Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Детская активность и детская инициатива

  • 👀 227 просмотров
  • 📌 184 загрузки
  • 🏢️ МПАДО
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Детская активность и детская инициатива» pdf
Детская активность и детская инициатива Д. А. Туребаев Преподаватель МПАДО Работа в направлении развития детской активности и детской инициативы должна строиться на основе воспитания:  свободного  уверенного в себе человека  с активной жизненной позицией  стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций  имеющего свое мнение и умеющего его отстаивать. Который будет востребован в современном развивающемся обществе Личность – это человек, субъект социальной жизни, носитель индивидуального начала, реализующий свой потенциал В детском саду организуется предметно-пространственная среда, способствующая развитию личности дошкольников Активность ребенка, его становление и продвижение как «Личности» идет через: Самостоятельность Инициативность Реализацию Примеры признаков детской самостоятельности:  обладают навыками самообслуживания  способны совершать обдуманные действия в незнакомой ситуации  могут действовать без пошагового контроля взрослых  понимают обоснованность правил и могут их объяснить  находят себе дело, могут себя занять и занятие соответствует возрасту Примеры признаков детской инициативности:   проявляют осознанное и решительное желание что-то начать, предпринять и сделать создать или преобразовать  проявляют творчество, выдумку, фантазию  активно поддерживают группу сверстников в реализации намеченных планов  высказывают собственное мнение Реализация ребенком своего замысла:  увидеть, что есть некий запрос, т.е. ситуация, требующая изменения  предложить ее решение  приложить усилия, чтобы воплотить свой замысел  презентовать свой результат продукт СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ: Ситуация провокации Создание трудности при реализации Стратегия оказания помощи Установление правил Поддержка инициативы Самоуправление Предоставление выбора Создание условий для пространства детской реализации Провокация ситуации Перед детьми на столе разложены мука, соль, вода, масло, скалки, лопатка, стеки для пластилина. Детям не дается никаких указаний к действию и, возможно, они не обратят внимание на разложенные предметы. Но если они это заметят, получится интересный «творческий диалог» с взрослым! И возможно это приведет к инициированию интересной творческой деятельности. Поддержка инициативы Ребенок предполагает почитать книгу, но букв не знает. В данной ситуации воспитатель может предложить ребенку рассказать всем историю, которая, как он думает, написана в книге. Взрослый в это время тоже является зрителем. Поддержка детской инициативы Родители поддержали его, помогли сделать скворечник по замыслу ребенка, принесли в детский сад. Воспитатель повесил скворечник на дерево. Была проведена церемония открытия скворечника, на которой все ребята от имени птиц поблагодарили ребенка Ребенок предлагает родителям помочь в создании скворечника и отнести его в Детский сад. Стратегия оказания помощи В гости к ребятам пришли персонажи мультфильма «Фиксики». В ходе игры персонаж угодил в пылесос и не смог из него выбраться. Дети начали предлагать свои варианты по спасению героя (разберем пылесос, сделаем пылесос наоборот, пусть идет на голос, посветим фонариком и т.д.). Варианты были различные. В итоге все пришли к выводу, что достаточно достать из пылесоса мешок с мусором и освободить Фиксика. За свое спасение, Фиксик из шариков сделал детям подарки. . Зайчиха с зайчонком пришли на прием к Айболиту. Ребенок подошел к маме – зайчихе, стал успокаивать и говорить: «Не отчаивайся, это хороший доктор. Он поможет твоему ребенку. Это страшная ситуация. Видишь, там ему помогут: ему перебинтуют лапку, помажут мазью, ты его подержишь на ручках, пожалеешь. Не плачь, все будет хорошо». Установление правил В каждой группе детского сада есть свои правила. На основе правил группы, детям легче придумать свои, или использовать уже известные в других областях. Но правила не должны противоречить развитию у детей инициативности, самостоятельности. Создание трудности при реализации Создание ситуации, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения трудных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого: переформулированные условия задачи, наводящие подсказки. «Самоуправление» Реализации детьми определенных управленческих функций в рамках делегированных им полномочий и ответственности. Например, дать возможность поставить себя на место воспитателя. Предоставление выбора Именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка. При выборе ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору. Обычно это достигается простым словом «или». Условия реализации детской инициативы: • возможность свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности ( выбор творческого материала, содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям, выбор ребенком сотоварищей; • принятия детьми самостоятельных решений, выражение своих чувств и мыслей; (дети могут без страха выражать свои чувства, мысли и идеи, не бояться сделать ошибки); • Взрослый отмечает и приветствует даже минимальные успехи детей, не критикуют результаты деятельности ребенка и его самого как личность; • Взрослый не директивно поддерживает детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) У ребенка появляется чувство уважения со стороны сверстников, со стороны взрослых Процесс воспитания и обучения становится для дошкольников более осмысленным Развивая детскую инициативность педагог обогащает свой профессиональный опыт Благодаря детской инициативе в группе могут появиться такие вещи или игры, о которых педагог мог и не задумываться Особенно значимыми являются задания на сравнение, в которых детям предлагается сопоставить знакомые явления Детский сад настоящего и будущего Обратная связь в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию. Важно, чтобы каждый участник группы имел возможность высказать свое мнение о каком-либо действии или событии. Некоторые инструменты детей, с помощью которых они выражают свое отношение к миру Задают вопросы Отвечают на вопросы на понимание, у которых возможны разные ответы (решение проблемно-противоречивых задач) Рисуют решение задачи – выражают свою идею в рисунке Воплощают свой замысел – придумывая танец или играют с рифмами, рисуют или даже сочиняют мелодию Пытаются планировать Рисуют карты и чертежи, пытаясь отразить свое представление о пространстве Сочиняют истории Как бы выглядела фоторамка, сделанная из природного материала? Представляют решение задачи через аппликацию, рисунок и т.д. Придумывают новый танец или упражнение Что необходимо делать для развития детской активности и детской инициативности? Давать возможность детям выражать свое отношение к окружающему миру в различных ситуациях Помогать детям осознать себя, как субъекта решения разноплановых задач Способствовать формированию осмысленных знаний, которые дети смогут использовать в новых ситуациях Научить предъявлять себя различными способами Список литературы  - Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред.Д.И. Фельдштейна - М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1995 г.  - Буре, Р.С. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников /Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - 3-е изд., перераб. и доп.-М.-: Издательство «Ювета», - 2001.- С.176.  - Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде: Дис. канд. пед. Наук. - Екатеринбург, - 2000. - С.260.  - Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. // Спецкурс: Воспитание детей в игре. - М.: Ассоциация "Проф.Образование", 1994г.  - Выготский, Л.С. Педагогическая психология // Под ред. В.В. Давыдова- М.: Педагогика-Пресс, - 1999. – С. 536;  - Выготский, Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.  - Година, Г. Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений / Г. Н. Година //Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст. - М.: Педагогика, - 1972.- С. 111.  - Дуброва, В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. Методические рекомендации /В. П. Дуброва– М.: «Просвещение», 1999.  - Каплан, Л.И. Первые проявления самостоятельности. /Каплан Л.И. Посеешь привычку - пожнёшь характер. - М., 1980.  - Кравцов, Г.Г. Формирование личности в процессе обучения: Дошк. и младший шк. возраст: дис. доктора психологических наук: 19.00.07 / Кравцов Геннадий Григорьевич. — М., 1995. — 288 с.  - Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред.А.Г. Рузской- М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1997 г.  - Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.  - Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Теоретическая психология. Учебное пособие. — М.: Академия, 2003 г. — 496 с. Спасибо коллеги!
«Детская активность и детская инициатива» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot