Цель и задачи научно-исследовательской работы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Цель и задачи научно-исследовательской работы.
Цель научно-исследовательской работы - подготовить магистранта как к самостоятельной научно-исследовательской работе, основным результатом которой является написание и успешная защита выпускной квалификационной работы (ВКР), так и к проведению научных исследований в составе творческого коллектива.
Задачи научно-исследовательской работы в семестре – дать навыки выполнения научно-исследовательской работы и развить умения:
- вести библиографическую работу с привлечением современных
информационных технологий;
- формулировать и разрешать задачи, возникающие в ходе выполнения
научно-исследовательской работы;
- выбирать необходимые методы исследования (модифицировать
существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного
исследования (по теме ВКР или при выполнении
заданий научного руководителя в рамках магистерской программы);
- применять современные информационные технологии при проведении научных исследований;
• обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять
их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по
научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, курсовой
работы, магистерской диссертации); оформлять результаты проделанной
работы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-
исследовательской работе. Структура и правила оформления» и др.
нормативных документов с привлечением современных средств редактирования и печати;
- дать другие навыки и умения, необходимые студенту-магистранту
в избранной им области научного исследования.
Лекция 2. Место научно-исследовательской работы в структуре ООП ВО.
Научно-исследовательская работа является обязательным видом учебной работы магистра, входит в раздел М.З. ФГОС ВО.
Научно-исследовательской работе предшествует изучение дисциплин общенаучного и профессионального циклов ФГОС ВО, а также курсов по выбору студентов, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Научно-исследовательская работа является логическим завершением изучения данных дисциплин.
Научно-исследовательская работа базируется на изучении всех дисциплин учебного плана.
Логическая взаимосвязь научно-исследовательской работы с другими частями ООП прослеживается в наличии одинаковых терминов, схожих компонентов понятийно терминологических систем, единых общенаучных подходов к решению возникающих проблем (деятельностный подход, системный анализ).
Основу содержательно-методической взаимосвязи научно-исследовательской работы с другими частями ООП составляет формирование общекультурных и профессиональных компетенций, перечисленных в задачах работы.
К числу требований к подготовке магистранта по научно-исследовательской работе относятся:
• владение современной проблематикой данной отрасли знания;
• знание истории развития конкретной научной проблемы, ее роли и
места в изучаемом научном направлении;
- наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме,
изучаемой магистрантом;
- умение практически осуществлять научные исследования, экспериментальные работы в той или иной научной сфере, связанной с магистерской программой (магистерской диссертацией);
- умение работать с конкретными программными продуктами и
конкретными ресурсами Интернета и т.п.
Лекция 3. Формы, место и время проведения научно-исследовательской работы.
Научно исследовательская работа в семестре может осуществляться в следующих формах:
- выполнение заданий научного руководителя в соответствии с
утвержденным планом научно-исследовательской работы;
- участие в межкафедральных семинарах, теоретических семинарах (по
тематике исследования), а также в научной работе кафедры;
- выступления на конференциях молодых ученых, проводимых в
СПбГМТУ и других вузах, а также участие в других научных конференциях;
• подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей;
• подготовка и защита курсовой работы по направлению проводимых
научных исследований;
- участие в научно-исследовательских проектах, выполняемых на
кафедре в рамках научно-исследовательских программ, подготовка и защита
ВКР.
Научно-исследовательская работа магистрантов проводится как на правовых кафедрах СПбГМТУ, так и в иных образовательных и научно-исследовательских учреждениях и осуществляется во втором и третьем семестре обучения в течение 144 и 288 часов соответственно.
Лекция 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате научно-исследовательской работы.
В результате научно-исследовательской работы у обучающихся формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
Общекультурные компетенции:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
- способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
- способен свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством целевого общения;
- способен компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом.
Профессиональные компетенции:
- способен разрабатывать нормативные правовые акты;
- способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности;
- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
- способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;
- способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
- способность принимать оптимальные управленческие решения;
- способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности;
- способность квалифицированно проводить научные исследования в области права;
- способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В результате научно-исследовательской работы во 2-м семестре должно быть проведено планирование научно-исследовательской работы, осуществлено ознакомление с тематикой исследовательских работ в (области предполагаемой сферы научного исследования), определена учебная дисциплина, соответствующая теме научного исследования.
Осуществлен поиск и изучение нормативно—правовых источников и специальной литературы в избранной сфере исследования.
Проведен анализ собранного материала, разработана структура модуля (наименование тем, параграфов).
Подготовлена вводная часть научного исследования, включающая обоснование актуальности, определение цели, задач и методов исследования.
Результатом научно-исследовательской работы в 3-м семестре является подробный обзор литературы по теме диссертационного исследования, который основывается на актуальных научно-исследовательских публикациях и содержит анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области проводимого исследования, оценку их применимости в рамках диссертационного исследования, а также предполагаемый личный вклад автора в разработку темы. Основу обзора литературы должны составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные монографии и статьи научных журналов.
Осуществлен сбор фактического материала для ВКР, включая разработку методологии сбора данных, методов обработки результатов, оценку их достоверности и достаточности для завершения работы над ВКР.
Лекция 5. Структура и содержание научно-исследовательской работы.
Общая трудоемкость научно-исследовательской работы составляет 12 зачетных единиц, 432 часа.
№ п/п
Разделы (этапы)
работы
Виды научно-исследовательской работы и трудоемкость(в часах)
Формы текущего
контроля
Ауд.
Самост. р-та.
1.
Подготовительный
-
30
устный опрос
2.
Основной
-
396
представление подготовленных материалов
3.
Заключительный
-
6
письменный отчет
№ п/п
Разделы (этапы)
работы
Виды научно-исследовательской работы
Формы текущего
контроля
1.
Подготовительный этап
Планирование научно-исследовательской работы. Определение направления научного исследования. Поиск и изучение нормативно-правовых источников и специальной литературы. Анализ собранного материала. Определение темы ВКР. Подготовка реферата по избранной теме.
Утверждение плана научно-исследовательской работы научным руководителем
2.
Основной этап
1. Разработка структуры выпускной квалификационной работы.
2. Обоснование актуальности, определение цели, задач и методов исследования.
3. Подготовка текстовой части ВКР .
4. Подведение итогов выполненного исследования, разработка его заключения.
5. Разработка и оформление списка использованных источников.
Определяются научным руководителем
3.
Заключительный этап
Составление и оформление письменного отчета о научно-исследовательской работе в семестре.
Оценка отчета научным руководителем
.
Лекция 6. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение работы студентов.
В период выполнения научно-исследовательской работы магистрант обязан:
- полностью выполнить объем работ, предусмотренной программой;
- изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
- своевременно представить письменный отчет о научно-исследовательской работе в семинаре.
В отчете приводится информация общего характера (фамилия, имя, отчество магистранта, № учебной группы), указываются сведения о проделанной работе, отражаются результаты этой работы.
На правовых кафедрах предусматриваются следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
- планирование научно-исследовательской работы;
- подготовка реферата по избранной теме научного исследования;
- проведение научно-исследовательской работы;
- составление отчета о научно-исследовательской работе;
- публичная защита выполненной работы.
Отчеты о научно-исследовательской работе представляются научному руководителю во II-м и III-м семестре обучения.
1. Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
2. Справочно-правовая система "ГАРАНТ".
3. Литература, соответствующая направлению проводимого исследования.
Информационно-справочные и поисковые системы:
1. www.edu.ru
2. Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию :www.ed.gov.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
4. словари и другая справочная информация:
http://www.iiorao.ru
http://www.gpntb.ru/win/book/ - новый систематизированный Толковый словарь государственной публичной научно-технической библиотеки России.
Наличие компьютеров и мультимедийных технологий.
Программное обеспечение:
1. графические ресурсы текстового редактора Micsrosoft Word;
2. программа презентаций Micsrosoft PowerPoint for Windows;
Для проведения научно-исследовательской работы необходим специально оборудованный кабинет (компьютерный класс) с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет.
Реализация программы научно-исследовательской работы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – университетскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет.
Бытовые помещения должны соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности.