Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Динамические процессы в малых группах

  • 👀 1269 просмотров
  • 📌 1205 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Динамические процессы в малых группах
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Динамические процессы в малых группах» pdf
Тема 8. Динамические процессы в малых группах Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Размер группы. Принципы взаимоотношений в малой группе. Психология малой группы. Групповое мнение. Групповое настроение. Традиции. Динамика группы. Групповая сплоченность. Групповая деятельность, ее закономерности. Факторы, влияющие на эффективность деятельности малой группы. Принятие группового решения. Факторы, влияющие на качество групповых решений. Психологическая совместимость. Социально-психологический климат группы. Психологическая сущность коллектива, основные признаки коллектива и условия его развития. Коллектив как объект управления. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей. Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения: а) содержания ее психологии; б) своеобразия ее социально-психологической структуры; в) динамики социально-психологических процессов, происходящих в ней. Ученые (Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Жуйкова И.В. и др.), изучая малую группу, пришли к выводу, что ей обязательно должны быть присущи такие конкретные черты и признаки, как: • наличие двух и более людей; • осуществление непрерывных контактов и общение между ними; • наличие общей цели и совместной деятельности; • возникновение взаимных эмоциональных и других связей; проявление чувства принадлежности к данной группе; • осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»; • формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей; • функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти); • наличие достаточного времени взаимного существования людей. Таким образом, малая группа — это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время [5,C.151-153]. Малые группы делятся на: условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные. Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д. Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Естественные — это группы, реально существующие в обществе. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения. Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений и функционирует в соответствии с заранее установленными общественными целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов. Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д. Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями. Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся[5,C.153-154]. Характерными чертами малой группы являются:  малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 40 человек);  пространственная близость членов группы;  устойчивость и длительность существования:  высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;  интенсивность межличностных отношений;  развитое чувство принадлежности к группе;  неформальный контроль и информационная насыщенность в группе. Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые, по сути дела, и определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей [1,C200-213]. Поскольку каждая группа является ячейкой общественного организма, ее психологии присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, конфессиональных, классовых, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности ее членов и своеобразием их взаимодействия и общения. Cтруктурными компонентами малой группы выступают такие социально-психологические явления, как: внутригрупповые межличностные отношения, групповые настроения и устремления, групповые традиции, групповое являющиеся отражением реальной жизни и деятельности ее членов. мнение, групповые непосредственным Взаимоотношения в малой группе — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих. Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов. Общественно-политические взаимоотношения — возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе. Служебные взаимоотношения — складываются в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей. Внеслужебные взаимоотношения — складываются между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д. Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям определенных принципов. Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют: нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуально- и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в отношениях между всеми членами группы, сохранения личного достоинства, профессионального и социального статуса каждого человека. Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование у всех ее членов взаимопонимания. взаимопомощи, Члены малой поддержки, группы взаимодействия обязаны высоко и ценить принадлежность к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков [5,C.154; 7,C.46-47]. Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью и доступностью. Система межличностных отношений в группе (симпатия или антипатия; безразличие или неприязнь; дружба или вражда и другие психологические зависимости между людьми в малой группе) складывается порою стихийно. На основе межличностных отношений формируются все остальные компоненты психологии малой группы: взаимные требования и нормы совместной сопереживания и жизни и деятельности; сочувствия; межличностные психологическое оценки, соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение. Все они являются стимулами совместной деятельности и поведения людей, механизмами формирования и саморазвития малой группы. В ходе межличностных отношений осуществляются оценка своих достоинств, то есть личность в группе самоутверждается. Но самооценка идет в сравнении с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в группе. Самоутверждение – это активный механизм взаимодействия и взаимоотношений, состоящий в стремлении человека к высокой оценке и самооценке своей личности. Речь идет о нравственно-психологической позиции в системе межличностных отношений, о положении в ней, которые обеспечивали бы человеку уважение, признание, доверие, благосклонность, поддержку, помощь, защиту и тем самым способствовали бы удовлетворению потребности в общении