Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Цифровая экономика в России и зарубежных странах

  • 👀 1860 просмотров
  • 📌 1795 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Цифровая экономика в России и зарубежных странах
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Цифровая экономика в России и зарубежных странах» pdf
РАЗДЕЛ 3. Цифровая экономика в России и зарубежных странах 3.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ Современное нормативное регулирование цифровой экономики в России опирается на регулирование традиционной, не цифровой экономики. Существует значительный массив актов, положения которых могут быть применены (и применяются) к цифровой экономике. При этом имеются и отдельные акты, созданные специально для регулирования цифровой экономики и отражающие ее специфику, но они немногочисленны и относятся, главным образом, к электронному документообороту и к электронной торговле (например, Федеральный закон «Об электронной подписи», Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612). Общими источниками нормативного правового регулирования для традиционной и цифровой экономики выступает Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, правовые акты об интеллектуальной собственности, законодательство о торговле и другие акты, положения которых применимы (или применяются с той или иной долей успешности) к цифровой экономике. Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит основополагающие нормы и принципы, которые распространяются на регулирование всех видов экономических отношений. Как отмечается в издании, подготовленном Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: «Конституция выступает мощным организационным фактором законотворчества. Она стала неким катализатором обновления российской правовой системы, развития всех отраслей законодательства». Российское государство в Конституции охарактеризовано как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции). Это означает, что все значимые вопросы, включая вопросы определения направления развития экономики, введения ее новых форм должны решаться на демократических началах и с учетом федеративного характера государства. Конституция гарантирует в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, равную защиту всех форм собственности (ст.8). Статья 74 Конституции запрещает установление препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничения в этой сфере могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Конституция признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина (ст. 17), объявляет их непосредственно действующими (ст. 18). Статья 23 Конституции устанавливает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телефонных, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24). Эти конституционные положения имеют прямое отношение к регулированию цифровой экономики и в полной мере распространяются на нее, что означает, что все остальные нормативные правовые акты, принимаемые в сфере цифровой экономики должны соответствовать данным конституционным нормам, а в случае коллизии верховенство принадлежит именно нормам Конституции. Это определяющий момент в правовом регулировании цифровой экономики, исходная точка для оценки конституционности как имеющегося, так и предлагаемого правового нормативного регулирования. Часть четвертая Гражданского кодекса содержит легальное определение интеллектуальных прав, положения об авторстве результата интеллектуальной деятельности, исключительных и иных интеллектуальных правах, государственной деятельности и регистрации средств результатов индивидуализации, интеллектуальной допускает свободное использование произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях и регулирует целый ряд других вопросов, прямо затрагивающих цифровую экономику. В порядке защиты прав правообладателей часть четвертая Гражданского кодекса содержит положения о возможности ликвидации юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, неоднократно или грубо нарушающего законодательство об интеллектуальных правах (ст. 1253). Вопросы регулируются осуществления Федеральным торговли законом «Об в российской основах Федерации государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в котором торговля рассматривается как вид предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров (ст. 2). Действие этого акта распространяется и на торговлю в Интернете, хотя данная деятельность осуществляется не традиционным способом, а путем использования информационно-коммуникационной сети. Защита прав потребителей в сфере электронной торговли осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В частности положения ст. 26 этого акта, которая устанавливает обязанность продавца перед заключением договора сообщить информацию об основных потребительских свойствах товара, месте его изготовления, полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), цене, условиях приобретения и доставки, сроке службы и гарантийном сроке, порядке оплаты, сроке заключения договора. Целый ряд нормативных актов регулирует вопросы сбора, хранения, использования и распространения информации, помимо уже упомянутого Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», действуют положения Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и др. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования и распространения различной информации влечёт за собой ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 13.11– 13.13), а также уголовную ответственность в соответствии с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации. Отношения в сфере интеллектуальной собственности наряду с ГК регулируются такими актами, как, Федеральный закон от 22.08.1996 № 126ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» положения которого должны обеспечить поддержку государства и меры по сохранению и развитию кинематографии и регулируют в частности вопросы выдачи прокатного удостоверения на фильм, без которого его прокат или показ не допускается, некоммерческого показа фильмов (ст. 5.1.), а также создания и функционирования Единой федеральной автоматизированной информационной системы о показах фильмов в кинозалах, «предназначенной для обеспечения защиты исключительных прав на аудиовизуальные произведения» (ст. 6.1.). Для рассмотрения споров в сфере интеллектуальной собственности был создан новый специализированный орган – Суд по интеллектуальным правам, полномочия которого по защите результатов интеллектуальной деятельности, в том числе и в сфере цифровой экономики определены Федеральным законом от 08.12.2011 № 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам». Приведенные выше акты составляют небольшую часть имеющегося массива правового регулирования экономических отношений, который распространяется на цифровую экономику. В целом состояние нормативного правового регулирования цифровой экономики в России оценивается научным сообществом критически. Наблюдается очевидное отставание правового регулирования от потребностей практики, причем разрыв во времени все увеличивается. Например, проект Закона «об электронной торговле» активно обсуждался еще в 2000 г., и на тот момент его особенностью стало бы опережающее принятие (поскольку электронная торговля еще не стала в тот момент массовым явлением), кроме того, это произошло бы тогда же, когда такого рода акты начали принимать в зарубежных странах, что позволило бы совершенствовать законодательство постепенно, по мере развития электронной торговли, однако за прошедшие 17 лет, этот акт так не был принят, хотя законопроекты в Государственную Думу вносились и обсуждались, они были отвергнуты в силу недоработанности целей законопроектов, терминологических разногласий законопроектов и действующего законодательства в информационной сфере и иных дефектов. Избранная тактика накопления материала, обоснованная и в публикациях юристов48, также оказалась неэффективной. Подобные трудности и сложности претерпевает разработка и других актов в сфере цифровой экономики. Представителей экономической науки и бизнес не устраивают нормативные препятствия для развития цифровой экономики, неприменимость значительной части существующего регулирования для создания благоприятных условий развития цифровой экономики. Суммарно претензии экономистов и бизнеса были озвучены в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р: «В России в настоящее время урегулировано большинство вопросов, возникающих в рамках использования информационно-телекоммуникационных технологий в различных сферах деятельности. Однако регуляторная и нормативная среда имеет ряд недостатков, в ряде случаев создавая существенные барьеры на пути формирования новых институтов цифровой экономики, развития информационно-телекоммуникационных технологий и связанных с ними видов экономической деятельности». Органом, ответственным за реализацию направления «Нормативное развитие» Программы было определено Министерство экономического развития Российской Федерации. В ходе разработки проекта Плана мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» созданная этим органом на площадке Фонда «Сколково» рабочая группа выявила более 250 регуляторных барьеров в области цифровой экономики. Юристы обращают особое внимание на необходимость новых подходов к правовому регулированию с тем, чтобы эффективно обеспечить права всех участников правоотношений в цифровой экономике, включая потребителей, с чем не справляется в новых условиях действующее законодательство. Кратко о стратегия развития информационного общества в Российской Федерации и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года №203 утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Документ определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов. Обеспечение национальных интересов при развитии информационного общества осуществляется путем реализации следующих приоритетов: – Формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений; – Развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации; – Создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне; – Формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы; – Обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики. Основными проблемами в документе обозначены отсутствие у России собственных технологий обработки «больших данных» и отсутствие международных механизмов, позволяющих государствам отстаивать свои права на регулирование Интернета. В области электронной торговли для иностранных участников на российском рынке должен быть введен ряд ограничений. Зарубежные поставщики товаров и услуг должны выполнять требования российского законодательства, в противном случае доступ к ним будет заблокирован. В то же время будут обеспечены условия для создания иностранцами своих представительств в России и совместных предприятий с российскими партнерами. В частности, при взаимодействии российских организаций с иностранными в сфере цифровой экономики все данные должны храниться и обрабатываться исключительно на российских серверах, а платежи осуществляться через российские платежные системы. Не допускается оказание иностранцами финансовых услуг российским гражданам. Стратегия предполагает обеспечение гражданам доступа к информации и право выбора способа получения информации. В связи с этим в документе говорится о необходимости и праве выбора способа получения информации, а также о необходимости поддержки традиционных услуг связи (почта, электросвязь) и традиционных медиа-сред (радио, телевидение, библиотеки, печатные издания). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017г. № 14632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», (далее-Программа). Цель программы - организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни: в экономике, в предпринимательстве, в госуправлении, в социальной сфере и в городском хозяйстве. Перевод экономики в цифру - вопрос глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности. Горизонт исполнения программы - 2024 год. Программа состоит из пяти базовых и трех прикладных направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года. К базовым направлениям отнесены нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. К прикладным направлениям отнесены государственное управление, «умный город» и здравоохранение. В результате должна появиться полноценная цифровая среда. Эта среда развивается и сейчас, однако этот процесс необходимо существенно ускорить. Нужно устранить препятствия для развития цифровой инфраструктуры, обеспечить поддержку технологий «больших данных», квантовых компьютеров, новых производственных методов и искусственного интеллекта. Для управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждены функциональная структура системы управления и правила разработки и контроля выполнения мероприятий программы (постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017г. №1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации»). Определено, что функции проектного офиса по реализации программы будет выполнять автономная некоммерческая организация «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации». Данная организация будет проводить работы по созданию информационной системы электронного взаимодействия участников реализации программы и осуществлять организационно-методологическое сопровождение ее реализации, включая подготовку методических рекомендаций по разработке планов мероприятий и отчетов об их выполнении. Указанным нормативным документом определены ответственные федеральные органы исполнительной власти по каждому из направлений реализации программы. Стратегия построения «Цифровой» экономики для России Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" декларирует, что развитие «Цифровой» экономики является стратегически важным вопросом для России в целом, определяющим ее конкурентоспособность на мировой арене. Необходимо признать, что в России сегодня нет условий для стихийного формирования зрелой «Цифровой» экономики за приемлемый период времени — в первую очередь из-за технологического отставания и отсутствия критической массы экономических субъектов. Это значит, что государству необходимо стимулировать и направлять развитие «Цифровой» экономики. Важной отличительной особенностью Российской экономики является тот факт, что «львиная доля» ВВП создается государственными корпорациями (или компаниями со значительной долей государственного участия). Во многих отраслях производства игроки с государственным участием могут составлять до 80% рынка. В таких условиях наиболее рациональным шагом представляется создание ряда индустриальных цифровых платформ под руководством профильных министерств или госкорпораций. Такие платформы создадут необходимый инфраструктурный базис для максимально быстрого развития «Цифровой» экономики и распространения сопутствующих технологий. При построении платформ «Цифровой» экономики необходимо фокусировать усилия на ключевых направлениях: транспорт, телекоммуникации, энергетика, обработка данных. Развитие именно этих областей позволит создать инфраструктурный и технологический базис, тиражируя который на другие области, Россия сможет максимально быстро развить зрелую «Цифровую» экономику. Целенаправленное построение ряда индустриальных платформ «Цифровой» экономики с единой архитектурой и стандартами позволит в будущем построить единое цифровое пространство, объединяющее все индустрии и отрасли. Такой подход будет способствовать значительному повышению прозрачности, управляемости и гибкости экономики страны. Такой подход представляется наиболее целесообразным для России сегодня, но и он также не лишен своих недостатков. Для формирования концепции «Цифровой» экономики, на которую должна опираться соответствующая стратегия, необходимо учитывать как риски предлагаемого пути, так и риски самой «Цифровой» экономики. В заключение данной главы хочется отдельно подчеркнуть, что многие программы «Цифровой» экономики разных стран (США, Австрия, Австралия, Англия и т.д.) делают акцент на социальных направлениях "цифровая медицина" и "умный город". Развитие подобных проектов не имеет значимого экономического эффекта, но обусловлено рядом аргументов. Во-первых, любая масштабная программа развития в открытом обществе западного типа должна иметь общественное одобрение и поддержку. Поэтому развитие «Цифровой» экономики идет под знаком таких социальных проектов. Во-вторых, внедрение цифровых технологий в крупных индустриях рано или поздно произойдет само по себе - в силу экономической целесообразности. Социальные же проекты нуждаются в государственной поддержке. В-третьих, большинство развитых стран уже имеют ощутимый технологический задел, позволяющий реализовать «Цифровую» экономику в некотором виде. В результате реализации масштабных социальных проектов будет получена обратная связь от большого количества пользователейнеспециалистов, что позволит усовершенствовать технологии с пользовательской точки зрения и сделать их доступными широким слоям населения. В-четвертых, внедрение цифровых технологий в индустрии (например, внедрение интернета вещей на производстве) призвано решать достаточно узкий спектр задач. Реализация социальных проектов "цифровая медицина" и "умный город" требует значительно большей разноплановости и сложности. Всем современным технологиям необходим подобный «социальный стресстест», в особенности с точки зрения системы управления. В связи со всем вышеперечисленным становится понятна значимость данных социальных направлений. Но остается не ясным, какое место они должны занимать в Российской программе «Цифровой» экономики. С большой долей вероятности в первое время, в силу ограниченности ресурсов, будет необходимо принять решение о том, в каком направлении фокусировать усилия: либо заниматься социальной адаптацией технологий, либо наращивать отечественный технологический задел. 3.2. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ СТРАН ПО РАЗВИТИЮ Существующие цифровые стратегии в мире. Можно выделить два полярных подхода к построению «Цифровой» экономики: плановый и рыночный. Все стратегии, осуществляющиеся в реальной жизни, являются комбинацией этих двух подходов. Данные названия выбраны не случайно, и так же не случайно они вызывают ассоциации с плановой и рыночной экономикой. Рыночный подход к построению «Цифровой» экономики предполагает, что государство создает оптимальные условия, в первую очередь благоприятную среду для функционирования «Цифровой» экономики, чем стимулирует бизнес к переходу в этот новый сектор. Оптимальные условия предполагают комплекс взаимосвязанных мер нормативно-правового, экономического, социального характера и наличия технологической базы. Поскольку положительный эффект «Цифровой» экономики существенно зависит от масштаба, для реализации данного подхода необходимым условием является наличие достаточного количества независимых субъектов экономики – частных бизнесов. Оказавшись в новой среде, частный бизнес в сотрудничестве с государственными институтами развития стимулирует дальнейшее развитие среды «Цифровой» экономики. В общем правовом поле формируется множество точек роста, каждая из которых содержит некоторую специфику, отвечающую интересам соответствующей индустрии или компании. Постепенно расширяясь, точки роста образуют сплошной «мозаичный ковер», который заполнит все возможное пространство, реализуя «Цифровую» экономику во всех сферах деятельности, что и является главным преимуществом данного подхода. Плановый подход к построению «Цифровой» экономики предполагает поэтапное развитие инфраструктуры под руководством государства и целенаправленное «заполнение» соответствующего сектора различными экономическими субъектами. При этом формирование инфраструктуры и технологического базиса для функционирования «Цифровой» экономики происходит одновременно (или даже опережает) создание условий, благоприятствующих развитию частного бизнеса (в первую очередь малого и среднего). Технологический базис в рамках планового подхода развивается узконаправленно, в соответствии с приоритетными направлениями плановой «Цифровой» экономики. Остальные технологии либо остаются слабо развитыми, либо импортируются. Главным преимуществом второго подхода является скорость построения и универсальность создаваемого инфраструктурного базиса. Стратегии разных стран и программы развития, не содержат: 1) сформулированной концепции и стратегического видения цифровой экономики; 2) четкого определения, освещающего все аспекты Цифровой экономики; 3) описания влияния на существующую экономику (кроме повышения производительности труда); 4) описания основных качественных изменений, которые должны произойти в других сферах. Можно констатировать, что ни у одной из стран, в том числе странлидеров, нет целостного понимания, что такое цифровая экономика и к каким последствиям она приведет. Очевидно, под цифровой экономикой многие страны понимают новые формы платежей и коммуникации с потребителями, но никак не новые формы управления и экономических отношений. По всей видимости, большинство стран не строит цифровую экономику, а просто занимается «оцифровкой» существующих экономических отношений. Эта деятельность, несмотря на очевидную практичность, не построения цифровой экономики. является целенаправленным процессом Страны-лидеры процесса «цифровизации» избрали противоположные подходы: США декларирует рыночный путь, в то время как Китай избрал плановый. Остальные страны придерживаются некоторых промежуточных вариантов. Хотелось бы обратить внимание, что в подтексте программы США, равно как и в программе Китая, мы видим новый этап глобализации. Для США и Китая, как для двух самых сильных экономик в мире, глобализация выгодна, поскольку экономически более сильный игрок всегда получает возможность еще раз реализовать свое преимущество. Если мы рассмотрим стратегию США чуть подробнее, то окажется, что процесс построения цифровой экономики можно разбить на 4 блока: 1) создание условий развития «Цифровой» экономики (нормативноправовой базы); 2) зарождение платформ «Цифровой» экономики в наиболее подготовленных индустриях; 3) конкурентная борьба платформ и их постепенная интеграция; 4) тиражирование наиболее удачных решений на всю экономику. Данная стратегия представляется оправданной для США в силу следующих обстоятельств: – США обладает значительным экономическим и технологическим преимуществом перед остальным миром; – в вопросе построения инфраструктуры цифровой экономики США может опереться на высокотехнологичные транснациональные корпорации, такие как Google, FaceBook, Amazon, Intel и прочие; – в США есть необходимая критическая масса частных компаний, которые смогут реализовать стихийное развитие цифровой экономики для того, чтобы реализовать ее потенциал с выгодой для себя и страны. Однако у этой стратегии есть и очевидные недостатки, основным из которых (с точки зрения России) является длительность процесса формирования зрелой цифровой экономики. Другой неофициальный лидер – Китай – выбрал во многом противоположную стратегию: плановое развитие Цифровой экономики. При ближайшем рассмотрении оказывается, что стратегия, декларируемая Китаем, содержит два параллельных, почти не связанных направления: 1) цифровизация производства за счет внедрения промышленного Интернета; 2) использование возможностей Интернета для дальнейшего расширения рынков сбыта. Выбранная стратегия предполагает следующие 4 основных компоненты: – тотальная цифровизация производства и логистики; – разработка нормативной правовой базы; – цифровизация систем управления, создание цифровых платформ; – интеграция цифровых платформ и экосистем в единое пространство. Реализация такой программы, безусловно, даст свои плоды, но не ведет к формированию зрелой цифровой экономики в нашем понимании. Данная стратегия также имеет очевидные недостатки и неприемлема для России. Цифровая экономика США Услуги, предоставляемые в цифровом виде, составляют более половины всего экспорта услуг США. Одно из проведенных исследований показало, что интернет-экономика уже составляет более десяти процентов ВВП США. Рост экономики и конкурентоспособности Америки полностью зависят от возможностей в цифровой экономике. Именно поэтому в США реализуется обще ведомственная программа Digital Economy Agenda, по которой США всецело поддерживает преобразующее влияние Интернета и раскрывает его роль в качестве глобальной платформы для общения, торговли, выражения людей как личностей и, конечно же, для инноваций. Эта инициатива опирается на работу 12 бюро и почти 47 тысяч сотрудников и работает по четырем основным направлениям. 1) свободный и открытый Интернет Бесплатный и открытый доступ в Интернет, с минимальными барьерами для потока данных и различных услуг из-за рубежа, является основой успеха цифровой экономики. Это позволяет предприятиям и их работникам продавать свои товары кому угодно по всему земному шару, общаться с клиентами, а также развивать свои навыки. Такой «открытый» Интернет, однако, в настоящее время сталкивается с некоторыми проблемами, в частности передачей данных через другие страны, правительства которых устанавливают жесткие правила локализации данных, имеют сложную платформу регулирования потока данных, а также собственную политику безопасности в отношении этих данных; 2) доверие и безопасность в Интернете Политика цифровой экономики не может быть успешной, если компании и потребители не уверены, что она обеспечит им безопасность и приватность в Интернете. Американский бизнес нуждается в поддержке со стороны правительства, которое будет способствовать развитию доверия к этим предприятиям, а также в международных правилах, которые не будут несправедливо обременять американские компании; 3) доступ и профессиональные навыки Американским предприятиям, для того чтобы они могли конкурировать с зарубежными компаниями, также требуется общая инфраструктура и квалифицированные работники. Тем не менее интернет-покрытие в стране остается неравномерным, и более чем в 25 процентах домов в США до сих пор нет доступа к сети Интернет. Американским работникам будут нужны новые навыки и инструменты, если они хотят пользоваться всеми благами, доступными благодаря развитию современной цифровой экономики; 4) инновации и новые технологии Темпы технологического развития постоянно растут, принося с собой не только новые возможности, но и проблемы. Коммерция, к примеру, стремится увеличить свои обороты и работать с новыми технологиями, такими как беспилотные автомобили и летательные аппараты, в самом начале их жизненного цикла, что позволит решить множество долгосрочных политических проблем. Соединённые Штаты добиваются свободного трансграничного перемещения информации, снятия территориальных ограничений на её хранение и обработку. Реализуется пилотная программа создания в торговых представительствах США за рубежом должностей так называемых "цифровых атташе". Один из приоритетов - реформа Корпорации по управлению доменными именами и сетевыми адресами и передача в ведение частного сектора функций Администрации защищённость адресного пространства коммерческой интернета. информации и Чтобы персональных повысить данных потребителей, выдвинуты несколько инициатив, в том числе с ЕС и Швейцарией заключены рамочные соглашения о "безопасной гавани" и соглашения о правилах обмена персональными данными в коммерческих целях. В 2015 г. запущена программа "Широкополосные США". Её цель оказать сообществам содействие в реализации проектов инфраструктур широкополосных сетей связи. Одно из направлений развития цифровой экономики - повышение эффективности патентной системы. Для развития интернета вещей США содействуют совместимости разных платформ и интеллектуальных сетей, разработке новых технических стандартов. Правительства многих стран по всему миру начинают все чаще проводить политику, которая ограничивает свободный поток информации в Интернете. Подобная политика, в частности требование локализации данных, представляет огромные риски для конкурентоспособности как американских, так и зарубежных компаний. Недавно объявленная инициатива – Щит конфиденциальности ЕС-США (EUU.S. Privacy Shield Framework) – является ярким примером важности цифровой экономики. Для компаний всех секторов экономики – не только цифровой экономики и интернет-компаний – эффективное устранение подобных нормативных и торговых барьеров – это своего рода именно та помощь, в которой они нуждаются. Для удовлетворения этих потребностей Министерство торговли, как основная опора и защитник бизнеса в США, вывело цифровые коммерческие интересы страны на передний план. Поэтому была запущена пилотная программа «Цифровой атташе» («Digital Attache»), чтобы гарантировать, что все американские компании смогут участвовать во всемирной цифровой экономике и работать на рынке любой страны мира. Основной задачей «Цифровых атташе», членов Иностранной коммерческой службы (Foreign Commercial Service), будет являться оказание помощи и поддержки предприятиям США. Это позволит им успешно решать вопросы цифровой политики и проблемы на иностранных цифровых рынках, а также увеличить экспорт своей продукции благодаря глобальным каналам электронной коммерции. Эта инициатива будет проводиться под руководством отделения Министерства торговли США – Администрацией по вопросам международной торговли, при поддержке других бюро Министерства торговли, а также в сотрудничестве с Государственным департаментом США и партнерами в этой отрасли. Эта инициатива позволит усилить торговую дипломатию, будет проводить пропаганду политики по технологическим вопросам, обеспечит связь между политикой и торговлей, а также предоставит необходимую помощь малым и средним предприятиям, которые смогут воспользоваться преимуществами надежных каналов электронной коммерции. Целями этой инициативы Министерства торговли является поддержка американского бизнеса, поддержка развития торговых отношений, а также предоставление всем американским компаниям возможности работать на справедливом и конкурентном рынке. В Министерстве торговли считают, что, использование этой программы атташе приведет к сотрудничеству с частным сектором в развитии цифровой экономки страны. В январе 2017 г. Министерством торговли США была опубликована «Зелёная книга», предлагающая подход для продвижения роста Интернета вещей. «Зеленая книга» рассматривает преимущества и проблемы развивающегося IoT ландшафта и предполагает, что правительство США должно продолжать содействовать созданию благоприятных условий для инновационной технологии, чтобы расти и процветать. «Internet of Things обещает революционизировать наш мир путем повышения эффективности и удобства для промышленности, потребителей и правительства для повышения безопасности», - сказал министр торговли США Пенни Притцкер. «Сегодняшний отчет подтверждает приверженность Департамента делу создания условий для развития новых технологий и определяет будущие действия, необходимые для поддержки эволюции и расширения IoT». В этом документе определены четыре широкие области взаимодействия, связанные с IoT: – обеспечение доступности инфраструктуры: содействие физическим и связанным активам, необходимым для поддержки роста и развития IoT; – создание сбалансированных политико-строительных коалиций: устранение барьеров и поощрение координации и сотрудничества; влияя, анализируя, разрабатывая и продвигая нормы и методы, которые будут защищать пользователей применимость IoT, одновременно технологий IoT. поощряя – рост, продвижение продвижение и стандартов и совершенствование технологий: разработка необходимых технических стандартов для поддержки глобальной совместимости IoT, учитывая, что технические приложения и устройства для поддержки IoT продолжают развиваться. – поощрение рынков: содействие продвижению IoT через использование, применение и новое использование технологий; перевод экономических выгод и возможностей IoT иностранным партнерам. Министерство торговли США в 2016 году выпустило всеобъемлющий отчет, в котором говорится, что отрасли интеллектуальной собственности (IP) поддерживают не менее 45 миллионов рабочих мест в США и вносят более 6 триллионов долларов США, или 38,2 процента от валового внутреннего продукта США (ВВП). Хотя IP используется практически во всех сегментах экономики США, в отчете указывается 81 отрасль, которая наиболее широко использует защиту патентов, авторских прав или товарных знаков. Эти «отрасли с интенсивным IP-доступом» являются источниками - прямо или косвенно - 45 миллионов рабочих мест, что составляет примерно 30 процентов всех рабочих мест в этой стране. Некоторые из наиболее интенсивных секторов IP-индустрии обеспечения, включают в звукозаписывающие видеооборудования, кабельные себя: отрасли, и издателей программного производство другие программы аудио- и подписки, исполнительские искусства и радио- и телевещание. Отчет содержит несколько важных выводов, в том числе: - интенсивные отрасли промышленности по-прежнему остаются важной и неотъемлемой частью экономики США; - в этом отчете показано, что 81 отрасль (из 313) в целом использует IPинтенсивность. Эти отрасли с интенсивным использованием IP-адресов непосредственно составили 27,9 млн. рабочих мест в 2014 году, что на 0,8 млн. человек больше, чем в 2010 году; - индустрия, привлекательная для товарных знаков, является самой большой по объему и в наибольшей степени показывает рост занятости с 23,7 миллионами рабочих мест в 2014 году (по сравнению с 22,6 миллиона в 2010 году). В отраслях, занимающихся авторским правом, было поставлено 5,6 млн. рабочих мест (по сравнению с 5,1 млн. В 2010 году), за ними следуют патентно-интенсивные отрасли с 3,9 млн. рабочих мест (3,8 млн. В 2010 году); - добавленная стоимость отраслей с интенсивным использованием ИКТ значительно увеличилась как в общем объеме, так и в доле ВВП в период между 2010 и 2014 годами. Индустрия, связанная с использованием ИС, в 2014 году увеличила добавленную стоимость на 6,6 трлн. долл. США, увеличившись более чем на 1,5 триллиона долларов (30 процентов) с 5,06 трлн. долл. США в 2010 году. Соответственно, доля общего ВВП США, относящаяся к отраслям с интенсивным использованием ИС, увеличилась с 34,8% в 2010 году до 38,2% в 2014 году; - доход, характерный для лицензирования прав ИС, в 2012 году составил 115,2 млрд. долл. США, при этом 28 отраслей получают доходы от лицензирования; - общий объем экспорта специализированных отраслей, занятых в области ИС, увеличился до 842 млрд. долл. США в 2014 году с 775 млрд. долл. США в 2010 году. Цифровая экономика Китая Сегодня страна особенно гордится инновационными успехами в производстве электронно-вычислительной техники для авиакосмической промышленности и ИТ-решений для медицины. Рынок Китая имеет собственные аналоги американских гигантов - это и крупнейшая телекоммуникационная компания Tencent, и поисковик Baidu, и аналог Twitter — Weibo, и месседжеры QQ и WeChat, и гигантский интернетмагазин Alibaba с платежной системой Alipay, и Xiaomi Tech со своей версией Android, полностью независимой от Google. Из страны постепенно вытесняются гранды мирового рынка - Cisco Systems Inc., Apple Inc., Intel, McAfee, HP и Citrix Systems. За истекшие 18 лет объем экспортируемых КНР «товаров» ИКТ вырос более чем в 16 раз. По мнению зарубежных экспертов, КНР сегодня единственное государство, способное построить отечественный «Интернет». Китай стремится к полной ИКТ–независимости, ибо информационная безопасность сегодня рассматривается не менее серьезно, чем ядерная угроза. В конце 2014 года был принят закон, согласно которому все иностранные компании, желающие поставлять ИТ- решения на китайский рынок, обязаны раскрыть исходный код своих проприетарных продуктов и быть готовыми к их тщательным проверкам. Пока сделан лишь первый шаг и касается только финансовых организаций и госучреждений. Страна работает над созданием индустрии на 100 процентов неуязвимой от несанкционированного доступа. Госсовет принял план – десятилетку, нацеленную на реиндустриализацию страны «Made in China 2025». Такого рода план развития был принят в Китае впервые. Его главная задача - стать мировой державой с полным циклом промышленного производства, от фундаментальных исследований и ОКР до массового репродуцирования собственных инновационных продуктов. Его руководящие принципы состоят в том, чтобы производство было ориентировано на инновации, подчеркивало качество, оптимизировало структуру китайской промышленности и поддерживало человеческий талант. Цель состоит в том, чтобы всесторонне модернизировать китайскую промышленность, сделать ее более эффективной и интегрированной, чтобы она могла занимать самые высокие звенья глобальных производственных цепей. В плане указывается цель повышения внутреннего содержания основных компонентов и материалов до 40 процентов к 2020 году и 70 процентов к 2025 году. Кроме того, что государство обеспечивает значительную роль в обеспечении общей структуры, используя финансовые и налоговые инструменты и поддерживая создание производственных инновационных центров (15 к 2020 году и 40 к 2025 году), в плане также предусматривается использование рыночных институтов, укрепление защиты прав интеллектуальной собственности для малых и средних предприятий (МСП) и более эффективное использование интеллектуальной собственности (ИС) в бизнес-стратегии и предоставление фирмам возможности самостоятельно декларировать свои собственные технологические стандарты и помогать им участвовать в установлении международных стандартов. Несмотря на то, что целью является увеличение объема промышленного производства, в плане выделяются 10 приоритетных секторов: 1) новые передовые информационные технологии; 2) автоматизированные станки и робототехника; 3) аэрокосмическая и авиационная техника; 4) морское оборудование и высокотехнологичное судоходство; 5) современное оборудование для железнодорожного транспорта; 6) транспортные средства и оборудование новой энергии; 7) энергетическое оборудование; 8) сельскохозяйственное оборудование; 9) новые материалы. С точки зрения проблем, явная цель состоит в том, чтобы сделать китайские компании более конкурентоспособными по всем направлениям, локализовать производство компонентов и конечных продуктов и заставить китайские компании продвигать цепочку добавленной стоимости в производственных и инновационных сетях и добиваться более широкого признания международного бренда. Кроме того, в плане предусматривается, что китайские фирмы наращивают свои усилия по инвестированию за рубежом и делают это, становясь более знакомыми с зарубежными культурами и рынками, а также укрепляют управление рисками инвестиций и операций. В плане уделяется внимание странам, которые вместе составляют инициативу «Шелковый путь», но она предназначена для повсеместного применения. Для достижения этих целей будут использоваться меры правительства и рыночные стимулы. В некотором смысле это представляет собой проблему для передового производства в США, Европе и Восточной Азии. В то же время многонациональные компании (далее - МНК) и другие страны могут выиграть тремя способами. Во-первых, будет больше инвестиций и внимания к десяти отраслям, и МНК, которые присоединяются к этим секторам и поддерживают общие цели этого плана, смогут извлечь выгоду. В какой-то мере будет наблюдаться большая конкуренция со стороны китайских компаний и местный толчок на покупку, но это гарантия того, что MНК будут необходимы для предоставления критически важных компонентов, технологий и управления для этого плана. Во-вторых, поскольку Китай по-настоящему охватывает интеллектуальное производство, китайским компаниям и МНК будет намного легче сотрудничать как в Китае, так и в других местах. И в-третьих, если Китай успешно модернизирует свои производственные мощности, то он, вероятно, улучшит и свое общее экономическое управление, включая финансовую и фискальную системы, укрепит систему образования и расширит доступ к различным источникам информации. Все это должно иметь выгоду для мировой экономики и МНК. Цифровая экономика стран Европейского союза Учитывая, что подход Европейского союза (далее – ЕС) из всех странлидеров развития цифровой экономики ближе всего к российскому подходу, опыт ЕС ниже рассматривается более подробно. Из индекса DESI 2017 года – индекса цифровизации экономики и общества ЕС, следует, что DESI 2017 года фиксирует прогресс, но разрыв между передовыми странами и иными странами ЕС в цифровом мире, попрежнему слишком велик. Справка. DESI - индекс оцифровок экономики и общества представляет собой составной индекс, который позволяет измерять прогресс, достигнутый государствами-членами ЕС в цифровой экономике и в обществе. DESI стремится помочь странам ЕС определить области, требующие инвестиций и вмешательств в качестве приоритета, с тем чтобы создать подлинный цифровой единый рынок - один из главных приоритетов Европейской комиссии. Европейская комиссия опубликовала результаты индекса цифровой экономики 2017 года, как инструмента, иллюстрирующего работу 28 государств-членов в различных отраслях промышленности: от связи и цифровых навыков до цифровизации предприятий и коммунальных услуг. В целом ЕС добился прогресса и улучшил свои цифровые показатели на 3 процентных пункта по сравнению с прошлым годом, но прогресс может быть более быстрым. Государства-члены ЕС (цифровой разрыв между первым и последним занимает 37 процентных пунктов, по сравнению с 36 процентными пунктами в 2014 году): Дания, Финляндия, Швеция и Нидерланды остаются во главе рейтинга DESI в этом году, далее следуют Люксембург, Бельгия, Великобритания, Ирландия, Эстония и Австрия. Все 3 страны более оцифрованы в ЕС и также лидируют в мировом рейтинге, опережая Южную Корею, Японию и США. Словакия и Словения - страны ЕС, которые имеют зарегистрированный больший прогресс. Несмотря на некоторые улучшения, несколько государств-членов, включая Польшу, Хорватию, Италию, Грецию, Болгарию и Румынию, по-прежнему отстают в плане развития цифровых технологий в среднем по ЕС. Принимая во внимание информацию DESI, Европейская комиссия опубликует свою экспертизу в виде промежуточной стратегии - цифровой стратегии единого рынка, чтобы определить области, в которых могут быть необходимы дальнейшие усилия или законодательные предложения для решения проблем будущего. Из цифровизации экономики и общества (DESI) выясняется, что: – возможности подключения улучшились, недостаточны для удовлетворения будущих потребностей; но по-прежнему – 76 процентов европейских домохозяйств имеют доступ к высокоскоростной широкополосной сети (не менее 30 Мбит / с) и некоторые государства-члены имеют значительную долю таких семей, которые уже имеют доступ к сетям (скорость 100 Мбит / с или более); – более 25 процентов домохозяйств оформили подписку на быструю широкополосную связь; – число абонентов мобильной передачи данных растет, увеличившись с 58 абонентов на каждые 100 жителей в 2013 г. до 84 в 2016 году; – услуги мобильной связи 4G охватывают 84 процента населения ЕС. Тем не менее эти достижения не являются достаточными для решения растущих потребностей цифрового будущего, качества и надежности соединений. Интернет-трафик растет на 20 процентов в год, и более чем на 40 процентов в год в мобильных сетях. Европейский парламент и Совет в настоящее время обсуждают предложения Европейской комиссии по пересмотру стандартов телекоммуникаций и стимулирования ЕС инвестиций в сети с высокой пропускной способностью для удовлетворения растущей потребности в подключении европейских граждан, параллельно с стратегическими целями гигабитного общества на горизонте 2025 года. Государства-члены ЕС должны также активизировать усилия для достижения целей с точки зрения назначения спектра унификацией, которая теперь включает в себя диапазон в 700 Мгц, так что следующее поколение сетей связи (5G) может широко использоваться, начиная с 2020 года. ЕС имеет все больше выпускников по научным, технологическим и инженерным дисциплинам по сравнению с предыдущими годами (19 выпускников на 1000 молодых людей старше 20 лет). Больше специалистов находят работу в области ИКТ по сравнению с прошлым (3,5 процента в 2015 году по сравнению с 3,2 процента в 2012 году). У европейских граждан все больше и больше цифровых навыков: – 79 процентов европейских граждан подключаются к Интернету не реже одного раза в неделю (увеличение на 3 процентных пункта по сравнению с 2016 годом); – 78 процентов пользователей в сети используют Интернет для воспроизведения или загрузки музыки, фильмов, фотографий или игр; – 70 процентов интернет-пользователей читают онлайн-газеты (64 процента в 2013 году); – 63 процента используют социальные сети (57 процентов в 2013 году); – 66 процентов делают покупки в Интернете (61 процент в 2013 году); – 59 процентов используют онлайн-банковские услуги (56 процентов в 2013 году); – 39 процентов используют Интернет для совершения телефонных звонков (33 процента в 2013 году). В контексте цифровой стратегии единого рынка Европейская комиссия работает в направлении для укрепления доверия к онлайн-среде. Новые правила защиты данных ЕС вступят в силу в мае 2018 года. В целом европейские компании используют все больше и больше цифровых технологий, таких как профессиональное программное обеспечение для совместного использования электронной информации (с 26% в 2013 году до 36% в 2015 году) или для отправки электронных счетов-фактур (с 10% в 2013 году до 18% в 2016 году). Также электронный оборот малого и среднего предпринимательства увеличился незначительно (с 14 процентов малых и средних предприятий в 2013 году до 17 процентов в 2016 году). Однако менее половины этих фирм продает в другом государстве-члене ЕС. В 2016 году Европейская комиссия предложила новые правила для поощрения электронной торговли IP / 17/347, противодействуя практике блокировки по географическому признаку, что делает доставку трансграничных посылок менее дорогой и более эффективной и повышает доверие потребителей за счет лучшей защиты. Комиссия предложила также упростить налог на добавленную стоимость для предприятий, которые работают в сфере электронной коммерции в ЕС. Эти инициативы после принятая Европейским парламентом и государствами-членами будут способствовать продажам частным лицам и предприятиям трансграничных закупок. Европейцы используют больше государственных услуг онлайн. 34 процента пользователей Интернета передают заполненные бланки онлайн в государственное управление, вместо того чтобы доставить их написанными от руки на бумаге (27 процентов в 2013 году). В рамках плана действия для Правительства Европейская комиссия намерена создать единое цифровое пространство, которое обеспечивает легкий доступ онлайн информации на рынки и запустить инициативу для цифровизации дальнейшего управления и корпоративного права, а также обновления европейской функциональной совместимости.
«Цифровая экономика в России и зарубежных странах» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot