Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Цифровая экономика в
развитии территорий
для направления подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры
Лекция 5.
Цифровое правительство
1
Доктор экономических наук, доцент,
Забаева Марина Николаевна
zabaeva@feut.ru
https://cloud.mail.ru/public/3obo/gEg4oaRM5
Учебно-методическое и научное обеспечение
2
Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю.
Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А.
Зимненко. – ВНИИГеосистем, 2017. – 28 с.
Цифровое Правительство 2020. Перспективы для России. – Всемирный банк.
Институт развития информационного сообщества. Апрель 2016
Индикаторы цифровой экономики: 2018 : статистический сборник / Г. И.
Абдрахманова, К. О. Вишневский, Г. Л. Волкова, Л. М. Гохберг и др. – М.: НИУ
ВШЭ, 2018. – 268 с.
Индикаторы цифровой экономики: 2020 : статистический сборник / Г. И.
Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. –
360 с.
Забаева М.Н. Индекс цифровизации Москвы: российские и европейские
тренды //Актуальные проблемы экономики со-временной России:
материалы Всероссийской национальной науч.-практ. конф. /16-20 марта
2020 г. / Йошкар-Ола, МГУ, 2020. С. 85-89
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Нормативно-правовое обеспечение
3
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О
Правительстве РФ"
184-ФЗ
(ред.
от
09.11.2020)
"Об
общих
принципах
организации
законодательных
(представительных)
и
исполнительных
органов
государственной власти субъектов РФ"
Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»
Распоряжение
Правительства
РФ
от
28.07.2017
N
1632-р
<Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации">
Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234
"О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая
экономика Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 N 1646 "О мерах по обеспечению
эффективности мероприятий по использованию информационнокоммуникационных технологий в деятельности федеральных органов
исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными
фондами" (вместе с "Положением о ведомственных программах цифровой
трансформации")
д-р экон. наук,доцент Забаева М.Н.
Рекомендуемые порталы и платформы
4
http://www.consultant.ru КонсультантПлюс
https://www.economy.gov.ru Министерство
экономического развития Российской Федерации
https://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека
https://data-economy.ru Цифровая экономика
https://digit-gos.ru/platforma-digit
https://strategy24.ru
Устинова А. "Цифровому госуправлению" нашли
критерии оценки //Новости цифровой трансформации,
телекоммуникаций, вещания и ИТЦБ РФ. –
https://www.comnews.ru/content/117066/2019-0118/cifrovomu-gosupravleniyu-nashli-kriterii-ocenki
д-р экон. наук,доцент Забаева М.Н.
5
Структура лекции
Вопрос 1. Правительство как субъект цифровизации
Вопрос 2. Цифровое правительство и его характеристики
Вопрос 3. Измерение цифрового правительства
Вопрос 4. Тренды цифровизации правительства
Вопрос 5. Текущее развитие проектов в сфере цифровой
экономики в регионах России
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
6
Вопрос 1. Правительство
как субъект
цифровизации
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Правительство как субъект цифровизации
Правительство — высший коллегиальный исполнительный орган
государственного управления, формируемый из руководителей органов
государственного управления страны.
Правительство возглавляет глава правительства, который может являться
одновременно главой государства; в разных странах именуется поразному, например, «председатель правительства», «председатель
совета министров», «премьер-министр».
Основная задача правительства — приводить в жизнь законы, принятые
высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой
целью правительство и другие органы государственного управления
выпускают подзаконные акты, которые имеют, как правило, силу закона.
В ряде стран правительство обладает правом законодательной
инициативы: глава правительства может обращаться к законодательному
органу страны с инициативой принять, изменить или отменить какой-либо
закон.
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Состав Правительства РФ. Федеральный конституционный
закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве РФ"
Исполнительную власть РФ осуществляют Правительство РФ
и иные федеральные органы исполнительной власти в
соответствии со структурой федеральных органов
исполнительной власти под общим руководством
Президента РФ, а также органы исполнительной власти
субъектов РФ.
Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой
социально ориентированной государственной политики в
области культуры, науки, образования, здравоохранения,
социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты
семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а
также в области охраны окружающей среды.
Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ Председателя Правительства РФ, заместителей
Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Состав Правительства субъекта РФ. 184-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"
ПРАВИТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ - высший орган исполнительной
власти республики в составе РФ, а также
орган, возглавляющий систему
исполнительной власти в иных, помимо
республик, субъектах РФ.
П.с. РФ подотчетно президенту республики
(главе администрации края, области, мэру
города федерального значения,
губернатору). Его работой руководит
председатель.
П.с. РФ разрабатывает и осуществляет
социально-экономическую политику и несет
полную ответственность за ее реализацию.
Компетенция П.с. РФ определена
конституциями (уставами) субъектов РФ.
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Показатели оценки эффективности деятельности органов власти субъекта
РФ (утв. Указом Президента РФ от 25.04.2019 №193)
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
11
Вопрос 2. Цифровое
правительство и его
характеристики
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Понятийный аппарат
12
Цифровое правительство — правительство, которое
использует преимущества цифровых данных при
оптимизации, трансформации, создании и
оказании государственных услуг.
Идея того, что «правительство» и «цифровое
правительство» — это разные вещи, все более
неприемлема. В условиях активного использования
цифровых данных и технологий правительствами
большинства стран, формирование структуры
политического и административного процесса на
основе нецифровой модели с последующим
добавлением к ней «цифровой облицовки»
становится все более неоправданным.
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Ключевые стимулы цифровизации
13
Стимул 1. Граждане и бизнес ожидают, что госуслуги будут оказываться им онлайн. Оказание услуг традиционным путем признается устаревшим, а
правительство неэффективным.
Стимул 2. Перевод на цифровую платформу оказания государственных услуг
дает существенную экономию бюджетных затрат - цифровые транзакции в 20
раз дешевле, чем транзакции по телефону, в 30 раз дешевле, чем по почте и в 50
раз дешевле, чем в очном режиме. Такая экономия повышает эффективность и
снижает стоимость государственных услуг, повышает доступность этих услуг для
населения, сокращает расходы на содержание административного аппарата,
повышает эффективность работы правительства.
Стимул 3. Способность существовать и взаимодействовать с государственными
службами в цифровом формате это необходимое условие обеспечения
конкурентоспособности «умной» страны.
Стимул 4. Информация (базы данных) – это стратегический ресурс, который
можно использовать для повышения эффективности реализации
государственной политики. Совместное многократное использование баз
данных разными ведомствами обеспечивает более качественное и
эффективное обслуживание населения и бизнеса, освобождает госслужащих
от повторяющихся операций и рутинных задач, повышает эффективность
выполнения органами власти государственных задач.
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
14
Характеристики успешного цифрового
Правительства. БКГ
акцент на результат — сосредоточение усилий на достижении наилучшего качества для
наиболее важных сервисов;
мышление, направленное на проектирование сервисов — внедрение инструментов, практик и
приемов развивающегося «мышления проектировщика» с целью приучить государственный
орган смотреть на оказываемые им услуги глазами пользователей;
уводить пользователей в онлайн и удерживать их там — степень, в которой пользователи
получают услуги от начала до конца в режиме онлайн, а не начинают онлайн, а потом
сталкиваются с необходимостью делать что-то офлайн (например, подписывать форму или
предоставлять документ, удостоверяющий личность); это означает, что сами правительства
должны перейти в режим онлайн, используя электронные средства коммуникации, а не
рассылать корреспонденцию на бумаге;
лидерство лиц, принимающих решение, и приверженность поставленным целям — это не
только вопрос установления четкой стратегии и политики с амбициозными целями и сроками, но
также и содействие в обеспечении необходимого сотрудничества и координации действий
различных государственных органов;
квалификация и навыки, необходимые для достижения целей — учреждениям необходимо
развивать и повышать цифровую квалификацию сотрудников; это может быть особенно трудно
для государственных учреждений в связи с тем, что сфера государственных услуг не привлекает
высококвалифицированных специалистов в области цифровых технологий, а также в связи с тем,
что культура и нормы поведения лучших стартапов может не соответствовать традиционной
культуре правительства.
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
15
Вопрос 3. Измерение
цифрового правительства
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Показатели цифровизации правительства
16
Не существует общепризнанной системы измерения цифрового правительства или модели
оценки его зрелости. Разные страны используют разные количественные показатели своих
достижений в части цифровизации:
время достижения результата — насколько быстро удовлетворяется новый спрос за счет новых
цифровых сервисов и как такие сервисы совершенствуются с течением времени;
степень принятия цифровых каналов населением и бизнесом для осуществления
взаимодействия с правительством;
степень, до которой переход на цифровой канал позволяет закрыть альтернативные
традиционные каналы предоставления услуг, включая очные приемные и контакт-центры
обработки телефонных обращений;
сокращение числа людей, нуждающихся в помощи для осуществления взаимодействия с
правительством в режиме онлайн, а также, степень перехода к цифровой самостоятельности
людей, которые ранее нуждались в помощи;
финансовая экономия для правительства; экономия времени для граждан и бизнеса;
пользовательские рейтинги уровня государственных цифровых услуг относительно цифровых
услуг частного сектора; точность транзакций; эффективность реализации политики;
сокращение количества случаев мошенничества, ошибок и коррупции;
доля обращений, обработанных полностью автоматически и немедленно; доля ресурсов
государственного органа, которые можно использовать для выполнения проактивных, а не
рутинных процедур; доля взаимодействий, которые являются цифровыми от начала до конца.
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
17
Индекс развития электронного правительства
ООН
Индекс рассчитывается как среднее
арифметическое трех композитных
подиндексов:
телекоммуникационной
инфраструктуры;
человеческого капитала
он-лайн услуг
отдельно рассчитывается Индекс
электронного участия
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Индекс развития цифрового Правительства Госкорпорации РОСАТОМ
Индекс включает 3 субиндекса: готовность к использованию цифровых технологий
в государственном управлении, использование цифровых технологий, эффекты
цифровой трансформации системы государственного управления.
Значения интегрального показателя отражены в представленном рейтинге стран
по предметной области «Цифровое правительство» .Тройку стран-лидеров по развитию
цифрового правительства возглавляют Южная Корея, Дания и Люксембург. Россия
находится на 33-й позиции, опережая, Бельгию (34-я позиция) и Китай (36), но уступая
Турции (27), Германии (15) и Франции (11). Россия имеет высокие показатели по таким
характеристикам, как «Базовые административные информационные системы»
(соответствующий композитный показатель, основанный на обследовании Всемирного
Банка, у России равен 0,87, превышает показатель 0,73 Люксембурга, замыкающего
тройку лидеров, и незначительно отличается от показателя Дании (0,9), разброс
показателя по всем странам составляет [0,6;1,0]). Россия имеет высокие оценки
по показателю «Индекс онлайновых услуг» — ее показатель, равный 0,91, близок
к минимальному значению этого показателя (0,92) в тройке лидеров (разброс показателя
по всем странам, вошедшим в рейтинг, составляет [0,34;1,0]).
Аналогична ситуация по показателю «Цифровая идентификация» (у России он равен
0,83, в тройке лидеров равен 1, а разброс показателя по всем странам составляет [0;1]),
«Индекс электронного участия» (равен 0,92, интервал изменения этой характеристики
[0,39;1], в тройке лидеров показатель равен 1, 1 и 0,94 соответственно). Близки к средним
значениям показатели России по таким характеристикам, как «Барометр открытых
данных» (равен 49, интервал разброса параметра [4;100], минимальный показатель
в тройке лидеров — 60,4) 90, «Влияние ИКТ на улучшение качества государственных услуг»
(равен 4,1, интервал разброса параметра [2,3;6,1], минимальный показатель в тройке
лидеров — 5,1) и «Доля граждан, пользующихся цифровыми сервисами
государственного и муниципального управления (отправлявших заполненные формы)»
(равен 12,1% 91, интервал изменения показателя [4;60,7]).
Низким и существенно уступающим показателям стран-лидеров является показатель
России «Доля граждан, участвующих в онлайн-голосованиях или консультациях
по общественным и политическим проблемам» (равен 3,3% 92, интервал изменения
показателя [3;33]). Таким образом, по большинству показателей Россия занимает
положение не ниже среднего. В частности, общий показатель России равен 0,653 при
среднем значении 0,641 и интервале изменения [0,401;0,809]. Представляется, что в РФ
есть все необходимые условия и возможности для существенного улучшения всех
показателей оценки цифрового правительства.
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Показатели использования интернета
Правительством РФ, НИУ ВШЭ
Индекс развития электронного Правительства –
0,7969(тренд – рост, 32 место из 193 стран)
Индекс цифровизации органов власти (характеризует
уровень использования цифровых технологий) –
31(тренд – рост)
Число взаимодействий органов власти с населением
через интернет - 74% от общей численности населения –
(тренд – рост)
Число взаимодействий органов власти с
предпринимателями через интернет - % от общей
численности предпринимателей
(69,4+68,9+60,2+41,9+26,0):5 – (тренд – рост)
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Индекс цифровизации государственного управления в
разрезе по субъектам РАНХиГС
https://ipei.ranepa.ru/ru/issledovaniya-ztgu
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
21
Вопрос 4. Тренды развития
цифровизации
Правительства
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Тренд 1. Рост индекса развития электронного
правительства
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Тренд 2. Рост индексов цифровизации органов власти
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Интенсивность использования цифровых технологий
органами власти
Тренд 3. Рост числа взаимодействий населения с
органами власти через интернет
Тренд 4. Рост числа оказанных населению госуслуг в
электронной форме
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Наиболее востребованные населением госуслуги,
получаемые в электронном виде
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Цели онлайн-взаимодействия населения с органами власти
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Тренд 5. Рост качества предоставленных госуслуг в
электронной форме
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Причины отказа населения от использования интернета при получении госуслуг
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Тренд 6. Рост числа онлайн-взаимодействий
предпринимателей с органами власти
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Цели онлайн-взаимодействий предпринимателей с органами власти
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
Тренд 7. Рост качества госуслуг
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
34
Вопрос 5. Текущее развитие
проектов в сфере цифровой
экономики в регионах России
д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
http://ac.gov.ru/files/publication/a/23299.pdf
35
36
Приоритетные отрасли и сквозные цифровые технологии для
внедрения в отраслях экономики и социальной сфере в
регионах России
37
Характеристика текущего развития цифровой
экономики в регионе
38
Характеристика текущего развития цифровой
экономики в регионе
39
Характеристика текущего развития цифровой
экономики в регионе
40
Характеристика текущего развития цифровой
экономики в регионе
41
Реалии процесса цифровизации госорганов
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364874