Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Детская литература: как, когда, зачем

  • 👀 499 просмотров
  • 📌 446 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Детская литература: как, когда, зачем
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Детская литература: как, когда, зачем» doc
Практическое занятие № 1 Детская литература: как, когда, зачем Глоссарий Автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Басня – жанр сатирической поэзии нравоучительного характера. Персонажами чаще всего выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения.  Вступление – это и начало литературного или музыкального произведения.  Герой–главное действующее лицо произведения. Детская литература — часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей. Идея – основная главная мысль, замысел, «жизненный урок», вытекающий из всего произведения.  Зачин – традиционное начало. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия. Развязка – заключительная часть произведения, исход событий, разрешение конфликта между действующими лицами.  Сюжет – последовательность и связь описания событий, развитие действия, ход событий (план).  Главной определяющей чертой детской литературы является органическое слияние художествен­ной специфики искусства с требованиями педагогики в плане сохранения и развития адекватной детской психологии. Таблица 1. Жанровые предпочтения читателей детской литературы Возрастная категория Жанры произведений дошкольники русские народные сказки, стишки, рассказы и сказки о животных, детский фольклор младший школьный возраст сказки русские народные и авторские, стихи детских авторов, рассказы и сказки о животных, энциклопедии о природе и животных средний школьный возраст приключенческие и фантастические рассказы, стихи, рассказы художественной литературы Социальная ответственность детской книги состоит в потенциальном аспекте ответственности – это особая интегральная характеристика, определяющая способность отвечать за себя самого, за свое саморазвитие, возможность человека предвосхищать результаты своих действий, а также за конструктивные и деструктивные проявления активности другого человека. Книги учат как поступать в той или иной ситуации, как избежать неблагоприятных последствий от совершения каких-либо действий. Проблемы литературного образования, ориентированного на работу с детьми дошкольного возраста с ОНР 1. Формирование связной монологической речи при пересказе произведения. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР. Как вариант – использование приема детского рисунка. 2. Обучение рассказыванию по картинкам. Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работа. Уделяется внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др. Анализ заповедей К.И.Чуковского Авторы детской литературы создают образы для того, чтобы по-своему отобразить жизнь, осмыслить ее и рассказать об этой жизни маленьким читателям. Поэтому все персонажи детских произведений должны быть просты и понятны ребенку, они должны ассоциироваться у него с реальными людьми, животными, с которыми он встречается в повседневной жизни. К.И.Чуковский призывает не нагромождать стихов прилагательными и эпитетами, потому что маленького ребенка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий, своего рода кинематографичность – образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте. Вся поэзия должна быть проникнута разнообразными чувствами и настроениями, отображать весь спектр человеческих эмоций. Она должна быть певуча, плавна и легка, чтобы под нее можно было петь и танцевать. Язык детских книг должен быть особенно богат на слова, потому что маленький человек только познает мир и все его разнообразие. И все свои знания и образы он черпает, прежде всего, из детской литературы. Рифмованные слова должны быть носителями смысла, так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особое внимание ребенка, поэтому надо вложить в них наибольшую смысловую нагрузку. Каждая строчка должна жить собственной жизнью и составлять единый организм. Каждый стих должен быть лаконичным и законченным целым (синтаксическим и смысловым). Категорически исключаются переносы и точки в середине строки. Детская литература должна быть написана убедительно, правдоподобно, чтобы ребенок, читая, верил, что так все и есть. Как уже отмечалось выше, ребенок учится познавать мир через книги, он верить и доверяет автору, следовательно, и мораль книги он воспримет как руководство к действию или как предостережение от совершения того или иного поступка. Ребенок с детских лет должен осознавать, что в жизни присутствует и плохое, и хорошее, и добро, и зло. Раз герои книг реалистичны, значит, им присущи все достоинства и недостатки живого человека. Художественные образы в детской литературе обязательно должны быть полнокровны, многогранны. Отсутствие в стихах прилагательных и эпитетов конкретизирует текст стихов, не отвлекая внимание ребенка от главной мысли произведения, которую хотел донести автор. Рифмы должны быть близко друг от друга, чтобы ребенок мог легче воспринять прочитанное. Речь строить на глаголах, так именно глаголы передают действие. Поэзия должна быть игровой. Вся деятельность детей складывается в форме игры. С помощью игры они познают мир, причем играя не только вещами и предметами, но и словами. Поэзия для маленьких должна быть и поэзией для взрослых. По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых. А может даже выше, потому что дети более требовательные читатели, они чувствую ложь, их нельзя обмануть. Стихи обязательно должны быть графичны, так как дети обладают образным мышлением. Нужно мыслить рисунками, чтобы ребенок мог увидеть происходящее, заинтересоваться им и с нетерпением дочитать до конца книгу. Котик и козлик Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит; И лапочкой котик Помадит свой ротик; А козлик седою Трясет бородою. В.А. Жуковский Несомненно, что по мере взросления литература для детей меняется, она становится более мудрой, нацеленной на оценку характеров и поступков героев самими читателями. Автор лишь дает отдельные зарисовки образов, предоставляя право читателям самим сделать выводы о герое, как о личности, о его поступках и месте в реальной жизни в целом или в рамках одного произведения. К концу обучения в начальной школе в области литературного образования ребенок должен обладать следующими навыками и умениями: 1) понимать, что литература – это явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознавать значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; 3) понимать роль чтения, использования разных видов чтения; уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достигнуть необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования любых текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; 6) овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Конспект После первого литературного опыта написания П. Ершовым книги «Конек-горбунок» он продолжал писать, но книги его стали лишены ярковыраженных, индивидуальных особенностей. Будучи мастером русского народного стиля, Ершов отрекся от него, пренебрег им и ни разу не сделал попытки вернуться к нему в своем творчестве. Критики мерили книга мерилами для взрослой литературы. И он писал для взрослых. Долгое время книга была под запретом и только спустя много лет вошла в литературу опять, но уже в качестве книги для маленьких и начала передаваться от поколения к поколению. Детское и народное оказались синонимами. Судьба «Конька-горбунка» повторяла судьбу многих других произведений, например, сказок А.С. Пушкина, басен Крылова. Тогда многие авторы стали использовать элементы народного фольклора в своих произведениях. «Заповеди для детских поэтов» К.И Чуковского: 1 заповедь – графичность детских стихов; 2 заповедь – наибыстрейшая смена образов; 3 заповедь – словесная живопись должны быть лирична и певуча; 4 заповедь – подвижность и переменчивость ритма; 5 заповедь – повышенная музыкальность поэтической речи; 6 заповедь – рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии; 7 заповедь – рифмованные слова должны быть носителями смысла; 8 заповедь – каждая строчка должна жить собственной жизнью и составлять единый организм; 9 заповедь – не загромождать стихов прилагательными; 10 заповедь – преобладающим ритмом стихов для детей должен быть хорей; 11 заповедь – стихи должны быть игровыми; 12 заповедь – поэзия для маленьких должна быть и поэзией для взрослых; 13 заповедь – детский поэт должен быть счастлив, как и те, для кого он творит. Фрагмент урока. Задание: проверка умений смысловой обработки текста, ориентация на языковой опыт; выявление возможностей вероятного прогнозирования а) в первом задании слова были пропущены полностью (фрагмент): Шел по улице отряд —сорок мальчиков подряд: раз, …, …, … и четырежды четыре, Мама сказала Нине: «Нина, купи в ….: Фунт мяса, Бутылку кваса, Сахарный …, б) во втором задании недопечатанные слова имели первую букву (фрагмент): Вот вышли две старушки, Похлопали в ….,Закладывали дрожки И мчались по д… Игровая поэзия Лошадка( А.Введенский) Жила-была лошадка, Жила-была лошадка, Жила-была лошадка, А у лошадки хвост, Коричневые ушки, Коричневые ножки. Вот вышли две старушки, Похлопали в ладошки, Закладывали дрожки И мчались по дорожке. Бежит, бежит лошадка По улице, по гладкой, Вдруг перед нею столбик, На столбике плакат: Строжайше воспрещается По улице проход. На днях предполагается Чинить водопровод. Лошадка увидала, Подумала и встала. И дальше не бежит. Старушки рассердились, Старушки говорят: «Мы что ж остановились?» Старушки говорят. Лошадка повернулась, Тележка подскочила, Старушка посмотрела, Подружке говорит: «Вот это так лошадка, Прекрасная лошадка, Она читать умеет Плакаты на столбах». Лошадку похвалили, Купили ей сухарь, А после подарили Тетрадку и букварь. Миллион (Д. Хармс) Шел по улице отряд —сорок мальчиков подряд: раз, два, три, четыре и четырежды четыре, и четыре на четыре, и еще потом четыре. В переулке шел отряд —сорок девочек подряд: раз, два, три, четыре, и четырежды четыре, и четыре на четыре, и еще потом четыре. Да как встретилися вдруг —стало восемьдесят вдруг! Раз, два, три, четыре, и четыре на четыре, на четырнадцать четыре, и еще потом четыре. А на площадь повернули, а на площади стоит не компания, не рота, не толпа, не батальон, и не сорок, и не сотня, а почти что МИЛЛИОН! Раз, два, три, четыре, и четырежды четыре, сто четыре на четыре, полтораста на четыре, двести тысяч на четыре! И еще потом четыре! Ниночкины покупки (Ю.Владимиров) Мама сказала Нине: «Нина, купи в магазине: Фунт мяса, Бутылку кваса, Сахарный песок, Спичек коробок, Масло и компот. Деньги — вот». Нина сказала: «Несусь». Бежит и твердит наизусть: «Фунт мяса, Бутылку кваса, Сахарный песок, Спичек коробок, Масло и компот. Деньги в кармане — вот». Народу в лавке масса, Большая очередь к кассе. Перед Ниной — шесть человек, А Нине нужен чек На фунт мяса, Бутылку кваса, Сахарный песок, Спичек коробок, Масло и компот. Деньги — вот! Наконец очередь Нинки. Нинка твердит без запинки. «Дайте фунт кваса, Бутылку мяса, Спичечный песок, Сахарный коробок, Масло и компот. Деньги — вот». Кассир говорит в ответ: «Такого, простите, нет! Как же вам свесить квасу, Не влезет в бутылку мясо... На масло и компот Чек — вот! А про сахарный коробок И спичечный песок Никогда не слыхал я лично,— Верно, товар заграничный...» Практическое занятие № 2 Малые фольклорные жанры Слайды о малом фольклорном жанре прилагаются. Поговорки и пословицы. Их значение. Пословица/поговорка Значение Нос вытащишь – хвост увязнет, хвост вытащишь – нос увязнет Не ладится то одно, то другое Красна птица пером, а человек ученьем О животных судят по внешности, а о людях – по уму У Фили были, у Фили жили, Филю же и побили Не делай добра – не получишь зла Дурная голова ногам покоя не дает Не подумав попусту суетиться Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами Когда я ем, я глух и нем Лучше с умным потерять, чем с дураком найти С умным можно правильно и честно распорядиться находкой Недруг поддакивает, а друг спорит В споре рождается истина Ребенок не грибок, в год не вырастет Чтобы вырастить ребенка нужно время Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп Меньше болтай –умнее выглядишь Загадки Вспушит она свои бока, Свои четыре уголка, И тебя, как ночь настанет, Все равно к себе притянет. (Подушка) Не ездок, а со шпорами, Не будильник, а всех будит. (Петух) Загадка - жанр народного творчества, относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку. При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой творческой деятельности. Сочиняя загадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как личность, развивают свою речь, как устную, так и письменную. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение также развивает речь и способствует формированию коммуникативных способностей. В загадках обращается внимание на близкие и дорогие детям понятия: семья, дом, Родина, родная природа, человеческие взаимоотношения, интерес к родному языку. Это определяет духовное развитие детей. Сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества. Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. Педагогическая направленность народных загадок очевидна, все вышеперечисленные особенности, характеристики и признаки загадки определяют её богатые дидактические возможности. Современные пословицы и поговорки нашего времени Каков бюджет – таков сюжет (каждый живет на свой бюджет) Собрался в лес, включи ДжиПиЭС (навигатор вместо компаса) Не имей сто процентов, а имей сто клиентов (чем больше клиентов, тем больше процент выручки).
«Детская литература: как, когда, зачем» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot