Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
4 модели ДО:
1. Интеграция очных и дистанционных форм обучения, строится на общении, используется при этом кейс-технологии;
2. Сетевое обучение, автономные сетевые курсы, информационно-предметная среда (учебные центры, консультации с преподавателем и тьютером);
3. Сетевое обучение и кейс-технологии, которые используются либо для обучения слушателей, либо в целях повышения квалификации преподавателя;
4. Обучение на основе видеосвязи, интерактивное телевидение, компьютерные видеоконференции, спутниковая связь.
1 кредит = 36 часов.
1.3 История развития педагогики
Начало зарождения педагогической теории положено в трудах древнегреческих учёных и философов (V в.д.н.э.), в частности Сократ, Платон. Сократ (познай себя), Платон (идеи вечные и неизменные, о дошкольном воспитании положение, нравственная и умственная, «Воспитание должно быть заботой государства»), Демокрит (положение, о природособразности воспитания). Наиболее большой вклад внёс чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – «Великая дидактика» (1632 г.). Эта работа положила начало науки о процессе обучения и о природосообразности воспитания.
Это Руссо, Песталоцци, Дистервег и другие исследователи – принцип природосообразности.
Ян Амос Коменский ввёл следующие принципы:
• наглядность;
• сознательность;
• системность;
• системность;
• последовательность;
• прочность усвоения;
• нравственные качества (мораль).
В России в развитие педагогики внесли значительный вклад в 30-40 г.г. XIX в. Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Николай Гаврилович Чернышевский и другие, особенно следует отметить Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1871), предложил, чтобы педагоги при обучении учитывали, возрастно-психологические особенности учеников и разработал такие принципы как:
• сознательность;
• активность;
• наглядность;
• последовательность;
• доступность;
• прочность.
Разработал общую и научную педагогику.
В ХХ в. над развитием педагоги работали П.П. Болонский, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.
1.4 Связь педагогики с другими науками
Педагогика тесно связана с психологией, социологией, физиологией высшей нервной деятельности.
2. Предмет психологии
2.1 связь психологии с другими науками
2.2 психология – система научных дисциплин
2.Предмет психологии
Название науки психология происходит от греч. («psyche» – душа и «logos» – учение, наука).
Предметом психологии, как науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления психики вообще, и сознание человека, как конкретной исторической личности в особенности.
Психология изучает внутренний мир человека, который следует учитывать в процессе обучения и воспитания.
Психика – субъективный образ объективного мира, постоянный регулятор деятельности, особое свойство высоко организованной материи – мозга, состоящее в отражении действительности.
В какой форме проявляется психика? – ответ: в форме сознательности.
Форма проявления психики – сознание.
Сознание – высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий человека в трудовой деятельности при общении.
По Смирнову предметом психологии высшего образования выступает психологические закономерности и условия эффективности процессов обучения и воспитания в высшей школе.
Психология ВО является разделом педагогической психологии.
2.1 Связь психологии с другими науками
При обучении в ВО приходится использовать не только психологическую педагогику, но и возрастную, социальную, юридическую психологию труда и психофизиологию
В нашем круге мы будем изучать творчество, познавательную деятельность психологии.
2.2 Психология – система научных дисциплин
Психология – разветвлённая система научных дисциплин:
1. Общая психология занимается разработкой общих закономерностей, выявляемых в психологии, методами, которыми пользуются психологи, теоретические принципы и т.п.;
2. Педагогическая психология занимается разработкой закономерностей обучения и воспитания учащихся, исследование мышления человека, изучает проблемы усвоения знаний, навыков и умений интеллектуальной деятельности (умственная деятельность, мыслительная деятельность);
3. Психология труда изучает психические особенности трудовой деятельности, психические аспекты организации труда, исследует профессиональные особенности человека, особенности развития трудовых навыков, делится на: инженерную психологию, авиационную, космическую, психологию спорта, психологию торговли, психологию научного творчества и т.д.;
4. Возрастная психология изучает физическое и психическое развитие личности в условиях воспитания и обучения. Различные психологические качества личности, включают детскую, юношескую психологию, психологию взрослого человека и геронтопсихологию;
5. Психология аномального развития (включает патопсихологию, мозговую патологию, олигофренопсихологию), сурдопсихология (глухота, слепота);
6. Сравнительная психология изучает психику человека и животного;
7. Социальная психология, изучает общение, поведение больших и малых групп, коллективов и пр.
24.09.2016 – лекция № 4
Цели образования и обучения
План:
1. Сущность цели, её определение.
2. Многоуровневый характер педагогических целей.
3. Модель специалиста.
4. Методические рекомендации для составления модели специалиста.
5. Иерархия целей обучения.
1. Сущность цели, её определение
В педагогической науке цель по праву относятся к центральным стержневым категориям.
Учебные цели – это предпосылка для активной организации учебного процесса для использования соответствующих средств обучения и для выбора оптимальных учебных стратегий.
Чётко сформулированные цели – это чёткая предпосылка для соответствующего контроля.
Учебные цели связывают воедино его основные компоненты:
• содержание обучения (чему?);
• формы обучения;
• методы обучения (как?);
• педагогический контроль.
Цель отвечает на вопросы: ради чего? почему изучаем?
Чётко сформулированные цели не только важны для контроля, но и для уровня сформированности практических и профессиональных компетенций: навыки, умения и личность.
Главными недостатками определения цели являются:
• слишком общее определение цели, при котором их нельзя применять для сравнения с реальными результатами;
• замена цели элементами учебного предмета при этом, как правило, не определяется на каком уровне освоения умений, учащихся должен усвоить учебный материал;
• замена дидактических целей запланированной деятельностью преподавателя.
Педагогическая цель – идеальный, сознательно-планируемый образ результата учебно-воспитательного процесса в отношении порождающим его действиям и условиям. (Навык или умение).
Результат, фиксируемый в целях, выражается:
• в сдвигах, изменениях, которые происходят в знаниях, умениях, познавательных процессах, личных качествах, характере учащихся, ценностных ориентациях, в развитии личности в целом.
Каждая задача предполагает умения, необходимые для её решения, а каждое умение, предназначается для решения соответствующего класса задач.
Знания никогда не существуют сами по себе, они всегда являются элементом какой-либо деятельности, умений.
Студент должен точно знать, где ему пригодятся те или иные знания, в какую деятельность они должны быть включены, о качестве знаний нужно судить не по умению их воспроизводить, а по умению применять их в деятельности.
ДЕЙСТВИЯ
Знания навыки или умения
2. Многоуровневый характер педагогических целей
На формирование целей оказывают влияние очень многие факторы:
• социально-экономические аспекты общества, т.е. требование века (НТП);
• общественно-политический строй страны и её экономики;
• принятые в данное время теоретические направления в педагогической и психологической науках;
• конкретные условия функционирования данного высшего учебного заведения.
Разработка обоснованных целей образования невозможно без выделения основной системы задач, с которыми встретится будущий специалист.
При описании цели может быть использован как язык явлений, так и язык основных творческих задач (Н.Ф. Талызина и др.).
3. Модель специалиста
Модель специалиста означает представление системы типовых задач или системы адекватных им умений (виды деятельности).
Структура модели специалиста состоит из 4-х частей:
1. Задачи (виды деятельности), обусловленные особенностями НТП, для их решения необходимы следующие компетенции:
◦ непрерывно учиться (уметь учиться);
◦ вести информационный поиск, для этого пользоваться не только новейшими средствами, но и библиотеками;
◦ порождать устные письменные тексты;
◦ осуществлять компрессию текста;
◦ составлять «тезаурусы» - система или изолированная совокупность понятий, определённой области науки, словарь, отражающий весь словарный состав языка, с перечнем примеров употребления слов в тексте, систематизированный запас слов, необходимый для общения на определённую тему;
◦ составлять рефераты, аннотации, рецензии (краткое содержание и отзыв), резюме;
◦ вести конспекты;
◦ пользоваться разными видами чтения (поисковое – ознакомительное – просмотровое – изучающее чтение);
◦ быть готовым к коллективным формам общения;
◦ осуществление межличностного и межкультурного общения;
◦ управлять коллективом, производством.
2. Задачи, обусловленные общественно-политическим и экономическим строем нашей страны, для этого необходимы следующие умения:
◦ ориентироваться в различных политических событиях, ситуациях;
◦ формировать мировоззрение;
◦ формировать общую культуру;
◦ формировать нравственно-эстетические основы, совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных тенденций, присущих человеку или общности;
◦ склад ума (менталитет, по-немецки «склад ума»).
Содержание менталитета составляют значение которой владеет данная общность людей.
Термин менталитет ввёл в научный обиход американский философ Ральф Уолдо Эмерсон (1856 г.). В качестве показателя уровня развития индивидуального и коллективного сознания:
• верования;
• особенности поведения;
• устойчивые привычки;
• нравы и формы поведения национальных групп;
• особенности индивидуального мышления.
3. Задачи, обусловленные конкретными условиями функционирования данного учебного заведения.
4. Для каждой профессии должен быть определён конкретный состав практических и профессиональных компетенций, как для учебной, так и для исследовательской деятельности.