и взаимодействии с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, ее наиболее сильных сторон. Характер развития межличностных отношений в малой группе может быть очень многосторонним и противоречивым. В них проявляется множество разнообразных ситуаций, отражающихся на поведении, действиях, поступках, самочувствии и настроении не только одного члена группы, но и всей группы в целом, на ее сплоченности и результатах деятельности. Могут, например, стихийно складываться неформальные микрогруппы, возникшие вследствие различных причин и предпосылок. Они могут носить положительную или отрицательную направленность и иметь ту или иную степень влияния на людей. В любом случае их появление является закономерностью развития межличностных отношений, которую всегда нужно принимать во внимание и учитывать[5,C.155-157]. В ходе межличностных отношений формируются групповые устремления - цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности, идеалы, склонности, убеждения), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Групповые устремления формируются и разваются под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей. В устремлениях членов малой группы выражаются общие для всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются конкретные потребности и интересы, отвечающие запросам каждого в отдельности и всех вместе в целом. Устремления ведут людей в определенном направлении. Они позволяют периодически контролировать промежуточные результаты жизни и деятельности членов группы, регулировать совместные усилия и непосредственную активность каждого в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности. Одним из структурных элементов психологии малой группы является групповое мнение — совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение ее членов к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри, так и за ее пределами. Оно выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии. Сложившееся в группе общее мнение, как реальная и действенная нравственная сила, через него она влияет на каждого своего члена группы с помощью: - информирования его о реакциях на его действия и поступки со стороны других людей; - предъявления к нему определенных требований, соответствующих групповым или общественным нормам и ценностям; - постоянного контроля и оценки его поступков, поведения, выражаемых в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения. Но психологический механизм воздействия группового мнения может проявляться не только в положительном, но и отрицательном влиянии на личность. Групповое мнение бывает достаточно эффективным. Наряду с официальным мнением в группе может существовать и неофициальное, которое публично не высказывается. Это мнение может и не совпадать с официальным и даже противодействовать ему. Чаще всего его носителями являются представители неформальных микрогрупп, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность. В любом случае неофициальное мнение не способствует укреплению группы и стабилизации в ней здоровой психологической атмосферы. По мнению Донцова А.И. следует знать, что истоки и направленность суждений, на основе которых оно сформировалось, правильно их учитывать и при необходимости принимать или не принимать их во внимание. В процессе формирования и развития групповое мнение проходит три этапа. На первом этапе члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношения к нему. На втором - обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами и в результате группового обсуждения приходят к общей точке зрения. На третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы [5,C.158-159]. Важнейшей составной частью психологии малой группы являются групповые настроения - сложный эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими и в значительной степени определяющих направленность, ориентацию и характер всех проявлений группы и отдельных ее членов. К ним относятся: • совместные переживания конкретных событий, фактов; • сходные эмоциональные состояния членов группы; • устойчивый настрой эмоций и чувств всех членов группы. Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность. Вместе с этим, одни настроения (энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема) способствуют совместным усилиям и успеху группы. Другие же настроения (состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство), напротив, резко снижают ее возможности. Значимым элементом психологии малой группы являются традиции нормы, правила и стереотипы поведения, сложившиеся в течение длительной совместной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни путем повседневного общения между людьми. Соблюдение традиций становится потребностью каждого члена малой группы. Любая группа имеет определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов. Малая группа постоянно пребывает в непрерывной динамике. Характер изменений в ней определяют такие социально-психологические процессы, как: ее образование и развитие; руководство и принятие решений; сплочение; групповое давление; конфликты. Уровень развития группы – это качественный этап, который характеризует социально-психологическую зрелость группы. Выделяют несколько уровней развития группы: конгломерат, номинальная группа, ассоциация, кооперация, автономия, корпорация и коллектив. Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий. Первая стадия – стадия знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социальнопсихологические качества каждого. В результате знакомства формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий, в ходе него и осуществляется первичная адаптация друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместного сотрудничества. Вторая стадия - период первичного взаимного сближения членов группы. Образуются основы межличностных отношений, формируются групповые нормы, возникает групповое самосознание. В процессе контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. В это же время группе присуща формальная (внешняя) целостность, что означает, что могут обостряться межличностные отношения и возникать на различной почве конфликты. Однако в процессе развития группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии. На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно начинает формироваться ее актив. Общение между членами группы становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подгруппа добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Постепенно оформляется групповое мнение, появляются общие настроения и совместные переживания людей. На четвертой стадии группа становится общностью с выраженным чувством «мы». В группе складываются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах. Социальнопсихологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов всех ее членов группы. Высший этап развития малой группы - формирование коллектива, которому присущи строгая организация жизни и деятельности, наличие уважения к руководителю, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе каждый человек развивается всесторонне и творчески. Важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений в группе. Он проявляется в виде совокупности психологических условий, которые способствуют или препятствуют продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе [5,C.167-167]. Социально-психологический климат группы представляет собой такое состояние ее психики, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Признаками благоприятного социально-психологического климата являются: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2) доброжелательная и деловая критика; 3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов; 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; 5) хорошая информированность членов группы о задачах и о состоянии дел; 6) удовлетворенность принадлежностью к группе; 7) высокая степень взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию (колебание) у кого-либо из членов группы; 8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов; 9) высокая сплоченность всех членов группы. Руководство и принятие решений в малой группе. Руководство — процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему. Оно обеспечивает выполнение группой следующих задач: - целеполагание (выработка ближайших и отдаленных целей своей деятельности); - поддержание взаимопонимания членов группы по важнейшим для них проблемам; - информирование; - принятие решений (обеспечивает процесс формирования единого мнения группы по важнейшим вопросам реализации стоящих задач); - контроль за деятельностью группы в важнейших сферах [1,C213-222]. Процесс группового принятия решений состоит из четырех фаз: 1) установление фактов (групповое интервью); 2) оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов); 3) поиск решений (брейнсторминг); 4) принятие решений [7,C.48-50]. Различают три стиля руководства: демократический, авторитарный и либеральный. Демократический стиль характеризуется привлечением большинства членов группы к обсуждению основных вопросов и проблем, принятию определенных решений; взаимным распределением прав и обязанностей для развития самостоятельности и инициативы людей; расширением взаимного контроля и другой деятельности. Авторитарный стиль связан с чрезмерным повышением роли руководителя. Он сам решает все вопросы, при этом может учитывать, а может и не учитывать мнения других. Налицо постоянная повышенная требовательность ко всем членам группы, которая ограничивает их инициативу и самостоятельность. Авторитарность часто сопровождается грубостью, запугиванием. Такое руководство исключает разъяснение и убеждение и сводится лишь к требованиям. Либеральный стиль характерен для руководителей, которые не вмешиваются в деятельность и взаимоотношения членов малой группы, предоставляя им самим решать свои проблемы. Руководители в этом случае не требуют ответственности за невыполнение задач членами малой группы, пускают развитие событий в ней на самотек [5,C.169-170]. В своей жизнедеятельности, развитии и в процессе руководства группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех перечисленных действий и составляет процесс принятия группового решения. Крысько В.Г. выделяет ряд последовательных этапов процесса принятия группового решения. Это этап информационно-поисковый, включающий выявление и уяснение сущности возникшей проблемы, когда осуществляется сбор дополнительной информации. Промежуточный этап формулирует возникшая задача, ставит цели, выявляет альтернативные действия для ее достижения. Третий этап - оценочно-прогностический, когда осуществляется обмен мнениями, обсуждение способов решения поставленной задачи, выработка общей точки зрения и путей достижения намеченной цели. Он может проходить в разных формах — дискуссии, «мозгового штурма», интервью и т.д. На заключительном этапе происходит окончательный выбор и принятие решения, которое получило бы наивысшую оценку и признательность всех членов малой группы. Процесс принятия группового решения может иметь определенные плюсы и минусы. Американские психологи обнаружили, что групповое обсуждение порождает в два раза больше идей по сравнению с ситуациями, когда те же самые люди работают единолично. При этом решения, принятые группой, отличаются большей точностью, чем индивидуальные решения. Это объясняется тем, что группа в целом обладает большим количеством знаний, нежели один индивид. Причем эта информация более разносторонняя, что обеспечивает большее разнообразие подходов к решению проблемы [5,C.171]. Процесс принятия группового решения является важным элементом руководства и управления малой группой. На практике этот процесс всегда имеет социальный характер. Он зависит от многих факторов — характера взаимоотношений внутри нее, авторитетности и стиля руководства, социально-психологического климата и др. В этих решениях отражаются цели, ценности и нормы соответствующих социальных групп. Сплочение малой группы — это процесс формирования связей и отношений между членами группы, которые позволяют достигать единства, наилучших результатов в совместной деятельности и избегать конфликтов Термин «ценностно-ориентационное единство» введен в отечественную социальную психологию А.В. Петровским. Он означает, что отношения между членами группы носят опосредованный совместной деятельностью характер, выражением чего является совпадение для членов группы ориентации на социальные ценности совместной деятельности. Процесс сплочения группы осуществляется на всех этапах ее развития и проходит три ступени. Сначала члены группы воспринимают друг друга по внешним, поверхностным и несущественным признакам. В ходе общения (в основном эмоционального) складываются симпатии или антипатии, доверие или недоверие и т.п. Осуществляются так называемая первичная психологическая дифференциация группы и интеграция неформальных микрогрупп в ней. Затем складывается новый характер отношений между членами малой группы. Новые системы ценностей и возникающие взаимоотношения как бы накладываются на уже существующие, а их согласование и адаптация проходят уже безболезненно. И, третий этап – этап упрочения системы ценностно-ориентационного взаимодействия, формируется деловое и эмоциональное единство членов малой группы. В ходе развития в малой группе формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. На тех, кто им не подчиняется или игнорирует их, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление. Выделяют следующие функции такого давления: 1) стремление обеспечить достижение групповых целей; 2) сохранение группы как целого; 3) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться; 4) определение членами группы своего отношения к социальному окружению. Групповое давление осуществляется в форме санкций, применяемых к тем членам группы, которые не соблюдают общепринятых норм или ведут себя вызывающе, конфликтно по отношению ко всем другим. Санкции обычно бывают двух видов — поощрительные и запретительные. Важным фактором социальной группы является психологическая совместимость в группе - способность членов группы к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Высокий показатель психологической совместимости должен быть в таких группах, которым приходится выполнять задачи в условиях относительной изоляции от социальной среды (космонавты, полярники, участники различных экспедиций). Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге — большей эффективности труда. Выделяют два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую. В первом случае подразумевается определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций. Социально-психологическая - это эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций. Комплектование групп с учетом требований психологической совместимости способствует повышению уровня их продуктивности и оптимизации социально-психологического климата. Социально-психологический климат - это отражение состояния отношений и общения между отдельными членами и структурными подразделениями социальной организации. Они выражаются в виде соответствующего настроения, психоэмоционального состояния, уровней воззрений, что влияет на результативность деятельности, дисциплину и другие показатели. Конфликт в малой группе. Конфликт в группе — это сложившаяся дисгармония межличностных отношений между ее членами или нарушение равновесия между существующими в ней структурами [5,C.174-175]. Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми. Обычно к конфликтам приводят следующие причины: • наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы; • присутствие противоборства между различными людьми (руководителя с неформальными лидерами, неформальными микрогруппами и разностатусными членами группы, разными микрогруппами); • разрыв отношений внутри определенных микрогрупп; • появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы. Конфликт играет конструктивную роль в малой группе: дает возможность более особенности членов глубоко группы, оценить индивидуально-психологические оказывает позитивное влияние на эффективность совместной деятельности в группе, устраняет противоречия между членами группы, позволяет ослабить состояние психологической напряженности. Деструктивная роль конфликта состоит в том, что он оказывает негативное воздействие на психическое состояние членов группы, ухудшает взаимоотношения между ними. Обычно конфликты имеют следующую динамику: 1.предконфликтная ситуация, когда фиксируется возникновение противоречий между членами группы; 2. осознание предконфликтной ситуации приходящее через определенное время, активизирует участников конфликта на принятие необходимых мер; 3.конфликтное взаимодействие, оно вызывает острое противоборство сторон; 4. разрешение конфликта, приводит к снятию или избавлению от противоречий конфликтующих людей; 5. послеконфликтная стадия, когда происходит разрядка напряженности.(См. тема 8) Высшим уровнем развития социальной группы является коллектив. Коллектив (лат. сollectivus - собирательный) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели. Виды коллективов определяются по количеству и составу членов — первичный и вторичный коллективы. Первичный коллектив — это группа людей, находящихся в непосредственном общении в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы. Коллективу характерны такие черты, как:  сочетание интересов индивида и общества;  общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. При этом коллектив выполняет две функции: предметную - решение той задачи, ради которой он создается и социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества. Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений. Литература: 1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд, испр. и доп. – М. :Аспект Пресс, 2008. – 265 с. 2. Гуревич, П. С.Психология [Электрон. ресурс]. Учебник-М.: ЮнитиДана, 2012. - 320 с.-http://www.biblioclub.ru/book/118130/- 3. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы [Текст] /Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М. : Аспект-Пресс, 2007. – 520 с. 4. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы: учеб.пособие / Е. М. Дубовская [Электронный ресурс] - Режим доступа http : www.koob.ru/social_psychology 5. Крысько, В. Г. Социальная психология: учебник для вузов / В. Г. Крысько. – СПб. : Питер, 2007. – 431 с. 6. Социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.С.Семенова. Л., 1979. 288 с. 7. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / сост. И. В. Жуйкова. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 156 с 8. Социальная психология : учебник для студентов вузов [Электронный ресурс] / под ред. А. М. Столяренко. - 2-е изд., доп. - Электрон.дан. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 9. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М., 1989.
«Динамические процессы в малых группах» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot