Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Детская литература XIX века

  • 👀 1006 просмотров
  • 📌 964 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Детская литература XIX века» doc
ЛЕКЦИЯ №3 ТЕМА: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Своеобразие детской литературы XIX века определялось влиянием двух масштабных исторических событий - Отечественной войны 1812 г. и восстания декабристов (1825 г.). Актуальная проблематика, связанная с подъёмом национального самосознания и патриотизма, утверждением образа героической личности и нового понимания гражданского мужества нашла свое отражение в детской литературе данного периода. XIX век отмечен активным вступлением в литературный процесс нескольких поколений передовых писателей эпохи: В.А.Жуковского, А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и многих других представителей классической русской литературы. В произведениях этих авторов воедино сливаются научно-познавательное начало, сюжетная занимательность, высокие эстетические достоинства и гуманистические идеи. Великая плеяда "золотого века" русской литературы оставила непреходящие шедевры детского чтения, сохраняющие свою актуальность и до сегодняшнего дня. 3.1 Творчество П.П.Ершова: жанровая природа литературной сказки "Конек-Горбунок" Идеи и образы народного искусства, связанные с сокровищницей аксиологического фонда народной культуры, неоднократно получали достойное воплощение в художественной ткани литературных произведений. Один из наиболее ярких и талантливых прецедентов подобного рода в истории русской литературы - стихотворная сказка П.П.Ершова "Конек-Горбунок". Вступая в литературный процесс 30-х годов XIX в., П.П.Ершов оказался в самом центре полемической борьбы за народный характер русской литературы. Вопрос о фольклорных источниках русской литературы обсуждался особенно остро, и между представителями различных литературно-критических позиций велась перманентная дискуссия о функции и статусе фольклорных мотивов, образов, фактов народного языка в композиции авторского произведения и непосредственно в творческом процессе. Значительное количество критиков, обладавших авторитетом и достаточным влиянием на современников, отнеслись резко отрицательно к экспансии фольклора в литературу. Подобной позиции придерживались В.Г.Белинский, Е.А.Баратынский, Н.А.Полевой, Н.И.Надеждин, Н.В.Станкевич, выражавшие весьма критическое отношение к сказкам А.Пушкина, В.Жуковского, П.Ершова. Однако широкие читательские круги России, непосредственно воспринимавшие процесс рождения новой литературной традиции, горячо поддержали поэтические опыты своих молодых современников. Сказка "Конек-горбунок" представляет собой явление сложного жанрового синтеза, обусловленного взаимодействием в композиции произведения двух разнородных жанровых моделей - сказки традиционной, фольклорной, и сказки литературной, авторской. Жанровое взаимодействие осуществляется на всех уровнях композиционной организации, и в первую очередь это касается генезиса образно-мотивной системы, напрямую связанной с фольклорной сказочной традицией: сюжеты об Иване-дураке, о Сивке-Бурке, о Марко Богатом, Жар-Птице и Василисе Премудрой гармонично переплелись в сюжетно-фабульной ткани произведения. При этом фольклорный генезис ни в коей мере не подавляет мощное авторское начало, отраженное и в сильнейшем сатирическом модусе сюжета, и в концепции главного героя, и в переосмыслении функции традиционных сказочных персонажей. Образ главного героя - Иванушки Петровича - по праву вошел в галерею лучших сказочных образов, переосмысленных русской литературной традицией. Художественная концепция, реализуемая в образе главного героя, напрямую связана с авторским пониманием национального характера, определившего сложности и противоречия российской истории и воплотившего народный идеал достоинства и человечности. Моральные качества Ивана безусловно положительны: он смел, трудолюбив, настойчив, честен. Гармония нравственной силы и высокого деятельного начала помогает ему выполнить поручение отца и поймать вора, губившего пшеницу. Он не раболепствует перед царем и открыто оговаривает с ним собственные условия при принятии на службу; отношения с братьями демонстрируют полное отсутствие в герое жадности и коварства. Диалоги Ивана с царем концептуально важны для оценки нравственного потенциала главного героя - его личное достоинство особенно очевидно проявляется, например, в полемике о Жар-птице: -Тут Иван волчком вскочил. -Я того не говорил! - Закричал он, утираясь, -О пере не запираюсь, Но о птице, как ты хошь, Ты напраслину ведешь. В последнем разговоре с царем - "о купании в молоке и двух водах" - Иван ловко обходит коварное предложение оппонента и иронически оборачивает ситуацию в свою пользу: "Вишь откуда подступает!"- Речь Иван тут начинает: "Шпарят только поросят Да индюшек, да цыплят; Я ведь, глянь, не поросенок, Не индюшка, не цыпленок, Вот в холодной, так оно Искупаться бы можно. А подваривать как станешь, Так меня и не заманишь. Полно, царь, хитрить, мудрить, Да Ивана проводить!" В целом образ Ивана в сказке Ершова является одним из наиболее глубоких и выразительных вариантов положительного героя в искусстве XIX века. Опыт образной персонификации национального характера в сказочной версии П. Ершова прекрасно согласуется с традиционной интерпретацией своего фольклорного прототипа - Ивана-дурака: откровенно комедийный персонаж, внешне недалекий и простоватый, по ходу развития сюжета превращается в фигуру подлинно героическую, силой собственных достоинств побеждающую обстоятельства. Шутовская маска - не более чем вынужденная уловка, обусловленная исторически сформированной привычкой русского народа маскировать богатство и мощь собственного внутреннего потенциала. Именно века угнетения и социального произвола сформировали специфические особенности русской скоморошеской традиции, типичным представителем которой и является Иванушка-дурачок народных сказок. В соответствии с данной традицией развивается образ главного героя и в сказке П.Ершова: к финалу произведения Иван становится красавцем и патриархальным правителем-царем, выражающим глубинные чаяния русского народа. Жанровое взаимодействие наблюдается и в пространственно-временной организации произведения. Сказочное время, созданное Ершовым в сказке "Конек-горбунок", значительно отличается от традиционного фольклорного. Автор выходит за рамки жанровых традиций и создает оригинальное литературное произведение, по сути переосмыслив функции пространства и времени в соответствии с новыми .художественными задачами и собственным замыслом. В чем же выразилось отличие сказочного хронотопа П.Ершова от фольклорного? Приступая к анализу данного вопроса, определим характер художественного времени в традиционной сказке. Как правило, сказочное время: не связано с героем и не определяет его эволюцию. Оно измеряется последовательностью сказочных событий; заведомо отнесено к прошлому; и, наконец, однолинейно (т.е. развивается по направлению к главному событию сюжета). В сказке литературной ситуация несколько иная. Во-первых, сказочное время в произведении Ершова: максимально приближено к бытовому - фактически оно самостоятельно и не зависит от сюжетно-фабульных событий. Наиболее наглядно эта особенность проявилась в экспозиции произведения, характеризующей предысторию сказочных событий ("Жил старик в одном селе; // У старинушки три сына - // Старший умный был детина, // Средний сын и так и сяк, // Младший вовсе был дурак. // Братья сеяли пшеницу да возили в град- столицу…"). Во-вторых, сказочное время в произведении Ершова многомерно: в отличии от фольклорной модели, оно имеет прошлое, настоящее и будущее. Формы проявления прошлого времени в сказке Ершова связаны с некоторыми функциями авторского комментария. Как правило, в этом случае автор обращается к предыстории сюжетных событий с целью объяснить и мотивировать поступки героев. При этом авторское вторжение в текст представлено в форме своеобразного экскурса в прошлое. Например, рассказывая о кознях спальника против Ивана, автор прерывает развитие сюжета и обращается в прошлое царедворца, подробно излагая причины и обстоятельства возникшей вражды: Надо молвить, этот спальник До Ивана был начальник Над конюшней надо всей, Из боярских слыл детей; Так не диво что он злился На Ивана и божился Хоть пропасть, а пришлеца Потурить вон из дворца… Присутствует в композиции сказки и будущее, связанное с различными предсказаниями сказочных героев. Развивая фольклорные традиции, Ершов наделяет некоторых персонажей способностью к предвидению и прогнозу. Показательно в этом плане своеобразное напутствие-пророчество о Коньке-Горбунке, которым сопровождает чудесная Кобылица свой дар Ивану ("На земле и под землей // Он товарищ будет твой // Он зимой тебя согреет, летом холодом обвеет…"). Нередко рассказчик и сам раскрывает заранее будущее. Ивана. Все предсказания носят характер утверждения - герои самостоятельно планируют свое будущее: и способны конструктивно влиять на него. Обратим внимание на жизнеутверждающий характер напутствия Конька Ивану после неудачной попытки пленить Царь-девицу ("…Все поправим, может статься, только, чур, не засыпаться, // Завтра рано поутру к златошвейному шатру приплывет опять девица…"). Все планы героев на будущее, как и различные предсказания, успешно сбываются по ходу развития сюжета. Специфика сказочного хронотопа в произведении Ершова связана и с определенными формами выражения сказочного времени. Автор не только продолжает и развивает фольклорную традицию, но и в значительной степени переосмысляет ее. К наиболее характерным формам выражения времени можно отнести следующие: - обращение к традиционным художественным формулам, которые обозначают время между событиями ("время катит чередом, час за часом, день за днем"; "сказка скоро говорится, дело мешкотно твориться") и вводят в сказку образ автора как свидетеля событий ("…много ль времени, аль мало // С этой ночи пробежало - // Я про это ничего не слыхал ни от кого…"). - использование числовых указаний времени, которые несвойственны фольклору и в максимальной степени приближают сказочное время к общеупотребительному ("едут целую седмицу"; "напоследок, в день осьмой") - применение глаголов движения, раскрывающих состояние и возможности героя. Нередко рассказчик с помощью глагольной лексики рисует образную картину действий героев, воскрешая традицию эпической ретардации, свойственную русским былинам ("…Горбунок-конек встряхнулся, // Встал на лапки, встрепенулся, // Хлопнул гривой, захрапел // И стрелою полетел; // И в два мига, коль не в миг // наш Иван воров настиг…") - в некоторых случаях рассказчик применяет метафорические формулы выражения художественного времени, свойственные произведению литературному ("догорающий закат", "пламенеющая заря", "леденящий холод ночи"). Таким образом, сказка П.Ершова "Конек-горбунок" представляет собой явление сложного жанрового синтеза, реализуемого в системе композиционной и образно-мотивной организации произведения. Опираясь на мощное фольклорное начало и устойчивую жанровую традицию, автору сказки удалось создать на основе народных мотивов совершенно новое, оригинальное произведение, отмеченное художественной завершенностью и концептуальной новизной. 3.2 Творчество Н.А.Некрасова для детей Лирика Николая Алексеевича Некрасова (1821-1877) составляет одну из ярчайших страниц в истории русской лирической традиции. Жанровые традиции, разработанные и развитые Некрасовым, получили в истории детской литературы дальнейшее развитие, проявившись в творчестве В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, А.Барто. Историко-литературное значение лирики Некрасова напрямую связано с его новаторством и заключается в следующих факторах. Во-первых, Некрасов существенно расширяет тематический диапазон детской поэзии и вводит в нее познавательный материал, первым начал создавать специфические жанры детской лирики. Во-вторых, поэт обогащает и этическую проблематику детской поэзии, обращаясь к проблемам современной социальной жизни и патриотического воспитания. В-третьих, тематику и жанровое своеобразие детской лирики Некрасов рассматривал в неотрывной связи с традициями народной культуры. Идеологический фундамент, определяющий специфику поэтической практики Некрасова, напрямую связан с его революционно-демократическими убеждениями. В первую очередь это касается взглядов поэта на ведущую роль в формировании личности патриотического воспитания. Патриотическая идея Некрасова специфична, поскольку носит отчетливый революционный характер, связанный с призывом к самоотверженной борьбе против социального угнетения. Именно с подобным пониманием патриотизма связаны особенности сюжетно-образной композиции в поэмах "Кому на Руси жить хорошо", "Орина - мать солдатская", "Мороз - Красный нос". Образы героев и художественно достоверные картины крестьянского быта в данных поэмах проникнуты сочувствием к угнетенным, верой в возможность лучшего будущего для русского народа. Исторический оптимизм Некрасова всегда опирался на великую убежденность поэта в духовной силе и одаренности своего народа. Для художественной системы Н.Некрасова характерна перекличка революционно-демократических убеждений поэта с его воспитательными идеями, освещающими вопросы художественной практики детского писателя. Наиболее ярко связь гражданского идеала с этическим кредо писателя проявляется в стихотворении "Дедушка", герой которого, пожилой декабрист, оставляет своему внуку своеобразный нравственный завет. Сформулированный в этом завете этический идеал, достойный для передачи подрастающему поколению, включает базовые нравственные принципы, необходимые для воспитания гармоничной личности: самоотверженная борьба за интересы народа, самостоятельность мышления, верность идеалам свободы и добра. Одно из мощнейших средств патриотического и нравственного воспитания Некрасов видел в качественной детской литературе, содержащей высокий этический идеал и обращенной к актуальным проблемам современности. С данным убеждением связана активнейшая публицистическая и издательская деятельность Некрасова, публиковавшего в журнале "Современник" статьи В.Белинского, Г.Чернышевского, Н.Добролюбова. Мощное воспитательное воздействие детской литературы должно быть обусловлено, по мнению поэта, ее художественной достоверностью, особым вниманием к отражению жизненной правды. Поэтическая практика самого Некрасова может служить блестящим примером реализации данной концепции. Одно из лучших поэтических произведений писателя, поэма "Железная дорога", проникнута глубоким ощущением трагизма, связанным с правдивым изображением строительства первой русской железной дороги. Поэма построена на приеме авторского комментария к эпиграфу произведения. Целью данного приема является разоблачение лицемерной лжи о роли в строительстве дороги ее владельца - графа Клейнмихеля, способной извратить нравственные установки ребенка. Рассказчик изображает суровую картину подлинного строительства: возникает галерея шокирующих образов чернорабочих, страшные картины голода, болезней, смерти от непосильного труда. Интонация поэмы явно рассчитана на эмоциональное восприятие, на активизацию чувства протеста. Большинство произведений Некрасова содержат именно аффективный импульс к борьбе, они призваны пробудить энергию действия в сознании читателя. Среди многочисленных поэтических шедевров, созданных Н.Некрасовым, выделяется своеобразный цикл стихотворений, непосредственно посвященных русским детям. Таковы "Дядюшка Яков", "Пчелы", "Генерал Топтыгин", "Соловьи", "Накануне светлого праздника", "Дедушка Мазай и зайцы". Все они отличаются как тематическим, так и формальным единством. Во-первых, все они посвящены картинам из крестьянской жизни. Поэт создает особый литературный жанр бытового этюда, отразивший некоторые характерные особенности поэтики Некрасова. Во-вторых, в художественной речи стихотворений широко используются элементы фольклора: прибаутки, народные притчи, поговорки. Детское сознание особенно чувствительно к фольклорной речи, к сокровищам народной словесности. Не случайно с таким энтузиазмом и вниманием дети воспринимают приключения деда Мазая, для речи которого это особенно характерно: "…И во весь дух // Пошли зайчишки, // А я им - Ух!// Живей, зверишки! // Смотри, косой, теперь спасайся; // А чур, зимой, не попадайся, // Прицелюсь -бух! И ляжешь - ух!". В-третьих, Некрасов использует литературную форму сказа. Типичным примером подобной формы субъектной организации является рассказ Мазая, в произведении "Соловьи" - рассказ матери-крестьянки о вольной жизни соловьев в ближайшей роще. В финале текста возникает реалистическая картина жизни русского крестьянства, в которой поэт подводит читателя-ребенка к широкому социальному обобщению. В стихотворении "Накануне светлого праздника" Некрасов впервые в литературе для детей представляет образы ремесленников и рабочих, знакомит читателя с разными профессиями. В тексте созданы живые портреты представителей различных ремесел. Характерно, что основной герой детских произведений Некрасова - тоже ребенок. Образы детей в поэтической системе писателя воплощают скрытый духовный потенциал народа, неистребимый никаким угнетением. Это скорее даже своеобразные характеры-символы, в которых заключена авторская концепция истории русского народа. С одной стороны, это жертвы, лишенные радостей детства и занятые непосильным трудом (таковы персонажи стихотворения "Плач детей"). С другой - это надежда нации, ее возможное просвещенное будущее. В стихотворении "Школьник" поэт рассказывает о встреченном в пути мальчике: он оборван, беден, но в котомке своей несет единственное свое сокровище - книгу. Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош. Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек. Или,. может, ты дворовый Из отпущенных?… Ну что ж! Случай тоже уж не новый. Не робей, не пропадешь! Рассказчик устанавливает прямой параллелизм между попутчиком и великим деятелем земли русской - М.В.Ломоносовым, когда-то также ушедшим в столицу "за наукой". В детской поэзии Некрасова представлены яркие, выразительные образы народных героев, многие из которых принадлежат к числу наиболее любимых и популярных в дореволюционной поэзии. Поэт наделяет представителей народа гуманностью, трудолюбием, поэтическим вкусом. Таков Дед Мазай, который сопереживает попавшим в беду зайцам. Мазай отличается особенно чутким, бережным отношением к родной природе, противопоставленным хищническому истреблению и браконьерству. В стихотворении "Дядюшка Яков" возникает образ своеобразного "народного просветителя". Герой стихотворения - торговец-коробейник - пытается провести книжную культуру в сельский быт, за бесценок продавая буквари и книги. Образование, пусть элементарное, чрезвычайно важно именно в условиях жестокой бедности, ибо зачастую является одним из немногих путей к сохранению надежды и достоинства. Дядюшка Яков - герой чрезвычайно самобытный, характерологический, парадоксально соединяющий в себе призвания оборотистого дельца и педагога-просветителя. Как никто другой он обладает особым талантом привлечь детей к грамоте, с завораживающим энтузиазмом пробудить интерес к учебе. Отличительной особенностью творческого метода Некрасова является ярко выраженное дидактическое и назидательное начало в его детской поэзии. В творчестве Н.Некрасова для детей практически не встречается выхолощенных лирических жанровых форм, отмеченных идиллическими интонациями или условной медитативной рефлексией. Даже элегию, классический жанр эпохи романтизма, поэт превращает в своеобразный публицистический и эстетический манифест. Поэзия Н.Некрасова - поэзия подвига, действия и сознательного нравственного выбора. В этом источник ее сильнейшего эстетического воздействия, сближающий лирику Некрасова с патриотическими и агитационными жанрами. Но дидактичность, агитационность поэзии Некрасова сочетается с высокой художественностью, очевидным мастерством автора и прекрасным знанием фольклорной традиции. В рамках языковой стилистики и композиционной модели многие произведения и эпизоды обнаруживают непосредственную связь с аналогичными явлениями в устном народном творчестве. Увлекая читателя красочной поэтической картиной или занимательным сюжетным рассказом, поэт постепенно подводит его к социальному и нравственному обобщению, к критике современной действительности, к переосмыслению собственного нравственного идеала. Нередко при этом в тексте содержится непосредственный призыв к пересмотру ценностей, формулируемый рассказчиком. Возрождая дидактические традиции народной поэзии, изобретая новые жанровые формы, Н.А.Некрасов утверждал дидактичность поэзии как неотъемлемый элемент творческого метода детского писателя, как способ выражения авторской позиции и средство эффективного воздействия на сознание читателя. Благодаря Некрасову дидактичность органично вошла в детскую поэзию, особо укрепив именно воспитательную ее функцию в детской литературе. Особую роль детская лирика Некрасова сыграла в становлении и развитии эстетики русского лирического пейзажа. Композиционные и тематические функции пейзажа у Н.Некрасова чрезвычайно разнообразны: нередко все стихотворение представлено определенной пейзажной моделью (к примеру, "Соловьи"), иногда пейзаж реализует функцию своеобразной интродукции ("Дед Мазай и зайцы"), пейзажные образы могут быть переплетены с сюжетом. Но почти всегда пейзаж обладает особой лирической выразительностью, связанной с авторской позицией в произведении. Наиболее ярко это проявляется в тех произведениях, где пейзаж представлен в контрасте с социальной действительностью - например, вступление к "Железной дороге", где идиллические картины природы только сильнее оттеняют трагизм ситуации, связанный с проблемой крепостнической эксплуатации народа. Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно - покой и простор! - Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер. Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни… Нет безобразья в природе!… Классическая пейзажная интродукция, воскресающая в жанровой памяти читателя традицию русской изобразительной элегии на темы времен года, неожиданно прерывается резким социально-публицистическим диссонансом. Лирическая ситуация, заданная созерцанием совершенной природы и рефлексией лирического героя, развивается совершенно нетипично для элегической традиции: благодушно-идиллические интонации сменяются устрашающей и трагической фантасмагорией, представленной в макабрических образах восставших из могил мертвецов-строителей железной дороги. Красота и совершенство природы еще более оттеняют трагизм и безысходность истории, несправедливость и жестокость самодержавной России. Образная композиция произведения отмечена жесткой, эпатажной интонацией, придающей произведению статус художественного приговора и вполне отвечающей общему пафосу творчества Некрасова. С публицистическими художественными задачами лирики Некрасова связаны и особенности фантастики в его произведениях. Во-первых, поэт возрождает традиции народного животного эпоса и успешно использует его сатирические возможности, переосмысляя традиционные образы в соответствии с художественной задачей. Так рождается, к примеру, "Генерал Топтыгин", в котором образ медведя развивается в сатирический символ самодержавной России. Во-вторых, фантастика в произведениях Некрасова только подчеркивает реальность изображаемых событий, подвергаемых художественному анализу и нравственной оценке. Гротескный, зловещий колорит образной ткани в "Железной дороге" лишь акцентирует трагизм художественной ситуации, связанный с авторским отношением к бесчеловечной эксплуатации строителей дороги. Фантастика в произведениях Некрасова раскрепощает творческие способности читателя, помогает ему определить собственную позицию по отношению к изображаемому явлению. Среди других особенностей поэтики произведений Некрасова следует отметить принципиальную ориентацию автора на фактологическую основу сюжета (сюжетная ситуация многих произведений опирается на реальные события), автологичность и лаконизм художественной речи. С последней особенностью поэтического языка Некрасова связана целая группа эллиптических приемов, основанных на эстетическом эффекте умолчания (сознательном пропуске фразы, недоговоренности, семантически осложненной паузе). Отмеченные особенности обусловливают уникальную неповторимость поэтического стиля Некрасова и чрезвычайную эффективность эстетического воздействия его произведений. 3.3 В.Г.Белинский - теоретик и практик детской литературы Систематическое осмысление проблем детской литературы в отечественном литературоведении начинается с литературно-критической деятельности Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848), основоположника и идеолога дидактического направления в исследовании детского чтения. Деятельность Белинского последовательно развертывалась в критических публикациях на страницах журналов "Телескоп", "Молвы" (1833-1836), "Московский наблюдатель" (1838-1839), "Литературные прибавления" к "Русскому инвалиду" (1839), "Отечественные записки" (1839-1846), "Современник" (1847-1848). Безусловно, в публикациях Белинского отразилась и общая революционно-демократическая ориентация данных периодических изданий. Однако В.Г.Белинский не остановился только на констатации общих и специфических особенностей детской литературы. Огромное внимание он уделял исследованию связи тематических и методологических аспектов детской литературы с собственной теорией реализма. По мнению критика, предмет изображения в произведении для детей подвергается не только "одушевлению" поэтической фантазией автора, но и представляет определенный ракурс художественного исследования действительности. В то же время В.Г.Белинский вполне резонно полагал, что сознание ребенка в целом обладает недостаточной способностью к абстрактному мышлению, к восприятию сложных психологических коллизий и переживаний. Критик поднимает вопрос о соотношении предмета изображения, отмеченного в детском произведении достаточной тематической и аналитической глубиной, и художественных средств, воплощающих достойное содержание в образной ткани произведения. Подлинным двигателем детского восприятия является воображение, свобода в творческом восприятии прочитанного и сопереживании литературным героям. Поэтому художественные средства изображения и образы в произведении для детей должны быть в первую очередь красочными, динамичными и адекватными сознанию ребенка-читателя. Вовлечение эмоциональной сферы в процесс художественного восприятия становится необходимым условием эффективного детского чтения - при этом особо актуальным, по мнению критика, является развитие в ребенке-читателе данных ему природой "извечных элементов человеческого духа" - чувства любви и "чувства бесконечного", позволяющих прочувствовать истину прежде, чем понять ее. Безусловно, круг задач детской книги не ограничивается только развитием эмоциональной сферы детского сознания. В теории В.Г.Белинского отражены его идеи относительно особенностей учебно-методической литературы, обращенной преимущественно к интеллекту ребенка и призванной расширять научный кругозор читателей. В.Г.Белинский формулирует ряд критериев для учебной литературы, не потерявших актуальности и сегодня: 1) синтез научности и занимательности: детский писатель должен стремиться в живых образах и красках передавать своему читателю научное представление о мире. Читатель, вовлеченный в художественно-педагогический процесс, может даже не догадываться об этом; 2) принцип высокой художественности. Интерес и занимательность - безусловно, важные ориентиры и характеристики для детского произведения. Однако не подлежит сомнению и то, что книга для детей должна представлять собой образцовое произведение с точки зрения художественных достоинств и ценностного идеала; 3) принцип наглядности. Научно-образовательный компонент учебной литературы должен быть адаптирован к формам восприятия, привычным для читателя-ребенка. Особое значение в этом аспекте приобретают традиции иллюстративно-книжной живописи. Критик обращается также и к проблеме содержательно-тематического диапазона учебной литературы для детей по отношению к художественной. Главным критерием, позволяющим охарактеризовать эти принципиально различные виды детской литературы, является их адекватность определенным дидактическим задачам детского чтения. Учебная книга наиболее эффективно воспитывает интеллектуальную сферу ребенка, способствует формированию и полноценному развитию логической дисциплины, усидчивости и внимания. Цели же художественного произведения несколько иные. Безусловно, детская художественная литература сохраняет свою важность как методологический инструмент познания жизни в образах искусства, она даже способна в определенной степени дублировать функции учебной литературы (особенно это касается литературы приключенческой и исторической), но ее первоочередная задача - воздействие на чувства и фантазию ребенка, включение его в процесс читательского сопереживания художественной ситуации. Ведущая функция детской литературы, по мысли Белинского - это в первую очередь функция воспитательная. Дети - "суть гости настоящего времени и хозяева будущего", и поэтому на детского писателя возлагается особая ответственность, связанная с просвещением и нравственным воспитанием подрастающих поколений. При этом нельзя относится к воспитанию книгой как к процессу шаблонному, универсальному для всех детей. Важная заслуга Белинского состоит в том, что критик вводит в теорию художественного воспитания принцип индивидуального подхода: развивая индивидуальные способности ребенка, детское чтение должно ориентироваться на его возраст и уровень развития. Поэтому для каждого читателя - своя программа. Критик несколько переосмысляет популярную в девятнадцатом столетии просветительскую концепцию "tabula rasa" - "чистой доски", метафору "изначальной непосредственности" нравственного сознания субъекта, не подвергавшегося воспитательному процессу и воздействию культуры. Логика Белинского вполне легитимна и закономерна: если душа ребенка - это "чистая доска", то "…качество букв, которые напишет на ней жизнь", зависит не только от мастерства пишущего, но и от качеств самой "доски". Принятый Белинским взгляд на природу человеческого сознания был достаточно распространен в первой половине девятнадцатого столетия. Подобные представления восходят к идеологии Просвещения, а именно - к теориям эмпирического сенсуализма. Естественно, это отразилось и на теории эстетического воспитания В.Г.Белинского. Вслед за сенсуалистами Белинский признает тезис о приоритетном влиянии среды: сознание ребенка преимущественно формируется его ближайшим окружением. Именно поэтому крепостная воспитательная система восемнадцатого века породила несколько поколений ханжей и тунеядцев. Более того, эта система со всеми ее пороками была перенесена в век девятнадцатый и органично прижилась в нем. Позиция Белинского в этом отношении радикальна и категорична: порочное общество продолжает передавать свои пороки детям, и этот процесс ради будущего России необходимо остановить. Больше нельзя заставлять детей смотреть на мир глазами их родителей и воспитателей, это "противоречит законам природной и духовной жизни" развивающейся личности, убивает в детях творческую самостоятельность и настойчивость. Поэтому детская литература должна показать детям новые, более конструктивные модели жизни. Опираясь на положения собственной литературно-критической концепции, критик формулирует приоритетную художественную задачу для детского писателя - утверждать в своем творчестве новую систему нравственных ценностей, основанную на гуманизме, патриотическом долге и гражданской активности. Только кардинальным изменением воспитательной программы детского чтения, по мнению В.Белинского, удастся ликвидировать издержки крепостнического воспитания и "переломить порочную среду". Развивая идеи реформирования детской книги, Белинский обрушивается с критикой на современную реакционную литературу для детей. Причины кризиса современной детской литературы критик усматривает в процессе духовной деградации, охватившем реакционные слои современного общества. В дворянской среде искусство и наука постепенно потеряли свое значение, природа и поэзия деградировали до уровня забавы, суррогатных заменителей жизни. Трагедия неадекватности, неэффективности современной детской литературы кроется в подмене цели и художественных средств эстетического воспитания. Будучи призванной формировать полноценный, аксиологически здоровый духовный мир ребенка, реакционно ориентированная литература на деле сводится к бесплодному морализированию, "холодному резонерству", которое "иссушает" в детях-читателях "источник жизни". Дворянская литература для детей намеренно искажает действительность, деформирует ценностное сознание читателя. Мораль подобных произведений основана исключительно на идеях конформизма и материального благополучия и поэтому порочна. Реакционеры ранили детскую литературу в самое сердце, лишив ее поэзии и живой психологической правды. Создавая свой художественный мир, резонер обращается к рассудку, а не к сердцу, поэтому он пишет холодные, сухие и, по сути, мертвые книги. Проблема в том, что такие произведения бывают сюжетно занимательны и доступны для широкой аудитории. Отказ от порочной аристократической морали, от резонерства и обращение к высоконравственным идеалам позволит писателю адекватно передать детям понятие об истинном счастье, не зависящем от светского статуса и материального благосостояния. Истинное счастье и высшая правда содержатся в нравственной свободе от эгоизма, в "свободном страдании" - готовности к самопожертвованию во имя добра. Именно в этой свободе и заключается, по мысли В.Белинского, твердая опора в хаосе жизненных обстоятельств и защита против несправедливостей судьбы. 3.4 Роль К.Д.Ушинского в развитии теории детской литературы: слияние педагогической концепции с художественной практикой Чрезвычайно важное, во многих отношениях до сих пор актуальное значение для развития детской литературы в России имеет деятельность знаменитого педагога и публициста К.Д.Ушинского (1824-1870). В программных научно-публицистических статьях "Человек как предмет воспитания" (1857) и "Родное слово" (1861) выдающийся педагог теоретически сформулировал собственную концепцию эффективного воспитания и формирования личности. Особую роль в учебно-воспитательном процессе К.Д.Ушинский отводил изучению родного языка, который выступает "вернейшей летописью всей духовной многовековой жизни народа" и сам по себе является "удивительным педагогом", "величайшим наставником", который учит "удивительно легко". Именно освоение сокровищ народной речи, тщательное изучение потенциальных возможностей родного языка, знакомство с жемчужинами устной народной словесности и должно, по мысли К.Д.Ушинского, составлять основу универсального образования и нравственного воспитания. Собственные теоретические положения Ушинский блестяще реализовал в двух популярнейших детских книгах, выдержавших десятки переизданий и служивших в качестве учебного пособия нескольким дореволюционным поколениям - "Детский мир" и "Родное слово". Созданные как школьные пособия для преподавания в младших классах, данные книги в полной мере отразили назревшую потребность эпохи в доступной, методически грамотной учебной литературе. "Детский мир", задуманный автором как естественно-научная энциклопедия для младшего школьного возраста, является одним из первых удачных опытов по созданию логически стройного, систематизированного универсального справочника. В содержании книги нашли отражение факты биологических наук (разделы "О человеке", "О животных", "О растениях"), рассказы о важнейших географических открытиях (статья "Взгляд за пределы детского мира"), о событиях отечественной истории ("Отрывки из истории России"). К книге прилагается хрестоматия, состоящая из трех разделов ("Стихи", "Басни, рассказы и проза", "Образцы слога лучших писателей"), основу которой составляют произведения русских и зарубежных литературных классиков. Методологический аспект книги связан с распространенной в 60-е годы XIX века идеей движения от науки к активной жизненной практике, деятельному освоению мира Логика изложения в целом соответствует приведенному тезису - К.Д.Ушинский последовательно рассказывает о ритмических явлениях природы (сезонные проявления атмосферы), рассматривает происхождение общеизвестных предметов обихода и минералов (глина, железо, золото, соль, грифельная доска), знакомит с жизнью ученых и путешественников, с именами которых дети встретятся при изучении физики, географии, астрономии (Николай Коперник, Исаак Ньютон, Христофор Колумб). При этом педагог стремится объяснить механизм обратной связи субъекта и мира, показать эффект воздействия человека на природу: например, рассказывая о строении и происхождении минералов, автор подробно описывает технологию их применения ("Глина и что из нее делается", "Производство стекла", "Сера", "Грифельная доска", "Известь"). В 1864 году К.Д.Ушинский выпускает вторую учебно-воспитательную книгу - "Родное слово". Жанровая природа книги объединила в себе элементы азбуки, книги для чтения и образцы для зарисовок. В том же году Ушинский выпускает "Руководство к преподаванию по "Родному слову", в котором подробно формулирует положения собственной воспитательной и методологической концепции. Подобно "Детскому миру", "Родное слово" отличается энциклопедической широтой охвата материала и чрезвычайным тематическим разнообразием. Внимание автора захвачено кругом предельно конкретных явлений и категорий, составлявших ближайшее окружение ребенка XIX века - ситуация в семье и школе, церковная обрядность, уход за домашними животными, трудовой процесс). По-прежнему актуальной для автора книги остается проблема систематичности и реальной практичности излагаемой системы знаний, доступности и адекватности дидактического материала. Методология, на которую опирается в книге К.Д.Ушинский, во многом соответствует классической логике исследовательского процесса, в основе которой лежит последовательное и постепенное погружение в природу анализируемого феномена. По ходу чтения книги читатель познает новые аспекты привычных реалий ближайшего окружения: книги, доски, тетради, пишущего пера, грифеля, мячика, волчка, куклы, предметов мебели, обихода и одежды. С углублением в чтение и погружением в структуру книги методический материал постепенно усложняется, подчиняясь концентрическому принципу расположения: вторая книга практически повторяет основные темы первой, но раскрывает их значительно глубже и в большем объеме. Автор представляет систему знаний по определенному тематическому основанию: времени года, биологической группе, животному классу, связи с городским или деревенским бытом. Характерно, что предметно-логическое описание всегда дополнено языковой иллюстрацией, связанной с существующими по поводу исследуемого предмета пословицами и поговорками. Манипуляции языковыми фактами позволяют автору существенно разнообразить материал, освободить место живому языковому чутью и увлекательности. На интересных и познавательных примерах читатель постепенно осваивает законы логики, причинно-следственные отношения между явлениями, соотношение родовых и видовых понятий, основы классификации и систематизации. В "Руководстве" автор особенно подчеркивал именно данную особенность собственной методики организации учебно-методического материала: "Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету". Значительное место в книге отведено художественным произведениям русских классиков. Задачи лингвистического обучения и нравственного воспитания у К,Д.Ушинского органично слиты с развитием эстетического вкуса и повышением литературной эрудиции ребенка. Автор включает в "Родное слово" "Несжатую полосу" Некрасова, фрагменты его поэмы "Крестьянские дети", "Дядюшка Яков", произведения Кольцова, Никитина, Туманского, Огарева, Жадовской, Михайлова, Фета, Майкова, Плещеева. Художественные произведения при этом неразрывно связаны с дидактическими задачами Ушинского, направленными на воспитание аналитического отношения к фактам действительности и активной жизненной позиции. Методический материал по теме "Времена года" рассматривается во взаимосвязи с творчеством Пушкина ("Зимний вечер"), Кольцова ("Урожай"), Тютчева ("Люблю грозу в начале мая"), Фета ("Ласточки пропали"). Однако, обращаясь к непреходящей классической традиции, Ушинский не обходит вниманием и сокровищницу народной речи - русский фольклор. Сказки, загадки и малые афористические жанры занимают прочное место в его книге. Пословицы и поговорки присутствуют практически на каждой странице, загадки следуют за изложением теоретического материала в качестве своеобразного практического дополнения к нему. Традиция сказочного фольклора также нашла отражение в книге. При этом автор располагает основные сказочные сюжеты в соответствии с возрастным критерием - от сказок для самых маленьких ("Колобок", "Репка", "Теремок", "Мена") до сказочных произведений с усложненной сюжетной основой и коллизией. "Детский мир" и "Родное слово" оказали огромное влияние на дальнейшую эволюцию детской книги вообще, а учебно-методической - в особенности. Во второй половине XIX века появилось огромное количество хрестоматий, составленных из произведений русских классиков и устного народного творчества (хрестоматии Водовозова, Корфа, Тихомирова, Вахтерова). Большинство сборников составлялось по методике К.Д.Ушинского, в соответствии с разработанными им дидактическими и эстетическими принципами организации детского чтения. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1) В чем заключено принципиальное отличие художественного времени и пространства в сказке П.Я.Ершова от времени и пространства традиционной фольклорной сказки? Перечислите жанровые параметры, по которым наблюдаются эти различия. 2) Определите специфику сказочного хронотопа в произведении П.Я.Ершова, охарактеризуйте соотношение временных планов и особенности сюжетно-хроникальной композиции. 3) Определите основные художественные средства, позволяющие автору реализовать образно-тематическое движение сказочного времени в произведении. 4) Охарактеризуйте факторы, определяющие историко-литературное значение лирики Некрасова. 5) Какова отличительная особенность творческого метода Некрасова, ярко выделяющая его поэзию среди современников? 6) Охарактеризуйте композиционные и тематические функции лирического пейзажа Н.Некрасова. 7) Определите специфику поэтической фантастики в в произведениях Н.Некрасова и раскройте ее связь с публицистическими задачами его поэзии. 8) Назовите и охарактеризуйте основные принципы поэтической системы Н.Некрасова. 9) Как решается вопрос о специфике литературы для детей в литературно-критическом наследии В.Г.Белинского? Охарактеризуйте точку зрения В.Г,Белинского на предмет изображения детской литературы. 10) Как формулирует В.Г.Белинский критерии оценки воспитательных и эстетических достоинств детской книги? 11) С чем связан в рамках литературно-критической деятельности Белинского анализ методологических и содержательных аспектов детской литературы? Как представлен в рассуждениях критика вопрос о диалектике содержания и художественных средств изображения? 12) Как определяет Белинский специфику и задачи специальной учебно-методической литературы для детей? Каковы сформулированные критиком критерии оценки дидактической эффективности учебной книги? 13) Как определяет Белинский ведущую функцию детской литературы? Охарактеризуйте позицию В.Г, Белинского по отношению к современной ему теории художественного воспитания. 14) Охарактеризуйте значение и основные функции детского чтения в воспитательной теории Ушинского, Раскройте единство эстетических и педагогических взглядов мыслителя, связанное с непосредственным отражением его дидактических идей в литературно-методической практике (представления о человеке как предмете воспитания, о специфике отношений ученика и учителя, о системной и целостной организации учебно-воспитательного процесса). 15) Раскройте тематические и педагогические особенности учебно-методической литературы, принадлежащей перу К.Д.Ушинского. Специфика, структура и концепции, нашедшие выражение в "учебных книгах" писателя ("Детский мир" и "Родное слово"). Задание. Подготовьте конспект-исследование на тему "Художественные произведения К.Д.Ушинского". В качестве объекта исследования можете взять как художественно-познавательные рассказы, так и рассказы о животных, сказки, бытовые этюды. Примерный план конспекта . 1.Тема детства, образ ребенка, способы создания характера в произведениях К.Д.Ушинского. 2.Особенности композиции, сюжета и конфликта. 3.Изучение произведений К.Д.Ушинского в начальной школе. Список рекомендованной литературы: 1. Ермолаев Е. Войди под каменные своды. // Народное образование.- 1990 - №9. - с. 136-140. 2. Щеголева С.Л. "Дети в роще". Музыкальная пьеса по одноименной сказке К.Д.Ушинского // Начальная школа.- 1991.- №6. - с.66-68.
«Детская литература XIX века» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot