Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Автономная негосударственная организация
высшего образования
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ФОНДОВОГО РЫНКА
Кафедра финансов, учета и ценных бумаг
Методические указания к самостоятельной
работе студентов
по дисциплине «Ценообразование»
Для направлений:
Экономика, Менеджмент.
(шифр и наименование направления)
Форма обучения:
очная, заочная
Методические указания утверждены на заседании кафедры финансов, учета и
ценных бумаг
Протокол заседания № ___от «__»___ 201__ г.
Заведующий кафедрой
«___»________201___г.
_________________
Капустина Ю.А.
(подпись)
Согласовано с УМК
Ученый секретарь УМК
«___»________201___г.
_________________
(подпись)
2
Яворская О.В.
Содержание
Введение ............................................................................................................... 4
1. Рекомендации по изучению теоретической части дисциплины и вопросы
для самоконтроля по темам ................................................................................ 6
2. Семинарские занятия .................................................................................. 19
3. Текущий контроль ......................................................................................... 25
4. Советы по подготовке к зачету .................................................................... 28
5. Рекомендации по работе с литературой по темам ..................................... 28
6. Рекомендации по выполнению контрольной работы ................................ 29
Цель данных методических рекомендаций по самостоятельной работе
студентов при изучении дисциплины заключается в повышении эффективности работы студентов при самостоятельном аудиторном и внеаудиторном
изучении дисциплины и подготовке к мероприятиям промежуточного и итогового контроля.
Задачи данных методических рекомендаций:
- структурирование самостоятельной работы студентов по видам такой
работы;
- структурирование самостоятельной работы студентов в виде сценария
изучения дисциплины;
-структурирование самостоятельной работы студентов по информационным источникам;
- структурирование процедур самоконтроля студентов.
Данные методические указания не подменяют собой учебники, учебные пособия, иные учебно-методические материалы, не являются их конспектами.
Основой методических указаний по СРС дисциплины является рабочая
учебная программа, включающая тематический план изучения дисциплины.
3
Введение
Курс «Ценообразование» предназначен для ознакомления с основными
понятиями в этой области и принципами формирования цены.
Цель изучения данного курса – подготовить студентов к самостоятельной постановке и осмыслению задач в области ценообразования. Задачи курса: расширить знания студентов о теоретических основах ценообразования;
познакомить студентов с методическими основами и методами ценообразования; привить студентам навыки решения прикладных задач в области ценообразования.
В процессе изучения курса студент изучает механизм формирования
цен на товары и услуги, влияние различных факторов на процесс формирования цен, критерии выборов методов ценообразования и установления окончательной цены, вопросы регулирования ценообразования в Российской Федерации. Особое внимание уделяется вопросам разработки ценовой политики
и ценовой стратегии предприятия.
В результате изучения курса студент:
1) должен знать:
теоретические основы рыночного ценообразования,
основные законодательные и нормативные акты в области ценообразования,
содержание основных методов ценообразования,
характеристики ценообразования на различных рынках,
закономерности формирования стратегии и тактики ценообразования,
опыт зарубежных и отечественных фирм в области ценообразования;
2) должен уметь:
выявлять и оценивать основные ценообразующие факторы,
обосновать целесообразность применения известных стратегий и
тактических приемов ценообразования,
провести количественный и качественный анализ ценовых решений;
4
3) должен владеть навыками
владения специальной терминологией,
профессиональной аргументации при разборе ситуаций в области
ценообразования
применения известных методов ценообразования;
анализа эффективности принимаемых ценовых решений.
Ценообразование является одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности.
Курс «Ценообразование» изучается после таких курсов как «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Маркетинг», «Экономика организаций
(предприятий)».
5
1. Рекомендации по изучению теоретической части дисциплины и вопросы для самоконтроля по темам
Тема 1. Роль цены в условиях рынка
Понятие цены и ценообразования. Модели ценообразования: централизованная государственная и рыночная. Этапы ценообразования. Роль
цены в условиях рынка. Понятие равновесной цены. Механизм ценового
регулирования: суть, его проявление на разных рынках, на разных уровнях
экономики. Функции цен: измерительная, учетная, регулирующая (балансирующая), стимулирующая, распределительная и перераспределительная,
как критерия рационального размещения производства, информационная.
Взаимосвязь функций цен.
Ценообразующие факторы. Их классификация по силам, оказывающим влияние на процесс ценообразования, и по отношению к предприятию (внутренние и внешние).
Этапы развития ценообразования в России.
Изучение данной темы позволит понять значение цены для отдельного предприятия и экономики в целом, а также позволит выявить обстоятельства и условия, влияние на уровень цен и их динамику.
Изучение данной темы следует начинать с понятия цены и ценообразования. Обратите внимание, что определение цены в современных рыночных условиях отличается от того понятия цены, которое давалось в
условиях командно-административной экономики. Это связано с различием моделей ценообразования в этих условиях.
Выявив, в чем заключается роль цены в условиях рынка, необходимо
раскрыть механизм действия цены. Роль цены достигается вследствие вы-
6
полнения ценой ряда функций, взаимосвязанных между собой. Выделение
отдельных функций позволяет раскрыть суть происходящих процессов.
При выявлении обстоятельств, условий, которые влияют на формирование цены, необходимо понять каким образом каждый фактор влияет
на процесс ценообразования.
По окончании изучения темы рекомендуется ответить на следующие
вопросы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
В чем заключается принципиальное отличие ценообразования в условиях рынка от условий командно-административной экономики?
2.
Каково значение цены в рыночных условиях.
3.
Какие модели ценообразования вы знаете?
4.
В чем заключаются функции ценообразования?
5.
Какие факторы влияют на уровень, структуру и динамику цен? Каково
это влияние?
Тема 2. Система цен
Понятие системы цен. Строение единой системы цен. Взаимосвязь
и взаимозависимость цен. Параметры, характеризующие систему цен.
Виды цен. Их классификация по характеру обслуживаемого оборота;
в зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени
конкуренции на рынке; по способу установления, фиксации; по способу
получения информации об уровне цены; в зависимости от вида рынка, по
форме организации торговли; с учетом фактора времени; внутрифирменные цены; по условиям поставки и продажи; мировые цены.
Сущность надбавки к цене. Понятия скидки. Виды скидок: плановые и тактические. Разновидности тактических скидок: их сущность, экономическое обоснование скидок.
7
В этой теме необходимо понять, что представляет собой система цен
и почему цены внутри системы связаны между собой.
Поскольку видов цен много, в литературе могут встречаться различные классификации. Одни и те же цены по разным признакам могут относиться к разным группам. Порой между специалистами могут встретиться
расхождения в определениях цен. Так, проф. Салимжанов И.К. в своих
учебниках дает понятие некоторых цен отличающееся от общепринятого.
С видами цен можно ознакомиться также в экономических словарях, приведенных в Интернете.
Обратите внимание, что трансфертная цена не является рыночной,
поскольку формируется не путем согласования спроса и предложения на
рынке, а устанавливается внутри организации волевым образом.
Ознакомиться с ценами, учитывающими условие поставки и применяемыми в зарубежных контрактах, можно в международном документе
«ИНКОТЕРМС». Это сборник международных правил толкования базисных условий поставки товаров, широко применяемых в современной международной коммерческой практике.
Видов скидок достаточно много, но все их можно разделить на две
группы: тактические (иначе скрытые, или замаскированные) и плановые.
Следует разобраться, в чем их суть. Изучая виды, скидок следует каждый
раз выяснять не только условия их предоставления, но и цель скидок, какую выгоду получают продавцы от этих действий.
По окончании изучения темы рекомендуется ответить на следующие
вопросы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
Что такое система цен? Какие параметры характеризуют систему цен?
2.
Чем объясняется взаимосвязь цен, входящих в единую систему?
3.
Какие виды цен вы знаете?
4.
Всегда ли предоставляемые скидки являются экономически оправданными?
8
Тема 3. Состав и структура цены
Элементы цены. Виды цен в зависимости от элементов, включенных
в ее состав. Себестоимость в составе цены. Бухгалтерский и экономический подход к определению затрат. Классификация затрат по статьям
калькуляции, на производственные и коммерческие, прямые и косвенные,
постоянные и переменные. Прибыль в составе цены. Понятие рентабельности. Налоги в составе цены. Прямые и косвенные налоги. Социальноэкономическая роль налогов. Виды налогов, их особенности и влияние на
цену. Надбавки посредников в цене товара.
В результате изучения данной темы студент ознакомиться со строением цены.
Изучение темы следует начинать с раскрытия понятия структуры цены. После этого нужно выделить все элементы, входящие в цену. В зависимости от того, на каком этапе товарооборота рассматривают цену, в ее
структуру будут включаться разные элементы и цена на каждом этапе будет носить различные названия, в которых нужно разобраться.
Раскрывая себестоимость в составе цены, следует в начале вспомнить, что это такое. Подходы к определению себестоимости могут различаться в зависимости от целей определения себестоимости. В связи с этим
при разных подходах могут отличаться состав себестоимости, порядок и
правила учета расходов. Нужно различать бухгалтерский и экономический
подход к определению себестоимости.
Изучая налоги в составе цены, следует понимать различие между
прямыми и косвенными налогами, определить какие налоги включаются в
себестоимость, а какие – нет, каким основным документом регламентируется система налогообложения, следует знать правила начисления основных налогов.
9
Также важными элементом цены является прибыль. Следует знать,
что это такое, зачем она нужна, чем определяется нормальный уровень
прибыли, что такое рентабельность.
Кроме того, в состав цены могут входить посреднические надбавки.
Нужно знать виды надбавок и их структуру. Обратите внимание, что стоимость приобретенных товаров в состав издержек посредников не включается.
По окончании изучения темы рекомендуется ответить на следующие
вопросы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
Представьте состав розничной цены по еѐ составляющим.
2.
Дайте характеристику основным структурным элементам цен.
Тема 4. Влияние издержек на формирование цен
Издержки в ценообразовании. Связь между ценой, затратами и объемом производства. Суть эффективного подхода к ценообразованию. Влияние затрат на коммерческую политику фирмы. Премиальная цена.
Издержки принимаемые во внимание при обосновании ценовых решений: постоянные и переменные; предельные (приростные; возвратные
(обратимые); альтернативные. Метод учета затрат для целей ценообразования (NIFO). Принятие ценовых решений при изменении цен на ресурсы.
Анализ издержек. Финансовый анализ для целей ценообразования.
Относительный выигрыш в результате управления ценами.
С этой темы начинается изучение влияния отдельных групп факторов на процесс ценообразования. При обосновании цены бухгалтерский
подход к учету затрат оказывается не эффективным, поскольку бухгалтерский подход не учитывает динамики изменения затрат во времени, а также
последствий установления цены. В связи с этим для эффективного анализа
и точного прогноза последствий назначения цены следует разобраться ка10
кие затраты следует принимать во внимание, как организовать финансовый
анализ, который покажет последствия возможных решений, а также
научиться определять сам выигрыш от управления ценами.
По окончании изучения темы рекомендуется ответить на следующие
вопросы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
В чем заключается влияние затрат на политику фирмы?
2.
В чем заключается эффективный подход к ценообразованию?
3.
Какие затраты принимаются во внимание при определении цены и почему?
4.
Как следует изменить систему учета на предприятии, чтобы оптимизировать принятие ценовых решений?
5.
Раскройте сущность относительного выигрыша от управления ценами.
Тема 5. Влияние покупателей на формирование цен
Поведение покупателей. Факторы, определяющие реакцию покупателей на цены: интерес к цене, знание цены и восприятие цены, процесс
оценки цены, анализ «психологической цены». Показатели, определяющие
реакцию покупателей на изменение цены: прямая эластичность спроса по
цене, перекрестная эластичность спроса по цене, эластичность спроса по
доходу.
Цена, стоимость и ценность. Цена и стоимость, их сущность и взаимосвязь. Стадии возникновения ценности. Понятие ценности. Экономическая ценность товара, цена безразличия, экономическая ценность отличий, полная экономическая ценность товара.
Процедура определения экономической ценности товара. Основные
этапы. Экономический выигрыш покупателя. Премия покупателю, премия
за репутацию фирмы.
11
Факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровням
цен. Эффект известных товаров-заменителей. Эффект уникальности. Эффект затрат на переключение. Эффект сложности сравнения. Эффект оценки качества через цену. Эффект дороговизны товара, или эффект расхода.
Эффект конечной выгоды. Эффект разделения затрат. Эффект справедливости цены. Эффект товарных запасов.
В данной теме освещается учет поведения покупателей при формировании цены. В начале необходимо ознакомиться с факторами, влияющими на
поведение покупателей, и показателями, позволяющими оценить это влияние. Следует различать понятия цена, стоимость, ценность. Далее следует
разобраться как субъективное представление покупателя о ценности товара
можно оценить количественно и учесть в цене. Обратите внимание, что продавцы не занимаются пассивным учетом поведения покупателей, а оказывают влияние на это поведение, учитывая влияющие на него факторы.
Сложности при изучении данной темы обычно вызывает понятие
эластичности цены. Подробно это понятие изучается также в курсе Экономическая теория в разделе Микроэкономика.
По окончании изучения темы рекомендуется ответить на следующие
вопросы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
Что такое стоимость и ценность?
2.
Какие факторы влияют на чувствительность покупателей к уровню цен?
3.
Каким показателем оценивается реакция покупателей на изменение цен?
4.
Какие виды эластичности выделяют?
5.
Какие типы товаров можно выделить с точки зрения их влияния на
уровни цен друг друга?
6.
Каковы особенности каждого этапа определения экономической ценности товара?
7.
Каким образом продавцы могут влиять на восприятие покупателями цены товара?
12
Тема 6. Влияние конкуренции на формирование цен
Влияние различных моделей конкуренции на процесс ценообразования.
Понятие конкуренции, конкурентоспособности фирмы. Типы рынка. Влияние структурных особенностей рынка на рыночное поведение продавцов и
покупателей и на действенность рынка. Структурные особенности типов
рынка: степень концентрации продавцов и покупателей, условия входа на
рынок и выхода из него, степень участия предприятий в производстве ресурса для своей продукции или в организации еѐ продажи, дифференциация деятельности, дифференциация продукта. Методы конкуренции: ценовая и неценовая конкуренция.
Основы управления ценовой конкуренцией. Основные правила, учитываемые при принятии решений в области конкурентного ценообразования.
Понятие игры в ценообразовании. Игра с положительной и отрицательной
суммами выигрыша. Условия, при которых ценовая конкуренция может
иметь положительную сумму выигрыша. Элементы процесса управления
ценовой конкуренцией. Роль плана в управлении конкуренцией. Основные
разделы плана. Управление конкурентной информацией. Влияние информации на развитие конкурентной ситуации. Источники информации. Требования к организации информационных потоков. Окупаемость затрат на
сбор информации. Выборочное раскрытие информации: цель раскрытия и
содержание информации.
Ценовые факторы выбора конкурентной стратегии. Условия при
которых компании могут получать выгоду от установления низких цен.
Основа стратегии с положительной суммой выигрыша: направления деятельности и требования к деятельности. Принципы построения ответных
действий в случае ценовой войны с отрицательной суммой выигрыша.
Прежде чем говорить о влиянии конкуренции на цены, необходимо
разобраться понятием конкуренции, видами конкуренции, методами конку13
рентной борьбы (ценовыми и неценовыми) и ролью цены в обоих случаях.
Успех коммерческой деятельности требует управления ценовой конкуренцией, что включает в себя составление планов, управление информацией и
формирование конкурентной позиции.
По окончании изучения темы рекомендуется ответить на следующие
вопросы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
В чем сходство и различие рынка монополистической конкуренции и
конкурентного рынка? Могут ли эффективно осуществляться одинаковые действия в области ценообразования на рынках этих типов?
2.
Какова роль ценовой конкуренции в современных условиях? Почему
значение ценовой конкуренции растет?
3.
В чем заключается управление ценовой конкуренцией? Каковы элементы управления ценовой конкуренцией?
4.
Как можно выявить планы конкурентов по изменению объема предложения и цен?
5.
Каково значение информации в управлении ценой?
6.
Каковы условия и правила ведения ценовых войн?
Тема 7. Государственное регулирование цен
Сущность государственной политики цен. Средства ее реализации,
цели и основные направления. Функции государства. Государственные органы, формирующие и реализующие политику цен, их полномочия.
Методы и формы государственного воздействия на цены. Методы:
прямые и косвенные. Формы государственного воздействия на цены.
Политика регулирования цен в сфере естественных монополий, а
также с целью защиты конкуренции.
14
Прежде всего нужно разобраться с сущностью государственной политики цен и ознакомиться с методами воздействия государства на цены. Основными федеральными государственными органами, занимающимися вопросами регулирования и контроля за процессом ценообразования являются Федеральная служба по тарифам и Федеральная антимонопольная
служба. Нужно знать их функции.
Особенностью данной темы является то, изучение материала осуществляется во многом непосредственно по нормативным документам.
Основные документы: федеральный закон «О естественных монополиях», постановления Правительства о государственном регулировании и
контроле тарифов отдельных субъектов естественных монополий, федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и другие нормативные акты.
По окончании изучения темы рекомендуется ответить на следующие
вопросы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
Какова цель государственного регулирования цен?
2.
Какие меры воздействия на производителей со стороны государства существуют?
3.
Как государство может влиять на ценообразующие факторы?
4.
Чем прямые методы воздействия отличаются от косвенных?
5.
В чем заключается основной недостаток регулирования цен посредством
установления предельного уровня рентабельности и предельного размера снабженческо-сбытовой надбавки?
6.
Какие цели преследует регулирование предельных цен?
7.
От чего зависит степень государственного регулирования цен?
8.
Разграничьте сферы компетенции в сфере контроля и регулирования цен
федеральной антимонопольной службы и службы по тарифам.
9.
Как регулируются цены в сфере естественных монополий?
10. Какие действия в сфере ценообразования считаются недобросовестной
конкуренцией?
15
Тема 8. Политика и стратегия в области ценообразования
Возможные цели фирмы в области ценообразования: максимизация
прибыли, обеспечение объема продаж, стабилизация положения.
Ценовая политика: сущность, виды и роль. Формирование политики
цен фирмы. Затратный и ценностной подход к ценообразованию.
Ценовая стратегия: понятие и виды (стратегии высоких, средних и
низких цен, целевых цен, неизменных цен, ассортиментных цен, конкурентные стратегии и др.). Условия их применения.
Изучение темы следует начать с определения понятий политика и стратегия. С ними можно ознакомиться в литературе по курсу «Менеджмент»
(например, Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента). Не
смотря на то, что это разные понятия, названия стратегии и политики у одной
фирмы могут дословно совпадать, поскольку они работают на достижение
заданной общей для фирмы цели. Кроме того, у разных специалистов по ценообразованию могут встречаться расхождения в определении этих понятий.
В связи с этим один и тот же материал в разных учебниках может называться
политика цен, стратегия цен или даже стратегии политики цен. Также могут
различаться и подходы к их классификации.
Статьи по видам политики и стратегии цен можно найти и в Интернете,
например http://www.elitarium.ru/marketing/cenoobrazovanie/
По окончании изучения темы рекомендуется ответить на следующие
вопросы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
Почему рыночный механизм предполагает использование стратегий ценообразования и в чем они заключаются?
2.
Какие структурные подразделения предприятия участвуют в формировании и реализации ценовой политики?
3.
Назовите основные цели ценовой политики предприятия.
16
4.
Какая политика ценообразования наиболее эффективна: активная или
пассивная? Каковы условия применения этих политик?
5.
Назовите основные этапы процесса формирования стратегии.
6.
Каковы стратегии конкурентного ценообразования?
7.
Каковы стратегии дифференцированного ценообразования?
Тема 9. Методология ценообразования
Методология ценообразования. Принципы ценообразования. Этапы
расчета цен.
Методы расчета цен (затратные, рыночные, параметрические), их
сущность, достоинства и недостатки, сферы применения.
Группировка методов ценообразования в разных источниках может
различаться. Наиболее распространенной является деление методов на затратные, рыночные и параметрические. Следует изучить основные методы в
каждой группе. При этом важно не только ознакомиться с принципами расчета цены по каждому методу, но и знать достоинства, недостатки методов,
понимать в каких случаях какой метод расчета следует применять.
Обратите внимание, что методы ценообразования в разных источниках
могут носить разные названия. Например: по доле прибыли в цене (или метод полных издержек, или метод «издержки плюс»), с ориентацией на величину покрытия (или на основе переменных / прямых затрат, или калькулирование из зоны прибыли)
По окончании изучения темы рекомендуется ответить на следующие
вопросы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
Каков общий подход к формированию цены в условиях рынка?
2.
Раскройте принципы ценообразования.
3.
Что такое метод ценообразования?
4.
Какие методы существуют?
17
5.
В чем заключаются достоинства и недостатки затратных методов ценообразования? Почему не смотря на существенные недостатки, данная
группа методов широко применяется?
6.
Дайте характеристику рыночных методов ценообразования.
7.
Раскройте параметрические методы ценообразования.
Тема 10. Особенности ценообразования в отдельных отраслях
народного хозяйства
Ценообразование товаров производственно-технического назначения. Особенности рынка данной продукции. Основные проблемы ценообразования на данную продукцию. Формирование цен в рамках торгов.
Ценообразование в отраслях, производящих потребительские товары. Структура рынка потребительских товаров. Специфические приемы
формирования цен на потребительские товары. Ценообразование на потребительские услуги.
Прежде чем изучать методы ценообразования в разных отраслях, необходимо выявить особенности отраслей, основные проблемы, требующие решения. При этом следует обратить внимание, что все отрасли можно поделить на два направления: отрасли, производящие продукцию производственно-технического назначения, и отрасли, производящие потребительские товары и услуги. В этой теме следует выявить общие особенности и проблемы,
характерные в общем для указанных направлений.
По окончании изучения темы рекомендуется ответить на следующие
вопросы.
1.
Каковы особенности рынка продукции производственно-технического
назначения и как они влияют на формирование ценовой стратегии организации?
18
2.
В чем заключаются основные проблемы ценообразования на продукцию
производственно-технического назначения
3.
Раскройте особенности тендерного ценообразования.
4.
Каковы особенности рынка потребительской продукции и как они влияют на формирование ценовой стратегии организации?
5.
В чем заключаются особые приемы формирования цен на потребительские товары?
6.
В чем заключаются особенности ценообразования на потребительские
услуги?
2. Семинарские занятия
Тема 1. Роль цены в условиях рынка
1.
Сущность цен и ценообразования.
2.
Механизм ценового регулирования.
3.
Функции цен.
4.
Ценообразующие факторы.
Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме после
изучения теоретического материала и ответа на контрольные вопросы, рекомендуется обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы.
1. Как вы думаете, чем объясняется высокое значение цены в рыночных условиях?
2. Можете ли вы объяснить в чем заключается принципиальное отличие двух моделей ценообразования?
3. Какие задачи решает предприятие с помощью цен?
4. Объясните влияние отдельных факторов на уровень, структуру и
динамику цен.
5. Является ли имидж внутренним фактором для предприятия и как он
влияет на уровень цены.
19
Тема 2. Система цен
1.
Сущность системы цен.
2.
Виды цен.
Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме после
изучения теоретического материала и ответа на контрольные вопросы, рекомендуется обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы.
1. Что из себя представляет система цен?
2. Какие параметры характеризуют систему цен?
3. Чем объясняется взаимосвязь цен, входящих в единую систему?
Тема 3. Состав и структура цены
1.
Структура цены.
2.
Элементы цены.
3.
Расчет цен по стадиям движения товаров.
Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме после
изучения теоретического материала и ответа на контрольные вопросы, рекомендуется обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы.
1. Как вы думаете, зачем нужно знать структуру цены, чем это может
помочь в работе экономиста?
2. Дайте характеристику основным структурным элементам цен.
Тема 4. Влияние издержек на формирование цен
1.
Затраты, принимаемые во внимание при обосновании ценовых решений.
2.
Финансовый анализ для целей ценообразования.
Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме после
изучения теоретического материала и ответа на контрольные вопросы, рекомендуется обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы.
1. В чем заключается влияние затрат на политику фирмы?
2. В чем заключается эффективный подход к ценообразованию?
20
3. Почему при определении цены во внимание принимаются только
приростные и возвратные затраты?
4. Как следует изменить систему учета на предприятии, чтобы оптимизировать принятие ценовых решений?
Тема 5. Влияние покупателей на формирование цен
1.
Методы сбора и обработки информации для изучения поведения покупателей
2.
Определение ценности товара для покупателя
Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме после
изучения теоретического материала и ответа на контрольные вопросы, рекомендуется обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы.
1.
Как вы думаете, можно ли измерить реакцию покупателя на изме-
нение цен?
2.
Как можно сегментировать покупателей по ценовому интересу?
3.
Какими факторами определяется чувствительность покупателей к
уровню цены и как это используют продавцы?
4.
Что такое стоимость и ценность?
5.
Какие типы товаров можно выделить с точки зрения их влияния на
уровни цен друг друга?
6.
Каковы особенности каждого этапа определения экономической
ценности товара?
7.
Каким образом продавцы могут влиять на восприятие покупателя-
ми цены товара?
Тема 6. Влияние конкуренции на формирование цен
1.
Структурные особенности моделей конкуренции и их связь с ценообразованием.
2.
Управление ценовой конкуренцией.
3.
Расчет цен с учетом фактора конкуренции.
21
Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме после изучения теоретического материала и ответа на контрольные вопросы, рекомендуется обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы.
1. В чем сходство и различие рынка монополистической конкуренции
и конкурентного рынка? Могут ли эффективно осуществляться одинаковые
действия в области ценообразования на рынках этих типов?
2. Какова роль ценовой конкуренции в современных условиях? Почему значение ценовой конкуренции растет?
3. В чем заключается управление ценовой конкуренцией? Каковы элементы управления ценовой конкуренцией?
4. Как можно выявить планы конкурентов по изменению объема предложения и цен?
5. Каково значение информации в управлении ценой?
6. Каковы условия и правила ведения ценовых войн?
Тема 7. Государственное регулирование цен
1.
Цели и методы государственного регулирования цен.
2.
Нормативно-законодательная база рыночного ценообразования.
3.
Расчет цен с учетом государственного регулирования
Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме после
изучения теоретического материала и ответа на контрольные вопросы, рекомендуется обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы.
1. Какова цель государственного регулирования цен?
2. Какие меры воздействия на производителей со стороны государства
существуют?
3. Как государство может влиять на ценообразующие факторы?
4. Чем прямые методы воздействия отличаются от косвенных?
22
5. В чем заключается основной недостаток регулирования цен посредством установления предельного уровня рентабельности и предельного размера снабженческо-сбытовой надбавки?
6. Какие цели преследует регулирование предельных цен?
7. От чего зависит степень государственного регулирования цен?
8. Разграничьте сферы компетенции в сфере контроля и регулирования
цен федеральной антимонопольной службы и службы по тарифам.
9. Как регулируются цены в сфере естественных монополий?
10.Какие действия в сфере ценообразования считаются недобросовестной конкуренцией?
Тема 8. Политика и стратегия в области ценообразования
1.
Цели и политика ценообразования.
2.
Сущность и виды ценовых стратегий.
3.
Обоснование ценовых стратегий.
Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме после
изучения теоретического материала и ответа на контрольные вопросы, рекомендуется обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы.
1. Почему рыночный механизм предполагает использование стратегий
ценообразования и в чем они заключаются?
2. Какие структурные подразделения предприятия участвуют в формировании и реализации ценовой политики?
3. Назовите основные цели ценовой политики предприятия.
4. Какая политика ценообразования наиболее эффективна: активная
или пассивная? Каковы условия применения этих политик?
5. Назовите основные этапы процесса формирования стратегии.
6. Каковы стратегии конкурентного ценообразования?
7. Каковы стратегии дифференцированного ценообразования?
23
Тема 9. Методология ценообразования
1.
Методы затратного ценообразования.
2.
Методы рыночного ценообразования.
3.
Методы параметрического ценообразования.
Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме после
изучения теоретического материала и ответа на контрольные вопросы, рекомендуется обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы.
1. Каков общий подход к формированию цены в условиях рынка?
2. Раскройте принципы ценообразования.
3. Что такое метод ценообразования?
4. Какие методы существуют?
5. В чем заключаются достоинства и недостатки затратных методов
ценообразования? Почему не смотря на существенные недостатки, данная
группа методов широко применяется?
6. Дайте характеристику рыночных методов ценообразования.
Тема 10. Особенности ценообразования в отдельных отраслях
народного хозяйства
1.
Особенности
ценообразования
на
продукцию
производственно-
технического назначения.
2.
Особенности ценообразования на потребительскую продукцию.
Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме после
изучения теоретического материала и ответа на контрольные вопросы, рекомендуется обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы.
1. Каковы
особенности
рынка
продукции
производственно-
технического назначения и как они влияют на формирование ценовой стратегии организации?
2. В чем заключаются основные проблемы ценообразования на продукцию производственно-технического назначения
24
3. Раскройте особенности тендерного ценообразования.
4. Каковы особенности рынка потребительской продукции и как они
влияют на формирование ценовой стратегии организации?
5. В чем заключаются особые приемы формирования цен на потребительские товары?
6. В чем заключаются особенности ценообразования на потребительские услуги?
3. Текущий контроль
Проведение текущего контроля осуществляется в форме тестирования.
С полным пакетом тестовых заданий по дисциплине «Ценообразование» Вы можете поработать в компьютерных классах института при помощи
«Банка тестовых заданий» в автоматизированной системе контроля знаний и
обучения студентов.
Специфика выполнения заданий заключается в том, что необходимо
выбрать единственный правильный ответ из предложенного списка возможных ответов.
Тест считается пройденным, если Вы дали по каждому разделу теста не
менее 60 % правильных ответов.
При прохождении теста разрешается пользоваться любой справочной
литературой, однако время прохождения теста ограничено.
Примеры тестовых заданий
1.
Через цены осуществляется связь между производством и потреблением,
предложением и спросом. Цена здесь выполняет:
а) стимулирующую функцию
б) распределительную функцию
в) информационную функцию
г) балансирующую функцию
Ответ: г)
25
2.
Для рынка монополистической конкуренции характерно:
а) ценообразование в полной зависимости от конкурентов
б) ценообразование в соответствие с позиционированием товара
в) чисто монопольное ценообразование
г) соглашение по ценам
Ответ: б)
3.
Снижение цены на товар приводит к росту выручки от продаж в случае:
а) высокоэластичного спроса
б) низкоэластичного спроса
в) единичной эластичности
г) положительной эластичности
Ответ: а)
4.
Производитель считает возможным повышение цен, если
а) стремится расширить свое присутствие на рынке
б) имеет незанятые производственные мощности
в) считает спрос неэластичным
г) производит уникальную продукцию
Ответ: в)
5.
Основанием для выделения твердых цен является:
а) степень регулирования
б) устойчивость во времени
в) ориентир для фиксации контрактных цен
г) постоянство структурных элементов
Ответ: б)
6.
Покупателю в условиях инфляции более выгодна цена:
а) твердая
б) подвижная
в) скользящая
Ответ: а)
26
7.
Какой из перечисленных методов относится к косвенным
а) установление предельного норматива рентабельности
б) установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции
в) изменение акцизной ставки
г) установление паритетных цен
Ответ: в)
8.
Укажите недостаток метода затратного ценообразования
а) сложность сбора информации
б) недостоверность исходных данных
в) учет альтернативных издержек
г) игнорирование информации о поведении покупателей
Ответ г)
9.
Калькулирование по сокращенным затратам учитывает:
а) постоянные затраты
б) переменные затраты
в) альтернативные затраты
г) мнения экспертов
Ответ: б)
10. Метод удельного ценообразования
а) учитывает мнение покупателей
б) учитывает согласованность мнений экспертов
в) учитывает изменение основного параметра
г) основан на данных статистики
Ответ: в)
27
4. Советы по подготовке к зачету
При подготовке к зачету следует обратить внимание на изучаемые понятия, например, что такое скользящая цена, подвижная цена, монополистическая цена и т.д. Необходимо знать и базовые экономические понятия,
такие как постоянные и переменные затраты, прямые и косвенные затраты,
себестоимость, рентабельность, прямые и косвенные налоги и т.д. Внимательно изучите структуру цены, чтобы понимать из каких элементов она состоит, при этом обратите внимание на порядок расчета каждого элемента
цены. Какие издержки принимают во внимание при формировании цены,
почему не используют средние цены. Изучите понятие ценности и как ее
можно посчитать и выразить в деньгах. Как можно управлять ценовой конкуренцией. Как государство участвует в ценообразовании, какие государственные органы в этой сфере действуют. Какие существуют методы ценообразования, и в каких случаях они применяются.
4. Рекомендации по работе с литературой по темам
При изучении дисциплины особое внимание следует обратить на следующие литературные источники:
1. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник.– М.: Издательство БЕК, 2001. – 576 с.
Или Липсиц И.В. Ценообразование: Учебник. М.: Экономистъ, 2005. – 448 с.
2. Тарасевич В.М.
Ценовая политика предприятия : Учебник для ву-
зов / Под общ.ред.Г.Л.Багиева. - СПб. : Питер, 2005. - 280с. - (Учебник для
вузов) .
3. Цены и ценообразование : учебник для вузов / под ред.В.Е.Есипова.
- 4-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 560с.- (Учебник для вузов) .
4. Герасименко В.В.
Ценообразование: Учеб.пособие для вузов /
В.В.Герасименко; МГУ им. М.В.Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 419с.
5. Бутакова М.М. Практикум по ценообразованию : учеб.пособие для вузов
/ М.М.Бутакова. - М. : КНОРУС, 2006. - 224с.
28
6. Липсиц И.В. Ценообразование. Управление ценообразованием в организации : учебник для вузов / И.В.Липсиц. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М. : Экономистъ, 2005. - 447с.
7. Лысова, Н.А. Управление ценами : учеб. пособие для вузов / Н.А. Лысова, Л.Ф. Чернева. - 2-е изд., перераб. и доп. / Фин. акад. при правительстве
РФ. - М. : КНОРУС, 2009. - 232с.
8. Маренков, Н.Л. Ценообразование : учеб. пособие для вузов / Н.Л. Маренков,. - М.-Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 284с. - (Высшее образование) .
9. Салимжанов, И.К. Ценообразование : учебник для вузов / И.К. Салимжанов,. - 2-е изд., стереотип. - М. : КНОРУС, 2010. - 299с.
Перечисленные источники дополняют друг друга, освещая разные вопросы.
Указанные учебники выдержали несколько переизданий, поэтому их
выходные данные могут отличаться.
Кроме указанной литературы в ряде случаев может потребоваться дополнительная литература и нормативные документы.
Термины, используемые в ценообразовании можно найти в экономических словарях, в том числе и в Интернете.
6. Рекомендации по выполнению контрольной работы
Контрольные работы предназначены для проведения промежуточного
контроля по курсу «Ценообразования». Задания к контрольным работам и
рекомендации по их выполнению изложены в отдельном пособии.
29