Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Цели, принципы и задачи реформирования. Этапы реформирования электроэнергетики. Создание территориальных и оптовых генерирующих компаний Создание федеральной сетевой компании и холдинга МРСК.

  • 👀 501 просмотр
  • 📌 418 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Цели, принципы и задачи реформирования. Этапы реформирования электроэнергетики. Создание территориальных и оптовых генерирующих компаний Создание федеральной сетевой компании и холдинга МРСК.» doc
Лекция 1 Цели, принципы и задачи реформирования. Этапы реформирования электроэнергетики. Создание территориальных и оптовых генерирующих компаний Создание федеральной сетевой компании и холдинга МРСК. Наметившийся с 2000 года экономический рост в России повлек за собой и рост энергопотребления. Спрос на электроэнергию в России ежегодно увеличивался на 2-4%. В период с 2000 по 2007 год он вырос на 15,7% - с 851,2 до 985,2 млрд кВтч. Впрямую встал вопрос – готова ли энергетическая отрасль ответить на вызов времени, обеспечить потребности экономики? Стало очевидно, что отрасль нуждается в масштабных инвестициях, в том числе, частных. Для притока частных инвестиций необходимо было провести реформу всего электроэнергетического сектора. В 2000 году РАО "ЕЭС России" начало консультации с ведущими российскими и зарубежными экспертами, государственными органами, представителями бизнес-сообщества и акционерами о необходимости и технологии структурной реформы. Как государственная программа, реформа стартовала в 2003 году с принятием пакета федеральных законов, регламентирующих преобразования в электроэнергетике России. В ходе реформы региональные АО-энерго были в основном разделены на энергокомпании по видам деятельности на генерирующие, распределительные, сбытовые и сервисные. Со временем они были объединены в рамках межрегиональных компаний – ОГК, ТГК, МРСК, а энергосбытовые компании стали самостоятельно работать в каждом регионе. Созданы две главные инфраструктурные организации - Федеральная сетевая компания, объединяющая магистральные электросети, ЕНЭС и Системный оператор, осуществляющий диспетчерское управление ЕЭС России. Этапы реформирования энергетики Этап 1. 2001-2003 гг. 1. Принятие Постановления Правительства РФ № 526 от 11 июля 2001 года «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», которым были определены основные направления реформирования электроэнергетики. 2. Принят ряд основополагающих нормативных документов, в том числе Федеральный закон №35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года, устанавливающий правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики. Этап 2. 2003-2008 гг. 1. Реализованы основные действия по реорганизации РАО «ЕЭС России». 2. Созданы новые компании: межрегиональные распределительные сетевые компании, федеральная сетевая компания, 20 генерирующих компаний оптового рынка, сеть региональных энергосбытовых компаний. 3. Созданы новые компании, отвечающие за организацию работы рынков электрической энергии и мощности, разработку правил функционирования этих рынков, а также осуществляющих оперативно-диспетчерское управление электроэнергетическими режимами работы единой энергосистемы страны (ОАО «АТС», НП Совет рынка, ОАО СО ЕЭС). 4. С 1 сентября 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации введены новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Новые правила работы оптового рынка меняют всю систему взаимоотношений покупателей и поставщиков электрической энергии и мощности. 5. С 1 января 2007 года начался процесс постепенного увеличения доли электрической энергии, отпускаемой по нерегулируемым (свободным) ценам с одновременным снижением доли электрической энергии, отпускаемой по регулируемым ценам — происходит либерализация рынка. Этап 3. 2008-2010 гг. 1. С 1 июля 2008 года прекратило существование РАО ЕЭС и запущен рынок электрической мощности. 2. Либерализация рынка мощности «догнала» либерализацию рынка электрической энергии. Этап 4. 2012г. 1. С февраля 2012 г. запущен рынок системных услуг, направленный на обеспечение надежности работы ЕЭС. Создание генерирующих компаний Одной из важнейших составляющих процесса реформирования российской электроэнергетики является создание конкурентного сектора генерирующих мощностей путем группировки существующих электростанций в независимые генерирующие компании (ГК). От правильности группировки электростанций напрямую будет зависеть эффективность работы будущего рынка электроэнергии, а значит и возможность использования механизма конкуренции для формирования цен на электроэнергию. В процессе реструктуризации сектора генерирующих мощностей в рамках Холдинга ОАО РАО «ЕЭС России» были созданы: - 6 генерирующих компаний оптового рынка электрической энергии (ОГК) на базе крупных тепловых электростанций ОАО РАО «ЕЭС России» и АО-энерго; - 1 гидрогенерирующая ОГК (ОАО «ГидроОГК») на базе крупных ГЭС ОАО РАО «ЕЭС России» и средних и малых ГЭС (включая каскады) АО-энерго; - 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК)  на базе электростанций смежных АО-энерго (за исключением станций, вошедших в ОГК и работающих в составе изолированных АО-энерго). Состав ГК определялся с учетом требований по ограничению их рыночной силы на конкурентном рынке электроэнергии, что предопределило использование экстерриториального принципа формирования ОГК – наиболее крупных и влияющих на цены участников рынка электроэнергии. Кроме того, состав ОГК был подобран таким образом, чтобы эти компании имели сопоставимые стартовые условия на рынке электроэнергии (по величине установленной мощности, средней величине износа оборудования и возрасту основного оборудования, прогнозируемой доходности активов и др.) Карта размещения ОГК Почти все бывшие ГЭС РАО вошли в состав единственной гидрогенерирующей компании – «РусГидро». Принцип конкурентного рынка заключается в том, что генерирующие компании, конкурируя между собой, позволяют сформироваться свободным рыночным ценам на электроэнергию. Ранее, во времена существования РАО ЕЭС, тарифы на электроэнергию полностью регулировались государством. Формирование рынка электроэнергии – это и есть необходимое условие для либерализации цен на нее. Для этого, собственно, все и затевалось. Таким образом, благодаря реформе на оптовом рынке электроэнергии появилось 7 оптовых игроков: 6 тепловых ОГК (ОГК-1, 2, 3, 4, 5, 6) и 1 гидро-ОГК (ОАО «РусГидро»). Кроме того, было создано еще и 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК-1, 2… 14) – в них вошли все малые ГРЭС и ТЭЦ. Близость к потребителям и определила территориальный принцип формирования ТГК: они были созданы путем объединения генерирующих активов, расположенных в соседних регионах. ТГК также являются участниками оптового рынка электроэнергии, однако в соответствии с принципом формирования ориентированы в большей степени на снабжение потребителя из «своего» региона. Нереализованные излишки электроэнергии ТГК могут продавать на оптовом рынке (такое возможно в энергопрофицитных регионах). Впрочем, в структуре производства ТГК все-таки значимую долю занимает  генерация теплоэнергии. Карта размещения ТГК Атомные электростанции сохранились в государственной собственности и в 2001 г. вошли в состав единой генерирующей компании – Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях». По распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2001 г. №207-р концерн «Росэнергоатом» был преобразован в генерирующую компанию. Создание федеральной сетевой компании и холдинга МРСК. Наметившийся с 2000 года экономический рост в России повлек за собой и рост энергопотребления. Спрос на электроэнергию в России ежегодно увеличи­вался на 2—4%. В период с 2000 по 2007 год он вы­рос на 15,7% — с 851,2 до 985,2 млрд кВтч. Для того чтобы обеспечить потребности экономики назрела необходимость реформирования энергетической отрасли. 4 апреля 2000 года Совету директоров РАО ЕЭС России был представлен на обсуждение первый проект Концепции реструкту­ризации компании. Основная цель преобразований - создать условия для прихода в отрасль частных инвесторов. Региональные АО-энерго были разделены на генерирующие, сбытовые и сетевые компании. Завершение структурной реформы, а также необ­ходимость развития реальной конкуренции в секторе генерации и сбыта электроэнергии сделали ненужным существование головной компании- РАО ЕЭС России. В ходе реформы произошло разделение отрасли на естественно-монопольные (передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (генерация, сбыт, ремонт и сервис) виды деятельности. Прежняя монопольная структура электроэнергетики, когда все звенья цепочки - от производства до сбыта - находились под контролем одной компании, исчезла. На смену холдингу ОАО РАО «ЕЭС России», который прекратил свою деятельность 30 июня 2008 года, пришли новые самостоятельные участники рынка электроэнергетики. Решение о создании Федеральной сетевой компании было принято Правительством России летом 2001 года в рамках реформирования электроэнергетики. Федеральная сетевая компания создана как организация по управлению Единой национальной электрической сетью (ЕНЭС). Единая национальная электрическая сеть представляет собой электрическую часть Единой энергетической системы РФ, технологический комплекс электроустановок для передачи и распределения электрической энергии от генерирующих источников до конечного потребителя, состоящий из распределительных устройств, подстанций, воздушных и кабельных линий электропередачи, на которых распространяется юрисдикция РФ. Государственная регистрация ФСК состоялась 25 июня 2002 года. ОАО РАО «ЕЭС России», выступившее единственным учредителем, передало в уставный капитал Компании системообразующий электросетевой комплекс, относящийся к ЕНЭС. ФСК– компания, исполняющая роль организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС). Она обеспечивает единство технологического управления ЕНЭС, оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС. Созданная в 2002 году как 100%-ная дочерняя компания РАО «ЕЭС России», к 2008 году ФСК (как организация по управлению ЕНЭС) стала самостоятельной компанией, выделенной из РАО «ЕЭС России». 77,66 % акций ОАО «ФСК ЕЭС» принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. 22,34 % размещенных акций ОАО «ФСК ЕЭС» находится в собственности миноритарных акционеров. Цели деятельности ФСК • укрепить интегрирующую роль ЕЭС России и обеспечить взаимодействие производителей и потребителей электроэнергии на конкурентном оптовом рынке электроэнергии; • обеспечить непосредственное подключение всех регионов России к единой национальной электрической сети; • гарантировать равный доступ продавцов и покупателей на оптовый рынок электроэнергии; • осуществлять эффективное государственное регулирование тарифов на передачу электроэнергии; • повысить энергетическую безопасность государства; • способствовать проведению эффективной государственной внешнеэкономической политики в сфере электроэнергетики Основные направления деятельности компании: • управление Единой национальной (общероссийской) электрической сетью; • предоставление услуг субъектам оптового рынка электрической энергии по передаче электрической энергии и присоединению к электрической сети; • инвестиционная деятельность в сфере развития Единой национальной (общероссийской) электрической сети; • поддержание в надлежащем состоянии электрических сетей; • технический надзор за состоянием сетевых объектов К ФСК относятся сети напряжением 220-1150 кВ, созданные для транспорта больших потоков электроэнергии на дальние расстояния, выдачи мощности крупных электростанций и обеспечения межсистемных перетоков мощности и электроэнергии. Реорганизация региональных энергосистем и создание межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК)  Совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России» в 2002 году одобрил «базовый» вариант реформирования АО-энерго, который предусматривает реорганизацию АО-энерго в форме выделения новых обществ по видам деятельности (производство, передача, сбыт электроэнергии и др.) В результате реорганизации АО-энерго в электроэнергетике России было создано большое число новых энергетических компаний – это, как правило, управляющая компания, региональная генерирующая компания (РГК), распределительная сетевая компания (РСК), сбытовая компания, а также одна или несколько ремонтных и сервисных компаний. Следующим этапом реформирования региональных энергосистем является проведение горизонтальной межрегиональной интеграции (консолидации ОГК, ТГК, МРСК) монопрофильных компаний. В будущем региональная генерирующая компания вошла в ТГК. Сбытовые компании стали отдельными организациями и приобрели статус гарантирующего поставщика. Управляющая компания реорганизованных АО-энерго исчезла. Реформирование АО-энерго предусматривало разделение сфер бизнеса и создание распредели­тельных сетевых компаний (РСК), в собственность которых передаются сетевые объекты АО-энерго (ЛЭП, кабельные сети, подстанции). Распределительная сетевая компания — это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не от­носящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям региональных сетевых компаний подлежат государст­венному регулированию. Распределительные сетевые компании, создаваемые в процессе реорганизации АО-энерго, в большинстве случаев сохраняют за собой прежнее название региональной энергосистемы. Например АО-Ивэнерго, АО-Ярэнерго и т.д. В дальнейшем произошла консолидация активов территориальных распределительных сетевых компаний (ТСО) в рамках межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК). Так появились ОАО «МРСК Центра», ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «МРСК Северо-Запада», ОАО «МРСК Урала» «МРСК Юга», ОАО «МРСК Северного Кавказа» и др. В 2007 году в результате консолидации активов МРСК был создан Холдинг МРСК (ОАО «Холдинг МРСК») — холдинговая управляющая компания, функционирующая в секторе электроэнергетики Российской Федерации, владеющая и управляющая своими дочерними и зависимыми обществами — Межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (МРСК), научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими институтами, строительными организациями. Холдингу МРСК были переданы акции всех межрегиональных распределительных сетевых компаний Крупнейшим акционерам ОАО «Холдинг МРСК» являются: Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом — 55,95 % обыкновенных акций. Технологическая схема организации электроснабжения. Контрольные вопросы 1.С какой целью необходимо было реформирование отрасли? 2.Какие генерирующие компании были созданы и по какому признаку? 3.Самостоятельно с помощью интернет источников рассмотреть историю ОАО «Интер РАО ЕЭС». Можно ли считать эту компанию также генерирующей? 4.Что относится к монопольным видам деятельности в электроэнергетики? 5. Какие виды деятельности в электроэнергетики относятся к конкурентным? 6.Какими сетевыми объектами владеет ФСК и РСК (ТСО)? 7.Каков принцип образования МРСК? 8.Дайте краткую характеристику МРСК «Центра и Приволжья»
«Цели, принципы и задачи реформирования. Этапы реформирования электроэнергетики. Создание территориальных и оптовых генерирующих компаний Создание федеральной сетевой компании и холдинга МРСК.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 661 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot