Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Бухгалтерский учет как информационная система о деятельности экономического субъекта

  • 👀 812 просмотров
  • 📌 753 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Бухгалтерский учет как информационная система о деятельности экономического субъекта
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Бухгалтерский учет как информационная система о деятельности экономического субъекта» docx
Конспект лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет» Тема 1. Бухгалтерский учет как информационная система о деятельности экономического субъекта 1 Хозяйственный учет и его виды 2. Требования, предъявляемые к учету. 3. Функции бухгалтерского учета 4. Задачи учета 5. Нормативная база бухгалтерского учета 1.Существует три вида хозяйственного учета: оперативный, бухгалтерский и статистический. Оперативный учет (оперативно – технический, текущий) применяется для получения текущих сведений по отдельным операциям, процессам в целях текущего оперативного руководства и контроля. Оперативный учет проводится непосредственно на предприятии, но не охватывает всей его деятельности, не занимается обобщением полученных данных. Оперативный учет использует в основном натуральные и трудовые измерители и иногда стоимостные и предполагает немедленное отражение в унифицированных первичных документах свершившихся операций. Статистический учет служит для отражения массовых, хозяйственных процессов в целях обобщения, изучения и выявления закономерностей и тенденций их развития. Статистический учет служит не только для практического руководства предприятием, но и для изучения хозяйственных процессов. Использует три измерителя: натуральный, трудовой, денежный. Бухгалтерский учет это система учета и обобщения результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в стоимостном выражении путем регистрации документально оформленных хозяйственных операций. Бухгалтерский учет является непрерывным во времени, сплошным, использует денежный измеритель, определяет результат хозяйственной деятельности предприятия и обладает функцией контроля за правильным отражением всех хозяйственных операций за отчетный период. Измерители, применяемые в учете Применяемые в учете единицы измерения, при помощи которых производится измерение и исчисление хозяйственных средств и операций, называются учетными. Используются три вида измерителей: натуральный – используется для учета предметов в их натуральном виде (килограммы, метры, штуки., литры и т.д.); использование этого измерителя ограниченно, так как невозможно обобщить разные объекты; трудовой – предназначен для измерения и исчисления рабочего времени, используется для начисления заработной платы работникам организации; выражается в рабочих часах, минутах, рабочих днях и т.д.; денежный (стоимостной, ценностной) – универсальный, используется для обобщения объектов бухгалтерского учета (хозяйственных операций, имущества и обязательств) в единой стоимостной оценке – национальной валюте рублях и копейках. 2. Современный бухгалтерский учет – это информационная система в денежном выражении, документально подтвержденная, о деятельности предприятия; данные которой используются для управления хозяйственными процессами, происходящими в организации. Главная цель бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности экономического субъекта, предоставляемая внутренним и внешним пользователям, для проведения анализа и принятия управленческих решений. К бухгалтерскому учету предъявляются следующие требования: • Сопоставимость планируемых и учетных показателей – обеспечивается организацией контроля за выполнением планов, прогнозов, заказов. • Достоверность учетных данных – обеспечивается документированием всех хозяйственных операций, правильным осуществлением инвентаризаций, денежной оценки, учета текущих затрат, калькулирования. • Оперативность учета – состоит в своевременном предоставлении текущих данных руководству организации для управления производством и составления отчетности. • Полнота и простота учета – состоит в предоставлении учетной информации, необходимой для управления производством различным пользователям. Учет не должен содержать излишней информации и дублировать ее. • Экономичность учета – характеризуется количеством работников бухгалтерии, уровнем их квалификации, технической вооруженности и др. 3.Бухгалтерский учет – это одна из функций управления. Совершенствование управления неразрывно связано с развитием всей системы бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет, являясь поставщиком информации для целей управления производством, выполняет ряд функций: 1. Информационная функция – одна из главных функций учета. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает информацию о состоянии и движении имущества предприятия и источниках его образования, хозяйственных процессах, конечных результатах деятельности предприятия. Эта информация необходима самым различным пользователям, как внутренним – управленческим службам предприятия, так и внешним – акционерам, инвесторам, кредиторам. 2. Функция обратной связи. Без этой функции немыслимо действие системы управления. Использование обратной связи позволяет на основании полученной от бухгалтерского учета информации принять соответствующее решение. Например, информация, содержащаяся в нарядах на оплату труда, используется как для учета фактического объема выполненных работ, так и для определения затрат по оплате труда, включаемых в себестоимость продукции, так и для контроля за выполнением плана по объему производства. 3.Аналитическая функция. Бухгалтерская информация позволяет осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учета и всем видам деятельности предприятия: соблюдение норм расхода сырья, а следовательно рациональное использование материальных ресурсов, правильность применяемых цен, а следовательно полученный объем продаж, платежеспособность и конкурентоспособность предприятия и т. д. 4.Контрольная функция. В процессе контроля наблюдается и проверяется деятельность всех объектов управления, всех производственных участков, выявляются причины отклонений и в оперативном порядке применяются меры для их ликвидации. Контроль различают предварительный, текущий и последующий. 5.Обеспечение сохранности собственности. Эта функция связана с контрольной функцией. Для реализации этой функции нужны определенные предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, измерительной техники, тары, организация материальной ответственности и т.п. Инструментом этой функции являются своевременно и правильно проводимые инвентаризации. Кроме того, необходимо также своевременно и правильно заключать договоры о материальной ответственности с теми работниками, которые должны обеспечивать сохранность собственности предприятия, например, кассиры, зав. складами и др. Согласно Закону о бухгалтерском учете руководитель организует и несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. Руководителю предоставлено право учреждать бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером, вводить в штат должность бухгалтера, вести учет лично. Главный бухгалтер назначается на должность, освобождается от должности руководителем предприятия, несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, осуществляет контрольные функции. Организация бухгалтерского учета осуществляется на предприятии через принятие учетной политики, которую предприятие формирует самостоятельно. Учетная политика определяет тот набор методов и приемов бухгалтерского учета, посредством которых организуется ведение учета деятельности экономического субъекта. 4. Задачи учета: а) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям; б) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для принятия решений; в) предотвращение отрицательных результатов в хозяйственной деятельности предприятия и выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости. 5. Нормативная база, регулирующая бухгалтерский учет в РФ состоит из нескольких уровней. 1-ый уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», устанавливает основные принципы учета, задачи и требования, предъявляемые к нему. 2-ой уровень – национальные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые регламентируют учет конкретных объектов, имущества, обязательств, капитала. 3-ий уровень – методические указания Министерства финансов РФ в области учета. 4-ый уровень – внутренние документы предприятия, регламентирующие функционирование бухгалтерского учета. К таким документам относится рабочий план счетов, учетная политика, приказы, распоряжения, касающиеся организации и ведения бухгалтерского учета. Тема 2. Объекты, основные задачи и метод бухгалтерского учета. 1.Объекты бухгалтерского учета. Хозяйственные процессы. 2. Классификация имущества по составу и источникам образования. 3. Метод бухгалтерского учета и его элементы. 1. Предметом бухгалтерского учета выступает хозяйственная деятельность экономического субъекта. Хозяйственная деятельность познается через объекты бухгалтерского учета. Согласно ст. 5 Федерального закона  402-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются активы (имущество), обязательства, источники финансирования его деятельности, факты хозяйственной жизни (хозяйственные операции), доходы и расходы. • Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем • Обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота. • Источники финансирования деятельности - Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами. • Доходом считается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают - выручку от реализации продукции, работ, услуг, а также прочие поступления от продажи прочих активов. • Расходами считается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников. Расходы включают затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) и ее продажу, а также прочие расходы по ведению деятельности. Вся деятельность экономического субъекта, отражаемая посредством бухгалтерского учета, складывается из отдельных фактов хозяйственной жизни (операций и процессов), осуществляемых им. Хозяйственные операции организации можно подразделить на три фазы: операции процесса снабжения, операции процесса производства и операции процесса реализации. В процессе снабжения происходит приобретение сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, необходимых для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, бухгалтерский учет отражает поступление материальных ценностей на склад, возникновение задолженности перед поставщиками и последующие расчеты с ними за поставленное сырье. Процесс производства имеет особое значение, так как именно здесь происходит создание материальных благ (продукции, работ, услуг). Бухгалтерский учет отражает с одной стороны затраты на изготовление продукции, а с другой – осуществляет контроль за целенаправленностью и целесообразностью этих затрат посредством исчисления себестоимости отдельных изделий и сравнения фактической себестоимости с плановой, себестоимостью прошлых лет. Следует знать, что будущая прибыль закладывается именно на стадии производства, так как наиболее надежный источник ее получения – снижение затрат за счет экономного расходования сырья и повышения производительности труда. Конечным результатом производственного процесса является выпуск готовой продукции. Процесс реализации (продажи) завершает кругооборот средств экономического субъекта и создает предпосылки для воспроизводства. Сущность процесса реализации в том, что на этой стадии готовый продукт находит свое общественное признание: если на готовую продукцию имеется спрос на рынке, то она будет реализована (продана). В конечном итоге, предприятие получит денежные средства, за счет которых будет приобретена новая партия сырья, выплачена заработная плата, уплачены налоги и т.д. Все фазы взаимосвязаны друг с другом и каждая невозможна без предыдущей стадии. Кроме того, все они протекают одновременно. Отражая хозяйственные операции и вызываемые ими изменения в составе имущества и источников его образования, бухгалтерский учет тем самым отражает кругооборот средств и, следовательно, кругооборот средств является объектом бухгалтерского учета. 2. Все имущество экономического субъекта классифицируется в соответствии с его функциями в процессе деятельности и источниками его образования. Первая группировка отражает виды активов и их размещение, вторая - из каких источников формируются эти активы. Все активы предприятия в зависимости от их вида и размещения подразделяются на две группы: внеоборотные активы и оборотные активы. К внеоборотным активам относятся: - основные средства – это имущество, срок полезного использования которого превышает 12 месяцев; многократно используется в производстве продукции или в управлении производством; постепенно переносит свою стоимость на готовый продукт путем начисления амортизации; не предназначено для перепродажи; приносит экономические выгоды организации. Различают основные средства производственного и непроизводственного назначения, а также активные и общего назначения основные средства. Активные основные средства – это оборудование, машины, с помощью которых производится продукция, а основные средства общего назначения – это здания, сооружения, которые служат в качестве необходимой основы при организации производства. Кроме того, различают собственные основные средства и арендованные. - нематериальные активы – это стоимость исключительных прав на объекты промышленной и интеллектуальной собственности, иных имущественных прав. Нематериальные активы не имеют материально-вещественной формы, имеют срок службы более одного года и погашают свою стоимость частями по мере начисления амортизации, приносят организации экономические выгоды в будущем. К нематериальным активам относятся в частности, исключительные права на программные продукты, товарные знаки, знаки обслуживания, деловая репутация, «ноу-хау». Кроме того, к внеоборотным активам относятся вложения капитального характера в строительство новых объектов, доходные вложения в материальные ценности (например, в основные средства, предназначенные для передачи в лизинг, прокат); оборудование к установке; отложенные налоговые активы (это сумма налога на прибыль будущих периодов, которую организация оплатит в отчетном периоде); долгосрочные финансовые вложения. К оборотным активам относятся: - запасы, которые включают: - материалы – это предметы труда, из которых изготавливают готовую продукцию, а также способствуют процессу производства и обслуживания предприятия в целом. Они участвуют в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт; видоизменяют свою форму. К ним относят - сырье, материалы, топливо, инвентарь, запасные части, строительные материалы и другие. - затраты в незавершенном производстве (незавершенное производство) – это материалы, прошедшие хотя бы одну операцию по обработке, продукция в цехах предприятия, не прошедшая всех стадий обработки; - готовая продукция – это продукты труда, которые прошли все стадии технологической обработки, соответствуют стандартам и условиям договора, сданы на склад предприятия, предназначены для продажи; - товары отгруженные – это готовая продукция, которой нет на складе, отгружена в адрес покупателя, находится в пути или на складе покупателя; право собственности, на которую не перешло к приобретателю, поэтому является собственностью предприятия (экспортная продукция, комиссионные и консигнационные товары); - налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, принимаемый к учету обособленно по счету-фактуре, подлежащий к уплате поставщику товарно-материальных ценностей; - денежные средства (в кассе предприятия, на расчетных, валютных и прочих счетах в банках); - краткосрочные финансовые вложения – это финансовые активы, на которые имеют место документы подтверждающие право собственности предприятия; к организации перешли все финансовые риски; приносят организации экономические выгоды. К ним относятся – паи и акции; долговые ценные бумаги (облигации, финансовые векселя), депозитные счета; предоставленные займы; операции по совместной деятельности; -дебиторская задолженность – средства в расчетах (нам должны –работники предприятия по подотчетным суммам, покупатели за продукцию и другие дебиторы); - расходы будущих периодов это расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (например, неисключительные права на объекты интеллектуальной собственности). Все перечисленные активы экономического субъекта имеют свой источник образования, т.е. они не возникают ниоткуда. По источникам формирования имущество организации можно классифицировать на две группы обязательств: собственные; привлеченные. К собственному капиталу относят: - уставный капитал – совокупность вкладов участников (собственников) в имущество предприятия для обеспечения его деятельности; - прибыль – сумма превышения доходов над расходами; - добавочный капитал – это приращение стоимости имущества организации; образуется при переоценке основных средств, нематериальных активов в сторону увеличения их стоимости (дооценки), а так же за счет эмиссионного дохода (превышения продажной стоимости акций над их номинальной стоимостью); - резервный капитал, создаваемый в соответствии с законодательством или с учредительными документами; - целевое финансирование – как правило, денежные средства, полученные предприятием безвозмездно на конкретные цели (строительство, приобретение основных средств и т д.). К привлеченному капиталу относятся всевозможные обязательства предприятия. Обязательства, по сроку погашения, могут быть долгосрочными (на срок более года) и краткосрочными (на срок менее года) Долгосрочные обязательства, чаще всего, представлены долгосрочными кредитами банка и займами; также отложенные налоговые обязательства – это сумма налога на прибыль, которую организация должна будет оплатить в последующие отчетные периоды. Краткосрочные обязательства можно разделить на несколько групп: -заемные средства (кредиты банков и займы, полученные от сторонних юридических и физических лиц; с учетом причитающихся к уплате процентов); - текущая кредиторская задолженность (экономический субъект должен): поставщикам за поставленные ценности, бюджету по уплате налогов, задолженность перед учредителями по выплате доходов, работникам организации по заработной плате, отчисления в социальные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС), и по другим основаниям; - доходы будущих периодов – это доходы, полученные в отчетном периоде, но признаваемые в составе текущих доходов в последующие отчетные периоды (например: безвозмездные поступления имущества; разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и учетной стоимостью по недостачам ценностей); - оценочные обязательства (например, резерв на оплату предстоящих отпусков работников организации и другие). 3. Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, с помощью которых отражается предмет бухгалтерского учета. Отдельные способы называются элементами метода. Важнейшими элементами метода бухгалтерского учета являются: - документирование – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. Документирование позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами, без документа не может быть бухгалтерской записи; - инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия ценностей в натуре с данными бухгалтерского учета. Проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества; - оценка – способ выражения объектов учета в обобщающем денежном измерителе. Бухгалтерский учет – это информационная система в стоимостномвыражении. В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться единообразно на всех предприятиях; - калькуляция – способ определения затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции; - система счетов и двойная запись – прием, который означает, что группировка активов и источников их образования, а также фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете осуществляется с помощью системы счетов (аналитических и синтетических) и с применением метода двойной записи. Счет – это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, обязательствах, капитале, хозяйственных операциях. Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. - бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам образования в денежной форме на определенную дату (на начало и конец месяца). - отчетность – система обобщенных показателей, отражающих финансовое состояние экономического субъекта на отчетную дату, а также финансовые результаты его деятельности за определенный период. Тема 3. Бухгалтерский баланс Термин "баланс" употребляется в значении равновесие. В экономике применяется различные виды балансов: бухгалтерский; баланс доходов и расходов предприятия; баланс доходов и расходов населения; баланс основных фондов; баланс трудовых ресурсов; платежный баланс и т.д. Сущность балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения. Балансовое обобщение информации в бухгалтерском учете позволяет выявить финансово-имущественное состояние предприятия. Бухгалтерские балансы предназначены для отражения финансового состояния экономического субъекта на конкретные моменты времени: на дату создания организации, начало и конец отчетного периода, в случаях банкротства, ликвидации и т.п. Основу бухгалтерского учета любого периода на любом предприятии составляет входящий бухгалтерский баланс. Все последующие хозяйственные операции меняют показатели этого баланса, а бухгалтерия с помощью определенных принципов накапливает в специальных учетных системах информацию об этих операциях, чтобы составить новый баланс с учетом произошедших изменений. Бухгалтерский баланс – моментальный снимок финансового состояния предприятия, на котором отразилось: - каким имуществом располагает предприятие; - за счет каких источников это имущество у предприятия появилось. При составлении бухгалтерских балансов должны быть учтены требования следующих принципов: 1. Принцип денежного выражения – показатели приведены в едином денежном измерителе. 2. Принцип обособленного предприятия – бухгалтерский баланс относится к предприятию, а не к лицам, связанным с ним. 3. Принцип действующего предприятия – период времени, в течение которого будет действовать предприятие, неизвестен, его ликвидация не намечается. 4. Принцип учета по себестоимости – активы отражаются в балансе по суммам, уплаченным за их приобретение, а не по рыночным ценам. 5. Принцип двойственности – активы в бухгалтерском балансе равны в сумме собственному и привлеченному капиталу. Бухгалтерский баланс – один из основных элементов бухгалтерского учета. Бухгалтерский баланс – главная форма отчетности – составляется предприятиями независимо от вида деятельности, формы собственности, объема оборотов, численности. Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: актив баланса (внеоборотные и оборотные активы), пассив баланса (собственные и привлеченные источники). В заголовке балансовой таблицы располагается слово "Баланс" с указанием названия предприятия и даты, на которую составлен баланс. В бухгалтерском балансе имущество рассматривается с двух позиций: по составу и размещению и по источникам образования. Актив показывает имущество, сгруппированное по составу и размещению, пассив показывает источники формирования этого имущества, т. е. обязательства и капитал. Так как в а активе и пассиве рассматриваются одни и те же средства, только с разных точек зрения, итоги актива и пассива всегда равны. Отсюда основное уравнение бухгалтерского учета: АКТИВ = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Общий итог баланса называется «валютой» баланса. Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует какому- либо виду имущества предприятия, обязательств или капитала. Балансовые статьи объединены в группы, а группы – в разделы. Степень детализации и обобщения информации в балансе экономических субъектов Российской Федерации определяется Минфином в зависимости от потребностей в ней на конкретный период времени. Поэтому содержание баланса определяется основным нормативным документом ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», что обеспечивает единообразие представляемой информации. На практике выделяется несколько разновидностей бухгалтерских балансов, которые отличаются: либо правилами отражения стоимости объектов учета (брутто и нетто баланса), либо характером используемых балансирующих статей (вступительные и отчетный балансы), либо методикой оценки средств при объединении и разъединении хозяйств (консолидированные, сводные, индивидуальные, разделительные, ликвидационные балансы) и другие. Несмотря на отличительные признаки балансов, все они обеспечивают представление информации пользователям в обобщенном и упорядоченном виде о состоянии имущества организации. Тема 4.Типы хозяйственных операций и их влияние на структуру, валюту бухгалтерского баланса. Каждая хозяйственная операция влияет на величину имущества организации, их состав, размещение, а также видоизменяет источники формирования имущества, так как баланс отражает состояние активов, то каждая операция будет оказывать влияние на структуру баланса. Все хозяйственные операции по их влиянию на валюту баланса можно подразделить на четыре типа: 1-ый тип операций – Изменения, затрагивающие две статьи актива баланса: одна статья актива увеличивается, другая уменьшается, итог актива не меняется. Например, в кассу предприятия с расчетного счета (из банка) поступили 30000 рублей. В результате этой операции количество денег в кассе предприятия (наличных денег) увеличилось, а количество денег на расчетном счете уменьшилось. В целом же количество денежных средств (и прочих средств) у предприятия не изменилось. Данную операцию схематично можно представить следующим образом: А + А . 2-ой тип операций – Изменения, затрагивающие две статьи пассива баланса: одна статья пассива увеличивается, другая уменьшается, итог пассива не меняется. Например, предприятие, взяв кредит в банке, в сумме 450000 рублей, направило его на погашение задолженности перед поставщиком. Задолженность перед банком увеличилась, а перед поставщиком – уменьшилась, в целом же сумма обязательств предприятия не изменилась. Схема операции: П + П . 3-ий тип операций – изменяет одновременно величину активов и источников их формирования, при этом изменения происходят в сторону увеличения. Валюта баланса соответственно увеличивается на эту же величину. Например, предприятие получило от поставщиков материалы на сумму 15000 рублей, за которые еще не рассчиталось. В результате этой операции увеличатся активы (имущество) предприятия в форме запасов по материальным ценностям и одновременно возрастет кредиторская задолженность, как обязательство предприятия перед поставщиком на указанную сумму. А обязательства – это источник полученных ценностей –пассивы. Схема операции: А + П +. 4-ый тип операций – Изменения происходят в активе и в пассиве в сторону уменьшения. Одна статья актива и одна статья пассива баланса уменьшаются на равную величину. Следовательно, на эту же величину уменьшается и валюта баланса. Например, с расчетного счета предприятия перечислены деньги поставщику в погашение задолженности за ранее полученные ценности в сумме 200000 рублей. В результате этой операции уменьшится количество денег на расчетном счете на указанную сумму, т. е. сократятся денежные активы (средства) предприятия, и одновременно уменьшится задолженность предприятия перед поставщиком, т.е. меньше станут краткосрочные обязательства в части кредиторской задолженности в пассиве баланса. Схема операции: А  П . Тема 5. Счета бухгалтерского учета 1. Понятие счета, структура и содержание. 2. Активные счета. 3. Пассивные счета. 4. Активно-пассивные счета. 1. На предприятии совершается постоянно множество хозяйственных операций. При этом имущество, денежные средства, обязательства находятся в постоянном движении и меняются как по составу и размещению, так и по источникам образования. Отражать движение и изменения средств, которые происходят в результате хозяйственных операций в самом балансе невозможно, так как хозяйственных операций много. Для этого применяются бухгалтерские счета, которые образуют взаимосвязанную систему. В течение отчетного периода учет хозяйственных операций производится с помощью счетов на основании документальных данных. Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля и отражения в денежной оценке хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками образования средств, хозяйственными процессами. Счет – накопитель информации и основная единица хранения информации об отдельном объекте учета. На основе счетов составляется самая главная форма отчетности – баланс. Внешне счета выглядят по-разному: в виде книг, ведомостей, всевозможных таблиц. Любой счет имеет название, соответствующее учитываемому объекту, цифровой код, указанный в Плане счетов. На счете последовательно записываются операции, вызывающие изменения в средствах или источниках средств, для которых открыт счет. Например, на счете 10 "Материалы" собрана информация о материалах и на этом счете не может быть информации о наличных денежных средствах в кассе предприятия. Для наглядности изучение счетов бухгалтерского учета удобно начинать с учебной формы счета, которая называется Т-счет. То есть Т-счет – простейшая модель бухгалтерского счета. Счет имеет форму таблицы, имеющей, как уже отмечалось, определенное название. Левая часть счета называется "дебет", правая – "кредит". Кроме того, каждый счет имеет начальное и конечное сальдо (остаток) и дебетовый и кредитовый обороты. Счета непосредственно связаны со статьями бухгалтерского баланса. Поэтому все счета делят на: активные и пассивные. 2. Активные счета – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение. Сальдо активного счета всегда дебетовое. При этом по дебету активного счета отражаются операции, приводящие к увеличению учитываемого объекта, а по кредиту – приводящие к уменьшению учитываемого объекта. Обороты по дебету и кредиту счета – это суммы всех записей соответственно по дебету и кредиту без учета начального сальдо. Рассмотрим, например, счет 50. Он имеет название "Касса" и предназначен для учета операций, связанных с движением наличных денежных средств в кассе предприятия. Допустим, сальдо счета 50 «Касса» на 01 октября составило 1200 рублей. Это означает, что утром в начале рабочего дня в кассе предприятия находилось 1200 рублей. 1) Предположим, что в этот же день кассир предприятия пошла в банк и получила по чеку 5000 рублей для выдачи под отчет работнику предприятия, который направляется в командировку. В результате этой операции количество денег в кассе увеличилось, следовательно, данную сумму нужно записать по дебету счета "Касса". 2) Затем кассир согласно расходному кассовому ордеру выдала из кассы под отчет на командировочные расходы 5000 рублей. В результате данной операции количество денег в кассе уменьшилось, 5000 рублей в данном случае запишем в кредит счета "Касса". 3) Вечером того же дня в кассу предприятия поступила выручка от покупателя за проданную готовую продукцию в сумме 6900 рублей, что привело к увеличению денежных средств в кассе организации. Следовательно, сумму 6900 нужно отразить по дебету счета "Касса". Ниже приведена схема активного счета. Схема активного счета Цифровой код и название счета Дебет 50 «Касса» Кредит Сальдо начальное – 1200 Хозяйственные операции, которые привели к увеличению объекта: 1) 5000 3) 6900 Хозяйственные операции, которые привели к уменьшению объекта: 2) 5000 Оборот по дебету 11900 Оборот по кредиту 5000 Сальдо конечное 7200 Сальдо конечное в активных счетах определяется следующим образом: Ск = сальдо начальное + оборот по дебету - оборот по кредиту. Ск = 1200 + 11900 - 5000 = 7200 (руб.) 3.Пассивные счета – это счета, предназначенные для учета источников формирования средствпредприятия: капитала и обязательств. Пассивные счета имеют ту же форму, состав и структуру, чтои активные счета, но только сальдо пассивного счета всегда кредитовое. Ниже представлена схемапассивного счета. Схема пассивного счета Дебет Цифровой код и название счета Кредит Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение объекта учета Сальдо начальное Хозяйственные операции, вызывающие увеличение объекта учета Оборот по дебету Оборот по кредиту Сальдо конечное Сальдо конечное в пассивных счетах определяется следующим образом: Ск = С н + оборот по кредиту – оборот по дебету. 4.Наряду с активными и пассивными счетами есть счета активно-пассивные. В таких счетах остаток может быть и ли дебетовым или кредитовым или тем и другим одновременно (развернутое сальдо) Например, к такому типу счетов относится счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Схема активно – пассивного счета Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит Сальдо – дебиторская задолженность Сальдо – кредиторская задолженность 1. Уменьшение кредиторской задолженности. 2. Увеличение дебиторской задолженности 1.Увеличение кредиторской задолженности 2. Уменьшение дебиторской задолженности Сальдо – дебиторская задолженность Сальдо – кредиторская задолженность На счете, независимо от того, активный он или пассивный, должно быть отражено в первую очередь начальное сальдо. Именно с записью начального сальдо связано открытие счета. Если в данном месяце на счете не было начального сальдо, то открытие счета связано с записью первой хозяйственной операции текущего месяца. Тема 6. Двойная запись операций на счетах бухгалтерского учета 1. Сущность двойной записи 2. Аналитический и синтетический учет, их взаимосвязь 1. Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды – по дебету одного и кредиту другого счета. Это называется методом двойной записи. Взаимосвязь между счетами при этом называется корреспонденцией счетов, а счета – корреспондирующими. Например, в кассу с расчетного счета предприятия поступили денежные средства на выплату заработной платы. В результате этой операции количество денежных средств в кассе предприятия увеличится, а на расчетном счете – уменьшится. Так как оба счета бухгалтерского учета активные, поступление денежных средств в кассу отразится по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 51 «Расчетные счета». Д-т сч. 50 «Касса» К-т сч. 51 «Расчетные счета» – 700000 рублей. На практике имеют место операции, затрагивающие дебет одного, а кредит нескольких счетов или наоборот. Такие корреспонденции счетов называются сложными. Таким образом, любая хозяйственная операция, затрагивая два счета, затрагивает два объекта учета. Сущность двойной записи объясняется строением баланса, в котором с двух позиций рассматривается имущество предприятия: по составу и размещению (актив) и по источникам образования (пассив). Любая хозяйственная операция, как ранее уже было выяснено, затрагивает две статьи баланса. Следовательно, необходимость двойной записи вытекает из метода балансовой группировки имущества предприятия. Метод двойной записи имеет большое контрольное значение, т. е. позволяет следить за правильностью отражения на счетах хозяйственных операций: сумма оборотов по дебету всех счетов должна совпадать с суммой оборотов по кредиту всех счетов. Одним из способов обобщения данных бухгалтерского учета является составление оборотных или оборотно-сальдовых ведомостей, которые заполняются на основании данных бухгалтерских счетов, оборотно-сальдовая ведомость имеет следующую структуру. Таблица 1 – Оборотно–сальдовая ведомость по счетам синтетического учета Наименование счета Сальдо на начало месяца Оборот за месяц Сальдо на конец месяца А Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит 01 «Основные средства» 50 «Касса» и другие счета. Итого Оборотная ведомость имеет три пары равных итогов строки «Итого» колонок «Дебет» и «Кредит» по показателям: «Сальдо на начало месяца» – вытекает из вступительного баланса; «Сальдо на конец месяца» – подтверждает строение конечного баланса; «Оборот за месяц» – вытекает из сущности двойной записи. 2 Активные и пассивные счета бухгалтерского учета делят на синтетические и аналитические. Все приведенные выше счета относятся к счетам синтетического (обобщающего) учета, так как дают обобщенные показатели по имуществу предприятия и источникам образования только в денежном выражении. Учет с использованием синтетических счетов называется синтетическим учетом. Для контроля за деятельностью экономического субъекта одних данных синтетических счетов недостаточно. Например, чтобы проверить обеспеченность организации необходимыми материалами, надо знать не только сумму материальных ценностей, имеющихся в распоряжении общества и числящихся на счете 10 "Материалы", но и количество по каждому наименованию. Поэтому, чтобы получить детальные сведения по каждому синтетическому счету, необходимо эти счета делить на группы и подгруппы: синтетический счет разделить на несколько более мелких счетов – субсчетов, а каждый субсчет разделить на еще более мелкие аналитические счета. Так синтетический счет 10 "Материалы" можно поделить на следующие субсчета: 10/1 "Сырье и основные материалы", 10/2 "Комплектующие", 10/3 "Топливо" и т.д. А к каждому субсчету открыть аналитические счета. Если предприятие машиностроительное, то субсчету 10/1 "Сырье и основные материалы" будет отнесен металл. Тогда можно открыть аналитические счета по маркам стали, чугуна, сплавов, используемых для изготовления продукции. Синтетические и аналитические счета взаимосвязаны: сальдо и обороты нескольких аналитических счетов равны сальдо и оборотам одного синтетического счета, соответствующего им. Аналитический счет может иметь, например, следующий вид: Аналитический счет “Сталь марки СТ-45” № п/п Содержание операции Приход Расход Остаток Кол-во Сумма Кол-во Сумма Кол-во Сумма Сальдо на 01.01.20__ 500 100000 1 Поступило от метал-лургического завода 800 160000 1300 260000 2 Отпущено в цех №1 400 80000 900 180000 Итого за месяц 800 160000 400 80000 900 180000
«Бухгалтерский учет как информационная система о деятельности экономического субъекта» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot