Бюджетно-налоговая политика
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 8. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
14.1. Функции налогов
14.2. Финансовая система государства
14.3. Фискальная политика ) и эффект мультипликатора
Экономическая роль государства в экономике возросла (кейнсианская теория) и один из механизмов макрорегулирования – бюджетно-налоговый механизм.
Налоги - обязательный платеж юридических S и физических лиц D государству. Выполняют следующие функции:
Прямые:
фискальную – пополнение денежных доходов государства (казны);
регулирующую – воздействие через налоги на воспроизводство и социально-экономические процессы в обществе:
• поощрительная, стимулирующая (налоговые льготы );
• ограничительная (высокие налоги, таможенные сборы и др.);
Экономические: государство мобилизует денежные средства, которые опять направляет на развитие общества.
распределительная - перераспределение НД (от богатых к бедным)
контролирующая - количество налогов расширяет или снижает платежеспособный спрос, в тоже время в зависимости от объема средств в бюджете увеличивается/уменьшается способность государства влиять на экономику.
КРИВАЯ ЛОРЕНЦА
% (доход) 100
% населения
ЛИНИЯ –абсолютное равенство, кривая – отклонение (чем дальше, тем не равномернее
Коэффициент Джини – расслоение общества по какому-либо признаку (0-1)
Объем налогообложения зависит от сложности и серьезности задач, решение которых общество возлагает на государство и основная проблема налогообложения - выбор механизма изъятия части доходов (налогообложение), т.е.:
1) размера (как велики они могут быть)
2) способа (как собирать налоги)
1) Как определить размер налоговых ставок? С одной стороны, чем большую долю доходов граждан и фирм государство возьмет, тем лучше оно окажет помощь социально не защищенным группам граждан, активнее поддержит развитие образования, здравоохранения и т.д. С другой стороны, чем сильнее налоговый гнет на экономику, тем хуже она развивается → объем налогов не подрывая при этом воспроизводства - уровень налогообложения не должен лишать производителей стремления расширять масштабы производства и предложения
Тяжесть налогового бремени - величиной налоговых изъятий от ВВП.
анализ статистических данных за длительный период - американский экономист Лаффер доказал, что финансирование увеличения государственных доходов за счет роста налоговых ставок возможно лишь до определенного момента (т.М), далее рост налогов приведет к обратному результату – уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет (большое налоговое бремя сокращению производства и доходов). Данная зависимость получила название кривая Лаффера.
Рис. Кривая Лаффера
2) По способу начисления налога:
Рис. Метод начисления налога
• Прогрессивный - с ростом дохода доля налога в общем доходе возрастает.
• Регрессивный - взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. # Установление в 2002 г. регрессивной шкалы по ЕСН - от 36 % при доходе в 250 $ до 2 % при доходе свыше 1500$ в среднем на человека на предприятии - не дало фактического снижения налогового бремени (таких высоких доходов на большинстве предприятий нет). 1
• Пропорциональный налог - забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины). # Введение в 2001 г. единого подоходного налога 13 % (вместо прогрессивной ставки начиная с 12 % для небогатых) вызвало увеличение поступлений в бюджет. Однако, снижение налога на прибыль с 35 % до 24 % в 2002 г. привело к падению бюджетных поступлений.
в зависимости от того, на какие цели пойдут:
• Общие – на финансирование любых бюджетных расходов.
• специальные имеют целевое назначение - закреплено на какие нужды они будут расходоваться
по уровням управления (кто распределяет, взимает, куда они поступают):
• федеральные,
• региональные,
• местные,
по субъектам налогообложения (с кого берутся):
• с юридических лиц;
• с физических лиц;
по объектам налогообложения (с чего берутся) - налоги на товары и услуги, налоги на добычу полезных ископаемых.
по характеру налогового изъятия:
• Прямые – взимается непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (земельный налог, налог на прибыль, налог на имущество).
• Косвенные – налог, который не зависит от доходов налогоплательщика и который получают при совершении хозяйственных операций, переносятся с производителя и продавца на конечного потребителя товара
Акциз – налог устанавливаемый обычно в процентах к цене некоторых товаров (от 20 % до 90 %). Подакцизные товары - табачные, ювелирные и винно-водочные изделия, пищевой этиловый спирт.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – объектом налогообложения реализация любых товаров (услуг) на территории РФ, в т.ч. и их ввоз. ( пять ставок НДС: 0, 10, 9,1, 16,7 и 18 %).
Пошлина по своей экономической природе скорее напоминает цену - она оплачивает определенные услуги государственных служб (продавца) гражданам.
- оформление свидетельств о барке и рождении детей, расторжение брака;
- принятие жалобы к рассмотрению в суде;
- право ввоза и продажи иностранных товаров (таможенная) и т.д.
Преимущество косвенных налогов состоит в их небольших размерах, по сравнению с прямыми, труднее избежать (включены в цену).
Все налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства (большое разнообразие до 40 видов в России) , а также нормы, правила, определяющие права и обязанности сторон при налогообложении отражено в Налоговом Кодексе.
налоговые поступления пополняют
Финансы (от лат. finansia – доход, платеж) - денежные средства или фонды для взаиморасчетов.
Финансовые отношения - отношения между участниками рынка по накоплению (созданию) и использованию денежных фондов.
Финансовую систему представляют денежные фонды различных уровней (от домохозяйств до государства), т.к. экономические субъекты в финансовых отношениях друг от друга зависят # Государственная казна будет наполняться, если предприятие рентабельно и может обеспечить выплату налогов. В то же время финансы предприятия зависят от того, как государство будет использовать свои денежные фонды, на какие цели - стимулировать развитие производства, предоставлять льготы, обеспечивать стабильность в экономике и т.д.
Основными являются государственные финансы – денежные отношения общества по формированию и использованию денежных фондов страны госбюджета – сводный план сбора доходов и расходов государственных органов власти на год.
финансовая система гос-ва – уровни (звенья) бюджетной системы - консолидированный бюджет:
• федеральный бюджет;
• бюджеты субъектов федерации (региональные);
• муниципальные бюджеты (местные);
• специальные (внебюджетные) фонды. (табл. 4)
Федеральный бюджет – основное звено финансовой системы государства.
Правительство России (исполнительная власть) готовит проект ФБ и отвечает за его исполнение. Федеральное Собрание (законодательная власть) утверждает его, Президент подписывает.
Через министерство финансов и налоговую службу организуется сбор доходов. Такое разделение позволяет поставить расходование средств налогоплательщиков под контроль и избежать бездумной (корыстной) траты денег.
Доходная часть ФБ формируется за счет
• доходов от использования государственного имущества (10%);
• отчислений от доходов предприятий и населения (налоги и сборы, пени и штрафы - до 90 % поступлений).
Расходная часть ФБ в странах с развитой рыночной экономкой предполагает выделение средств:
• на социальные нужды,
• на поддержание обороноспособности страны,
• развитие инфраструктуры,
• обслуживание государственного долга и др.
Перечень статей расходов отражает объем функций государства.
В федеративных государствах (как Россия) есть бюджеты субъектов федерации Часть хозяйственных процессов в стране замыкается рамками региона, где образуются местные рынки, администрация и т.д., поэтому необходимы специальные фонды для финансирования этой деятельности
Местные бюджеты - формируются, как правило, из второстепенных налогов. Между федеральным и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов - законодательно утверждены границы налогообложения, чтобы местные чиновники не злоупотребляли правом ввода дополнительных налогов
Особое финансовое звено образуют государственные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность и отделенные от государственного бюджета. Эти денежные средства не идут на финансирование общих задач государства, а создаются для финансирования отдельных мероприятий (ЕСН):
• пенсионный фонд (для выплаты пенсий). 75%
• фонд государственного социального страхования (для выплат социальных пособий) 15 %
• фонд обязательного медицинского страхования (для оплаты охраны здоровья и медицинской помощи) 10 %
налоги пополняют бюджет государства и одновременно оно их тратит
В зависимости от того какой экономический курс выбрало правительство оно проводит определенную финансовую политику – согласовывает расходы государства со стратегией развития страны:
Кейнсианская программа - большинство государственных затрат идет на социальные и хозяйственные нужды (рост G- рост Dплатеж-й – рост АS).
Монетаристский подход - стабилизация экономики за счет экономии расходов по всем статьям бюджета (→ снижение налогов).
Неоконсервативная - снижение расходов на социальные программы и стимулирование развития производства (снижение налогов, льгот) + ограничение вмешательства в рыночную экономику (снижение G).
Если расходы государства начинают превышать возможные доходы от налогообложения, то говорят о бюджетном дефиците. Обеспечить равенство на самом деле крайне сложно: от правительства все время требуют новых затрат (отрасли, госслужащие, ученые и т.д.), а финансовые ресурсы ограничены.
Причины бюджетного дефицита могут быть различными:
- финансовый баланс, по сути, отражает состояние экономики – если она неэффективна, то неизбежно будут трудности в балансировании бюджета;
- дефицит может возникнуть вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством (ошибки правительства)
- сознательное завышение расходов и снижение налогового бремени (Кейнсианский подход), в расчете на будущий рост (госполитика).
Пути покрытия дефицита:
• сокращение расходов госбюджета;
• увеличение налогов;
• превращение дефицита бюджета в госдолг за счет выпуска гособлигаций и реализации их КБ или населению; получение кредита от иностранных государств и превращение дефицита во внешний долг.
• за счет эмиссии денег (самый опасный путь , ведущий к инфляции).
Фискальная политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, занятость и инфляцию.
Сравнение степени воздействия рычагов фискальной политики на изменение величины ЧНП происходит на основе сопоставления мультипликатора госрасходов и налогового мультипликатора.
Мультипликатор – числовой коэффициент, показывающий во сколько раз изменение показателя превышает инициирующее изменение первоначальное действие.
Мультипликатор государственных расходов - показывает изменение в производстве (ЧНП) в результате роста (снижения) государственных расходов.
М G = прирост ЧНП = ∆ ЧНП
прирост расходов ∆ G
Рост госрасходов приводит к большему увеличению ЧНП
Мультипликатор налогообложения (МТ) отражает изменения в экономике, вызванные увеличением или уменьшением налогов. Если налоги растут, происходит уменьшением ЧНП, при сокращении налогов ЧНП возрастает.
М Т = прирост ЧНП = ∆ ЧНП
прирост налогов ∆ Т
Сопоставление двух мультипликаторов показывает, что МG действует с большей мощностью, чем М Т. т.е. при равном увеличении госрасходов и налоговых поступлений эффекты этих изменений не погасят друг друга – т.к. МG действует с большей силой, чем М Т, то ЧНП возрастет.
Доходы бюджета Иркут . области в 2009г. 40 656,8 млн. руб. (расходы 36 399,5), при этом из них налоговые поступлении 60 % (25 396) – дотационный район, для сравнения в Томской области доходы 17 302, налоги 24 985