Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Бухгалтерский учет. Правовая основа бухгалтерского учета. Объемы бухгалтерского учета. Структура бухгалтерского баланса. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.

  • 👀 792 просмотра
  • 📌 717 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Бухгалтерский учет. Правовая основа бухгалтерского учета. Объемы бухгалтерского учета. Структура бухгалтерского баланса. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Бухгалтерский учет. Правовая основа бухгалтерского учета. Объемы бухгалтерского учета. Структура бухгалтерского баланса. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.» docx
Хозяйственный учет рассматривает только те функции управления, которые связаны прежде всего с информационной деятельностью. В хозяйственном учете регистрируются, накапли­ваются, обрабатываются данные, которые затем используются для проведения анализа, контроля, планирования, регулирования и т. д. всех функций управления. Таким образом, хозяйственный учет — это сложная сис­тема наблюдения, измерения, регистрации, обработки, пере­дачи информации о хозяйственной деятельности, необходи­мой для управления  общественным производством. Оперативный учет осуществляется на местах производства работ,   выполнения  различных  хозяйственных   функций   (участок, отдел), и поэтому его сведения ограничиваются рамками предприятия. Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и управления предприятием (учет выработки, явки на работу, выпуска продукции, ее отгрузка, реализация, наличие материальных запасов).  Источниками информации могут быть  как  документы,  так  и  сведения,  полученные  по  телефону, факсу, в устной форме. Оперативный учет прерывен во времени, то есть надобность в нем возникает по мере необходимости. Статистический учет   изучает  явления,   носящие   обоб­щающий,   массовый   характер   в   различных   областях   хозяйства, экономики,  науки,  образования.   Статистика  собирает и  готовит информацию  о  состоянии  экономики,  движении  рабочей   силы, товарной массе, региональных ценах, численности и состава на­селения с целью прогнозирования и анализа социально-экономического развития общества. В статистическом учете широко применяется выборочный метод наблюдения, регистрации, использу­ются данные оперативного и бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет — это  сплошное,  непрерывное, взаи­мосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании документов как в денежном  выражении,  так и в натуральных измерителях.  Каждый свершившийся факт, оформ­ленный документом, называется хозяйственной операцией. Бухгалтерский учет  представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, выражающуюся в сплошном, непрерывном, документальном отражении всех хозяйственных операций. В отличие от остальных видов учета бухгалтерский учет: *   является документально обоснованным учетом; *   непрерывен (изо дня в день) во времени и сплошной по охвату (без всяких пропусков) всех изменений), происходящий в финансово-хозяйственной деятельности организации; *   применяет особые, только ему присущие способы обработки данных (бухгалтерские счета, двойная запись, баланс и др.). Бухгалтерский учет состоит из четырех самостоятельных частей: теории бухгалтерского учета, финансового учета, управленческого учета и налогового учета. Теория бухгалтерского учета – наука, изучающая теоретические, методологические основы и практические рекомендации по организации системы бухгалтерского учета в целом. Финансовый учет – это система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Данные финансового отчета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями (инвесторами, кредиторами, банками, налоговыми и финансовыми органами и т.д.). Финансовый учет охватывает значительную часть бухгалтерского учета, аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах организации – нематериальных активах, основных средствах, арендованном имуществе, финансовых вложениях, оборотных активах и обязательствах организации, денежных средствах, капитале, фондах и резервах, прибыли и убытках и т. д. Управленческий учет предназначен для сбора учетной информации, используемой внутри организации руководителями различных уровней. Его главное предназначение – обеспечить необходимой и в полном объеме информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов. Управленческий учет обобщает плановую, нормативную, прогнозную и аналитическую информацию; более полно отражает учетные процедуры наблюдения, измерения и регистрации. В системе управленческого учета информация об издержках производства группируется и учитывается по: - видам затрат (номенклатура продукции, работ и услуг); - месту возникновения затрат, т.е. по структурным подразделениям, в которых концентрируется первоначальное потребление материальных ресурсов (рабочие места бригады, цеха); - носителям затрат, т.е. видам продукции, работ и услуг данной организации, предназначенных для продажи на рынке. Налоговый учет предназначен для сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление учета налогов с целью объективного налогообложения и составления налоговой отчетности. В то же время налоговый учет – это проведение самостоятельных расчетов или расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета с целью правильного определения налоговой базы. Расчетные корректировки проводятся внесистемно, т.е. без отражения в бухгалтерской учете полученных расчетным путем поправок, это предполагает разработку и утверждение налоговых регистров, предназначенных для систематизации и накопления информации, которые могут быть представлены в виде налоговых расчетов, таблиц или налоговых карточек. Основными функциями налогового учета являются: - сбор и фиксация первичной информации, необходимой для правильного определения налоговых обязательств плательщика; - своевременное отражение первичной налоговой информации в бухгалтерский и налоговых регистрах и на счетах бухгалтерского учета; - правильное определение величины налогового обязательства налогоплательщика; - формирование достоверной налоговой отчетности; - контроль за формированием налоговой информации и налоговой отчетности. К ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от форм собственности предъявляют одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами. Перечислим главные из них. 1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается организациями на основе плана счетов бухгалтерского учета. 2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности ведется на русском языке. 3. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций. Эта политика, как правило, предусматривает следующие требования: *  полноту; *  своевременность; *  осмотрительность (не допускать скрытых резервов); * приоритет содержания над формой (исходить не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов); * непротиворечивость (равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца); * рациональность (рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из специфики деятельности и величины организации). 4. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными финансовыми вложениями, учитываются раздельно. 5. Имущество, принадлежащее организации на правах собственности учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. 6. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, предоставление бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение установленных законодательством Российской Федерации случаях проведения обязательного аудита несут руководители организаций. К задачам бухгалтерского учета относятся: *   формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организаций, так и внешним – инвесторам, кредиторам и др.; *   обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации при осуществлении ею хозяйственных операций, за их целесообразностью; использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами и сметами; *   своевременное предупреждение появления негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и на перспективу; * содействие конкуренции на рынке с целью получения максимальной прибыли. 1.2 Правовая основа бухглтерского учета Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.  1-ый уровень – законодательный определяет сущность бухгалтерского учета, его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. К ним относятся федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ: закон «О бухгалтерском учете», закон «О банках и банковской деятельности», закон «О негосударственных пенсионных фондах», закон «Об акционерных обществах» и др. 2-ой уровень – нормативный устанавливает правила формирования полной и достоверной информации по отдельным разделам бухгалтерского учета и представления информации в бухгалтерской отчетности. К ним относятся документы, разрабатываемые Минфином РФ, Центральным банком РФ, другими ведомствами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и др. 3-ий уровень – методический. Документы этого уровня носят рекомендательный характер, в них изложены методические указания, разъяснения по вопросам постановки бухгалтерского учета. К ним относятся: инструкции, методические указания, разрабатываемые Минфином РФ, Центральным банком РФ, другими ведомствами которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета: план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению; методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций; методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых организаций и др. 4-ый уровень – организационный. Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет самостоятельно формируют свою учетную политику. К ним относятся: рабочие документы, формирующие учетную политику организации, положения и инструкции для системы внутреннего регулирования хозяйственной деятельности организации, утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации.   С 1 января 2013 вступил в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011, определяющий нормы, которыми обязаны руководствоваться руководители, бухгалтеры и другие должностные лица по всем вопросам бухгалтерского учета и отчетности. Федеральный закон состоит из 4 глав и 32 статей. Глава I. Общие положения. В данной главе указаны цели и предмет Федерального закона, сфера действия,  основные понятия, используемые в законе,  (ст. 1-4). Глава II. Общие требования к бухгалтерскому учету. В главе указываются объекты бухгалтерского учета, ос­вещаются основные требования к его организации и ведению; первичные документы (понятия и требования к правильности их составления); регистры бухгалтерского учета; оценка иму­щества и обязательств; инвентаризация имущества и обяза­тельств, требования к финансовой отчетности (ст. 5-19). Глава III. Регулирование бухгалтерского учета Рассматриваются: документы регулирования бухгалтерского учета; органы регулирования и их функции; порядок разработки и утверждения стандартов (ст. 20-28). Глава IV. Заключительное положение. Эта глава посвящена вопросам хранения документов и особенностям применения закона  (ст. 29-32).   С 1 января 1999 г. во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Правитель­ства РФ от 6 марта 1998 г. и Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 1998 г. введено в действие Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации / Приказ Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в редакции послед. измен) Положение состоит из 6-ти разделов. Раздел 1. Общие положения. Определяется порядок организа­ции ведения бухгалтерского учета, составления и предоставле­ния бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законо­дательству Российской Федерации, взаимоотношения организа­ции с внешними потребителями бухгалтерской информации, а также рассматриваются такие понятия как бухгалтерский учет; объекты и основные задачи бухгалтерского учета; регулирование организации бухгалтерского учета законодательными, нормативными и правовыми актами и указываются ответственные лица за их выполнение (руководители организаций). Раздел 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета включают: требования к ведению бухгалтерского учета; докумен­тирование хозяйственных операций; регистры бухгалтерского учета; оценку имущества и обязательств; инвентаризацию иму­щества и обязательств. Раздел 3. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности. Состоит из двух подразделов: основные требования; правила оценки статей бухгалтерской отчетности. Раздел 4. Порядок представления бухгалтерской отчетности. Для всех организаций (за исключением бюджетных) опреде­лены каналы представления отчетности; объем форм представ­ляемой годовой отчетности; сроки представления годовой бух­галтерской отчетности; указано, что годовая бухгалтерская от­четность является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.; порядок публикации бухгалтерской отчет­ности в соответствии с законодательством Российской Феде­рации. Раздел 5. Основные правила сводной бухгалтерской отчетно­сти (при наличии у организации дочерних и зависимых обществ). Раздел 6. Хранение документов - организация хранения документов, сроки хранения и изъятие документов.   Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов фирмами во всех странах мира. Они разработаны высоко-профессиональными международными организациями. Цель их разработки - гармонизация национальных систем учета и отчетности для повышения потребительных качеств финансовой отчетности. Разработка МСФО вызвана следующими причинами: • необходимостью более дешевых источников финансирования; • расширением рынка применения капитала; • осуществлением международных слияний компаний, образованием совместных предприятий; • возможностью сравнительного анализа различных систем бухгалтерского учета; • использованием лучшего опыта бухгалтерского учета и отчетности, накопленного в рыночной экономике; • уменьшением расходов транснациональных корпораций на подготовку бухгалтерских отчетов и их консолидацию; • обеспечением инвесторов (в том числе потенциальных) достоверной и общепонятной финансовой информацией. Компании, применяющие МСФО, получают преимущества: упрощенный доступ к иностранным рынкам капитала, рост доверия со стороны иностранных инвесторов, снижение стоимости капитала для компаний. Отчетность компаний разных стран сравнима, прозрачна, понятна; ведется только один вид финансового учета. Для руководителя компании, применяющей МСФО, облегчается понимание связи между реальными событиями и финансовыми отчетами, улучшается прозрачность отчетности для принятия управленческих решений, повышается качество решений по результатам отчетности. Основу разработки международных стандартов бухгалтерского учета составляют те процедуры, которые исторически сложились в англо-язычных странах, главным образом в США и Великобритании. Процедура создания нового международного учетного стандарта отличается известной консервативностью, обстоятельностью, занимает относительно продолжительный отрезок времени и состоит из 6 циклов: 1-й цикл - формирование Подготовительного комитета (Steering Committee). 2-й цикл - разработка проекта стандарта. 3-й цикл - подготовка рабочего проекта положений стандарта. 4-й цикл - утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта. 5-й цикл - составление плана разработки международного стандарта. 6-й цикл - подготовка проекта международного стандарта. Международный стандарт бухгалтерского учета считается принятым, если его одобрили три четверти членов правления. Утвержденным текстом всех международных стандартов считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке. Все официальные переводы подготавливаются при участии специалистов СМСФО. В настоящее время МСФО официально переведены на 4 языка (немецкий, русский, французский и польский), идет работа над официальным переводом на китайский, японский, португальский и испанский языки. Неофициально международные стандарты переведены на более чем 30 языков. В нашей стране международные принципы были объявлены в 1992 году, и первым шагом в этом направлении был переход предприятий с 1 января 1992 года на новый План счетов. С тех пор было принято много нормативных документов, свидетельствующих о серьезных намерениях по переходу на принятую в международной практике систему учета и статистики. Знание принципов и методов бухгалтерского учета по международным стандартам актуально прежде всего для находящихся на территории Российской Федерации дочерних предприятий, представительств и филиалов иностранных компаний; для российских предприятий как объектов инвестирования, для аудиторских фирм, проверяющих такие компании. Иностранные инвесторы, партнеры или контрагенты заинтересованы в получении данных в понятном для них виде. Применение международных стандартов бухгалтерского учета позволит любому предприятию: - отражать результаты деятельности предприятия в более простой и реалистичной форме; - оперативно получать информацию, доступную и понятную иностранным партнерам; - проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности, дающий более реалистичную оценку состояния дел предприятия; - сравнивать свое финансовое положение с финансовым положением аналогичных иностранных компаний; - более эффективно реализовывать управленческие и контрольные функции. 1.3 Объекты бухгалтерского учета Учетная информация служит основой для решения управленческих вопросов как внутри предпри­ятия, так и вне его. Она обеспечивает ряд функций, основными из которых являются: информация, планирование, контроль и анализ. Информация — своевременное, качественное получение све­дений о хозяйственной деятельности предприятия для приня­тия взвешенных управленческих решений. Планирование (задание) — процесс изложения порядка дей­ствий. Он включает: постановку цели, изыскание путей ее дос­тижения и выбор оптимальных вариантов решения. Для плани­рования на текущий период и на перспективу необходима ин­формация о предполагаемой прибыли и потребностях в денеж­ных средствах. Контроль — процесс, позволяющий определить фактическое выполнение планов (задания), для чего используют метод со­поставления фактических затрат и доходов с плановыми (заданиями). Анализ — процесс последовательного изучения принятых решений с целью их улучшения.. Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на две группы: внутренних и внешних. Внутренние пользователи — лица, занятые в аппарате управ­ления, собственники, менеджеры и персонал предприятия, ко­торые используют учетную информацию при планировании, кон­троле и оценке деловых операций. Внешние пользователи — это сторонние пользователи с пря­мым и косвенным финансовым интересом. К внешним пользо­вателям с прямым финансовым интересом относятся ли­ца, непосредственно не работающие на предприятии, но имеющие прямой финансовый интерес к предприятию (инвес­торы, кредиторы, поставщики, акционеры, покупатели). К внешним пользователям с косвенным финансовым ин­тересом относятся юридические лица, непосредственно не принимающие участия в работе предприятия, но имеющие фи­нансовый интерес: налоговая служба, государственные органы управления экономикой, различные финансовые институты и участники фондового рынка (страховые компании, биржи, ди­леры, брокеры и др.), общественные организации (профсоюзы и различные учреждения общественного характера), а также аудиторские фирмы, арбитраж и другие. Объектами бухгалтерского учета являются имущество пред­приятия, его обязательства и хозяйственные операции, осуще­ствляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимо­связанных раздела: 1) имущество предприятия по составу и раз­мещению; 2) имущество предприятия по источникам его образо­вания (капитал и обязательства); 3) хозяйственные операции и их результаты, происходящие в сферах снабжения, производства реализации.  Отсюда предмет бухгалтерского учета подразделя­ется на три аналогичных раздела, каждый из которых включает в себя конкретные виды имущества: 1) имущество по составу и размещению — внеоборотные активы; оборотные активы; 2) имущество по источникам образования — капитал и резервы, долгосрочные пассивы; краткосрочные пассивы; 3) хозяйственные операции (процессы) и их результаты — снаб­жение, производство, реализация и финансовые результаты. Следовательно, предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и резуль­таты деятельности предприятия в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий). Метод бухгалтерского учета — это способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Ос­новными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. Документация — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу дан­ным бухгалтерского учета. Инвентаризация — это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Счета бухгалтерского учета представляют собой способ взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях. Двойная запись — способ взаимосвязанного отражения хо­зяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция записывает по дебету одного счета и по кре­диту другого счета на одинаковую сумму. Денежная оценка — способ денежного выражения имущест­ва, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий и отчетный период по пред­приятию в целом. Калькуляция представляет собой способ группировки затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ и услуг) и заготовленных материальных ценностей. Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки и обобщения хозяйственного имущества предпри­ятия, выраженных в денежной оценке и составленных на опре­деленную дату. Состоит из двух частей — актива и пассива. Бухгалтерская отчетность — это совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характери­зующих движение имущества, обязательства и финансовое по­ложение предприятия за отчетный период.   Имущество организации по составу и размещению   Имущество по составу и размещению подразделяется на не­сколько групп. 1. Основные средства (01) — совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операцион­ного цикла, если он превышает 12 месяцев. 2. Нематериальные активы (04) — это объекты, ис­пользуемые в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, имеющие денежную оценку, прино­сящие доход, обладающие возможностью идентификации, но не являющиеся при этом материально-вещественными ценностями для организации. 3.          Доходные  вложения  в  материальные ценности (03) — это имущество, предоставляемое органи­зацией для передачи в лизинг, по договору проката за плату во временное пользование с целью получения дохода. 4.          Вложения во внеоборотные активы (08) — это вложения (затраты) организации в объекты, которые впос­ледствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основ­ных средств, — земельные участки и объекты природопользова­ния, нематериальные активы, затраты по формированию основ­ного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте). 5.          Финансовые   вложения (58) — это вложения (инвестиции) организации на приобретение государственных и иных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (акций, об­лигаций, векселей и т.д.), а также инвестиции в уставные (складочные) капиталы других организаций, в дочерние, зависимые общества и предоставленные другим организациям займы. 6.          Оборотные  средства делятся на две части: 1)    предметы труда (сырье, материалы, топливо и др.), кото­рые теряют или видоизменяют свою натуральную форму, полно­стью потребляются в одном производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на продукцию. Их учет ведется на сче­тах 10 «Материалы», 20 «Основное производства», 21 «Полуфаб­рикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные про­изводства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» и др.; 2)    готовая продукция и товары для перепродажи (43 «Готовая продукция», 41 «Товары»). 7.          Денежные  средства (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути») — сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетом, валютном и прочих счетах в банке. 8.          Дебиторская задолженность (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебитора­ми и кредиторами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами») — задолженность органи­зации юридических и физических лиц за товары и услуги, продук­цию, по выданным авансам, суммы за подотчетными лицами и др.   Источники формирования имущества   Вне зави­симости от организационно-правовых видов и форм собственно­сти имущество по источникам образования подразделяется на две группы: собственные (обязательства перед собственниками) и заемные (обязательства перед третьими лицами). Собственные (обязательства перед собственниками) источ­ники имущества образуют материальную базу организации в де­нежном выражении. Они состоят из собственного капитала (ус­тавный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы), фондов, резервов, амортизации, бюджетного финансирования и получения средств в порядке да­рения. Заемные источники формирования имущества (обязательства перед третьими лицами) поступают в распоряжение организа­ции на определенный срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентами или без. К ним отно­сятся: долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, задолженность по расчетам с бюджетом, долговые обязательства организации перед своим персоналом по оплате труда, задолженность органам социального страхования и другим уч­реждениям. 2.1 Структура бухгалтерского баланса Бухгалтерский баланс - способ эко­номической группировки и обобщения имущества организации по со­ставу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке. По своему строению баланс имеет вид двухсторонней табли­цы, в левой части которой отражается предметный состав, раз­мещение и использование имущества организации; она называ­ется активом баланса. Правая часть называется пассивом баланса и показывает ве­личину средств, вложенных в хозяйственную деятельность орга­низации, форму его участия в создании имущества. Каждый отдельный вид имущества в активе и пассиве называ­ется статьей баланса. Итоги актива и пассива должны быть абсолютно равны, так как обе части баланса показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам. Существуют различные виды бухгалтерс­ких балансов: периодический (месячный, квартальный); годовой; вступительный — составляется при создании новой или при преобразовании ранее действующей организации; соединительный — составляют при объединении нескольких организаций в одно юридическое лицо; разделительный — составляется, когда из одной организа­ции выделяется несколько самостоятельных организаций; санируемый — составляется при приближении организации к банкротству; ликвидационный — составляется с начала ликвидационного периода; сводный — составляется путем объединения отдельных зак­лючительных балансов организации; в основном им пользуются министерства, ведомства и концерны; сводно-консолидируемый — составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных организаций, взаимосвя­занных между собой экономически; такими балансами пользуют­ся холдинговые компании (владеющие контрольными пакетами акций других компаний), головные организации во взаимоотно­шениях со своими дочерними и зависимыми обществами; баланс-брутто — бухгалтерский баланс, включающий регу­лирующие статьи (02 «Амортизация основных средств», 05 «Амор­тизация нематериальных активов»); баланс-нетто — бухгалтерский баланс без регулирующих статей. Упрощенная форма баланса имеет следующий вид: Баланс предприятия на «___»_____________200_ г. Таблица 1 Актив Сумма Пассив Сумма Хозяйственные средства   Источники хозяйственных средств   Баланс   Баланс     Актив баланса включает следующие разделы: «Внеоборотные активы» — охватывает нематериальные акти­вы, основные средства, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в ма­териальные ценности. Объединение их в одном разделе обуслов­лено принадлежностью к наименее мобильным (внеоборотным) активам. «Оборотные активы» — содержит сведения об остатках запа­сов, призванных обслуживать процессы производства и обраще­ния, затратах в незавершенное производство, а также готовую продукцию и товары. Кроме того, в этом разделе отражаются статьи, ха­рактеризующие величину налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, состояние дебиторской задолженно­сти организации, ее краткосрочные финансовые вложения в цен­ные бумаги и прочие доходные активы а также наличие денеж­ных средств на счетах в банках и других оборотных активов. Наи­больший удельный вес здесь составляют денежные средства и дебиторская задолженность по покупателям и заказчикам. Пассив баланса состоит из трех разделов: «Капитал и резервы» — отражает состав и структуру собствен­ного капитала, включающего различные по своему экономическо­му содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов организации: уставный ка­питал, резервный и добавочный капитал, фонды специально­го назначения, нераспределенная прибыль отчетного года (не­покрытый убыток прошлых лет и отчетного года). «Долгосрочные обязательства» — предназначен для отражения задолженности на отчетную дату по долгосрочным кредитам бан­ков и займам, полученным от других организаций и учреждений. «Краткосрочные обязательства» — содержит информацию о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам банков и зай­мам, а также о наличии кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивах. Сюда относятся также статьи 98 «Дохо­ды будущих периодов» и 96 «Резервы предстоящих расходов». 2.2 Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс Возникающие в процессе деятельности организации многочисленные хозяйственные операции не нарушают равенства итогового актива и пассива, в то время как суммы в разрезе отдельных статей и итоги баланса могут меняться. Это объясняется тем, что каждая операция затрагивает две статьи баланса, а именно: размер состава имущества или величину источников его образования. При этом они могут находиться одновременно как в активе, так и в пассиве. Несмотря на многообразие хозяйственных операций, их можно объединить в 4 группы: 1. А + х – х = П – I тип  хозяйственной операции, изменения внутри актива, изменяют состав имущества (плюс актив и минус актив на одинаковую сумму). Валюта баланса (равенство актива и пассива) остается неизменной. Пример. Поступило в кассу с расчетного счета 1 000 руб. Значит, остаток денежных средств  в кассе увеличился на 1 000 руб., а остаток  денежных средств на расчетном счете уменьшился на 1 000 руб. По Плану счетов необходимо определить шифры счетов, которые взаимодействуют в этой операции. Это счет 50 «Касса» и счет 51 «Расчетный счет». Воспользуемся бланком баланса, определим, в какой части баланса располагаются данные счета. Так, оба находятся во втором разделе актива баланса, поэтому изменения происходят внутри актива, один счет активный «50» увеличился, а другой счет активный «» уменьшился на одну и ту же величину – 1 000 руб. Следовательно, А + 1 000 – 1 000 = П. То есть, говорят, валюта баланса не изменилась. 2. А = П + х – х – II тип хозяйственной операции, изменения внутри пассива баланса, меняются источники формирования имущества (плюс пассив минус пассив на равную сумму). Валюта баланса (равенство актива и пассива) остается неизменной. Пример. Из начисленной заработной платы удержан налог с физических лиц  120 руб. Поскольку удержанный налог подлежит перечислению в бюджет, в плане счетов находим два взаимосвязанных в этой операции счета. Это счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Воспользуемся бланком баланса и определим, в какой части располагаются данные счета. Оба счета находятся в пятом разделе пассива баланса, поэтому изменения происходят внутри пассива. Один пассивный счет «70» уменьшился, а другой пассивный счет «68» увеличился на одну и ту же величину – 120 руб. То есть предприятие уменьшило задолженность по оплате труда перед работниками, но у него возникла задолженность перед бюджетом по удержанному налогу. Следовательно, А = П + 120 – 120. Говорят, валюта баланса не изменилась. 3. А + х = П + х – III тип хозяйственной операции, взаимоувеличение на одну и ту же величину (плюс актив и плюс пассив на одну и ту же величину). Валюта увеличилась. Пример. Поступили на расчетный счет краткосрочные кредиты банка в сумме 100 000 руб. Представив эту операцию по плану счетов, подбираем шифры счетов, взаимодействующих в данной хозяйственной операции. Это счет 51 «Расчетный счет» и счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Воспользовавшись бланком баланса, определяем, что счет «51» находится в активе баланса, а счет «66» - в пятом разделе пассива баланса. Остаток денежных средств на расчетном счете в результате данной хозяйственной операции увеличился на 100 000 руб., но возникла кредиторская задолженность перед банком по ссуде на 100 000 руб. Изменения произошли как внутри актива баланса, так и внутри пассива баланса в сторону увеличения на одну и ту же величину. А + 100 000 = П + 100 000. Говорят, валюта баланса увеличилась на одну и ту же величину. 4. А – х = П – х – IV тип хозяйственной операции, взаимоуменьшение на одну и ту же величину (минус актив и минус пассив на равную сумму). Валюта уменьшилась. Пример. Выдана заработная плата работникам в сумме 200 000 руб. Представив такую хозяйственную операцию, подбираем два взаимосвязанных счета. Речь идет о погашении задолженности перед работниками по оплате труда. Следовательно, взаимодействуют счет 50 «Касса» и счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». В бланке баланса счет «50» находится в активе, а счет «70» - в пассиве. Остаток денежных средств в кассе уменьшился и уменьшилась задолженность предприятия перед своими работниками по оплате труда. Взаимодействуя, активный и пассивный счета уменьшились на одну и ту же величину 200 000 руб. Следовательно, А – 200 000 = П – 200 000. Говорят, валюта баланса уменьшилась на одну и ту же величину.
«Бухгалтерский учет. Правовая основа бухгалтерского учета. Объемы бухгалтерского учета. Структура бухгалтерского баланса. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot