиональная группа социальных работников состоит
из людей разного возраста и пола, с различным образовательным уровнем и
жизненным опытом, различными интересами, взглядами и убеждениями,
характерами и нравственными идеалами. Однако есть и нечто общее,
объединяющее этих людей в коллектив, целостную профессиональную
группу. Это, во-первых, цели, которые они перед собой ставят и достижения
которых
добиваются
сообща.
Вторым
по
значимости
фактором,
объединяющим социальных работников в коллектив, является единство
моральных принципов, профессиональных ценностей.
Все противоречия, которые могут возникать и неизбежно возникают в
процессе повседневной практической деятельности, должны разрешаться не
в интересах личностей, а в интересах достижения общих целей и на основе
единых моральных принципов и системы ценностей.
Профессиональным долгом социального работника по отношению к
коллегам, коллективу, в котором он работает, совокупной профессиональной
группе является подчинение своих действий и поведения единым для всего
коллектива и профессиональной группы идеалам, ценностям и целям,
содействие коллегам в усвоении, присвоении и реализации этих ценностей и
целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.
Забота о единстве и целостности коллектива как решающего субъекта
социальной работы связана с организацией целенаправленного, слаженного
действия всех его членов, принимающих участие в решении общих проблем,
стоящих перед профессиональной группой.
Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность
деятельности всего коллектива. Такая ответственность накладывает на
социального
работника
определенные
обязательства.
Он
должен
согласовывать свои действия с действия ми коллег, обмениваться с ними
опытом, учиться у них мастерству и обучать менее опытных, относиться с
уважением к традициям коллектива, изыскивать новые, более эффективные
формы и методы работы.
Поддержка деятельности коллег, подчеркивание ее значимости и
важности, уважение их профессионального опыта, оказание им всесторонней
помощи на основе собственного профессионального и жизненного опыта и
знаний, открытость, честность, доброжелательность в отношениях, высокая
требовательность к коллегам и еще более высокая — к себе самому — долг
социального работника перед ними. Самоуважение и взаимное уважение
коллег создает благоприятную, творческую атмосферу и способствует
повышению профессионального уровня коллектива.
Сотрудничество с коллегами в интересах дела, понимание роли всего
коллектива в успехе каждого его члена, заинтересованность в успехе коллег,
содействие повышению их профессионального мастерства и авторитета,
содействие служебному росту и личностному развитию, а вместе с тем и
повышению авторитета и работоспособности всего коллектива являются для
социального работника важнейшими деонтологическими принципами.
Единство и общность профессиональных этических норм не означают
единообразие взглядов специалистов, идентичность подходов к решению
поставленных задач. Социальный работник должен быть заинтересован в
свободном выражении коллегами их мнений, в открытой, честной
доброжелательной критике, поскольку выполнение профессионального долга
невозможно без критического, беспристрастного отношения к отступлениям
от профессиональной морали и ценностей, к небрежному выполнению
профессиональных обязанностей, о ком бы из коллег ни шла речь.
При отсутствии критики и открытого обмена мнениями недовольство
коллег работой специалиста сохраняется в полной мере, накапливается, в
результате чего отношения перестают носить доброжелательный характер,
возникает
недоверие
к
профессиональным
личностным
качествам
специалиста.
Слабое развитие критики в коллективе приводит к тому, что она
воспринимается
эмоционально,
как,
безусловно,
негативное
явление,
вследствие чего критикуемые болезненно реагируют на замечания в свой
адрес
даже
тогда,
когда
понимают
объективность
и
правильность
высказанных замечаний. Долг социального работника перед коллегами
состоит в приобретении и использовании навыков анализа и самоанализа
деятельности, умения деликатно поправить коллегу, вовремя подсказать
правильное решение.
В полной мере критичное отношение коллег должно сохраняться и к
руководителю. Руководитель, склонный считать, что открытая критика
подрывает его авторитет, не сможет добиться высоких результатов в работе.
Каким бы опытным он ни был, избежать недочетов невозможно, и его
подчиненные обращают на это внимание. Однако, опасаясь открыто
критиковать руководителя, обсуждают промахи у него за спиной. Это мешает
руководителю своевременно устранить ошибки и, следовательно, снижает
качество работы всего коллектива.
Основное
содержание
профессионального
долга
социального
работника по отношению к клиенту и его социальному окружению
заключается в содействии достижению клиентом благополучия, наиболее
полной самореализации его личности, достигаемой различными способами и
методами в соответствии с потребностями и возможностями самого клиента.
За выполнение этих требований социальный работник несет моральную
ответственность. Долг социального работника перед клиентом — отношение
к нему как к личности и организация деятельности, направленной на
личностное развитие.
Основными требованиями профессионального долга социального
работника в отношении клиента являются уважительное отношение,
выявление, поддержка и содействие развитию его наиболее значимых
положительных
качеств,
объективная
оценка
его
способностей
и
возможностей, разумная требовательность к нему, установление не только
деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента
оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения,
уважения со стороны социального окружения.
Особо следует подчеркнуть такое требование долга, как изучение
внутреннего, духовного мира клиента. Внутренняя, духовная жизнь человека
принадлежит только ему самому, является его неотъемлемой частью. При
этом социальный работник всегда должен исходить из того, что каждый
человек
есть
ответственная,
сознательная
личность,
стремящаяся
к
независимости и автономности. Это значит, что его клиент несмотря на то,
что он обратился за помощью, признав собственную несостоятельность в
решении некоторых вопросов, в значительной мере отвечает сам за себя.
В соответствии с этическими принципами клиент вправе принимать
решения о своей собственной судьбе, а значит, он должен нести за них
ответственность. В таком подходе видна вся сложность взаимоотношений
социального работника и его клиента, долга специалиста перед клиентом.
специалист профессионально подготовлен к своей деятельности, он обладает
знаниями,
умениями,
навыками,
опытом,
имеет
соответствующие
полномочия и доступ к формальным и неформальным ресурсам. Его
профессиональный долг — оказать клиенту необходимую помощь, используя
все свои возможности, в том числе неформальные. Внимательное,
доброжелательное и чуткое отношение к мыслям, идеям, интересам клиента,
его эмоциям и переживаниям, основанным на уважении к личности, поможет
социальному работнику выполнить свой профессиональный долг по
отношению к клиенту.
Социальная
деятельности,
работа
где
относится
часто
к
тем
происходит
видам
профессиональной
столкновение
со
злом,
несправедливостью, унижением и болью. Далеко не все виды услуг,
оказываемых специалистом клиенту, отличаются эстетичностью, по большей
части это работа неимоверно трудная, а порой даже грязная. Неверным было
бы в этих случаях требовать, чтобы социальный работник выполнял свои
обязанности с неизменным восхищением по поводу избранного им вида
профессиональной деятельности и содержания конкретной услуги. Как
любой человек, специалист в области социальной работы в определенных
случаях может чувствовать нежелание делать что-либо, испытывать
брезгливость.
Однако, руководствуясь профессиональным и моральным долгом,
осознавая важность и необходимость соответствующих действий, умея
управлять
своими
эмоциями,
ответственный
работник
эффективно
выполняет свои обязанности, преодолевая негативные чувства и не
демонстрируя их своему клиенту. Профессиональная этика социальной
работы не считает безнравственным выполнение в отдельных случаях своего
долга без удовольствия и по внутреннему принуждению.
Однако оценка специалиста и завоевание им уважения и признания со
стороны профессионального и социального окружения осуществляется в
соответствии с результатами его работы, проявляемыми им моральными
качествами и во многом зависит от того, насколько полно социальный
работник выполняет своей профессиональный и нравственный долг по
отношению к клиентам, коллегам, обществу и государству.
Значительную
роль
в
социальной
работе
играют
отношения,
складывающиеся между специалистом и социальным окружением клиента —
его родными и близким, друзьями и соседями. Контакт социального
работника с окружением клиента не должен возникать лишь в чрезвычайных
обстоятельствах, когда необходимо принимать срочные меры, а должен быть
постоянным на протяжении всего периода работы с клиентом.
Специалист всегда видит в социальном окружении своего клиента не
только объект воздействия, но и своего союзника в решении проблем
клиента, то есть субъект социальной работы, поскольку близкие, как
правило,
объективно
заинтересованы
в
улучшении
условий
жизнедеятельности своего родственника, друга, соседа.
Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, учет
его мнения и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание
атмосферы полного доверия и взаимопонимания — профессиональный долг
социального работника. Однако, чтобы сотрудничество было плодотворным,
специалист
должен
объективно
оценивать
возможности
социального
окружения клиента, степень сплоченности его членов и взаимосвязи между
ними, степень готовности включиться в совместную деятельность, мнение
окружающих по поводу обстоятельств и личности клиента, а также уровень
индивидуализма и эгоизма членов окружения.
Социальный работник должен постоянно искать средства
для
повышения заинтересованности и возможности участия членов окружения
клиента в решении его проблем, выполнения ими отдельных этапов и
разделов общей работы, должен формировать общественное мнение в пользу
своего клиента.
Создание
крепкого,
творчески
работающего
коллектива,
объединенного единством задач, — объективная цель сотрудничества
социального работника и социального окружения клиента.
При этом не следует забывать, что для окружения деятельность
пооказанию помощи клиенту не является неизбежной и должной, она для них
— лишь возможная сфера приложения сил. Кроме того, окружение клиента,
видя в социальном работнике представителя официального института,
обязанного выполнять свои функции в отношении клиента, может
сознательно устраняться от совместной деятельности, целиком положившись
на специалиста.
Специалист же не имеет права упрекать родных и близких клиента в
невмешательстве в его судьбу, в равнодушии, он не вправе делать
категоричные заключения. В интересах социального работника — доказать
членам окружения клиента объективную необходимость и полезность их
участия в проводимых мероприятиях, преодолеть возникшие противоречия
во взглядах и мнениях, пробудить в них интерес к совместным действиям,
тактично разъяснить их роль в отношении клиента, согласовать интересы с
целью общей работы и добиться добровольного участия в совместной
деятельности.
Творческое, заинтересованное выполнение социальным работником его
профессиональных
личностное
обязанностей,
совершенствование
постоянное
и
достижение
профессиональное
на
этой
и
основе
профессионального и социального благополучия — профессиональный долг
социального работника по отношению к самому себе.
Свои обязанности социальный работник выполняет не только потому,
что его деятельность нужна обществу, клиентам, но и потому, что она
необходима ему самому, поскольку отвечает его внутренним потребностям,
способствует реализации его личностного потенциала.
Завоевание уважения и признания среди коллег, клиентов и их близких,
укрепление своего авторитета, признание обществом высоких качеств и
ценности как специалиста и личности, социальное одобрение деятельности и
поведения — важнейшее содержание долга социального работника перед
самим собой.
Один из основных элементов долга социального работника перед
самим собой — поддержание своей профессиональной чести и достоинства.
Честь и достоинство социального работника — это высокая, но объективная
оценка
самим
специалистом
своих
реальных
профессиональных
и
личностных качеств. Помимо этого, честь и достоинство как качества
личности являются отражением потребности социального работника в
высокой самооценке и оценке со стороны окружающих, а также стимулом и
мотивом профессионально нравственного поведения, основой для его
дальнейшего личностного совершенствования.
Для специалиста как личности, обладающей высокой нравственностью,
важны не только внешние проявления уважения к нему, формальное
общественное признание. Для развитой в духовном плане личности не менее
важно сознавать, что уважение и признание, авторитет в глазах окружающих
являются заслуженными, имеют действительно веские основания. Именно
это обстоятельство — потребность в объективности и обоснованности
оценки своих достоинств — и является основой совершенствования
личности.
Честь и достоинство социального работника, в отличие от формального
авторитета, не даются ему вместе со служебным удостоверением — они
формируются в процессе его деятельности, в постоянной работе над своими
профессиональными и личностными качествами и повышаются по мере
профессионального
и
нравственного
совершенствования
его
как
специалиста. Честь и достоинство закономерно связаны с признанием
социального работника со стороны общества, государства, коллег, клиентов
и их близких. Однако большое самомнение, завышенная самооценка,
гипертрофированное чувство собственного достоинства, переходящее в
самодовольство и самолюбование, отсутствие самокритичности являются
качествами, отрицательно сказывающимися на всей профессиональной
деятельности специалиста.
Долгом социального работника по отношению к самому себе является
завоевание высокого авторитета в общественном и профессиональном
мнении. Авторитет социального работника может быть формальным и
неформальным. Формальный авторитет специалиста представляет собой, по
сути, авторитет его профессии и должности, которую он получает, приступая
к профессиональной деятельности. Неформальный же авторитет является
показателем моральной значимости и влияния специалиста на клиента или
его окружение, на коллег, мерилом его профессиональной ценности,
результатом
авторитет
оценки
его
социального
профессиональной
работника
может
деятельности.
быть
основан
Реальный
только
на
действительных его достоинствах и заслугах как профессионального, так и
личностного порядка. Завоевание авторитета — процесс длительный и
трудный, имеющий одну особенность: чем меньше работник думает о
завоевании авторитета
и чем
больше
заботится
о качестве
профессиональной деятельности, тем выше его авторитет.
своей